На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Причины правового нигилизма, содержания данного явления, форм его выражения.

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 17.9.2014. Сдан: 2010. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ОГЛАВЛЕНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………... 3
1 Понятие  правового нигилизма………………………………………….. 5
2 Нигилизм  как общесоциальное явление……………………………….. 10
3 Формы выражения правового нигилизма………………………………. 17
4 Источники правового нигилизма……………………………………….. 25
5. Правовой  нигилизм  в современной России  и пути его преодоления.. 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………............................ 38
СПИСОК  ИСПОЛЬОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………….. 40
   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ВВЕДЕНИЕ. 

       Актуальность  темы исследования. Одной из важнейших задач социальных наук вообще и юриспруденции в частности является исследование проблемы наиболее эффективной реализации права в обществе, максимального использования его возможностей в целях упорядочения поведения участников правовых отношений. В российском обществе в условиях построения новой государственности на постсоветском пространстве, создания новой для России модели развития взаимоотношений личности, общества и государства с акцентом на приоритетное использование правовых средств, в разрешении возникающих вопросов. Проблема эффективности права становится особенно острой, именно поэтому представляется очень важным изучить предпосылки возникновения правового нигилизма, а также его природу как одной из форм мироощущения значительной части нашего общества, очень распространенного социального поведения. Раскрытие данного вопроса, возможно, позволит выяснить и генезис данного явления, его отличия от смежных явлений правовой действительности, а также подготовит почву для более подробного изучения путей снижения его уровня. Со всей очевидностью выступает и задача более детального изучения форм его выражения.
       Предмет исследования составляет правовой нигилизм, его природа, условия существования, формы выражения в социальном мире.
       Цель  исследования. Целью работы  послужило исследование вопросов о причинах образования правового, нигилизма, содержания данного явления, форм его выражения.
       С учетом названной цели в работе были поставлены следующие непосредственные задачи:
      дать определение правового нигилизма, определить его признаки;
      выявить основные формы выражения правового нигилизма, как общесоциального явления;
      определить источники правового нигилизма.
       Методологической  основой работы является диалектический метод познания сути явлений, с позиции которого явления рассматриваются в контексте своей среды, а также связанная с ним совокупность таких общенаучных, исторической, социологической, культурологической, системной, междисциплинарной. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Понятие правового нигилизма 

       Цель  данной главы – определить и раскрыть понятие правового нигилизма.
       Рассматривая  понятие правового нигилизма, нужно  обратиться к истории самого права.
       Еще на Древнем Востоке и в античных государствах (Греция и Рим) основополагающими  проблемами общества были проблемы государства  и права. Переход от первобытнообщинного  строя к раннеклассовому обществу и политической форме организации  общественной жизни сопровождался  процессом социальной дифференциации населения и усилением борьбы между различными слоями общества, в этих условиях огромное значение в регулировании общественной жизни  отдавались законам. Пифагорейцы, например,  законопослушание чтили высокой добродетелью, а сам закон – большой ценностью (это случай отсутствия правового нигилизма).
       Вообще  говоря, правовой нигилизм может быть пределен как состояние общественного  сознания, для которого характерны:
      юридическая некомпетентность (отсутствие правовых знаний);
      негативная оценка права (отрицание его социальной ценности);
      распространенность навыков и стереотипов неправового и противоправного поведения. 
       Правовой  нигилизм по сути есть правовое отчуждение; происходит как бы отторжение права, общество стремится обойтись без  него. Здесь неизбежно возникает  вопрос: а что, собственно, отторгается? Обычно ответ полагают само собой  разумеющимся. Но это далеко не так.
       В европейской правовой традиции в  наиболее общем виде различают (противопоставляют) два типа правопонимания: юридический  позитивизм и естественно-правовую школу. Сторонники первого направления  видят в праве систему реально  действующих (и.е. обеспеченные властным принуждением) правил поведения людей  или (что то же самое) принудительный порядок общественных отношений.
