На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Оценка инновационного проекта

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 30.05.2012. Сдан: 2010. Страниц: 22. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………..….....3
Глава 1. Теоретические основы оценки инновационных проектов……………....5
      Понятие и классификация инновационных проектов……………………...5
      Основные элементы и стадии инновационного проекта………………..….9
1.3. Основные методы оценки инновационных проектов……………………….15
Глава 2. Анализ оценки инновационных проектов предприятия ОАО «Стройцентр»……………………………………………………………………….24
2.1.  Организационно-экономическая характеристика  предприятия………...…24
2.2   Анализ  финансового состояния предприятия……………………………….28
2.3. Оценка и анализ оценки инновационных проектов предприятия ОАО «Стройцентр»……………………………………………………………………….33
Глава 3.  Совершенствование оценки инновационных проектов предприятия ОАО «Стройцентр»………………………………………………………………...40
3.1. Мероприятия по совершенствованию оценки инновационных проектов предприятия………………………………………………………………………...40
3.2. Оценка эффективности предложенных мероприятий…………………..…..46
Заключение………………………………………………………………………….51
Список  литературы………………………………………………………………...55
Приложения 

 


ВВЕДЕНИЕ 

    Под инновацией (англ. innovation — нововведение, новаторство) мы понимаем «инвестицию в новацию» как результат практического освоения нового процесса, продукта или услуги.
    Новация (лат. novation — изменение, обновление) представляет собой какое-то новшество, которого не было раньше: новое явление, открытие, изобретение, новый метод удовлетворения общественных потребностей и т.п.
    Термин "инновация" стал активно  использоваться  в  переходной  экономике России как самостоятельно, так и для обозначения ряда  родственных  понятий: "инновационная  деятельность",   "инновационный   проект",   "инновационное решение" и т. п.
    В современном экономическом мире инновации выступают одним из ключевых факторов, определяющих перспективы социального и экономического развития организаций.
    Применительно к предприятиям, инновация - это конечный результат инновационной деятельности по созданию и практическому освоению новшества в производстве или непроизводственной сфере, качественно отличного от предшествующего аналога, способствующего удовлетворению определенной общественной потребности и дающего ряд эффектов (научно-технический, экономический, социальный и экологический эффект).
    Инновационный  проект  представляет  собой подготовку  и осуществление инновационных изменений и складывается из  взаимосвязанных фаз,  образующих единое,  комплексное целое.  В   результате   этого   процесса   появляется реализованное,  использованное  изменение -  инновация.  
    Мировой опыт показывает, что стабильный экономический рост, увеличение валового внутреннего продукта возможно только на инновационной основе при активном использовании современных научно-технических достижений, а также на способности к инновационной деятельности и нововведениям.
    Деятельность  организации (предприятия, фирмы) связана  с непрерывным потоком многообразных  изменений. Адаптация к инновациям, их проведение требуют разнообразных  преобразований, как правило, новых  для организации и потому носящих  инновационный характер. Избранная инновационная стратегия должна быть реализована. Для успешного достижения поставленных инновационных целей необходим инновационный проект.
    Актуальность  исследования обусловлена особой значимостью  влияния качества и полноты разработки инновационных проектов на конечные результаты деятельности предприятия.
    Цель  данной работы: совершенствование оценки инновационных проектов предприятия.
    Для достижения поставленной цели в работе необходимо обеспечить решение следующих задач:
- изучить  теоретические основы оценки инновационного проекта;
-проанализировать  оценку инновационных проектов предприятия ОАО «Стройцентр»;
- разработать мероприятия по совершенствованию оценки инновационных проектов предприятия;
- оценить  эффективность предложенных мероприятий.
    Объектом  исследования в данной работе является ОАО «Стройцентр».
    Предмет исследования - методы оценки  инновационных проектов.
    Структура работы включает введение, 3 главы, заключение, список литературы и приложения. 

 


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ 

1.1. Понятие и классификация  инновационных проектов  

    Под проектом следует понимать целенаправленное изменение исходного состояния  любой системы или формирование новой системы с заданными  свойствами.
    Понятие «инновационный проект» может рассматриваться в нескольких аспектах/2/:
    Как форма целевого управления инновационной  деятельностью инновационный проект представляет собой сложную систему  взаимообусловленных и взаимосвязанных  по ресурсам, срокам и исполнителям мероприятий, направленных на достижение конкретных конечных целей. Как процесс осуществления инноваций – это совокупность выполняемых в определённой последовательности научных, технологических, производственных, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, приводящих к инновациям. Вместе с тем инновационный проект – это завершённый комплект научно-технической, проектно-конструкторской, технологической, организационно-плановой и расчётно-финансовой документации, необходимой для реализации целей проекта (на Западе для обозначения этого аспекта проекта используется термин «design»)/7/. Учитывая все три аспекта понятия «инновационный проект», можно дать следующее его определение.
    Инновационный проект – это система взаимоувязанных  целей и программ их достижения, представляющих собой комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, организационных, финансовых, коммерческих и других мероприятий, соответствующим образом организованных (увязанных по ресурсам, срокам, исполнителям), оформленных комплектом проектной документации и обеспечивающих эффективное решение конкретной задачи (научно-технической проблемы), выраженной в количественных показателях и приводящей к инновации/6/.
     Реализация  замысла инновационного проекта  обеспечивается участниками проекта. Схематическое изображение основных участников проекта приведено в рис. 1.
 
