На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Культура в общественной системе

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 30.05.2012. Сдан: 2010. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРОЗОВАНИЮ 
 

Государственное образовательное  учреждение среднего профессионального  образования “Барнаульский  государственный  профессионально  – педагогический колледж  ” 

Специальность:080110”Экономика и бухгалтерский  учет” 
 
 
 
 
 

Реферат 
 

Тема: Культура в общественной системе.
       
Дисциплина: Основы социологии и политологии.  

Студентка: Март В.С. 

Преподаватель: Супрун Т. А.
Оценка            дата  
 
 

                      
 

      
 
 

Барнаул 2009 

   Содержание: 

    Введение                                                                                                              3
    Языковая история культуры.                                                                             5
    Культура как объект социального познания.                                                   7
    Основные элементы культуры.                                                                        8
    Типы и взаимодействие культур .Субкультура, контркультура, этноцентризм и культурный релятивизм.                                                      15
    Культуры в жизни общества.                                                                          19
    Виды культуры.                                                                                                22
    Вывод                                                                                                                25
    Список литературы.                                                                                         27
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение 

             Социальная культура – это система социально-значимых ценностей, норм и правил поведения, представлений идей, верований и традиций, общих для людей, связанных с определённым образом,  социально приобретённых, передаваемых от поколения к поколению и служащих упорядочению опыта и социальному регулированию в рамках всего общества или социальной группы.
      Если  речь идёт о культуре не всего общества, а его части, тогда нередко  используют и понятие субкультура. Это может быть культура какой-либо социальной группы или общности. В каждом отдельном обществе, помимо общей для всех или большинства доминирующей культуры, может существовать и действительно существует несколько, и даже десятки субкультур. Например, в российском обществе в рамках общероссийской культуры существует татарская, башкирская, чувашская, якутская и др., культуры как её субкультуры; особые культуры православных, мусульман, буддистов и др., так же, как субкультуры российской культуры. Однако из разновидностей субкультуры, выступает контркультура, как культурной или иной частью общества (оппозиционной части молодёжи, преступного мира и др.) противостоящая доминирующей культуре общества в целом.
Наряду  со знаниями частью социальной культуры являются социальные ценности и нормы. Социальные ценности – продукт  социального взаимодействия людей  и их групп, в процессе которого обнаруживается способность того или иного социального  явления или процесса удовлетворять  потребности, и интересы, желания  личности, социальной группы или общества в целом и происходит её оценка. Именно они позволяют каждому  члену общества понять и усвоить, что в нём признаётся добром, а  что злом; какие черты поведения  личности принимаются, одобряются и  насколько, а какие и насколько  осуждаются. Конечно, не все люди в  одном и том же обществе привержены одним и тем же ценностям, одинаково  понимают и принимают принципы добра, равенства, справедливости, свободы, братства и т. д. Одни – сторонники коллективизма, другие– индивидуализма для одного главное  в жизни – карьера, для другого – богатство, для  другого честность и порядочность и т. д.
Социальные  нормы – это более или менее  общепризнанные поведенческие стандарты, т. е. разделяемые обществом или  социальной группой убеждения по поводу целей, которые необходимо достигнуть, и тех основных путей и средств, которые ведут к этим целям. Иными  словами, социальные отвечают на вопрос, как относится к тому, что уже  есть, и к тому, что может быть. Так, в демократическом обществе мир, свобода, равенство и братство людей, их честь достоинство, социальная справедливость, солидарность, гражданский долг, материальное благополучие, духовное богатство и многое другое.
      Социальные  нормы производны от социальных ценностей  и основываются на них. Социальные нормы  – это правила поведения, ожидания и стандарты, регулирующие поведение  людей, общественную жизнь в соответствии с ценностями. Определённой культуры и определяющие стабильность и целостность  общества. Соблюдение этих норм обеспечивается в обществе обычно путём применения социальных поощрений и социальных наказаний, т. е. позитивными и негативными  санкциями, выступающими как более  конкретный, прямой и непосредственный элемент в структуре социальной регуляции. Особенно важно для ценностно-нормативной  регуляции жизни общества подразделение  их на правовые и моральные. Первые проявляются в форме закона, иногда государственного или административного  нормативного акта, содержат чётные диспозиции, определяющие условия применения данной юридической нормы, и санкции, осуществляемых соответствующими органами. Соблюдение вторых обеспечивается силой общественного  мнения, морального долга личности. Культура, предписывающая стандарты  правильного поведения, называются нормативной культурой. Социальные нормы могут опираться не только на юридические и нравственные нормы, но и обычаи и традиции. 

