На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Система государственного регулирования как инструмента единого неразрывного механизма регулирования рынка ценных бумаг.

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 26.9.2014. Сдан: 2010. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


КУРСОВАЯ  РАБОТА
по  дисциплине «Рынок ценных бумаг»:
«ГОСУДАРСТВЕННОЕ  РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА  ЦЕННЫХ БУМАГ» 
 
 

МОСКВА
2010
 

СОДЕРЖАНИЕ 
 
 

 

ВВЕДЕНИЕ

    В современной экономике роль рынка  ценных бумаг трудно переоценить. Рынок  ценных бумаг позволяет правительствам и предприятиям расширять круг источников финансирования, не ограничиваясь самофинансированием  и банковскими кредитами. Потенциальные инвесторы с помощью рынка ценных бумаг – прямо или через финансовых посредников - получают возможность вкладывать свои сбережения в более широкий круг финансовых инструментов, тем самым, получая большие возможности для выбора. Рынок ценных бумаг, обслуживая принципиальную для экономического роста связку «сбережения-инвестиции» и перелив финансовых ресурсов между секторами национальной экономики, становится одним из ключевых механизмов в рамках национальной модели экономического роста и повышения благосостояния. [14]
    Рынки ценных бумаг непрерывно развиваются, что вызвано изменениями ситуации в мире и в стране, экономической политики, технологий, регулятивных мер и появлением новых продуктов и структур затрат. Рынки представляют собой не окончательно сформированные и застывшие структуры, а постоянно развивающиеся организмы. Это означает, что регулирование должно быть максимально гибким и динамичным, наиболее адекватно отражающим происходящие изменения, сохраняющим при этом предсказуемость и соответствие общему стратегическому направлению развития рыночных отношений.
    Государственное регулирование рынка ценных бумаг  - многоуровневый процесс воздействия на деятельность всех участников рынка ценных бумаг в соответствии с избранными государством целями и принципами. Этот процесс включает широко диверсифицированный комплекс правовых, административных, экономических, технических и др. методов. Создаваемая государством система регулирования рынка ценных бумаг является главным инструментом государственной политики в этой сфере.
    С точки зрения организационного устройства государственное регулирование  представляет собой сложную многоуровневую систему органов регулирования  и надзора: государственных органов  и саморегулируемых организаций  профессиональных участников рынка  ценных бумаг, которым государство делегирует определенные права.
    Цель  курсовой работы – дать подробное, детальное описание системы государственного регулирования как инструмента единого неразрывного механизма регулирования рынка ценных бумаг.

