На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Управленческое общение и факторы его эффективности

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 30.05.2012. Сдан: 2010. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Оглавление
Введение…………………………………………………………………….3
1.Понятие управленческого общения……………………………………...5
2.Формы и принципы управленческого общения…………………………8
3.Уровни и стадии…………………………………………………………..12
4.Структура управленческого общения: коммуникативная, интерактивная, перцептивная составляющие……………………………………………….15
Заключение…………………………………………………………………35
Список  использованной литературы……………………………………37  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение
Заберите  у меня все, чем я обладаю,
                                                        но оставьте мне мою речь.
                                                                И скоро я обрету все, что  имел.
Д. Уэбстер, англ. драматург
           Деловое общение сегодня проникает во все сферы общественной жизни. Компетентность в сфере делового общения непосредственно связана с успехом или неуспехом в любом деле: науке, искусстве, производстве, торговле. Что касается менеджеров, предпринимателей, организаторов производства, людей, занятых в сфере управления, то коммуникативная компетентность для представителей этих профессий представляет важнейшую часть профессионального облика. Менеджер — это профессиональный коммуникатор, т. е. человек, для которого речевая деятельность является важнейшей составляющей профессиональной деятельности. Коммуникации в деятельности менеджера занимают более 60% рабочего времени. Поэтому достаточная степень коммуникативной компетентности — это необходимое условие успешной деятельности менеджера любого направления. Деловое общение является необходимой частью человеческой жизни, важнейшим видом отношений с другими людьми. Важная особенность делового общения — это строгое соблюдение его участниками ролевого амплуа. В деловом общении особую значимость приобретают такие важные качества деловых людей, как обязательность, организованность, верность слову, а также соблюдение нравственно-этических норм и принципов. Под деловым общением понимается общение, обеспечивающее успех какого-то общего дела, создающее условия для сотрудничества людей, чтобы осуществить значимые для них цели. Знания личности позволяют определить, насколько эффективными могут быть деловые отношения с конкретным человеком. Но для обеспечения высокого уровня общения руководитель должен уметь пользоваться технологиями общения, основанными на психологических знаниях.
     Я считаю, что деловое общение является одной из составных частей организации и знание его основных принципов, стадий и структуры даёт возможность менеджеру сделать его более эффективным. Поэтому в своём реферате я постараюсь раскрыть сущность управленческого общения, его формы, принципы, уровни, стадии и структуру. И в каждой из частей структуры показать из чего складывается эффективность общения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Общее понятие об управленческом общении.
          Общение — атрибутивное свойство человека, основной способ его жизнедеятельности в обществе.
         Реализуя свои материальные и духовные потребности, человек посредством общения вступает в разного рода отношения — производственные, политические, идеологические, нравственные и т.д.
      Производственные отношения являются  структурообразующим элементом  всей системы общественных отношений.  В процессе производства неизбежно  возникает потребность в таком  виде деятельности, как управление, предполагающем планирование, организацию,  мотивацию и контроль, а также  тесно связанные с осуществлением  этих функций коммуникации и  принятие решений. Исходя из  этого, управленческое общение можно определить как общение, вызванное необходимостью осуществления управленческих функций с учетом обратной связи.
      Общение руководителя, вызванное необходимостью  осуществления управленческих функций с учетом обратной связи, называется управленческим общением. Цель его состоит в изменении деятельности людей в определенном направлении, что соответствует одной из целей управления, как они понимаются в кибернетике и точных науках1.
      Руководитель вступает в управленческое общение для того, чтобы, во-первых, передать информацию в форме распоряжений, указаний, рекомендаций и советов, во-вторых, получить от подчиненных сведения о выполнении задания и, в-третьих, для оценки качества его выполнения.     Однако руководители, отдавая распоряжения, не каждый раз контролируют их исполнение и не всегда дают оценку выполненному, поэтому первая из названных функций управленческого общения — выдача распорядительной информации — осуществляется наиболее часто и оказывает наибольшее влияние на деятельность организации.
