На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Объединения предприятий и их экономическое значение в Украине

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 30.05.2012. Сдан: 2010. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО  АГРАРНОЙ ПОЛИТИКИ УКРАИНЫ
ЛУГАНСЬКИЙ  НАЦИОНАЛЬНЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 

                     Кафедра экономической теории и маркетинга 
                 
                 

КУРСОВАЯ РОБОТА
по микроэкономике
на тему:
«Объединения  предприятий и их экономическое  значение в Украине» 
 
 
 
 
 

                                          Выполнил: студентка  II курса
                   Группы 1521
                   Скребцова Анна Николаевна
                   Шифр 090543
                   Проверил: Кузубов А.А. 

Луганськ -2010 г.
План
Введение           4
Раздел  I ПРЕДПРИЯТИЕ- ОСНОВНОЕ ЗВЕНО В ЭКОНОМИКЕ 
1.1. Предпринимательство: определение, сущность, функции  7
1.2. Содержание и виды предпринимательской  деятельности  8
1.3.Условие  и факторы, влияющие на развитие предпринимательства в Украине      15
Раздел  II ОБЪЕДИНЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ, КАК СУБЪЕКТ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ         
2.1. Понятие хозяйственного объединения предприятий и его место в организационной структуре бизнеса    20
2.2. Виды  хозяйственных объединений и  их классификация 23
2.3. Функции  и компетенции хозяйственных  объединений  29
Раздел III ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБЪЕДИНЕНИЙ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ 
      3.1.Проблемы развития объединений в Украине   32
3.2. Мероприятия  по решению проблем объединений на примере ассоциаций          33
Заключение          37
Список использованной литературы      40 

 


     Введение
     Предпринимательство - это способ хозяйствования, который в результате многовековой эволюции утвердился в экономике всех развитых стран. Первоначально предпринимателями называли предприимчивых людей, действующих на рынке, или просто людей энергичных, азартных, склонных к рискованным операциям. В дальнейшем к предпринимательству стали относить любую деятельность, направленную на увеличение прибыли и не запрещённую законом. Однако возникновение предпринимательства как оформившегося устойчивого явления относят к XVII веку. Оно развивалось сложно, сопровождалось и сопровождается бесконечным процессом возникновения и разрешения многочисленных противоречий. Его первые ростки начали пробиваться вместе со становлением рыночных отношений.
     Формирование  субъектов предпринимательства  в принципе возможно двумя путями:
       Первый путь – эволюционный. Он предполагает постепенное накопление денежных и других ресурсов, достаточных для открытия и развития своего дела. Этот процесс может быть довольно длительным. Он ускоряется применением акционерной формы предпринимательства.
     В Украине возможности эволюционного пути формирования участников предпринимательства к началу 90- х годов были очень ограничены. К причинам такого положения можно отнести:
       - отсутствие достаточных сбережений у населения;
       - недоверие населения к ценным бумагам — акциям, облигациям и пр.;
       - недостаточная подготовленность кредитной системы;
       - у людей  отсутствовали достаточные психологические, социальные установки на предпринимательство.
       Второй путь предполагает ускоренное  формирование субъектов предпринимательства. Его, как правило, используют страны, осуществляющие переход от централизованно-плановой к смешанной экономики, и в том числе Украина. Государство принимает решение о:
     1)приватизации предприятий;
     2)смене условий применения государственного капитала путем, в частности, коммерциализации и стимулирования тем самым появления обществ предпринимательского типа.
     Один  из путей возникновения частных предприятий – малая приватизация.
     С 1992 г. к началу 1998 г. было приватизировано  свыше 45 тыс.малых предприятий. Всплеск появления малых компаний в Украине приходится на 1992-93 г.
     В 1994, 1995 и 1996 гг. наблюдалось некоторое замедление темпов. Одними из самых высоких за всю историю малого бизнеса в стране были темпы  возрастания в 1997 году. На начало 1998 года в стране насчитывалось более 136200малых предприятий.
       Таким образом, можно утверждать что предпринимательство в Украине, пройдя первый этап  (начального зарождения), начал второй  этап (бурного роста) но затормозил свое развитие и начал сворачиваться. Такого явления не наблюдалось ни в одной стране, осуществляющей реформы, и это свидетельствует о  неудовлетворительной среде не только для расширения сектора малого бизнеса, но и для предприятий, существующих сегодня.
       Анализ распределения малых предприятий  по отраслям народного хозяйства свидетельствует об уменьшении удельного веса малых предприятий почти во всех областях экономики, за исключением торговли, общественного питания и материально-технического снабжения. Малые компании концентрируются в областях, где быстро скупается капитал  и  не  нужно  больших материальных затрат  и  инвестиций для ведения бизнеса. Наметилась  четкая тенденция сокращения малых предприятий в промышленности и строительстве.
       В Украине  наблюдается очень  неравномерное распределение малых предприятий по областям. Это обусловлено различными территориальными условиями: экономическим потенциалом, ресурсным обеспечением, специализацией регионов, уровнем инвестиционной активности, состоянием рыночной инфраструктуры, отношениями между государственными органами и предпринимательскими структурами. Эти региональные особенности учитываются в процессе разработки мероприятий государственной поддержки.
 