 
 
 
 
 
 

    Рис. 1. Основные участники проекта
    Заказчик  – будущий владелиц и пользователь результатов проекта. В качестве заказчика может выступать как  физическое лицо, так и юридическое.
    Инвестор  – физические или юридические  лица, вкладывающие средства в проект. Инвестор может быть и заказчиком.
    Проектировщик – специализированные проектные  организации, разрабатывающие проектно-сметную  документацию.
    Поставщик – организации, обеспечивающие материально-техническое обеспечение проекта (закупки, поставки). Исполнитель (организация-исполнитель, подрядчик, субподрядчик) – юридические лица, несущие ответственность за выполнение работ по контракту. К ним относятся ИП, производственные предприятия, вузы и т.п.
    Научно-технические  советы (НТС) – ведущие специалисты  по тематическим направлениям проекта, несущие ответственность за выбор  научно-технических решений, уровень  их реализации, полноту и комплексность  мероприятий для достижения проектных целей; организующие конкурсный отбор исполнителей и экспертизу полученных результатов.
    Руководитель  проекта (в принятой на Западе терминологии «проект-менеджер») – юридическое  лицо, которому заказчик делегирует полномочия по руководству работами по проекту: планированию, контролю и координации работ участников проекта.
    Поддерживающие  структуры проекта – это организации  различных форм собственности, содействующие  основным участникам проекта в выполнении задач проекта и образующие вместе с ними инфраструктуру инновационного предпринимательства. К поддерживающим структурам относятся: инновационные центры; фонды поддержки программ, проектов; консалтинговые фирмы; органы независимой экспертизы; патентно-лицензионные фирмы; аудиторские фирмы; выставочные центры и т.п.
    Многообразие  целей и задач инновационного развития определяет множество разновидностей инновационных и научно-технических  проектов. Ниже приведена классификация  инновационных проектов.
    Инновационные проекты различаются по уровню научно-технической значимости:
    Модернизационный, когда конструкция прототипа  или базовая технология кардинально  не изменяются (расширение размерных  рядов и гаммы изделий; установка  более мощного двигателя, повышающая производительность станка, автомобиля);
    Новаторский (улучшающие инновации), когда конструкция  нового изделия по виду своих элементов  существенным образом отличается от прежнего (добавление новых качеств, например, введение средств автоматизации  или других, ранее не применявшихся  в конструкциях данного типа изделий, но применявшихся в других типах изделий);
    Опережающий (базисные инновации), когда конструкция  основана на опережающих технических  решениях (введение герметических кабин  в самолетостроении, турбореактивных  двигателей, ранее нигде не применявшихся);
    Пионерный (базисные инновации), когда появляются ранее не существовавшие материалы, конструкции и технологии, выполняющие  прежние или даже новые функции (композитные материалы, первые радиоприемники, электронные часы, персональные компьютеры, ракеты, атомные станции, биотехнологии).
    Виды  инновационных проектов по основным типам:
    По  предметно – содержательной структуре  и по характеру инновационной  деятельности проекты подразделяются на:
    исследовательские;
    научно-технические;
    связанные с модернизацией и обновлением производственного аппарата;
    проекты системного обновления предприятия.
    По  уровню решения инновационные проекты  подразделяются на:
    международные;
    республиканские;
    региональные;
    отраслевые;
    отдельного  предприятия.
    По  характеру целей проекта подразделяются на:
    конечные - отражают цели, решения проблемы в  целом;
    промежуточные.
    По  периоду реализации подразделяются на:
    долгосрочные (более 5 лет);
    среднесрочные (до 5 лет);
    краткосрочные (1-2 года).
    По  типу инноваций подразделяются на:
    новый продукт;
    новый метод производства;
    новый рынок;
    новый источник сырья;
    новая структура управления.
    По  виду удовлетворяемых потребностей, могут быть ориентированы на удовлетворение существующих потребностей или на создание новых потребностей;
    По  типу инноваций, могут быть:
    ведение нового или усовершенствованного продукта;
    создание  нового рынка;
    освоение  нового источника сырья или полуфабрикатов;
    реорганизация структуры управления/3/.
    Таким образом, инновационный проект представляет собой сложную систему процессов, взаимообусловленных и взаимоувязанных по ресурсам, срокам и стадиям. Инновационные проекты могут носить разный характер и отличаться по ряду классификационных признаков. 

1.2. Основные элементы и стадии инновационного проекта 

    К основным элементам инновационного проекта следует отнести:
    - однозначно сформулированные цели  и задачи, означающие основное  назначение проекта;
    - комплекс проектных мероприятий  по расширению инновационной  проблемы и реализации поставленных  целей;
    - организацию выполнения проектных мероприятий, т.е. увязку их по ресурсам и исполнителям для достижения целей проекта в ограниченный период времени и в рамках заданных стоимости и качества;
    - основные показатели проекта  (от целевых по проекту в  целом до локальных (частных)  – по отдельным заданиям, этапам, мероприятиям, исполнителям), в т.ч. показатели, характеризующие его эффективность.
    Разработка  концепции и идеи проекта
    Концепция инновационного проекта должна определять варианты его реализации, формировать  основные цели и ожидаемые конечные результаты, оценивать конкурентоспособность и перспективность результатов проекта, а также возможную эффективность инновационного проекта. В процессе разработки концепции инновационного проекта можно выделить следующие этапы: формирование инновационной идеи и постановка цели проекта, маркетинговые исследования идеи проекта, структуризация проекта, анализ риска и неопределенности, выбор варианта реализации проекта.
 

