Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Принципы и качественные характеристики бухгалтерского учета в банках

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 30.05.2012. Сдан: 2010. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования
Амурский  государственный  университет
(ГОУВПО  «АмГУ») 
 

Факультет Экономический
Кафедра Финансы
Специальность 080105 «Финансы и кредит» 
 

КУРСОВАЯ РАБОТА  
 

на тему: Принципы и качественные характеристики бухгалтерского учета в
банках 

по дисциплине «Учет и операционная деятельность в банке» 
 
 
 
 
 
 

Исполнитель студент группы
 
_____________________
 
Н.С. Стасюк
 
Руководитель Доцент, к.т.н.
 
_____________________
 
А.В. Ижендеев
 
Нормоконтроль
 
_____________________
 
Л.И. Сухорукова
 
 
 
 
 
Благовещенск 2010
 

РЕФЕРАТ 
 

     Курсовая  работа содержит 44 с., 23 использованных источников.
     Банк, бухгалтерский учет, принципы бухгалтерского учета, Активные счета пассивные счета, счета банков, план счетов бухгалтерского учета в кредитных организациях, парные счета, лицевые счета, счетах депо, банковские операции. 

     В услугах  банков нуждается большая  часть граждан, фирм и государство. Обращаясь в банк за помощью, они становятся его клиентами. Банк – основная структурная единица сферы денежного обращения. В деятельности банка важную роль играет бухгалтерский учет, который обеспечивает формирование информации о движении средств и их источников.
     Принцип – основа, исходное, базовое положение бухгалтерского учета как науки, которое предопределяет все вытекающие из него утверждения. Состав принципов учета не является величиной постоянной. С развитием теорий меняются и принципы. 

 

      СОДЕРЖАНИЕ 
 

Введение             4
1 Общая характеристика организации бухгалтерского учета в кредитных   организациях            6
    1.1 Нормативное  регулирование бухгалтерского учета  в банках   6
    1.2 Бухгалтерский учет в банке, его объект, предмет, основные задачи,   методы           9
    1.3 Особенности  бухгалтерского учета в кредитных  организациях   12
2 Бухгалтерский учет в банках. Принципы и надзор за их деятельностью 17
   2.1 Принципы бухгалтерского учета в банках      17
    2.2 Бухгалтерский учет в кредитных организациях и надзор за их деятельностью           24
3 Основы организации бухгалтерского учета в банках     27
 3.1 План счетов  бухгалтерского учета в банках      27
 3.2 Характеристика основных разделов плана счетов коммерческих банков  29
      4 Международные  стандарты учета финансовой отчетности    36
   4. 1 Рэнкинг российских банков по МСФО       36
    4.2 Проблемы несовпадения российских стандартов ведения бухгалтерского учета с международными         37
Заключение            40
Библиографический список          41
Библиографические ссылки          43
 

