На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Этика деловых отношений

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 30.05.2012. Сдан: 2010. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание
 

Введение

    В настоящее время уделяется большое  внимание изучению этики деловых  отношений, бизнеса и управления с целью повышения уровня культуры этих отношений.
    Этика изучает нравственное значение действий, мотивов, характеров. Этика, оставаясь  серьёзной философской наукой, становится одновременно жизненной позицией как общества в целом, так и отдельных его членов.
    Есть  комплекс причин, вызвавших появление  интереса к деловой этике и  этике менеджмента в частности. Главная среди них - суммарный  вред неэтичного, нечестного делового поведения, ощущаемый не только потребителями, но и производителями, деловыми партнёрами, сотрудниками, обществом в целом, превышение этого общественного вреда над индивидуальной или групповой выгодой.
    Этика деловых отношений занимается анализом взаимоотношений деловых партнёров с позиции толкования нравственных оценок причин успехов или неудач в какой-либо деятельности, в частности, в коммерческой и управленческой.
    Цель  курсовой работы рассмотрение деловой  этики в менеджменте.
    Задачи:
    - изучить культуру делового общения;
    - изучить этику межорганизационных  отношений;
    - изучить современные подходы  в деловой этики;
    - рассмотреть этику менеджмента  на практике.
 

1. Понятие деловой этики и ее место в системе менеджмента

1.1 Культура делового общения

    Общение — разносторонний процесс развития контактов между людьми, который  обусловлен совместной деятельностью, взаимодействием разных уровней. При  отсутствии общения человечество не смогло бы достигнуть современного уровня развития, так как процесс обмена знаниями и опытом посредством речи, письма — движущий фактор эволюции.
    Формировавшееся с времен зарождения человечества общение  как деятельность стало представлять собой систему актов, каждый из которых  определяется:
    — инициатором общения;
    — индивидом, которому адресована инициатива;
    — нормами, по которым организуется общение;
    — целями, которые стремятся достичь  участники общения;
    — ситуацией, в которой реализуется взаимодействие.
    Современный менеджмент испытывает потребность  в кадрах, обладающих способностями, знаниями делового общения и делового этикета. Искусство общаться с людьми в последнее время рассматривается как фактор движения к успеху и процветания организации. Например, от того, насколько грамотно построено общение, зависят результативность переговоров, степень взаимопонимания с партнерами, сотрудниками, удовлетворенность работников своим трудом, морально-психологический климат в организации. Зачастую все возникающие проблемы в системе менеджмента связаны с недостаточной эффективностью общения, которое заключается в процессе передачи идей, мыслей, чувств, доведения их до понимания другими людьми. Если подчиненный не понимает, что от него требует руководитель, то, соответственно, он не сможет выполнить задание. В то же время во время переговоров основной причиной отказа от сотрудничества является простое недоверие между партнерами, что на первый взгляд не кажется обоснованным отказом от дальнейшего сотрудничества, но приобретает превалирующее значение при первом контакте при относительном равенстве остальных факторов.
    Умение  вести деловую беседу, этично общаться с сотрудниками связывается с  врожденными качествами личности (дикция, особенностями физиологии и т. д.) и приобретенными (обучение с помощью  книг, тренингов, мастер-классов по актерскому искусству). В практике управления наибольшую роль играет «золотая середина», заключающаяся в оптимальном сочетании полученного результата и затраченных времени, денег и усилий на приобретенные навыки.
    Итак, рассмотрим, что представляет из себя деловая культура, в которой наиболее ярко проявляются профессиональные различия индивидов на уровне нации, организации и управления. Все эти уровни взаимосвязаны, так как национальная культура оказывает влияние на организационную, которая в свою очередь определяет основные принципы организации управленческой культуры. Возможен и обратный процесс: управленческая культура при сильном воздействии руководства может оказывать влияние на организационную, а совокупные организационные структуры на национальную.
    Формирование деловой культуры происходит под воздействием знаний, морали, социальных и религиозных догм, приобретенных обществом в процессе развития.