    Распорядительная  информация по форме бывает директивная  и демократическая. К директивным  формам относятся: приказ, распоряжение, указание, требование. Демократическими формами являются рекомендация, совет и просьба. При этом следует заметить, что, хотя сочетание слов «просьба» и «распорядительная информация» для некоторых руководителей может показаться не совсем обычным, в принципе любое распоряжение руководителя может быть представлено в форме просьбы.
       Управленческие отношения предполагают тесное диалектическое взаимодействие между объектом управления (от отдельных структурных подразделений до общества в целом) и субъектом управления, осуществляющих сознательное воздействие на объект для достижения поставленных целей.
              Взаимоотношения между субъектом и объектом нельзя рассматривать как односторонний процесс воздействия субъекта на объект, во-первых, потому, что всякий субъект управления в свою очередь является и объектом управления со стороны организации более высокого уровня производственной иерархии, а во-вторых, потому, что объект управления не пассивен по отношению к субъекту управления: посредством обратной связи он в неменьшей степени оказывает на него воздействие, заставляя вносить коррективы как в формирование самого субъекта управления (его состав, структуру), так и в процесс реализации выполняемых им функций. Поэтому правильнее говорить о субъектно-субъектных отношениях в управленческой деятельности.
      Основные  функции управленческого общения:
      1. выдача распорядительной информации (распоряжения, приказы, указания, рекомендации, советы и др.);
      2. получение обратной (контрольной) информации о ходе и итогах реализации распорядительной информации;
      3.  выдача оценочной информации об итогах реализации задания.
      Первая  функция в управленческом общении  присутствует всегда, она главная и ведущая. Вторая и третья функции могут и не быть в том или ином конкретном акте управленческого общения.
      Почему  первая функция главная? Потому что  от ее качества зависит качество исполнительной деятельности. Кроме того, первая функция еще и наиболее сложная. На этой стадии чаще всего возникают проблемы и конфликты, так как руководитель изменяет взгляды, отношения, установки, вид деятельности, действия, поведение другого человека, других людей.
      Управленческое  общение в своей основе деловое, ролевое общение. В процессе его  мы контактируем и взаимодействуем  не ради праздного любопытства, не «просто  так», а для того, чтобы решить какую-либо деловую проблему. Все это требует организации процесса управленческого общения2. 
 
 
 
 

Формы и принципы управленческого  общения.
       Выделяют несколько форм управленческого общения.
(1)   Субординационная форма общения. Это общение между руководителями и подчиненными, в основу которого положены административно-правовые нормы. Такое общение складывается как между руководителями и исполнителями, так и между руководителями разных уровней.         Субординационная форма общения может носить линейный, функциональный и смешанный, линейно-функциональный характер. При линейных отношениях у каждого руководителя может быть несколько подчиненных, но каждый подчиненный непосредственно имеет только одного руководителя. Что касается функциональных отношений, то работник (или сектор) может подчиняться нескольким руководителям одновременно, причем каждый из этих руководителей контролирует осуществление конкретной функции.
(2)  Служебно-товарищеская форма общения. Это общение между коллегами, в основу которого положены административно-моральные нормы.
(3) Дружеская форма общения. Это общение между руководителями, между руководителями и подчиненными. В основе такого общения лежат морально-психологические нормы взаимодействия.
        В зависимости от уровня управления, его вертикальных и горизонтальных "срезов", производственных и общественных условий, индивидуально-психологических качеств людей руководитель выбирает ту или иную форму управленческого общения. К примеру, вертикальная модель общения наиболее целесообразна на уровне управления предприятием, цехом, тогда как на уровне бригады она малоэффективна.
       Современная наука выделяет следующие основные этико-психологические принципы управленческого общения3.