      Введение 
 

     В услугах  банков нуждается большая  часть граждан, фирм и государство. Обращаясь в банк за помощью, они  становятся его клиентами. Значение слова «банк» восходит к итальянскому слову banko (скамья) и указывает на функцию обеспечения платежного механизма нужными денежными средствами. Исторически (Италия , XII век) с этим словом ассоциировалась скамья или стол для совершения обменных сделок. Французский эквивалент – bangue (сундук) указывает на функцию приема вкладов (пассивная операция) для ведения кассы (активная операция).
     Банк  – основная структурная единица сферы денежного обращения. Продуктом банковской деятельности являются услуги, связанные с организацией платежей и расчетов, ведением счетов юридических и физических лиц, хранением денежных средств, кредитованием и выполнением прочих банковских операций.
     Результат работы банка – это экономическая выгода, получаемая как им самим, так и его клиентами.
     В деятельности банка важную роль играет бухгалтерский учет, который обеспечивает формирование информации о движении средств и их источников.
     Принципы  бухгалтерского учета в банках, так  же как и в учреждениях и  предприятиях других отраслей народного  хозяйства, едины. Они изложены в  «Положении о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации», утвержденном Министерством финансов РФ 20 марта 1992 г.
     Принцип – основа, исходное, базовое положение бухгалтерского учета как науки, которое предопределяет все вытекающие из него утверждения.
     Состав  принципов учета не является величиной  постоянной. С развитием теорий меняются и принципы. Кроме того, в работах разных авторов могут быть обозначены разными терминами.
     В настоящее время принципы учета  образуют определенную систему. Самым  общим из них можно признать принцип  целостности, согласно которому учетные данные представляют единую систему, заданную в интересах управления хозяйственными процессами. Целостность предполагает, что все элементы учета, которые не могу влиять на процессы, должны быть изъяты из системы учета как лишние.
     Для того чтобы данные бухгалтерской отчетности, представляемые различными организациями были сопоставимы, необходимо, чтобы бухгалтерский учет у всех участников хозяйственной деятельности организовывался на единых принципах.
     Целью исследования является изучение принципов и качественных характеристик бухгалтерского учета в банках.
     Поставленная  цель обусловила необходимость постановки и решение таких задач:
     изучить нормативное регулирование бухгалтерского учета в банках
     раскрыть  особенности бухгалтерского учета  в кредитных организациях
     рассмотреть принципы и качественные характеристики бухгалтерского учета в банках.
     изучить план счетов бухгалтерского учета в  банках
     Объектом  исследования является бухгалтерский учет в коммерческих банках.
     Предметом исследования является совокупность теоретико-методичных и практических проблем бухгалтерского учета в банках. 

 

