На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Особенности мифологии и религии древних аграрных цивилизаций. Древний Египет

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 30.05.2012. Сдан: 2010. Страниц: 4. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Федеральное агентство по образованию
Государственная полярная академия 

Кафедра философии, истории и культурологии 
 
 
 
 
 

Реферат

По дисциплине «Культурология»
Особенности мифологии и религии  древних аграрных цивилизаций.
Древний Египет 
 
 
 

                                      Выполнила: студентка 791 группы
                                                          Смирнова Н. А.
                                      Научный руководитель:  кандидат
                                                          культурологии
                                                          доцент каф.
                                                          фил., ист. и культурологии
                                                          Черкашина С. А.
 
 
 
Санкт-Петербург
2009 г.

Содержание

 

Введение

  Новый важный шаг в развитии человеческой культуры сделали великие цивилизации  Древнего Востока – Египет и другие страны. Здесь впервые на рубеже IV-III тыс. до н. э. утвердился новый социальный порядок возникла государственность. В религиозной сфере осуществился переход от первобытных примитивных форм к развитому пантеону богов, к обожествлению царской власти.
  На  протяжении долгих лет, многих ученых интересуют тайны культуры этого древнего народа. До сих пор продолжаются научные исследования и экспедиции в этот таинственный и далекий мир. Хотя с каждым новым разом все труднее найти объекты, которые бы перевернули нынешнее представление, но ученые-исследователи, применяя все новые технологии, продолжают свою работу и добиваются новых результатов.
  Цель  реферата: изучив необходимую литературу, обозначить особенности религии  и мифологии Древнего Египта.
  В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
    Рассмотреть литературу на данную тему
    Изучить термин «миф»
    Проследить «эволюцию», развитие мифа и религии в культуре народа Древнего Египта.
    Рассмотреть влияние древнеегипетской религии и мифологии на культуры других народов