    Особую  значимость приобретает национальная мотивация, выражающаяся в культурах  различными типами мотивации:
    — целевая мотивация (стремление стать лидером, повысить имидж, занять доминирующее положение на рынке);
    — социально-уравнительная (достижение высокого уровня благосостояния общества, снижение социальной дифференциации общества);
    — защитная (стабилизация политического, экономического и социального укладов жизни);
    — социально-рисковая (стремление к осознанному  риску в условиях как определенности, так и неопределенности к достижению высокого уровня жизни).
    Каждая  из стран представляет собой индивидуальную схему мотивационных предпочтений: Россия сочетает в себе элементы взаимообусловленного индивидуализма и строгого коллективизма, Япония стремится персонифицировать труд, а повышение эффективности деятельности организации связывает с традиционным коллективизмом, США руководствуются принципами материальной и духовной независимости личности от группы, организации.
    Особенностью  деловой культуры российского менеджмента  являются незавершенный процесс  его формирования, стремление к западному  индивидуализму, низкий уровень самосознания общества, копированией зарубежного опыта. В деятельности российских предприятий и организаций преобладают социальные аспекты: личные интересы согласуются с общественными, действует система контроля верхних уровней управления над нижними, отсутствуют долгосрочные стратегии развития вследствие неопределенности российской действительности.
    Культурные  различия играют все более возрастающую роль на формирование организационной  культуры, на уровень делового общения персонала организации.
    Во  всех культурах средства общения делятся на две большие группы:
    1) вербальные (словесные);
    2) невербальные.
    К вербальным средствам общения относится  обмен информацией с помощь слов, т.е. информацией, которая шифруется или кодируется в слова. Устная передача информации представляет собой обмен посредством речевой связи — переговоры, телефонные разговоры, личные контакты. При этом не предусматривается строгий анализ и корректировка действий, зачастую взаимодействующие субъекты не задумываются над тем, как происходит и каким образом улучшить процесс общения. Относительно делового общения это не позволительно, так как от того насколько эффективно общение с деловым партнерам, насколько выше степень доверия и прибыльность совместного бизнеса.
    По  мнению специалистов в области психологии первое мнение о человеке (образ) в нашем сознании складывается в первую очередь на основании того, как мы говорим. Причем данные основания принимаются нами на подсознательном уровне, т.е. неосознанно. Причем во многом умные и способные люди, не умея правильно (главное — красиво) говорить, так и остаются в сознании как люди, которым не стоит доверять. В основном при общении имеет важное значение не то, что мы говорим, а то, как мы это говорим. В случае непонимания партнером элементарной передаваемой информации возникает проблема необразованности или рассеянного внимании собеседника. В 90 % случав виновным в невосприятии передаваемой информации выступает сам источник информации. Например, после 1,5-часовой беседы на ваш вопрос, обращенный к собеседнику: «А что ты думаешь по тому или иному вопросу?», — в ответ вы слышите: «А ты?». В этом случае можно с полной уверенностью сказать, что вы и ваш партнер потеряли зря 1,5 часа своего времени.
    В силу сложности вопроса рассмотрим более подробно только первый контакт с собеседником с позиции средств вербальной коммуникации и способов их применения:
    1) посещение ресторана, визит на  домашний ужин и встречи другого  рода требуют строгого подхода  к выбору гардероба (в первую  очередь оценивают по внешнему  виду, далее — по тому, что представляет из себя человек). Однозначным остается для мужчины и женщин выбор делового костюма с хорошо подобранным галстуком и другими аксессуарами. Необходимо отметить то, что хороший внешний вид добавляет уверенность в себе;
    2) необходимо оценить собеседника с помощью средств невербальной коммуникации, которые проявляются в языке телодвижений (жесты, осанка, поза, контакт глаз и т.д.);
    3) подстройтесь под человека, т.е. под его движения, манеры, темп жизни. С первого раза данная практика, возможно, не будет иметь успеха, в дальнейшем процесс «подстраивания» будет происходить на уровне подсознания. Необходимо прислушаться к дыханию собеседника и попытаться дышать вместе с ним, т. е. в унисон. Это можно осуществить, если внимательно посмотреть на движение губ собеседника и попытаться посчитать его дыхание, а, соответственно, и сердцебиение. При достижении единого ритма сердца и дыхания остальные виды подстройки легко осуществить.