    1 Общая характеристика организации бухгалтерского учета в кредитных организациях 
     

     1.1 Нормативное регулирование бухгалтерского учета в банках
     Система нормативного регулирования российского бухгалтерского учета, в том числе и бухгалтерского учёта в кредитных организациях, включает в себя документы четырех уровней.
     Документами первого, высшего уровня нормативного регулирования являются федеральные законы и иные законодательные акты, такие, как указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, прямо или косвенно регулирующие вопросы бухгалтерского учета в России. К числу таких документов в первую очередь относятся следующие Федеральные законы: от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (с последующими изменениями и дополнениями); от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» принят ГД ФС РФ 27.06.2002) (с изм. и доп., вступающими в силу с 10.01.2009) 
"Положение о Правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации" (утв. ЦБ РФ 26.03.2007 N 302-П) (ред. от 12.12.2008) (Зарегистрировано в Минюсте РФ 29.03.2007 N 9176) (с изм. и доп., вступающими в силу с 11.01.2009) [4].
     Важным  документом первого  уровня является Гражданский кодекс Российской Федерации. В первой его части закреплены многие принципы учетной работы, положения об обязательном утверждении годового отчета, о наличии самостоятельного баланса как необходимого признака юридического лица и др. Во второй части ГК РФ закреплены принципы составления и положения различных договоров, заключаемых организациями, что является немаловажным для правового обеспечения бухгалтерской службы банка. [1].
     К документам первого уровня, регулирующим порядок налогообложения плательщиков налогов и ведения ими налогового учета, относится Налоговый кодекс Российской Федерации. Первая его часть определяет общие положения о налогах и сборах в России, а вторая – определяет порядок налогообложения организаций и граждан различными видами налогов (на доходы, на прибыль, на добавленную стоимость и др.).
     Второй  уровень документов системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в кредитных организациях составляют Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), в которых обобщаются базовые принципы и правила ведения бухгалтерского учета отдельных банковских и небанковских (хозяйственных) операций. Положения по бухгалтерскому учету, которые разработаны и утверждены Министерством финансов Российской Федерации, являются по сути дела российскими стандартами бухгалтерского учета (РПБУ). Однако действие этих РПБУ не распространяется на кредитные организации.
     В ст. 56 Закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» определено, что Банк России устанавливает правила проведения банковских операций, ведения бухгалтерского учета и представления отчетности для банковской системы. В то же время согласно ст. 5 Закона «О бухгалтерском учете» нормативные акты и методические указания по бухгалтерскому учету, издаваемые органами, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, не должны противоречить нормативным актам и методическим указаниям Министерства финансов Российской Федерации. Это означает, что Положения по бухгалтерскому учету, разрабатываемые Банком России, не должны противоречить РПБУ [12, с. 187].
     Для кредитных организаций к документам второго уровня следует отнести  прежде всего Положение Банка России от 5 декабря 2002 г. № 205-П «О Правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации» (далее - Правила), которые включают:
     План  счетов бухгалтерского учета в кредитных  организациях (далее – План счетов);
     часть I Правил «Общая часть», которая формулирует основные принципы бухгалтерского учета в банках, определяет состав элементов, подлежащих закреплению в учетной политике кредитной организации, лает ряд общих рекомендаций по организации и ведению бухгалтерского учета в банках;
     часть II Правил «Характеристика счетов», в которой содержится инструкция по применению Плана счетов;
     часть III Правил «Организация работы по ведению бухгалтерского учета», определяющая порядок организации бухгалтерской работы и документооборота, внутрибанковского контроля, бухгалтерской отчетности и др.;
     Приложение  № 10 к Правилам «Порядок учета основных средств, нематериальных активов и материальных запасов»;
     Приложение  № 11 к Правилам «Порядок бухгалтерского учета вложений (инвестиций) в ценные бумаги и операций с ценными бумагами»;
     Приложение  № 12 «Порядок бухгалтерского учета операций, связанных с осуществлением кредитными организациями сделок по приобретению права требования от третьих лиц исполнения обязательств в денежной форме».
     К третьему уровню относятся документы, раскрывающие конкретный механизм бухгалтерского учета, это методические указания, инструкции, официальные разъяснения, письма, приказы и другие документы, которые носят инструктивный, информационный или консультационный (разъяснительный) характер по вопросам бухгалтерского учета в кредитных организациях.
     К документам третьего уровня относятся  следующие основные Инструкция ЦБ РФ от 16.01.2004 N 110-И (ред. от 27.03.2009) "Об обязательных нормативах банков"  (с изм. и доп., вступающими в силу с 02.05.2009) от 16 января 2004 г. № 110-И «Об обязательных нормативах банка»; Инструкция ЦБ РФ от 14.01.2004 N 109-И (ред. от 30.12.2008) "О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 13.02.2004 N 5551) Указание ЦБ РФ от 16.01.2004 N 1376-У (ред. от 09.02.2009) "О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 23.01.2004 N 5488)
     И наконец, к документам четвертого уровня относятся внутрифирменные рабочие  документы, регулирующие бухгалтерский  учет в каждой конкретной кредитной  организации. Это прежде всего рабочий план счетов бухгалтерского учета, рабочие положения (инструкции) о порядке проведения отдельных учетных операций, формы первичных учетных документов, правила документооборота, технология обработки учетной информации и другие документы, совокупность которых формирует Учетную политику кредитной организации [17, с. 12]. 