I. Структура рынка ценных бумаг 

    Основные  компоненты любого рынка ценных бумаг – это:  
     - эмитенты (лица, испытывающие недостаток в денежных ресурсах и привлекающие их на основе выпуска ценных бумаг). В случае неэмиссионных ценных бумаг - это лица, выдающие ценные бумаги (векселедатели, чекодатели)  
     - финансовые посредники брокерско – дилерские компании, через которых осуществляется перераспределение свободных денежных средств от инвесторов к эмитентам ценных бумаг. Они действуют за счет и в интересах клиентов, покупая и продавая для них ценные бумаги, либо за свой счет, поддерживая ликвидность рынка, открывая двусторонние котировки либо выступая в качестве инвесторов   
     - инвесторы (лица, обладающие излишками денежных средств и вкладывающие их в ценные бумаги) – а) розничные инвесторы – население, б) корпоративные инвесторы – предприятия, обладающие свободными денежными средствами, в) институциональные инвесторы – предприятия, у которых излишки денежных средств возникают в силу характера их деятельности (инвестиционные фонды, пенсионные и благотворительные фонды, страховые компании, корпоративные инвестиционные планы и т.п.)  
     - неорганизованные (стихийные, уличные) и организованные рынки ценных бумаг, включающие фондовые биржи (в классическом смысле -централизованные рынки для лучших ценных бумаг и наиболее крупных эмитентов), внебиржевые торговые системы (обычно рынки для финансирования инновационных отраслей, на которых обращаются ценные бумаги худшего качества и которые основаны на сетях дилеров, открывающих двусторонние котировки) и альтернативные торговые системы (компьютерные рынки, находящиеся в частном владении брокеров - дилеров)  
    регулятивная инфраструктура - органы государственного регулирования и надзора (это может быть самостоятельная комиссия по ценным бумагам и фондовым биржам, министерство финансов, центральный банк, смешанные модели государственного регулирования) и саморегулируемые организации (СРО) – объединения профессиональных участников рынка ценных бумаг, которым государством передана часть регулирующих функций; законодательная инфраструктура (законодательство о рынке ценных бумаг, акционерных обществах, антимонопольном контроле на рынке финансовых услуг, правила и стандарты саморегулируемых организаций, нормы делового оборота, правовые прецеденты, юридические компании, специализирующиеся в области ценных бумаг; этика фондового рынка
      -другие виды инфраструктуры рынка ценных бумаг
    а) инвестиционные консультанты (компании, осуществляющие консультационные услуги по поводу совершения сделок с ценными бумагами и организации финансирования),
    б) информационная инфраструктура (финансовая пресса, специализированные базы данных по ценным бумагам, об эмитентах, государственный центральный фонд хранения и обработки информации, информационные агентства, интернет – компании, специализирующиеся на обработке данных о ценных бумагах),
    в) оценочная и аналитическая инфраструктура (компании, специализирующиеся на аналитической обработке информации о фондовом рынке, рейтинговые агентства (компании – оценщики кредитного риска, связанного с ценными бумагами), оценщики (компании – оценщики стоимости ценных бумаг и других активов),
    г) регистраторская инфраструктура (регистратор – организация, занимающаяся регистрацией владельцев ценных бумаг и перехода прав собственности),
    д) депозитарная, трансфер – агентская, расчетно – клиринговая и учетная инфраструктура (хранение ценных бумаг, сбор, централизация и передача информации о совершенных сделках регистраторам, вычисление и зачет взаимных обязательств по совершенным сделкам с ценными бумагами, денежные расчеты по операциям на фондовом рынке, расчеты ценными бумагами (их перевод, поставка), инкассация дивидендов, процентов и других  денежных обязательств, связанных с ценными бумагами, совершение технических операций, связанных с обменом, заменой, погашением ценных бумаг, иными, чем купля-продажа, имущественными действиями с ними, специализированный аудит и т.д.),
    е) технологическая инфраструктура (технологическое обеспечение и разработчики технологий, поддерживающих фондовый рынок, операции на нем, и инфраструктуру рынка). [4] 
 
 

    Функционирование  РЦБ обеспечивают его участники:
      
 
 
 

    Регулирование рынка ценных бумаг охватывает всех его участников: эмитентов, инвесторов, профессиональных фондовых посредников, организаций инфраструктуры рынка. Регулирование РЦБ охватывает все виды деятельности и все виды операций на нем: эмиссионные, посреднические, инвестиционные, спекулятивные, залоговые, трастовые и т.п..
    Регулирование рынка ценных бумаг  - это упорядочение деятельности на нем всех его участников и операций между участниками рынка.
    Регулирование рынка ценных бумаг может быть внешним и внутренним.
    Внутреннее  регулирование - это подчиненность деятельности данной организации ее собственным нормативным документам: уставу, правилам и другим внутренним нормативным документам, определяющим деятельность этой организации в целом, ее подразделений и ее работников.
    Внешнее регулирование - это подчиненность деятельности данной организации нормативным актам государства, других организаций, международным нормам. [5]
    К внешнему регулированию относится  также общественное регулирование, то есть воздействие общества на участников рынка ценных бумаг с использованием механизма общественного мнения. Часто именно реакция широкой  публики является причиной тех или иных регулирующих действий со стороны государства или саморегулируемых организаций. [9]
    Регулирование рынка ценных бумаг осуществляется органами или организациями, уполномоченными на выполнение функций регулирования. С этих позиций различают:
    государственное регулирование рынка, осуществляемое государственными органами, в компетенцию которых входит выполнение тех или иных функций регулирования;
    регулирование со стороны профессиональных участников рынка ценных бумаг, или саморегулирование рынка; процесс этот в данный момент развивается двояко. С одной стороны, государство может передавать часть своих функций по регулированию рынка уполномоченным или отобранным им организациям профессиональных участников рынка ценных бумаг. С другой стороны, последние могут сами договориться о том, что созданная ими организация получает некие права регулирования по отношению ко всем участникам данной организации;
    общественное регулирование, или регулирование через общественное мнение; в конечном счете именно реакция широких слоев общества в целом на какие-то действия на рынке ценных бумаг является первопричиной, по которой начинаются те или иные регулятивные действия государства или профессионалов рынка. Таким образом наряду с государственным регулированием рынка ценных бумаг используется общественное саморегулирование (следует отличать от рыночного саморегулирования) как метод оперативного решения текущих вопросов.
 