    Данное  действие необходимо для того, чтобы  стать «своим» для собеседника. Во многом результат общения достигается тем, насколько партнеры доверяют друг другу. Итак, настроившись на диапазон собеседника, необходимо проверить то, насколько успешно выполнена подстройка. В этом случае проверочным тестом может служить любое предложенное действие, на которое собеседник может дать положительный (отрицательный) ответ, но в данном случае предлагается только один вариант. Например, предложить собеседнику пересесть на другое место, стул, перейти в другой кабинет, аудиторию и т. д. Согласие на предложенное будет означать, что собеседник в отдельно взятом месте и промежутке времени живет вместе с вами, т.е. понимает вас;
    4) далее наступает сам период  ведения переговоров или же  беседы. В этом случае необходимо  вести себя спокойно и естественно. Перед тем как начинать говорить, неплохо было бы четко сформулировать, что вы хотите получить от общения в этом случае, причем это можно записать на бумаге, что позволит более четко осознать свою цель. Далее все зависит только от вашего профессионализма и навыков делового общения.
    Особую  значимость в реализации вышеперечисленных  этапов приобретает стиль общения, которым ведется беседа. Современный  стиль делового общения строится на принципах краткости и четкости предложений, простой речевой конструкции, сочетании профессиональной и разговорной лексики. В настоящее время выделяются три стиля делового общения: научный, публицистический и официальный.
    Научным стилем общения пользуются люди, занятые  в научной сфере, — работники  научно-исследовательских организаций. Этот стиль требует логичности и точности изложения информации, наличия аргументов и фактов, подтверждающих реплики и высказывания.
    Публицистический  стиль характерен для лиц экономической, политической и общественной сфер жизни. Публицистика применяется для объяснения событий, аргументации фактов, в целях информирования, разъяснения, позиционирования и формирования необходимого мнения. Поэтому особую значимость в этом стиле имеет сочетание своеобразных выражений, клише, лаконичность и простота изложения информации.
    Официальный стиль является наиболее востребованным в системе менеджмента и управления профессиональной деятельностью. Он характеризуется  точностью, стандартностью, объективностью и специализацией речи как в письменной, так и в устной форме. В каждой сфере деятельности официальный стиль имеет стандартный специализированный набор фраз и клише, которые целесообразно излагать только специалистам конкретной области.
    Таким образом, деловое общение отличается от обыденного, поэтому при построении разговора следует учитывать стилистические и психологические рекомендации специалистов. Необходимо учесть, что и в процессе делового общения активно используется разговорная речь. В профессиональной деятельности разговорная речь проявляется в форме диалога между коммуникативными участниками, выполняя функцию «раскрытия» личности, ее самовыражения. Разговорная речь излагается в простой, не требующей специальных знаний форме и чаще всего применяется в невербальной коммуникации.
    Исследованиями  установлено, что в беседе подавляющая часть информации передается с помощью невербальных средств.
    К ним относятся:
    — пространственная организация общения;
    — интонация голоса;
    — тактильное воздействие;
    — все движения тела.
    Они выражаются в мимике, позе, голосе, жестах, взгляде, походке. Например, визуальный контакт свидетельствует о расположенности к общению, так как взгляд несет очень большую информацию о человеке. Если человек возбужден, заинтересован чем-либо или находится в приподнятом настроении, его зрачки сильно расширены, и наоборот, если настроение мрачное, сердитое — зрачки сужаются.
    Во  многом наиболее информативными являются такие движения человеческого тела, как поза, жесты, походка. Так называемые «закрытые» позы воспринимаются как  позы недоверия, несогласия, психологического дискомфорта.
