На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Анализ себестоимости продукции ОАО «Павловский хлеб»

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 24.9.2014. Сдан: 2010. Страниц: 17. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3
1. Краткая  характеристика предприятия...............................................................6
2. Общий  порядок проведения анализа себестоимости продукции...................9
3. Анализ  динамики и структуры расходов  организации..................................12
4. Факторный  анализ себестоимости продукции  и затрат на 1 рубль товарной  продукции...............................................................................................................18
5. Анализ  себестоимости отдельного  вида  продукции.....................................22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ......................................................................................................32
СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ.....................................................................................37
ПРИЛОЖЕНИЯ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

     В процессе хозяйственной деятельности предприятие получает доходы и производит расходы. В современных условиях хозяйствования снижение затрат и себестоимости продаж продукции является важнейшей целью и фактором развития коммерческой организации. В условиях жесткой конкуренции возрастает роль себестоимости как основного фактора образования прибыли. Задачами анализа и управления затратами и себестоимостью являются:
    расчет динамики и выполнения плана по важнейшим показателям затрат;
    определение факторов, повлиявших на динамику показателей, сумм и причин отклонений фактических затрат от плановых;
    выявление резервов дальнейшего снижения себестоимости продукции.
      Анализ  затрат на производство и калькулирование  себестоимости продукции, работ или услуг занимает доминирующее место в обшей системе экономического анализа. В условиях самостоятельного планирования предприятиями номенклатуры продукции и свободных цен, а также применения действующей системы налогообложения возрастает значимость методически обоснованного учета затрат и калькулирования себестоимости единицы продукции, вырабатываемой на предприятии. Анализ затрат помогает определить эффективность расходов, уточнить, не окажутся ли они чрезмерными, подскажет, как установить цены, как применить сведения о затратах на ближнюю и дальнюю перспективы, как регулировать и контролировать расходы, как планировать реальный уровень прибыли. Учет и управление затратами на предприятии, как и весь экономический анализ, базируются на системе экономической информации, которая лежит в.основе оптимальных управленческих решений.
      Объективность отражения процессов производства, обращения, распределения и потребления, использования природных, трудовых, материальных и финансовых ресурсов — основное требование, которому должны удовлетворять действующие в настоящее время системы информации, учета и отчетности.
      В вопросах формирования и расчета  себестоимости продукции важное место отводится нормативному регулированию  этих вопросов.
      Основными источниками информации для анализа затрат на производство продукции являются следующие документы.
      Формы статистической отчетности:
    форма № 1 «Предпринимательство»;
    форма № 5-3 «Отчет о затратах на производство и реализацию продукции (работ, услуг) предприятия (организации)»;
    справка о рентабельности отдельных видов продукции.
      Формы финансовой отчетности — форма № 2 «Отчет о финансовых результатах».
      Внутренняя  учетная и управленческая информация:
    плановые и отчетные калькуляции себестоимости отдельных 
    видов продукции;

    сметы затрат на производство;
    данные синтетического (журналы-ордеры, ведомости) и аналитического учета затрат по основным и вспомогательным производствам и т. д.
     Источники информации: ф. N5-з «Отчет о затратах на производство и реализацию продукции (работ, услуг) предприятия (организации)», плановые и отчетные калькуляции  себестоимости продукции, данные синтетического и аналитического учета затрат по основным и вспомогательным производствам и так далее. 
     Объектами анализа себестоимости продукции являются следующие показатели:
    Полная себестоимость товарной продукции в целом и по  элементам затрат;
    Затраты на рубль товарной продукции;
    Себестоимость сравниваемой товарной продукции;
    Себестоимость отдельных изделий;
    Отдельные элементы и статьи затрат.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1. Краткая характеристика  предприятия 

     ОАО «Павловский хлеб» - производственное предприятие. Географически предприятие расположено в г. Павлово Нижегородской области и занимает несколько гектаров (4 га).
       В 1972 г. по заказу Областного  управления пищевой промышленности  Горьковского Облисполкома началось  строительство хлебозавода мощностью 82 т/сут. хлебобулочных изделий и 1,5 т/сут тортов и пирожных. А уже в 1976 г. проект запустили в эксплуатацию.
    Основное  направление деятельности – производство хлебобулочных изделий.
     Сейчас  это предприятие занимается производством  хлебобулочных изделий. В сутки выпускается в среднем 30 тонн готовой продукции ассортиментом в 57 видов. Кондитерский цех на данный момент является автономным предприятием.
     Миссия  ОАО «Павловский хлеб» - обеспечение  населения г. Павлова и прилежащих населенных пунктов качественной продукцией по низким ценам.
     Цели  организации:
     1. Снижение себестоимости продукции;
     2. Расширение рынков сбыта;
     3. Повышение качества изделий.
     Организационная структура (представлена в Приложении 1) ОАО «Павловский хлеб» является линейно-функциональной.
     Во  главе предприятия стоит генеральный  директор, которого избирает путем  голосования совет акционеров каждые 3 года. Ему подчиняются совет  директоров. Совет директоров руководит всеми отделами. Совету директоров подчиняются бухгалтерия, планово-экономический отдел, лаборатория технологий и качества, отдел продаж, транспортный цех, отдел закупок, рекламного маркетинга, хлебобулочный цех и склад.
     Лаборатория технологий и качества разрабатывает  технологию производства продукции, проверяет  ее на соответствие стандартам ИСО 9000.
     Планово-экономический  отдел рассчитывает эффективность  производства и реализации каждого  продукта и составляет бизнес-план.
     Отдел снабжения – закупает сырье и  материалы для производства продукции.
     Хлебобулочный цех  - производит продукцию и сдает ее на склад. Принимает заказы из отдела продаж и по данной заявке выпекает необходимое количество изделий.
     Отдел продаж – принимает заявки от клиентов и отгружает продукцию.
     Отдел рекламного маркетинга разрабатывает  рекламную кампанию предприятия, занимается исследованием и расширением рынка сбыта.
     Транспортный  цех занимается доставкой продукции.
     Бухгалтерия – производит бухгалтерский и  управленческий учет деятельности предприятия.
     Рассмотрим  основные экономические показатели ОАО «Павловский хлеб», отраженные в таблице 1.1. Данные берем из формы № 1 и № 2 бухгалтерской отчетности. 