Раздел  I ПРЕДПРИЯТИЕ- ОСНОВНОЕ ЗВЕНО В ЭКОНОМИКЕ
      Предпринимательство: определение, сущность, функции
     Предпринимательство  – это свободная инициатива людей  в хозяйственной деятельности, это  способ организации экономических  сил. Иными словами, это испытанный в мировой практике  способ эффективной  организации производства. Существование  предпринимательства  – обязательное условие функционирования рынка.
     Сущность  предпринимательства:
       Современная экономическая теория определяет предпринимательство как инициативную, самостоятельную хозяйственную деятельность людей, направленную на получение прибыли посредством организации и использования ресурсов в целях производства и реализации товара.  С одной стороны, предпринимательство выступает как особый вид хозяйственной деятельности, в основе которой лежит ряд условий и требований (свобода в выборе направлений и методов деятельности, самостоятельность в принятии решений, ответственность за принимаемые решения, ориентация на достижение коммерческого успеха).  С другой стороны, предпринимательство ( это определенные стиль и тип поведения), составляющие которого инициатива, поиск нетрадиционных решений, масштабность и риск, деловая хватка.
       С третьей, предпринимательство (это особая функция, выполняемая в экономике: обеспечение развития и совершенствования хозяйственного механизма, постоянное обновление экономики, создание инновационной сферы.
     Функции предпринимательства:
     1.Ресурсная функция. Она реализуется в мобилизации капитала, трудовых, материальных, информационных и других ресурсов для их производительного использования. Нацеленность предпринимателя на динамическую эффективность вынуждает его к постоянному поиску дополнительных ресурсов. Множество потенциальных ресурсов общества были бы невостребованы, не занимайся предприниматели их мобилизацией.
     2.Организаторская функция. Мобилизованные ресурсы могут принести пользу их собственнику, предпринимателю и обществу в целом лишь в том случае, если они будут должным образом использоваться. Поэтому предприниматель берет на себя функцию организации производства, сбыта, исследования рынка, научных разработок и т. п.
     3.Творческая функция. Предприниматель постоянно нацелен на поиск новых решений. Стремление максимизировать прибыль или другой результат, признаваемый предпринимателем в качестве цели своей деятельности, не дает ему довольствоваться сложившимся положением Он постоянно ищет, как улучшить свое дело. Появлением множества оригинальных научно-технических, экономических и организационных решений человечество обязано творческой функции предпринимательства.[4;с.254]
       Предпринимательство– один из  ключевых элементов рыночных преобразований, перед необходимостью которых встала Украина после провозглашения независимости и процесс его становления в молодом государстве очень актуален сегодня.
1.2. Содержание  и виды предпринимательской деятельности
       Предпринимательству свойственны  общие черты любой экономической деятельности. В то же время оно характеризуется определенным содержанием, направленностью, последовательностью процедур, проводимых предпринимателем. Рассмотрим общую схему предпринимательства, дающую представление о том, как оно осуществляется.
     