1.Языковая история культуры. 

  Культура - одно из двух трёх самых сложных слов, используемых в нашем практическом и научном обиходе. Отчасти это объясняется тем, что оно имеет сложную и запутанную языковую историю, а отчасти тем, что оно применяется крайне сложных понятий в разных научных дисциплинах и к тому же в самых различных системах мысли.
      О том, как формировались и развивались  разные значения слова культура, рассказывал  языковед Уильямс. Появлению этого  слова в различных европейских  языках непосредственно предшествовало латинское слово Cultura, происходившее  от colere. Последнее имело множество  значений: населять, культивировать, покровительствовать, поклонятся, почитать. Некоторые из них со временем образовали самостоятельные  термины, хотя и частично перекрывающие  друг друга значениями. Так значение населять через латинское colonus трансформировалось  в колонию, а почитать, покланяться через латинское cultus - в культ. В английском языке слово culture первоначально имело смысл  развивать, культивировать, хотя и с оттенком служения, почитания, при этом в средневековом английском оно иногда прямо употреблялось как служение.
      Во  всех случаях раннего употребления слово culture означало процесс культивирования, выращивания чего-нибудь, животных и растений.
   Это привело к появлению дополнительных значений слова, таких как англ. Coulter - лемех, происходящее от латинского culter, обозначающего то же орудие. Дальнейшая эволюция связана, очевидно, с перенесением представлений о культивировании, возделывании естественных процессов на человеческое развитие, причём агрикультурный, сельскохозяйственный долгое время сохраняется. Так Френсис Бекон говорил о »культуре и удобрении умов».
   Два момента нужно отметить особо. Во-первых, метафора становиться всё более привычной, пока, наконец, такие термины, как культура ума, не начали восприниматься прямо и непосредственно, а не в переносном смысле; во-вторых, слово культура относящееся к частным процессам, всё чаще использовалось при характеристике процессов развития и совершенствования вообще, что означало универсализацию термина. Именно на этом рубеже XVII- начале XIX веков и началась многообразная и запутанная современная история слова культура.
   Тогда же, в конце XVIII - начале XIX сформировалось устойчивое значение самостоятельного термина цивилизация. Это слово происходит от латинского Civis - гражданин и Civilis, принадлежащий к гражданину. В результате довольно долгой эволюции оно стало выражать смысл исторического процесса и его достижений: очищение нравов, воцарение законности и социального порядка. В то же время  во Франции, а затем в Англии оно стало использоваться во множественном числе - стали говорить о цивилизациях.
   Примерно те же процессы (правда, с определёнными задержками) отмечаются и в русском языке. Само слово культура впервые зарегистрировано в Карманном словаре иностранных слов, но особого применения не имело, и не встречалось даже у властителей дум. Но уже в 60-е годы оно полноправно обосновывается в словарях русского языка, а в 80-е получает широкое распространение. Согласно В. Далю, культура - это обработка и уход, возделывание, образование умственное и нравственное.
   Подобным же образом и термин цивилизация проник в Россию вместе с соответствующими переводными книгами. В XX века в России под словом цивилизация стало пониматься общее состояние общества или даже уровень воспитания или конкретных персон, противопоставляемое дикости или варварству.
      Попытаемся  подвести итог лингвистического развития слова культура в современных  языках:
    абстрактное обозначение общего процесса интеллектуального, духовного, эстетического развития;
    обозначение состояния общества, основанного на праве и порядке, мягкости нравов и т.д. в этом смысле слово культура совпадает с одним из значений слова цивилизация;
    абстрактное указание на особенности способа существования или образа жизни, свойственных какому то обществу, какой-то группе людей, какому-то историческому периоду;
    абстрактное обозначение форм и продуктов интеллектуальной и,  прежде всего художественной деятельности: музыка, литература, живопись, театр, кино и. (то есть всё то, чем занимается министерство культуры); пожалуй, именно этот смысл слова культуры наиболее распространён среди местной публики.
   Перечисленные значения слова культура связаны между собой частично по происхождению, частично по смыслу.
   Существует ряд дисциплин, сосредоточившихся на описании и анализе культуры и культур. Это этнология, этнография, культурная и социальная антропология, культурологи, социология культуры и философия культуры.
Этнография  и этнология должны сосредотачиваться  на описании народов (этносов) Земли, а  культурная и социальная антропология должны заниматься исследованием культур  разных народов, поскольку физический аспект этносов изучает физическая антропология. Различия культурной антропологии и социальной так же не велики. Фактически эти дисциплины имеют один и тот  же предмет и ту же методологию.
    Можно сказать, что этнология, этнография, культурная и социальная антропология - это систематически сравнительные науки о культурах разных обществ и разных эпох, основывающиеся, прежде всего на сборе и анализе эмпирического материала. Различия между ними в этой мере, в какой они вообще существуют (это, скорее, различия между школами и отдельными исследователями в рамках из каждой дисциплин), состоят в уровне абстракций при анализе явлений культуры. 
     Американские антропологи дают такое определение культуры: культура в самом широком смысле слова - это то, из-за чего ты становишься чужаком, когда покидаешь свой дом.  

