На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Материальная культура тувинцев

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 30.05.2012. Сдан: 20 Н. Страниц: 4. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     1. Этногенез и этническая история 

     Этногенез - процесс развития этнической системы  от ее возникновения  до исчезновения.
     Тувинцы, тыва (самоназвание), сойоты, сойоны, урянхайцы (устаревшее название); таину-Тувинцы (устаревшее название населявших Туву Тувинцев, в отличие от Тувинцев, живших за её пределами), народ в России, основное население Тувы (198,4 тыс. человек). Всего в Российской Федерации 206,2 тыс. человек. Живут также в Монголии (40 тыс. человек), Китае (3 тыс. человек, в Синьцзян-Уйгурском автономном районе).
     Говорят на тувинском языке тюркской группы алтайской семьи. Диалекты: центральный, западный, юго-восточный, северо-восточный (тоджинский). Распространены также русский, в южных районах – монгольский языки. Письменность на основе русской графики. Верующие Тувинцы – в основном буддисты-ламаисты, сохраняются также добуддийские культы, шаманизм.
     Древнейшие  предки Тувинцев – тюркоязычные племена  Центральной Азии, проникшие на территорию современной Тувы не позднее середины 1-го тысячелетия и смешавшиеся здесь с кетоязычными, самодийскоязычными и, возможно, индоевропейскими племенами. С 6 века племена Тувы входили в Тюркский каганат. В середине 8 века тюркоязычные уйгуры, создавшие в Центральной Азии мощный племенной союз – Уйгурский каганат, сокрушили Тюркский каганат, завоевав его территории, включая Туву. Часть уйгурских племён, постепенно смешавшись с местными племенами, оказала решающее влияние на формирование их языка. Потомки уйгуров-завоевателей живут в Западной Туве. Енисейские кыргызы, населявшие Минусинскую котловину, в 9 веке подчинили уйгуров. Позднее проникшие в Туву племена кыргызов полностью ассимилировались в среде местного населения. В 13-14 веках в Туву переселились несколько монгольских племён, постепенно ассимилированных местным населением. В конце 1-го тысячелетия нашей эры в горно-таёжную восточную часть Тувы – в Саяны (нынешний Тоджинский район), заселённые ранее самодийскими, кетоязычными и, возможно, тунгусскими племенами, проникли тюркоязычные племена туба (дубо в китайских источниках), родственные уйгурам. К 19 веку все нетюркские обитатели Восточной Тувы были полностью тюркизированы, а этноним туба (тыва) стал общим самоназванием всех Тувинцев. В конце 18 – начале 19 века, когда Тува находилась под властью маньчжурской династии Цин, завершилось сложение тувинского этноса. В 1914 Тува (русское название – Урянхайский край) была принята под протекторат России. В 1921 была провозглашена Народная Республика Танну-Тува, с 1926 она стала называться Тувинская Народная Республика. В 1944 республика была включена в Российскую Федерацию как автономная область, в 1961 преобразована в Тувинскую АССР, с 1991 – Республика Тува, с 1993 – Республика Тыва.
     Тувинцы делятся на западных (горно-степные  районы западной, центральной и южной  Тувы), говорящих на центральном и западном диалектах тувинского языка, и восточных, известных как тувинцы-тоджинцы (горно-таёжная часть северо-восточной и юго-восточной Тувы), говорящих на северо-восточном и юго-восточном диалектах (тоджинском языке). Тоджинцы составляют около 5 % тувинцев 1.
     В образовании тувинской этнической общности приняли участие различные  по своей лингвистической принадлежности группы древних аборигенов Сибири, родственных современным самодийцам, кетам, монголам и тюркам.
     В середине I тыс. н.э. территория Тувы входила в состав коренных земель Тюркского каганата, одной из крупнейших кочевых держав средневековья. В начале ХШ в. тувинские племена оказались в составе монгольской державы Чингизхана, и в дальнейшем история Тувы была связана с феодальными княжествами западных монголов (ойратов).
     В середине ХVII в. устанавливаются связи  населения Тувы с Россией. В первой половине ХVIII в. часть тувинских родоплеменных объединений вместе с предками современных алтайцев и хакасов вошла в состав Русского государства. Накануне Первой мировой войны Тува (русское название - Урянхайский край) была принята под протекторат России. 14 августа 1921 г. была провозглашена Народная Республика Танну-Тува. В 1961 г. была преобразована в Тувинскую АССР, с 1991 г. - Республика Тува, с 1993 г. - Республика Тыва 2.
     Этноним «урянхай» появился сначала как  географический термин, придуманный  монголоязычными степняками-кочевниками по отношению к кочевникам таежно-лесной зоны Саяно-Алтая, Забайкалья и Прибайкалья.
     Судя  по их названию и по хозяйственно-культурному типу, это были тюркоязычные племена. Например, теленгиты известны как одно из поколений тюркоязычного племени теле по китайской хронике «Танхуйяо»: «В начале годов правления Удэ (618–627) были сеяньто, циби, хуйхэ, дубо, гулигань, доланьгэ, пугу, байегу, тунло, хуньбу (буквально поколение хунь), сыцзйе, хуса, си, адйе, байси и пр., рассеянно жившие на север Ци (Шамо), все поколения подчиненные (подвластные) Тйелэ». Роды с таким названием сохранились у тувинцев (долаан), алтайцев (теленгит) и у других тюркских народов.
     У современных народов Саяно-Алтайского нагорья – тувинцев, алтайцев, сохранились  роды, связанные с названиями птиц: куулар (лебеди), монгуш (тысяча птиц), куу  кижи (человек-лебедь) и т. д. Есть еще один неоспоримый факт, свидетельствующий об изначальном тюркском происхождении урянхайцев, – алтан-тобчи «Золотое сказание» Лубсан Данзана.
     Окончательно  разъясняет этническую принадлежностью  урянкатов «Сборник летописей»: «Это лесное племя [находится] в пределах Баргуджин-Токума… Их племена и [племенные] ветви… не есть коренные монголы» 3.
     Из-за недостаточной изученности истории  тувинцев многие исследователи связывают  основное происхождение этого народа с монгольскими и самодийскими племенами. А исторические факты доказывают совсем другое, что образование народа тыва на обширной территории от Монгольского Алтая, Тывы и до оз. Косогол относится, по крайней мере, к середине XVIII в.  