     Рис. 1.1. Общая схема предпринимательства.
     Предприниматель призван удовлетворить запросы  определенного круга потребителей в конечном продукте, продавая им товар  Т и получая за это денежную выручку Дт. Конечный продукт предпринимательской деятельности, реализуемый потребителю в виде товара может быть самым разнообразным. Это все то, в чем нуждается потребитель и что способен продать ему предприниматель: Здания, сооружения, жилье, имущественные ценности, потребительские товары, информация, интеллектуальный продукт, деньги, валюта, ценные бумаги, все виды услуг, строительные и другие работы.
     Чтобы реализовать товар, надо его иметь. Поэтому предприниматель приобретает, получает или сам производит товар  и осуществляет его продвижение  для продажи потребителю, покупателю. Процесс получения предпринимателем продукта, необходимого потребителю, требует для осуществления наличия ряда факторов предпринимательской деятельности. Это все то, что использует предприниматель в своей деятельности, то есть средства производства и обращения товаров в виде рабочей силы, материальных, информационных, финансовых ресурсов, используемых для производства, транспортирования, продажи товаров. Частично предприниматель может сам обладать такими факторами. Если же он ими не обладает, то приобретает факторы Ф у их обладателей, собственников за денежную сумму Дф и с их помощью производит, получает, достает и продает потребителю товар Т.[4;с.587]
     В простейшем случае, когда факторы  сами и есть нужные потребителю товары, предприниматель приобретает их и продает потребителю. В подобной ситуации он становится торговым посредником между владельцем товаров и потребителем. Как следует из рассмотренного, схема предпринимательства может быть представлена в виде логической формулы : ДФ - Ф - Т - ДТ. Предприниматель приобретает за деньги Дф средства предпринимательской деятельности Ф, затем преобразует их в товары Т и реализует их, получает в итоге деньги Дт. Вырученные, полученные в итоге деньги Дт должны быть больше денег Дф, затраченных на факторы, с тем, чтобы иметь прибыль.
     Предпринимательская деятельность организуется таким образом, чтобы все действия осуществлялись за определенное время, для этого  предпринимательству необходим  высокий уровень организации. Продолжительность  операции оказывает значительное влияние на ее эффективность, прибыльность. Обычно чем короче период сделки, тем выше ее эффект для предпринимателя. С одной стороны, снижаются затраты, а с другой - увеличивается оборачиваемость денежных средств и потому меньше денег связывается в обращении. Таким образом, есть основания утверждать, что и время есть фактор предпринимательства.
     Предпринимательская деятельность представляет совокупность последовательно или параллельно, одновременно проводимых операций. Каждая бизнес-операция - это один завершенный цикл предпринимательства. По отношению к такой операции допустимо применять термин “бизнес-сделка”. При этом сделка понимается вовсе не как тайный противозаконный сговор. В бизнесе под сделкой понимается основанное на письменном договоре или устном соглашении взаимодействие двух или нескольких хозяйственных субъектов, лиц в интересах получения взаимной выгоды.
     В зависимости от содержания предпринимательской  деятельности и ее связи с основными  стадиями воспроизводственного процесса различают разные виды предпринимательства: производственное, коммерческое, финансовое, посредническое, страховое.
     Предпринимательство называется производственным, если сам  предприниматель непосредственным образом, используя в качестве факторов орудия и предметы труда, производит продукцию, товары, услуги, работы, информацию, духовные ценности для последующей продажи потребителям, покупателям, торговым организациям. Таким образом функция производства в этом виде предпринимательства - основная, определяющая.
     В коммерческом предпринимательстве  предприниматель выступает в  роли коммерсанта, торговца, продавая готовые товары, приобретенные им у других лиц, потребителю, покупателю. В таком предпринимательстве  фактором Ф является сам товар  Т, а прибыль предпринимателя образуется путем продажи товара по цене, превышающей ценю приобретения. Отметим, что если товар приобретается на законных основаниях, то торгово-коммерческое предпринимательство не следует называть спекуляцией и на этом основании осуждать. Только когда наблюдается противозаконная, с нарушением правил торговли перепродажа, можно говорить о запретной, преступной спекуляции.