       Способы, формы создания, действия и обеспечения  правопорядка могут быть различны. Так, в легистском (законническом) позитивизме  право сводится к совокупности норм, содержащихся в законах и иных нормативных актах, исходящих от государства и защищаемых от нарушения  его властью. Социологический позитивизм отождествляет право с фактически сложившимися общественными отношениями, ибо далеко не все законодательные  предписания воплощаются в реальный правопорядок. Приверженцы психологической  теории ищут право в мире человеческой психики и определяют его как  императивно-атрибутивные (общественно-притязательные) переживания людей. Таким образом, принудительность правопорядка признается производной либо от государства, либо от общества, либо от человека, но в любом случае она остается его единственным отличительным признаком. Позитивизм неизменно уклоняется от субстационально-ценностного обоснования действующего правопорядка, полагая такую задачу ненаучной.
       Естественно-правовая школа, в противоположность позитивизму, стремятся дать содержательное обоснование  устанавливаемого правом порядка, т.е. найти некое над позитивное право, выступающее пот отношению к  праву позитивному в качестве критерия его правовой (или не правовой) оценки и оправдания. В общем виде предполагается, что порядок должен быть «хорошим» и «справедливым». По И. Канту право выступает»совокупностью  условий, позволяющих совместить произвол (свободу) одного лица с произволом (свободой) другого с точки зрения всеобщего закона свободы»1.
       Предпринятый  экскурс в теорию правопонимания потребовался нам для того, чтобы  обосновать существование по меньшей  мере трех «юридических нигилизмов»: легистского, социологического и собственно правового.
       Легистский  нигилизм предполагает:
        неосведомленность о содержании действующей нормативной системы (законов и других актов);
        негативное отношение к официально установленным правилам поведения;
        неумение действовать в соответствии с ними и одновременно распространенность навыков незаконного (как противо-, так и внезаконного) поведения.
        социологический нигилизм имеет усеченный состав. Трудно представить себе общество, неосведомленное о реально действующем в нем порядке и неадаптированное к нему. Поэтому здесь можно зафиксировать только оценочный компонент – неодобрение существующего порядка.
       Наконец, собственно правового нигилизма  – это
        отсутствие в массовом сознании представлений о том, сто нормативное регулирование общественных отношений должно осуществляться исходя из признания свободы и формального равенства их участников;
        невосприятие этих принципов в качестве ценностей;
        неумение и нежелание строить отношения на их основе.
       Правовой  нигилизм – это реакционное течение  в буржуазных странах, которое выражается в отрицании законов и права  как такового, юристы западных стран  оправдывали часто незаконное действие властей, попирая тем самым правовые нормы. В качестве одного из наиболее известных «нигилистов» Запада назывался  юрист Джон Дьюи.
       Правовой  нигилизм, будучи одной из форм нигилизма, не является просто отрицанием права, он формирует свою идеологию, в основе которой лежат способы урегулирования и упорядочивания отношений в  обществе. Таким образом, сущность правового  нигилизма определяется тем, что  в качестве регулятора общественных отношений предлагаются альтернативные официальным, нередко далеко противоположные  существующим, нормы и правила. Право не представляет ценности для носителей правового нигилизма. На основе этого понимания, под воздействием тех или иных факторов носителями правового нигилизма формируются идеологические представления, заменяющие правовые отношения. В качестве примера можно привести рассуждения Л.Н.Толстого о взаимоотношениях в обществе: «В душу человека вложен один высший, очень простой, ясный и доступный всем закон, не имеющий ничего общего с предписаниями людей, называемыми правами и законами. Этот закон любви к ближним давно был бы всеми усвоен, если бы не те коварные и зловредные усилия, которые делают для того, чтобы скрыть этот закон от людей»2; «Право, поддерживаемое силою, нарушает заповедь непротивления злу. Суда не должно быть. Для воздействия на зло есть только один путь - воздаяние добром за зло. Царствие Божие наступит тогда, когда мы будем руководствоваться не правом, а заповедями Христа»3.
