На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Монопольная власть и способы ее реализации

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 30.05.2012. Сдан: 2010. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


РОССИЙСКАЯ  ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ 

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ ФИНАНСОВ, УПРАВЛЕНИЯ И БИЗНЕСА 

Кафедра мировой экономики и международного бизнеса 
 

     Курсовая  работа по дисциплине «Микроэкономика»
     на  тему:
Монопольная (рыночная)
власть  и способы 
ее  реализации. 
 

Выполнила: Сергеева Н.В.
студентка 25э901 группы
Научный руководитель: Иванова С. М.
         
 

2010
Содержание
Введение…………………………………………………………………..…….3
Глава 1. Монополия: сущность, характерные черты и виды………………..5
1.1. Сущность монополии…………………………………………………...…5
1.2. Характерные черты монополии………………………………………….7
1.3. Основные виды монополии…………………….………………………..10
Глава 2. Монопольная власть: сущность и показатели,  источники,
способы реализации…………………………………………………………..12
2.1. Сущность монопольной власти и ее показатели……………………….12
2.2. Источники монопольной власти . ………………………………………16
2.3. Способы реализации монопольной власти …………………………....18
Глава 3. Антимонопольная служба.………………………………………….26
3.1. Развитие конкурентных отношений на рынках……..………………….26
3.2. Рынок газа…………………………………………………………………29
3.3. Основные направления развития рынка газа. …………………………..34
3.4. Торговля  газом на специализированной торговой площадке………….39
Заключение………………………………………………………………….….42
Список использованной литературы………………………………………....43 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение
     Тема данной курсовой работы актуальна для экономики России, в силу того, что каждый житель нашей страны сталкивается с проблемой монополизации власти в той или иной степени. К тому же в стране в нынешнее время появляется все больше монопольных объединений, вследствие чего государство принимает активные меры по регулированию их деятельности.
     Целью данной работы является анализ теоретических и практических аспектов монопольной власти.
     В достижение поставленной цели было определено решение следующих задач:
- характеристика сущности монополии, ее характерные черты и виды;
- характеристика сущности монопольной власти, её показателей и источников;
- рассмотрение способов реализации монопольной власти;
- рассмотрение  развития конкурентных отношений на рынках, основных направлений развития рынка газа.
     Предмет данной работы - монополии и монопольная власть, а также государственное регулирование деятельности монополий. Монополия является понятием, прямо противоположными понятию идеальной конкуренции. Монополия - это ситуация на рынке, которая характеризуется множеством покупателей и лишь одним продавцом.
     Сначала обсудим поведение монополиста. Так как монополист является единственным производителем товара, то кривая рыночного спроса дает цену, получаемую монополистом за предлагаемое к продаже количество товара. Мы увидим, как монополист может выиграть от своего контроля над ценами и как различаются цена и количество, максимизирующие прибыль, на монопольном рынке и на рынке свободной конкуренции. В целом предложение у монополиста будет меньше, чем предложение в условиях свободной конкуренции, а цена больше, чем конкурентная цена (и больше, чем предельные издержки). Это связано с определенными издержками для общества, так как меньше потребителей покупают продукт, а те, кто покупают, платят за него больше. Именно поэтому антитрестовские законы запрещают фирмам монополизацию большинства рынков. Когда положительный эффект масштаба делает монополию желательной, государство может максимизировать общественное благосостояние регулированием монопольных цен.
     Данная  работа состоит из трех глав.  Глава первая раскрывает общие вопросы, раскрываются исторические аспекты темы "Монопольная (рыночная) власть и способы ее реализации". Определяются основные понятия, обуславливается актуальность звучание вопросов данной темы.
     В главе второй более подробно рассмотрены понятие, показатели, источники монопольной власти и способы ее реализации.
     Глава третья имеет практический характер. В ней рассмотрены способы реализации монопольной власти.
     Источниками информации для написания работы "Монопольная (рыночная) власть и способы ее реализации" послужили базовая учебная литература, фундаментальные теоретические труды крупнейших мыслителей в рассматриваемой области, результаты практических исследований видных отечественных и зарубежных авторов, статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях, посвященных тематике "Монопольная (рыночная) власть и способы ее реализации", справочная литература, прочие актуальные источники информации. 
 