 




      
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
      

Рис. 2. Содержание и этапы разработки концепции инновационного проекта
    Формирование  инновационной идеи и постановка цели проекта.
    Возникновение инновационной идеи является отправной  точкой, с которой начинается разработка инновационного проекта. Формирование инновационной идеи рассматривается с двух позиций. С одной стороны, инновационная идея составляет основу, суть инновационного проекта, находящую отражение в постановке генеральной (конечной) цели проекта (идея создания нового продукта или услуги, идея организационных преобразований в отрасли, регионе, на действующем предприятии и т.п.). С другой стороны, под формированием инновационной идеи понимается задуманный план действий, т.е. способы или пути достижения цели проекта. Уже на этом этапе определяются альтернативные варианты решения проблемы. Идея может возникнуть спонтанно или являться результатом длительного процесса, она может быть результатом коллективной экспертизы или индивидуального анализа.
    К методам генерирования и формирования инновационных идей относятся хорошо известные методы экспертных оценок, такие, как методы выявления мнений (метод интервью; метод анкетирования – выборочных опросов; написание сценария и т.д.) и творческие методы («мозговая атака»; морфологический анализ; метод Дельфи и т.д.)/1/.
    Структуризация  инновационного проекта. Установленные на предыдущих этапах целевые параметры проекта являются основой для формирования перечня проектных мероприятий по достижению конечной цели проекта. Для определения состава необходимых мероприятий конечные цели предварительно структурируются, т.е. разбиваются на составные элементы. Практика показала, что в структуризации проекта необходимо различать две разновидности функциональную и проблемную.
    При функциональной структуризации проекта  сначала устанавливается состав функциональных элементов, являющихся условием полного и комплексного его решения. Инструментом такой функциональной структуризации проблемы при разработке проекта служит «дерево целей». Последнее представляет собой иерархическую систему, имеющую ряд уровней, на которых располагаются последовательно детализируемые цели, требующие реализации. При этом цели каждого последующего уровня должны обеспечивать реализацию целей вышестоящего уровня.
    По  каждому из установленных элементов, включая и альтернативные, определяется ограниченный перечень важнейших целевых показателей, характеризующий их научно-технический уровень и раскрывающий содержание целевых показателей элементов вышестоящего уровня. На основании частных прогнозов развития каждого элемента и с учетом сложившихся пропорций, удельных затрат и норм расхода рассчитываются возможные значения целевых показателей по отдельным периодам реализации проекта. При определении значений целевых показателей следует исходить из необходимости обязательного обеспечения целевых параметров соответствующего элемента вышестоящего уровня. Расчет целевых параметров по элементам «дерева целей» осуществляется последовательным разукрупнением от высшего уровня к нижнему.
    Построенное «дерево целей» переформулируется  затем в проблемно выраженную систему заданий и мероприятий, имеющую также иерархическую структуру и называемую «деревом работ». Это проблемная структуризация проекта. Если «дерево целей» устанавливает необходимые средства достижения целей проекта, то комплекс мероприятий («дерево работ») должен определять пути и способы получения этих средств.
    Совокупность  работ, установленных по элементам  низшего уровня «дерева целей», объединяются на последующих стадиях разработки проекта в темы, задания и этапы, связанные с созданием соответствующих  элементов высшего уровня. Получаемое таком образом «дерево работ» представляет собой один из возможных вариантов реализации проекта.
    Результатом структуризации проекта является перечень мероприятий (состав заданий, тем и  работ), выполнение которых необходимо для обеспечения достижения в установленные сроки целевых значений проекта по каждому из вариантов его реализации.
    Маркетинговые исследования идеи проекта.
    Параллельно с формированием инновационной  идеи проекта проводятся ее маркетинговые  исследования. Целью этого этапа является определение сферы влияния проекта на развитие народного хозяйства и, как следствие, количественное уточнение цели проекта и задач по отдельным периодам. Конечные цели и задачи инновационного проекта не всегда могут быть установлены в виде конкретных количественных показателей на стадии выбора и обоснования проблемы (инновационной идеи). Поэтому собственно разработка проекта должна начинаться с количественного уточнения конечной цели проекта и установления промежуточных задач ее реализации по отдельным временным периодам для различных вариантов реализации.
    С этой целью:
    - устанавливаются возможные потребители  целевого продукта проекта;
    - анализируются возможности и  экономическая целесообразность  замены производимой продукции  новыми видами целевой продукции;