2.Культура как объект социального познания. 

  Термин  “культура” латинского происхождения и первоначально означал возделывание почвы и ее обрабатывания. Первоначально под культурой понимались все изменения в природном объекте, происходящие под воздействием человека, в отличие от тех изменений, которые названы естественными причинами. В дальнейшем слово “культура” получило обобщенное значение и им стали называть все созданное человеком. При таком подходе культура представляет как сотворенная человеком “вторая природа” надстроенная над первой, естественной природой, как весь созданный человеком мир. Культура включает в себя результаты материального и духовного производства.
  В  социологии под культурой в  широком смысле этого слова  понимают специфическую, генетическую, не наследуемую совокупность средств, способов, форм, образцов и ориентиров взаимодействия людей со средой существования, которое они вырабатывают в совместной жизни для поддержания определенных структур деятельности и общения. В узком смысле культура трактуется в социологии как система коллективно разделяемых ценностей, убеждений, образцов и норм поведения, присущих определенной группе людей. Можно сказать, что “культура – это коллективное программирование человеческого разума, которое отличает членов данной группы людей от другой”.
   Культура формируется как важный  механизм человеческого взаимодействия, помогающий людям жить а своей  среде, сохранять единство и  целостность общества при взаимодействии  с другими сообществами.
      Культура рассматривается в социологии  как сложное динамическое образование,  имеющее социальную природу и  выражающееся в социальных отношениях, направленных на создание, усвоение, сохранение и распределения предметов,  идей, ценностных представлений,  обеспечивающих взаимопонимание  людей с различных социальных  ситуациях. Объектом социологического  исследования являются конкретное  распределение существующих а  данном обществе форм и способов  освоения, создание и передачи  объектов культуры, устойчивые и  изменчивые процессы в культурной  жизни, а также обусловливающие  их социальные факторы и механизмы.  В этом контексте социология  изучает широкое распространенные, устойчивые и повторяющееся во  времени многообразные формы  отношений членов социальных  общностей, групп и общества  в целом с природным и социальным  окружением, динамику развития культуры, которая позволяет определить  уровень развития культуры сообществ  и, следовательно, говорить об  их культурном прогрессе или  регрессе.
   Каждое конкретное сообщество (цивилизация,  государство, народность и т.д.)создает  на протяжение многих веков  свою собственную гигантскую  суперкультуру, которая сопровождает  индивида на протяжение всей  его жизни и передается из  поколения в поколения. В результате  в историческом процессе возникает  множество культур. Перед социологами  встает проблема определить, существует  ли что – то общее в человеческой  культуре или, выражаясь научным  языком, существуют ли культурные  универсалии. Американский социолог  и этнограф Джорж Мердок выделил  более 60 культурных универсалий,  свойственных всем обществам:  язык, религию, символы, изготовление  орудий труда, спорт, обычаи  дарит подарки и т.д.
  Здесь  перечислены только некоторые  важные проблему социологии культуры. Строго говоря, проблемы культуры  являются одними из важнейших  в социологическом исследование, и мы их будем постоянно  касаться. Сейчас следует отметить, что основное внимание в социологии  уделяется исследованию культуры  как символической, ценностной  и нормативной системы, направляющей  и регулирующей деятельность  людей.  