     Таблица 1.1 - Основные экономические показатели (в тыс. руб.) 

Показатели На начало года (периода)
На конец  года (периода)
Изменения за год (период)
1 2 3 4
1. Реальный собственный капитал 21601 21843 +242
2. Внеоборотные активы (итог разд. I баланса) и долгосрочная дебиторская задолженность (см. разд. II) 21708 22706 +998
 
 
 
Продолжение таблицы 1.1
1 2 3 4
3. Наличие собственных оборотных  средств (стр. 1 - стр. 2) -107 -863 -756
4. Долгосрочные пассивы (итог разд. IV баланса + долгосрочное целевое финансирование, разд. III баланса) 0 0 0
5. Наличие долгосрочных источников  формирования запасов (стр. 3 + стр. 4) -107 -863 -756
6. Краткосрочные кредиты и заемные  средства (см. разд. V и краткосрочное целевое финансирование в разд. III баланса) 40 2848 +2808
7. Общая величина основных источников  формирования запасов (стр. 5 + стр. 6) -67 1985 +2052
8. Общая величина запасов (см. соотв.  статьи разд. II баланса, включая неописанный НДС) 2163 2586 +423
9. Излишек (+) или недостаток (-) собственных  оборотных средств (стр. 3 - стр. 8) -2270 -3449 -1179
10. Излишек (+) или недостаток (-) долгосрочных  источников формирования запасов(стр. 5 - стр. 8) -2270 -3449 -1179
11. Излишек (+) или недостаток (-) общей величины основных источников формирования запасов (стр. 7 - стр. 8) -2230 -601 +1629
12. Номер типа финансовой ситуации  согласно классификации 4 4  
 
     В таблице 1.1 определяется уровень финансового  состояния путем определения излишков или недостатков трех показателей (стр. 9, 10, 11 таблицы 1.1.). В графе 2 и 3 отражается значение показателей на начало и на конец периода, а в графе 4 разница между значением на конец периода и суммой на начало периода. Получили, что все три показателя на начало и на конец периода характеризуются недостатком. Поэтому финансовое состояние предприятия оценивается как кризисное. 
 
 