    - изучается структура отраслей, обеспечивающих  реализацию проекта сырьем, энергоресурсами,  комплектующими изделиями и т.д.;
    - анализируются новые сферы использования  конечного продукта проекта;
    - исследуются экономические и  социальные последствия реализации проекта.
    На  этапе маркетинговых исследований должны использоваться общие методы маркетинга инноваций. Результаты маркетинговых  исследований выражаются в конкретных количественных значениях целевых  параметров проекта.
    Анализ  риска и неопределенности.
    Одной из наиболее существенных особенностей инновационных проектов является то, что выполнение проектов осуществляется в условиях риска и неопределенности. Эти факторы подлежат учету в  расчетах эффективности, если при разных возможных условиях реализации затраты и результаты по проекту различны. Результат анализа рисков при разработке инновационного проекта выражается в определении вероятности реализации альтернативных вариантов.
    Выбор варианта реализации инновационного проекта. Выбор из альтернативных вариантов инновационного проекта самого жизнеспособного представляет собой одну из наиболее ответственных процедур разработки проекта. Основными задачами этого этапа являются следующие:
    - установление основных критериев  (показателей) эффективности инновационного проекта;
    - расчет показателей эффективности  альтернативных вариантов проекта  с учетом вероятности их реализации;
    - сравнение и выбор варианта  инновационного проекта для реализации.
    Планирование  инновационного проекта
    Основная  цель планирования – интеграция всех участников проекта для выполнения комплекса работ, обеспечивающих достижение конечных результатов проекта. План реализации инновационного проекта представляет собой детальный, развернутый во времени, сбалансированный по ресурсам и исполнителям, взаимоувязанный перечень научно-технических, производственных, организационных и других мероприятий, направленных на достижение общей цели или решение поставленной задачи. Таким образом, план содержит указания кому, какую задачу и в какое время решать, а также какие ресурсы нужно выделить на решение каждой задачи. Как правило, он оформляется в виде комплексной инновационной программы.
    Система планов.
    По  целям различают стратегический и оперативный планы реализации проекта. Стратегический план определяет: целевые этапы и основные вехи проекта, характеризующиеся сроками завершения комплексов работ, сроками поставки продукции (оборудования), сроками подготовки фронта работ и т.д.; кооперацию организаций-исполнителей; потребности в материальных, технических и финансовых ресурсах с распределением по годам, кварталам. Оперативный план уточняет сроки выполнения комплексов работ и потребность в ресурсах, устанавливает четкие границы между комплексами работ, за выполнение которых отвечают разные организации-исполнители, в разрезе года и квартала.
    Содержательно планы подразделяются на продуктово-тематический, календарный, технико-экономический (ресурсный) и бизнес-план.
    Эффективным методом разработки продуктово-тематического  плана являются программно-целевые  методы, инструментом - «дерево целей» и «дерево работ», а основной формой – разработка комплексной программы реализации проекта.
    Календарный план. Определяет продолжительность  и объемы работ, даты начала и окончания  выполнения работ, тем, заданий проблемно-тематического  плана, резервы времени и величины ресурсов, необходимых для выполнения проекта.
    Технико-экономический  план. Представляет собой план ресурсного обеспечения инновационного проекта (материально-технического, интеллектуального, информационного, денежного) и определяет состав и потребность в ресурсах, сроки поставок и потенциальных поставщиков и подрядчиков.
    Бюджет  инновационного проекта – это  план, выраженный в количественных показателях и отражающий затраты, необходимые для достижения поставленной цели. Общий бюджет показывает расход средств на проект год за годом в течение всего периода времени его осуществления.
    Состав  бизнес-плана и степень его  детализации зависят от вида инновационного проекта, т.е. масштабов, значения для  народного хозяйства, научной направленности, размеров предполагаемого рынка сбыта и наличия конкурентов. Однако примерный состав, содержание разделов, методы и общие требования к составлению бизнес-плана инновационного проекта такие же, как к разработке любого бизнес-плана.
    Процесс планирования. Деятельность по разработке инновационных планов охватывает все этапы проектного управления: от разработки концепции проекта до контроля исполнителя календарных планов и расходования ресурсов.
    На  этапе контроля хода реализации проекта  осуществляется контроль за выполнением плановых заданий непосредственных исполнителей и при необходимости корректировка планов. Номенклатура и глубина разработки отдельных этапов изменяются в зависимости от масштаба и вида инновационного проекта. 

