На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Концепция свободного програмного обеспечения

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 30.05.2012. Сдан: 2010. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ГОУ ВПО
ДВГУПС 
 
 
 

Кафедра «ИТИС» 
 
 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ 

Концепция свободного программного обеспечения 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнил: Джемерук А.С.
21К
Проверила: Резидинова 
 
 
 
 
 
 

Хабаровск 2010 
 
 

ОГЛАВЛЕНИЕ 
 
 
 

Введение

 
     Настоящая концепция развития разработки и  использования свободного программного обеспечения в Российской Федерации разработана Министерством информационных технологий и связи Российской Федерации в рамках реализации основных положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 2006 года и основывается на Концепции использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 года (одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2004 г. № 1244-р), Концепции региональной информатизации до 2010 года (одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2006 г. № 1024-р) и положениях Федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002-2010 годы)» (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2002 г. № 65).
     Под свободным программным обеспечением (СПО) в настоящей Концепции понимается разновидность программ для ЭВМ, лицензионным договором на право использования которых, предоставляются следующие права:
     использовать  программу для ЭВМ в любых, не запрещенных законом целях;
     получать  доступ к исходным текстам  программы  как в целях изучения и адаптации, так и в целях переработки  программы для ЭВМ;
      распространять  программу (бесплатно или за плату, по своему усмотрению);
      вносить изменения в программу для  ЭВМ (перерабатывать) и распространять экземпляры измененной (переработанной) программы с учетом возможных требований наследования лицензии.
      Термины, используемые в Концепции, определены в Глоссарии, разработанном Рабочей  группой по изучению вопросов разработки и использования СПО в Российской Федерации (Мининформсвязи России). С учетом требований законодательства, следуя терминологии отраслевого сообщества, в Концепции используются эквивалентные термины: программы для ЭВМ, компьютерные программы, программное обеспечение (ПО). 

      Развитие разработки и использования свободного программного обеспечения (СПО):
      оказывает комплексное воздействие и способствует развитию собственной отрасли разработки программ для ЭВМ;
      расширяет возможности участия российских разработчиков в выполнении работ и оказании услуг для государственных и муниципальных нужд, обеспечивая дополнительные инвестиции в развитие отечественного производителя;
      предоставляет широкие возможности обеспечения  информационной безопасности и технологической  независимости;
      снижает количество нарушений в сфере правовой защиты программ для ЭВМ;
      предоставляет уникальные возможности для целей  образования в области информационно-коммуникационных технологий вследствие имеющей правовую основу возможности свободно изучать документированный исходный код свободных программ для ЭВМ и модифицировать его, в том числе создавать на его базе собственные разработки. 

     Необходимость  специальных мер, направленных на развитие разработки и использования СПО  в Российской Федерации, обусловлена  отставанием России в данной сфере от экономически развитых стран.
     Кроме того, указанное отставание является одновременно причиной и следствием ряда системных проблем всей российской отрасли разработки программ для  ЭВМ. Поэтому развитие СПО будет  способствовать их выявлению и решению.
     В Концепции представлены результаты анализа существующей ситуации в  сфере информационных технологий и  вытекающие из него положения, направленные на развитие разработки и использования  СПО в Российской Федерации. 

Цели  и задачи Концепции

 
     Целями  Концепции являются:
     создание  условий, обеспечивающих органам государственной  власти, гражданам и субъектам  экономической деятельности получение  преимуществ в выполнении своих  задач от использования СПО в  масштабах, соответствующих мировому уровню;
     обеспечение перспективных направлений развития отрасли информационных технологий и связи, зависящих от развития СПО;
     выявление и содействие решению проблем  отрасли разработки программ для  ЭВМ, взаимосвязанных с проблемами развития СПО. 

