На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Особенности психологической защиты в период кризиса среднего возраста

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 30.05.2012. Сдан: 2010. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
Новгородский  Государственный университет им. Ярослава Мудрого
Институт  непрерывного педагогического образования
Кафедра психологии 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Особенности психологической защиты в период кризиса среднего возраста. 

      Курсовая  работа
      По  специальности 030300 - Психология 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                             Научный руководитель
                                             Доктор психологических  наук
                                             Калашникова М.Б.
                                             Выполнила:
                                             Студентка II курса, гр.6561
                                             Максимова Дарья 
 
 
 
 
 
 
 
 

Великий Новгород
2008 
 
 

Содержание: 

Введение……………………………………………………………………3
Глава I. Теоретический анализ проблемы проявления
 психологической  защиты
          Исторический аспект вопроса……………………………………5
1.1.2. Понятие и виды психологической защиты ……………………….7
1.1.3. Механизмы психологической защиты…………………………….9
1.2.    Понятие «Кризис среднего возраста» в психологии.……………13
1.2.1. Психологические особенности кризиса среднего возраста.…….15
1.2.2. События и уровень стресса, которые влияют на человека
в период кризиса среднего возраста……………………………………..18
Глава II. Практический анализ.
2.1. Методы и  организация исследования……………………………….20
2.2. Получение  результатов………………………………………………22
2.3. Анализ полученных результатов……………………………………23
Выводы ……………………………………………………………………28
Заключение………………………………………………………………...31
Список литературы………………………………………………………  32
Приложение 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение. 

    Вопрос  проявления психологической защиты в период кризиса среднего возраста, безусловно, популярен и общественно значим в наше время.
    Для человека, достигшего возраста средней  взрослости, остро встает проблема кризиса середины жизни. Кризис середины жизни – психологический феномен, переживаемый людьми в возрасте 40–45 лет. То, как человек переживает этот возрастной кризис, во многом определяет не только дальнейшее личностное развитие, но и особенности эмоциональной сферы
    Средний возраст может быть для человека периодом расцвета в личной жизни, в  карьере и в творчестве. В других случаях люди, оценивая пройденный путь, приходят к тому, что «жизнь прошла, время потеряно», встают на путь стагнации, перестают развиваться. Тогда доминирующими состояниями в общем фоне настроений становятся чувство одиночества, эмоциональной изоляции и депрессия.
    С точки зрения социальной значимости тема так же является актуальной, т.к. в современном мире чаще  всего кризис среднего возраста возникает у мужчин, поскольку главное их предназначение – реализация себя на работе. У женщин несколько другая направленность творчества – женщина вынашивает, рожает и воспитывает ребёнка. Но поскольку современная женщина стремится реализовать себя на работе наравне с мужчиной – в довесок к мужскому труду, она зачастую получает и кризис среднего возраста.
    Средний возраст охватывает период жизни  примерно от 38 до 45 лет, но продолжительность его может меняться в зависимости от того, как конкретный человек реагирует на разнообразные социальные, физические  и психологические признаки его наступления. Окажется ли средний возраст временем дальнейшего роста или периодом кризиса середины жизни, зависит от того, как люди реагируют на его наступление.
    Об  этом можно судить по проявлениям  различных психологических защит: отрицание, вытеснение, подавление, рационализация, проекция, идентификация, отчуждение, замещение, сновидение, сублимация, катарсис. Функциональное назначение и цель психологической защиты заключается в ослаблении внутриличностного конфликта (напряжения, беспокойства), обусловленного противоречием между инстинктивными импульсами бессознательного и усвоенными требованиями внешней среды, возникающими в результате социального взаимодействия. Ослабляя этот конфликт, защита регулирует поведение человека, повышая его приспособляемость и уравновешивая психику.
    На  основе анализа литературы, посвященной  проблем проявления психологической защиты в период «кризиса среднего возраста» мною была выдвинута гипотеза о том, что психологическая защита в период  от 38 до 45 лет наиболее ярко выражена как у мужчин, так и у женщин.
    Цель моей работы заключается в том, что я хотела бы рассмотреть: в чём заключается «кризис среднего возраста», рассмотреть причины возникновения и выявить психологические защиты, присуще этому возрастному периоду.
    Объектом  моего исследования являются мужчины и женщины 38 – 45 лет, и мужчины и женщины 30-35 лет.
    Предметом моего исследования являются особенности  психологической защиты в период «кризиса среднего возраста».
    Исходя  из цели моей работы, можно выделить следующие задачи:
    - каким образом психологическая  защита влияет на период кризиса  середины жизни
    - рассмотреть характерные особенности этого периода
    - изучить психологические защиты  в целом
    - провести исследование и проанализировать  полученные результаты
    - узнать, есть ли отличия в психологической  защите перед кризисом и в  период кризиса. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава I. Теоретический анализ проблемы проявления психологической защиты в период «кризиса среднего возраста». 