    На  базе саморегулируемых общественных (некоммерческих) организаций - НАУФОР, ПОРТАД, НФА, НЛУ - решаются вопросы: формирование стандартов профессиональной деятельности и внедрение их в практику; разрешение конфликтов между участниками; улучшение управления инвестиционными рисками; снижение возможности для мошенничества и других противоправных действий; поддержание ликвидности и стабильности рынка. Именно профессиональные участники фондового рынка, объединенные с саморегулируемые организации, могут более точно и оперативно решать проблемы этого рынка (в рамках организации), ходатайствовать в органы государственного регулирования от имени всего фондового сообщества. Также к функциям саморегулируемых организаций можно отнести: выработку рекомендаций в области учета, отчетности и налогообложения; раскрытие информации; организацию третейского разбирательства. Саморегулируемые организации не должны заниматься вопросами лицензирования, но могут осуществлять контроль деятельности своих членов на предмет соответствия законодательству и ходатайствовать в государственный регулирующий орган о применении санкций к нарушителю.
    Саморегулируемые  организации должны быть независимыми в решении оперативных вопросов, но при этом в своей деятельности следовать единой концепции развития рынка ценных бумаг, утверждаемой государством.
    Вопрос  сочетания государственного регулирования и общественного саморегулирования рынка ценных бумаг недостаточно изучен отечественной наукой. Использование двух форм регулирования (государственной и общественной саморегуляции) может привести к негативным последствиям, так как возникает опасность дублирования государственного ведомства, в следствии чего на участников рынка может лечь двойная нагрузка по отчетности и контролю, а также существенно увеличиться стоимость ведения бизнеса (во избежание таких негативных последствий функции органов государственного управления и саморегулируемых общественных организаций должны быть четко разделены). [3] 
 
 

 