1.   Принцип создания условий для проявления личностного потенциала сотрудников, их  профессиональных знаний, опыта, способностей. Этому во многом способствует делегирование полномочий руководителя, т.е. передача подчиненным ряда задач или некоторых видов деятельности из сферы действий руководителя. Некоторые руководители опасаются того, что подчиненные будут рассматривать это делегирование как попытку переложить свою работу на их плечи. Такие опасения неизбежно приводят к снижению эффективности управления: объект текущей работы препятствует осуществлению основной функции руководителя — определению и реализации стратегических целей предприятия. А подчиненные при этом чувствуют недоверие к себе.
       Техника делегирования полномочий предполагает подбор подходящих сотрудников, распределение сфер ответственности, координацию выполнения порученных задач, стимулирование и консультирование подчиненных, контроль и оценку их деятельности. Делегировать необходимо специализированную деятельность, частные вопросы, рутинную и подготовительную работу, но не окончательную формулировку целей, планов, программ. Не подлежат делегированию такие функции руководителя, как установление целей, принятие решений, контроль результатов, руководство сотрудниками и мотивация их деятельности, задачи особой важности и высокой степени риска, актуальные срочные дела строго доверительного характера.
2.   Принцип полномочий и ответственности. Каждый работник должен четко знать свою должностную компетенцию, т.е. задачи, обязанности и права по их реализации. Руководитель призван заботиться о создании социального, служебного и персонального Статусов своих сотрудников. Социальный статус — это соблюдение конституционных прав и обязанностей, общественных полномочий, определенных правопорядком и моралью. Служебный статус — это регламентация служебных прав и обязанностей работника, использование его в соответствии с профессиональной квалификацией, систематическая и справедливая оценка личностно-деловых качеств. Персональный статус означает удовлетворенность работников своими отношениями в группе, расположенность к проявлению своих способностей.     
3.  Принцип поощрения и наказания. Всякий человек стремится к самоутверждению, и большинство из нас — к признанию именно в производственной сфере. Поэтому руководитель должен уметь видеть не только наиболее активных и добросовестных работников, но иотмечать отдельные, пусть небольшие, успехи каждого подчиненного. Отдавая дань традиционным формам поощрения, руководитель должен помнить, что новизна и "штучность" поощрения — мощные стимулы развития творческой активности личности. Несвоевременная и неадекватная оценка личности руководителем и коллективом вызывает у нее желание восстановить справедливость, что в случае недооценки заслуг кого-либо из сотрудников чревато снижением уровня его трудовых достижений и появлением у него чувства неудовлетворенности и обиды. К сожалению, 46% руководителей предпочитают тактику кнута, а не пряника. Никто не отрицает наказания как меры воздействия на подчиненного, но эта мера не может быть главенствующей, и применять ее нужно только строго индивидуально, в соответствии с проступком. При этом следует помнить, что оценке подлежит именно поступок, а не личность "нарушителя" в целом. Разговор-наказание должен строиться по схеме: положительные эмоции (высокая оценка личности в целом) — отрицательные (анализ проступка) — и вновь положительные (выражение веры в то, что подобная ситуация не повторится). Критика легче переносится на фоне самокритики.
4.   Принцип рационального использования рабочего времени руководителя. Исследования показывают, что из каждой сотни менеджеров лишь один имеет достаточно рабочего времени, десятерым требуется на 10% больше времени, сорока менеджерам нужно дополнительно 25% времени, остальным не хватает и дополнительных 50%. Описано, много принципов и приемов использования рабочего времени. Отмечу лишь два принципа: принцип приоритетов и принцип Парето. Суть принципа приоритетов проста: распределять дела в порядке их значимости и начинать с самого существенного. Согласно принципу итальянского экономиста В. Парето ("80—20"), в процессе работы за 20% расходуемого времени менеджер достигает 80% результатов, а остальные 80% затраченного времени дают лишь 20% общего итога. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Уровни  и стадии управленческого  общения.