       Таким образом, из всего сказанного можно  назвать следующие основные признаки правового нигилизма:
    это социальное явление, подрывающее существующую стабильность и урегулированность общественных отношений;
    он характеризуется как отрицание или непризнание права, объективных правовых ценностей и закономерностей;
    правовой нигилизм есть идейно-психологическое явление, представляющее собой один из типов общественного сознания со своей структурой, носителями, уровнями, видами, формами выражения;
    он представляет собой, как правило, не просто абсолютное отрицание или неприятие правовой действительности, а идеологию, предлагающую на основе данного отрицания самостоятельные представления и взгляды на регуляцию общественной жизни;
    правовой нигилизм как социальное явление представляет собой одну из форм общественного сознания, имеющую свою структуру, носителей, уровни, характеризующуюся совокупностью чувств, представлений, эмоций по поводу непризнания, либо отрицания правовых форм регуляции и выдвигающим альтернативные праву идеи и способы организации общественных отношений.
       Вывод: В рассмотренной главе мы отметили, что нигилизм, это отторжение права и стремление общества жить без него, на этот счёт у многих историков и философов на разных этапах существования нигилизма имелись различные точки зрения, которые отражены в данной главе.
     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Нигилизм как общесоциальное явление 

       Цель  данной главы рассмотреть нигилизм как общесоциальное явление.
       Нигилизм  вообще (в переводе с латинского – ничего) выражает отрицательное  отношение субъекта (группы, класса) к определенным ценностям, нормам, взглядам, идеалам, отдельным, а подчас и всем, сторонам человеческого бытия. Это  одна из форм мироощущения и социального  поведения. нигилизм как течение  общественной мысли зародился давно, но наибольшее распространение получил  в прошлом столетии, главным образом  в Западной Европе и в России.
       Он  был связан с такими философами леворадикального направления, как Якоби, Прудон, Ницше, Штирнер, Хайдеггер и др. Нигилизм многолик, он может быть нравственным, правовым, политическим, идеологическим, религиозным и т.д., в зависимости  от того, какие ценности отрицаются, о какой сфере знаний и социальной практики идет речь – культуре, науке, искусстве, этике, политике, экономике. Между ними много оттенков, нюансов, взаимопереходов. Каждая из разновидностей этого течения имеет свою историю.
       Русский писатель И.С. Тургенев вывел в своих  романах яркие образы героев-бунтарей, отвергавших многие постулаты окружавшей их действительности и предлагавших новые идеи. Нигилистами были революционные  демократы, резко критиковавшие  современные им порядки и призывавшие  к замене их более справедливыми. Нигилизм носил революционный характер. Например, о своем Базарове Тургенев писал, что если он называется нигилистом, то надо читать: революционером4. В 1866 г. М.А. Бакунин в знаменитых письмах к А.И. Герцену советовал последнему «искать молодую поросль новой молодежи в недоученных учениках Чернышевского и Добролюбова, в Базаровых, в нигилистах – в них жизнь, в них энергия, в них честная и сильная воля»5.
       Развернутая характеристика социального нигилизма, широко распространившего в начале XX столетия в определенных слоях русского общества, была дана в знаменитом сборнике «Вехи», вышедшем в 1909 г. и получившем впоследствии широкий общественный резонанс. Один из его авторов, а именно С. Л. Франк, с особым пафосом подчеркивал, что если бы можно было одним словом определить умонастроение нашей интеллигенции, то нужно назвать его морализмом. «Русский интеллигент не знает никаких абсолютных ценностей, никаких критериев, никакой ориентировки в жизни, кроме морального разграничения людей, поступков, состояний на хорошие и дурные, добрые и злые. Морализм этот есть лишь отражение ее (интеллигенции. – Н.М.) нигилизма… Под нигилизмом я разумею отрицание или непризнание абсолютных (объективных) ценностей»6.