      2. Характеристика жилища 

      У тувинцев степных районов жилищем  служила войлочно-решетчая-юрта, подобная бурятской. Такие же юрты были характерны и для монголов, южных соседей бурят и тувинцев. В литературе этот тип юрты обычно называют монгольским. Тувинцы действительно иногда приобретали деревянные части юрт у монголов, но войлочные покрышки всегда делали сами. Внутреннее устройство юрты было однотипным.
     У тувинцев таежных районов жилищем  служил конический шалаш -«алачик», подобный эвенкийскому чуму. Зимой он покрывался оленьими шкурами, летом - покрышками, сшитыми из бересты, или кусками коры лиственницы. Диаметр такого шалаша достигал 5 м, а высота - 2,5-3 м. В шалаше, как и в юрте, очаг располагался в центре, правая половина считалась женской, левая - мужской. Вдоль стен по кругу размещалась утварь, среди которой было много предметов из бересты. Кровати в алачике не было, спали на полу на шкурах. Люльку, которая также делалась из бересты, привязывали к жерди алачика справа 2. 

     2.1 Жилище западных  тувинцев 

     Основным  жилищем западных Тувинцев служила  юрта. Она была круглой в плане, имела разборный, легко складываемый решетчатый остов из деревянных планок, скрепляемых кожаными ремешками. В верхней части юрты укреплялся на палках деревянный обруч, над которым находилось дымовое отверстие, служившее одновременно и окном (светодымовое отверстие).
     Юрту  покрывали войлочными полстями и  так же, как и остов, скрепляли  шерстяными поясами. Дверь делали либо деревянной, либо ею служил кусок войлока, обычно декорированный стёжкой. В центре юрты помещался очаг.
     В юрте находились парные деревянные сундуки, передние стенки которых были обычно декорированы расписным орнаментом. Правая часть юрты, по отношению к входу, считалась женской, левая часть — мужской. Пол покрывают узорные стеганые войлочные коврики.
     Помимо  юрты западные Тувинцы использовали в качестве жилища также чум, который крыли войлочными полстями.
     По  переписи 1931 г., у западных Тувинцев отмечено 12884 юрты и лишь 936 чумов, которые были характерны лишь для бедняков.
     Кочевые стойбища — аалы западных Тувинцев состояли в зимнее время не более чем из трёх-пяти юрт (чумов). В летнее время кочевые стойбища могли включать и несколько аалов. Хозяйственные постройки были преимущественно в виде четырёхугольных загонов (из жердей) для скота.
     В начале 20 в. под влиянием русских крестьян-переселенцев в западной и центральной Туве начали сооружать срубные амбары для хранения зерна вблизи зимников 1. 

