На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Налоговая система РФ. Понятие и основные характеристики налоговых систем

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 11.07.2012. Сдан: 2010. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание 

1 Введение  …………………………………………………………….   2  
2 Налоговая система Российской Федерации …………………….  4
      Понятие и основные характеристики налоговых систем……..  4
      Система налогового законодательства РФ…………………….  8
      Организационные принципы налоговой системы РФ………..  12
      Экономические принципы налоговой системы РФ,  …………  15
     элементы  налога.
      Особенности построения налоговой системы РФ …………… 18
    3   Налоги и сборы,  составляющие налоговую  систему…………... 22
      Федеральные налоги и сборы…………………………………... 23
      Региональные налоги и сборы  ………………………………… 24
      Местные налоги и сборы  ………………………………………. 25
4   Субъекты налоговых  правоотношений …………………………. 26
    4.1 Хозяйствующие  субъекты  ……………………………………... 27
    4.1.1 Налогоплательщики  (плательщики сборов) ………….. 27
    4.1.2 Налоговые   агенты  ……………………………………… 29
    4.2 Государственные  органы ……………………………………….. 31
    4.2.1   Налоговые органы  ……………………………………... 31
    4.2.2   Таможенные органы  …………………………………… 32
    4.2.3   Финансовые органы  …………………………………….32
    4.2.4   Органы внутренних дел …………………………………33
    4.2.5  Органы государственных внебюджетных  фондов ……. 34
    4.3  Сборщики налогов и (или) сборов …………………………….. 35
5   Заключение ………………………………………………………….. 36
6   Литература  ………………………………………………………….. 43 
 
 
 

    Введение
 
       В условиях  рыночных отношений и  особенно в переходный к рынку  период налоговая система является одним из  важнейших экономических  регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования  экономики. От того, насколько правильно  построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование  всего  народного хозяйства.
       Среди множества экономических рычагов, при помощи которых государство  воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. Налоги, как  и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. На Западе налоговые вопросы давно уже занимают почетное место в финансовом планировании предприятий. В условиях высоких налоговых ставок неправильный или недостаточный учет налогового фактора может привести к весьма неблагоприятным последствиям или даже вызвать банкротство предприятия. С другой стороны, правильное использование предусмотренных налоговым законодательством льгот и скидок может обеспечить не только сохранность и полученных финансовых накоплений, но и возможности финансирования расширения деятельности, новых инвестиций за счет экономии на налогах или даже за счет возврата налоговых платежей из казны.
       Применение  налогов является одним из экономических  методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей и предприятий, независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия. С помощью налогов государство получает в свое распоряжение ресурсы, необходимые для выполнения своих общественных функций. За счет налогов финансируются также расходы по социальному обеспечению, которые изменяют распределение доходов. Система налогового обложения определяет конечное распределение доходов между людьми.
       В условиях перехода от административно-директивных  методов управления к экономическим резко возрастают роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики, поощрения и развития приоритетных отраслей народного хозяйства, через налоги государство может проводить энергичную политику в развитии наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий. Именно налоговая система на сегодняшний день оказалась, пожалуй, главным предметом дискуссий о путях и методах реформирования, а также острой критики.
       Налоговая система в Российской Федерации  практически была создана в 1992 году, когда в декабре этого года был принят пакет законопроектов о налоговой системе. Среди них: "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", "О налоге на прибыль предприятий и организаций", "О налоге на добавленную стоимость" и другие. 
 
 
 
 
 