     1.2 Бухгалтерский учет в банке, его объект, предмет, основные задачи, методы
     Бухгалтерский учет в банках представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении: об имуществе, обязательствах кредитных организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех операций.
     Под предметом бухгалтерского учета в банках понимаются объекты бухгалтерского учета в виде активов и пассивов. К ним относятся: имущество кредитных организаций, их обязательства и операции, осуществляемые банками в процессе деятельности.
     Объектами бухгалтерского учета являются имущество  организаций, их обязательства и  хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе их деятельности.
     Активы – средства, на основе которых осуществляется ведение хозяйственной (уставной) деятельности банка; пассивы – источники, за счет которых формируются эти средства, и осуществляется деятельность банка. Например, банк привлекает депозиты в пассивы – это источники (ресурсы), и за счет этих депозитов осуществляет кредитные активные операции (кредиты в активе) [15, с. 28].
     Основными задачами бухгалтерского учета в  банке являются:
    формирование детальной, достоверной и содержательной информации о деятельности кредитной организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности - руководителям, учредителям, участникам организации, а также внешним – инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности; ведение подробного, полного и достоверного бухгалтерского учета всех банковских операций, наличия и движения требований и обязательств, использования кредитной организацией материальных и финансовых ресурсов;
    обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;
    предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости [12, с. 38].
     Методологический  центр банковского учета – Банк России. В соответствии со статьей 4 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и решением Совета директоров (протокол заседания Совета директоров от 26 марта 2007 года N 6) устанавливаются Правила ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации.
      Кредитные организации, расположенные на территории Российской Федерации, осуществляют бухгалтерский учет в соответствии с правилами, приведенными в приложении к настоящему Положению.
      Настоящее Положение определяет единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета, обязательные для исполнения всеми кредитными организациями на территории Российской Федерации.
      Настоящее Положение подлежит официальному опубликованию в "Вестнике Банка России" и вступает в силу с 1 января 2008 года.
     Основными целями законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете являются: обеспечение единообразного ведения учета имущества, обязательств и хозяйственных операций, осуществляемых организациями; составление и предоставление сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении организаций и их доходах и расходах, необходимой пользователям бухгалтерской отчетности.
     Методом бухгалтерского учета называется совокупность способов и приемов, используемых для его организации и ведения. К ним относятся такие элементы, как: документация, инвентаризация, счета, двойная запись, баланс и отчетность [8, с. 122].
     Документ  – письменное свидетельство о совершении хозяйственной операции, придающее юридическую силу данным бухгалтерского учета.
     С документации начинается движение учетной  информации, она обеспечивает сплошное и непрерывное отражение деятельности банка. К учету принимаются только правильно оформленные документы, в которых заполнены все обязательные показатели – реквизиты: наименование банка, название документа, его номер, дата составления, краткое содержание банковской операции, ее количественное и денежное выражение; подписи лиц, отвечающих за эту операцию (ответственный исполнитель, контролер, для кассовых - еще и кассир).
     Основные  требования к документам: своевременность  и полнота их заполнения, представление их на проверку и обработку, обеспечивающие возможность предварительного и текущего контроля за уставной деятельностью банка и активного воздействия на результаты его работы.
