Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Технология работы социального педагога с семьей

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 30.05.2012. Сдан: 2010. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
  Содержание 

  Введение…………………………………………………………………….. 2 
 

  Глава 1. Технология работы социального педагога с семьей  

  1.1. Формы и методы работы социального педагога с семьей…………… 4 

  Глава 2. Работа социального педагога в школе 

  2.1. Методика работы социального педагога с родителями……………. 8 

  2.2. Работа социального педагога  с детьми……………………………... 11 

  Заключение…………………………………………………………………..14 

  Литература…………………………………………………………………. 15 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Введение 

  Актуальность  этой темы состоит в том, что семья  в современных условиях не всегда выходит из сложных жизненных  ситуаций. Она нуждается в помощи со стороны. Такую помощь может оказать  служба социальной помощи и социальный педагог.
  Объём решенных проблем, связанных с неблагополучными семьями и трудными подростками, во многом зависит от общественных, правовых, образовательных и других учреждений, окружающих семью и социального  педагога, работающего с ней. Поэтому  эти учреждения должны всеми возможными силами осуществлять поддержку семьи, а так же принимать непосредственное участие в работе социального  педагога с семьями "группы риска".
  Социальный  педагог сталкивается с разными  неблагополучными семьями. Это семьи  где ребёнок живет в постоянных ссорах родителей, где родители пьяницы  или наркоманы, хронически больные  или инвалиды. Современные условия  добавили ещё и безработицу родителей.
  Задача  социального педагога в работе с  семьей - это разрешение кризисных  ситуаций. Кроме того, следует обратить внимание и на их своевременное предупреждение и нейтрализацию. К предупреждению относится материальная помощь семьям со стороны государства в виде выплаты пособий. Предоставление льгот, социальной помощи. Социальный педагог  кроме педагогических проблем, работая с семьей, решает социальные, экономические, медицинские и психологические задачи.
  Главная цель - мобилизовать внутренние силы семьи  на преодоление кризиса. Для этого, во-первых, необходимо проанализировать проблемы. Во-вторых, следует проконсультироваться со специалистами, в-третьих, определить пути выхода из кризиса. Но любую работу с семьей социальный педагог начинает с её изучения.
  Для оказания помощи семьям организованы различные центры, социальные службы, приюты и др.
  В работе с семьей социальный педагог  выделяет работу с родителями. Контакт с родителями помогает эффективнее осуществлять индивидуальную реабилитационную программу, организовать патронат.
  Особое  внимание обращается на семьи, которые  оказались в тяжелом материальном положении, учатся, работают на вредном  предприятии, многодетные, нетрудоспособные, имеющие детей-инвалидов.
  Социальный  педагог, непосредственно работающий с детьми, может по сути своей профессиональной деятельности внести посильный вклад в дело укрепления семьи. На сегодняшний день социальный педагог рассматривает семью, как социальную среду, которая коренным образом определяет ситуацию развития ребенка в период детства. Но в тоже время, на современном этапе, социальный педагог испытывает значительные трудности: бывает трудно установить суть проблемы, разобраться в причинах тех или иных нарушений. Поэтому социальному педагогу необходимо подключаться к организации процесса взаимодействия учителя, семьи и ребенка, приложить все усилия для оптимальной, результативной работы.
  Анализ  теоретических и практических аспектов, изучаемой проблемы позволил сформировать основную гипотезу: деятельность социального  педагога с семьей благоприятно воздействует на общий климат семьи, на развитие ее педагогической направленности, тем  самым открывает возможность  на повышение познавательной и социальной активности ребенка.
  Научная новизна, теоретическая значимость заключается в выявлении основных условий и принципов организации социально-педагогической работы и содержания и методов работы в них. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Технология работы социального педагога с семьей 