       Общей (родовой) чертой всех форм нигилизма  является отрицание, но не всякое отрицание  есть нигилизм. Отрицание шире, оно  органически присуще человеческому  сознанию, диалектическому мышлению. Поэтому далеко не всех, кто что-либо отрицает, можно считать нигилистами. В противном случае сам термин «нигилизм» теряет свой смысл и растворяется в более объемном понятии –  «отрицание»7.
       Следовательно, нигилистическое отрицание и  диалектическое отрицание – разные вещи. Гегелевский закон отрицания  отрицания никто пока не отменил. В историческом плане нельзя безоговорочно негативно, с позиций голого отрицания, оценивать различные освободительные движения, их идеологов и участников, так как это объективные закономерные процессы. Тем более есть речь об эволюционном развитии. Ф. Энгельс, имея в виду движущие силы формационный период и смену последних, писал: «Появление молодой буржуазии нашло свое отражение в либерально-конституционном движении, а зарождение пролетариата – в движении, которое обычно называют нигилизмом»8.
       Здесь термин «нигилизм» употребляется в  положительном контексте. Вообще, борьба против антинародных, тоталитарных режимов, произвола правителей, диктаторов, попрания свободы, демократии, прав человека и т.д. не является нигилизмом в собственном  смысле этого слова. Самовластие  тиранов во все времена осуждалось. Еще Руссо заметил: «Деспот не может жаловаться на свергающее его  насилие». Это значит, что не всякая революция есть зло.
       Когда нигилизм становится естественным (объективным) отрицанием старого, консервативного, реакционного, он перестает быть нигилизмом. К примеру, отрицание многих мрачных  и даже трагических страниц из нашего недавнего прошлого, прежде всего в государственной и  политико-правовой сфере жизни общества, справедливо и оправдано, так  как представляет собой неизбежный процесс обновления.
       Позитивный  заряд несет в себе конструктивная критика недостатков, порочных или  отживших порядков, несовершенства тех  или иных институтов, действующих  законов, политико-правовой системы  – вообще, отрицательных явлений  действительности. В этом смысле вполне естественным было , например, диссидентское  и правозащитное движение в СССР в 50-70 х годах, осуждением брежневщины, застоя, не говоря уже о более ранних сталинских беззакониях. Как прогрессивную оценивает история деятельность русских революционных демократов – Герцена, Добролюбова, Чернышевского и других, выступавших против царизма, самодержавия, социального угнетения.
       Однако  в целом нигилизм, в традиционном его понимании, воспринимается в  большинстве случаев как явление  деструктивное, социально вредное, особенно в наше время. Нередко нигилизм принимает разрушительные формы. В  крайних своих проявлениях он смыкается с различными анархическими, лево- и праворадикальными устремлениями, максимализмом, большевизмом и необольшивизмом, политическим экстремизмом9. Нигилизм – стереотип мышления любого радикалиста, даже если он этого не осознает.
       Характерным признаком нигилизма является не объект отрицание, который может  быть лишь определителем его конкретного  вида, а степень, т.е. интенсивность, категоричность и бескомпромиссность этого отрицания – с преобладанием  субъективного, чаще всего индивидуального  начала. Здесь выражается гипертрофированное, явно преувеличенное сомнение в известных  ценностях и принципах. При этом, как правило, избираются наихудшие  способы действия, граничащие с антиобщественными  поведением, нарушением моральных и  правовых норм. Плюс отсутствие какой-либо позитивной программы или, по крайней  мере, ее абстрактность, зыбкость, аморфность (А.И. Новиков).
       Социальный  нигилизм особенно распространился  у нас в период «перестройки»  и гласности. Он возник на волне охватившего  всю страну всеобщего негативизма, когда многое (если не все) переоценивалось, переосмысливалось, осуждалось и отвергалось. С одной стороны, была видна очистительная функция нигилизма, а с другой, - его побочное последствия, издержки, ибо сплошной поток негатива смел на своем пути и позитивные начала.