II. Понятие регулятивной инфраструктуры рынка ценных бумаг

    Регулятивная  инфраструктура – это одна из систем (наряду с информационной и депозитарно - клиринговой и регистраторской инфраструктурой рынка ценных бумаг), обеспечивающих нормальное функционирование рынка ценных бумаг. [9]
    Регулятивная  инфраструктура рынка ценных бумаг включает в себя:
    -органы  государственного  регулирования и  надзора (это может быть самостоятельная комиссия по ценным бумагам и фондовым биржам, министерство финансов, центральный банк, смешанные модели государственного регулирования)
    -саморегулируемые организации (СРО) – объединения професиональных участников рынка ценных бумаг, которым государством передана часть регулирующих функций;
    -регулятивные функции и процедуры (законодательные, регистрационные, лицензионные и надзорные)
    -законодательная  инфраструктура (законодательство о рынке ценных бумаг, акционерных обществах, антимонопольном контроле на рынке финансовых услуг, правила и стандарты саморегулируемых организаций, нормы делового оборота, правовые прецеденты, юридические компании, специализирующиеся в области ценных бумаг);
    -этика фондового рынка (правила ведения честного бизнеса), обычаи делового оборота. [4]   
      Цели регулирования рынка ценных бумаг.
    В базовом документе Международной  организации комиссий по ценным бумагам (IOSCO) «Цели и принципы регулирования  в области ценных бумаг» устанавливает, что «регулирование должно способствовать формированию капиталов в хозяйстве и экономическому росту». В нем определены три цели регулирования в этой области:
    защита инвесторов (против вводящих в заблуждение, манипулятивных, мошеннических и инсайдерских практик),
    справедливость, эффективность и прозрачность рынков (равенство участников на рынке, равный и широкий доступ к информации, предупреждение нечестных торговых практик),
    сокращение системного риска (эффективное управление рисками в индустрии ценных бумаг). [4] 
    Регулирование рынка ценных бумаг также преследует достижение следующих целей:
    поддержка порядка на рынке, создание нормальных условий для работы всех участников рынка;
    защита участников рынка от недобросовестности и мошенничества отдельных лиц или организаций, от преступных организаций;
    обеспечение свободного и открытого процесса ценообразования на ценные бумаги на основе спроса и предложения;
    создание эффективного рынка, на котором всегда имеются стимулы для предпринимательской деятельности и на котором каждый риск адекватно вознаграждается;
    в определенных случаях создание новых рынков, поддержка необходимых обществу рынков и рыночных структур, рыночных начинаний и нововведений и т.п.;
    воздействие на рынок с целью достижения каких-то общественных целей (например, для повышения темпов роста экономики, снижения уровня безработицы и т.д.). [6]
    Процесс регулирования на рынке ценных бумаг включает:
    создание нормативной базы функционирования рынка (т.е. разработка законов, постановлений, инструкций, правил, методических положений и других нормативных актов, которые ставят функционирование рынка на общепризнанную и всеми соблюдаемую основу) и создание  условий позволяющих их соблюдение;
    лицензирование профессиональной деятельности участников рынка, отбор профессиональных участников рынка. Современный рынок ценных бумаг, как, пожалуй, и любой другой рынок, невозможен без профессиональных посредников, однако не любое лицо или не любая организация могут занять место такого посредника. Чтобы это сделать, необходимо удовлетворять определенным требованиям по знаниям, опыту и капиталу, которые устанавливаются уполномоченными на это регулирующими организациями или органами;
    контроль за соблюдением установленных правил участниками рынка и применение санкции за их нарушение. Контроль выполняется соответствующими контрольными органами. Санкциями за нарушение правил могут быть: устные и письменные предупреждения, штрафы.
    Принципы  регулирования российского рынка ценных бумаг во многом зависят от существующих в стране политических и экономических условий, но одновременно они должны отражать и проверенную временем историческую практику мирового рынка ценных бумаг. Основными из указанных принципов являются [6]:
    разделение подходов в регулировании отношений между эмитентом и инвестором, с одной стороны, и отношений с участием профессиональных участников рынка - с другой. В первой связке регулируются отношения между владельцем прав по ценной бумаге и лицом по ней обязанным; во второй - отношения, в которых заключаются и исполняются сделки между эмитентом и профессиональным участником, инвестором и профессиональным участником или между профессиональными участниками;
    выделение из всех видов ценных бумаг так называемых инвестиционных, т.е. тех, которые выпускаются массово, сериями и могут быстро распространяться и рынок которых может быть быстро организован. Именно такие бумаги нуждаются в тщательном регулировании, поскольку именно такими инструментами злоумышленники могут нанести большой ущерб участникам рынка; 
    максимально широкое использование процедур раскрытия информации обо всех участниках рынка - эмитентах, крупных инвесторах и профессиональных участниках. Этим механизмом достигается возможность получения участниками рынка информации друг о друге для принятия деловых решений при операциях на рынке;
    необходимость обеспечения конкуренции как механизма объективного повышения качества услуг и снижения их стоимости. Этот принцип реализуется через неприятие регулятивных документов, делающих преференции отдельным участникам рынка. Все субъекты регулирования имеют равные права перед регулирующими органами - в нормах не упоминаются конкретные имена или фирменные названия;
    при разделении полномочий между регулирующими органами следует исходить из того, что нормотворчество и нормоприменение не должны совмещаться одним лицом;
    обеспечение гласности нормотворчества, широкое публичное обсуждение путей решения проблем рынка. Такой принцип повышает качество нормотворчества и его объективность;
    оптимальное распределение функций регулирования рынка ценных бумаг между государственными и негосударственными органами управления (коммерческими организациями, общественными организациями).
    соблюдение принципа преемственности российской системы регулирования рынка ценных бумаг, имеющей определенную историю и традиции. Нельзя не учитывать и все растущую интеграцию национального фондового рынка с международным. Неэффективно начинать строить новую систему регулирования рынка «с центра поля», необходимо практически учитывать опыт мирового рынка, качественно перерабатывать его и использовать удачные регуляционные решения. Не следует делать из этого опыта догмы, так как повторение чужих ошибок может замедлить прогресс в регулировании рынка.
    В некоторых странах традиции и  обычаи играют очень существенную роль в регулировании фондового рынка. Примером может служить Великобритания, где традиции и иные неформальные способы регулирования, как, например, согласованный стиль поведения, договоренности, переговоры по разрешению сложных спорных ситуаций и пр. представляют собой один из методов регулирования рынка ценных бумаг. Можно привести пример влияния на рынок ценных бумаг и религиозных традиций. Так, например, в исламских странах религия не позволяет взимать проценты, в силу чего рынок долговых ценных бумаг там не может быть развит (появился даже такой термин – «исламские финансы». В России деловые традиции, обычаи делового оборота были прерваны и утеряны за годы существования директивной экономики. На их становление потребуются годы, а может быть – и десятилетия.[9]
    Механизм  регулирования  рынка  ценных  бумаг  представлен  на  схеме:
 
