На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа Усовершенствования оценки доходов, расходов и прибыли коммерческого банка

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 30.05.2012. Сдан: 2010. Страниц: 16. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Усовершенствования  оценки доходов, расходов и прибыли  коммерческого банка 
 

Усовершенствования  оценки доходов, расходов и прибыли  коммерческого банка 

С о д е  р ж а н и е 

Стор. 

ВСТУПЛЕНИЕ 

Банковская политика, и ее влияние на финансовые результаты банковской системы . 

1.1. Формирование  банковской политики 

1.2. Управление  ликвидностью в банковских учреждениях. 

Доходы, расходы  и прибыль коммерческого банка 

и их характеристика. 

Показатели оценки финансовых результатов деятельности 

коммерческого банка. 

2.1 Основные методики  оценки доходов 

2.2 Оценка расходов 

2.3 Оценка прибыльности  банка 

3. Использование  новых методик оценки доходов,  расходов и прибыли 

коммерческого банка 

3.1.Оценка расходов  банка. 

3.2.Анализ доходности  банка. 

3.3 . Анализ прибыльности коммерческого банка. 

Выводы и предложения. 

Список использованной литературы. 

Дополнения. 

Вступление 

В недавнем прошлом  коммерческие банки занимали особенное  положение в экономике западных стран. Государственные органы всегда поддерживали банки в случае кризиса ликвидности или при угрозе банкротства, чтобы гарантировать стабильность финансовой системы. При этом финансовое законодательство ограничивало сферу деятельности коммерческих банков, точно определяя что и как они могут делать, и одновременно оберегало банки от появления конкурентов. Банки при этом играли традиционную роль посредника между вкладчиками и заемщиками и обеспечивали функционирование платежной системы, относительно мало думая о применении новых методов и технологий. 

Однако последняя четверть возраста была периодом глубоких изменений в банковском деле, многочисленных новостей в организации, методах управления банками и формах обслуживания корпоративных и индивидуальных клиентов. 

Эти процессы в  разной мере и с разной интенсивностью коснулись всех стран, включая Украину. Подчеркивая значимость возникающих изменений, эксперты нередко называют их “финансовой революцией". Приемы и методы банковской деятельности осложняются, принимая новые пределы. В то же время возникают абсолютно новые виды операций и услуг, которые не имели аналоги в мировой практике и что стали возможными благодаря сложному сочетанию причин, которые влияют на спрос и предложение денежного капитала. 

За последние  несколько лет банковская система  Украины потерпела глобальные изменения. Произошел резкий переход от централизованной к коммерческие децентрализующей двухуровневой банковской системе, в которой четко размежеваны функции центрального и коммерческих банков. Вследствие этого усилилась конкуренция в банковской среде. 

Один из важнейших  аспектов банковских изменений получил  название интернационализации или  глобализации. Это процесс расширения сферы деятельности больших банков за пределы национальных границ, что  сопровождается созданием сети зарубежных филиалов, с одной стороны, и ростом числа иностранных банков - с другой. В результате интернационализации финансовых рынков, банки сталкиваются с изменениями конъюнктуры рынков не только национальных, но и мировых, что еще более осложняет управление банковским портфелем. В условиях рыночной экономики возможность привлечения дополнительных ресурсов для банков однозначно предопределенная мерой их финансовой стойкости. Растет заинтересованность в качестве финансового положения банка со стороны его клиентов и владельцев. Финансовая стабильность банка становится вопросом его выживания, поскольку банкротство в условиях рынка выступает достоверным результатом финансовой деятельности наравне с другими возможностями. Надежность банка становится первоочередным вопросом на сегодняшний момент. 

Для определения  надежности коммерческого банка  прежде всего анализируют доходы банка, его расходы и прибыль, которые являются основными показателями результативности его финансовой деятельности. 

Таким образом, целью данной работы является теоретическое обоснование методик оценки доходов, расходов и прибылей коммерческого банка. Предмет исследования – доходы, расходы и прибыли коммерческого банка. 

Объектом является непосредственно коммерческий банк. 