     Для достижения указанных целей необходимо обеспечить:
     анализ  действующей правовой базы, включая  международное законодательство, в  целях выявления проблемных вопросов, связанных с развитием разработки и использования СПО, и разработку необходимых правовых актов;
     анализ  путей развития и возможных сценариев развития российского и мирового рынка программ для ЭВМ с учетом места и роли СПО в современной информационно-коммуникационной индустрии;
     развитие  инфраструктуры разработки и использования  СПО, в том числе для государственных и муниципальных нужд;
     реализацию  и/или поддержку перспективных  проектов СПО, в том числе для  государственных и муниципальных  нужд;
     организацию в целях расширения разработки и  использования СПО дополнительного  профессионального образования  специалистов в различных отраслях экономики и государственного управления, а также иных заинтересованных лиц. 

Государственная политика в области  разработки и использования  программ для ЭВМ  и принципы развития разработки и использования  СПО

 
      Государственная политика, относящаяся к разработке программ для ЭВМ для государственных и муниципальных нужд, направлена на повышение эффективности, унификацию и стандартизацию информационных технологий, а также повышение квалификации персонала и правовую охрану результатов интеллектуальной деятельности. 

      Концепция использования информационных технологий в деятельности федеральных органов  государственной власти до 2010 года (одобрена распоряжением Правительства  Российской Федерации от 27 сентября 2004 г. № 1244-р) определяет основные задачи государственной политики в данной сфере:
      формирование  общей информационно-технологической  инфраструктуры для обеспечения  деятельности федеральных органов  государственной власти;
      обеспечение информационной безопасности деятельности федеральных органов государственной власти и элементов информационно-технологической инфраструктуры;
      разработка  стандартов в сфере использования  информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной  власти, создания государственных информационных систем, их интеграции и совместного использования в рамках создания общего информационного пространства федеральных органов государственной власти;
      построение  единой системы управления процессом  использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти, обеспечивающей эффективную межведомственную координацию реализуемых государственных программ и проектов, их согласованное и взаимоувязанное выполнение в соответствии с основными приоритетами социально-экономического развития;
      увеличение  объемов, объединение и централизация  закупок однотипной продукции в  сфере информационных технологий в  интересах федеральных органов  государственной власти для получения  эффекта экономии на масштабе;
      реализация  комплексных программ подготовки и повышения квалификации государственных служащих в части использования информационных технологий, развитие необходимой образовательной инфраструктуры и методического обеспечения;
      совершенствование законодательной и иной нормативной  правовой базы в целях повышения эффективности использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти с учетом международной практики;
      защита  интеллектуальной собственности, недопущение  использования в деятельности федеральных  органов государственной власти программного обеспечения, не имеющего соответствующей лицензионной поддержки. 

      Концепция региональной информатизации до 2010 года (одобрена распоряжением Правительства  Российской Федерации от 17 июля 2006 г. № 1024-р) определяет следующие принципы государственной политики в сфере региональной информатизации, направленной на обеспечение выравнивания темпов и уровня региональной информатизации:
      информационная  открытость программ и проектов региональной информатизации для общества, обеспечение участия всех заинтересованных сторон в их разработке и оценке результатов реализации;
      реализация  комплексного подхода к региональной информатизации, обеспечение последовательности и согласованности реализации проектов и программ региональной информатизации;
      стандартизация, унификация и обеспечение совместимости  отдельных решений в рамках региональной информатизации;
      гармонизация  нормативной правовой и методической базы, регламентирующей процессы региональной информатизации, с федеральным законодательством.
      Частично  задачи государственной политики, имеющие  отношение к СПО, уже реализуются  в рамках Федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002-2010 годы)» (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2002 г. № 65). К таким задачам относятся:
      формирование  системы стандартов и методических рекомендаций по управлению внедрением информационных и коммуникационных          технологий в государственное управление, разработке и внедрению государственных информационных систем;
      разработка  и  тиражирование  типового программного   обеспечения   поддержки выполнения основных функций органов государственной власти    субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. 

      Доктрина  информационной безопасности Российской Федерации (утверждена Президентом Российской Федерации 9 сентября 2000 г., № Пр-1895) к внутренним источникам угрозы информационной безопасности Российской Федерации относит:
     отставание  России от ведущих стран мира по уровню информатизации федеральных  органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, кредитно-финансовой сферы, промышленности, сельского хозяйства, образования, здравоохранения, сферы услуг и быта граждан. 