2. Общий порядок проведения анализа себестоимости продукции 

     Преимущества  в конкуренции нельзя понять, если оценивать предприятие в целом. Реальные преимущества в минимизации издержек надо находить в цепи действий по созданию определенной стоимости. При проведении подробного анализа и выборе стратегии следует обратиться именно к такой цепочке.
     Важной  частью в разработке стратегии компании является формулировка способа создания стоимости, т.е. уникального набора выгод для потребителей, который она предоставляет и который не могут предложить конкуренты. Для завоевания устойчивого конкурентного преимущества должны вестись отличные от конкурентов операции или проводиться те же операции, но по-другому. Предприятие должно определять свои подходы к производству, логистике, обслуживанию, маркетингу, управлению персоналом и другим функциям в соответствии со своим способом создания стоимости. Эта деятельность должна тщательно анализироваться, если предприятие хочет достичь реализации своих возможностей.
     Цепочка создания стоимости — важнейший  инструмент анализа — определяет деятельность, функции и процессы по разработке, производству, маркетингу, доставке и поддержке продукта или услуги. Эта цепочка начинается с обеспечения сырьем и продолжается в процессе производства частей и компонентов, сборки и выпуска продукции, оптовой и розничной продажи продукта или услуги конечным потребителям.
     При управлении себестоимостью принято  выделять пять основных и несколько вспомогательных действий, составляющих такую цепочку в любой производственной компании. К основным (первичным) действиям относятся:
    Материально-техническое обеспечение деятельности предприятия. Это действия, связанные с получением, хранением и распределением ресурсов, такие, как обеспечение сырьем и материалами, их складирование, ведение учета запасов, составление графиков движения транспортных средств, расчеты с поставщиками.
    Производственные процессы. Это действия, сопряженные с трансформацией вводимых ресурсов в конечный продукт, в частности машинная обработка, упаковка, сборка, техническое обслуживание оборудования, испытание готовой продукции, эксплуатация производственных площадей и помещений.
    Материально-техническое обеспечение сбыта. Это операции, связанные со сбором, хранением и физической доставкой продукта покупателям.
    Маркетинг и продажи. Все действия, сопряженные с куплей-продажей продукта: реклама, продвижение товара на рынке, сбытовые операции, выбор каналов сбыта, отношения со сбытовиками и ценообразование.
    Обслуживание. Действия, связанные с оказанием услуг, повышающих или поддерживающих ценность продукта, такие, как установка, ремонт, обучение, поставка компонентов и наладка (регулировка).
     К вторичным (или вспомогательным, поддерживающим) действиям следует отнести:
     1. Развитие технологии. Действия, связанные с совершенствованием продукта и (или) процесса, включая научные исследования и опытно-конструкторские разработки, проектирование продукта и его дизайн, проектирование производственных процессов, процедур обслуживания и т.д.
    Управление людскими ресурсами. Действия, связанные с привлечением, наймом, профессиональной подготовкой, развитием и оплатой труда персонала.
    Поддержание инфраструктуры предприятия. Такие действия, как общее управление, планирование, финансирование, бухгалтерский учет, отношения с государством, управление качеством и т.д.
     Указанные виды деятельности — всего лишь звенья стандартной цепи создания стоимости. Каждую такую стандартную (или типовую) категорию можно расчленить на уникальные, свойственные только данной конкретной компании действия. Например, маркетинг и продажи, относящиеся к первичной деятельности, подразделяются на управление маркетингом, рекламирование, управление продавцами, деятельность отдела продаж и продвижение товара на рынке. В свою очередь, эти отдельно взятые действия можно разделить на еще более частные действия. При анализе цепочки создания ценности необходимо определить, какие процессы являются определяющими для удовлетворения потребности клиентов и успеха на рынке.
     Перед выполнением такого анализа полезно  установить те критерии, с которыми покупатели подходят к продукции вашей компании, а дальше определить, какие подразделения могут оказать влияние на удовлетворение этих критериев.
     Использовать  цепочку создания стоимости следует  при анализе затрат, особенно по сравнению с конкурентами. Полезно получить сравнительную информацию по затратам цепочки стоимости конкурентов. В этом случае можно понять, в каких звеньях цепочки необходимо добиться более низкой себестоимости, а также в каких частях цепочки возникают дополнительные затраты, предоставляющие дополнительные конкурентные преимущества.
     Анализ  себестоимости продукции, работ  и услуг имеет большое  значение, потому что позволяет определить тенденции изменения затрат производства,  выполнение  плана  по  уровню  себестоимости,  влияние факторов изменения издержек производства и  на этой основе дать оценку работы предприятия и установить резервы снижения себестоимости продукции.
     Под себестоимостью продукции, работ и  услуг понимаются   выраженные в денежной форме затраты всех видов ресурсов: основных фондов,  природного и промышленного сырья, материалов, топлива и энергии, труда, используемых непосредственно в процессе производства и выполнения работ.  
 
 

     3. Анализ динамики и структуры расходов организации 

     В соответствии с нормативными актами, действующими в России (ПБУ 10/99), расходы признаются в отчетности, если возникает уменьшение экономических выгод, связанных с уменьшением актива или увеличением обязательств, которые могут быть надежно измерены.
     В зависимости от характера, условий  получения и направлений деятельности предприятия различают следующие виды расходов:
     по  обычным видам деятельности;
     операционные;
     внереализационные, в том числе чрезвычайные.
     Основные  задачи анализа расходов предприятия  — изучение уровня и структуры  расходов в отчетном периоде, уровней  и структур расходов в отчетном и предыдущем периодах (или в отчетном периоде и аналогичном периоде предыдущего года), оценка структурной динамики расходов и выяснение ее причин.
     Для решения указанных задач используется аналитическая табл. 3.1, в которой представлены абсолютные величины расходов предприятия и их удельные веса в общей величине расходов в отчетном и предыдущем периодах (или аналогичном периоде предыдущего года) в разрезе видов расходов, изменения абсолютных величин расходов и их удельных весов в отчетном периоде по сравнению с предыдущим периодом (или аналогичным периодом предыдущего года). В графе 1 приведены ссылки на коды строк ф. № 2 «Отчет о прибылях и убытках», задающие алгоритмы формирования показателей расходов предприятия поданным бухгалтерской отчетности.
     В целях полного охвата всех расходов предприятия в табл. 3.1 внереализационные расходы объединены с величиной налога на прибыль и иных аналогичных обязательных платежей, которая в ф. № 2 «Отчет о прибылях и убытках» отражена по стр. 150. 