      Исторический  аспект вопроса.
 
---
    «Впервые понятие «защита» 3. Фрейд использовал в 1894 г. в своей работе «Защитные нейропсихозы».По его первоначальным представлениям, механизмы психологической защиты являются врожденными, запускаются в экстремальной ситуации и выполняют функцию «снятия внутреннего конфликта», то есть выступают как средство разрешения конфликта между сознанием и бессознательным. В современной психологии представления о связи защиты с экстремальными ситуациями и о смягчении с ее помощью конфликтов сохранились, а положение о врожденном разнообразии форм защиты у конкретного человека подверглось коррекции.
    Свои  фундаментальные положения о защите 3. Фрейд сформулировал в процессе лечения больных неврозами — обратимыми расстройствами, обусловленными воздействием психотравмирующих факторов. При неврозе пациенты жалуются на эмоциональные расстройства, нарушения телесных и вегетативных функций. В основе этой болезни лежит переживание человеком внутреннего конфликта — столкновения особо значимых отношений личности с противоречащими им обстоятельствами жизненной ситуации. Неспособность человека разрешить такой конфликт вызывает рост внутреннего напряжения и дискомфорта. 3. Фрейд показал, что в этот трудный для человека момент активизируются специальные психологические механизмы защиты, которые ограждают сознание человека от неприятных, травмирующих переживаний. Включение механизмов зашиты сопровождается субъективным ощущением облегчения •— снятия напряжения. Впоследствии защитные механизмы стали рассматриваться не только как элемент психики людей, склонных к невротическим реакциям или страдающих неврозами, но и как функции «Я» — сознательной части личности любого человека. При угрозе целостности личности именно защитные механизмы отвечают за ее интеграцию и приспособление к реальным обстоятельствам.
    Было  показано, что включение защиты может  привести не только к актуальному облегчению, но и к появлению стабильных, длительно функционирующих структур, которые в дальнейшем будут активизироваться в сходных обстоятельствах. При этом вторжение защиты может сопровождаться формированием специфических, «условно желательных» симптомов, которые вовлекаются человеком в решение ситуации, связанной с конфликтом, и тоже частично снижают внутреннее напряжение.
    Постепенно  большинство исследователей склонилось к выводу, что функциональное назначение и цель психологической защиты заключаются в ослаблении внутриличностного конфликта (напряжения, беспокойства), обусловленного противоречием между инстинктивными импульсами бессознательного и усвоенными (интериоризированными) требованиями внешней среды, возникающими в результате социального взаимодействия. Ослабляя этот конфликт, защита регулирует поведение человека, повышая его приспособляемость и уравновешивая психику. Расширение представлений о защите связано с именем дочери. Зигмунда Фрейда — Анны Фрейд. Она сделала попытку обобщить и систематизировать знания о механизмах психологической защиты, накопившиеся к середине 1940-х годов. А. Фрейд подчеркивала оберегающий характер защитных механизмов, указывая, что они предотвращают дезорганизацию и распад поведения, поддерживают нормальный психический статус личности. В базовую концепцию отца она внесла определенные коррективы: акцентировалась роль механизмов защиты в разрешении внешних (социогенных) конфликтов, а сами механизмы рассматривались не только как проявление врожденных задатков, но и как продукты индивидуального опыта ц непроизвольного научения. Было сформировано представление о том, что набор защитных механизмов индивидуален и характеризует уровень адаптированности личности. И, наконец, она дала первую развернутую дефиницию защитных механизмов: «Защитные механизмы — это деятельность "Я", которая начинается, когда "Я" подвержено чрезмерной активности побуждений или соответствующих им аффектов, представляющих для него опасность. Они функционируют автоматично, не согласуясь с сознанием».
    А. Фрейд разделила механизмы защиты па группы и выделила перцептивные, интеллектуальные и двигательные автоматизмы. Они обеспечивают последовательное искажение образа реальной ситуации с целью ослабления травмирующего эмоционального напряжения. При этом представление о среде искажается минимально, то есть находится в предельно возможном соответствии с реальностью. В результате нежелательная информация может игнорироваться (не восприниматься); будучи воспринятой — забываться, а в случае допуска в систему запоминания — интерпретироваться удобным для человека образом. В этих формах преобразования травмирующей человека информации наибольшие вопросы вызывала группа перцептивной защиты. Оставалось непонятным: как можно защищаться от того, что еще и не воспринято?
    Однако  и эта позиция впоследствии была надежно подтверждена. Экспериментальные исследования Э. А. Костандова убедительно доказали существование физиологической основы для реализации перцептивной защиты. Анализ реакций человека на еще не осознаваемые стимулы обнаружил существование особо чувствительного механизма, который на основе еще не достигшей сознания информации способен с помощью лимбической системы оценить эмоциональное значение раздражителя, при необходимости повысить порог восприятия и тем самым вызвать соответствующую его переоценку.
    Всего Анна Фрейд описала пятнадцать защитных механизмов. Она же наиболее полно проработала вопрос о последовательности их созревания». [9, 15-17] 
 