Задачи, поставленные перед данной работой: 

определение понятий  та сущность доходов, расходов и прибыли  коммерческого банка ; 

анализ основных показателей оценки доходов, расходов и прибыли коммерческого банка ; 

рассмотрение  новых методик и международного опыта оценки доходов, расходов и  прибыли коммерческого банка . 

1. Банковская  политика, и ее влияние на финансовые  результаты 

банковской системы 

Формирования  банковской политики 

Банковская политика, которая определяет действия на перспективу, производится в процессе стратегического  планирования, которое являет собой наиболее ответственную часть банковского управления. Составными частями банковской политики является: 

кредитная политика; 

депозитная политика; 

инвестиционная  политика; 

процентная политика. 

При формировании банковской политики большое значение имеет определение перспектив изменений количественных, качественных и социальных показателей развитию банка, обоснования принципов осуществления его деятельности, выделения приоритетов и выбор методов организации работы. Как отмечает И.Д.Мамонова, “при современных условиях далеко не все вновь созданные коммерческие банки имеют продуманную политику своей деятельности. Да, много из них не произвели критерии выбора клиентов для кредитования, то есть, в сущности, “подстраиваются” под требования клиентов при организации кредитного процесса” [1;43]. 

Формирование  экономически обоснованной банковской политики требует решению трех важных вопросов: 

организационного; 

экономического; 

информационного. 

Организационный вопрос предусматривает определение  подраздела, который занимается планированием, начиная с появления важной идеи и вплоть до ее воплощения в конкретные мероприятия и цифровые показатели. В банках высокоразвитых стран с рыночной экономикой планированием занимаются: 

плановый отдел, созданный именно для этого; 

временный коллектив  – так называемый мозговой центр, созданный для решения какой-то определенной проблемы. В его состав входят творческие люди не из числа  банковских служащих. До такой работы могут быть привлечены ученые, юристы, финансисты (бухгалтера) предприятий, организаций и т.и. 

Банковская политика, как и стратегическое планирование в целом, основывается на глубоком анализе  конъюнктуры денежного рынка  и возможностях самого банка. 

Важным элементом  аналитической работы банка при  формировании им своей политики есть банковский маркетинг, который предусматривает выполнение следующих заданий: 

анализ спроса и предложения на банковские услуги в данном регионе, а также за его  пределами; 

оценка места  данного банка в удовлетворении существующих потребностей в банковских услугах (кредитование, инвестирование, консультирование, организация безналичных расчетов, проведения лизинговых операций и тому подобное); 

сравнение норм расходов на осуществления соответствующие  операций разными банками; 

налаживание рекламы. 

В зарубежной практике много коммерческих банков, созданные  как территориальные, впоследствии вышли за пределы обслуживаемой  территории, создав филиалы своих  банков по всей стране” [ ]. Успешное применение маркетинга требует хорошего знания банком, в каких банковских услугах нуждаются фирмы, расположенные на территории, которую он обслуживает, количественные параметры этих услуг, требования клиентов к их качеству. Из этой целью банк может проводить анкетирование своих реальных и потенциальных клиентов. В такой анкете должны быть перечислены виды услуг, в которых нуждаться клиент. 

В то же время  банк изучает свои возможности учитывая объем и структуру кредитных  ресурсов, ликвидность баланса, уровень  расходов на проведение соответствующих операций, техническую оснащенность банка, квалификацию кадров, На основании такого анализа банк формирует политику относительно каждой сферы деятельности (кредитная, инвестиционная, расчетная и тому подобное). При этом обязательно учитываются и возможности банков – конкурентов. 

Необходимыми  условиями успешного проведения банковского маркетинга является создание разветвленной системы информационной службы, высокая техническая оснащенность, в частности возможность применения электронно-вычислительной техники в процессе анализа и прогнозирования конъюнктуры рынка, организации рекламы. 

1.2 Управление  ликвидностью в банковских учреждениях 

Важным фактором, который влияет на спрос на тот  или другой банковский актив есть его ликвидность, “то есть насколько  быстро этот актив можно превратить в наличность без значительных потерь его стоимости” [2;140]. Поэтому одним из главных заданий, что стоит перед всяким банком, является обеспечение достаточного количества наличности, необходимого для выплаты вкладчикам в случае отлива вкладов, то есть когда депозиты теряются, потому что вкладчики изымают свои деньги и требуют получения наличности. “Чтобы иметь под рукой достаточную сумму наличности, банк должен управлять ликвидностью. Ему нужно для покрытия обязательств вкладчикам иметь соответствующее количество ликвидных активов” [2;264]. 

