На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Право собственности и другие вещные права на землю

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 30.05.2012. Сдан: 2010. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание
Введение……………………………………………………………………….…3
Глава 1. Право собственности  на землю…………………………………….5
1.1. Государственная  собственность на землю…………………………………5
1.2. Муниципальная  собственность на землю……………………………..…10
1.3. Частная собственность  на земельные участки……………………………12
1.4. Общая собственность  на земельные участки………………………….…19
Глава 2. Иные вещные права  на землю……………………………………21
2.1. Право пожизненного  наследуемого владения…………………………..21
2.2. Право постоянного  (бессрочного) пользования…………………………23
2.3. Сервитут………………………………………………………………..…..25
2.4. Аренда земельных  участков……………………………………………….29
2.5. Безвозмездное  срочное пользование земельными  участками………….36
Заключение………………………………………………………………….….39
Список используемой литературы……………………………………………41 
 
 
 
 
 

Введение
  Земля по праву является важнейшим для  человечества объектом материального  мира. Не будь земли - не было бы и человечества со всеми его проблемами. Человек  изобретет невиданные ранее средства, которые постепенно устаревают, но на их смену придут еще более гениально придуманные средства, которые тоже будут морально устаревать и заменяться новыми изобретениями. Однако землю нельзя придумать или изобрести – она статична и ее морально не состарит никакой промежуток времени.
  Адекватным  ценности земли, как объекту правовых отношений, должно быть и регулирование земельных отношений, поскольку землю нельзя приравнять ни к одному имущественному или природному объекту.
  Земля в условиях исключительной государственной  собственности была полностью изъята из гражданского оборота и любые сделки с ней карались по закону. Принятые в 1990 г. в РСФСР законы, направленные на реформирование земельных отношений, ввели одновременно и право собственности на землю, и право пожизненного наследуемого владения. Сохранился и ранее существовавший титул – право землепользования (право постоянного (бессрочного) и временного пользования землей). Таким образом, Россия оказалась едва ли на первом месте в мире по числу оснований прав на землю.
  Длившийся в течении 7 лет процесс обсуждения и принятия Земельного кодекса РФ не привел к надлежащему урегулированию земельных отношений. 
Проблема участия земли в гражданском обороте приобрела чрезмерную остроту вследствие того, что она напрямую связана с утверждением частной собственности на землю, с пределами распоряжения ею. С одной стороны, представляется очевидным, что переход к полноценному рынку невозможен без вовлечения в гражданский оборот земли как важнейшего объекта недвижимости, а с другой, неадекватная современной обстановке политизация земельных отношений и прежде всего их ядра – частной собственности и земельного оборота, взрывая столь бурные общественные эмоции, препятствуя эффективному урегулированию соответствующих проблем.

  Целью данной работы является раскрытие природы  вещных прав на землю, а также особенности их правового регулирования.
  Практическая  значимость данной работы состоит в  том, что она содержит положения, регулирующие отношения в сфере  землевладения и землепользования и позволяет более широко раскрыть такие понятия как частная и совместная собственность, аренда, пользование, а также определить пробелы в земельном и гражданском законодательстве. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Право собственности  на землю.
1.1. Государственная  собственность на  землю.
   Действующее законодательство устанавливает, что государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований (п. 2 ст. 214 ГК РФ, п. 1 ст. 16 ЗК РФ). Таким образом, установлена своего рода презумпция принадлежности земельных участков государству, если они не закреплены за указанными субъектами.
   Государственная собственность делится на два  вида: собственность Российской Федерации  в целом (федеральная) и собственность  ее субъектов (региональная). Традиционно  в земельно-правовой литературе обращалось внимание на такую особенность субъекта государственной собственности: Российская Федерация (ее субъекты) является не только субъектом права собственности на землю, но и носителем права территориального верховенства как элемента принадлежащего ей суверенитета. В отличие от права собственности право территориального верховенства как пространственный предел политической власти распространяется на соответствующие территории в границах Российской Федерации (ее субъектов) независимо от того, в чьей собственности находится конкретный земельный участок на этой территории. Например, Российская Федерация реализует право территориального верховенства при установлении основ федеральной политики в области регулирования земельных отношений; ограничений прав собственников земельных участков, землевладельцев, землепользователей, арендаторов земельных участков, а также ограничения оборотоспособности земельных участков; при изъятии для нужд Российской Федерации земельных участков. Одновременно как собственник федеральных земель Российская Федерация наделена такими же правомочиями, что и другие собственники.