    Модели  регулятивной инфраструктуры, используемые в международной  практике.
    Существует  несколько подходов выделения моделей регулирования в зависимости от выбранного критерия. Рассмотрим три варианта классификации:
      по критерию «субъект регулирования»;
      по критерию «объект регулирования»;
      по критерию «степень жесткости». [4]
    К основным субъектам регулирования (участникам рынка ценных бумаг) относятся:
    Эмитенты ценных бумаг
    Организации, привлекаемые эмитентами для выполнения своих обязательств перед инвесторами (аудиторы, независимые оценщики, агенты по размещению)
    Профессиональные участники рынка ценных бумаг
    Компании по управлению коллективными инвестиционными схемами
    Саморегулируемые организации
    В Российской Федерации и США регулирование  рынка ценны бумаг разделено  между государством и саморегулируемыми  организациями. Во Франции основная регулирующая роль  на рынке ценных бумаг принадлежит государству.
    Таким образом, по критерию «субъект регулирования» можно выделить следующие подходы:
    а)     основная регулирующая роль на рынке ценных бумаг принадлежит государству,
    б) регулирование разделено между государством и саморегулируемыми организациями (добровольными объединениями профессиональных участников рынка ценных бумаг). В числе последних могут быть не только ассоциации брокеров – дилеров, инвестиционных фондов и т.п., но и фондовые биржи, внебиржевые торговые системы (типа NASDAQ, США), которые выполняют определенные регулятивные функции в отношении участников.
    Обобщение международной практики в этой области  приведено в табл. 1 [4]
 

     Таблица 1
      Характеристика международной практики в организации регулирования рынка ценных бумаг  
    Модели  регулирования 
Без СРО2 Отказ от модели СРО
Единственная  СРО (по функциональ-ному признаку) Множествен-ность СРО (по функциональ-ному признаку) Множественность СРО (по смешанным признакам)
22 страны 1 страна 3 страны 2 страны 2 страны
Австралия, Австрия, Бельгия, Бразилия, Венгрия, Венесуэла, Германия, Гонконг, Дания, Индия, Испания, Италия, Китай, Люксембург, Нидерланды, Тайвань, Турция, Финляндия, Франция, Чехия, Швеция, Швейцария Великобри-тания3 НоваяЗеландия, Польша,
Корея
Япония (Japan Securities Dealers Association, Investment Trust Association, Bond Undewriters Association), Норвегия (Association of Norwegian Stockbroking Companies)
Канада (Investment Dealers Association + биржи) США (National Association of Securities Dealers, фондовые биржи, клиринговые корпорации, Municipal Securities Rulemaking Board, Securities Investors Protection Corporation
         