 
 
 

    1.1.2. Понятие и виды  психологической  защиты.  

    «Психологическая защита — это специальная система стабилизации личности, направленная на ограждение сознания от неприятных, травмирующих переживаний, сопряженных с внутренними и внешними конфликтами, состояниями тревоги и дискомфорта. Для выполнения своих функций защита использует специальные механизмы: отрицание, подавление, рационализацию, вытеснение, проекцию, идентификацию, замещение, сновидение, сублимацию, катарсис, отчуждение.
    Как указывал 3. Фрейд, основная проблема человеческого  существования заключается в том, чтобы справиться со страхом и тревогой, которые возникают в самых разных ситуациях. Поэтому ликвидация тревога и избавление от страха — это наиболее мощный критерий эффективности действия защитных механизмов. Фрейд различал три вида тревоги (страха): реалистический страх (перед реальной опасностью внешнего мира), моральную тревогу, или чувство вины (перед лицом собственной совести, внутренней цензуры своих идеалов и ценностей), и невротическую тревогу (перед силой и характером собственных страстей и желаний).
    Страх приобретает новые  формы с развитием  человека. Сначала это биологическая эмоция, лежащая в основе витальной тревоги по поводу предстоящего наказания («Что за это со мной сделают?»). Затем страх трансформируется в человеческие чувства, лежащие в социальной или моральной сфере: стыд и вину. Стыд возникает как давление общественной морали и ориентирован на внешнюю оценку («Что обо мне подумают?»). Вина отражает личные представления ребенка о себе (автономную мораль) и самооценку («Что теперь я сам о себе должен думать?»).
    Таким образом, по Фрейду, принцип организации  психологической защиты можно выразить формулой: «Нет страха и тревоги — нет защитных механизмов». Возникновение в онтогенезе различных типов тревоги стимулирует развитие разновидностей защитных механизмов. При этом вначале страх и тревога побуждают человека включать механизмы защиты неосознанно и только потом они начинают действовать сознательно и целенаправленно. Фрейд связывает это с такими функциями психики, как  уравновешивание, приспособление и регуляция». [9, 14-15] 