Н.Д. Билостоцка отмечает, что “ повседневная работа коммерческого банка по управлению ликвидностью направлена на самосохранение банка, условием которого выступает  беспрестанное выполнение обязательств перед клиентами. Из организационной точки зрению она предусматривает соблюдение соотношений отдельных групп и статей пассивов и активов баланса, зафиксированных в определенных показателях” [1;88]. Такие показатели разделяют на внутренних и внешних. 

К внешним показателям  принадлежат те, которые устанавливаются  Национальным банком. Они являют собой  форму государственного управления деятельностью коммерческого банка. Внутренние показатели определяют наиболее общие пропорции, необходимые для  обеспечения финансовой стойкости банка. Например, показатель текущей ликвидности К4 раскрывает отношение общей суммы ликвидных средств к обязательствам банка по счетам до востребования. Если его значение для коммерческих банков равняется 0,3, то это значит, что 30 % активов, которые отвечают сумме остатков счетов до востребования, необходимо держать в наиболее ликвидной форме: остатков денег в кассах банка, остатков на его корреспондентских счетах, облигаций государственных ссуд, выданных кредитов сроком погашения до 1 месяца и тому подобное. Конкретная частица каждого из этих активов в их общем объеме определяется самим коммерческим банкуом, причем она не может складываться произвольно. Пропорции отдельных видов ликвидных активов устанавливаются коммерческим банком самостоятельно с учетом традиций, которые сложились и специфики работы, а также особенностей деятельности клиентуры. Эти пропорции фиксируются в форме внутренних показателей ликвидности и служат ориентиром в оперативной работе соответствующих служб и специалистов банка. 

При работе из управления ликвидностью нужно учитывать разные факторы, которые можно условно  возвести в четыре группы: 

А) случайные  и чрезвычайные, что возникают  в связи с особенностями деятельности клиентов банка; 

Бы) сезонные, что  имеют отношение к производству и переработке сельскохозяйственной продукции; 

В) циклические, что отбивают колебание деловой  активности; 

Грамм) долгосрочные, вызванные сдвигами в потреблении, инвестиционном процессе, развитием  научно-технического прогресса. 

Все эти показатели являются своеобразными ограничениями, которые обеспечивают соответствующую  направленность деятельности коммерческого  банка; их соблюдение не является непосредственной работой банка. Целевая функция  управления банком определяется содержанием процесса – поскольку банк являет собой коммерческое предприятие, окончательно. Целью его деятельности является получение прибыли. Этим обеспечивается “самосохранение” банка как учреждения, которое функционирует в рыночной среде. 

Основой ликвидности  для коммерческого банка является обеспечение прибыльности производственной деятельности (выполняемых операций). В то же время особенности работы банка как учреждения, деятельность которого основывается на использовании средств клиентов, диктует необходимость применения специфических показателей ликвидности. Хотя общая и специфическая ликвидность коммерческого банка дополняют друг друга, направленность их действия является противоположной. Максимальная специфическая ликвидность достигается при максимизации остатков в кассах и на корреспондентских счетах по отношению к другим активам. Но именно в этом случае прибыль банка минимальна. Максимизация прибыли требует не сбережения средств, а их применения джля предоставления заемов и осуществления инвестиций. Поскольку для этого необходимо возвести кассовую наличность и остатки на корреспондентских счетах к минимуму, то максимизация прибыли угрожает беспрестанности выполнения банком своих обязательств перед клиентами. 

“Следовательно, сущность банковского управления ликвидностью заключается в гибком сочетании противоположных требований общей и специфической ликвидности. Целевая функция управления ликвидностью коммерческим банком заключается в максимизации прибыли при обов’язковом соблюдении установленных и визненних самим банком экономических нормативов” [1;89-90]. 

Осуществление управления ликвидностью требует соответствующего оперативно информационного обеспечения. Банк повинен иметь оперативную  информацию об имеющихся у него ликвидных  средствах, ожидаемых поступлениях и будущих платежах. Эта информация подается в виде графиков поступлений и платежей, которые выплывают из принятых обязательств, на соответствующий период. Данная информация является основой для рассмотрения пакета кредитных предложений на данный период. 

