На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Лекции Психология общения и взаимодействия в группе

Информация:

Тип работы: Лекции. Добавлен: 30.05.2012. Сдан: 20 Н. Страниц: 4. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Психология  общения и взаимодействия в группе 

Вопрос 1. Понятие  малой группы.
малая группа — это группа, реально существующая
в определенной системе общественных  отношений,  она  выступает
как  субъект  конкретного   вида   социальной   деятельности,   «как   звено
определенной  общественной  системы,  как  часть  общественной   структуры».
Определение фиксирует и специфический признак  малой  группы,  отличающий  ее
от  больших  групп:  общественные  отношения   выступают   здесь   в   форме
непосредственных  личных  контактов.  Распространенный  в  психологии  термин
«контактная группа» приобретает здесь конкретное содержание: малая группа  —
это не просто любые контакты между людьми, но и контакты,  в которых
реализуются  определенные  общественные   связи и которые   опосредованы
совместной  деятельностью.
Выбор определения малой  группы  связан  с  вопросом  о  ее  размерах,
традиционно обсуждаемым  многими авторами.  Принято говорить  о нижнем  и
верхнем  количественных  пределах  группы.   Согласно   мнению   большинства
исследователей, малая группа «начинается» с диады. С ней соперничает  другая
точка зрения относительно нижнего  предела  малой  группы,  полагающая,  что
наименьшее  число членов малой группы не два, а три человека. Поэтому  нельзя
сказать, что вопрос решен окончательно.
      Что же касается верхнего количественного  предела  малой  группы,  т.е.
максимально возможного ее  объема,  то  мнения  специалистов  на  этот  счет
значительно расходятся.
      Достаточно стойкими оказались  представления, сформированные на  основе
открытия  Дж. Миллером  «магического  числа»  7±2  при исследованиях объема
оперативной  памяти  (оно  означает   количество   предметов,   одновременно
удерживаемых в памяти).  Для социальной  психологии  оказалась заманчивой
определенность, вносимая  введением  «магического  числа»,  и  долгое  время
исследователи принимали число 7±2  за  верхний  предел  малой  группы.  Если
обратиться  к практике исследований,  то  там  находятся  самые  произвольные
числа, определяющие этот верхней предел: 10, 15,  20  человек.  В некоторых
исследованиях Морено, автора социометрической методики, рассчитанной  именно
на  применение в малых группах, упоминаются  группы и по 30-40 человек,  когда
речь  идет о школьных классах.
      По мнению многих психологов, абсолютно правы те исследователи,  которые
считают, что  изучаемая  малая  группа  должна  быть  прежде  всего реально
существующей  группой и если она рассматривается  как  субъект  деятельности,
то  логично  не  устанавливать  какой-то  жесткий  «верхний»  предел  ее,  а
принимать  за  таковой  реально  существующий,  данный  размер   исследуемой
группы,  продиктованный  потребностью  совместной  групповой   деятельности.
Иными словами, если группа задана в системе  общественных отношений в  каком-
то  конкретном  размере  и  если  он  достаточен  для  выполнения  конкретной
деятельности, то именно этот предел  и  можно  принять  в  исследовании  как
«верхний».
      Это специфическое решение проблемы, но оно не только допустимо,  но  и
наиболее  обосновано. Малой группой тогда  оказывается такая  группа,  которая
представляет  собой некоторую  единицу  совместной  деятельности,  ее  размер
определяется  эмпирически:  при  исследовании  семьи   как   малой   группы,
например, на равных будут исследоваться и  семьи, состоящие из трех  человек,
и семьи, состоящие из двенадцати  человек;  при  анализе  рабочих  бригад  в
качестве малой группы может приниматься и бригада из пяти человек и бригада
из  сорока человек, если при этом именно она выступает единицей  предписанной
ей  деятельности.