      Основные  методы оценки инновационных проектов
 
    Для снижения риска инновационной деятельности  компании  необходимо  провести тщательную оценку  предполагаемого  к  осуществлению  инновационного  проекта.  Инновационный  проект,  эффективный   для   одного предприятия, может оказаться  неэффективным для другого в силу объективных и субъективных   причин,   таких,    как    территориальная    расположенность предприятия,  уровень компетенции персонала   по   основным   направлениям инновационного проекта, состояние основных фондов и т.п.  Все эти факторы оказывают влияние на результативность инновационного проекта и программы в целом, но оценить  их количественно очень трудно, а в некоторых случаях и невозможно,  поэтому  их необходимо  учитывать  на  стадии  отбора  проектов.  Поскольку  на   каждом конкретном предприятии существуют свои факторы,  влияющие  на  эффективность инновационных проектов, то универсальной системы оценки  проектов  нет,  но ряд факторов имеет отношение к большинству инновационных предприятий.  На основе   этих   факторов   выделяют   определенные   критерии   для   оценки инновационных проектов.
    Основные  критерии для оценки инновационных  проектов/5/:
    1. Цели организации, стратегия,  политика, ценности: совместимость  проекта с долгосрочными планами  и  текущей  стратегией организацией, оправданность изменения в стратегии организации, если этого  требует принятие этого проекта; соответствие проекта отношению организации к риску, нововведениям,  требованиям  организации  с  учетом  временного аспекта и потенциалу роста организации;
    2. Финансовые критерии:  размер  инвестиций в производство, маркетинг  и НИОКР,  потенциальный годовой  размер прибыли, ожидаемая норма  прибыли, соответствие  проекта   критериям  эффективности   капиталовложений, принятым в организации,  стартовые затраты на осуществление проекта, предполагаемый срок окупаемости проекта, наличие финансов в нужные моменты времени,
    3. Научно-технические критерии:
    а) вероятность технического успеха;
    б) патентная   чистота,   не   нарушаются    ли    патентные    права патентовладельцев;
    в) уникальность продукции, отсутствие аналогов;
    г) наличие научно-технических ресурсов, необходимых  для  осуществления  проекта;
    д) соответствие проекта стратегии  НИОКР в организации;
    е) стоимость и время разработки;
    ж) воздействие на другие инновационные проекты;
    з) патентоспособность;
    и) потребности в услугах сторонних  фирм в консультационных услугах,  во внешних заказах на НИОКР;
    4. Производственные критерии: необходимость   технологических   нововведений   для   осуществление  проекта,  соответствие проекта имеющимся производственным мощностям, наличие производственного персонала и соответствие его  квалификации требованиям проекта, величина издержек производства, сравнение этих издержек с издержками у конкурентов,  потребность  в  дополнительном  оборудовании   и   производственных  мощностях;
    5. Внешние и экологические критерии: возможный экологический ущерб,  правовое обеспечение проекта,  возможная реакция общественного  мнения на осуществление проекта  и возможное влияние принятия  новых законов на проект.
    В результате формируется система  критериев, которая дает   возможность  оценить вклад инновационного проекта  любого  уровня  в инновационную  программу, в достижении  общей  конечных целей  реформ   и   использовать   эту   информацию   для   соответствующего распределения ресурсов на реализацию таких проектов.  Для  получения  полной оценки инновационного проекта экспертам необходимо оценить  каждую  позицию, а затем на основе  обобщенной  оценки  принимать  решение  об  эффективности анализируемого проекта.
    Для оценки эффективности инновационного  проекта  сравнивают  варианты проекта  с точки зрения их прибыльности, стоимости,  сроков  реализации.  Как результат, на продукцию в  течение всего  жизненного  цикла  будет  держаться стабильный спрос, достаточный для назначения такой цены,  которая  обеспечит покрытие расходов на эксплуатацию и обслуживание объектов  проекта,  выплату задолженности и удовлетворение окупаемости капиталовложений.
    Эффективность проекта оценивают с помощью  анализа   коммерческой эффективности вариантов проекта, а также бюджетной  и  народно хозяйственной экономической эффективности вариантов.
      Коммерческая   эффективность    (финансовое    обоснование)    проекта определяется соотношением  финансовых затрат  и  результатов,  обеспечивающих требуемую норму доходности, и рассчитывается как для проекта в целом, так и для отдельных участников с учетом их вкладов. При этом  в качестве  эффекта на t-шаге (3t) выступает поток реальных денег.
    В рамках каждого вида деятельности происходит  приток  Пi(t)  и  отток Оi(t) денежных средств. Обозначим разность между ними через Фi(t):
      Фi(t) = Пi(t) – Оi(t),  где i =1,2,3                                 (1)
    Приток  реальных денег  Ф(t)  называется  разностью  между  притоком  и  оттоком денежных средств от инвестиционной  и  операционной  деятельности  в каждом периоде осуществления проекта (на каждом шаге расчета):
          Ф(t) = (П1(t) – О1(t)) + (П2(t) – О2(t)) = Ф1(t) – Ф2(t)               (2)
    Показатели  бюджетной  эффективности  отражают   влияние   результатов осуществления проекта на доходы и  расходы  соответствующего  (федерального, регионального  или  местного) бюджета. Основным   показателем   бюджетной эффективности, используемым для обоснования предусмотренных  в  проекте  мер федеральной и региональной поддержки, является бюджетный  эффект.  Бюджетный эффект (Bt) для  шага  осуществления  проекта  определяется  как  превышение дохода  соответствующего  бюджета  (Dt)  над  расходами  (Pt)  в   связи   с осуществлением данного проекта:
             Bt = Dt – Pt                                                             (3)
    Интегральный   бюджетный   эффект   В   рассчитывается    как    сумма дисконтированных годовых  бюджетных эффектов или как превышение  интегральных доходов бюджета (Dинт) над интегральными бюджетными расходами (Pинт). Показатели народнохозяйственной экономической эффективности отражают эффективность проекта с точки зрения интересов народного хозяйства в целом, а также участвующих в осуществлении проекта регионов (субъектов  Федерации), отраслей,  организаций.  При   расчетах   показателей   народнохозяйственной экономической эффективности  в  состав  результатов  проекта  включаются  (в стоимостном выражении):
    1. Конечные производственные  результаты  (выручка  от  реализации  на внутреннем  и внешнем рынке всей производственной продукции,  кроме продукции,  потребляемой  российскими   организациями-участниками). Сюда же относится и выручка от продажи имущества и интеллектуальной собственности (лицензий на право использовать изобретения,  ноу-хау и т.п.), создаваемых участниками в ходе осуществления проекта;
    2. Социальные  и  экономические   результаты,  рассчитанные  исходя  из совместного  воздействия   всех  участников  проекта   на   здоровье населения, социальную  и экологическую обстановку в регионах;
    3. Прямые финансовые результаты;
    4. Кредиты и займы иностранных  государств, банков и фирм,  поступления  от импортных пошлин и тому  подобное/9/.
    Немаловажным  фактором,  который  предприниматели  учитывают при принятии решений об  инновационном проекте,  является  период,  в течение которого будут возмещены понесенные расходы, а так же  период,  необходимый для получения расчетной прибыли.
    Одним из  самых  простых  и  широко  распространенных  методов  оценки является метод определения срока окупаемости  инвестиций. Срок окупаемости определяется как период времени, в течение которого инвестиции будут возвращены за счет доходов, полученных от реализации инвестиционного проекта. Более точно под сроком окупаемости понимается продолжительность периода, в течение которого сумма чистых доходов, дисконтированных на момент завершения инвестиций, равна сумме инвестиций.
    Уравнение для определения срока окупаемости  можно записать в виде:
                           ,  где                                  (4)
KV –  суммарные капиталовложения в инвестиционный проект;
d* – внутренняя норма доходности, соответствующая потоку платежей Р(t);
Р(t) – поток  платежей.
    Заметим, что в этом уравнении t = 0 соответствует моменту окончания. Величина h, рассматриваемая как номер интервала срока окупаемости, определяется путем последовательного суммирования членов ряда дисконтированных доходов до тех пор, пока не будет получена сумма, равная объему инвестиций или превышающая его.
    Обозначим совокупный доход на момент времени m через Sm, тогда
                                ,                         (5)                                       
    причем, момент времени m выбран таким образом, что  Sm < КV < Sm+1.
    Тогда срок окупаемости приблизительно равен 
    