Банковское управление ликвидностью имеет определенные особенности  сравнительно с другими коммерческими  предприятиями. Как и в других предприятиях, в банках максимизация прибыли достигается увеличением  поступлений (выторгу) и сокращением  расходов. Однако содержание этих показателей в коммерческих банках специфическое. Они включают не общий (валовой) оборот банковского “выторга”, а лишь ту его часть, которая обеспечивает формирование и использование прибыли. Основной элемент оборота – предоставление и погашение заемов – регулируется в соответствии с законами движения стоимости, которая предоставлена в ссуду. 

Объем валовой  прибыли банка зависит от размера  средств, предоставленных взаем, и  их “цены”, то есть процентных ставок. Действие каждого из этих факторов, кроме влияния рыночной конъюнктуры, зависит от специфических требований обеспечения ликвидности. 

Величина кредитных  вложений коммерческого банка определяется объемом собственных и привлеченных средств. Однако не все эти средства могут быть использованы для кредитования, ведь часть их банк оставляет в качестве резервов. Следовательно заданием банку является определение объема т.зв. эффективных ресурсов, то есть таких, которые направляются на осуществление кредитных вложений. Длоя вычисления их применяется такая формула: 

Кре = Уф Звк Д  Зр Ззал – НА – 0,1 (Д Ор) – 0,3 Ор, 

где: Кре –  эффективные кредитные ресурсы; 

Уф – уставный фонд; 

Звк– остатки  собственных средств банка; 

Д – депозиты; 

Зр – остатки  на расчетных и других счетах клиентов в банке; 

Ззал - другие привлечены средства; 

НА – ресурсы, вложенные в дом банка, оборудования и другие низьколиквидни активы. 

Согласно приведенной  формулы, объем эффективных ресурсов определяется как разница между  суммой пассивов баланса банка (за вычетом  вложений в активы – дома но др.) и остатков привлеченных средств, направленных в фонд регуляция кредитных ресурсов (10 % от остатков депозитов – 0,1 (Д Зр)), а также размещенных в ликвидные активы, которые исключают их использование для предоставления заемов (0,3 Зр). 

Если банк начинает свою деятельность, то он реализует  целевую функцию управления ликвидностью в адекватном размещении ресурсов, а если банк уже функционирует, то управление ликвидностью уже реализуется  в установлении объема и источников покрытия дефицита ресурсов. Объем свободных ресурсов (Крв) и дефицит ресурсов (Крд) визнавчаються как разница суммы эффективных ресурсов и фактических кредитных вложений банка (Квф): 

Крв (Крд) = Кре  – Квф. 

Доходы, расходы  и прибыль коммерческого банка 

и их характеристика 

Вся хозяйственная  деятельность коммерческого банка  – осуществление банковских соглашений - имеет название уставная деятельность. Ее проведение требует от коммерческого  банка значительных расходов, но кроме  расходов возникают доходы, как результат  деятельности коммерческого банка. Результатом сопоставления доходов и расходов является финансовый результат уставной деятельности, который выступает в виде прибыли или убытков. 

Понятие доходности коммерческого банки отображает позитивный совокупный результат деятельности банка во всех сферах его хозяйственно-финансовой и коммерческой деятельности. За счет доходов банка покрываются все его операционные расходы, включая административно-управленческие, формируется прибыль банка, размер которого определяет уровень дивидендов, увеличения собственных средств и развитие пассивных и активных операций. 

Для оценки доходов  и расходов необходимо рассчитать общую  сумму доходов банка, полученной им за период, со следующим делением ее на виды доходов, которые поступили  от проведения разнообразных видов банковских операций. 

Валовые доходы банку принято разделять на процентных и непроцентных. 

К процентным доходам  банка относятся: 

начислены и  получены проценты по заемам в гривневом  выражении; 

начислены и  получены проценты по заемам в иностранной валюте. 

Структура процентных доходов банка может быть подана также в виде: 

процентных доходов, полученных по межбанковским заемам; 

процентных доходов, которые поступили по коммерческим заемам. 