     В целях реализации государственной политики, определенной в указанных документах, настоящая Концепция определяет следующие принципы развития разработки и использования СПО:
     подчинение  процессов развития и использования  СПО решению приоритетных задач  социально-экономического развития, повышению качества системы государственного управления, оказания государственных и муниципальных услуг, выполнения административных функций, обеспечения обороноспособности и национальной безопасности страны;
     обеспечение развития отечественной индустрии разработки программ для ЭВМ и иных высокотехнологичных производств, а также повышения конкурентоспособности отечественного производителя;
     обеспечение технологического суверенитета Российской Федерации;
     развитие  конкуренции в отрасли информационных технологий и связи Российской Федерации;
     обеспечение партнерства государства, бизнеса  и гражданского общества;
     обеспечение сбалансированности и обоснованности использования свободного и закрытого  ПО для государственных и муниципальных  нужд, а также унификации и стандартизации их разработки и использования;
     создание  единой нормативно-правовой базы разработки и использования СПО для государственных  и муниципальных нужд;
     обеспечение создания типовых программных решений  и их доступности для государства, научно-образовательного сообщества, граждан и участников рынка;
      повышение компетентности государственных служащих, работников бюджетной сферы и  иных заинтересованных лиц в сфере  использования информационных технологий; 

     Настоящая Концепция направлена на определение единой государственной политики в соответствии с указанными принципами. 

Правовые  вопросы, связанных  с разработкой  и использования  СПО

 
     Для целей настоящей Концепции правовые вопросы, связанные с разработкой  и использованием СПО разделены  на три группы:
     общие правовые вопросы;
     реализация  модели СПО в рамках российского  законодательства;
     правовое  регулирование, направленное на развитие конкуренции в области разработки и технической поддержки программ для ЭВМ и повышение конкурентоспособности  отечественных производителей. 

     Первая  группа вопросов связана с тем, что  в российском законодательстве режим  свободного использования произведения недостаточно изучен и проработан. Таким образом, для данного режима существуют более или менее значимые косвенные препятствия из-за того, что положения отечественного законодательства в ряде случаев подразумевают возмездное использование результатов интеллектуальной деятельности, в том числе на основании договора в письменной форме.
     Так, например, статья 1235 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает пятилетний срок лицензионного договора в случае, если в договоре он не определен; статья 1237 обязывает лицензиата представлять лицензиару отчеты об использовании результата интеллектуальной деятельности, если лицензионным договором не предусмотрено иное.
     Для эффективной реализации  правового  режима свободного использования результатов  интеллектуальной деятельности также  требуется анализ бюджетного и налогового законодательства.
     В целом, в области применения лицензионных договоров на право использования программ для ЭВМ существенными являются проблемы:
     заключения  лицензионных договоров в иных формах, кроме письменной;
     учета императивных норм законодательства различных  государств;
     учета применимого права различных государств и территориальной подсудности. 

     Проблема  применимости свободных лицензий в  рамках законодательства Российской Федерации (вторая группа вопросов) тесно связана  с первой группой вопросов и, прежде всего, с учетом императивных норм законодательства зарубежных стран.
     В рамках проекта IDABC1 (Interoperable Delivery of European eGovernment Services to public Administrations, Businesses and Citizens) исследовался вопрос применимости свободных лицензий в странах Европейского Союза. В результате разработана специальная лицензия (European Union Public Licence, EUPL), версия 1.0 которой одобрена 9 января 2007 г. и опубликована на английском, немецком и французском языках2. 

     В настоящее время во многих странах  мира и в Российской Федерации  применяются свободные лицензии, переведенные на национальные языки, что возможно в силу принципа свободы договора. Как правило, конфликтные ситуации не возникают или решаются в досудебном порядке. Основным существенным условием договора лицензиар считает требование наследования лицензии.
     Однако  в целях обеспечения масштабного  использования СПО для государственных  и муниципальных нужд необходима углубленная комплексная проработка указанных вопросов и, в случае необходимости, подготовка соответствующих предложений  по совершенствованию действующего законодательства.  