     Таблица 3.1 – Анализ расходов предприятия, тыс. руб.
Виды  расходов предприятие 
Абсолютные  величины Удельные  веса (%) в общей величине расходов
Изменения
в предыдущем периоде в отчетном периоде в преды-дущем периоде в отчетном периоде в абсолютных величинах в удель ных весах
1 2 3 4 5 6 7
1. Расходы по обычным видам деятельности (стр. 020 + стр. 030 + стр. 040 ф. № 2) 73800 72934 94,91 93,98 -866 -0,93
2. Операционные расходы (стр. 070-стр. 100 ф. № 2) 272 323 0,35 0,42 51 0,07
3. Внереализационные расходы (стр. 130 + стр. 150 ф. № 2), включая чрезвычайные расходы, налог на прибыль и иные аналогичные обязательные платежи 3686 4350 4,74 5,61 664 0,86
4. Итого расходов (л. 1 + п. 2 + п. 3) 77758 77607 100 100 -151 0
 
     В таблице 3.1. рассчитываем в графе 4 и 5 удельный вес каждой строки в общем объеме расходов, а в графах 6 и 7 изменение путем нахождения разности значений в графах 2 и 3 по каждой строке (результат в графу 6) и разности значений  граф 4 и 5 по каждой строке (результат в графу 7).
     В результате расчетов в таблице 3.1. имеем уменьшение в отчетном периоде расходов по обычным видам деятельности, удельный вес которых составляет больше 90% в общем объеме расходов.
     При нормальных условиях расходы по обычным  видам деятельности представляют собой  основной вид расходов предприятия, имеющий наибольший удельный вес в общей величине расходов. Преобладание прочих расходов (операционных, внереализационных, чрезвычайных) должно в ходе анализа получить объяснение в конкретных особых условиях деятельности, отклоняющихся от нормальных.
      Для получения общих выводов о  структуре и динамике производственных затрат на производство применяется анализ затрат по экономическим элементам, позволяющий изучить состав затрат и охарактеризовать структуру себестоимости продукции.
      Анализ  обшей суммы затрат осуществляется следующим образом (табл. 3.2).
      Таблица 3.2 – Анализ затрат по экономическим элементам
Элементы затрат Прошлый год Отчетный  год Отклонение  от прошлого года
тыс. руб.
% тыс. руб. % тыс. руб. %
1 2 3 4 5 6 7
1. Материальные затраты 2625 72,71 2807 73,50 182 0,79
2. Затраты на оплату труда 92 2,55 108 2,83 16 0,28
3. Отчисления на социальные нужды 36 1,00 41 1,07 5 0,08
4. Амортизация основных фондов 5 0,14 5 0,13 0 -0,01
5. Прочие затраты 852 23,60 858 22,47 6 -1,13
6. ВСЕГО расходов 3610 100 3819 100 209 0
 
      В таблице 3.2. определяется удельный вес  каждого элемента калькуляции в  общем объеме  затрат в прошлом  году (графа 3) и в отчетном (графа 5). А так же для анализа определяем абсолютное отклонение (графа 6 = гр. 4 – гр.2) и отклонение в процентах (гр. 7. = гр.5 – гр. 3.). В результате получаем, что сумма расходов увеличилась на 209 тыс. руб.
      Анализ  затрат по элементам носит общеэкономический, характер, так как позволяет выделить перенесенную и вновь созданную стоимость, отделить издержки производства, представляющие собой стоимость средств производства и фонд оплаты труда, от части прибавочного продукта, включаемого в себестоимость.
      Структура затрат по экономическим элементам  отражает материалоемкость, энергоемкость, трудоемкость производства, характеризует уровень кооперирования производства, а также соотношение живого и овеществленного труда.
      Группировка затрат по экономическим элементам  указывает, что затрачено, какие  ресурсы и в какой пропорции потребляются в производстве.
      Повышение затрат могло быть вызвано различными причинами, среди которых наиболее вероятными можно считать:
      • повышение себестоимости;
    увеличение объема производства;
    изменение ассортимента выпускаемой продукции.
      Данные свидетельствуют, что в отчетном году, как и в прошлом, наибольший удельный вес занимают материальные затраты (73,5 %), что говорит о материалоемком характере производства. Следовательно, важнейшим направлением снижения затрат на производство будет поиск резервов по сокращению этих расходов. Как известно, главным источником экономии материалов является их рациональное использование.
      За  рассматриваемый период удельный вес  заработной платы производственных рабочих повысился на 0,28 %, отчисления — на 0,08 %. Это может быть связано со увеличением трудоемкости на базе внедрения новой техники, совершенствованием технологии. Несколько снизилась доля амортизационных отчислений, что говорит о повышении фондоотдачи. Рост прочих затрат вызван изменением их структуры: увеличением доли процентов за кредиты банка, арендной платы, налогов, включаемых в себестоимость.
      Таким образом, повышение обшей суммы  затрат было обусловлено ростом в абсолютном выражении величины почти каждого элемента затрат. Для выявления причин изменения общих затрат рассчитывается влияние изменения структуры затрат на изменение общих затрат:
     (3.1)
                   (3.2)
      где Зобщ — общая сумма затрат;
      З0,1 — затраты каждого вида в базовом и отчетном году;
      Lвп — индекс выпуска продукции.
      Формулы 3.1 и 3.2 применяем в таблице 3.3. для  расчета граф 4, 5, 6.
      Табл. 3.3 также иллюстрирует изменения  структуры затрат на изменение их обшей суммы.
      Таблица 3.3 – Влияние изменения структуры затрат на изменение обшей суммы затрат, тыс. руб.
Элементы  затрат Предшествующий  год Отчетный  год Предшествующий  год пересчитанный на LВП Влияние на общие затраты
? ВП Элементов затрат
1 2 3 4 5 6
1. Материальные затраты 2625 2807 2774,63 149,625 32,375
2. Затраты на оплату труда 92 108 97,244 5,244 10,756
3. Отчисления на социальные нужды 36 41 38,052 2,052 2,948
4.Амортизация основных фондов 5 5 5,285 0,285 -0,285
5. Прочие затраты 852 858 900,564 48,564 -42,56
6. ВСЕГО расходов
3610 3819 3815,77 205,77 3,23
 