   Управление  и распоряжение земельными участками, находящимися в федеральной собственности  или собственности субъектов  Федерации, осуществляются соответственно Российской Федерацией и ее субъектами. От имени этих субъектов правомочия собственника осуществляют государственные органы в соответствии с их компетенцией.
   В федеральной собственности и  собственности субъектов Федерации  находятся соответственно земельные участки:
   • которые признаны федеральной собственностью или собственностью субъектов Федерации  федеральными законами;
   • которые приобретены Российской Федерацией и ее субъектами по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством;
   • право собственности Российской Федерации и ее субъектов на которые  возникло при разграничении государственной  собственности на землю.
   Кроме того, в собственности субъектов  федерации могут находиться не предоставленные  в частную собственность земельные участки:
   • занятые недвижимым имуществом, находящимся  в их собственности;
   • предоставленные региональным органам  государственной власти, государственным  унитарным предприятиям и учреждениям, созданным органами государственной  власти субъектов Российской Федерации;
   • отнесенные к землям особо охраняемых природных территорий регионального  значения, землям лесного фонда, находящимся  в собственности субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, землям водного фонда, занятым  водными объектами, находящимися и собственности этих субъектов, землям фонда перераспределения земель;
   • занятые приватизированным имуществом, находившимся до его приватизации в  собственности субъектов Российской Федерации. На сегодняшний день действует  ряд федеральных законов, нормы которых определяют принадлежность земель Российской Федерации и ее субъектам (или устанавливают принципы разграничения государственной собственности). Так, законом РФ от 15 апреля 1993 г. № 4802-1 «О статусе столицы Российской Федерации» объектом федеральной собственности являются земельные участки, на которых расположены здания, строения, сооружения, находящиеся на территории г. Москвы, в которых размещены высшие органы законодательной, исполнительной и судебной власти РФ, Генеральная прокуратура РФ, Центральный банк РФ, Пенсионный фонд РФ.
   Законодательством установлен общий порядок разграничения  федеральных земель, земель субъектов  Федерации и муниципальных земель, который включает несколько стадий. Во-первых, Министерство имущественных  отношений РФ совместно с другими федеральными органами исполнительной власти подготавливает перечни земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований возникает право собственности. В эти перечни включаются земельные участки в соответствии с основаниями, указанными в ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю». Подготовка и согласование с региональными органами государственной власти, органами местного самоуправления проводятся в порядке, установленном Правительством РФ.
   Во-вторых, подготовленные и согласованные  перечни земельных участков, на которые  соответственно возникает право  собственности у Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных  образований, утверждаются Правительством РФ.
   В-третьих, сведения о земельных участках, включенных в перечни земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных  образований возникает право  собственности, вносятся в документы  государственного земельного кадастра в соответствии с законодательством РФ.
   В-четвертых, право собственности Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных  образований регистрируется в соответствии с федеральным законодательством.
   Согласно  ст. 3 ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю» основанием для внесения в перечень земельных участков, на которые у Российской Федерации возникает право Собственности, является включение этих участков в состав:
   • земель лесного фонда, земель особо  охраняемых природных территорий федерального значения, земель водного фонда, занятых водными объектами, находящимися в федеральной собственности, земель обороны и безопасности;
   • земель сельскохозяйственного назначения; земель поселений;
   • земель специального назначения; земель особо охраняемых территорий и объектов; земель водного фонда, если на этих земельных участках располагается недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности; эти земельные участки предоставлены органу государственной власти Российской Федерации, его территориальному органу, а также государственному унитарному предприятию, государственному учреждению, другой некоммерческой организации, которые созданы органами государственной власти Российской Федерации; на этих находящихся в государственной собственности земельных участках располагается приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в собственности Российской Федерации; под поверхностью этих земельных участков находятся участки недр федерального значения;
   • земель запаса, если на них располагается недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности, или приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в собственности Российской Федерации.