       Расчистка «авгиевых конюшен» сопровождалась такими явлениями, как безудержное  самобичевание, развенчание и осмысление прежнего опыта, сложившихся культурно-исторических традиций и привычек, изображение  уходящего времени только в черных красках. Лейтмотивом этих умонастроений  было: «У нас все плохо, у них  все хорошо». С пьедесталов летели имена и ценности, в которые  еще вчера беззаветно верили. 
       Зациклинность на обличительстве, уничижительной критике  граничила подчас с утратой чувства  национально-государственного достоинства, формировала у людей и всего  общества комплекс неполноценности, синдром  вины за прошлое, за «исторический грех». Раздавались даже призывы к всеобщему  покаянию. В то же время значительные слои населения резко осуждали «танцы на гробах», выступали против забвения памяти и заветов предков.
       На  крайности этого «самошельмования»  потерю меры обращали внимание многие зарубежные деятели10. Между тем копание в прошлом особого успеха не принесло. При этом ошибки предшественников не помогли избежать новых. Отсюда иронически остроты публицистов: мы одержали «сокрушительную победу».
       Отречение от всего, что было «до того», от старых фетишей объективно подпитывало  нигилистические разрушительные тенденции, которые не уравновешивались созидательными. Как справедливо отмечалось в литературе, «у нас было два пиковых проявления тоталитарного мышления и сознания: тотальная апологетика послереволюционного прошлого и тотальное его ниспровержение»11.
       Такие же оценки давала пресса: «Мы буквально  соревновались в уничтожении  общественных идеалов: кто страшнее вывернет наизнанку все, чему раньше поклонялись. Пора одуматься»12. С этим созвучен более поздний вывод о том, что «мы и сейчас в большевистской манере пытаемся утвердить новые утопии, не считаясь ни с чем. … Между тем переход от тоталитарного общества к нормальному, гражданскому, невозможно осуществить по-большевистским одномоментально»13.
       Сегодня нигилизм выражается в самых различных  ипостасях: неприятие определенными  слоями общества курса реформ, нового уклада жизни и новых («рыночных») ценностей, недовольство переменами, социальные протесты против «шоковых» методов  осуществляемых преобразований; несогласие с теми или иными политическими  решениями и акциями, неприязнь  или даже вражда по отношению к  государственным институтам и структурам власти, их лидерам; отрицание не свойственных российскому менталитету «западных» образцов поведения, нравственных ориентиров; противодействие официальным лозунгам и установкам; «левым» и «правым» экстремизм, национализм, взаимный поиск  «врагов».
       Среди значительной части населения преобладают  фрондистские настроения, негативное отношение к происходящему, ко многим фактам и явлениям действительности. Инакомыслие не подавляются, но оно  существует. Подрываются духовные и  моральные основы общества, вместо них утверждаются меркантилизм, потребительство, культ денег, наживы; идеальное вытесняется материальным. Соответственно изменились критерии  престижа личности, ее социальной роли, признания.
       Общественное  мнение стало менее чувствительным, мягко говоря к нарушениям нравственных норм. У многих сохраняется устойчивая ностальгия по прошлому, в их сознании еще живет образ СССР. Сам процесс  «смены вех», идеологической переориентации миллионов людей, включая «вождей», - трудный и болезненный, он предполагает ломку всей системы старых взглядов и отношений, отказ от укоренившихся  привычек и традиций.
       Нигилизм  «сверху» проявляются в форсировании социальных преобразований, левацком нетерпении добиться всего и сразу  путем «красногвардейских атак»  на прежние устои, в популизме, конъюнктуре, демагогии, разрушительном зуде, обвальной  приватизации, призывах как можно  быстрее покончить с советским  наследием, «империей зла», коллективистской идеологией и психологией. Были и  такие «нигилисты», которые предлагали без промедления превратить единую страну в 40-60 «независимых государств»  устройство развивались тенденция: «весь мир насилья мы разрушим до основанья, а затем…»
       Эволюция, этапность, постепенность уже мало кого тогда устраивала – только «революция», хотя «план по революциям», как выражаются журналисты, давно  Россией перевыполнен. В наши дни  заметны сдвиги к силовым приемам  решения политико-государственных  проблем. Дают о себе знать злоупотребления  новой постсоветской номенклатуры, бюрократии. Как видим, спектр социального  нигилизма весьма пестр и богат, переливает всеми цветами радуги. Так или иначе он поразил все  слои общества, оба его политических фланга, а также центр.  