         Общение может происходить на разных уровнях. А. Добрович выделяет следующие уровни общения: примитивный, манипулятивный, стандартизированный, конвенциональный, игровой, деловой, духовный4.
         Все они значимы, но я выделю деловой уровень.
Деловой уровень. Еще один уровень диалога, располагающийся выше конвенционального, - деловое общение. Имеется в виду не просто «деловые контакты» как род человеческих занятий. Реальные деловые контакты совсем не обязательно протекают на «деловом уровне», они нередко выглядят как общение на манипулятивном или стандартизированном уровне. Особенность делового общения: «Я» человека отодвинуто назад, на первом месте – дело. Общаясь на деловом уровне, люди выносят из контактов не только определенные зримые «плоды» совместной деятельности, но также исключительно стойкие чувства взаимной привязанности, доверия и теплоты. Или, напротив, почти неустранимые антипатии друг к другу! Дело отметёт игру и выставит в человеке всё, чем он является в действительности.        
 
     Другой подход к рассмотрению уровней общения предлагает Б. Ломов. Он выделяет три уровня: макро-, меза- и микроуровни.
      На макроуровне человек общается с другими людьми в соответствии со сложившимися общественными отношениями, традициями, обычаями. Он определяет своеобразную стратегию общения личности на протяжении всей жизни.
      На мезауровне общение происходит в пределах содержательной темы, один или много раз.
      Общение на микроуровне — это акт контакта (вопрос — ответ, мимический, полетомимический акт и др.). Микроуровень объединяет простейшие элементы, лежащие в основе других уровней общения.
      И. Н. Горелов в книге "Умеете ли вы общаться?" выделяет шесть стадий общения.
  Первая стадия—  ориентировка в окружающих условиях. Выбор места встречи, расположения людей, дистанции взаимодействия — пространственная ориентировка. Ориентировка во времени (когда назначить общение, сколько времени на него выделить), социальная ориентировка (каковы взгляды и ценности участников общения, какую психологическую дистанцию занять при общении).
Вторая  стадия — привлечение внимания собеседников.
Третья  стадия — поиск совместимости собеседников по объему общения (кто и сколько говорит), по темпам общения (частота слов, быстрота смены тем, мыслей, образов), по настроению, по позициям и дистанциям общения. Напряженность прежней стадии сменяется расслабленностью. На этой стадии путем выжидания и маневрирования идет поиск согласия. Все три — подготовительные стадии.
 На четвертой стадии идет обмен фактами и оценка их, поиск общей точки зрения, приемлемой для обеих сторон темы общения. Пробуждается взаимный интерес. Идет демонстрация ожидаемых собеседником черт личности, своих привычек, мнений, настроений.
На  пятой стадии могут возникнуть проблемная ситуация, конфликт, столкновение мнений. Это творческое взаимодействие, поиск нового решения, не предложенного ни одним из собеседников.
На  шестой стадии собеседники принимают решение на основе выработанного на пятой стадии. Намечается совместный план реализации найденного решения, происходит фиксация результатов общения, собеседники выходят из контакта. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Структура общения:  коммуникативная, интерактивная,  перцептивная его составляющие.
        В структуре управленческого общения, как, впрочем, и любого другого вида общения, можно выделить три составляющие — коммуникативную, интерактивную и перцептивную.
       Коммуникативная составляющая общения — это обмен информацией, ее понимание. Коммуникативное взаимодействие можно классифицировать по разным основаниям:
-с точки зрения особенностей психического отражения (интеллектуальное, эмоциональное, образное, ассоциативное);
-с точки зрения сосредоточения интересов сторон (противоборство, компромисс, сотрудничество, уход, нейтралитет);
-по числу, характеру и степени вовлеченности субъектов в процесс взаимодействия (монолог, диалог, полилог);
-по организационным формам коммуникативного воздействия (деловая беседа, совещание, прием по личным вопросам, пресс-конференция).