  2  Налоговая система Российской Федерации

       2.1 Понятие и основные  характеристики налоговых  систем

 
       Налоговая система создается в целях  обеспечения государства финансовыми  ресурсами, необходимыми ему для  покрытия затрат, связанных с обеспечением внешней и внутренней безопасности страны, поддержанием приоритетных отраслей экономики, затратами на проведение социальной политике в стране.
       Налоговая система – это единство составляющих ее элементов (налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей ), которые находятся во взаимосвязи, т.е. практическое применение каждого из этих элементов не должно нарушать или дублировать действий других элементов. Конкретные налоги, сборы и их взаимосвязь в рамках единой налоговой системы представляет суть налоговых отношений, сложившихся в данном обществе.
       Для гармоничного развития общества хозяйствующим  субъектам (субъектам собственности) необходимо внести в бюджет налоги и другие обязательные платежи для  покрытия затрат, осуществляемых государством в целях достижения интересов общества в целом и каждого хозяйствующего субъекта, а также гражданина в отдельности. Это означает , что в процессе общественного воспроизводства  должно происходить отчуждение части дохода хозяйствующего субъекта в пользу общества. Отчуждения средств обособленного от государства собственника и механизм их передачи государству входят функции налоговой системы и определяют характер налоговых отношений.
       Налоговые отношения в распределительной  фазе процесса воспроизводства воздействуют посредством прямых и обратных связей и на другие фазы данного процесса (производство, обмен и потребление).
       Отношения собственности непосредственно  связаны с налоговыми отношениями, сущность которых заключается в  перераспределении дохода налогоплательщика  в процессе перехода права собственности на часть его дохода к властным институтам общества. Данное обстоятельство позволяет сделать вывод от том, что налоговые отношения входят в систему  экономических отношений.
       Налоговая система  может быть рассмотрена  как система отношений между государством и плательщиками налогов , проявляющаяся через их действия ,которые относятся как объективное (уплата налога) и субъективное (установление налога). Это обусловливает  особую значимость функций налогов, базирующихся на налоговых отношениях, и реализуемых в данной системе действий.
       Таким образом, налоговая система –  система экономико-правовых отношений  между государством и хозяйствующими субъектами , возникающих по поводу формирования доходной части государственного бюджета путем отчуждения части дохода собственника, посредством системы законодательно установленных налогов и сборов  и других обязательных платежей , исчисление , уплата и контроль за поступлением которых осуществляется по единой методологии налогообложения, разработанной в данном обществе .
       К системообразующим условиям (факторам) относятся : собственная налоговая  доктрина и налоговая политика государства; законодательная база для строительства  налоговой системы ;механизм установления и ввода в действие налогов  и сборов; виды налогов; порядок распределения налогов по уровням бюджетной системы; система налоговых органов; формы  и методы налогового контроля.
       Мировая практика организации налоговых  систем показывает, что существуют следующие варианты их построения:
    разграничение налоговых источников по бюджетным уровням;
    система долевого участия бюджетных звеньев в использовании налогов;
    система равных прав налогообложения.
       Классификационные признаки позволяют дать общую характеристику налоговой системы ,действующей  в данной стране. Более подробно налоговую систему можно охарактеризовать на основе анализа экономических, правовых, социальных, политических факторов.
       К экономическим факторам, характеризующих  налоговую систему, можно отнести  следующие показатели: полная ставка налогообложения (ставка совокупного налога); налоговая нагрузка; соотношение между прямыми и косвенными налогами; соотношения между налогами и объемами внутренней и внешней торговли.
       Полная  ставка налогообложения (ПСН) – показатель, разработанный Международным центром сравнительных исследований проблем налогообложения; предназначен для измерения налоговой нагрузки. Рассчитывается ПСН как отношение общей суммы налоговых платежей к величине добавленной стоимости , полученной обществом в процессе производства и реализации товаров, работ и услуг.
       Расчеты Международного центра сравнительных  исследований проблем налогообложения  показывают, что размер ПСН в  России почти за все годы внедрения  новой налоговой системы  превышает  уровень «налоговой ловушки» – 40% (когда  инвестирование производства становится невыгодным) и колеблется от 50 до 60%, что на 15-16 пунктов выше, чем в экономически развитых странах.
       Налоговое бремя – это показатель налоговой нагрузки на налогоплательщика при данной налоговой системе. Оно представляет собой отношение общей суммы налоговых платежей к ВВП, которое показывает, какая часть произведенного обществом продукта перераспределяется посредством государственного бюджета.
       Соотношение между прямыми  и косвенными налогами. В менее развитых странах доля косвенных налогов высока, так как механизм их взимания и контроля более прост, чем механизм взимания и контроля прямых налогов.
       Структура налоговых поступлений в России отличается от большинства развитых стран тем, что здесь, как нигде  в мире, низка доля прямых налогов в совокупных налоговых поступлениях – ниже 40% и высока доля косвенных налогов – более 60%.
       Соотношение между налогами от внутренней и внешней  торговли – экономический показатель, характеризующий налоговую систему. Величина данного показателя в странах ОЭСР составляет 12:1, в России – примерно 2:1.
       Наряду  с экономическими факторами для  построения налоговой системы определяющее значение имеют факторы политического  и правового характера . К таким  факторам можно отнести: распределение  хозяйственных функций между федеральным центром и местными органами власти; роль налогов в системе доходов государства; контроль за деятельностью органов местного самоуправления со стороны федерального центра. 
 