     Финансовое  предпринимательство есть особая форма  коммерческого предпринимательства, в котором в качестве предмета купли-продажи выступают деньги и ценные бумаги, продаваемые предпринимателем покупателю или предоставляемые ему в кредит.
     Посредничеством называют предпринимательство, в котором  предприниматель сам не производит и не продает товар, а выступает  в роли посредника, связующего гнезда в процессе товарного обмена, в товарно- денежных операциях. Главная задача и предмет предпринимательской деятельности посредника - соединить две заинтересованные во взаимной сделке стороны. Так что есть основания утверждать, что посредничество состоит в оказании услуг каждой из этих сторон. За оказание подобных услуг предприниматель получает доход, прибыль.
     Страховое предпринимательство заключается  в том, что предприниматель гарантирует  страхователю имущества, ценности, жизни  за определенную плату компенсацию возможного ущерба в результате непредвиденного бедствия. Страхование имущества, здоровья, жизни есть особая форма финансово-кредитного предпринимательства, заключающаяся в то что предприниматель получает страховой взнос, выплачивая страховку только при определенных обстоятельствах. Так как вероятность возникновения таких обстоятельств невелика, то оставшаяся часть взносов образует предпринимательский доход.
     При разнообразии видов и способов осуществления  предпринимательства любой предпринимательской операции свойственно наличие определенных процедур, выполняемых в некоторой последовательности. Для предпринимательства характерны также достаточно типичные товарно-денежные отношения между участниками осуществления операции.
     Изучим  проводимые предпринимателем действия и отношения, возникающие в ходе осуществления предпринимательства, на примере одной операции (сделки).
     Рассмотрим  принципиальную схему предпринимательской  операции, на которой изображены ее участники и возникающие между  ними в процессе операции связи, отношения, товарные и денежные потоки, обмены (рис. 2).
     Изображенная  схема представляет детализированную общую схему предпринимательства, изображенную выше на рис.1.
     Чтобы реализовать операцию, заключающуюся  в итоге в продаже потребителя, покупателям товара Т за деньги Дт, предприниматель, как уже упоминалось, должен первоначально обладать факторами, средствами предпринимательской деятельности. Частично они могут быть у него в наличии, частично ему приходится приобретать их. Основным фактором предпринимательства как и любого другого вида деятельности является и рабочая сила. Наряду с собственным трудом предприниматель привлекает рабочую силу РС в виде наемных работников, которым уплачивает за их труд денежное вознаграждение, заработную плату Др ( Включая отчисления на социальное страхование работников).
     В большинстве видов предпринимательства  для выполнения предпринимательской  операции нужны материальные ресурсы  в виде сырья, материалов, энергии, готовых  товаров. Приобретая недостающие материальные ресурсы М и у их обладателей, предприниматель уплачивает им денежные средства Дм, то есть получает материалы в обмен на деньги. Иногда материальные ресурсы приобретаются путем бартерного обмена. При коммерческом предпринимательстве приобретенные материальные ресурсы могут быть в виде готового товара.
     Третий  важнейший вид необходимых для  предпринимательства факторов, средств  представляют основные фонды в виде зданий, сооружений, помещений, машин, оборудования, аппаратуры, вычислительной и организационной техники. Отсутствующие у предпринимателя основные фонды Оф приходится приобретать, арендовать у их обладателей за деньги До.
     Для проведения большинства предпринимательских  операций нужна информация в виде сведений, данных, чертежей, технологий, проектов, знаний, документов. Информация в наше время тоже стоит денег. Чтобы получить недостающую информацию И, предприниматель должен заплатить за нее деньги Ди.
     Наряду  с упомянутыми факторами предпринимателю  могут понадобится работы и услуги, которые он не способен выполнить собственными силами. За предоставление услуг У надо уплатить деньги Ду. Проводя предпринимательскую операцию, предприниматель затрачивает и собственные ресурсы в виде своей рабочей силы, материалов, денежных средств, информации. Это внутренние затраты, но и они стоят денег, общая сумма которых равна Двн.