         (6)
    Очевидно, что на величину срока окупаемости, помимо интенсивности поступления  доходов, существенное влияние оказывает  используемая норма дисконтирования доходов. Естественно, что наименьший срок окупаемости соответствует отсутствию дисконтирования доходов, монотонно возрастая по мере увеличения ставки процента.
    На  практике могут встретиться случаи, когда срок окупаемости инвестиций не существует (или равен бесконечности). При отсутствии дисконтирования эта ситуация возникает, только если срок окупаемости больше периода получения доходов от производственной деятельности. При дисконтировании доходов срок окупаемости может просто не существовать (стремиться к бесконечности) при определенных соотношениях между инвестициями, доходами и нормой дисконтирования.
    Для этого положим в формуле (1) Р(t) = P = const.
    Тогда сумма 
                                                            (7)                                                                 
    является суммой членов геометрической прогрессии.
    При , эта сумма равна
                                                          (8)                                                                                  
    Очевидно, при любом конечном h, S< S. Отсюда следует, что необходимым условием существования конечного срока окупаемости h является выполнение неравенства:
                                                             (9)                                              
    что эквивалентно:
                                                                                                                                                           (10)
    Неравенство (10) можно использовать для оценки существования срока окупаемости  реальных проектов, если интенсивность поступления доходов можно аппроксимировать некоторой средней величиной, постоянной в течение всего производственного периода/10/.
    Другим  достаточно  простым  методом  оценки  инвестиционных  проектов является  метод  расчета   коэффициента   эффективности   инвестиций.   Этот коэффициент определяется путем  деления  среднегодовой  прибыли  на  среднюю величину инвестиций.  В  расчет  принимается  среднегодовая  чистая  прибыль (балансовая прибыль  за  вычетом  отчислений  в  бюджет).  Средняя  величина инвестиций выводится делением исходной величины инвестиций на два.
    Для оценки эффективности необходимо рассчитать чистую текущую стоимость. Разность между общей накопленной величиной  дисконтированных доходов  и первоначальными  инвестициями составляет  чистую  текущую  стоимость  (чистый приведенный эффект):
    Чистая  текущая стоимость = Общая величина дисконтированных доходов  –  Объем  постоянных инвестиций                                                                           
    Таким  образом,  если  чистая  текущая  стоимость   положительна,  то инвестиционный проект следует принять, если  отрицательна  – отвергнуть.  В случае если чистая текущая стоимость равна нулю, проект  нельзя  оценить ни как прибыльный, ни как убыточный, необходимо  использование других  методов сравнения.
    Применение метода чистой текущей стоимости, несмотря на трудности его расчета,  более предпочтительно,  нежели  применение  метода  оценки  срока окупаемости и эффективности инвестиций,  поскольку учитывает   временные составляющие  денежных  потоков.  Этот  метод   позволяет   рассчитывать   и сравнивать  не  только  абсолютные  (чистую   текущую   стоимость),   но   и относительные показатели, к которым относится рентабельность инвестиций. Показатель рентабельности, или индекс доходности инвестиционного проекта, представляет собой отношение приведенных доходов к приведенным на ту же дату инвестиционным расходам:
                                                                            (11)                          
    Очевидно, что если рентабельность больше единицы,  то  проект  следует принять, если меньше единицы – отвергнуть.
 