      Таким   образом,   малая   группа    –    ограниченная    совокупность
непосредственно взаимодействующих людей, которые:
1) относительно  регулярно и продолжительно контактируют  лицом  к  лицу,  на
   минимальной дистанции, без посредников;
2)  обладают  общей  целью  или   целями,   реализация   которых   позволяет
   удовлетворить значимые индивидуальные  потребности и устойчивые интересы;
3) участвуют  в общей системе распределения   функции  и  ролей  в   совместной
   жизнедеятельности,  что  предполагает  в  различной  степени   выраженную
   кооперативную взаимозависимость  участников, проявляющуюся как в   конечном
   продукте совместной активности, так и в самом процессе его производства;
4) разделяют  общие нормы и правила внутри- и  межгруппового  поведения,  что
   способствует  консолидации  внутригрупповой   активности   и   координации
   действий по отношению к среде;
5) расценивают  преимущества от  объединения   как  превосходящие  издержки  и
   большие, чем они могли бы  получить в других доступных  группах,  а  потому
   испытывают чувство солидарности  друг с другом и признательность  группе;
6)   обладают    ясным    и    дифференцированным    (индивидуализированным)
   представлением друг о друге;
7)   связаны   достаточно   определенными   и   стабильными   эмоциональными
   отношениями;
8) представляют  себя как членов одной группы  и аналогично воспринимаются  со
   стороны. 

Вопрос 2. Классификация  малой группы
Обилие  малых групп в обществе предполагает их огромное разнообразие, и
поэтому для целей исследований необходима их классификация.  Неоднозначность
понятия малой группы породила и неоднозначность  предлагаемых  классификаций.
В принципе допустимы  самые  различные  основания  для  классификации  малых
групп: группы различаются по  времени  их  существования  (долговременные  и
кратковременные), по степени тесноты  контакта  между  членами,  по  способу
вхождения индивида и  т.д.  В  настоящее  время  известно  около  пятидесяти
различных  оснований  классификации.  Малые   группы   классифицируются   по
нескольким  различающимся  между  собой  основаниям  и  по   дихотомическому
принципу. Целесообразно выбрать из них  наиболее распространенные.
      Деление малых групп на первичные и вторичные впервые было  предложено
Ч. Кули, который  вначале  дал  просто  описательное  определение  первичной
группы, назвав такие группы, как  семья,  группа  друзей,  группа  ближайших
соседей. Позднее Кули предложил определенный признак,  который  позволил  бы
определить  существенную характеристику первичных  групп —  непосредственность
контактов.  Но  при  выделении  такого  признака  первичные   группы   стали
отождествлять с малыми группами, и тогда классификация  утратила свой  смысл.
Если  признак малых групп — их контактность, то  нецелесообразно  внутри  них
выделять  еще какие-то особые группы, где специфическим  признаком  будет  эта
самая контактность. Поэтому по традиции сохраняется деление на  первичные и
вторичные группы (вторичные в  этом  случае  те,  где  нет  непосредственных
контактов, а для общения между членами  используются  различные  «посредники»
в виде средств связи, например).
      Второе из исторически предложенных  делений малых групп —  это   деление
их  на формальные и неформальные. Впервые это деление было  предложено  Э.
Мэйо при проведении им знаменитых Хоторнских экспериментов.  Согласно  Мэйо,
формальная  группа отличается тем, что в ней  четко  заданы  все  позиции  ее
членов, они  предписаны  групповыми  нормами.  Соответственно  в  формальной
группе  также строго распределены  и  роли  всех  членов  группы,  в  системе
подчинения  так называемой структуре власти: представление об  отношениях  по
вертикали как отношениях, определенных системой ролей и  статусов.  Примером
формальной  группы является  любая  группа,  созданная  в  условиях  какой-то
конкретной  деятельности:  рабочая  бригада,  школьный   класс,   спортивная
команда  и  т.д.  Внутри  формальных  групп  Э.   Мэйо   обнаружил   еще   и
«неформальные»  группы, которые складываются и  возникают  стихийно,  где  ни
статусы, ни роли не предписаны,  где  заданной  системы  взаимоотношений  по
вертикали нет. Неформальная  группа  может  создаваться  внутри  формальной,
когда, например, в  школьном  классе  возникают  группировки,  состоящие  из
близких  друзей,  объединенных  каким-то  общим  интересом,  таким  образом,
внутри  формальной  группы  переплетаются  две   структуры   отношений.   Но
неформальная  группа может возникать и сама по себе,  не   внутри  формальной
группы, а вне ее: люди, случайно объединившиеся  для  игр  в  волейбол  где-
нибудь  на  пляже,  или более тесная  компания  друзей,  принадлежащих   к
совершенно  различным   формальным   группам,   являются   примерами   таких
неформальных  групп.  Иногда  в  рамках  такой  группы  (скажем,  в   группе
туристов, отправившихся в поход на один день), несмотря на  ее  неформальный
характер, возникает совместная  деятельность,  и  тогда  группа  приобретает
некоторые черты формальной группы: в ней  выделяются  определенные,  хотя  и
кратковременные,  позиции  и  роли.  Практически  было  установлено,  что  в
реальной  действительности очень трудно вычленить  строго формальные и  строго
неформальные  группы, особенно  в  тех  случаях,  когда  неформальные  группы
возникали в рамках формальных.