      Как видно из табл. 3.3 удельный вес затрат овеществленного труда в отчетном периоде увеличился по сравнению  с предыдущим годом при снижении затрат живого труда. Такое изменение  характеризует повышение материальных затрат на производство и снижение расходов, прежде всего, на оплату труда. Таким образом, анализ показывает, что на данном предприятии улучшилась структура затрат на производство. Это вызвано снижением удельного веса затрат живого труда и увеличением материальных затрат.
      Для исчисления влияния факторов необходимо определить индекс выпуска продукции:
                                                      (3.3)
      где ВП – валовая продукция в отчетном и предшествующем году.
      Данный  индекс свидетельствует об увеличении выпуска продукции в стоимостном выражении. Для нашего конкретного случая будем считать, что цены на продукцию в отчетном году остались на уровне предшествующего года, т. е. не повлияли на рост обшей стоимости выпуска продукции.
      
      Итак, увеличение общих затрат в данном примере вызвано увеличением затрат по всем элементам. Если бы объем производства остался на уровне предшествующего года, рост себестоимости продукции составил бы 205,77 тыс. руб.
      Таким образом, можно полагать, что предприятие имеет налаженные, устойчивые связи с поставщиками по кооперированным поставкам. Дальнейшее снижение материальных затрат возможно при выявлении новых резервов их снижения. Основными такими резервами являются более рациональное размещение заказов, изыскание более эффективных решений при комплектации изделий, разработка более выгодных условий договорных отношений с поставщиками. В целом же рост уровня кооперации — явление положительное, значительно сокращающее издержки производства.
      Проверка.
      Проверим  правильность определения влияния элементов затрат на общую сумму затрат.
      Для этого необходимо сложить все  значения в графе 6.
      Получили: 3,23 тыс. руб.
      Теперь  определим этот же показатель путем  разницы итогового значения в  графе 3 и 4: 3819 – 3815,77 = 3,23 тыс. руб.
      Следовательно влияние элементов затрат на общую  сумму затрат определено верно.
      Увеличение  прочих производственных затрат свидетельствует  о бесхозяйственности, чрезмерном расходовании средств.
      Следует, однако, отметить, что некоторые  статьи повлияли на снижение себестоимости в результате их экономного расходования. Так, значительная экономия была получена по основной и дополнительной заработной плате, расходам на эксплуатацию и оборудование, цеховым и общезаводским расходам. Наибольшая сумма экономии достигнута по цеховым (2509,48 тыс. руб.) и общезаводским (2298,36 тыс. руб.) расходам.
      Перечисленные статьи привели к снижению себестоимости  на 5901,61 тыс. руб., в то время как  перерасход средств оказался значительным и составил 43 722,90 тыс. руб.
      Проанализировав себестоимость по калькуляционным  статьям, можно дать следующую общую  оценку. Предприятию, в первую очередь, необходимо пересмотреть нормы и  рациональность расходования материальных ресурсов, в частности сырья и материалов, топлива и энергии. Именно перерасход по этим статьям оказал сильное отрицательное влияние на снижение себестоимости продукции. По результатам общей оценки можно наметить дальнейшее направление углубления анализа для более полного и всестороннего выявления резервов экономии производственных ресурсов. 
 
 
 

4. Факторный анализ  себестоимости продукции  и затрат на 1 рубль  товарной продукции 

     Взаимосвязь объема производства и себестоимости  продукции должна учитываться при  анализе, как всего выпуска, так  и единицы продукции.
     Рассмотрим на примере производства хлебобулочной продукции на ОАО «Павловский хлеб». Затраты на производство (исходные данные) приведены в таблице 4.1. 

     Таблица 4.1 - Затраты на производство хлебобулочной продукции за сентябрь месяц 2009 г.
Элемент затрат Сумма тыс. руб. План      Факт       +, -
Структура затрат % План     Факт        +, -
  Переменные расходы, В том числе:
Материальные  затраты
Заработная плата
Отчисления в  фонд
социальной защиты
Амортизация основных средств
Прочие расходы  Постоянные расходы
2740        2940      +200 
2625         2807    +182
    92            108      +16 

   36              41        +5 

    5              5          —
  852            858      +6
870           879         +9
75,9       77,0        +1,1   
72,7        73,5      +0,8                           
  2,6          2,83      +0,23
 
   1,0          1,07     +0,07
                                          
  0,1          0,1           —
   23,6       22,5         -1,1
  24,1       23.0         -1,1
Полная  себестоимость 3610          3819    +209   100          100         –
 