Непроцентные  доходы составляют: 

доходы от инвестиционной деятельности (дивиденды по ценным бумагам, доходы от участия в совместной деятельности предприятий и организации и др.); 

доходы от валютных операций; 

доходы от полученных комиссий и штрафов; 

другие доходы. 

Также доходы можно  разделить на банковских и небанковских. 

Банковские доходы – это те, что непосредственно  связанные с банковской деятельностью. 

Небанковские  – те, которые не относятся к  основной банковской деятельности, но обеспечивают ии осуществление. 

При оценке доходов  банка определяется удельный вес каждого вида дохода в их общей сумме или соответствующей группе доходов. Динамика доходных статей может сравниваться с предыдущими периодами, в том числе и по кварталам. Стабильный и ритмичный прирост доходов банка свидетельствует о его нормальной работе и о квалифицированном управлении. 

После проведения оценки структуры доходов банка  по укрупненных статьях стоит  более детально выучить структуру  доходов, которые формируют укрупненную  статью, которая занимает наибольшую удельная вес в общем объеме доходов. ) 

Анализируя одновременно доходы конкретного банки и динамику структуры актива баланса, можем  сделать вывод, что не все активы банка приносят ему адекватную прибыль. Это относится к активам, которые  обычно не приносят доход (например, средства в кассе и на корреспондентском счете, резервы в НБУ банка является результатом оптимальной структуры его баланса как в части активов, так и пассивов, целевой направленности в деятельности банковского персонала в этом направлении. Другими важными условиями обеспечения доходности банка является рационализация структуры расходов и доходов, расчеты процентной маржу и выявление тенденций в доходности заимообразных операций, планирования минимальной доходной маржи для прогнозирование ориентированного уровня процентов по активным и пассивным операциям. Условием доходности банковской деятельности безусловно является поддержка ликвидности, управления банковскими рисками, их минимизация. 

Оценка расходов банка осуществляется по той же схеме, что и оценка его доходов. Валовые расходы банка можно разделить на процентных и непроцентных. 

Процентные расходы  составляют: 

• начислены  и оплачены проценты в гривнях; •  начислены и оплачены проценты в  валюте. 

К непроцентным расходам относят: 

операционные  расходы: 

оплачены комиссионные по услугам и корреспондентским  отношениям; 

расходы по операциям  с ценными бумагами; 

расходы по операциям  на валютном рынке; 

расходы по обеспечению  функционирования банка: 

расходы на содержание аппарата управления; 

хозяйственные расходы; 

другие расходы: 

штрафы, пене, неустойки  оплачены; 

проценты и  комиссионные прошлого лет и так  далее 

Больше всего  значительными статьями операционных расходов банка традиционно являются расходы: 

• по выплате  процентов по текущим и срочным  вкладам; 

• связанные  с выплатой комиссионных другим банкам и другим финансово- кредитным основаниям за предоставленные услуги; 

• по содержанию и эксплуатации домов и оборудования; 

• на заработную плату персонала; 

• на создание специальных  резервов. 

В последние годы наблюдается рост удельного веса расходов на выплату процентов по вкладам клиентов. Это объясняется, во-первых, повышением уровня процентных ставок по депозитам в результате усиления конкурентной борьбы и, во-вторых, увеличением удельного веса депозитных счетов в общей сумме притянутых средств. 

Банки, которые  выполняют международные расчетные  операции, платят комиссионные банка, который выполняет поручение  на осуществление операций (аккредитивных, инкассовых и др.). Но конечным плательщиком выступает клиент банка, из поручения которого проведена операция. Банк в полном объеме списывает из его счета оплаченную им комиссию. 

Расходы банка  на содержание и эксплуатацию домов  и оборудование, оплату персонала  и социальные пособия носят относительно постоянный характер. Их удельный вес в общей сумме расходов банка очень значительный. 

Определена часть  средств банка тратится на создание резервов. Другие расходы в счете  прибылей и убытков банка показываются по статьи «Другие операционные расходы». Это взносы, расходы на рекламу, инвентарь и материалы, на оплату услуг аудиторских фирм, судебные и транспортные расходы, а также некоторые виды налогов. 