     Кроме всех указанных ресурсов и форм их получения предпринимателю зачастую приходится прибегать к приобретению отдельных ресурсов в долг, в виде займа. Ведь ему нужны ресурсы, средства еще до того, как они будут возмещены, окуплены в результате продажи товаров и получения денежной выручки Дт. Следовательно предпринимателю необходим начальный капитал. Если такого капитала нет, то приходится его заимствовать.
     Заимствование может иметь место в натуральной, вещественной и денежной формах.
     Предоставление  предпринимателю материальных средств  предпринимательской деятельности в виде зданий, помещений, оборудования, машин, других видов материальных ресурсов на определенное время и на условиях внесения платы называют арендой. Иногда договор аренды заключается с правом последующего выкупа арендатором арендуемого имущества.
     Чаще  заимствование происходит в форме  получения денежного кредита  у обладателей денежных средств, скажем в банке. Получив кредит, затем придется его вернуть в сумме Дв, превышающей Дк, то есть уплатить проценты за ссуду Дс. Очевидно что
     Дс = Дв -Дк
     В итоге предприниматель несет  денежные затраты Дз на осуществление  операции, которые определяются путем  суммирования всех издержек
     Дз = Др + Дм + До + Ди + Ду + Двн + Дс
     Если  предприниматель осуществляет операцию успешно и получает выручку за проданный товар Дт, превышающую  затраты Дз, то в итоге операции образуется прибыль Пр, исчисляемая
     Пр = Дт - Дз
     Однако, эта прибыль которую называют валовой прибылью или доходом, не достается предпринимателю полностью. Он получает только часть ее, ибо надо еще уплатить налоги, внести платежи финансовым органам в общей сумме Дн. Это, как мы уже знаем из ранее изученного, из жизни разнообразные налоги, платежи, такие как налог на добавленную стоимость, налог на прибыль и т.д. Величина налогов и платежей зависит от вида предпринимательской деятельности, используемых ресурсов, предоставляемых льгот. В итоге чистая, остаточная прибыль ПРч, которую получает предприниматель в итоге операции, равна
     ПРч = Дт - Дз - Дн
     Предпринимательство обычно считается целесообразным, если валовая прибыль составляет не менее 20% от уровня затрат.
         1.3. Условия и факторы, влияющие  на развитие предпринимательства  в Украине
           Для появления такого общественного феномена, как предпринимательство, а тем  более  для  превращения  его  в  основную  организационную  форму производства,  необходимы  определенные  условия.  Для  стран   с   рыночной экономикой существуют общие условия развития предпринимательства:
      - стабильность государственной  экономической и социальной политики;
      - положительное общественное мнение  отношение к предпринимательству;
      - льготный налоговый режим;
      - наличие развитой инфраструктуры  предпринимательства;
      - эффективная система защиты интеллектуальной собственности.[6;с.85]
В Украине  особую актуальность приобретают нижеперечисленные  условия:
      1. Наличие соответствующих  имущественных   прав  на  условия  и  результаты  производства,  поскольку   предприниматель   обязательно   должен   быть собственником произведенного продукта и дохода, полученного в результате его   реализации.   Только   при   этих   условиях   возникает   должная заинтересованность для осуществления предпринимательской деятельности.
      2. Определенная экономическая, правовая и  политическая  среда.  Формальное признание имущественных прав на условия и результаты производства  может уживаться с другими правовыми нормами, регулирующими экономическую жизнь общества,  но   не   обеспечивающими   на   деле   достаточной   степени экономической самостоятельности для предпринимательской деятельности.
         Различного рода ограничения,  формирующие  экономическую   среду,  должны обеспечивать достаточный  «коридор  свободы».  Для  предпринимателя  это выражается в получении достаточной самостоятельности при:
          - выборе вида хозяйственной деятельности;
          - определении потребителей товаров  и поставщиков ресурсов;
          - определении цен;
          - распоряжении полученным доходом.
      3. Полная экономическая ответственность за  результаты  деятельности.  Этот пункт непривычен Украине как постсоциалистической стране,  однако  стоит помнить,    что    отрицательными    результатами    предпринимательской деятельности могут быть:
          - убыточность, т. е. превышение расходов над доходами;
          - существенная потеря имущества;
          - банкротство (признание полной  неплатежеспособности).