     Данные  таблицы 4.1. определяют структуру и  удельный вес каждого элемента затрат в полном объеме себестоимости.
     Как видно из таблицы 4.1, фактические  затраты выше плановых на 209 тыс. руб., или на 6 %. Перерасход произошел по всем видам и особенно по материальным затратам. Увеличилась сумма, как переменных, так и постоянных расходов.
       Изменилась несколько и структура  затрат: увеличилась доля материальных  затрат на 0,8% и заработной платы  на 0,23%, уменьшилась доля прочих производственных затрат на 1,1 %.
     Исходные  данные для факторного анализа общей  суммы издержек на производство и  реализацию продукции представлены в таблице 4.2.
     Данные  для расчета этих факторов приведены  в таблице 4.1.
     Необходимо установить влияние исследуемых факторов на изменение суммы прибыли (таблица 4.2).
     Таблица 4.2 - Расчет влияния факторов на изменение суммы прибыли
 
Фактор
 
Расчет  влияния
 
Изменение суммы прибыли, тыс. руб.
Объем выпуска товарной продукции  
+ 1,45 * 4190 / 100
 
-60,7
Структура товарной продукции  
+ 0,05 * 4190 /100
 
-2,1
Уровень переменных затрат на единицу продукции  
+2,55 * 4190 / 100
 
-106,8
Увеличение  суммы постоянных затрат на производство и реализацию  
 
+0,2 * 4190 / 100
 
 
-8,38
Изменение уровня отпускных цен на продукцию  
-2,6 * 4190 / 100
 
+108,9
Итого   -69,08
 
     Общая сумма затрат может измениться из-за объема выпуска продукции  (ВПобщ), ее структуры (УДi), уровня переменных затрат на единицу продукции (Вi) и суммы постоянных расходов на весь выпуск продукции (А).
     Из  таблицы видно, что в связи  с перевыполнением плана по выпуску  товарной продукции в условно-натуральном  выражении на 2,6% (Ктп=1,026) сумма затрат возросла на 73 тыс. руб. (3610- 3683).
     За  счет изменения структуры выпуска  продукции сумма затрат также возросла на 2 тыс. руб. (3683-3685). Это свидетельствует о том, что в общем выпуске продукции увеличилась доля затратоемкой продукции.
     Из-за повышения уровня удельных переменных затрат перерасход издержек на производство продукции составил 125 тыс. руб. (3810-3685)
     Постоянные  расходы возросли по сравнению с  планом на  9 тыс. руб., что также  послужило одной из причин увеличения общей суммы затрат.
     Таким образом, общая сумма затрат выше плановой на 209 тыс. руб. или на + 6 %, в  том числе за счет перевыполнения плана  по объему производства продукции и изменения ее структуры  она возросла  на 75 тыс. руб., а за счет роста себестоимости продукции –  134 тыс. руб.
     Изменение удельных переменных и постоянных затрат может происходить как за счет повышения уровня ресурсоемкости продукции, так и за счет роста цен на ресурсы. Для определения влияния последнего фактора на изменение себестоимости продукции необходимо фактическое количество потребленных ресурсов за отчетный период умножить на плановые цены или цены базисного периода и сравнить с фактической стоимостью в отчетном периоде.
     Важный  обобщающий показатель себестоимости  продукции – затраты на рубль  товарной продукции, который выгоден  тем, что, во-первых, очень универсальный: может рассчитываться в любой отрасли производства, и, во-вторых, наглядно показывает прямую связь между себестоимостью и прибылью. Исчисляется он отношением общей суммы затрат на производство и реализацию продукции к стоимости произведенной товарной продукции в действующих ценах.
     Затраты на рубль товарной продукции непосредственно  зависят от изменения общей суммы  затрат на производство и реализацию продукции и от изменения стоимости  произведенной продукции. На общую  сумму затрат оказывают влияние  объем производства продукции, ее структура, изменение переменных и постоянных затрат, которые в свою очередь могут увеличиваться или уменьшаться за счет уровня ресурсоемкости продукции и цен на потребленные ресурсы.
     Стоимость товарной продукции зависит от объема выпуска, его структуры и цен на продукцию.  
      Влияние факторов  первого уровня на изменение затрат на рубль товарной продукции рассчитывается способом цепной подстановки по данным таблицы 4.1 и по данным о выпуске товарной продукции.
     Товарная  продукция:                                                     тыс. руб.
       по плану:                      
     (ВПiпл * Цiпл)                          4190
     фактически  при плановой структуре и плановых ценах:
     (ВП * Цiпл) + ТПстр              4204
     фактически  по ценам плана:              
     (ВП * Цiпл)                                 4224
     фактически  по фактическим ценам:
     (ВП * Ц)                                 4346
     где ВПi  - объем валовой продукции по плану и фактически,
     Цi – плановые и фактические цены.
     Аналитические расчеты показывают, что предприятие увеличило затраты на рубль товарной продукции на 1,65 коп., в том числе за счет:
      увеличения  объема производства на 1,45 коп.
      изменения структуры производства на 0,05 коп.
      увеличения  уровня удельных переменных затрат на 2,55 коп.
      увеличения  суммы постоянных затрат на 0,2коп.
     Из-за изменения отпускных цен на продукцию  уменьшилось на 2,6 коп.
     Чтобы установить влияние исследуемых  факторов на изменение суммы прибыли, необходимо абсолютные приросты затрат на рубль товарной продукции за счет каждого фактора умножить на фактический объем реализации продукции, выраженный в плановых ценах.
     Из  приведенных данных видно, что уменьшению  прибыли способствовал объем  выпуска продукции, изменение ее структуры, повышение уровня ресурсоемкости продукции, увеличение суммы постоянных затрат.
     Положительное влияние на прибыль оказало изменение  уровня отпускных цен на продукцию.   
 