Рост операционных расходов не только отражает неблагоприятное  состояние конъюнктуры рынка, на котором банк привлекает ресурсы, но и может свидетельствовать об ухудшении менеджмента. Особенное внимание заслуживает оценка двух групп статей: расходы, связанные из обеспечением функционирования банка (особенно административно-хозяйственные) и расходы, связанные с повышением ризикованости банковской деятельности (создания обязательные и других страховых резервов). 

Одна из основных целей коммерческих банков - это  получение прибыли, которая является источником выплаты дивидендов акционерам (пайщикам), создания фондов банка, базой повышения благосостояния рабочих банка и так далее Прибыль банка являет собой разницу между его валовыми доходом и расходами, то есть это – финансовые результаты деятельности коммерческого банка, которые отображаются в отчете о финансовых результатах коммерческого банка. 

В соответствии с действующей методикой, коммерческие банки определяют прибыль или  убытки от своей деятельности раз  в квартал, в последний операционный день квартала. В течение квартала прибыли и расходы учитываются  нарастающим итогом. Распределение прибыли банка осуществляется по итогам деятельности за год в соответствии с решением общих собраний акционеров (пайщиков) банка. 

Прибыль коммерческих банков облагается налогом согласно Закона "О налогообложении прибыли  предприятий" по ставке 30 %. 

После уплаты налогов  и штрафов, которые налагаются налоговой  инспекцией, Национальным банком Украины  и другими органами из прибыли  банка проводятся отчисления в его  резервный фонд в размере не менее  чем 5 % прибыли, которая остается в  распоряжении банка. Потом осуществляются отчисление в фонды экономического стимулирования банка, на благотворительные и спонсорские мероприятия, на выплату вознаграждений руководству банка. Из суммы, которая осталась выплачиваются дивиденды акционерам (пайщикам). Если и после этого остается нераспределенная прибыль, он может быть направлен на индексацию акций (паев) или же на прирост капитала банка. 

Убытки банка  по итогам деятельности за год покрываются  за счет резервного фонда, а при его  недостаточности - за счет уменьшения капитала. 

При убыточной  деятельности банка акционерами (пайщиками) или Национальным банком Украины  решается вопрос о целесообразности его последующего функционирования : сохранение, реорганизация или  ликвидация. 

Прибыль является важнейшим показателем оценки деятельности коммерческих банков. Он используется аналитиками для определения рейтингов банков на основе их балансов. Показатели оценки финансовых результатов деятельности 

коммерческого банка 

2.1. Основные  методики оценки доходов 

Для оценки доходов и расходов, необходимо сначала определить удельный вес групп доходов и расходов в общей сумме доходов и расходов. Для этого мы разносим доходы и расходы по вышеупомянутым группам и определяем их удельный вес в валовых доходах и расходах. 

Рост процентный доходов преимущественно может происходить в результате двух факторов: 

увеличение средних  остатков за выданными кредитами; 

повышение среднего уровня применяемой процентной ставки за кредит. 

Влияние первого  фактора на получение банком дохода может быть определено формулой: 

DVP = (V1 – V2)*r1, 

в какой V2 — средние  остатки за выданными кредитами  в периоде, который анализируется; 

V1 — то же  в предыдущем периоде; 

r1 — средний  уровень процентной ставки в  предыдущем периоде. 

Например, если брать доходы по Приватбанку состоянием на 01,10,98р, можно сделать следующие розрихунки: 

V1 = 855,920 

V2 = 840.6 

r1= 0.55 

DVP = 15.32 * 0.55 = 8.426 

Измерять влияние  изменения среднего уровня процентной ставки на доход банка можно согласно формуле: 

Drr=(r2 – r1 )*V1, 

в какой r2 — средний  размер процентной ставки, которая  берется за пользование кредитом в периоде, который анализируется; 

r1 — средний  размер процентной ставки, которая  является платой за користуван  кредитом в предыдущем периоде; 

V1 — средние остатки за выданными кредитами в предыдущем периоде. 

По Приватбанку  расчеты будут иметь такой  вид: 

Drr=(0,6 – 0,55 )* 855,920 = 42,796 

Влияние обоих  факторов на динамику банковского дохода можно выразить с помощью формулы: Dp=dpv*drr. 