По средствам  коммуникации общение бывает двух видов: речевое и неречевое (невербальное). Невербальные средства общения в свою очередь делятся на:
1.оптико-кинестетические (жесты, мимика, пантомимика),
2.паралингвистические (качество голоса, его диапазон, тональность),
3.экстралингвистические (паузы, плач, смех),
4.пространственно-временные (взаиморасположение партнеров, временные задержки начала общения и др.).
        Достояние людей, их отношения, намерения, характерологические особенности наглядно проявляются в мимике, жестах, позах, походке и т.д. Невербальные сигналы человеком не осознаются или почти не осознаются и поэтому оказываются для руководителя важнейшим источником достоверной информации, необходимой для выбора правильной стратегии общения с конкретной аудиторией. Используя жесты, вызывающие положительную реакцию подчиненных, руководитель может добиться их расположения, повысить свой статус. При помощи невербальных средств общения он может управлять вниманием и состоянием аудитории.
          Элементами невербальной коммуникации являются мимика (выражение лица, ширина зрачка, контакт глазами и др.), частота дыхания, жесты, походка, одежда, символы статуса, тембр голоса и интонация, про странство, разделяющее говорящих.
         Психологами установлено, что в процессе взаимодействия людей от 60 до 90% коммуникаций осуществляется с помощью невербальных средств выражения. При этом вербальный канал используется главным образом для передачи информации, тогда как невербальные сигналы служат выражением межличностных отношений, а в некоторых случаях применяются вместо словесных сообщений. Количество и качество невербальных сигналов зависит от возраста человека (у детей они читаются легче), пола, национальности (сравните, например, жестикуляцию итальянцев и шведов), типа темперамента, социального статуса, уровня профессионализма (чем выше социально-экономическое положение и профессионализм человека, тем меньше развита у него жестикуляция и беднее телодвижения) и других показателей.
        Чтобы не ошибиться в трактовке невербальных сигналов, нужно руководствоваться следующими правилами5.
(1)  Судить  следует не по отдельным жестам (они, как и некоторые слова,  могут иметь несколько значений), а по их совокупности (это можно  сравнить с фразой).
(2) Жесты  нельзя трактовать в отрыве  от контекста их проявления. Один'и  тот же жест (к примеру, скрещенные  на груди руки) на переговорах  может означать скованность, нежелание  участвовать в обсуждении проблемы, возможно, недоверие, а человек,  стоящий со скрещенными руками зимой на автобусной остановке, наверняка попросту замерз.
(3)  Следует  учитывать национальные и региональные  особенности невербальной коммуникации. Один и тот же жест у разных  народов может иметь совершенно  разные значения.
(4)  Трактуя жесты, старайтесь не приписывать свой опыт, свое состояние другому.
(5)  Помните  о "второй натуре", т.е. о  той роли, которую в данный  момент и в течение длительного  отрезка времени (иногда в течение  всей жизни) играет человек.  Эта роль может быть избрана  для маскировки, компенсации негативных  качеств. Человек, играющий роль  высокомерного, отважного, использует  и соответствующие роли жесты,  скрывая свою неуверенность или  трусость. Важно отличать эту  "вторую натуру" от истинной, чтобы невербальные сигналы не  ввели вас в заблуждение.
(6)  Другие  факторы, оказывающие влияние  на интерпретацию жестов. Это  может быть состояние здоровья. К примеру, у близоруких зрачки  всегда расширены, а у дальнозорких  сужены. Больной полиартритом предпочитает  избежать рукопожатия, опасаясь боли в суставах. На ширину зрачка также влияет яркость света, на стремление избежать рукопожатия — профессия. Последнее касается художников, музыкантов, хирургов и людей других профессий, где требуются чуткие пальцы.
Организация пространства. Эффективность общения руководителя с аудиторией или несколькими собеседниками непосредственно зависит от размещения участников диалога друг относительно друга.Одним из первых пространственную структуру общения стал изучать американский антрополог Э. Холл. Он ввёл понятие «проксемика», буквальный перевод которого означает «близость»6.