   Основанием  внесения в перечень земельных участков, право собственности на которые возникает у субъектов Российской Федерации, является включение этих участков в состав:
   • земель особо охраняемых природных  территорий регионального значения, земель водного фонда, занятых водными  объектами, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации;
   • земель сельскохозяйственного назначения; земель поселений; земель специального назначения; земель особо охраняемых территорий и объектов; земель водного  фонда, если на этих земельных участках располагается недвижимое имущество, находящееся в собственности субъектов Российской Федерации; эти земельные участки предоставлены органу государственной власти субъекта Российской Федерации, а также государственному унитарному предприятию, государственному учреждению, другой некоммерческой организации, которые созданы органами государственной власти субъектов Российской Федерации; на этих находящихся в государственной собственности земельных участках располагается приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в собственности субъектов Российской Федерации; под поверхностью этих земельных участков находятся участки недр регионального значения;
   • фонда перераспределения земель;
   • земель запаса в границах муниципальных  образований, если на этих землях располагается недвижимое имущество, находящееся в собственности субъектов Российской Федерации, или приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в собственности субъектов Российской Федерации, а также земель запаса за границами муниципальных образований, за исключением отнесенных к федеральной собственности.
   Включение в перечень земельных участков, право  собственности на которые возникает  у городов федерального значения — Москвы и Санкт-Петербурга, —  производится,, кроме того (в целях сохранения единства городского хозяйства), на основе отнесения участка к землям особо охраняемых природных территорий местного значения, землям водного фонда, занятым обособленными водными объектами, находящимися в муниципальной собственности.
   1.2. Муниципальная собственность на землю.
       Муниципальная собственность на землю является самостоятельной формой собственности. Становление муниципальной собственности идет очень сложно, но, возможно, реализация положений ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю» будет способствовать этому процессу. Еще до принятия указанного федерального закона были осуществлены попытки формирования муниципальной собственности на землю в Новосибирской, Омской, Саратовской областях и других субъектах РФ.
   Субъектами  муниципальной собственности на землю являются: города, районы, поселки, сельские населенные пункты, волости, округа, уезды, префектуры.
   В основном в муниципальной собственности  находятся земли в границах соответствующего муниципального образования, но не исключается и нахождение земельных участков за их чертой. Например, в собственность муниципальных образований для обеспечения их развития могут безвозмездно передаваться земли, находящиеся в государственной собственности. В состав муниципальных могут входить земли жилой, производственной, общественной застройки, земли общего пользования и др.
   Согласно  ст. 19 Земельного Кодекса РФ в муниципальной  собственности находятся земельные  участки:
   • которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъекта Российской Федерации;
   • право муниципальной собственности  на которые возникло при разграничении  государственной собственности  на землю;
   • которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством.
   Как уже отмечалось, установлен единый порядок разграничения государственной  собственности на землю для выделения  федеральных Земель, земель субъектов  Федерации и муниципальных образований (раздел «Государственная собственность  на землю»).
   Внесение  в перечень земельных участков, право собственности ,на которые возникает у муниципальных образований, производится на основании включения этих земельных участков в состав:
   • земель особо охраняемых природных  территорий местного значения, земель водного фонда, занятых обособленными водными объектами, находящимися в муниципальной собственности;
   • земель сельскохозяйственного назначения; земель поселений;
   • земель специального назначения; земель особо охраняемых территорий и их объектов; земель водного фонда, если на этих находящихся в государственной собственности земельных участках располагается недвижимое имущество, находящееся в муниципальной или частной собственности, за исключением недвижимого имущества, земельные участки под которыми подлежат отнесению к федеральной собственности или собственности субъектов; эти находящиеся в государственной собственности земельные участки предоставлены гражданину, коммерческой организации, органу местного самоуправления, а также муниципальному унитарному предприятию, муниципальному учреждению, другой некоммерческой организации, которые созданы органами местного самоуправления, за исключением земельных участков, отнесенных к федеральной собственности или собственности субъектов Федерации; под поверхностью этих земельных участков находятся участки недр местного значения;
   • земель запаса в границах муниципальных  образований, если на них не располагается  недвижимое имущество, находящееся  в государственной собственности, или приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в государственной собственности.