По Приватбанку: DP = 8.426*42,796=360,59 

Проведенный анализ дает финансовому менеджеру возможность  осуществлять количественную оценку того, который из двух факторов (средние  остатки за выданными кредитами  или средний размер процентной ставки) в большей степени отобразится в процентном доходе. 

Следующий этап анализа — качественен. Он дает возможность  выяснить причины, которые вызывают изменения указанных факторов. Увеличение средних остатков за выданными кредитами  предопределенно такими факторами: 

1. Общим ростом  заимообразных активов в периоде, который анализируется сравнительно с соответствующим периодом в прошлом году или предыдущим периодом. 

Темп роста (Т) равняется: заимообразные активы этого  периода разделены на активы прошлого периода. 

В Приватбанке  этот показатель равняется 1,02 

Якшо Т > 1, то можно считать, что деятельность коммерческого банка была позитивной, якшо Т < 1, то негативной. 

Замедление темпов роста означает для банка потерю его позиций и тиснення его  из рынка в результате снижения финансовой стойкости. 

2. Увеличением  удельного веса заимообразных  активов, которые приносят доход  в виде процентов, совокупных  активов. 

А — заимообразные  активы, разделенные на общую сумму  активов. Если будет получен результат, за которым А > 0,80, то можно сделать  вывод относительно позитивной оценки деятельности банка, если А < 0,80, то банку необходимо улучшить структуру активов в сторону роста заимообразных активов. 

(132,400 855,920)/ 1614,262 = 0,612243, 

то есть Приватбанку  необходимо улучшить структуру активов. 

Полученный показатель целесообразно сопоставить с  аналогичным показателем переднего  периода. 

В Приватбанке  этот показатель за предыдущий год  равнялся 0,7824, то есть структура активов  в сравнении с предыдущим годом  ухудшилась. 

Рост среднего уровня процентной ставки за кредитными операциями может быть предопределено: 

— повышением общего уровня процентной ставки на кредитном  рынке (внешний фактор, который не зависит от деятельности банка); 

— структурой кредитного портфеля, то есть увеличением удельной вес рисковых кредитов в кредитном портфеле банка, предоставленных под высокие проценты (кредиты без обеспечения или гарантий, бланочные кредиты); 

увеличением просроченных кредитов, за которыми клиенты платят проценты, которые существенно превышают  базовый (средний) уровень. 

Рост среднего уровня заимообразного процента, предопределенный повышенном частицы высокорисковых кредитов и просроченной задолженностью, нуждается в углубленном дополнительном анализе с целью обеспечения  ликвидности яансу и финансовой стойкости банка. 

Следующий этап анализа процентных доходов заключается  в исследовании их структуры. В целом  среди украинских банков в последние  годы наблюдается тенденция снижения частицы процентных доходов в  их общем объеме. При этом непроцентные доходы увеличиваются преимущественно за счет расширения объема кассово-расчетного обслуживания. Из одного потому что это явление позитивно, потому что свидетельствует о расширении количества клиентов, увеличения количества услуг за расчетно-кассовым обслуживанием. С иного стороны, эти цифры также свидетельствуют о неразвитости в Украине рынка услуг вообще и факторинговых, лизинговых, трастовых, которые занимают существенное место в деятельности западных банков, в частности. 

В анализе и  управлении процентными доходами, на наш взгляд, следует выходить из некоторых выводов. 

Во-первых, рост поступлений процентов за краткосрочными, ссудами сравнительно с долгосрочными  в условиях инфляции следует расценивать  положительно, потому что лишь краткосрочные и сверхкраткосрочные вложения могут оказаться эффективными и определить скорость обесценения национальной денежной единицы. 

Во-вторых, с  точки зрения перспективы нельзя полностью отказаться долгосрочных ссуд, которые в наибольшей степени испытывают негативное влияние инфляции. Участие банка в долгосрочных проектах может в будущем принести значительные доходы, что окупит теперешние потери. За долгосрочными ссудами целесообразно устанавливать "плавающую" процентную ставку. Оптимальная частица процентов, которая поступает за долгосрочными ссудами, в общем объеме процентных доходов, очевидно, не повинная превышать 15% для банков, которые не занимаются инвестиционной деятельностью. 