1.1. Формы и методы работы социального педагога с семьей 

  Согласно  А.В. Мудрик, социальный педагог - это педагог, исследующий социальное воспитание в контексте социализации, т.е. воспитание всех возрастных групп и социальных категорий людей, осуществляемое как в организациях специально созданных для этого, так и в организациях, для которых воспитание не является основной функцией (например, предприятия).
  Цель  его работы - создание благоприятных  условий для личностного развития ребёнка (физического, социального, духовно-нравственного, интеллектуального), оказание ему комплексной  социально-психологической помощи, а также защита ребёнка в его  жизненном пространстве. Социальный педагог выступает посредником  между ребёнком и взрослым, ребёнком и его окружением, а также в  роли наставника при непосредственном общении с ребёнком или его  окружением.[5, 22]
  Он  проводит социальную диагностику семей, составляет программу помощи семье, просвещает родителей в вопросах воспитания детей.
  Социальный  педагог по своему профессиональному  назначению стремится по возможности  предотвратить проблему, своевременно выявить и устранить причины, порождающие ее, обеспечить превентивную профилактику различного рода негативных явлений (социального, физического, социального  и т. п. плана). Социальный педагог  не ждет, когда к нему обратятся  за помощью. В этической форме  он сам «выходит» на контакт с  семьей [7,67]. Объектом воздействия социального педагога могут быть ребенок в семье, взрослые члены семьи и сама семья, в целом, как коллектив.
  Деятельность  социального педагога с семьей включает три основных составляющих социально - педагогической помощи: образовательную, психологическую и посредническую.[1,177]
  Образовательная составляющая включает в себя два  направления деятельности социального  педагога: помощь в обучении и воспитании.
  Помощь  в обучении направлена на предотвращение возникающих семейных проблем и  формирование педагогической культуры родителей.
  Помощь  в воспитании проводится социальным педагогом, в первую очередь, с родителями - путем их консультирования, а так  же с ребенком посредством создания специальных воспитательных ситуаций для решения задачи своевременной  помощи семье в целях ее укрепления и наиболее полного использования  ее воспитательного потенциала.
  Психологическая составляющая социально - педагогической помощи включает в себя 2 компонента: социально - психологическую поддержку  и коррекцию.
  Поддержка направлена на создание благоприятного микроклимата в семье в период кратковременного кризиса.
  Коррекция межличностных отношений происходит, в основном, когда в семье существует психическое насилие над ребенком, приводящее к нарушению его нервно - психического и физического состояния. До недавнего времени этому явлению не уделялось должного внимания. К такому виду насилия относится запугивание, оскорбление ребенка, унижение его чести и достоинства, нарушение доверия.
  Посреднический  компонент социально - педагогической помощи включает в себя три составляющие: помощь в организации, координации  и информирование.
  Помощь  в организации направлена на организацию  семейного досуга, включающую в себя: организацию выставок - продаж поношенных вещей, благотворительных аукционов; клубов по интересам, организацию семейных праздников, конкурсов, курсов по ведению  домашнего хозяйства, «клубов знакомств», летнего отдыха и др.
  Помощь  в координации направлена на активизацию  различных ведомств и служб по совместному разрешению проблемы конкретной семьи и положения конкретного  ребенка.
  Помощь  в информировании направлена на обеспечение  семьи информацией по вопросам социальной защиты. Она проводится в форме  консультирования. Вопросы могут  касаться как жилищного, семейно-брачного, трудового, гражданского, пенсионного  законодательства, прав детей, женщин, инвалидов, так и проблем, которые  существуют внутри семьи.
  Социальный  педагог при работе с семьей выступает  в трех основных ролях:
  Советник - информирует семью о важности и возможности взаимодействия родителей  и детей в семье; рассказывает о развитии ребенка; дает педагогические советы по воспитанию детей.