    Б.Г. Мищеряков и В.П. Зинченко дают следующее  понятие:
    «Психологическая защита – это система регуляторных механизмов в психике, которые направлены на устранение или сведение к минимуму негативных, травмирующих личность переживаний, сопряжённых с внутренним или внешними конфликтами, состоянием тревоги и дискомфорта.
    Ситуации, требующие психологической защиты, характеризуются реальной или кажущейся  угрозой целостности личности, её идентичности и самооценки. Эта субъективная угроза может порождаться конфликтом противоречивых тенденций внутри личности, или несоответствием поступающей из вне информации сложившемуся у личности образу мира и образу Я. Психологическая защита направлена, в конечном счёте, на сохранение стабильности самооценки личности, её образа Я и образа мира, которое достигается:
    устранением из сознания источников конфликтных переживаний
    их трансформацией таким образом, чтобы предупредить возникновение конфликтов
    специфические формы реагирования (поведение), снижающие остроту переживания, угрозы ил внутриличностные конфликты». [8, 172]
    В.Н. Копорулина, М.Н. Смирнова, Н.О. Гордеева и Л.М. Балабанова рассматривают  психологическую защиту как «специальную регулятивную систему стабилизации личности, направленная на устранение или сведение к минимуму чувства тревоги, связанные с осознанием конфликта. Функция психологической защиты заключается в ограждении сферы сознания от негативных травмирующих переживаний.[3, 142]
    Наиболее  полно активность системы психологической защиты отражается в структурной теории «Защиты эго» Р. Плутчика, согласно которой психологическая защита выступает как последовательное искажение когнитивной и эмоциональной составляющих образа реальной конфликтной ситуации с целью уменьшения эмоциональной напряжённости, угрожающей индивиду в случае полного и адекватного отражения реальности». [2, 70]
    С точки зрения В.Г. Каменской, «психологическая защита – это абсолютно объективно существующая реальность, неподвластная сознательному контролю и управлению, особенно в момент своего включения во внешние конфликты, а так же во всех фазах развития внутреннего конфликта.
    Основная  роль – примирение индивида с существующей реальностью в острых ситуациях фрустрации и доминирующей мотивации или столкновении с противоположными потребностями партнёров по общению».[2, 72]
    «В своё время Анна Фрейд пыталась выделить основные наборы психозащитных техник на каждом этапе жизни, хотя и признавалась, что подобная хронологическая классификация – одна из самых неясных областей психоанализа. Однако исследовательница сделала ряд ценных наблюдений относительно возрастной динамики использования некоторых психологических защит. Например, она заметила, что с возрастом интенсивность, качество и функция такого защитного механизма, как фантазия, меняются. Затрудняясь выделить чёткие возрастные границы, за пределами которых инстанция Я уже теряет возможность с помощью фантазии преодолевать неудовольствие реальных ситуаций, А. Фрейд утверждает, что удовлетворение через фантазию во взрослом состоянии теряет свою невинность. Фантазмы и продукты реального мышления у взрослых уже не могут мирно ужиться друг с другом. Отношения между ними самые непримиримые, они осуществляются по принципу «или- или»(или фантазии или реальность). Прорыв к удовольствию с помощью иллюзорных образований сознания открывает взрослому человеку путь к психозу».(5, 161-162). 

    1.1.3. Механизмы психологической  защиты.
    «В настоящее время большинство исследователей рассматривают психологические защитные механизмы в качестве процессов интрапсихической адаптации личности, за счет подсознательной переработки поступающей информации. В этих процессах принимают участие все психические функции: восприятие, память, внимание, воображение, мышление, эмоции. Но каждый раз основную часть работы по преодолению негативных переживаний берет на себя какая-то одна из них. (Например, переориентация внимания при отрицании, забывание при подавлении, построение логических доводов для оправдания своих поступков при рационализации.) Включаясь в психотравмирующей ситуации, защитные механизмы выступают в роли своеобразных барьеров на пути продвижения информации. В результате взаимодействия с ними тревожная для личности информация либо игнорируется, либо искажается, либо фальсифицируется. Тем самым формируется специфическое состояние сознания, позволяющее человеку сохранить гармоничность и уравновешенность структуры своей личности. Такое защитное внутреннее изменение рассматривается как особая форма приспособления человека к среде. Принципиально важно, что все эти процессы — неосознаваемые. 