В-третьих, удельный вес поступлений за просроченными  ссудами в общем объеме процентных доходов не должен превышать 2—3%. Если и уровень не выдерживается, то его превышение можно квалифицировать как сигнал о неудовлетворительном состоянии качества кредитного портфеля банка и возможной угрозе для ликвидности и финансовой стойкости банка. 

В-четвертых, рост доходов от межбанковских кредитов свидетельствует о специализации  банка на межбанковских операциях. Межбанковские ссуды - существенный источник поступления процентов, но менее доходное, чем краткости  кови ссуды коммерческим структурам, которые одновременно есть и ризиковишими. 

Анализу процентных расходов предшествует расчет относительных  показателей, которые дают возможность  оценить средний уровень дохидности кредитных операций в целом и  каждой отдельной группы кредитов. (табл. 1) 

Таблица 1. Уровень  дохидности кредитных операций 

Процентные доходы (валовые) / средние остатки за всеми  заимообразными счетами 

Получены проценты за краткосрочными ссудами / средние  остатки за исследуемой группой  кредитов 

Проценты, одрежани за долгосрочными ссудами / средние залишкуи за долгосрочными ссудами 

Проценты, полученные за факторингом / средние остатки  за факторингом 

Динамика показателей  в таблице дает возможность оценить, за счет каких кредитных операций достигнут рост процентных доходов. Здесь целесообразно сосредоточить внимание на найдохидниших кредитах, но не во вред ликвидности своего баланса. При расчете дохидности всех кредитных операций банк может ориентуватися на уровень 12—13%, принятый в американской практике. 

Осуществлен анализ процентных доходов показано на рис. 1. 

Рис. 1. Процентные доходы и их структура 

В условиях высокой  инфляции возможности роста доходов  ограниченные за счет процентов за предоставленными кредитами. Насколько  банк активно использует другие источники получения доходов, показывает анализ структуры непроцентных доходов в динамике. 

Финансисты банка  имеют сделать программу расширения спектра платных услуг и других нетрадиционных операций, в частности  таких, как: 

— представление  консультационной помощи; 

— посредничество в размещении ценных бумаг своих  клиентов; 

— предоставление гарантий, поручительниц; 

— участие в  прибылях и тому подобное. 

Формирование  валовых доходов банков можно  выразить в виде зависимости, изображенной на рис. 2. 

Рис. 2. Структура  валовых доходов 

Обобщающим показателем  дохидности коммерческого банка  является средняя величина дохода на одного работника, который рассчитывается путем деления валового дохода на фактическую численность банковских работников. 

Таким образом, на рост валовых доходов банка влияют: 

повышение уровня дохидности кредитных операций (процентные 

доходы); 

увеличение частицы "работающих" активов, то есть тех, которые приносят доход, в суммарных  активах (оптимальный уровень должен быть не более низкий за 85%. 

К активам, которые  приносят доход, принадлежат: 

краткосрочные ссуды (за исключением бесплатных кредитов); 

долгосрочные  кредиты; 

кредиты другим банкам; 

ценные бумаги, паи, акции, задолженность за факторингом; 

средства, перечисленные  предприятиями для участия в их хозяйственной деятельности. 

Определить дохиднисть банку за активами можно, применив формулу 

D = A0 / A1, 

в какой А0 —  активы, которые приносят доход (средние  остатки); 

А1 — суммарные  активы (средние остатки). 

Если рассчитывать показатель, опираясь на данни по Приватбанку состоянием на 01,10,98, мы получимо следующие результаты: 

D = (132,400 855,920 139,535)/ (127,063 294,241 65,108)= 2,318724. 

2.2 Оценка расходов 

План счетов коммерческого банка предусматривает  деление операционных расходов на несколько групп, для которых открываются самостоятельные балансовые счета второго порядка: проценты, оплаченные за притянуты кредиты (рах. 70201), проценты, оплаченные юридическим лицам по заимствованным средствам (рах. 70202), проценты, оплаченные физическим лицам по депозитам (рах. 70203), расходы по операциям с ценными бумагами (рах. 70204), расходы по операциям с иностранной валютой (рах. 70205), другие расходы (рах. 70209).
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.