     Инвентаризация  – это проверка и документальное подтверждение наличия, состояния и оценка имущества и обязательств.
     Порядок (количество инвентаризаций в отчетном году, даты их проведения, перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой из них, и т.д.) проведения инвентаризации определяется руководителем банка, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно [13, с. 182].
     1.3 Особенности бухгалтерского учета в кредитных организациях
     Бухгалтерский учет кредитных организаций существенно  отличается от учета остальных хозяйствующих  субъектов. В последнее время все чаще используется даже специальный термин «банковский учет».
     В бухгалтерском учете всех субъектов  экономики имеется, правда, и много общего: на всех распространяется действие Федерального закона от 21.11.96 «О бухгалтерском учете», сходны предмет, объекты, основные задачи бухгалтерского учета, ряд элементов метода бухгалтерского учета с определенными особенностями: принцип использования документации, инвентаризация, баланс, двойная запись по счетам; другие элементы – сами счета и отчетность отличны.
     Действуют, соответственно, свои планы счетов бухгалтерского учета и документы, регламентирующие их применение. У банков - утвержденное ЦБ РФ "Положение о Правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации" (утв. ЦБ РФ 26.03.2007 N 302-П) с включенным Планом счетов бухгалтерского учета в кредитных организациях Российской Федерации. Для организаций - в несколько раз меньшие по объему - План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, утвержденные приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94-н.
     Одна  из основных особенностей банковского  учета – использование мемориально-ордерной системы учета, в отличие от журнально-ордерной в организациях, а также другой документации [19, с. 8].
     Счета банков и организаций совершенно различны – не совпадает нумерация и количество знаков. Большинство же счетов не совпадает также по наименованию из-за специфики деятельности. В банках, кроме того, предусмотрены отдельные разделы — счета доверительного управления, срочных операций, депо, чего нет у организаций.
     Различается также учетно-операционная документация.
     Бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных  операций организациям допускается вести в суммах, округленных до целых рублей, в банках - только полные суммы, с копейками.
     Есть  особенности бухгалтерского учета  и в самом банковском сообществе.
     Так в Плане счетов бухгалтерского учета  в кредитных организациях имеются  счета с пометкой СБ, которые используются только Сбербанком РФ в силу специфики его деятельности. Например, балансовые счета 47419, 47420 Расчеты с организациями по наличным деньгам, используемые, в частности, для бухгалтерского учета расчетов с почтовыми отделениями по суммам денежной наличности, полученной агентствами и филиалами Сберегательного банка РФ, расположенными в населенных пунктах, где нет его отделений.
     ЦБ  РФ использует свои Правила ведения  бухгалтерского учета в Центральном  банке Российской Федерации (Банке России) и свой План счетов бухгалтерского учета Центрального банка Российской Федерации (Банка России). Однако в этом Плане имеется очень много счетов, которые функционируют в коммерческих банках. Например, счета 47422 «Обязательства по прочим операциям» и 47423 «Требования по прочим операциям» [8, с. 102].
     В Плане счетов бухгалтерского учета  ЦБ РФ имеются также свои специфические счета. Например, внебалансовые счета – раздел 1 (906—999) Банкноты и монета в резервных фондах где учитываются отпечатанные (реже – бывшие в обращении), но не выпущенные в обращение наличные деньги. Наличность, выпущенная в обращение, отражается на специальных счетах по пассиву баланса Банка России (монетарный агрегат МО и остатки касс банков), что делает ЦБ РФ одним из самых крупных в стране банков по валюте баланса. В активе же эмиссионного банка также имеются наличные деньги – на счетах оборотной кассы. Есть счета антиподы: на балансе коммерческих банков активный балансовый счет 30102 Корреспондентские счета кредитных организаций в Банке России.