    
    О т р и ц а  н и е – это стремление избежать новой информации, несовместимой со сложившимися положительными представлениями о себе. Защита проявляется в игнорировании потенциально тревожной информации, уклонении от неё. Отрицание характеризуется тем, что внимание блокируется на стадии восприятия. Информация, противоречащая установкам личности, не принимается. Чаще других механизмов защит отрицание используется внушаемыми личностями. Человека с отрицанием как ведущим механизмом защиты отличают эгоцентризм, внушаемость, самовнушаемость, артистические и художественные способности, отсутствие самокритики и богатая фантазия.
    В ы т е с н е н и е  связано с избеганием внутреннего конфликта путём активного выключения из сознания не информации о  случившимся в целом, а только истинного, но неприемлемого мотива своего поведения. Вытеснение выполняет свою защитную функцию, не допуская в сознание желаний, идущих вразрез с нравственными ценностями, и тем самым обеспечивает приличие и благоразумие. Оно направлено на то, что раньше было осознанно, хотя бы частично, а запрещённым стало вторично, и поэтому удерживается в памяти. Исключение мотива переживания из сознания равносильно его забыванию. При подавлении страх блокируется путём забывания реального стимула и обстоятельств, связанных с ним по ассоциация.
    П о д а в л е н и е как и вытеснение, предполагает, что защита проявляется в блокировании неприятной, нежелательной информации, но эта блокировка осуществляется либо при её переводе из воспринимающей системы в память, либо при выводе из памяти в сознание. Подавление вступает в действие лишь тогда, когда тенденция нежелательного действия достигает определённой силы
    Р а ц и о н а л и з а ц и я – это защита, связанная с осознанием и использованием только той части воспринимаемой информации, благодаря которой собственное поведение предстаёт как хорошо контролируемое и не противоречащее объективным обстоятельствам.. Этот вид защиты чаще используется людьми с сильным самоконтролем. У них за счёт рационализации происходит частичное снятие возникшего напряжения. Одна из разновидностей рационализации – уклончивость.
    П р о е к ц и я – вид защиты, который связан с бессознательным переносом неприемлемых собственных чувств, желаний и стремлений на других, с целью прикладывания ответственности за то, что происходит внутри «Я», - а окружающий мир. С этой целью границы «Я» расширяются настолько,  чтобы человек, на которого осуществляется перенос, оказался внутри них. Тогда в этом общем пространстве можно осуществить проекцию и тем самым вынести неприязнь к собственным представлениям и состояниям наружу.
    После осуществления проекций, относясь к  ним как к внешним, человек  избегает необходимости принимать их как собственные. За счет этого у него полностью блокируется осознание своей вины, поскольку он переносит ответственность за свои поступки на окружающих. А если среда угрожает, то это оправдывает собственную критичность и чрезмерное неприятие окружения. Когда среди других механизмов защиты акцентируется проекция, в характере могут усиливаться: гордость, самолюбие, злопамятность, обидчивость, честолюбие, ревность, нетерпимость к возражениям, тенденция к уличению окружающих.
    6. Идентификация — разновидность проекции, связанная с неосознаваемым отождествлением себя с другим человеком, переносом на себя желаемых чувств и качеств. Это возвышение себя до другого тоже осуществляется путем расширения границ «Я». Однако, в отличие от проекции, процесс направлен в другую сторону— не от себя, а к себе. За счет этих перемещений проекция и идентификация обеспечивают взаимодействие личности с окружающей социальной средой, создают незаменимое для процесса социализации чувство отождествления. Идентификация связана с процессом, в котором человек, как бы включив другого в свое «Я», заимствует его мысли, чувства и действия. Переместив свое «Я» в этом общем пространстве, он может испытать состояние единения, сочувствия, соучастия, симпатии, то есть почувствовать другого через себя и тем самым не только понять его существенно глубже, но и избавить себя от чувства отдаленности и порожденной этим чувством тревоги.
    В результате идентификации осуществляется воспроизведение поведения, мыслей и чувств другого лица через переживание, в котором познающий и познаваемое становятся единым Человек, у которого ведущим механизмом защиты является идентификация, тяготеет к занятиям спортом, коллекционированию, литературному творчеству. При акцентуации возможны проявления высокомерия, дерзости и амбициозности.