 

5. Анализ себестоимости  отдельного  вида  продукции 

     Более детально изучим себестоимость нарезного  батона  по каждой статье затрат, для чего фактические данные сравним с плановыми в таблице 5.1. Данные берем из ведомости калькуляции себестоимости нарезного батона.
     Таблица 5.1 - Анализ структуры затрат производства и реализации нарезного батона по статьям калькуляции
Статья  затрат Затраты на единицу  продукции,  руб. План          Факт      Измен.
Структура затрат, % 
План      Факт      Измен.
1 2                     3               4     5             6              7
Сырье и материалы 5097,42       5046,5      -50,92 75,6          75,3           -0,3
ТЗР 270,96         262,35       -4,61  4,0           3,91         -0,09
Топливо, эл. энергия 143,28         144,2       +0,92 2,1           2,2            +0,1
Основная  з/пл. 123,6           126,4        +2,8 1,8            1,9            + 0,1
Дополнительная  з/пл. 15,33           15,4         +0,07 0,2             0,2           —
Отчислен. на соцстрах. 48,20           49,3          +1,1 0,7             0,7            —
Расходы на содержание оборудования 222,48       222,48            - 3,3             3,3             —
Общезав. расходы 622,94        626,91      + 3,97 9,3            9,4          +0,1
Амортизация 6,01             6,01 0,1           0,09         -0,01
Внепроизв. Расходы 196,51        198,86      +2,35 2,9            3,0             +0,1
Итого 6746,73     6698,41   -48,32 100           100           —
 
       Приведенные выше данные показывают, что перерасход произошел почти  по всем статьям, за исключением  материальных расходов и ТЗР,  экономия по этим статьям составила 50,92 руб. и 4,61 руб. соответственно.
     Из  структуры себестоимости нарезного  батона видно, что экономия по материальным затратам перекрыла перерасход по остальным  статьям, так как материалы составляют 82% от всей себестоимости, что дало уменьшение фактической себестоимости по сравнению с плановой  на 48,32 руб. 
      Анализ  прямых и косвенных материальных затрат.
     Наибольший  удельный вес  в себестоимости  продукции занимают затраты на сырье  и материалы. Общая сумма затрат по этой статье зависит  от объема производства продукции, ее структуры и изменения удельных затрат на отдельные изделия.    
     Удельные  материальные затраты на отдельные  изделия  в свою очередь зависят  от количества (массы)  израсходованных  материалов на единицу продукции и средней цены единицы материалов.
     Если  анализируется себестоимость не всего выпуска, а единицы продукции, то расчет влияния факторов на изменение  суммы материальных затрат производится по модели:
УМЗi = УРi * Цi                                (5.1)
     где УМЗi - удельные материальные затраты на отдельные изделия,
     УРi – расход материала на единицу изделия,
     Цi – средняя цена единицы материала.
     Расчет  влияния факторов на изменение удельных материальных затрат способом цепной подстановки произведен в таблице  5.2 с использованием модели 5.1.
     Таблица 5.2 - Расчет влияния факторов на сумму прямых материальных затрат на производство 1 тонны нарезного батона,  руб.
 
 
 
Наименование  сырья
Значение Отклонение  от плана
 
Общее
В том  числе за  счет
План Фактически по плановым
ценам
 
Факт
нормы цены
1 2 3 4 5 6 7
Мука  пшен. в/с 4144 4567 4185 +41 +423 -382
Дрожжи 155 139 148 -7 -16 +9
Соль 16 43 16 +27 -27
Сахар-песок 238 246 190 -48 +8 -56
Маргарин 544 513 508 -36 -31 -5
Итого 5097 5543 5047 -50    
 
     Расход на единицу продукции зависит от качества сырья и материалов, замены одного материала другим, изменения рецептуры — сырья, техники, технологии и организации производства, квалификации работников, отходов сырья и других. Сначала нужно узнать изменение удельного расхода материалов за счет того или иного фактора, а затем умножить на плановые цены и фактический объем производства i-го вида продукции.
       В результате получим прирост  материальных затрат на производство  этого вида изделия за счет  соответствующего фактора (графа 5, 6,7 таблицы 5.2):
     МЗxi  =     УРxi   *  Цiпл   * ВП                       (5.2)
     где МЗxi  - прирост материальных затрат на производство i-го вида изделия,
     УРxi  - расход материала на единицу изделия,
     Цiпл – плановая средняя цена единицы материала,
     ВП - объем валовой продукции фактически.
     Уровень средней цены материалов зависит  от рынков сырья, отпускной цены поставщика, внутригрупповой структуры материальных ресурсов, уровня транспортных и заготовительных  расходов, качества сырья и так далее.
     В результате замены одного материала  другим  изменяется не только количество потребленных материалов на единицу  продукции, но и их стоимость. Чтобы  установить, как изменились в связи  с этим материальные затраты на единицу  продукции, нужно разность между удельным расходом заменяющего материала (УР1) и нормой расхода заменяемого материала (УРо) умножить на цену заменяемого материала (Цо), а разность между ценой заменяющего материала (Ц1) и ценой заменяемого материала (Цо) — на удельный расход заменяющего материала (УР1) и результаты потом сложить:
?МЗ = (УР1 – УРо) * Цо                                  (5. 3)
?МЗ = (Ц1 –Цо) *УР1                       (5. 4)
     где УР1 – удельный расход заменяющего материала,
     УРо – норма расхода заменяемого материала,
     Цо,1 - цена заменяемого и заменяющего материала.
     В обобщенном виде расчет материальных затрат на производство 1 тонны нарезного  батона  приведен в таблице 5.3.
     Используя модели 5.3 и 5.4 рассчитываем и заполняем таблицу 5.3.
     Таблица 5.3 - Материальные затраты на выпуск 1 тонны нарезного батона
 