  Консультант - консультирует по вопросам семейного  законодательства; вопросам межличностного взаимодействия в семье; информирует  о существующих методах воспитания, ориентированных на конкретную семью; разъясняет родителям способы создания условий, необходимых для нормального  развития и воспитания ребенка в  семье.
  Защитник - защищает права ребенка в случае, когда приходится сталкиваться с  полной деградацией личности родителей (алкоголизм, наркомания, жестокое отношение  к детям) и вытекающими из этого  проблемами неустроенности быта, отсутствие внимания, человеческого отношения  родителей к детям. [1, 176 - 184]
  Формы социально - педагогической помощи семье.
  Одна  из форм работы социального педагога с семьей - социальный патронаж, представляющая собой посещение семьи на дому с диагностическими, контрольными, адаптационно - реабилитационными целями, позволяющая установить и поддерживать длительные связи с семьей, своевременно выявляя ее проблемные ситуации, оказывая незамедлительную помощь.
  Патронаж  дает возможность наблюдать семью  в ее естественных условиях. Что  позволяет выявить больше информации, чем лежит на поверхности. Проведение патронажа требует соблюдения ряда этических принципов: принципа самоопределения  семьи, добровольности принятия помощи, конфиденциальности, поэтому следует  находить возможности информировать  семью о предстоящем визите и  его целях.
  Патронаж  может проводиться со следующими целями:
  - диагностические: ознакомление с условиями жизни, изучение возможных факторов риска (медицинских, социальных, бытовых), исследование сложившихся проблемных ситуаций;
  - контрольные: оценка состояния семьи и ребенка, динамика проблем (если контакт с семьей повторный); анализ хода реабилитационных мероприятий, выполнения родителями рекомендаций и пр.;
  - адаптационно - реабилитационные: оказание конкретной образовательной, посреднической, психологической помощи.
  Регулярные  патронажи необходимы в отношении  неблагополучных и прежде всего  асоциальных семей, постоянное наблюдение за которыми в какой- то мере дисциплинирует их, а так же позволяет своевременно выявлять и противодействовать возникающим  кризисным ситуациям.
  Наряду  с патронажем, занимающим важное место  в деятельности социального педагога, следует выделить консультационные беседы как одну из форм работы с  семьей. Консультирование, по определению, предназначено в основном для  оказания помощи практически здоровым людям, испытывающим затруднения при  решении жизненных задач.
  Социальный  педагог, работая с семьей, может  использовать наиболее распространенные приемы консультирования: эмоциональное  заражение, внушение, убеждение, художественные аналогии, мини - тренинги и пр.
  Наряду  с индивидуальными консультативными беседами, могут применяться групповые  методы работы с семьей (семьями) - тренинги.
  Социально - психологический тренинг определяется как область практической психологии, ориентированная на использование  активных методов групповой психологической  работы с целью развития компетентности в общении.
  Групповые методы работы дают возможность родителям  обмениваться друг с другом опытом, задавать вопросы и стремиться получить поддержку и одобрение в группе. Кроме того, возможность принимать  на себя роль лидера при обмене информацией  развивает активность и уверенность  родителей. [1, 188 - 191]
  Еще одна форма работы социального педагога с семьей - социально - педагогический мониторинг семьи - это научно обоснованная система периодического сбора, обобщения  и анализа социально - педагогической информации о процессах, протекающих  в семье, и принятие на этой основе стратегических и тактических решений.
  Основные  принципы мониторинга: полнота, достоверность, системность информации; оперативность  получения сведений и их систематическая  актуализация; сопоставимость получаемых данных, которая обеспечивается единством  избранных позиций при сборе  и анализе информации; сочетание  обобщающих и дифференцированных оценок и выводов.