       Вывод: Нигилизм как общесоциальное явление это отрицание ощеустановленных ценностей, норм, философы и литераторы отражали и описывали в своих произведенияхнигилизм и его проявления, которые мы попытались описать в данной главе.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Формы выражения правового нигилизма 

       Цель  данной главы определить в каких  формах может проявляться правовой нигилизм.
       Сам термин форма в философском понимании  означает:
       форма - это внешний признак, с помощью которого выявляются различные предметы и явления.
       Существует  множество различных форм, сторон, граней его конкретного проявления. Укажем лишь на некоторые из них, наиболее яркие и очевидные.
       Прежде  всего это прямые преднамеренные нарушения действующих законов  и иных нормативно-правовых актов. Эти  нарушения составляют огромный, труднообозримый  массив уголовно наказуемых деяний, а  также гражданских, административных и дисциплинарных проступков. Злостный, корыстный уголовный криминал –  наиболее грубый и опасный вид  правового нигилизма, наносящий  неисчислимый, не поддающийся точному  определению вред обществу – физический, материальный, моральный
       Криминогенная ситуация в стране оценивается сегодня  с помощью таких эпитетов, как  разгул, обвал, беспредел. Преступность за последние годы возросла в 8 раз  и приобрела мафиозно-организованный характер с преобладанием жестоких насильственных форм. Произошло сращивание ее с коррумпированной частью госаппарата, что, собственно, является определяющим признаком мафии.
       Законы  попираются открыто, цинично и почти  безнаказанно. Преступный мир диктует  свои условия, ведет наступление  на само государство, претендует на власть. Он отслеживает и отчасти контролирует действия правоохранительных органов, использует по отношению к ним  методы шантажа, подкупа, угроз, не останавливается  перед расправой с законодателями, журналистами, судьями, банкирами, предпринимателями.
       Преступность  – мощный катализатор правового  нигилизма, мрачная зона которого стремительно расширяется, захватывая все новые  и новые сферы влияния14. Помимо теневой экономики, которая была и раньше, возникла теневая политика, невидимые кланы и группы давления. Злоумышленники не боятся законов, умело обходят их, используя разного рода правовые «дыры» и «щели». Действуют вполне легально или полулегально.
       Слово «нигилизм» – слишком мягкое для  отражения всего происходящего  в данной области. Это – некая  запредельность, «законы джунглей». Давно установлены международные  преступные связи. По степени продажности  своих чиновников Россия входит в  первую десятку наиболее коррумпированных стран мира.
       Повсеместное  массовое несоблюдение и неисполнение юридических предписаний, когда  субъекты (граждане, должностные лица государственные органы, общественные организации) попросту не соотносят  свое поведение с требованиями правовых норм, а стремятся жить и действовать  по «своим правилам». В одном из своих  предвыборных выступлений Президент  РФ признал, что «сегодня в России царит правовая анархия, законы никто  не выполняет»15.
       Законы  легко переступают, блокируют, с  ними не считаются, что означает своего рода социальный бойкот, саботаж, обструкцию. Закон для многих стал весьма условным понятием. Случается, что указы Президента России не признаются или толкуются  на свой лад местными властями. Расхожая мысль о том, что законы пишутся  для того, чтобы их нарушать, нередко  у нас, к сожалению, оправдывается. Некоторые лица и структуры весьма стесненно чувствуют себя в конституционных  рамках, они постоянно пытаются выйти  из них.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.