      Третья  классификация  разводит  так  называемые  группы  членства   и
референтные группы. Она была  введена Г.  Хайменом,  которому  принадлежит
открытие  самого феномена «референтной группы». В экспериментах Хаймена  было
показано, что часть членов определенных малых  групп  (в  данном  случае  это
были  студенческие группы) разделяет нормы  поведения, принятые  отнюдь  не  в
этой  группе, а в какой-то иной, на которую  они ориентируются. Такие  группы,
в которые  индивиды не включены реально,  но  нормы  которых они принимают,
Хаймен назвал референтными группами. Еще более четко отличие этих  групп от
реальных  групп членства было отмечено  в  работах  М.  Шерифа,  где  понятие
референтной группы  было  связано с «системой отсчета»,  которую индивид
употребляет  для  сравнения  своего  статуса  со  статусом  других  лиц.   В
дальнейшем Г. Келли, разрабатывая понятия референтных групп, выделил две их
функции: сравнительную и нормативную, показав, что референтная группа  нужна
индивиду  или как эталон для  сравнения  своего  поведения  с  ней,  или  для
нормативной оценки его.
      Выделяется еще одна оппозиция  лабораторные – естественные  группы.
      К первым  относятся  группы,  специально  создаваемые  для   выполнения
экспериментальных заданий в  лабораторных  условиях;  ко  вторым  —  группы,
функционирующие в реальных  жизненных ситуациях.  Принципиальное  различие
между группами обоих типов состоит  в том, что в первом случае речь  идет,  о
группах,  укомплектованных  случайными  лицами  (приглашенные   добровольцы,
испытуемые) на время эксперимента  и  с  его  окончанием  прекращающих  свое
существование — так называемые «пятидесятиминутные», по  выражению  М.  Шоу,
группы. Во втором случае имеются в виду преимущественно  сложившиеся  группы
с определенной историей, нередко характеризующиеся довольно высоким уровнем
социально-психологического развития.
      В основание следующей рассматриваемой оппозиции — открытые —  закрытые
группы  — положена степень открытости, доступности группы влиянию  окружающей
ее  социальной среды, общества. В современном  мире  практически  почти  любая
малая группа является открытой, что следует  хотя бы из  обсуждавшегося  выше
ее  определения. Тем не менее  мы  вынуждены сказать «почти» и отнюдь  не
случайно. Время от  времени  обнаруживается  существование  групп,  которые,
вероятно, в той или иной мере можно отнести  к категории закрытых  вследствие
их  «вырванности»  из  мира  людей,  утраты,  порой  в  течение  длительного
времени, как это случилось, например,  с  семьей  старообрядцев  Лыковых  из
документальной  повести В. Пескова «Таежный тупик», даже  минимальных связей
с ним.
      И  наконец,  еще   одна  очень  часто   встречающаяся   в   литературе
классификация малых групп, в соответствии с  которой  они  подразделяются  на
стационарные  и  временные.  К  последним относятся не  обязательно только
лабораторные, но и естественные группы. 

Вопрос 4. Конформизм и групповое давление
Этот феномен  получил в социальной психологии наименование феномена конформизма. Само слово "конформизм" имеет в  обычном языке совершенно определенное содержание и означает "приспособленчество". На уровне обыденного сознания феномен конформизма давно зафиксирован в сказке Андерсена о голом короле (Кон, 1967). Поэтому в повседневной речи понятие приобретает некоторый негативный оттенок, что крайне вредит исследованиям, особенно если они ведутся на прикладном уровне. Дело усугубляется еще и тем, что понятие "конформизм" приобрело специфический негативный оттенок в политике как символ соглашательства и примиренчества. Чтобы как-то развести эти различные значения, в социально-психологической литературе чаще говорят не о конформизме, а о конформности или конформном поведении, имея в виду чисто психологическую характеристику позиции индивида относительно позиции группы, принятие или отвержение им определенного стандарта, мнения, свойственного группе, меру подчинения индивида групповому давлению. В работах последних лет часто употребляется термин "социальное влияние". Противоположными конформности понятиями являются понятия "независимость", "самостоятельность позиции", "устойчивость к групповому давлению" и т.п. Напротив, сходными понятиями могут быть понятия "единообразие", "условность", хотя в них содержится и иной оттенок. Единообразие, например, тоже означает принятие определенных стандартов, но принятие, осуществляемое не в результате давления.