  Сущность  социально - педагогического мониторинга  семьи состоит в комплексном  использовании всех источников данных о процессах и событиях семейной жизни, как носящих естественный характер (информация, предлагаемая членами  семьи по собственной инициативе; непосредственное и опосредованное наблюдение, сочинения и графические работы детей о семье и т. д.), так и полученных в ходе специально организованного исследования (опрос, анкетирование, метод экспертных оценок, биографический метод, психологические методики на выявление показателей внутрисемейных отношений и т. д.).
  Важную  роль в осуществлении социально - педагогического мониторинга играет умение социального педагога систематизировать  сбор информации и полученные результаты. Способов систематизации может быть несколько. Рассмотрим один из них.
  Поскольку семья - это сложная система, социальный педагог принимает во внимание подсистемы внутри семьи, отношения между индивидами и подсистемами.
  Родительская  подсистема (мать - отец). Социальный педагог  концентрирует внимание на взаимодействии брачной пары в качестве родителей  ребенка (детей), принятые в семье  нормы взаимоотношений: мать - дети, отец - дети, стиль родительского  отношения.
  Воспитательный  потенциал семьи во многом определяется содержанием и характером функционирования родительской подсистемы. Ошибки, которые  допускают родители, их искаженные ценностные установки, противоречия в  системах требований и влияние семьи на ребенка.
  Подсистема  «братья - сестры». Социальный педагог  концентрирует внимание на отношениях детей, особенностях социальной роли каждым ребенком, установившемся в семье  разделении обязанностей между братьями - сестрами.
  Отношения между детьми в семье - незаменимый  опыт общения и взаимодействия длительного  характера, когда обязательны распределение  обязанностей, терпимость, умение разрешать  и предупреждать конфликты, делить проявляемую по отношению к ним  заботу и внимание взрослых, и многое другое. Для большинства детей  данные отношения на длительный период приобретают характер наиболее значимых. Однако здесь скрыт значительный потенциал десоциализирующего влияния (отношения подчинения, «семейная  дедовщина». Моральное и психологическое  насилие, конкурентное противостояние и многое другое).
  Подсистема  «родители - дети». Социальный педагог  стремится определить специфические  черты взаимодействия между родителями и детьми, границы власти, свободы  и ответственности, ставшие нормой [4, 159 - 160]
  Социально - педагогическая деятельность с семьей будет эффективна, если она будет  основана на комплексном подходе. Он предполагает изучение и использование  данных демографии (изучение рождаемости), социологии и социальной психологии (исследование и анализ удовлетворенности  браком и семейными отношениями, причин семейных конфликтов), педагогики (воспитательная функция семьи); права; экономики (бюджет семьи); этнографии (быт, культурные особенности); истории и  философии (исторические формы семьи, брака, проблемы семейного счастья, долга); религии. [1, 191]
  Итак, любая деформация семьи приводит к негативным последствиям в развитии личности подростка. Можно выделить два типа деформации семьи: структурную и психологическую. Структурная деформация семьи есть не что иное, как нарушение ее структурной целостности, что в настоящее время связывается с отсутствием одного из родителей. Психологическая деформация семьи связана с нарушением системы межличностных отношений в ней, а также с принятием и реализацией в семье системы негативных ценностей, асоциальных установок и т.п. В настоящее время все большее внимание уделяется именно фактору психологической деформации семьи. Многочисленные исследования убедительно свидетельствуют, что психологическая деформация семьи, нарушение системы межличностных отношений и ценностей в ней оказывают мощнейшее влияние на негативное развитие личности ребенка, подростка, приводя к различным личностным деформациям - от социального инфантилизма до асоциального и делинквентного поведения. Имеются данные, что хотя родители как центр ориентации и идентификации отступают в подростковом и юношеском возрасте на второй план, это относится лишь к определенным областям жизни. Для большинства молодых людей родители, и особенно мать, остаются главными эмоционально близкими лицами и в этом возрасте. 