    «Закрытые»  позы:
    — стоя — скрещенные на груди руки;
    — сидя — обе руки упираются в подбородок;
    — сидя — руки в замке обхватывают  колено или лежат на столе и  др.
    «Открытые»  позы воспринимаются как позы доверия, согласия, доброжелательности, психологического комфорта.
    «Открытые»  позы:
    — стоя — руки раскрыты ладонями вверх;
    — сидя — руки раскинуты, ноги вытянуты.
    В деловом общении телодвижения могут  быть по-разному интерпретированы. Например, если человек заинтересован  в общении, ему нравится общаться с собеседником, он будет наклоняться в его сторону, если нет — откидываться назад. Обвинительно-агрессивная позиция, которую занял человек, часто выражается в позе стоя прямо, плечи развернуты, руки упираются в бедра.
    По  мнению Ф. И. Шаляпина, «жест есть не движение тела, а движение души...» Интенсивность жестикуляции возрастает вместе с эмоциональной возбужденностью человека и желанием достичь более полного понимания. Отсюда следует, что несовпадение жестов человека со смыслом его речевых высказываний — свидетельство лжи. В беседе очень важны язык тела, открытая поза, показывающая интерес к собеседнику.
    По  походке человека можно распознать его эмоциональное состояние. Так, исследования показали, что легкая походка — свидетельство радости, тяжелая говорит о гневе, вялая бывает при страдании.
    Из  невербальных средств общения немалое  значение имеет голос (его высота, тембр). Скорость речи, паузы во время  разговора, различные психофизиологические проявления — плач, смех, вздохи, покашливания и т.п. — также несут определенную смысловую нагрузку. Например, если речь очень быстрая, то это часто говорит о взволнованности, обеспокоенности; медленная речь свидетельствует о высокомерии или усталости. Печаль, усталость обычно передают мягким и приглушенным голосом, а к концу фразы интонации понижаются; энтузиазм, радость — высоким голосом.
    В процессе общения психологи выделяют различного рода прикосновения общающихся, которые помогают последним достичь  комфорта (дискомфорта) в процессе межличностной коммуникации:
    — похлопывания;
    — рукопожатия;
    — поцелуи и др.
    Это такесические средства общения, использование  которых определяется такими факторами, как возраст, пол, статус партнеров  по общению, степень их знакомства. Такесические средства являются символом степени близости общающихся. Например, похлопывание по плечу возможно, если у общающихся социальное положение равное, а отношения между ними выходят за рамки деловых. Неадекватное использование такесических средств может привести к резкому дискомфорту в общении и конфликтам в организации.
    В деловом общении широко используется рукопожатие. Оно бывает очень разным. Можно заметить те или иные оттенки  рукопожатия: доброжелательное, вынужденное, открытое (закрытое), теплое (холодное), высокомерное (зависимое) и т. д. При рукопожатии имеет значение не только «сжимание рук», но и расстояние, на котором оно происходит.
    Можно выделить три типа рукопожатия:
    — доминирующее (рука сверху, ладонь развернута вниз);
    — покорное (рука снизу, ладонь развернута вверх);
    — равноправное.
    В общении партнеры всегда занимают определенное положение в пространстве по отношению  друг к другу. Слишком маленькое  расстояние (до 0,5 м) в деловом общении  недопустимо, слишком большое (свыше 3 м) — свидетельство равнодушия к проблеме и партнеру по общению.
    Следует иметь в виду, что невербальные средства проявляются неосознанно, человек их часто не контролирует, но эти проявления можно и нужно  учиться держать под контролем, особенно в значимых для нас ситуациях  общения, а также учиться распознавать их, ориентируясь не на какой-то отдельный жест или взгляд, а на всю совокупность невербальных коммуникаций данного человека.