      4. Этика предпринимательства. Этика  предпринимательства является  одним   из факторов его доходности или прибыльности. Вот морально-этические  нормы, утвержденные в среде предпринимателей на цивилизованных рынках:
          - обязательность;
          - общая высокая культура и  образованность;
          -  контактность,  умение  общаться   с   людьми,   заинтересовать   их,
            мобилизовать на достижение поставленных целей.
     Анализ   предпринимательской   деятельности   позволил   определить    такие существенные факторы ее успеха:
      - высокую квалификацию;
      - обширные личные контакты;
      - достаточные материальные и  финансовые ресурсы;
      - наличие заказов потребителей.
       Однако, сравнивая данные развития  отечественного  предпринимательства с показателями иных стран, делаем вывод,  что  Украина  значительно  отстает даже от стран Восточной и Центральной Европы. Для  сравнения:  в  Польше  на тысячу жителей приходится 51,3 МП. в Чехии – 12,4. в Украине ( лишь  2,6 ).
     В странах рыночного хозяйства больше половины ВВП создают  малые  предприятия. В Украине пока что малый бизнес не отыграет существенной роли в  обеспечении экономического возрастания, его взнос в ВВП представляет лишь 9.0-9.5%.Это происходит благодаря тому, что в своей деятельности  отечественное предпринимательство  наталкивается  на  разнообразные  препятствия,  которые можно поделить на макро- и микроэкономические.[18;с.63]
       К  первой  группе  относятся такие:
     1. Налоговая политика,  отсутствие  надлежащего  законодательно-нормативного обеспечения. Сегодня налоговая система страны влияет на развитие  бизнеса крайне отрицательно. Предпринимательская деятельность не может полноценно  развиваться за отсутствия или несовершенства законов, что ее регулируют.
     2. Административные барьеры. Большое  количество законов, нормативных   актов,   инструкций запутывает  предпринимателей; кроме того, предприятия  поддаются   частым   и   безосновательным   проверкам   со   стороны    разнообразных   государственных органов.
     3. Ограниченность внутреннего спроса  и наличие кризиса сбыта   на  внутреннем  рынке. Малый  бизнес постоянно теряет главных  потребителей своей продукции   вследствие ухудшения уровня  обеспеченности населения, уменьшения  доходов   граждан.
     4. Недостаточная государственная  поддержка. На  сегодня  в   Украине  еще  не   составилась  эффективная система государственной  поддержки и защиты малого   предпринимательства.    Механизм    финансирования    и     кредитования,   информационное и консультационного обеспечения,  система подготовки  и   переподготовки кадров для предпринимательской деятельности несовершенны и   приносят очень мало пользы.
     5. Низкая инвестиционная активность  вследствие нестабильности экономики.
     6. Неразвитость инфраструктуры.  Роль  объектов  инфраструктуры  в   развитии   малого  бизнеса   очень  незначительна.  Между   различными   организациями   поддержки МП и предприятиями  еще не налажено эффективное  сотрудничество и   обмен информацией.
     7. Теневая экономика. Зачастую МП  являются вынужденными участниками   теневой   экономики, которых  туда «загоняет»  налоговое   давление,  государственная   бюрократия, и тому подобное.
     8. Неэффективная приватизация. Процесс  малой приватизации, имевший  место  в   нашей стране, был подчиненный  многим  ограничениям.  В  результате,  при   нефункционирующем  вторичном  рынке   приватизационных   объектов   много   предприятий находятся в руках тех, кто не в состоянии ими  управлять,  но   не может их продать.
     9. Неразвитость рынка недвижимости. Малым  предприятиям  катастрофически   не   хватает офисных помещений.  Арендная плата очень  высока,  правила  аренды   запутанные; во многих случаях объект не  позволяют приватизировать  вместе   с помещением.[36;с.50]
           Среди микроэкономических  факторов,  которые  более  всего   влияют  на развитие малого предпринимательства, можно выделить такие:
      - способ и время возникновения;
      - форма собственности;
      - финансовые возможности предприятия;
      - ассортимент продукции, ее качество и спрос на нее;
      -выбранную  стратегию  деятельности  предприятия,   его   организационную   структуру;
      - кадровую политику;
      - возможность доступа к коммерческой  информации;
      - степень соблюдения клиентами  условий контрактов и платежной дисциплины.[25;с.149]
 