   
1. Миф, понятие и корни

  Миф, в нашем понимании, это есть способ массового и устойчивого выражения мироощущения и мировосприятия человека, ещё не создавшего себе аппарата абстрактных обобщающих понятий и соответственной техники логических умозаключений.
  Источники изучения мифологии Древнего Египта отличаются неполнотой и несистематичностью изложения. Характер и происхождение многих мифов реконструируется на основе поздних текстов. Основными памятниками, отразившими мифологическое представление египтян, являются разнообразные религиозные тексты, гимны, молитвы богам, записи погребальных обрядов на стенах гробниц.
  Наиболее  значительные из них – «Тексты  пирамид» - древнейшие тексты заупокойных  царских ритуалов, вырезанные на стенах внутренних помещений пирамид фараонов V и VI династий Древнего царства (26-23 вв. до н. э.); «Тексты саркофагов», сохранившиеся на саркофагах эпохи Среднего царства (21-18 вв. до н. э.); «Книга мертвых» - составлявшаяся начиная с периода Нового царства и до конца истории Древнего Египта, сборники заупокойных текстов. Мифологические представления нашли отражение также в таких текстах как «Книга коровы», «Книга часов бдений», «Книга о том, что в загробном мире», «Книга дыхания», «Амдуат». Большой интерес представляют магические тексты, заговоры и заклятия, в основе которых часто лежат эпизоды из сказаний о богах, надписи на статуях, стелах, иконографический материал. Источником сведений о египетской мифологии являются также труды античных авторов: Геродота, посетившего Египет в V в. до н. э., Плутарха (I-II вв. н. э.), оставившего подробный труд «об Исиде и Осирисе» . Египетская мифология начала формироваться в 6-4 тыс. до н. э., задолго до возникновения классового общества. (7)
        Миф, как объяснение явлений мира
  Человеку  с самого начала его существования  приходилось воспринимать различные импульсы из вне и в процессе своей жизненной деятельности реагировать на окружающее.
  Когда целеустремлённое, но бессознательное  действие встречает препятствие, возникает  эмоциональная реакция. Естественный для живого существа перебор проб и ошибок у человека происходит в области воображения.
  Если  успех недостижим, возникают фрустрация и различные заменители удовлетворения. Таким заменителем могу быть агрессия, или иная форма адаптации к  возникшей ситуации, включая какое  либо её объяснение « в пользу» субъекта – рационализацию, сублимацию.
  Однако  человеку, поскольку он был Homo Sapiens, приходилось, также с самого начала своего существования, не только воспринимать известные сигналы из мира и непосредственно  реагировать на них (причём реагировать одновременно практически и эмоционально), но, кроме того, и пытаться усвоить связи воздействовавших на него начал мира то есть, оценивать их, воспринимать их как ценность или антиценность.
  Итак, сталкиваясь с некоторыми явлениями  мира, человек не только испытывает известные эмоции, но и сознательно осмысляет его.
  Древний миф был не только попыткой понять и прочувствовать мир, и не только и столько метафорой, передающей её закономерности, но часто и попыткой воздействовать на мир с помощью  вытекающих из мифологических, метафорических ассоциаций магических действий, которые тогда казались в определённых областях жизни равноценными средствам рациональным. Поэтому и в верованиях и в культе – как дома, так и в храме – наиболее важную роль играл магический ритуал.
  Миф – это умственный и словесный  след не только того, о чём думал, полагал, верил и что чувствовал древний человек, но и того, как  он думал.
  Но  прежде чем анализировать то о  чём он думал, и как он думал, полезно  представить себе, каков он был, как  и в каких условиях жил. Само понятие «миф» принадлежит позднейшему времени, а древний человек не делал различия между действительным и иллюзорным познанием.
  Кажущаяся алогичность, произвольность мифологической фантазии, надо полагать, объясняется  именно тем, что осмысление и обобщение явления мира происходят в мифе по семантическим эмоционально-ассоциативным рядам. Так, по семантическим рядам в египетском мифе Солнце, с одной стороны, золотая птица – сокол, парящая в небе, а с другой – глаз бога, охраняемый священной змеёй (семантический ряд «глаз – источник – вода - змея»), скрещивающийся с рядом по иному семантическому ряду, хлеб вырастает из мёртвого тела бога.
  Дабы  выразить мысль, что небо представляет собой свод и кровлю, опирающуюся  на четыре точки горизонта, и одновременно, что оно – нечто, каждый день рождающее солнце, а также звёзды и луну, а в то же время нечто такое, по чему солнце движется ежедневно из конца в конец, можно было сказать, что небо – корова на четырёх ногах, женщина рождающая солнце, и река - по которой плывёт солнце. Это достаточно выражало представление, которое надо было передать, и никто не смущался тем, каким образом небо может быть одновременно коровой, женщиной и рекой, ибо все ясно чувствовали, что на самом деле небо – нечто иное, чем корова, женщина или река. Сравнение, толкование, само наименование предмета или явления воспринималось как нечто неразделимое и вещественное, например имя – как вещественная часть именуемого.
  Поэтому не нужно удивляться, что древний  египтянин мог приносить небу жертвоприношения и как божественной корове, и как женщине (богине).
  Против  нашего понимания «небесной коровы» выдвигается возражение такого рода: соответствующие изображения и тексты относятся уже к Новому царству Египта, то есть ко времени уже несомненной идеологизации египетской религии, и сам факт совмещения разных мифов, кодирующих, в сущности, один и тот же феномен, может быть проявлением уже идеологизированного религиозного мышления. (1)
  Мифы, слагавшиеся некогда в долине Нила, сохранили нам ценный материал для изучения идеологии древнеегипетского рабовладельческого общества. Они исключительно интересны не только для истории египетской религии, но являются одним из источников для исследования всей культуры Египта. Так, без знакомства с дошедшими до нас записями подобных сказаний мы не сможем составить полной картины египетской литературы, ибо именно мифология была источником ряда литературных произведений. Привлечение мифологического материала необходимо и при исследовании отдельных вопросов истории Египта, в особенности древнейших ее периодов, и для понимания ряда проблем египетского искусства.
  Поэтика древнеегипетской мифологии, в отличие  от античной, чужда мировосприятию человека, воспитанного на европейской  культуре из-за ее алогичности: противоречивость мешает систематизировать материал с целью если не объяснить, то хотя бы классифицировать разрозненные факты.
  В египетской мифологии над рациональностью  доминирует поэтичность, что выражается в ее большей символичности, по сравнению  с мифологией Античного мира. В мифах преобладают философские рассуждения богов и величественные монологи. Главное содержание составляют не события, а философский подтекст, стоящий за ними. Мифы египтян, как и мифы других народов, символически передают представления о законах природы и смысле жизни, но иными способами. Монументальный, статичный миф Древнего Египта, в отличие от эллинского, воспевающего возможности человека, зовет человека слиться с природой, принять заведенный мудрый порядок, подчиниться ему и не пытаться что-либо изменить, ибо любые перемены будут только к худшему. В древнеегипетской мифологии героев, подобных Гераклу, нет ни среди людей, ни среди богов. Египетский миф прославляет не воинскую доблесть, а творца, созидателя, хранителя и защитника стабильности в мире.