 

Глава 1. Монополия: сущность, характерные черты и виды
1.1. Сущность монополии
     Понятие "монополия", являясь универсальным, используется не только в экономике. Оно широко распространено в других сферах человеческой жизнедеятельности, особенно в политике, идеологии, литературе, науке, искусстве.
     Как экономическое явление монополия известна с древних времен. Первобытные сообщества монопольно распоряжались определенной частью природных и материальных ресурсов. Типичными монополистами были рабовладельцы и помещики. Монопольная власть поддерживалась религиозными, военными, административными и иными рычагами.
     Монополией в экономической теории называют такой тип строения рынка, при котором существует один только один продавец определенного товара. [15] Будучи единственным поставщиком, предприятие-монополист (его также часто называют монополией) сталкивается с совокупным спросом всех потенциальных покупателей товара в пределах данного (национального или местного) рынка, и в этом смысле оно тождественно отрасли. Это предопределяет отличия поведения монополиста от поведения предприятия, функционирующего в условиях совершенной конкуренции. [1]
    Нередко под монополией подразумевается определенная структура рынка   абсолютное преобладание на нем единоличного поставщика или продавца. Понятно, что, как и совершенная конкуренция, чистая монополия является некой абстракцией. Во-первых, практически не существует продуктов, не имеющих заменителей. Во-вторых, редко когда на национальном (или мировом) рынке  есть только один продавец. Хотя на более замкнутых рынках, к примеру, в маленьком городке, мы можем наблюдать явление чистой монополии. Например,  в таком городе может быть только один врач - стоматолог. Необходимо отметить, что, как правило, деятельность таких монополий регламентируется  муниципальными  властями и  правительственными организациями. [19] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2. Характерные черты монополии

     Совершенная монополия (так же, как и совершенная конкуренция) представляет собой достаточно редкое явление. Она предполагает выполнение следующих условий:
    отсутствие совершенных заменителей;
    отсутствие свободы входа на рынок (в отрасль);
    одному продавцу противостоит большое число покупателей;
    совершенная информированность.
 
1. Отсутствие совершенных заменителей. Предприятие-монополист может выпускать однородную или дифференцированную продукцию, но в любом случае эта продукция не имеет совершенных (с точки зрения покупателей) заменителей, или субститутов. Конечно, все потребительские товары являются взаимозаменяемыми в том смысле, что все они конкурируют или соперничают за деньги покупателей. Однако если товары, выпускаемые совершенно конкурентным предприятием, имеют совершенные субституты, производимые другими предприятиями той же отрасли, то субституты товаров, производимых монополистом, менее чем совершенны. Иначе говоря, перекрестная эластичность спроса между продуктами монополиста и любым другим товаром либо равна нулю, либо пренебрежимо мала:
 
=0 .
 

     Хотя монополист и является единственным продавцом определенного единичного товара, он все же должен учитывать существование более или менее близких, хотя и несовершенных, заменителей своего товара, производимых другими предприятиями. Это давление всеобщей конкуренции за деньги покупателей воплощено в самой функции (кривой) спроса, которой для монополиста является рыночная (отраслевая) функция (кривая) спроса на его товар.
2. Отсутствие свободы входа на рынок (в отрасль). Монополия может существовать лишь постольку, поскольку вход на рынок представляется другим предприятиям невыгодным или невозможным. Если другим фирмам удастся войти в отрасль, монополия, по определению, исчезнет. Поэтому наличие входных барьеров является обязательным условием и возникновения, и существования монополии. Входные барьеры многочисленны и разнообразны. Среди них:
— наличие у  предприятия-монополиста патентов на продукцию или применяемую при ее изготовлении технологию;
— существование  правительственных лицензий, квот или  высоких пошлин на импорт товаров;
— контроль монополистом источников поступления необходимого сырья или других специализированных ресурсов;
— наличие существенной экономии от масштаба, допускающей присутствие на рынке лишь одного поставщика, получающего положительную прибыль;
— высокие транспортные расходы, способствующие формированию изолированных местных рынков, так что единая в технологическом отношении отрасль может представлять множество локальных монополистов.
     Кроме того, и само предприятие-монополист может проводить такую политику цен, которая делает вход на рынок малопривлекательным для потенциальных конкурентов.
3. Одному продавцу противостоит большое число покупателей. Если на данном рынке единственному продавцу противостоит и единственный покупатель, то такой рынок называют двухсторонней монополией.
4. Совершенная информированность. И покупатели, и единственный поставщик обладают совершенным знанием о ценах, физических характеристиках благ, других параметрах рынка. Допущение совершенной информированности имеет для монополиста едва ли не большее значение, чем для совершенно конкурентного предприятия. Последний, как мы знаем, является ценополучателем, а значит, ему вовсе не обязательно знать отраслевую или рыночную кривую спроса. Для него рыночная цена является экзогенным параметром, а его индивидуальная кривая спроса представляется прямой, параллельной оси выпуска. Чтобы максимизировать при данной рыночной цене свою прибыль, ему достаточно лишь (!) знать свою функцию затрат. [1]
    Кстати сказать, еще Адам Смит писал о ценах, устанавливаемых фирмой - монополистом за товар на рынке: «Цена монополии во всех случаях является самой высокой из тех, которые можно выжать из покупателей или которые, как предполагается, они согласятся заплатить».
     Иными словами, монополия означает потерю экономического равноправия производителя и покупателя. По сути дела, на таком рынке более сильный продавец вынуждает покупателя переплачивать за товары.
     Чтобы получить максимальную прибыль, монополист использует неценовые факторы воздействия на рыночный спрос, такие, как реклама, улучшение качества товара и его внешнего вида, расширение диапазона предлагаемых услуг и дифференциацию.
     Возможность получения монопольных прибылей  вследствие особого рыночного положения неизбежно привлекает в отрасль новых производителей, а это предполагает жесткую конкурентную борьбу между монополией и аутсайдерами. [15]
  