     
    В России принята модель регулирования, включающая СРО, учреждаемые по функциональному признаку (брокерско – дилерская деятельность, депозитарная деятельность и т.п.), в которые входят различные виды финансовых институтов (коммерческие банки, брокерско – дилерские компании). Наиболее известные российские СРО – НФА (Национальная фондовая ассоциация), НАУФОР (Национальная ассоциация участников фондового рынка), ПАРТАД (Профессиональная ассоциация регистраторов, трансфер – агентов и депозитариев).
    В отдельных случаях СРО выполняют  не только функции саморегулирования, но и функции организации рынка, становятся конкурентами между собой. Именно по этой модели организовано саморегулирование в США, в рамках которого NASD создавался в качестве СРО, за которым закреплен внебиржевой рынок и его торговые системы, как «OTC self-regulatory body», а фондовые биржи США приобрели статус саморегулируемых организаций. Эта модель принята и в России (связки ММВБ – НФА и РТС – НАУФОР). [4]
    По  критерию «объект регулирования» могут быть выделены следующие модели регулирования:
    по функциональному признаку (деятельность на рынке ценных бумаг, деятельность на кредитном и депозитном рынке и т.д.),
    по институциональному признаку (объект регулирования – коммерческий банк, инвестиционный банк, страховая компания),
    смешанные модели, модели, в рамках которых создается единый мегарегулятор финансового рынка (объектом регулирования в этом случае являются финансовые конгломераты, состоящие из коммерческих и инвестиционных банков, страховых компаний и др. финансовых институтов). [4]  
    Среди более чем 30 стран с развитыми  рынками ценных бумаг, более 59% стран  имеют самостоятельные ведомства / комиссии по ценным бумагам (модель США), примерно в 15% стран за фондовый рынок отвечает Минфин, 15% стран – смешанное управление. В некоторых странах с банковской моделью рынка ценных бумаг (наиболее яркие примеры – Германия, Австрия, Бельгия) основную ответственность за рынок ценных бумаг несет центральный банк.   
    В России принята смешанная модель, в которой основными регуляторами выступают и Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР), и Центральный банк РФ, и Министерство финансов России, и Федеральная антимонопольная служба (ФАС).
    Универсальные коммерческие банки в части бизнеса  на рынке ценных бумаг регулируются как ФСФР, так и Центральным банком РФ. Брокерско – дилерские компании, инвестиционные фонды, регистраторы, трансфер – агенты, депозитарии, институты доверительного управления – сфера их регулирования как институтов относится к компетенции ФСФР. Минфин РФ определяет порядок функционирования на рынке ценных бумаг страховых компаний, Министерство труда и социальной защиты – пенсионных фондов. Кроме того, Минфин регулирует обращение внешнего и внутреннего долга в форме государственных ценных бумаг, а также ценных бумаг, выпущенных субъектами РФ и муниципальными образованиями. [4]
    ФАС устанавливает антимонопольные  правила и осуществляет контроль за их исполнением. В том числе ФАС имеет право направлять предложения в федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг и ЦБ РФ о приведении в соответствие с антимонопольным законодательством принятых ими актов и (или) о прекращении действий, если они нарушают антимонопольное законодательство. [11]  
      По критерию «степень жесткости» возможно выделить следующие модели регулятивной инфраструктуры:
    а) основанные на жестких, детально расписанных правилах и формальных процедурах, детальном контроле за их соблюдением (США),
    б) базирующиеся на широком использовании, наряду с жесткими предписаниями, неформальных договоренностей, традиций, рекомендаций, согласованного стиля поведения, переговоров по разрешению сложных ситуаций и т.п. (Великобритания).
    В России принята модель регулирования, основанная на жестких предписаниях.[4] 

    Функции регулирования на рынке ценных бумаг
    Важный  принцип регулирования рынка  ценных бумаг заключается в оптимальном  распределении функций между  государственными и негосударственными органами (саморегулируемыми организациями), максимальном широком раскрытии информации об эмитентах и совершаемых сделках для обеспечения добросовестной рыночной конкуренции.
    Регулирование рынка ценных бумаг осуществляется уполномоченными государственными органами, а также саморегулируемыми объединениями (организациями) профессиональных участников рынка. [5]
    Функции регулирования на рынке ценных бумаг (в зависимости от принятой модели они могут делиться между государством и СРО):
      идеология и координация
    -  разработка идеологии и политики развития фондового рынка совместно с его профессиональными участниками
    -  координация деятельности государственных  органов и саморегулируемых организаций
      содействие в создании рынка
    -  предоставление содействия и  оказание управляющих воздействий государства в создании инфраструктуры рынка, торговых систем или в выполнении иных проектов, имеющих значение для развития рынка в целом
      установление правил
    -  установление правил и стандартов  работы на рынке ценных бумаг,  требований к его профессиональным участникам
      допуск на рынок (лицензирование, аттестация, регистрация_,
    -  лицензирование различных видов  профессиональной деятельности  на рынке ценных бумаг и  допуск финансовых институтов  для работы на рынке
    -  аттестация специалистов для  работы на рынке ценных бумаг
    -  регистрация выпусков ценных  бумаг
      защита инвесторов, контроль и надзор
    -  защита инвесторов от нарушений  их прав 
    -  контроль деятельности профессиональных  участников рынка ценных бумаг.  создаваемых ими саморегулируемых  организаций. а также эмитентов по вопросам выпуска ценных бумаг
    -  направление обязательных предписаний  и оказание санкций за нарушения  правил деятельности на фондовом  рынке
      оперативное регулирование рынка
    -  оперативный контроль за ликивидностью  и волатильностью фондового рынка, осуществление оперативного вмешательства в работу рынков, предупреждающего рыночные шоки
      раскрытие информации
    -  публичное раскрытие информации  о рынке ценных бумаг (его  участниках, эмитентах, ценных бумагах  и т.д.), организация сбора данных, ведение учета и отчетности, создание публично доступных информационных баз
      образование и исследования
    -  содействие развитию образования  и исследований в области рынка  ценных бумаг [4]
    управление государственной собственностью на инфраструктурные элементы рынка
    -  управление государственными долями  в капиталах организаций, составляющих  национальную депозитарную систему,  трансфер – агентскую и регистраторскую  сеть, систему публичного раскрытия  информации о рынке ценных  бумаг. [4]
 