    Можно усилить свое воздействие на других людей, контролируя следующее:
    1) следить за правильной осанкой  — высоко поднятая голова, прямая осанка создают впечатление уверенности в себе и непринужденности, делают человека стройнее. Жалкая осанка — уязвимая мишень, свидетельство слабости;
    2) сохранять темп движений, соответствующий  вашему имиджу. Спешащий человек  производит впечатление суетливого, медлительный — увальня. Неспешные движения способствуют процессу концентрации внимания на главном;
    3) избегать нелепых позиций;
    4) использовать краткое и крепкое  рукопожатие как верное средство  установления конструктивного контакта;
    5) контактировать глазами. Таким  образом, вы демонстрируете свою  искренность и убедительнее излагаете свою точку зрения.
    Итак, нами были рассмотрены два основных средства общения. Только при их грамотном  совмещении возможно добиться положительного эффекта при общении. Деловое общение — это прежде всего коммуникация, порождающая процесс непосредственного или опосредованного взаимодействия участников общения. Отсюда следует, что вначале возникает взаимодействие, далее — общественные и психологические отношения между людьми. Поэтому необходимо правильно выбирать и использовать средства коммуникации, а также преодолевать коммуникационные барьеры непонимания.

1.2 Этика межорганизационных отношений

    В любом обществе существует определенный набор правил, нарушение которых неприемлемо. В случае же их нарушения индивид будет подвергнут определенному набору санкций. Это является естественным, так как, живя в обществе, мы берем на себя ряд обязательств. Например, при нарушении законодательства следует определенный, установленный законом набор санкций. Эти санкции применяет государство для того, чтобы поддержать законность. В данном случае, живя в обществе, мы вынуждены придерживаться определенного набора правил. Таким образом, мы компенсируем набор благ и преимуществ, которые предлагаются как компенсация за неудобства, причиненные следованиям им. Эти правила имеют юридически закрепленную форму и обязательность для выполнения всеми гражданами отдельно взятого государства. Обязательность уплачивать налоги является в определенном смысле платой за функционирование правительства и государства, т. е. оплатой их деятельности.
    В отличие от закрепленных законодательно этические нормы таковыми не являются. За их неисполнение не последует никакого наказания, так как они не являются обязательными для исполнения всеми членами общества. Если юридические нормы фиксируются на бумажных носителях, то этические — нет.
    Несмотря  на это, их роль в функционировании общества является более весомой, чем  законодательства. Это связано прежде всего с тем, что на законодательном уровне невозможно урегулировать все сферы жизнедеятельности общества, что и приводит к возникновению неписаных правил, обязательных для исполнения всеми членами общества, если те желают быть принятым им.
    В зарубежной и иностранной литературе существует достаточно много определений этики. Обобщая их можно предложить следующее определение этики.
    Этика — это свод незафиксированных  и необязательных правил и норм, в то же время их неисполнение может  привести к отторжению индивида обществом.
    Необходимо  отметить, что это определение  является максимально узким, но в  то же время дает определенное представление о предмете разговора.
    Тот свод неписаных норм, который и  составляет сущность этики, подвержен  постоянным изменениям. В первую очередь это объясняется динамично изменяющейся средой и естественной потребностью изменения самого человека. Например, еще 50 лет назад было бы вульгарно ваше появление на улицах Лондона без смокинга и покрытой головы. Сегодня же на вас не обратят внимание, если вы будете одеты в шорты и футболку. Также происходит практически со всеми этическим нормами.
    Организация представляет собой в определенном общность людей, т. е. часть общества. В данном случае причастность к организации  говорит и причастности к определенному социуму. Так же, как и во всем обществе, в организации существует определенный набор этических норм, специфичных только для отдельно взятой организации. В определенном смысле это отличает ее от остальной части общества и идентифицирует ее работников.
    На  уровне организации разработка этих норм является относительно новым явлением, возникшим в конце XX в. В то же время многие ведущие менеджеры  подтверждают их практическую необходимость  и результативность. Во многом это  можно объяснить тем, что усложнение производственного процесса, необходимость укрепления организации создает динамично изменяющуюся ситуацию, которую необходимо удержать в тех рамках, в которых каждый человек будет чувствовать себя комфортно.