1.3. Основные виды  монополии.
     Обычно выделяют три основных видов чистой  монополии: естественная, открытая, закрытая монополии. Существование трех указанных видов монополии, предполагает наличие трех различных видов обстоятельств, в силу которых одна фирма может стать единственным поставщиком продукции на рынке. Такими обстоятельствами, как правило, выступают различные барьеры на вход в отрасль и механизмы ограничения конкуренции.
     Естественная монополия (natural monopoly) – отрасль, в которой долгосрочные средние издержки минимальны только в том случае, если всего одна фирма обслуживает весь рынок, удовлетворяя своими поставками весь предъявляемый на рынке спрос (Рис. 1). С естественной монополией, в основе которой лежит экономия на масштабах производства, тесно связаны монополии, базирующиеся на владении уникальными природными ресурсами. В качестве примера можно привести РАО «Газпром».    


         Рис.1. Естественная монополия 

     Открытая монополия(open monopoly) – монополия, при которой одна фирма, по крайней мере, на некоторое время, становится единственным поставщиком  уникального продукта, но не имеет специальной защиты от конкуренции. В ситуации открытой монополии часто оказываются фирмы, впервые вышедшие на рынок с новой продукцией. Инновационная деятельность составляет основу функционирования таких фирм.
      Закрытая монополия (closed monopoly) – монополия, защищенная юридическими запретами (нормативными актами), наложенными на конкуренцию. К числу таких монополий относятся предприятия, имеющие эксклюзивные права, полученные от государства на поставку какой-либо продукции на рынок, например, спирта. В ситуации закрытой монополии могут оказаться целые отрасли (например, производители отечественных автомобилей), защищенные от импортной продукции высокими таможенными пошлинами. К другим вариантами возникновения закрытой монополии  можно отнести  патентную защиту, институт авторских прав.
       Предложенная классификация   видов монополии не является  абсолютной.  Особенно это касается  долгосрочного периода. В долгосрочном  периоде  фактически все виды монополий вынуждено тяготеют к открытой монополии в силу действия следующих факторов:
    юридические запреты (нормативные акты) в качестве барьеров на пути действия конкуренции могут быть отменены;
    преимущества в издержках естественных монополий могут быть сведены на нет существенными изменениями в технологиях;
    все монополии испытывают удары конкуренции со стороны товаров-субститутов. [14]
 
 
 
 
 
 
 
Глава 2. Монопольная власть: сущность и показатели,  источники,
способы реализации
2.1. Сущность монопольной власти и ее показатели
    Термин "монопольная власть" можно использовать как обобщающую характеристику различных рыночных структур, которые отклоняются от чистой конкуренции и относятся к типу рынков с "несовершенной конкуренцией". Монопольную власть целесообразно рассматривать как с позиций структуры рынка, так и с позиций властных отношений.
   Фирма обладает монопольной властью (или властью над рынком), если он может повышать цену на свою продукцию путём ограничения своего собственного объёма выпуска. [12]
    Р. Лифман считал, что для монопольной власти над рынком достаточно было контролировать 75 % производства, однако в ряде случаев монопольное положение достигалось и при контроле меньшей доли производства, равной 40-50%. На рынке она связана  с характером и особенностями реализуемых товаров, их дифференциацией. Дифференциация продукции означает отсутствие однородности предоставляемых потребителю товаров и услуг. Она позволяет уменьшать ценовую эластичность спроса, что свидетельствует об усилении монопольной власти производителя. Цена может быть повышена без сокращения объемов сбыта. В условиях дифференциации продукции она не является единственным инструментом конкуренции. Важное значение приобретают качество товаров, реклама, послепродажное техническое обслуживание.
    Условиями, определяющими возникновение монопольной власти и поддерживающими ее, являются:
1) производство "фирменных" товаров, т. е. товаров высшего качества, что позволяет монополии контролировать значительную часть продукции своей отрасли на рынке, зачастую даже не представляя собой крупную фирму;
2) собственность на важнейшие и редкие виды сырья (невоспроизводимые ресурсы), выгодное местоположение;
3) укрупнение предприятия до определенной (оптимальной) величины, обеспечивающей экономию на масштабах производства и контроль на рынке;
4) создание объединений; 
5) предпринимательская  деятельность и протекционистская  политика государства; 
6) обладание  патентами, авторскими правами, лицензиями.
     Можно сделать вывод, что для того чтобы обладать монопольной властью, фирме вовсе не требуется быть монополистом, так как  даже маленькие бакалейные магазинчики в крупных городах имеют какой-то контроль над ценами, которые они назначают. 