iii. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ

Государство на российском рынке ценных бумаг выступает в качестве: 
    эмитента при выпуске государственных ценных бумаг;
    инвестора при управлении крупными портфелями акций промышленных предприятий;
    профессионального участника при торговле акциями в ходе приватизационных аукционов;
    регулятора при написании законодательства и подзаконных актов;
    верховного арбитра в спорах между участниками рынка через систему судебных органов.
    Таким  образом, государство регулирует рынок ценных бумаг путем издания законов и подзаконных актов и выступая в качестве арбитра в спорах между участниками рынка ценных. При этом государство применяет как прямое (административное), так и косвенное регулирование рынка ценных бумаг.
    Прямое (административное) регулирование осуществляется путем:
    установления обязательных требований ко всем участникам рынка;
    регистрации участников рынка (ведение реестра субъектов рынка ценных бумаг и эмиссионных ценных бумаг, эмитируемых ими);
    лицензирования участников профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг и аттестации специалистов;
    установления требований правил гласности и равного доступа к информации всех участников рынка ценных бумаг;
    осуществления контроля за исполнением участниками рынка требований законодательных и нормативных актов, регулирующих рынок ценных бумаг и др.
    Косвенное (экономическое) регулирование осуществляется путем использования государством соответствующих рычагов и стимулов (системы налогообложения, управления пакетами акций приватизированных предприятий, принадлежащих государству, денежной политики, процентной ставки Центрального Банка РФ и др.).
    Основные  стратегические задачи государственного регулирования  РЦБ:
    формирование и обеспечение неуклонного соблюдения таких правил деятельности всех его субъектов, при которых РЦБ наиболее эффективно выполняет свои основные макроэкономические функции - мобилизацию свободных ресурсов для инвестирования экономики и формирования доходных и надежных инструментов сбережения для населения;
    создание цивилизованного рынка и интеграция российского РЦБ в мировой финансовый рынок;
    защита законных прав и интересов профессиональных участников РЦБ. [3]
    В «Концепции развития рынка ценных бумаг  в Российской Федерации» [2] сформулированы следующие цели и задачи государственной политики на рынке ценных бумаг:
    создание и обеспечение эффективного функционирования механизмов привлечения инвестиций в частный сектор российской экономики, и прежде всего в приватизированные предприятия;
    финансирование дефицита федерального бюджета на основе связанных с рынком ценных бумаг методов неинфляционного финансирования конкретных долгосрочных проектов;
    создание надежных механизмов и финансовых инструментов инвестирования средств населения;
    перестройка системы управления приватизированными предприятиями и создание института "эффективного собственника", повышение дисциплинирующего воздействия рынка ценных бумаг на администрации российских компаний;
    предотвращение социальных взрывов и конфликтов, могущих возникнуть в результате проведения операций на рынке ценных бумаг, путем защиты прав участников рынка ценных бумаг, и в первую очередь прав инвесторов;
    создание в России цивилизованного рынка ценных бумаг и его интеграция в мировой финансовый рынок, обеспечение самостоятельного места российского рынка в системе международных рынков капиталов;
    борьба с суррогатами ценных бумаг и с мошенничеством, пресечение незаконной деятельности на рынке ценных бумаг.
    В стратегическом плане указанные  цели комплиментарны и должны реализоваться через единый комплекс мер, скоординированно осуществляемых государственными органами и профессиональными участниками рынка.
    Основные  методы регулирования  РЦБ:
    методы институционального и функционального регулирования;
    саморегулирование как метод оперативного решения текущих вопросов;
    общественное регулирование через общественное мнение.
    Основные  принципы государственного регулирования РЦБ:
    вся система регулирования РЦБ (включая саморегулирование) создается государством, выполняющим универсальную функцию по защите граждан и их интересов, принимающим меры по защите прав участников РЦБ на основе лицензирования и регулирования всех видов профессиональной деятельности на фондовом рынке;
    принцип единства нормативной базы, режима и методов регулирования рынка на всей территории РФ;
    принцип равных возможностей всех участников рынка перед государственными органами регулирования;
    принцип преемственности в развитии системы регулирования рынка;
    ориентация на мировой опыт государственного регулирования РЦБ и учет тенденции глобализации финансовых рынков;
    использование механизмов саморегулирования РЦБ, создаваемых при помощи и под контролем государства. [3]
    В «Концепции развития рынка ценных бумаг в Российской Федерации»,  к числу основных принципов государственного регулирования рынка ценных бумаг относятся:
    функциональное регулирование в сочетании с институциональным регулированием по вопросам организации контроля и надзора за деятельностью профессиональных участников рынка;
    использование механизмов саморегулирования рынка, создаваемых при помощи государства и под его контролем;
    распределение полномочий по регулированию рынка между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, а также различными органами исполнительной власти;
    приоритет в защите мелких инвесторов и населения, всех форм коллективных инвестиций при развитии системы регулирования рынка;
    приоритет в развитии инфраструктурных организаций;
    максимальное снижение и разделение рисков;
    поддержка конкуренции на рынке;
    предотвращение или частичное снятие конфликтов интересов на основе регулирования вопросов совмещения видов профессиональной деятельности.
 