Конформность констатируется там и тогда, где и когда фиксируется наличие конфликта между мнением индивида и мнением группы и преодоление этого конфликта в пользу группы. Мера конформности – это мера подчинения группе в том случае, когда противопоставление мнений субъективно воспринималось индивидом как конфликт. Различают внешнюю конформность, когда мнение группы принимается индивидом лишь внешне, а на деле он продолжает ему сопротивляться, и внутреннюю (иногда именно это и называется подлинным конформизмом), когда индивид действительно усваивает мнение большинства. Внутренняя конформность и есть результат преодоления конфликта с группой в ее пользу.
В исследованиях  конформности обнаружилась еще одна возможная позиция, которую оказалось доступным зафиксировать на экспериментальном уровне. Это – позиция негативизма. Когда группа оказывает давление на индивида, а он во всем сопротивляется этому давлению, демонстрируя на первый взгляд крайне независимую позицию, во что бы то ни стало отрицая все стандарты группы, то это и есть случай негативизма. Лишь на первый взгляд негативизм выглядит как крайняя форма отрицания конформности. В действительности, как это было показано во многих исследованиях, негативизм не есть подлинная независимость. Напротив, можно сказать, что это есть специфический случай конформности, так сказать, "конформность наизнанку": если индивид ставит своей целью любой ценой противостоять мнению группы, то он фактически вновь зависит от группы, ибо ему приходится активно продуцировать антигрупповое поведение, антигрупповую позицию или норму, т.е. быть привязанным к групповому мнению, но лишь с обратным знаком (многочисленные примеры негативизма демонстрирует, например, поведение подростков). Поэтому позицией, противостоящей конформности, является не негативизм, а самостоятельность, независимость.
Впервые модель конформности была продемонстрирована в известных экспериментах С. Аша, осуществленных в 1951 г. Эксперименты эти считаются классическими, несмотря на то, что они подверглись весьма серьезной критике. Группе студентов предлагалось определить длину предъявляемой линии. Для этого каждому давались две карточки – в левую и правую руки. На карточке в левой руке был изображен один отрезок прямой, на карточке в правой руке – три отрезка, причем лишь один из них по длине равный отрезку на левой карточке. Испытуемым предлагалось определить, который из отрезков правой карточки равен по длине отрезку, изображенному на левой карточке. Когда задание выполнялось индивидуально, все решали задачу верно. Смысл эксперимента состоял в том, чтобы выявить давление группы на мнение индивидов методом "подставной группы". Экспериментатор заранее вступал в сговор со всеми участниками эксперимента, кроме одного ("наивного субъекта"). Суть сговора состояла в том, что при последовательном предъявлении всем членам "подставной" группы отрезка левой карточки они давали заведомо неправильный ответ, называя этот отрезок равным более короткому или более длинному отрезку правой карточки. Последним отвечал "наивный субъект", и было важно выяснить, устоит ли он в собственном мнении (которое в первой серии при индивидуальном решении было правильным) или поддастся давлению группы. В эксперименте Аша более одной трети (37%) "наивных субъектов" дали ошибочные ответы, т.е. продемонстрировали конформное поведение. В последующих интервью их спрашивали, как субъективно переживалась заданная в эксперименте ситуация. Все испытуемые утверждали, что мнение большинства давит весьма сильно, и даже "независимые" признавались, что противостоять мнению группы очень тяжело, так как всякий раз кажется, что ошибаешься именно ты.