Показатели монопольной власти.
    Вспомним важное различие между совершенно конкурентной фирмой и фирмой с монопольной властью: для конкурентной фирмы цена равна предельным издержкам, для фирмы с монопольной властью цена превышает предельные издержки. Следовательно, способом измерения монопольной власти является величина, на которую цена, максимизирующая прибыль, превышает предельные издержки.
    В частности, мы может использовать коэффициент  превышения цены над предельными  издержками, который мы ввели ранее  как часть правила "большого пальца" при ценообразовании. Данный способ определения монопольной власти был предложен в 1934 г. экономистом Абба Лернером и получил название показателя монопольной власти Лернера:
    L = (P - MC)/P.
    Численное значение коэффициента Лернера всегда находится между 0 и 1. Для совершенно конкурентной фирмы P = MC и L = 0. Относительное превышение цены над предельными издержками характеризует наличие у конкретной фирмы монопольной власти (отрезок Рm, MC, как предоставлено на рисунке 2).
    
    Рис. 2. Монопольная (рыночная) власть фирмы. [14] 

    Данный  коэффициент монопольной власти может быть также выражен в терминах эластичности спроса, с которой сталкивается фирма. Мы знаем, что
    L = (P - MC)/P = -1/Ed.
    Однако, Еd теперь означает эластичность спроса фирмы, а не всего рыночного спроса.
    Следующее ключевое понятие монопольного рынка  – степень концентрации рынка. Показатель этой величины называется индексом Херфиндаля-Хиршмана.
    I = S12 + S22+ S32+…+ Sn2, где
    I –  индекс Херфиндаля-Хиршмана.
    S1 – удельный вес самой крупной  фирмы.
    S2 – удельный вес следующей по  величине фирмы.
    Sn – удельный вес наименьшей фирмы.
    Если  в отрасли функционирует лишь одна фирма, т. е. мы имеем пример чистой монополии, то S1 = 100%, а I = 10 000. Если в  отрасли 100 одинаковых фирм, то Si = 1%, а I = 100.
    В США высокомонополизированной считается  отрасль, в которой индекс Херфиндаля-Хиршмана превышает 1800. Этот индекс широко используется в антимонопольной политике, однако следует помнить, что и он не дает полной картины, если не учитывается удельный вес продукции иностранных фирм на отечественном рынке.
    Заметим, что значительная монопольная власть не гарантирует высокие прибыли. Прибыль зависит от отношения средних издержек к цене. Фирма А может обладать большей монопольной властью, чем фирма В, но получать меньшую прибыль, если у нее значительно выше средние издержки.
    Факторами, влияющими на степень монопольной власти, являются:
    экономический потенциал фирмы; предполагаемая прибыль; масштабы инноваций; наличие производственных секретов;
    высокие барьеры (препятствия) для появления конкурентов; наличие товаров-субститутов;
    конкуренция со стороны других фирм, выпускающих аналогичную продукцию;
    обладание рыночной информацией.
[11] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.3. Источники монопольной  власти
     Почему некоторые фирмы обладают большой монопольной властью, а другие незначительной или вовсе никакой? Монопольная власть заключается в способности устанавливать цену выше предельных издержек и величина, на которую цена превышает предельные издержки, обратно пропорциональна эластичности спроса для фирмы. Чем менее эластичен спрос для фирмы, тем большей монопольной властью обладает фирма.
     Конечной причиной монопольной власти является, следовательно, эластичность спроса для фирмы. Вопрос заключается в том, почему некоторые фирмы (например, ряд универсамов) сталкиваются с более эластичной кривой спроса, тогда как другие (например, производитель одежды с наклейкой фирменного дизайна) - с менее эластичной кривой спроса.
     Основные     источники монопольной власти отдельной фирмы связаны с факторами, определяющими эластичность спроса на продукцию фирмы:
Первый  заключается в эластичности рыночного спроса. Собственный спрос фирмы будет, по крайней мере, столь же эластичен, как и рыночный спрос, и поэтому эластичность рыночного спроса ограничивает потенциал монопольной власти.
Факторы эластичности рыночного спроса по цене:
    Наличие и доступность товаров-заменителей на рынке - чем меньше заменителей, тем ниже эластичность; при чистой монополии не существует совершенных заменителей товара, и риск снижения спроса из-за появления его аналогов минимален.
    Временной фактор - рыночный спрос, как правило, более эластичен в долгосрочном периоде.
    Доля расходов на товар в потребительском бюджете  - чем она выше, тем выше эластичность спроса по цене.
    Степень насыщения рынка рассматриваемым товаром - чем выше насыщенность, тем ниже будет эластичность и наоборот, если рынок ненасыщен, то снижение цен может вызвать значительное увеличение спроса, т.е. рынок будет эластичным.
    Разнообразие возможностей использования данного товара - чем больше различных областей использования имеет товар, тем более эластичен спрос на него. Спрос на универсальное оборудование, как правило, эластичнее спроса на специализированные приборы.
    Важность товара для потребителя - товары первой необходимости (зубная паста, мыло, услуги парикмахера) обычно неэластичны по ценам; товары же, приобретение которых может быть отложено, характеризуются большей эластичностью.
[14]
Второй  фактор - число фирм на рынке. Если на нем много фирм, маловероятно, что одна из фирм будет способна существенно повлиять на цену.
Третий  фактор заключается во взаимодействии между фирмами. Даже если на рынке имеются лишь две или три фирмы, ни одна из них не сможет увеличить цену во много раз, если соперничество между ними носит агрессивный характер, когда каждая фирма старается захватить львиную долю рынка. Рассмотрим каждый из этих трех факторов, определяющих монопольную власть. [13] 
 