     С учетом общемировых тенденций развития рынка информационных технологий правовое регулирование, направленное на развитие конкуренции в области разработки и технической поддержки программ для ЭВМ и повышение конкурентоспособности отечественных производителей (третья группа вопросов), осуществляется в целях обеспечения единого порядка:
     использования открытых стандартов и спецификаций;
     получения (включая определение объёма и  оценку) и схемы управления правами  на программное обеспечение для ЭВМ, получаемыми заказчиками в результате выполнения работ для государственных и муниципальных нужд;
     повторного  использования программ для ЭВМ  и их компонентов, созданных в  рамках контрактов для государственных  и муниципальных нужд. 

     За  исключением предусмотренных законодательством  отдельных случаев, связанных с  обороноспособностью и безопасностью  государства, необходима реализация следующих  основных принципов распределения  между заказчиком и исполнителем прав на результаты интеллектуальной деятельности, созданные за счет бюджетной системы Российской Федерации, в рамках контрактов на разработку любых программ для ЭВМ:
     получение исполнителем исключительного права  на все результаты интеллектуальной деятельности;
     получение заказчиком на основании простой (неисключительной) лицензии набора прав, достаточного для полноценного использования компьютерной программы, включающего: внедрение, техническую поддержку и дальнейшее развитие, в том числе с возможностью привлечения к разработкам третьих лиц («принцип достаточности прав»). 

     При разработках за счет бюджетной системы  Российской Федерации программ для  ЭВМ в рамках проектов, основанных на свободных лицензиях, как правило, необходимо следовать  основной ветви  разработки, если, в отдельных случаях, не доказана целесообразность иного подхода.
      
     Необходимым направлением исследований правовых вопросов в целях развития конкуренции  также является влияние авторского и патентного права на мировой  рынок разработки и использования  программ для ЭВМ и роль различных режимов правовой защиты программ для ЭВМ в глобальной конкуренции. 

     В документах Рабочей группы по исследованию вопросов разработки и использования  СПО в Российской Федерации отмечается, что действующее законодательство не содержит прямых препятствий (запретов) для развития данной модели разработки, использования, технической поддержки и развития программ для ЭВМ. Так, нормы Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» позволяют государственному заказчику использовать СПО.
     Однако  практика применения данного Федерального закона для целей разработки программ для ЭВМ для государственных  и муниципальных нужд свидетельствует  о том, что для массового заказчика характерно:
     отсутствие  политики управления правами на компьютерные программы, в том числе эффективного порядка определения объёма, оценки и раздела между заказчиком и  исполнителем прав на создаваемое для  государственных и муниципальных нужд программное обеспечение;
     недостаточный учет вопросов управления правами при  разработке заказчиками технических  требований, предъявляемых на конкурсе по выбору исполнителей государственных  контрактов;
     отсутствие (у большинства заказчиков) практики и процедур учета в конкурсных технических требованиях  возможности повторного использования уже существующего программного обеспечения, разработанного для государственных и муниципальных нужд (как следствие – неоправданное дублирование работ и тиражирование неоптимальных решений);
     отсутствие (у большинства заказчиков) методики и практики оценки конкурсной документации и/или конкурсных заявок на основе экспертизы существующих авторских прав, реальной оценки трудоёмкости разработки и обоснования  затрат;
     отсутствие  эффективного порядка распоряжения правами на компьютерные программы  разработанные для государственных  и муниципальных нужд. 

     Для эффективной реализации мер, направленных на развитие конкуренции в области  разработки и технической поддержки  программ для ЭВМ и повышение конкурентоспособности отечественных производителей необходима инфраструктура разработки и использования СПО, опыт эксплуатации которой позволит создать инфраструктуру разработки программ для ЭВМ для государственных и муниципальных нужд. 

     В целях снижения количества нарушений  законодательства в сфере закупок  для государственных и муниципальных  нужд целесообразно совершенствование механизмов мониторинга условий конкурсов в части общественного контроля. 