     В банковском учете действуют только активные или только пассивные счета.
     Активно-пассивные  счета до 1 января 1998 г. существовали и в бухгалтерском учете банков, что подтверждало единство бухгалтерского учета России как единого целого. Они были ликвидированы с введением нового Плана счетов и Правил Банка России от 18.06.97 №61. Это усилило существенные особенности и различия в направлениях бухгалтерского учета – банковском учете и бухгалтерском учете финансово-хозяйственной деятельности предприятий, что, думается, несмотря на общие принципы, позволяет говорить об обособлении названных направлений бухгалтерского учета.
     Однако  бухгалтерский учет без активно-пассивных  счетов (или их суррогата) существовать не может, поэтому в новый план счетов банковского учета была введена большая группа счетов, выполняющих функции активно-пассивных. Два таких счета (активный и пассивный) работают как бы вместо одного активно-пассивного счета и часто имеют одно наименование. Эти счета в целом не получили какого-либо названия, а их определенная часть (подгруппа) называется парными счетами.
     Парные  счета открываются в аналитическом  учете на счетах второго порядка, приведенных в Положении Положение о Правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации" (утв. ЦБ РФ 26.03.2007 N 302-П) как Список парных счетов, по которым может изменяться сальдо на противоположное; например, счет 60322 «Расчеты с прочими кредиторами» (пассивный), и счет 60323 «Расчеты с прочими дебиторами» (активный), что в некотором роде соответствует активно-пассивному счету 76 Плана счетов финансово-хозяйственной деятельности организаций, или счета 60301, 60302 — счету 68 «Расчеты по налогам и сборам».
     Для парных счетов предусмотрен особый режим работы. Сальдо допускается только на одном лицевом счете из открытой пары: активном или пассивном. В начале операционного дня операции начинаются по лицевому счету, имеющему сальдо, а при отсутствии остатка на обоих счетах - со счета, соответствующего характеру операции. Если в конце рабочего дня на парном лицевом счете образуется сальдо, противоположное признаку счета, т.е. на пассивном счете — дебетовое или на активном кредитовое, то остаток бухгалтерской проводкой переносится на соответствующий парный лицевой счет. Когда образовались остатки на обоих парных лицевых счетах, то в конце рабочего дня необходимо перечислить бухгалтерской проводкой меньшее сальдо на счет с большим сальдо, так как на конец рабочего дня должно быть только одно сальдо: дебетовое или кредитовое на одном из парных лицевых счетов.
     Лицевые счета другой подгруппы отличаются от парных только тем, что один из двух счетов (активный или пассивный) должен закрываться не обязательно каждый рабочий день, а в сроки по усмотрению кредитной организации, чаще всего ежемесячно или ежеквартально, но может и ежедневно; например, счета 30301, 30302 «Расчеты с филиалами, расположенными в Российской Федерации». Банки закрывают один из этих счетов (активный или пассивный) по-разному, в том числе и ежедневно. Наличие же остатков одновременно на активном и пассивном счетах позволяет искусственно увеличивать активы-пассивы кредитной организации.
     Различие  в использовании активно-пассивных  счетов, думается, усложнили функции  бухгалтеров организаций, так или иначе связанных с банковским учетом, и особенно бухгалтеров банков — увеличение количества счетов и проводок по ним, особый режим функционирования парных счетов и работа с финансово-хозяйственной отчетностью организаций. Ликвидацию активно-пассивных счетов банков можно сравнить с переходом от двух диалектов одного языка к двум языкам одной языковой группы.
     К положительным сторонам отказа от активно-пассивных  счетов в бухгалтерском учете  банков следует отнести большую  в этом случае «прозрачность» банковского учета.
     Полагаем, что соответствующим инстанциям, в первую очередь Министерству финансов России, как координатору бухгалтерского учета в стране, желательно рассмотреть  необходимость и обоснованность существования различного набора счетов бухгалтерского учета организаций и банков и возможность их унификации [18, с. 32].
 