 Глава  2. Работа социального педагога  в школе 

2.1. Методика  работы социального педагога  с родителями 

  Идеалом, к которому стремится семья, школа  все наше общество, является всесторонне  развитый человек, образованный, здоровый физически и нравственно, умеющий  и любящий трудиться.
  О роли школы в организации процесса семейного воспитания детей писал  А.С.Макаренко: "Семьи бывают хорошие, и семьи бывают плохие. Поручиться за то, что семья воспитывает как  следует, нельзя. Говорить, что семья  может воспитывать, как хочет, мы не можем. Мы должны организовать семейное воспитание, и организующим началом  должна быть школа, как представительница  государственного воспитания"[2,45].
  С этих позиций и определяются основные задачи работы социальных педагогов  с родителями:
  - Систематическое разностороннее  педагогическое просвещение родителей,  т.е. ознакомление их как с  основами теоретических знаний, так и с практикой работы  с учащимися.
  - Привлечение родителей к активному  участию в учебно-воспитательном  процессе.
  - Формирование у родителей потребности  в самообразовании.
  - Ознакомление учителей предметников  с разнообразными методами семейного  воспитания, отбор и обобщение  лучшего опыта.
  При проведении этой большой и ответственной  работы учитываются проблемы, выдвигаемые  перед обществом самой жизнью: Малочисленность семьи, воспитание в ней одного ребенка; отдельное  проживание молодых супругов и отсюда - утрачивание семейных традиций, затрудненность передачи опыта семейного воспитания, специфика влияния неполной семьи на ребенка; дефицит общения родителей с детьми в связи с большой занятостью родителей, продолжением учения молодых родителей; поглощение духовных интеллектуальных запасов так называемым "вещизмом". Правильное педагогическое руководство семейным воспитанием возможно при условии комплексного подхода к воспитанию, обеспечение координации усилий по всем направлениям воспитания - идейно-политического, трудового, нравственного, эстетического, физического.
  Работа  социальных педагогов с родителями осуществляется в двух направлениях: с коллективом родителей и индивидуально. В практике сложились наиболее рациональные ее формы: общие и классные собрания родителей, коллективные и индивидуальные консультации, беседы, лекции, конференции, посещение семей учащихся, оформление различных по форме и содержанию текстовых материалов, фотомонтажи, выставки работ учащихся. Родители привлекаются к участию в организации учебною - воспитательного процесса: руководство кружками, выступления перед родителями и детьми, подготовка и участие в проведении внеклассной и внешкольной работы, хозяйственная помощь.
  Налаживание с родителями доброжелательных контактов  происходит легче, если педагог строит общение целенаправленно, учитывая ситуацию, заранее продумывает не только содержание беседы, но и ее ход, возможные варианты и неожиданные  повороты. Давая советы, стремясь, если это необходимо, внести коррективы в воспитательные воздействия родителей  на ребенка, нужно помнить, что прямое нетактичное вмешательство во внутренние дела семьи может вызвать как  протест и нанести трудно поправимый вред. Ведь каждый родитель воспитывает  своих детей так, как считает  нужным, исходя из своих знаний, умений, чувств и убеждений.
  Большая социальная значимость целенаправленного  общения с семьей заключается  в том, что направляя по нужному  руслу воздействие родителей  на детей, педагог влияет и на перестройку  внутрисемейных отношений, способствует совершенствованию личности самих  родителей, тем самым повышает уровень  общей культуры населения.
  Индивидуальная  работа с родителями и другими  взрослыми членами семьи учащегося  сложна и разнообразна.
  Преимуществом индивидуальной работы является то, что  находясь наедине с социальным педагогом, родители откровеннее рассказывают ему о своих проблемах внутрисемейных отношений, о которых никогда  бы ни сказали при посторонних. При  индивидуальных беседах необходимо придерживаться главного правила: содержание индивидуальной беседы должно быть достоянием только беседующих, оно не должно разглашаться.
  Очень внимательно следует относится  к просьбам родителей. Не выполнить  просьбу можно только в том  случае, если ее выполнение может нанести  вред ребенку.
  Индивидуальное  общение не только дает возможность  учителю оказать влияние на родителей, но и в свою очередь, во многом помогает ему в выборе правильного подхода  к детям.