Раздел  II ОБЪЕДИНЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ, КАК СУБЪЕКТ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ
    2.1. Понятие  хозяйственного объединения предприятий  и его место в организационной  структуре бизнеса 

     Как известно основными „тремя китами” рыночной экономики является свободная конкуренция, свободе выбора и частная собственность. Если эти три составляющие являются присутствуют на рынке, то в этой стране имеет место рыночная экономика. Если хоть одна из составляющих нарушается, тогда происходит дестабилизация и реорганизация рынка. Время текуче, с возникновением новых товаров и развития рынков, осложняются и условия игры на рынке. Для того, чтобы успешно существовать в условиях рыночной конкуренции, как одной из составляющих „трех китов” свободного рынка, предприятия стремятся объединяться в промышленные, промышленно-финансовые и другие группы. Такие группы предприятий определяются в теории хозяйственного права как хозяйственные объединения, которые следует отличать от хозяйственных обществ, которые являются предприятиями, а не объединениями. Именно хозяйственные объединения имеют такую особенную черту как притяжение к монополии. Из-за этого они и получают согласие Антимонопольного комитета на их создание. Именно Антимонопольный комитет и осуществляет над хозяйственным объединением контроль по соблюдению востребований антимонопольного-конкурентного среды. [27;с.402]
     В хозяйственном законодательстве отсутствует  отдельный специальный нормативный  акт, который содержал бы нормы о  хозяйственных объединениях. Общими для всех видов объединений актами является: Закон Украины „Про предприятия в Украине” (статья № 3), которая определяет виды хозяйственных объединений, основы и порядок их создания и регистрации, признака объединения как субъекта права, правовое положение предприятий-членов объединения; Закон Украины „Про собственность”, в статье 20 которого определенно хозяйственное объединение как субъект права коллективной собственности, в статье 21 отмечены основания возникновения этого права.
     Правовое  положение Хозяйственных объединений определяется в Хозяйственном Кодексе Украины в статьях 118 – 124, законами „Про банки и банковскую деятельность” в статье 26 „Про кооперацию” статьи 30 – 33 „Про сельскохозяйственную кооперацию” в статье 26 и других нормативно правовых документах. [19;с.235]
     Поскольку, создание хозяйственных объединений не может противоречить законодательству о защите экономической конкуренции, законодательство о хозяйственных объединениях согласовывается с соответствующими статьями Закона Украины „Про защита свободной конкуренции”.
       Понятие и признаки 
     Хозяйственное объединение – это организационно оформлена группа предприятий, других хозяйственных организаций низовых  ланок экономики разных форм собственности, которая создается с целью  координации деятельности своих участников, объединения их усилий для решения социальных и экономических заданий. Хозяйственное объединение являет собой один из видов субъектов хозяйственного права, и как субъект права имеет свои экономические, организационные и юридические признаки, которые отличают его от предпринимательства:
     1. Предпринимательство консолидируется  в группы – объединения на  основе экономических, общих и  других интересов; 
     2. Это объединение производственной, научно-технической, коммерческой  деятельности членов объединения с централизацией управленческих, координационных функций;
     3. Материальные интересы объединения  как основа определяются в  договоре или уставе, который  заключают между собой предприятия-основатели;
     4. Объединение как субъект хозяйственного  права имеет имущество, юридически обособленное от имущества членов объединения;
     - основные фонды и оборотные средства, переданные ему на его баланс членами объединения;
     - имущество, приобретенное объединениями  в результате хозяйственной деятельности;
     - имущество, созданных объединенных предприятий;
     - имущество членов объединения  не входит в состав имущества  объединения ;
     5. Объединение не отвечает по  обязательствам своих членов, а  они не отвечают по обязательствам  объединения; 
     6. Имущество, которое остается после удовлетворения востребований кредитора, распределяется между его прежними членами;
     7. Централизация в руках объединения  функций и полномочий его членов;
     8. Особенная правосубъектность. Ее особенность обусловлена организационной структурой объединения. Членами объединения могут быть лишь предприятия – юридические лица, каждое из которых при входе к объединению хранит права юридической личности и действует на основании Закона Украины „Про предпринимательство”. Этим объединение отличается от предприятия, которое не имеет в своем составе других юридических лиц. То есть предприятия как члены объединения остаются самостоятельными субъектами хозяйственного права. В то же время объединение предприятий также является самостоятельным субъектом права. С точки зрения правосубъектности, объединение представляет собой совокупность самостоятельных субъектов права, общие имущественные права и интересы которых реализует объединений. В теории хозяйственного права такие организационные структуры определяются как хозяйственные системы, в теории гражданского и административного права – как сложные юридические лица. [36;с.257]
     9. Необходимость получения согласия  от Антимонопольного комитета;
     10. Членами объединения являются  лишь юридические лица, каждая  из них, входя в объединение, сохранила свои права юридической личности и действует на основании Закона „Про предпринимательство в Украине”;
     11. Объединение создается и действует  на основе договора или устава, владеет обособленным имуществом, имеет самостоятельный сведенный и общий для членов балансы, расчетный и другой счета в учреждениях банков, печать со своим названием и является юридическим лицом. [8;с.236]
     Следовательно, хозяйственное объединение являет собой сложную хозяйственную  организацию, которая создана на основе сочетания материальных интересов предприятий – участников, действует на основании договора или устава и регистрируется как юридическое лицо.  