    2 бухгалтерский учет в банках. Принципы и надзор за их деятельностью 
     

     2.1 Принципы бухгалтерского учета в банках
     Правила ведения бухгалтерского учета, представления  финансовой и статистической отчетности, составления годовых отчетов кредитными организациями устанавливаются Банком России с учетом международной банковской практики.
     Банк  России устанавливает особенности  ведения бухгалтерского учета государственной  корпорацией "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)".
     Бухгалтерский учет в банке представляет собой  упорядоченную систему сбора, регистрации  и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах банка и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех операций [1, с. 32].
     Правила ведения бухгалтерского учета в  кредитных организациях, расположенных  на территории Российской Федерации, основаны на принципах и качественных характеристиках  бухгалтерского учета:
     1 Непрерывность деятельности. Этот принцип предполагает, что кредитная организация будет непрерывно осуществлять свою деятельность в будущем и у нее отсутствуют намерения и необходимость ликвидации, существенного сокращения деятельности или осуществления операций на невыгодных условиях.
     2 Отражение доходов и расходов по методу "начисления". Этот принцип означает, что финансовые результаты операций (доходы и расходы) отражаются в бухгалтерском учете по факту их совершения, а не по факту получения или уплаты денежных средств (их эквивалентов). Доходы и расходы отражаются в бухгалтерском учете в том периоде, к которому они относятся.
     3 Постоянство правил бухгалтерского учета. Кредитная организация должна постоянно руководствоваться одними и теми же правилами бухгалтерского учета, кроме случаев существенных перемен в своей деятельности или законодательстве Российской Федерации, касающихся деятельности кредитной организации. В противном случае должна быть обеспечена сопоставимость данных за отчетный и предшествующий ему период.
     4 Осторожность. Активы и пассивы, доходы и расходы должны быть оценены и отражены в учете разумно, с достаточной степенью осторожности, чтобы не переносить уже существующие, потенциально угрожающие финансовому положению кредитной организации риски на следующие периоды. При этом учетная политика кредитной организации должна обеспечивать большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов (намеренное занижение активов или доходов и намеренное завышение обязательств или расходов).
     5 Своевременность отражения операций. Операции отражаются в бухгалтерском учете в день их совершения (поступления документов), если иное не предусмотрено нормативными актами Банка России.
     6 Раздельное отражение активов и пассивов. В соответствии с этим принципом счета активов и пассивов оцениваются отдельно и отражаются в развернутом виде.
     7 Преемственность входящего баланса. Остатки на балансовых и внебалансовых счетах на начало текущего отчетного периода должны соответствовать остаткам на конец предшествующего периода.
     8 Приоритет содержания над формой. Операции отражаются в соответствии с их экономической сущностью, а не с их юридической формой.
     9 Открытость. Отчеты должны достоверно отражать операции кредитной организации, быть понятными информированному пользователю и избегать двусмысленности в отражении позиции кредитной организации.
     10 Кредитная организация должна составлять сводный баланс и отчетность в целом по кредитной организации. Используемые в работе кредитной организации ежедневные бухгалтерские балансы составляются по счетам второго порядка.
     11 Оценка активов и обязательств. Активы принимаются к бухгалтерскому учету по их первоначальной стоимости [6].
     В дальнейшем, в соответствии с настоящими Правилами и иными нормативными актами Банка России, активы кредитной организации оцениваются (переоцениваются) по текущей (справедливой) стоимости либо путем создания резервов на возможные потери.
     В бухгалтерском учете результаты оценки (переоценки) активов отражаются с применением дополнительных счетов, корректирующих первоначальную стоимость актива, учитываемую на основном счете, либо содержащих информацию об оценке (переоценке) активов, учитываемых на основном счете по текущей (справедливой) стоимости (далее - контрсчет).
     Контрсчета  предназначены для отражения  в бухгалтерском учете изменений  первоначальной стоимости активов  в результате переоценки по текущей (справедливой) стоимости, создания резервов при наличии рисков возможных потерь, а также начисления амортизации в процессе эксплуатации.
     Обязательства отражаются в бухгалтерском учете  в соответствии с условиями договора в целях обеспечения контроля за полнотой и своевременностью их исполнения. В случаях, установленных  настоящими Правилами и иными нормативными актами Банка России, обязательства также переоцениваются по текущей (справедливой) стоимости.
     12. Ценности и документы, отраженные  в учете по балансовым счетам, по внебалансовым счетам не  отражаются, кроме случаев, предусмотренных настоящими Правилами и нормативными актами Банка России.
     Следуя  единым методологическим основам, бухгалтерский  учет в банке имеет отличительные  черты, обусловленные спецификой обслуживаемой  сферы денежного обращения, что  отражается в организации учетно-операционной работы.
     Основная  доля операций, осуществляемых в банке  – операции, связанные с движением денежных средств, платежей и расчетов. Это предопределяет особые требования к их документальному оформлению, организации документооборота, хранению документов, учету и отчетности банка.
     Организация учетно-операционной работы в банке  включает:
      построение учетно-операционного аппарата;
      организацию рабочего дня и документооборота;
      внутрибанковский контроль.
     Счета и операции распределяются между  ответственными исполнителями, регистрируются в специальной книге и оформляются подписями главного бухгалтера и работников.