 
 
 
 

2.3. Способы реализации  монопольной власти
Ценовая дискриминация
     Монополист получает возможность проводить ценовую дискриминацию       только в том случае, когда потребители не могут перепродать продукт монополиста. Ценовой, дискриминацией (от лат. discriminatio — различение) называют установление продавцом разных цен на различные единицы одного и того же товара, продаваемые одному или разным покупателям. При этом отличия в ценах не отражают различий в затратах, необходимых для поставки товара или обслуживания покупателей. Поэтому не всякое различие цен является дискриминационным, а единая цена не всегда свидетельствует об отсутствии ценовой дискриминации. Так, например, цены поставки, полностью учитывающие различия в транспортных расходах среди потребителей, расположенных на различных расстояниях от поставщика, не являются дискриминационными. Напротив, в том случае, когда поставка товара осуществляется самим поставщиком, единая цена для всех разноудаленных потребителей может рассматриваться как дискриминационная. [1]
     Совершенно конкурентное предприятие не устанавливает цен, оно, как мы уже знаем, является ценополучателем. Поэтому в условиях совершенной конкуренции ценовая дискриминация невозможна. Другое дело монополия. Монополист, будучи единственным продавцом товара, может продавать его по разным ценам на разных рынках или в разных количествах, т. е. осуществлять ценовую дискриминацию. Для этого необходимо, чтобы прямая эластичности спроса на товар по его цене у разных покупателей была существенно различной, а эти покупатели были легко идентифицируемы и была невозможна перепродажа товара покупателями.
     Очевидно, что наиболее благоприятные условия для ценовой дискриминации имеются на рынках услуг. Ясно, что вы не сможете перепродать сделанную вам прическу или полученное вами лечение кому-либо другому. В сфере осязаемых товаров ценовая дискриминация сравнительно легко осуществима в том случае, когда разные рынки отделены друг от друга большим расстоянием или высокими тарифными барьерами, так что перепродажа товаров с «дешевого» на «дорогой» рынок связана со значительными дополнительными затратами.
      Понятие ценовой дискриминации было введено в экономическую теорию в первой трети XX в. А. Пигу, хотя явление, получившее это название, было известно и ранее. А. Пигу также предложил различать три вида, или степени, ценовой дискриминации.
     Ценовая дискриминация первой степени имеет место, когда каждая единица товара продается по ее цене спроса, так что цены, по которым товар покупается, для всех покупателей различны. Этот вид дискриминации предполагает, таким образом, как персональное (англ. intrapersonal), так и межличностное (англ. interpersonal) различение цен спроса. Поэтому ее часто называют совершенной ценовой дискриминацией.
      Ценовая дискриминация второй степени
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.