    7. Отчуждение — это защита, приводящая к изоляции, обособлению внутри сознания особых зон, связанных с травмирующими факторами. Отчуждение провоцирует распад обычного сознания: его единство дробится. Возникают как бы отдельные обособленные сознания, каждое из которых может обладать своими собственными восприятием, памятью, установками. Вследствие этого некоторые события воспринимаются по отдельности, а эмоциональные связи между ними не актуализируются и поэтому не анализируются. Можно сказать, что отчуждение осуществляет защиту личности путем отстранения «Я» от той части личности, которая провоцирует непереносимые переживания.
    8. Замещение — это защита от тревожащей или даже нестерпимой ситуации с помощью переноса реакции с «недоступного» объекта на другой объект — «доступный» или замены неприемлемого действия на приемлемое. За счет такого переноса происходит разрядка напряжения, созданного неудовлетворенной потребностью. Этот механизм защиты связан с переадресацией реакции. Когда желаемый путь реагирования для удовлетворения некой потребности оказывается закрытым, то нечто, связанное с исполнением этого желания, ищет другой выход.
    Особенности защитного поведения людей с  акцентуацией защиты по типу замещения — импульсивность, раздражительность, требовательность к окружающим, грубость, вспыльчивость, реакция протеста в ответ на критику. Часто имеет место увлечение «боевыми» видами спорта (бокс, борьба и т. п.). Такие люди предпочитают фильмы со сценами насилия, а профессию выбирают связанную с риском. Вместе с акцентуацией по типу замещения могут обнаруживаться жестокость, неуправляемая агрессивность и аморальность.
    9. Сновидение — вид замещения, в котором происходит переориентация, то есть перенос недоступного действия в иной план: из реального мира в мир сновидений. При этом чем больше комплекс подавляется, тем более вероятно, что он будет аккумулировать энергию в бессознательном и угрожать сознательному миру своим вторжением. Тайное покаяние, тайные угрызения совести приводят к прорыву их в сновидении. В сновидении конфликт устраняется не на основе его логического разрешения и не на основе трансформации, что характерно для защиты по типу рационализации, а с помощью языка образов. Необходимо подчеркнуть, что, в отличие от реальности, сон проявляет тенденцию к расширению зоны допустимых восприятий и представлений.
    10. Сублимация — это замещение инстинктивного действия реализации цели и использование вместо него иного, не противоречащего высшим социальным ценностям. Такая замена требует принятия или, по крайней мере, знакомства с этими ценностями, то есть с идеальным стандартом, в соответствии с которым избыточные сексуальность и агрессия объявляются антисоциальными. Сублимация способствует социализации благодаря накоплению социально приемлемого опыта. Поэтому этот механизм защиты развивается у детей достаточно поздно. Таким образом, сублимация осуществляет защиту путем перевода сексуальной или агрессивной энергии человека, избыточной с точки зрения личностных и социальных норм, в другое русло, в приемлемое и поощряемое обществом — творчество. Сублимация — это способ уклонения на иной путь разрядки напряженности. Она является наиболее адаптивной формой защиты, поскольку не только снижает чувство тревоги, но и приводит к социально одобряемому результату.
    11. Катарсис — защита, связанная с таким изменением ценностей, которое приводит к ослаблению влияния травмирующего фактора. Для этого в качестве посредника иногда привлекается некая внешняя, глобальная система ценностей, по сравнению с которой травмирующая человека ситуация теряет в своей значимости. Изменения в структуре ценностей могут происходить только в процессе мощного эмоционального напряжения, накала страстей. Система ценностей человека весьма инерционна, и она сопротивляется изменениям до тех пор, пока не возникнут раздражения столь мощные или столь не соответствующие всей наличной системе норм и идеалов человека, что они сломают защитный барьер всех других форм психологической зашиты. Следует особо подчеркнуть, что катарсис несет с собой очистительный эффект. Катарсис — это и средство защиты личности от необузданных импульсов (своего рода клапан, спасающий от примитивных инстинктов), и способ создания нового направления в устремленности в будущее». [9, 22-25]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Понятие «Кризис среднего возраста» в психологии.
      и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.