3.Основные элементы культуры.  

   Первоосновой любой культуры  является тот понятийно-логический аппарат, который присущ мировосприятию того или иного народа т.е. осмысленный опыт, сформулированный в определенных понятиях и представлениях и зафиксированный в языке. Язык – это объективная форма аккумуляции, хранения и передачи человеческого опыта. Говорить об общении с использованием языка в том случае, если каждому звуку или знаку придается специальное, только ему свойственное значение. Это соотношение знака и значение вырабатывается в культуре того или иного народа в течение длительного периода времени. В процессе взаимодействия и общения люди приходят к согласию относительно того, что определенный набор звуков или знаков должен соответствовать тому или иному понятию и только после этого этот набор входит в состав языка. Особого рода знаки, в которых в той или иной форме обнаруживается присутствие обозначаемого, называются символами.
   Коротко язык можно определить  как систему знаков и символов, наделенных определенным значением.  Знаки и символы выступают  в процессе общения в качестве  представлений (заместителей) других  предметов и используются для  получения, хранения, преобразования  и передачи информации. Индивиды  усваивают значение знаков и  символов в процессе социализации, т.е. воспитания и образования.
   Таким образом, первым базисным  элементом культуры является  смысловой знаково-символический элемент. С этих позиций культура представляет как совокупность накопленных обществом сообщений и текстов, при помощи которых осуществляются коммуникации и ретрансляция человеческого общества: знаний, смыслов и ценностей. При этом под сообщениями и текстами понимается любая знаковая система культуры, способна быть носителем смысловой информации, организованная в определенном языковом пространстве, закодированная в общение для носителей языка коды. Основная их функция в обществе быть носителями смысла и задавать смысловую детерминацию активность социальных субъектов.
   Не менее важным элементом  культуры являются убеждения, верование, знание. Именно в убеждениях и верованиях содержится то, чему люди в действительности привержены, чем руководствуются в своей деятельности и отношениях, что воплощается в образцах их поведения. Убеждения и верование – это субъективно-личностное отношения человека к объектам, представлениям, теориям. Они представляют собой такое духовное состояние индивида, для которого характерно изначальная слитность интеллектуального, рационального, чувственно-эмоционального и волевого компонентов.
   В основе убеждений и верований  лежит знание. Убеждения и верования  – это чувственные переживания  как личностнозначимого, достоверного, которым следует руководствоваться  в своем поведении. Верование  формулируются при дефиците информации, когда отсутствует возможность  эмпирическим путем утвердится  в истиной той или иной информации. В отличии от верований предметом убеждения является логически обоснованное и практически подтвержденное знание о действительности. Однако часть убеждений и верований со знанием несовместна. Именно знание придает убеждениям и верованиям тот или иной смысл, одаривает их идеей. Бедность, скудость культуры в немалой степени определяются узостью, примитивностью, фрагментарностью знаний, вовлеченных в оборот данной культуры. И хотя можно с определенностью утверждать, что не всякое знание превращается в убеждения и верования, но всякое знание входит в культуру, т.к. только на основе знаний формируется убеждения и верования. Ведь известно, что даже неприемлемое для нас все же предварительно осмысливается, включается в систему и аргументацию, а затем уже отвергается.
   Убеждение и верование как  единство знаний, эмоций и воли  в разнообразных конкретных формах  непосредственным мотивом действий  и поступков, социальных установок.  Все эти социальные формы образуют  ценностно-нормативный механизм  социальной регуляции. Ценностно-нормативный   механизм представляет собой второй интегральный элемент культуры, который, в свою очередь разделяется на ряд подэлементов: ценности, социальные нормы, образцы поведения.