     Организация учетно-операционной работы в банке  должна обеспечить выполнение следующих  условий:
     Все операции с документами, принятыми  от клиентов в течение операционного времени отражаются в бухгалтерском учете в тот же день (операционное время устанавливается банком самостоятельно) [13, с. 114].
     Передача  обработанных документов на ВЦ банка  производится в течение рабочего дня по графику, но не позднее чем за 1,5 - 2 часа до его окончания, для того чтобы ввести необходимую информацию, обработать ее для составления отчетности текущего дня.
     Бухгалтерский ежедневный баланс составляется не позднее  следующего рабочего дня (так как  выписки с корреспондентских счетов банка поступают на следующий после проведенных операций день) [16, с. 277].
    Организация учетно-операционной работы требует установления в учреждении банка порядка прохождения документов по всем стадиям обработки. Для этого составляются график и схемы документооборота, утверждаемые руководителем.
     При оформлении банковских операций необходимо обеспечивать контроль за законностью  операций и сохранностью средств.
     Все проведенные операции отражаются на счетах бухгалтерского учета, которые  систематизируют их с различной степенью детализации. Наиболее общие счета - синтетические - определены планом счетов, который является экономически обоснованным систематизированным перечнем счетов бухгалтерского учета. Действующий план счетов приведен в приложении.
     Наличие единого перечня счетов позволяет  сделать информацию о деятельности банка доступной для сторонних  пользователей и обобщать ее в  единой отчетности Центрального Банка  России. Детальную информацию дают аналитические счета, причем, степень  детализации определяется потребностями управления банком [19, с. 19].
     Бухгалтерский баланс – это группировка хозяйственных средств и источников их образования в денежном выражении на определенную дату. Баланс представляет собой основную форму бухгалтерской отчетности, которая характеризует финансовую деятельность банка и используется для ее анализа и контроля. В нем отражается состояние привлеченных и собственных средств банка, а также их размещение в кредитные и другие операции.
     Баланс  банка, в отличие от балансов предприятий производственной сферы, построен по принципу односторонней группировки счетов. В одном его разделе могут быть активные, пассивные и активно-пассивные счета. Баланс составляется ежедневно.
     На 1 число следующего за месяцем отчета бухгалтерский баланс и другие отчетные формы представляются в Главное управление Центрального Банка РФ.
     Оперативное составление отчетности требует  четкой организации бухгалтерского учета в банке [17, с. 11].
     Большинство операций банков (расчетные, кассовые, ссудные и др.) отражаются в бухгалтерском учете на основании денежно-расчетных документов. Формы документов унифицированы и изготавливаются типографским способом в виде стандартных бланков или печатаются на ЭВМ. Каждый стандартный документ содержит основные реквизиты: название документа, номер формы, номер документа и дата его выписки, наименование и местонахождение предприятия-плательщика и получателя средств, номера счетов в банке, назначение платежа (содержание операции), сумму операции, коды для обработки информации клиента, его подписи и печать, подписи работников банка, проверивших документ.
     Все документы должны быть правильно  и четко оформлены. Исправления  в банковских денежно-расчетных  документах не допускаются.
     По  месту формирования документы подразделяются на банковские, составляемые банком, и клиентские, поступающие от предприятий и организаций, а также граждан. Примером банковских документов являются кассовые (приходные и расходные), мемориальные ордера, распоряжения о выдаче кредита на оплату расчетных документов, авансовые отчеты подотчетных лиц. К клиентским документам относятся платежные требования, поручения, чеки, срочные обязательства по ссудам и др.
     Денежно-расчетные  документы по характеру банковских операций подразделяются на кассовые, мемориальные и внебалансовые.
     Кассовыми документами оформляются операции по приему и выдаче наличных денег. К приходным кассовым документам относятся: объявления клиентов на взнос  денег в кассу банка, приходные  кассовые ордера, квитанции приема денег. К расходным кассовым документам относятся чеки на получение денег и расходные кассовые ордера. Чековые книжки (именные и на предъявителя) выдаются клиентам банка по их заявлениям. Расходными кассовыми ордерами оформляется выдача вкладов. Приходные и расходные кассовые ордера применяются и при совершении внутрибанковских операций, например: возврат подотчетных сумм; выплата авансов и заработной платы работникам банка [6].
     Мемориальные  документы используются для безналичных  перечислений по счетам. К ним относятся  представляемые банку клиентами платежные требования, поручения, расчетные чеки и др. документы, а также мемориальные ордера для оформления операций при частичной оплате платежных поручений, частичном погашении ссуд и т. п.
     К внебалансовым документам относятся  приходные и расходные внебалансовые ордера. Этими документами оформляются прием и выдача ценностей и документов, хранящихся в кассе и в бухгалтерии.
     Все кассовые и мемориальные документы, служащие основанием для совершения банковских операций, должны иметь подписи должностных лиц банка, оформивших и проверивших их. Подписавшиеся лица несут ответственность за законность операции и правильное оформление документа. Некоторые операции подвергаются дополнительному контролю и поэтому подписываются, после ответственных исполнителей, старшими по должности работниками банка. Например, главный бухгалтер подписывает все документы по операциям, произведенным по счетам клиентов без их поручений или требований и распоряжений кредитного отдела, документы по внутрибанковским операциям, по операциям с драгоценными металлами и иностранной валютой [18, с. 189].
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.