  Многое  в отношении школы и семьи  зависит от первой встречи. В первом разговоре с родителями не следует  говорить о трудностях работы с детьми. Нужно постараться, чтобы у родителей  появилась уверенность, что учить  и воспитывать их сына или дочь будут квалифицированные педагоги и для этого подготовлены все  необходимые условия. Особенно это  относится к родителям первоклассников - ведь некоторые из них, если ребенок  не ходил в детский сад, впервые  расстаются с ним и очень волнуются.
  Очень важна форма проведения индивидуальной беседы. Каждый собеседник должен уметь  слушать. При знакомстве с родителями это правило особенно необходимо соблюдать.
  В обязанности социального педагога входит посещение семей, с девиантным поведением. Первый визит в семью - ответственный момент часто решающий, будут ли родители доверять учителю, прислушиваться к его советам. Педагог  заранее готовится к посещению  той или иной семьи: узнает ее состав, материальное положение, выясняется, где  работают родители, продумывают возможные  вопросы членов семьи и отвечает на них, намечает, какие сведения о  ребенке ему нужно получить.
  Посещение семьи во второй и третий раз учитель  планирует, учитывая результаты предварительного знакомства; поведение ребенка в  школе, отношение родителей к  своим обязанностям, их участие в  жизни школы.
  Идя в семью, социальный педагог ставит перед собой задачу выявления, обобщения и распространения лучшего опыта семейного воспитания. Опыт семейного воспитания в каждой семье педагог собирает по крупинкам. В одной семье это может быть оборудование детского уголка, в другой интересная организация досуга и т.д.
  Особенно  большие трудности представляют семьи, в которых мать или отец пьют, и даже если пьянство не имеет  злостной формы, а выражается в застольях, периодическом употреблении спиртного, социальный педагог берет такие  семьи под особый контроль. Он регулярно  посещает эту семью, целенаправленно  проводит с родителями отдельные, индивидуальные беседы. Самым опасным для воспитания детей становится непонимание такими родителями вреда, который может  принести алкоголь растущему организму.
  Задача  социального педагога - раскрыть перед  родителями вред пьянства в семье, особенно приобщение детей к употреблению алкоголя, необходимо эмоционально настраивать  детей против алкоголя.
  Дети  должны ясно представлять себе все  аспекты проблемы: физиологический, социальный, экологический. Практика работы говорит об эффективности индивидуальной работы по антиалкогольной пропаганде с семьями учащихся.
  Социальный  педагог может обратиться к руководителям  предприятий, на которых работают родители. В крайних случаях, формы общественного  воздействия не действуют, используется более строгая форма воздействия  общественное порицание, предупреждения, налагают штраф. Крайней мерой, когда поведение родителей, несовместимо с выполнением ими родительских обязанностей, становится лишением ими родительских прав.
  Часто беседы с родителями помогают найти  правильный подход к ученику - ведь близкие хорошо знают его и  могут многое подсказать, помочь определить причину того или иного поступка.
  Основная  задача социального педагога - активизировать педагогическую, воспитательную деятельность семьи, придать ей целенаправленный, общественно значимый характер.
  Основная  форма работы с коллективом родителей - родительское собрание, вместе с учителями  начальных классов, которое проводит ежемесячно, а если это необходимо еженедельно.
  Родительские  собрания сближают учителей и родителей, приближают семью к школе, помогают определить наиболее оптимальные пути воздействия в воспитательном влиянии  на ребенка. На собраниях родителей  систематически знакомят с целями и  задачами, содержанием, формами и  методами, воспитания и обучения детей  в семье и школе.
  Привлечение родителей к выполнению поручений  к ежедневной доброжелательной помощи школе - важная, насущная задача в работе учителя, социального педагога с  семьей.
  Формы и методы работы с родителями разнообразны, но главное то ,что педагогу необходимо делать правильный выбор, учитывая все  особенности работы учителей с данным коллективом родителей, особенности  системы работы школы в целом.
  Социальной  помощи и более пристального к  себе внимания требуют семьи, имеющие  статус беженцев. Число таких семей  за последние годы сильно возросло, семей, в которых родители имеют  статус безработных.
  Силами  социальных педагогов в школе  организуется работа "Телефона доверия". Желательно каждому социальному педагогу организовать в школе телефон доверия и для детей и для родителей.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.