 
 
 
 
 
 
 

       2.2 Система налогового  законодательства  Российской Федерации  

       Налоговое законодательство – совокупность актов  законодательства, регулирующих установление, введение и взимание налогов и  сборов.
       Законодательно-правовые основы налоговой системы Российской Федерации состоят из законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативно-правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах.
       Законодательство РФ о налогах и сборах состоит из Налогового Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и (или) сборах; из законов и иных нормативных правовых актов о налогах и (или) сборах, принятых законодательными (представительными) органами власти субъектов РФ в соответствии с Налоговым кодексом РФ. Местные налоги и сборы устанавливаются нормативными правовыми актами, принятыми представительными органами местного самоуправления в соответствии с Налоговым кодексом. Нормативно-правовая база налогообложения представлена на рисунке 2.1.
       Налоговый кодекс определяет систему налогов, взимаемых в федеральный бюджет , а также общие принципы налогообложения  и сборов в РФ, в том числе:
    основные виды налогов и сборов, взимаемых в РФ;
    основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и (или) сборов;
    порядок установления налогов и сборов субъектов РФ и местных налогов и сборов;
    права и обязанности налогоплательщиков , налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;
    формы и методы налогового контроля;
    ответственность за совершение налоговых правонарушений;
    порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.
       Действия  НКРФ распространяется на отношения по установлению, введению и взиманию сборов в тех случаях, когда это прямо предусмотрено в самом Кодексе.
       Законодательство  субъектов Федерации о налогах  и сборах состоит из законов  и  иных нормативных  правовых актов  о налогах и сборах, принятых в соответствии с НК РФ .
       Нормативно-правовые акты органов местного самоуправления о местных налогах и сборах  принимаются представительными  органами местного самоуправления в  соответствии с НК РФ .
       Законодательство  о налогах и сборах регулирует отношения по установлению , введению и взиманию налогов и сборов в РФ, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового  контроля, обжалования  актов налоговых органов , действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового  правонарушения . К отношениям по установлению , введению и взиманию таможенных платежей законодательство о налогах и сборах не применяются , если иное не предусмотрено НК РФ.
       Нормативно-правовые акты о налогах и сборах подразделяются на акты органов исполнительной власти, акты исполнительных органов местного самоуправления и акты органов государственных внебюджетных фондов о налогах и сборах. Эти органы в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях  издают нормативно-правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами , которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах. Государственный  таможенный комитет  РФ (ГТК России) при издании указанных актов руководствуется  также  таможенным законодательством РФ .
       Министерство  финансов Российской Федерации (Минфин России), Министерство  Российской Федерации  по налогам и сборам (МНС России ), Государственный таможенный комитет  Российской Федерации (ГТК России) и  органы  государственных внебюджетных фондов издают обязательные для своих подразделений приказы, инструкции и методические указания по вопросам , связанных с налогообложением и сборами, которые не относятся к актам законодательства о налогах и сборах .
       Действие актов законодательства о налогах и сборах во времени определено в ст. 5 НК РФ. Акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца    со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу . Акты законодательства о сборах вступают в силу не ранее чем по истечении  одного месяца со дня их официального опубликования
       Федеральные законы  , вносящие изменения в  НК в  части установления  новых  налогов и (или) сборов, а также законодательные акты  о налогах и сборах субъектов Федерации и законодательные акты представленных органов местного самоуправления , вводящие налоги и (или) сборы, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия ,но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования.
       Указы Президента РФ носят характер поручений  органам исполнительной власти по разработке нормативных актов по налогообложению. Постановления Правительства РФ устанавливают ставки акцизов и  таможенных пошлин, определяют состав затрат, применяемый при налогообложении.
       В Российской Федерации  законы о налогах  носят постоянный характер.

Рисунок 2.1 - Нормативно –  правовая база налогообложения

 
 

 





 







 

 


               Решения, постановления, требования
              органов исполнительной и  судебной власти


Рисунок 2.2 – Принципы построения налоговой системы  РФ

Принципы построения налоговой системы  РФ

 

 

















 

 

 