    Регулирует  профессиональную деятельность на рынке  ценных бумаг Федеральный закон «О рынке ценных бумаг». [1]
    Государственное регулирование рынка ценных бумаг осуществляется путем:
    Установления обязательных требований к деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг и её стандартов
    Государственной регистрации выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг и проспектов ценных бумаг и контроля за соблюдением эмитентами условий и обязательств, предусмотренных в них
    Лицензирования деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг
    Создания системы защиты прав владельцев и контроля за соблюдением их прав эмитентами и профессиональными участниками рынка ценных бумаг
    Запрещения и пресечения деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность на рынке ценных бумаг без соответствующей лицензии.
    Объекты государственного регулирования:
    эмитенты ценных бумаг (организации, выпускающие и размещающие акции, облигации и другие ценные бумаги, включая регистраторов, аудиторов, платежных агентов и т.д.);
    профессиональные участники РЦБ (брокеры, дилеры, доверительные 
    управляющие, депозитарии, регистраторы, организаторы торговли, клиринговые организации);

    организации, осуществляющие коллективные инвестиции на фондовом рынк (инвестиционные фонды, паевые инвестиционные фонды, негосударственные пенсионные фонды, управляющие компании фондов, специализированные депозитарии и др.);
    инвесторы (юридические и физические лица);
    саморегулируемые организации РЦБ;
    организации, осуществляющие обслуживание инфраструктуры РЦБ и 
    оказывающие услуги участникам фондового рынка (андеррайтеры, специализированные консультанты, специализированные учебные центры и др.). [3]

    Субъекты  регулирования  (регулирующие органы):
    косвенного (непрямого) воздействия -  Президент РФ, Федеральное собрание РФ (Совет Федерации ФС РФ, Государственная дума ФС РФ),Правительство РФ, Министерство экономического развития и торговли РФ, Федеральная налоговая служба, Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом,  Министерство юстиции РФ, Федеральная служба страхового надзора, Верховный 
    суд РФ, Арбитражный суд РФ;

    прямого (непосредственного) воздействия - Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР), Министерство финансов РФ, Центральный банк РФ, Федеральная антимонопольная служба (ФАС). [3]
    Государство на рынке ценных бумаг выполняет следующие функции:
    идеологическая, то есть разработка концепции развития рынка ценных бумаг и программы ее реализации;
    законодательная, то есть законодательное и нормативное обеспечение функционирования рынка ценных бумаг;
    административная, то есть прямое административное регулирование участников рынка;
    стимулирующая, то есть использование всех возможных инструментов воздействия на рынок ценных бумаг с целью его развития, создание эффективного механизма перераспределения денежных ресурсов в наиболее важные и значимые сектора экономики;
    надзорная и контрольная, то есть предотвращение нарушений со стороны различных участников рынка ценных бумаг;
    арбитражная, то есть разрешение споров между участниками рынка ценных бумаг через систему судебных органов. [9]
 
    Участники рынка ценных бумах, в основе регулирования  деятельности которых лежит лицензирование:
    Профессиональные участники рынка ценных бумаг
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.