   Право муниципальной собственности на земельные участки в городах  федерального значения Москве и Санкт-Петербурге возникает при передаче земельных  участков из собственности этих городов  в муниципальную собственность в соответствии с законами этих субъектов Российской Федерации.
   1.3. Частная собственность  на земельные участки.
   Субъектами  права частной собственности  на земельные участки являются граждане и юридические лица. Право граждан  и их объединений иметь в частной собственности землю закреплено в ч. 1 ст. 36 Конституции РФ в гл. 2 «Права и свободы человека и гражданина». Как известно, положения этой главы Конституции РФ не могут быть пересмотрены Федеральным собранием; для их пересмотра необходим созыв Конституционного собрания. Таким образом, установлена дополнительная гарантия обеспечения стабильности права частной собственности.
   Чтобы быть собственниками земельных участков, граждане и юридические лица должны обладать право- и дееспособностью. В целом правоспособность и дееспособность граждан и юридических лиц определяются нормами гражданского законодательства, но иногда применяются и земельно-правовые нормы. Например, право на создание крестьянского (фермерского) хозяйства и на получение земельного участка для этих целей имеют дееспособные граждане России, достигшие 18-летнего возраста; имеющие опыт работы в сельском хозяйстве и сельскохозяйственную квалификацию либо прошедшие специальную подготовку.
   В Российской Федерации с 1993 г. существовала неопределенность в правовом положении иностранцев и лиц без гражданства: в законодательстве не был четко решен вопрос о том, могут ли они приобретать и иметь земельные участки на праве собственности. Современное законодательство достаточно подробно регулирует этот вопрос.
   Согласно  п. 2 ст. 5 Земельного Кодекса РФ права иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц на приобретение в собственность земельных участков определяются в соответствии с Земельным  Кодексом РФ и федеральными законами. Анализ действующего законодательства позволяет выделить несколько ограничений:
   • получить земельные участки для  ведения крестьянского (фермерского) хозяйства могут исключительно  граждане России;
   • членом садоводческого, огороднического  и дачного некоммерческого объединения может быть только российский гражданин; иностранные граждане и лица без гражданства становятся членами такого объединения, только если земельные участки предоставляются им на праве аренды и срочного пользования (ст. 18 ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»);
   • иностранные граждане, лица без гражданства  и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности  земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом РФ в соответствии с федеральным законодательством о государственной границе РФ, и на иных особо установленных территориях РФ в соответствии с федеральными законами;
   До  установления Президентом РФ перечня  приграничных территорий предоставление земельных участков, расположенных на указанных территориях, в собственность иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам не допускается.
   • иностранные граждане, лица без гражданства  и иностранные юридические лица — собственники зданий, строений, сооружений, находящихся на частных земельных участках, по общему правилу имеют, как и граждане России, преимущественное право покупки или аренды земельного участка, но Президент РФ может устанавливать перечень видов зданий, строений, сооружений, на которые это право не распространяется;
   • до введения в действие федерального закона об обороте земель сельскохозяйственного  назначения иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные  юридические лица могут владеть, пользоваться и распоряжаться земельными участками сельскохозяйственного назначения только на праве их аренды. Объектом права частной собственности является индивидуально-определенный земельный участок как часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке. Путем межевания земель определяются границы земельного участка в натуре (на местности) и составляется план (чертеж границ) земельного участка. Если земельный участок не был огорожен либо его собственник иным способом ясно не обозначил, что вход на участок без его разрешения не допускается, любое лицо может пройти через участок при условии, что это не причиняет ущерба или беспокойства собственнику.
   Объектом  частной собственности может  быть только оборотоспособный земельный участок.
   Оборот  земель сельскохозяйственного назначения будет регулироваться специальным  федеральным законом. Из-под его  действия выведены земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного  назначения гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями.