  Ценностно-нормативный  механизм представляет собой  иерархизированную систему, на  вершине которой находится ориентация  на ценности. Многие социологи  считаю, именно ценности составляют  определенный элемент культуры, ее ядро. Культура это способ  духовного освоения действительности  на основе выявления ценностей.  С позиции этого подхода, культура  общества и есть механизм сохранения, воспроизводства и развития общих,  одобряемых признаваемых в данном  обществе, желательных для большинства  членов этого общества ценностей.  Разберемся же внимательней, что  представляют собой ценности.
   Ценность – это понятие, с  помощью которого характеризуется  социально-исторический смысл для  индивида определенных явлений  действительности. Ценности – это социально одобряемые большинством людей представления о целях, к достижению которых следует стремится. В качестве ценности может выступать любой материальный объект, общественное отношение или духовное явление. Ценность – это свойство того или иного предмета, явления удовлетворять потребности, желание, интересы.
   Ценности формируются в результате  осознания социальным субъектом  своих потребностей в соотнесении  их с предметами окружающего  мира, т.е.в результате ценностного  отношения, что полезно для  человека, а что вредно, что является  добром, а что злом и т.д.  Несомненно, что для появления  ценностного отношения первичную  роля играет возникновение той  или иной неудовлетворенной потребности.  При этом следует отметить, что  ценностное отношение не возникает  до тех пор, пока субъект  не обнаружит для себя проблематичность  удовлетворения своей актуальной  потребности. И чем проблематичнее удовлетвореннее той или иной потребности, тем большей ценностью обладает предмет (или способ) ее удовлетворения.
   Здоровья и жизнь становятся  ценностью для человека именно  потому, что им начинают реально  угрожать болезни и смерть. Добро  ценится потому, что ему противостоит  зло.
   Ценностное отношение реализуется  в акте оценки. Ценностная оценка – это сопоставление наличного и значимого, полезного и вредного и т.д., т.е. для выявления ценности необходимо применить определенные критерии, мерки, по которым будет проведена оценка объекта, явления. Вот эти критерии оценки действий, предметов, отношений, идей и т.д. представляют собой одну из важнейших характеристик культуры того или иного индивида, группы, общества.
   Критерием ценностных оценок являются базовые ценности, входящие в ценностную систему данного общества, которое это общество выработало в течение своего социально-исторического развития. Это определенные представления о добре и зле, счастье, цели и мысли жизни, провозглашающие непреходящею ценность в жизни, здоровья, личной безопасности и т.д.утверждающиеся ценности межличностного общения: честность, бескорыстие, доброжелательность, демократические свободы, уважение к личности и т.д.
  Ценностное  отношение выступает необходимым  компонентом в формирование ценностной  ориентации и отношений, которые  выражаются в ценностной установке. Ценностная установка является своеобразной предваряющей программой деятельности и общения, связанной с возможностью выбора вариантов деятельности и общения, и представляет собой социально-детерминированную предрасположенность социального субъекта к заранее определенному отношению к определенному субъекту, вещи, человеку, явлению, событию и т.д. ценностные установки вырабатываются обществом в процессе общественно-исторической деятельности и передаются индивидам и последующими поколениями в процессе социализации: обучение, воспитания и т.д. Ценностные установки ориентируют человека в социальной деятельности, направляют стимулируют его деятельность. Осознание индивидами содержания ценностных установок образует мотив деятельности. Мотив – это фактор, ведущий к превращению установок в активную деятельность. Мотив позволяет социальному субъекту соотносить конкретные ситуации, в которых он действует, с системой ценностей, которыми он руководствуется в своем поведении.