К проксемическим характеристикам относятся ориентация( положение) партнёров в пространстве в момент общения и дистанция  между ними. На проксемические характеристики влияют культурные и национальные факторы.
Итак  выделяется несколько зон общения.
(1)   Интимная зона (до 50 см). В нее допускаются только очень близкие люди, и всякая непрошенная попытка нарушить это пространство вызывает негативную реакцию. Деликатность, умение держать дистанцию   — непременное условие плодотворного общения.
(2)  Личная зона (от 50 см до 1,2 м). Это зона общения хорошо знакомых людей и заинтересованных друг в друге партнеров.
(3)   Социальная зона (от 1,2 м до 3,5 м). Зона общения с большинством людей. Сила индивидуального психологического воздействия в этой зоне общения значительно слабее.
(4) Общественная зона(более 3,5 м). Это зона общения в аудитории. На расстоянии более 8 м эффективность общения резко снижается.
       Для руководителя важно правильно выбрать расстояние не только между ним и собеседником, но также учесть компактность и конфигурацию размещения слушателей в зависимости от цели и формы общения. Рассредоточенная в большом зале, аудитория значительно меньше поддается влиянию говорящего, легче "выключается" из общения.
       Если преимущественно монологические формы общения (лекция, доклад) допускают традиционное расположение — оратор лицом к аудитории, сидящей рядами, то диалогические формы общения при таком расположении непродуктивны. Вот некоторые, наиболее эффективные варианты размещения аудитории при диалогических (полилогических) формах общения7.
Единая  команда. В центре — организатор обсуждения, остальные участники   — круг заинтересованных людей.
Блочный метод. Такое расположение подходит для организации диспутов, "круглых столов". Участники обеспечены микрофонами. При необходимости микрофоны устанавливаются в зале.
 Расположение участников друг напротив друга. Этот способ размещения эффективен, когда предстоит обсуждение, участники которого придерживаются противоположных взглядов.
“Треугольник”. Участников немного, и они могут общаться непосредственно. В центре   — организатор (лидер общения).
 "Круглый стол". Роль организатора общения минимальна. Все участники находятся в равном положении. Если участников дискуссии много, то возможен еще один (внешний) круглый ряд.
    Выше речь шла о коммуникативной стороне общения. Другая составляющая общения — интерактивная, характеризующая общение как взаимодействие.
      В истории социальной психологии известно несколько попыток описать структуру взаимодействия. Большое распространение получила "теория социального действия", в которой в различных вариантах описывается индивидуальный акт действия. Фиксировались компоненты взаимодействия: люди, их связь, воздействие друг на друга и, как следствие этого, их изменение. К этой идее обращались социологи М. Вебер, П. Сорокин, Т. Парсонс и социальные психологи Янг, Фримен и др. В качестве примера рассмотрим реализацию этой идеи в теории Парсонса. По его мнению, в основе деятельности лежат межличностные взаимодействия и на них строится человеческая деятельность как результат единичных действий. В качестве элементов предлагаемой им схемы выступают: (а) "деятель", (б) "другой" (объект, на который направлено действие), (в) нормы (по которым организуется взаимодействие), (г) ценности (которые защищает каждый участник), (д) ситуация (в которой совершается действие). Другая попытка построить структуру взаимодействия связана с описанием ступеней его развития. При этом взаимодействие расчленяется не на элементарные акты, а на стадии, которые оно проходит. Такой подход предложен, в частности, польским исследователем Я. Щепаньским. У Щепаньского центральным понятием описания социального поведения оказывается понятие социальная связь. Она может быть представлена как последовательное осуществление: (а) пространственного контакта, (б) психического контакта, (в) социального контакта (совместная деятельность), (г) взаимодействия, (д) социального отношения (взаимно сопряженных систем действия).
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.