    2.2. Виды  хозяйственных объединений и  их классификация
     На  практике сложились типы объединений, которые различаются в зависимости от целей объединения, характера хозяйственных отношений между их участниками, степени самостоятельности входящих в объединение предприятий. Это картели, синдикаты, пулы, тресты, концерны, промышленные холдинги, финансовые группы.
     Картель представляет собой объединение, как правило, предприятий одной отрасли, предполагающее совместную коммерческую деятельность, т.е. регулирование сбыта с помощью установленных квот, товарных цен, условий реализации. Для картеля характерно наличие следующих признаков:
     договорной  характер объединения;
     сохранение  права собственности участников картеля на свои предприятия и  обеспечиваемая этим хозяйственная, финансовая и юридическая самостоятельность;
     совместная  деятельность по реализации продукции, которая может распространяться, хотя и в ограниченной степени, на ее производство.
     Синдикат  – разновидность картельного  соглашения, которое предполагает сбыт продукции его участников через  единый сбытовой орган, создаваемый в форме акционерного общества или общества с ограниченной ответственностью. Участники синдиката, как и картеля, сохраняют свою юридическую и коммерческую самостоятельность, а иногда и собственную сбытовую сеть, которая тесно связана с синдикатской сбытовой конторой или обществом. Форма синдиката наиболее распространена в отраслях с массовой однородной продукцией: горнодобывающей, металлургической, химической.
     К объединениям картельного типа относятся  также пулы. Пулом называется объединение предпринимателей, предусматривающее особый порядок распределения прибыли его участников. Прибыли участников пула поступают в «общий котел», а затем распределяются между ними в заранее установленной пропорции.[35;с.258]
     Трест представляет собой объединение, в котором различные предприятия, ранее принадлежащие разным предпринимателям, сливаются в единый производственный комплекс, теряя свою юридическую и хозяйственную самостоятельность. В тресте объединяются все стороны хозяйственной деятельности предприятий, а не одна какая-нибудь сторона, как в картеле или синдикате. Форма треста удобна для организации комбинированного производства, т.е. объединения в одной компании предприятий разных отраслей промышленности, либо представляющих собой последовательные ступени обработки сырья, либо играющих вспомогательную роль одна по отношению к другой.[27;с.58]
     Концерн -– это объединение самостоятельных  предприятий, связанных посредством  системы участия, персональных уний, патентно-лицензионных соглашений, финансирования, тесного производственного сотрудничества.
     Концерн обычно является объединением производственного  характера, в которое входят предприятия  разных отраслей, в зависимости от чего концерны носят характер «вертикальных» или «горизонтальных» объединений. Вертикальное объединение охватывает предприятия разных отраслей промышленности, производственный процесс которых взаимосвязан (например, горнодобывающие, металлургические и машиностроительные). Горизонтальные объединения охватывают предприятия разных отраслей производств, не связанных между собой.
     Объединенные  в концерн предприятия остаются юридическими лицами в форме акционерных  обществ или иных хозяйственных  объединений, но имеют общее руководство, осуществляемое головной компанией (холдингом).[34;с.125]
     Холдинг представляет собой «держательскую» (материнскую, головную) компанию, которая, обладая контрольным пакетом акций предприятий, объединенных в единую структуру, обеспечивает управление ими и контроль над их деятельностью.
     Холдинговые структуры являются многофакторными комплексными образованиями, обеспечивающими последовательное объединение производственных и капитальных ресурсов, создание крупномасштабных дифференцированных производств, ориентированных на разработку и внедрение новейших технических решений, реализацию различных инвестиционных программ.
     4. Финансово-промышленные группы
     В экономике любой страны господствующее положение занимают крупные хозяйственные  комплексы, представленные мощными  промышленными компаниями, которые  нередко называют финансово-промышленными группами (ФПГ).
     ФПГ – хозяйственное объединение  предприятий, учреждений, организаций, кредитно-финансовых учреждений и инвестиционных институтов, созданное с целью  ведения совместной скоординированной  деятельности.
     ФПГ включает устойчивую группировку различных предприятий: промышленных, торговых, финансовых, в том числе банковские, страховые, инвестиционные институты. Иными словами, ФПГ представляет собой финансово-индустриально-торговый комплекс, составные части которого взаимодействуют в целях достижения общих стратегических целей. В ФПГ развиваются отношения взаимозависимости, разделения труда и его кооперации:
     перекрестного владения акциями и представительствования в руководящих органах компаний – ФПГ обычно контролирует многочисленные крупные, средние и мелкие предприятия, подрядчиков и потребителей продукции, клиентов финансовых учреждений.
     К числу наиболее существенных характеристик  ФПГ можно отнести следующие:
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.