  Ближайший  побудитель мотивов человеческой  деятельности, определяющий способ  и характер последнее, выступает  в качестве цели. Цель деятельности, как идеальный прообраз будущего, формируется на основе интересов социального субъекта. Она выражает осознание, решимость переделать окружающий мир, приспособить его к своим потребностям. Поскольку полагание будущего есть предвосхищение субъектом своей деятельности, которая протекает во времени, поскольку требует подходить дифференцирование к процессу целеполагания. На основе более или менее точного определения времени правомерно говорить о ближайших и дальнейших целях. В целом же по шкале социального времени цели могут быть рассмотрены как ближайшие, долгосрочные, конечные, перспективные и тд. Конечная цель является самоцелью всей деятельности субъекта, на сквозь пронизывает эту деятельность и сводить все остальные цели к роли средств для собственного достижения. В достижении конечной цели субъект видит смысл своей деятельности, а иногда – и всей жизни.
   Для выделения из многообразия  целей конечных употребляется  понятие “идеал”. Идеал принадлежит к формам опережающего отражения действительности. Сама возможность возникновения идеала содержится в целеполагающей способности человеческого сознания. Отдельный человек, социальная группа, общество в целом прежде, чем что – то создать, вырабатывают в своем сознании модель будущего объекта, определенную цель, достижению которой подчиняют всю свою деятельность. С одной стороны, идеал можно рассматривать как отражение наиболее существенных и значимых сторон общественной практики определенных социальных групп, классов, отражение коренных традиций, закономерностей и возможностей развития, а с другой – как главную оценочную категорию, определяющую сознательные стимулы, доминирующий мотив.
   Ценностное отношение обретает  своего рода самостоятельное  существование в идее социальной  нормы. В определенном смысле  социальную норму следует рассматривать  как следствие устойчивой, повторяющейся  оценки. Нормы являются тем средством,  определенной степенью, которая  сближает ценностно-значимое,  необходимое,  должное с жизнью, с практикой.  Социальные нормы – это исторически обусловленные общественным бытием требования к деятельности и отношениям индивидов, социальных групп, классов и общественных институтов, выражающее общественную необходимость организации деятельности и отношений в соответствие с объективными условиями. В социальных нормах в большей мере, чем ценностях присутствует приказной элемент, требование поступать определенным образом. Они являются общими правилами поведения в обществе, т.е. определяют, каким может быть или должно быть поведение субъектов с точки зрения интересов общества. Иначе говоря, определяя границы возможного и должного поведения, социальные нормы служат ориентирами в выборе социально-одобренного поведения и одновременно являются средствами контроля за этим поведением. Однако из важных особенностей воздействия социальных норм на деятельность и социальные отношения состоит в том, что их исполнение и предписание обеспечивается различными формами принуждения, начиная от общественного (нормы морали) и кончая государственными (нормы права).
   Социальные нормы связаны как  с выражением интересов всего  общества в целом, так и с  интересами отдельных классов,  социальных групп, организаций.  Социальные нормы, выражающие  интересы, ценности, свойственные всем  людям, социальным группам, всему  международному сообществу, называются  общечеловеческими нормами. Эти нормы устанавливают отношения справедливости и гуманизма, уважения к правам человека и т.д. примером таких норм являются нормы, установленные в вероучительных документах: Библии, Коране и др., “десять заповедей Моисея”, Нагорная проповедь Иисуса Христа и т.д.
     Социальные нормы, выражающие  частные интересы классов, социальных  групп, организаций, закрепляются  в законах, уставах, положениях  и иных нормативных документах, обеспечивающихся государственными  и иными социальными учреждениями.
   Социальные нормы выполняют в  обществе ряд, важных функций:
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.