     Большинство правовых вопросов, связанных с развитием  разработки и использования СПО  являются общими для отрасли разработки программ для ЭВМ. 

О роли СПО в развитии отрасли разработки программ для ЭВМ и основном принципе отраслевого регулирования

 
      Исследование  проблематики разработки и использования  СПО позволяет сделать вывод  об основном принципе регулирования  в сфере разработки и использования  программ для ЭВМ, реализация которого позволит обеспечить опережающее развитие данной отрасли.
      Появление и развитие СПО как модели разработки, использования, технической поддержки  и развития компьютерных программ связано  с определенным набором прав использования  программ для ЭВМ, предоставляемым лицензионным договором. То есть, модель СПО обязана своим существованием сфере авторского права.
      В тоже время, в течение длительного  периода времени развитие разработки программ для ЭВМ во всем мире определялось, в основном, стремлением к достижению необходимой функциональности компьютерных программ, отвечающей требованиям рынка.
      Когда ассортимент и функциональность программных решений, основанных на СПО, стали сравнимы с закрытым ПО ведущих мировых производителей, считавшаяся прежде «альтернативной», модель СПО превратилась в полноценную конкурирующую модель для традиционной, закрытой («проприетарной»).
      Набор прав, предоставляемый лицензионным договором на право использования  программы для ЭВМ, играет все  более значительную роль во взаимоотношениях заказчика и производителя.
      Современный уровень развития информационных технологий сформировал и сделал приоритетным новое измерение в области  оценки компьютерных программ – интероперабельность, проявляющуюся, в частности, в поддержке  программой для ЭВМ открытых стандартов и спецификаций. 

      Понятие «интероперабельность» (в различных  интерпретациях) занимает центральное  место в современных концептуальных документах, касающихся стратегий развития, как крупнейших компаний, так и  государственных проектов и, в отдельных случаях, включает маркетинговый смысл.
      В ранее упомянутом документе European Interoperability Framework for Pan-Eoropean eGovernment Services интерпретация понятия «интероперабельность» отличается от определения термина, представленного в международном стандарте ИСО/МЭК 2382-01. Кроме того, для целей европейского «электронного правительства» дополнительно выделяются: организационная, семантическая и техническая интероперабельность.
      Для целей настоящей Концепции используется понятие «функциональность», которое может в большей или меньшей степени включать в себя различные аспекты интероперабельности (в зависимости от ее толкования), и определяется термин «технологическая интероперабельность», понимаемый как взаимозаменяемость, совместимость и взаимодействие информационных технологий. 

      Для обеспечения своей конкурентоспособности  традиционная, закрытая («проприетарная»), модель разработки программ для ЭВМ  стремится к минимальной технологической  интероперабельности и предоставлению минимального набора прав использования компьютерных программ, модель СПО – максимального. 

      Можно выделить следующие формирующиеся  приоритеты в области разработки программ для ЭВМ, отвечающие интересам  крупнейших потребителей информационных технологий во всем мире, включая государственные органы:
      снижение  зависимости заказчиков от разработчиков  компьютерных программ (как следствие  – расширение использования открытых стандартов и спецификаций, развитие СПО, создание инфраструктуры разработки для государственных нужд);
      повышение доступности информационных технологий (как следствие – развитие парадигмы интероперабельности, СПО и сервис-ориентированной модели распространения программ для ЭВМ);
      повышение требований к информационной безопасности (как следствие –   развитие технологий виртуализации, СПО и сервис-ориентированной модели распространения программ для ЭВМ);
      повышение гарантий обеспечения жизненного цикла (включая гарантии приемлемой стоимости  его обеспечения) разработок (особенно сложных, имеющих длительный жизненный  цикл) и интеграции унаследованных систем (как следствие – развитие парадигмы интероперабельности и технологий виртуализации). 

      Таким образом, в целях:
      увеличения  конкуренции в сфере информационных технологий и стимулирования гармоничного развития отрасли разработки программ для ЭВМ;
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.