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОЦЕНКИ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО «Стройцентр» 

2.1.  Организационно-экономическая  характеристика предприятия 

     Полное  и сокращённое наименование предприятия: открытое акционерное общество «Стройцентр» – ОАО «Стройцентр». ОАО «Стройцентр» организовано и зарегистрировано Постановлением Администрации г. Брянска, рег.№ 277 от 05.09.1998 года.
    Подчиненность предприятия: общему собранию акционеров, которое в свою очередь создало следующие органы управления акционерным обществом:
    – наблюдательный совет
    – генеральный директор.
    Вид деятельности: производство строительных материалов.
    Организационно-правовая форма предприятия: открытое акционерное общество.
    Форма собственности: акционерная.
    ОАО «Стройцентр» является коммерческой организацией, основной целью  общества является извлечение прибыли, насыщение рынка продукцией, товарами и услугами с высокими потребительскими свойствами.   Место нахождения Общества: 241004, г. Брянск, проспект Московский, дом 102.
    ОАО «Стройцентр» специализируется на производстве силикатного кирпича, строительной извести; извести для кожевенной промышленности, мела для производства комбикормов и минеральной подкормки с/х животных и птицы, мела технического; теплоизоляционных плит автоклавного твердения; мелких стеновых блоков; шпаклевок; смесей; мастики «Тегерон» и «Гемаст».
    Организационная структура предприятия представлена на рисунке 3.
    Во главе стоит генеральный директор, которому непосредственно подчиняются:
    - Главный инженер;
    - Бухгалтерия;
    - Коммерческий;
    - Отдел материально-технологического  снабжения;
    - Отдел технического контроля.
    В свою очередь главному инженеру подчиняется:
    - Отдел охраны труда и техники безопасности;
    - Технологический отдел;
    - Инженер энергетик;
    - Подразделение основного производства.
    Схема управления ОАО «Стройцентр» представлена на рис. 1.
     
     
     
     
     
       
 
 
 

       
 

       

     
       
 

       
 
 
 
 
 

     Рис.3.- Схема управления ОАО «Стройцентр»
    Основная  часть продукции ОАО «Стройцентр» поставляется на рынок Брянской области.
    Проведем  оценку экономического потенциала ОАО  «Стройцентр».
    Экономический потенциал характеризуется как  оптимальное использование всех имеющихся ограниченных ресурсов предприятия для получения максимальной прибыли, и является основной составляющей потенциалов производственно-экономического системы, которая представляется следующим образом /10/:
    1. Рыночный потенциал – это максимально  возможный объем реализации при данном уровне обеспеченности необходимыми ресурсами. Рыночный потенциал включает в себя: блок ресурсов (финансовых, производственных, трудовых, интеллектуальных, информационных); блок системы управления (планирование, организация, контроль, мотивация и координация) /11/.
    2. Производственный потенциал представляет  собой имеющиеся на предприятии  основные фонды и персонал, максимально  эффективно взаимодействующие между  собой. 
    3. Производственно – технологический  потенциал представляет собой потенциальные возможности по увеличению мощности предприятия в результате внедрения новейших методов организации производства и технологий /16/.
    4. Управленческий потенциал – это  необходимость наличия условий  функционирования организации, систематический мониторинг внутренних потенциалов управления, определение масштабов и целей управленческой подготовки и выделение соответствующих ресурсов.
    Непосредственно из аналитического баланса ОАО «Стройцентр» можно получить ряд важнейших характеристик финансового состояния организации.
    В число исследуемых показателей  обязательно нужно включать следующие/12/:
    1. Общая стоимость активов организации,  равная сумме первого и второго разделов баланса (стр. 190 + стр. 290).
    2. Стоимость иммобилизованных (т.е.  внеоборотных) средств (активов) или недвижимого имущества, равная итогу раздела I баланса (стр. 190).
    3.  Стоимость мобильных (оборотных)  средств, равная итогу раздела  II баланса (стр. 290).
    4.  Стоимость материальных оборотных  средств (стр. 210).
    5.   Величина собственного капитала организации, равная итогу раздела III баланса (стр. 490).
    6.  Величина заемного капитала, равная  сумме итогов разделов IV и V баланса (стр. 590 + стр. 690).
    7.  Величина собственных средств  в обороте, равная разнице итогов  разделов III и I баланса (стр. 490 — стр. 190).
    8. Величина финансово-эксплуатационных  потребностей (ФЭП), равная разнице  между запасами, НДС, дебиторской  задолженностью и суммой кредиторской задолженности (стр. 210 + + стр. 220 + стр. 230 + стр. 240 - стр. 620).
    9. Величина устойчивого капитала, равная сумме собственного капитала и долгосрочных обязательств (стр. 490 + стр. 590).
    10. Рабочий капитал, равный разнице  между оборотными активами и  текущими обязательствами (итог  раздела II — стр. 290 минус итог раздела V — стр. 690).
    11. Текущие обязательства равны  сумме краткосрочных кредитов и займов, задолженности участникам по выплате доходов, кредиторской задолженности и прочих краткосрочных обязательств (стр. 610 + стр. 620 + стр. 630 + стр. 660).
    На  рис. 5. приведены наиболее важные экономические показатели ОАО «Стройцентр».
     