2. Многобожие Египетской  религии

  Религия Древнего Египта - весьма интересное и  многообразное явление. Это фетишизм и тотемизм, политеизм и монотеистическое мышление, теогония и космогония, культ, необычайно разнообразные и противоречивые мифы, не менее разнообразные и противоречивые представления о загробной жизни, это проблемы взаимодействия религии с этикой, наукой и искусством, организации клира и его положения в обществе, обожествления фараона и т. д.
  Как известно, в Египте не было единой религии. В каждом номе и городе был собственный пантеон богов. Но Великий пантеон богов в разных формах почитали везде. Эннеада - четыре пары богов и богинь группируются вокруг одного главного бога. Своеобразной особенностью религии Древнего Египта является объединение нескольких богов под одним сложным именем: Амон-Ра, Ра-Гархамис, Нефер-Тум, Пта-Сокар-Осирис и т.д. Причем один бог перенимал особенности другого, а то и полностью поглощал его. Египетские боги, в отличие от олимпийских, не имели строго определенных функций. Наряду с богами, аналоги которых существуют в античной мифологии, в религии египтян существовало множество абстракций - Ху, Сиа, Сихем, Хех («воля», «разум», «энергия», «вечность»), Хор Хекенский (олицетворение одной из фаз суточного движения Солнца), некоторые боги являлись воплощениями воли других богов, воплощениями законов. Другое отличие египетских богов от олимпийских в том, что они в меньшей степени заняты какой бы то ни было деятельностью и почти никогда не вмешиваются в людские споры.
  Боги  для древних египтян - не только творцы городов, номов, правителей, собственного культа, порядка и законов, но и  создателей ремёсел и искусств, письма и счёта, науки магии. Иероглифическое, то есть священное, письмо понималось как «слово бога», и важнейшая роль здесь принадлежала богу мудрости Тоту. Владыке слова бога, создателю письменности, покровителю литературы и писцов. (6)
  Отличительной особенностью египетской религии был  культ животных.
  Многие  божества изображались с головами животных или птиц на человеческих телах, в храмах жили «живые боги», считавшиеся священными: животные, птицы, змеи. Таких животных и птиц после смерти бальзамировали и хоронили в особых гробах на специальных кладбищах. Во многих местах Египта найдены обширные кладбища животных. Наиболее известны гробницы крокодилов в Файюме, быков-Аписов в Мемфисе и быков-Бухисов в Гермонтисе. Эту особенность египетской религии следует рассматривать в свете столь характерного для египетской культуры сохранения ряда пережитков таких явлений, которые возникли еще на предыдущих, порой весьма отдаленных этапах общественного развития, что было обусловлено известной застойностью, свойственной древневосточным рабовладельческим обществам.
  Представления, касающиеся загробного бытия, являлись сложной смесью древнейших и более новых верований - часто противоречивых и даже исключающих друг друга.
  В конце 5 династии в пирамиде царя Унаса  впервые высекаются формулы царского заупокойного ритуала и связанных с ним представлений – «Тексты пирамид», пронизанные идеей бессмертия и могущества царя, полагающегося теперь на вечность слова, запечатлённого в камне. Из заупокойных текстов
  Осириса известен как царь загробного мира, вершитель посмертной судьбы каждого египтянина на суде богов. (3)
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.