       2.3  Организационные  принципы налоговой  системы РФ 

       Организационные принципы налоговой системы –  это исходные положения, в соответствии с которыми осуществляются построение, развитие налоговой системы и  управление ею. Мировая практика свидетельствует, что существует множество принципов ,применяемых государствами при строительстве налоговых систем, и что каждое государство строит свою налоговую систему с учетом специфики, складывающихся в данном обществе условий . Поэтому в каждой отдельно взятой  стране при выборе системы организационных принципов налогообложения должен присутствовать индивидуальный подход.
     Система налогообложения Российской Федерации  базируется на исходных положениях –  принципах, выделенных в ст. 3 НК РФ «Основные  начала законодательства о налогах и сборах».
       В соответствии с рисунком 2.2 налоговая  система Российской Федерации  руководствуется следующими организационными  принципами:
    Принцип всеобщности налогообложения. В соответствии со ст.57 Конституции РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
    Принцип равенства налогообложения .Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства  налогообложения. Каждый налогоплательщик должен вносить свою справедливую долю в казну государства.
    Принцип  недопущения дискриминации налогоплательщика. Налоги  и  сборы не могут иметь дискриминационный характер и применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных  и иных подобных критериев. Не допускается устанавливать  дифференцированные ставки налогов и сборов ,налоговые льготы в зависимости от формы собственности ,гражданства физических лиц или места происхождения капитала. Допускается установление особых видов пошлин либо дифференцированных ставок ввозных таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товара в соответствии с НК РФ и таможенным законодательством РФ.
    Принцип законности. Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих прав.
    Принцип единства налоговой политики и системы налогов. Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство РФ и , в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории РФ товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия для не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.
    Принцип разграничения полномочий в сфере налогового законодательства. Федеральные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются НК РФ. Налоги и сборы субъектов Федерации, местные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются соответственно законами субъектов Федерации о налогах и (или) сборах и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах в соответствии с НК РФ. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы , а также иные взносы и платежи , обладающие установленными НК РФ признаками налогов или сборов ,не предусмотренные НК РФ либо установленные в ином порядке, чем это определено НК РФ.
    Принцип определенности правил налогообложения. При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом ,чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы),когда и в каком порядке он должен уплачивать.
    Принцип льготности налогообложения – льготы по всем налогам применяются в соответствии с законодательством.
    Принцип однократности  - многократное обложение дохода или капитала недопустимо.
    Принцип отрицания обратной силы закона. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу плательщика налога или сбора.
    11.Принцип  соразмерности налогообложения  . Экономическая сбалансированность интересов налогоплательщиков и государственной казны.
    12. Принцип справедливости. Налогообложение соразмерно доходам. 
     

    2.4 Экономические принципы  налоговой системы  РФ

 
       Для того, чтобы более глубоко вникнуть в суть налоговых платежей, важно  определить основные принципы налогообложения, которые сформулировал Адам Смит в форме четырех положений, которые  сводятся к следующему:
       1) Подданные государства должны участвовать в содержании правительства соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства. Соблюдение этого положения или пренебрежение им приводит к так называемому равенству или неравенству налогообложения.
       2) Налог, который обязывается уплачивать  каждое отдельное лицо должен  быть точно определен (срок  уплаты, способ платежа, сумма  платежа).
       3) Каждый налог должен взиматься  тем способом или в то время,  когда плательщику удобнее всего  оплатить его.
       4) Каждый налог должен быть так  задуман и разработан, чтобы он  брал и удерживал из кармана  народа как можно меньше сверх  того, что он приносит казне государства.
       На  основе четырех принципов Адама  Смита к настоящему времени  сложились  экономические принципы налогообложения.
      Принцип хозяйственной независимости и свободы – основанный на праве частной собственности.
      Принцип справедливости – налогообложение соразмерно доходам
      Принцип определенности – сумма, способ, время платежа должны быть заранее известны налогоплательщику.
      Принцип удобности налогообложения – налоги взимаются в такое время и таким способом , которые представляют наибольшие удобства.
      Принцип экономичности (эффективности) – издержки по взиманию налогов должны быть меньше ,чем сами налоговые поступления. Суммы сборов по каждому отдельному налогу должны превышать затраты на его сбор и обслуживание.
      Принцип соразмерности – экономическая сбалансированность интересов налогоплательщиков и государственной казны.

Элементы  налога

       Налоговая система базируется на соответствующих  законодательных актах государства, которые устанавливают конкретные методы построения и взимания налогов, то есть определяют конкретные элементы налогов, к которым относятся:
    объект налога — это имущество или доход, подлежащие обложению, измеримые количественно, которые служат базой для исчисления налога;
    субъект налога — это налогоплательщик, то есть физическое или юридическое лицо, которое обязано в соответствии с законодательством уплатить налог;
    источник налога, то есть доход, из которого выплачивается налог;
    ставка налога — величина налоговых отчислений с единицы объекта налога. Ставка определяется либо в виде твердой ставки, либо в виде процента и называется налоговой квотой;
    налоговая льгота — полное или частичное освобождение плательщика от налога;
    срок уплаты налога — срок,  в который должен быть уплачен налог и который оговаривается в законодательстве, а за его нарушение, не зависимо от вины налогоплательщика, взимается пени в зависимости от просроченного срока.
    правила исчисления и порядок уплаты налога; штрафы и другие санкции за неуплату налога.
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.