   Если  иное не установлено законом, право собственности на земельный участок распространяется на находящиеся в границах этого участка поверхностный (почвенный) слой и замкнутые водоемы, находящиеся на нем лес и растения. Собственник вправе использовать по своему усмотрению все, что находится над и под поверхностью этого участка, если иное не предусмотрено законами о недрах, об использовании воздушного пространства, иными законами и не нарушает прав других лиц1.
   Как объект права земельный участок  имеет целевое назначение и разрешенное использование, которые устанавливаются при предоставлении земельного участка и не подлежат самовольному изменению. Целевое назначение — это установленные законодательством порядок и условия использования земель для конкретных целей в соответствии с категорией земель.
   Земельные участки могут быть делимыми и  неделимыми. Первые могут быть разделены  на части, каждая из которых после  этого образует самостоятельный  земельный участок; при этом его  разрешенное использование осуществляется без перевода в состав земель иной категории, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Неделимым соответственно является земельный участок, не обладающий признаками делимого (т.е. его нельзя разделить на самостоятельные участки). Неделимым земельный участок может быть признан законом. Так, земельный участок крестьянского (фермерского) хозяйства является неделимым при выходе из состава крестьянского (фермерского) хозяйства одного из его членов (см. ст. 258 ГК РФ); не подлежат разделу и земельные участки общего пользования садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения.
   Одной из особенностей частной собственности  на землю является нормирование земельных  участков при их предоставлении. Существуют три вида норм.
   1. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства — нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
   2. Средняя районная норма была  установлена в период проведения земельной реформы и имела целью определение размера бесплатной передачи земли в собственность граждан. При определении среднерайонной нормы в соответствии с Указом Президента РФ от 2 марта 1992 г. № 213 «О порядке установления нормы бесплатной передачи земельных участков»2 вся площадь сельхозугодий в пределах сельскохозяйственного предприятия района, за исключением земель, передаваемых в ведение органов местного самоуправления, делится на суммарную численность следующих категорий лиц: работников сельскохозяйственного предприятия; пенсионеров этих хозяйств; лиц, занятых в социальной сфере на селе. Главы местных администраций сельских районов вправе устанавливать дифференцированную среднюю норму бесплатной передачи земель в собственность по выделяемым на территории района зонам с различной плотностью сельского населения.
   3. Нормы отвода устанавливаются  для конкретных видов деятельности  или в соответствии с правилами  землепользования и застройки,  землеустроительной, градостроительной  и проектной документацией для целей, не указанных выше.
   Существует  два вида частной собственности  на земельные участки:
   • индивидуальная (собственность граждан  и собственность юридических  лиц);
   • общая (общая совместная и общая  долевая).
   Содержание  частной собственности на земельные участки включает три правомочия: владение; пользование; распоряжение. Правомочия владения и пользования неразрывно связаны между собой. На частного собственника возложена обязанность использовать земельный участок. Поэтому физическое или юридическое лицо, владея земельным участком, обязано и пользоваться им. Неиспользование земельного участка в течение определенного в законе срока является основанием для привлечения лица к ответственности за нарушение земельного законодательства и может служить основанием изъятия такого участка.
   Правомочие  владения — обеспеченная законом  возможность фактического обладания  земельным участком. Осуществляя  правомочие владения землей, собственник  вправе ограничить или запретить  доступ граждан на принадлежащий ему земельный участок или определенный вид деятельности физических и юридических лиц на его участке. Реализация правомочия владения выражается также в обозначении границ земельного участка на местности (например, возведение забора).
         Правомочие пользования — обеспеченная законом возможность хозяйственной эксплуатации земельного участка путем извлечения его полезных свойств для удовлетворения потребностей собственника. Собственник земельного участка в соответствии со ст. 40 ЗК РФ имеет право использовать (в установленном порядке) для собственных нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, пресные подземные воды, а также закрытые водоемы в соответствии с законодательством Российской Федерации; возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов. В то же время собственники обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенными способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством; осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами и выполнять другие обязанности 3
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.