       -2006 г. - 2007 г.  -2008 г.
     Рис. 5. Показатели финансового состояния ОАО «Стройцентр»
     Как видно из рисунка 5, практически все показатели имеют положительное значение и тенденции роста.  

     2.2. Анализ финансового  состояния предприятия 

    Финансовое  состояние организации характеризуется  совокупностью показателей, отражающий процесс формирования и использования  его финансовых средств. Информационной базой для проведения анализа финансового состояния организации являются «Баланс организации» и «Отчет о прибылях и убытках» за 2006-2008 года (Прил.1).
    Структура активов баланса представлена в  таблице 1.
     Таблица 1.- Сравнительный аналитический баланс ОАО «Стройцентр» за 2006 – 2008 г.г.
Наименование  статей Абсолютные  величины, тыс. руб.
2006 2007 2008 Изменения (+,-)
6=5-3
I. Внеоборотные активы 355862 335196 339206 -16656
1.1. Нематериальные активы 104 72 41 -63
1.2. Основные средства 232286 225834 219488 -12798
1.3. Прочие внеоборотные активы 123473 109290 119677 -3796
    Продолжение таблицы 1
Итого по разделу 1 355862 335196 339206 -16656
II. Оборотные активы        
2.1. Запасы 3764 843 2153 -1611
2.2. Дебиторская задолженность (платежи  до 12 месяцев) 15691 12832 19650 3959
2.3. Краткосрочные финансовые вложения 66902 85419 108258 41356
2.4. Денежные средства 6115 2490 2775 -3340
Итого по разделу 2 92472 101584 132836 40364
Величина  финансово-эксплуатационных потребностей -34524 -16818 -3507 31017
Стоимость имущества 448335 436780 472042 23707
III. Капитал и резервы        
3.1. Уставный капитал 375100 375100 375100 0
3.2. Добавочный и резервный капитал 568 875 996 428
3.3. Нераспределенная прибыль 12505 13667 14539 2034
Итого по разделу III 388173 389642 390635 2462
IV. Долгосрочные обязательства 5846 11899 17956 12110
V. Краткосрочные обязательства        
5.1. Заемные средства 845 4757 38412 37567
5.2. Кредиторская задолженность 53471 30485 25039 -28432
5.3. Прочие обязательства             -                   -             -                -    
Итого по разделу V 54316 35242 63451 9135
Всего заемных средств 60162 47141 81407 21245
Итог  баланса 448335 436783 472042 23707
Рабочий капитал 38156 66342 69385 31229
Величина  собственных средств в обороте 32311 54446 51429 19118
 
    Как мы видим из данных таблицы 1 за анализируемый период активы организации возросли на 23 707 тыс. руб., или на 5,29 2%, в том числе за счет увеличения объема оборотных активов — на 40 364 тыс. руб., или на 43,65 %, и снижения оборотных активов — на 16 656 тыс. руб., или на 4,68 %. Иначе говоря, за отчетный период в оборотные средства было вложено более чем в два раза больше средств, чем основной капитал. При этом материальные оборотные средства увеличились на 2890 тыс. руб., а денежные средства уменьшились на 3 340 тыс. руб.
    Проведем  анализ финансовой устойчивости ОАО «Стройцентр». Для осуществления такой оценки используются показатели:
    Коэффициент капитализации (плечо финансового  рычага) (U1) показывает, сколько заемных  средств организация привлекла  на 1 рубль вложенных в активы собственных средств, нормальное ограничение  не выше 1,5:
                                  (12)
      Коэффициент обеспеченности собственными  источниками финансирования (U2) показывает, какая часть оборотных активов  финансируется за счет собственных  источников. Оптимальные значения: нижняя граница которого равна  0,1; оптимальным считается больше  или равно 0,5:
     (13)  
    Коэффициент финансовой независимости (автономии) (U3) показывает удельный вес собственных  средств в общей сумме источников финансирования, нормальное ограничение  составляет более или равно 0,4-0,6:
                                                        (14)
    Коэффициент финансирования (U4) показывает, какая  часть деятельности финансируется  за счет собственных, а какая –  за счет заемных средств, нормальное ограничение U4 ? 0,7, opt. ? 1,5:
                                        (15)
    Коэффициент финансовой устойчивости (U5) показывает, какая часть актива финансируется  за счет устойчивых источников, нормальное ограничение U5 ? 0,6:
     (16)/
    Исходя  из данных балансов за 2006-2008 гг. в ОАО «Стройцентр» коэффициенты, характеризующие финансовую устойчивость, имеют следующие значения (табл. 2).
    Таблица 2.-Показатели финансовой устойчивости ОАО «Стройцентр» (в долях единицы)

и т.д.................


Показатели 2006 2007 2008 Отклонение (+,-)
Коэффициент капитализации (плечо финансового рычага) 0,15 0,12 0,21 0,05
Коэффициент обеспеченности собственными источниками  финансирования 0,35 0,54 0,39 0,04
Коэффициент финансовой независимости (автономии) 0,87 0,89 0,83 -0,04

Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.