     2.2 Жилище восточных тувинцев 

     Традиционным  жилищем восточных Тувинцев-оленеводов (тоджинцев) служил чум, который имел остов из наклонно поставленных шестов. Его крыли в летне-осеннее время берестяными полстями, а зимой — полстями, сшитыми из лосиных шкур. При перекочёвках перевозили лишь полсти.
     В период перехода к оседлости во вновь  создаваемых колхозных посёлках многие тоджинцы сооружали постоянные чумы, которые крыли кусками лиственничной коры. Кроме того, в период перехода к оседлости, во вновь создаваемых колхозных поселках большое распространение получили до начала застройки типовыми домами лёгкие четырёх-, пяти- и шестиугольные каркасные постройки. Основу их конструкции составляли четыре вкопанные в землю опорные стойки, кровля имела дарбазную конструкцию либо была плоской. Стены из вертикальных жердей и кровлю крыли корой лиственницы.
     Кроме того, у тоджинских скотоводов с  кон. 19 в. начинают использовать в качестве жилища также пяти- и шестиугольные юртообразные срубы, но число их было невелико 1. 

      3. Домашняя утварь 

     Хозяйство тувинцев имело натуральный характер и почти не было связано с рынком. Араты сами изготовляли кожаную  и деревянную утварь, необходимую в производственной деятельности и в быту.
     Домашняя  утварь, а именно посуда у тувинцев довольно разнообразна. Одной из самой уникальной и оригинальной среди них является коллекция когээржиков (кожаные сосуды с высоким узким горлышком для хранения напитков), которая представляет культурную ценность и свидетельствует об умении тувинских мастеров по изготовлению предметов из кожи.
     В тувинском музее собрано около 45 когээржиков разных видов и  размеров, сделанных местными мастерами, представляющими несколько районов Тувы 4.
     Когээржики имеют сравнительно высокое горло и округлое тулово с овальным низом и несколько спрямленными либо приподнятыми по краям плечиками, затыкались деревянными пробками, которые прикреплялись к тулову сосуда кожаным ремешком. Их шили из копченой кожи, хранили в нем кумыс и араку 5.
     Тувинцы по размеру подразделяли когээржики на три группы: когээр, когээржик  и хойлаарак:
      Когээр – это сосуд большого размера, высотой около 1,5 м, емкостью до 200 литров. В коллекции нашего музея, к сожалению, таких сосудов нет.
      Когээржик – сосуд среднего размера, высотой от 20 до 50 см, емкостью до 2-3 литров.
      Хойлаарак – самый маленький сосуд, который носили за пазухой. Название этого сосуда произошло от слова хойлаар, что в переводе с тувинского языка означает «положить за пазуху». Высота хойлаарака достигает от 5 до 20 см., емкость – примерно до 0,3-0,5 литров.
     Когээржики  шили из кожи крупного рогатого скота. На их изготовление шла кожа только быка или яка.  

      4. Орудия труда 

     Земледелие  требовало искусственного орошения и поэтому араты при подготовке участка проводили небольшие каналы. Землю вспахивали деревянной сохой-«андазыном», которую прикрепляли к седлу лошади. Бороновали волокушей, колосья срезали ножом или выдергивали руками. В начало ХХ в. стали использовать русский серп. Зерно не мололи, а толкли в деревянной ступе.
     До  конца XIX в. лук и стрелы были основным охотничьим оружием тувинцев - с тупыми деревянными или костяными наконечниками и свистункой, которая, издавая при полёте резкий звук, пугала белку, заставляя её опуститься вниз по дереву ближе к охотнику. Наряду с кремневыми ружьями с сошкой, которыми пользовались ещё в нач. 20 в., широко применялись самострелы. В дальнейшем они стали охотиться с ружьем. На охоте или при большом снеге для передвижения применяли лыжи, обычно сделанные из ели и подбитые камусом.
     Рыбу  ловили при помощи сетей, удочек с  деревянными крючками, били острогой. Для ловли щук использовали волосяную  петлю, на мелких реках ставила запоры, практиковали зимний подледный лов.
     Большое значение жителями тайги придавалось  сбору корней и клубней дикорастущих растений, особенно кандыка и сараны. Для их выкапывания существовало особое орудие - копалка о железным наконечником - «озук». 

      5. Характеристика национального  костюма 

     Традиционная  одежда тувинцев имела много общего с одеждой соседних бурят. У них также для мужского и женского комплекса одежды наиболее характерной частью был длинный халат с запахом на правую сторону и двумя застежками (на плече и под мышкой), подпоясанный матерчатым кушаком. Под халат надевались рубаха и штаны. Мужской и женский костюмы различались головными уборами и украшениями. У тувинцев-тоджинцев основным материалом для одежды служили шкура и замша. Местами у них сохранялась одежда, напоминающая промысловую одежду эвенков.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.