    Таким образом, этические нормы на уровне организации призваны создать ту ситуацию, в которой каждый отдельно взятый человек будет ощущать себя комфортно. Вопрос состоит в том, как можно создать это.
    В первую очередь это призвано сделать  этические нормы, выполнение которых  будет обязательно, а невыполнение будет наказываться не с помощью административных санкций, а посредством выражения неодобрения всеми членами коллектива.
    Все разработанные нормы и правила  поведения в коллективе являются утопическими: каким бы образом менеджер не стремился внедрить их в рамках своей организации в полной мере, выполнены они не будут. Это является естественным, но в то же время не говорит о том, что разрабатывать, культивировать и внедрять этику межорганизационных отношений в организации нецелесообразно. Этические нормы межорганизационных отношений являются тем стандартом и идеалом, к которому должны стремиться все члены организации.
    Одним из способов того, чтобы этика межорганизационных отношений заняла прочное положение, может стать их закрепление письменно. Можно, например, поместить их там, где с ними сможет ознакомится каждый желающий.
    Итак, рассмотрим более подробно каждый из пунктов этики межорганизационных отношений:
    — вопрос о том, как обращаться к  друг другую: на «ты» или «вы», —  остается на сегодняшний день открытым. Обращение «вы» ставит вашего собеседника в определенное превосходство перед вами, причем, признавая это, вы обращаетесь к нему именно так. В то же время при беседе происходит процесс отстранения. При общении с клиентами необходимо использовать только обращение «вы», так как при этом показывается уважение к ним. Более сложным остается вопрос, как обращаться сотрудникам друг к другу. В этом случае можно рекомендовать обращаться в соответствии с иерархией, т. е. подчиненный должен обращаться к вышестоящему на «вы». В то же время в более мелкой организации сближению коллективу можно выбрать позицию обращения «ты»;
    — решать возникающие конфликты необходимо при участии вышестоящего руководства. Причем руководство должно быть осведомлено  о возникшей конфликтной ситуации и сведения должны подаваться только по формальным каналам, т. е. исключается система доносов, «стукачества». В первую очередь это относится к новым сотрудникам, так как, не понимая принятой системы взаимоотношений в организации, они являются причиной возникающего конфликта. В организации должен быть закреплен следующий принцип: все возникающие проблемы не решаются непосредственно между его участниками, а рассматриваются вышестоящим руководством, которое при этом выступает в качестве арбитра.
    Следует отметить, что при взаимоотношениях руководства и подчиненных ни при каких обстоятельствах недопустимо повышать голос и необоснованно показывать свое превосходство. Должностная позиция руководства так или иначе закреплена, и никто не собирается ее оспаривать, тем более подчиненные. Естественно, не стоит устраняться от управления, целесообразнее поддерживать дружеские отношения с подчиненными. Это способствует укреплению не только положения менеджера в организации, но и будет благоприятствовать развитию сопричастности персонала к деятельности организации.
    Другой  аспект, который возникает при  взаимоотношениях руководства и  подчиненных, заключается в том, что, занимая должностную позицию, стоящую выше, руководитель необдуманно  использует ее. Например, можно считать проявлением слабости повышение голоса при беседе, так как, если он не может утвердить свою позицию другими способами, он использует голосовые возможности для этого. Также зачастую возникает пренебрежительное отношение к персоналу, чего необходимо избежать.
    Сложность взаимоотношений менеджера и  подчиненных заключается в том, чтобы найти равновесие между  поддержанием авторитета и его повышением в среде подчиненных. Резюмируя  вышесказанное можно рекомендовать  менеджеру относиться к персоналу  как к равным себе людям, но так как для выполнения целей организации необходим человек, направляющий и контролирующий деятельность организации, руководителю необходимо соблюдать этику взаимоотношения руководства и подчиненных.
    Во  всех организациях существует такое  явление невербальной коммуника
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.