Наименование 
План Факт Отклонение
кг Цена Руб.
сумма руб.
кг цена руб.
сумма руб.
1 2 3 4 5 6 7 8
Мука  пшен. в/с. 741,3 5,59 4144 817,3 5,12 4185 +41
Дрожжи 22,2 7,00 155 19,8 7,46 148 -7
Соль 11,1 1,50 16 28,2 0,56 16
Сахар-песок 29,7 8,00 238 30,8 6,17 190 -48
Маргарин  25,9 21,00 544 24,4 20,77 508 -36
Итого     5097     5047 -50
 
     В таблице 5.3. рассчитывается отклонение фактического размера затрат на материалы от планового. Имеет место уменьшение суммы затрат на маргарин, сахар-песок, соль и дрожжи, а затраты на муку возросли.
     Расчет  влияния факторов на изменение суммы  материальных затрат на выпуск 1 тонны  нарезного батона представлен в таблице 5.4.
     Таблица 5.4 - Расчет влияния факторов на изменение суммы материальных затрат на выпуск 1 тонны нарезного батона
Фактор Расчет влияния Размер влияния,  руб.
1 2 3
Увеличение  удельного расхода муки пшен. в/с Уменьшение цены на муку в/с
 
(817,3 - 741,3) *5,59 (5.12-5.59) *817,3
 
+  425 - 384
Уменьшение  удельного расхода дрожжей Увеличение цены на дрожжи
 
(19,8-22,2) *7.0 (7.46- 7.00) *19,8
 
-16 +9
 
Продолжение таблицы 5.4
1 2 3
Уменьшение  цены и  Увеличение количества расхода песка
(6.17 – 8.0) * 30,8 (30,8 –  29,7) *6.17
-56 +8
Замена  маргарина одного вида на другой изменение цены
изменение количества
 
 
(20.77 – 21.0) *24,4 (24,4 - 25,9) *21,00
 
 
-5 -31
Итого 50477 – 5097 -50
 
     Расчет  представлен в графе 2, а в графе 3 отражается результат по расчетам.
     Если  на предприятии имеются покупные комплектующие изделия и полуфабрикаты, то нужно определить, насколько выгодна  для предприятия кооперация. Для  этого сравнивают цену приобретения и себестоимость изготовления изделия  на предприятии. Если цена приобретения ниже себестоимости изготовления, то выгоднее покупать изделие или полуфабрикат.
     Косвенные затраты в себестоимости продукции  представлены следующими комплексными статьями1 расходы на содержание и эксплуатацию оборудования, общепроизводственные и общехозяйственные расходы, коммерческие расходы. Анализ этих расходов производится путем сравнения фактической их величины  на рубль товарной продукции в динамике за 5-10 лет, а также с плановым уровнем отчетного периода. Такое сопоставление показывает, как изменилась их доля в стоимости товарной продукции в динамике и по сравнению с планом, и какая наблюдается тенденция – роста или снижения. В процессе последующего анализа выясняют причины, вызвавшие абсолютное и относительное изменение затрат. По своему составу это комплексные статьи затрат и состоят они, как правило, из нескольких элементов затрат.
     Расходы по содержанию и эксплуатации машин  и оборудования включают амортизацию  машин и технологического оборудования, затраты по их содержанию, затраты по эксплуатации, расходы по внутризаводскому перемещению грузов, износ МБП. Некоторые виды затрат (к примеру амортизация) не зависят от объема производства продукции и являются условно-постоянными. Другие полностью или частично зависят от его изменения и являются условно-переменными.
     Степень их зависимости от объема производства продукции устанавливается с  помощью коэффициентов, величина которых  определяется опытным путем, или  с помощью корреляционного анализа  по большой совокупности данных об объеме выпуска продукции и сумме этих затрат.
     Для пересчета плановых затрат на фактический  выпуск продукции можно использовать следующую формулу:
Зск =  Зпл  (100 + ? ТП%  *  Кз) / 100,             (5.5)
      где Зск  — затраты, скорректированные на фактический выпуск продукции,
               Зпл  – плановая сумма затрат по статье,
              ? ТП% – перевыполнение (недовыполнение) плана по выпуску товарной продукции, %,
              Кз – коэффициент зависимости затрат от объема производства продукции.
     Далее необходимо выяснить причины относительного перерасхода или экономии средств по каждой статье затрат. Затраты на содержание машин и оборудования представлены в таблице 5.5.
     Таблица 5.5 - Затраты на содержание машин и оборудования
Затраты Коэффициент зависимости затрат от объема выпуска Сумма затрат, тыс. руб.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.