Существуют  многочисленные модификации экспериментальной  методики Аша (например, методика Р.Крачфилда), но суть ее остается неизменной – это метод "подставной группы", причем сама группа набрана специально для целей эксперимента в условиях лаборатории. Поэтому все попытки дать объяснение как самому феномену, так и степени конформности различных индивидов должны учитывать эту существенную особенность группы. На основании самоотчетов испытуемых и выводов, построенных экспериментаторами, были выявлены многочисленные зависимости. Хотя на основе собственных оценок результатов эксперимента испытуемыми причина податливости усматривались в их личных особенностях (или в связи с низкой самооценкой, или благодаря признанию каких-то дефектов собственного восприятия), в большинстве объяснений исследователями было принято, что конформность не есть строго личностная характеристика индивида. Конечно, и эти показатели достаточно значимы; например, было установлено, что на степень конформности влияют и менее развитый интеллект, и более низкий уровень развития самосознания, и многие другие обстоятельства подобного толка. Однако столь же определенным был и другой вывод, а именно, что степень конформности зависит и от таких факторов, как характер ситуации эксперимента и состав, структура группы. Однако роль именно этих характеристик не была выяснена до конца.
К важнейшим  причинам этого относится прежде всего лабораторный характер группы, что не позволяет в полной мере учесть такой фактор, как значимость для индивида высказываемого мнения. Проблема значимости ситуации вообще очень остро стоит перед социальной психологией. В данном контексте проблема значимости имеет как минимум две стороны. С одной стороны, можно поставить вопрос о том, значим ли для индивидов предъявляемый материал? В экспериментах Аша – это отрезки разной длины. Легко предположить,что сравнение длин этих отрезков – мало значимая задача. В ряде экспериментов материал варьировался, в частности, вместо длин отрезков сравнивали площади геометрических фигур и т.д. Все эти модификации могут, конечно, способствовать тому, чтобы материал для сравнения был подобран более значимый. Но проблема значимости во всей ее полноте этим все равно не решается, ибо она имеет и другую сторону.
Значимой  в полном смысле этого слова является для личности ситуация, сопряженная  с реальной деятельностью, с реальными  социальными связями этой личности. Значимость в этом смысле нельзя вообще повысить перебиранием предметов для  сравнения. Конформность, выявленная при решении таких задач, может не иметь ничего общего с тем, как поведет себя индивид в каких-то значительно более сложных ситуациях его реальной жизни: можно легко уступить группе при сравнении длины линий, площадей геометрических фигур и пр., но сохранить независимость мнения в случае, например, конфликта с непосредственным начальником. Большинство критиков справедливо отмечают, что результаты экспериментов Аша вообще не могут быть распространены на реальные ситуации, поскольку "группа" здесь – не реальная социальная группа, а простое множество людей, собранных специально для эксперимента. Поэтому справедливо утверждать, что здесь изучается не давление группы на индивида, а ситуация присутствия совокупности лиц, временно объединенных для выполнения поставленной экспериментатором задачи.
Другой причиной критики рассматриваемых экспериментов  является столь же абстрактная природа  участвующих индивидов. На эту особенность  экспериментов указывал, например, Р.Бейлс, который остро ставил вопрос о том, что об индивидах в экспериментах Аша известно очень мало. Можно, конечно, провести испытуемых по различным личностным тестам и выяснить распределение среди них разных личностных характеристик. Но имеется в виду не эта сторона дела, а социальные характеристики индивидов – кто они, каковы их ценности, убеждения и пр. Ответить на этот вопрос нельзя, не ответив на первый вопрос, что за группа имеется в виду. Но даже и чисто индивидуальные особенности испытуемых могут иметь определенное значение; тем не менее они недостаточно учитывались. Один из исследователей, например, предположил, что в экспериментах Аша различные индивиды демонстрировали различные виды конформности: это могла быть как конформность к группе, так и конформность к экспериментатору. Рассмотренные выше эффекты, возникающие в ходе лабораторного социально-психологического эксперимента, проявляют себя в данном случае в полном объеме: могут проявиться и "предвосхищающая оценка", и "розенталь-эффект" и т.д.
Однако еще  более глубокие соображения, которые  требуют дальнейшего обсуждения экспериментов по конформизму, высказаны  в связи с тем, что сама модель возможных вариантов поведения, принимаемая Ашем, весьма упрощена, так как в ней фигурируют лишь два типа поведения: конформное и неконформное. Но такая модель допустима лишь в лабораторной группе, которая является "диффузной", не сплоченной значимыми характеристиками совместной деятельности. В реальных же ситуациях такой деятельности может возникнуть третий, вообще не описанный Ашем тип поведения. Он не будет простым соединением черт конформного и неконформного поведения (такой результат возможен и в лабораторной группе), но будет демонстрировать сознательное признание личностью норм и стандартов группы. Поэтому в действительности существуют не два, а три типа поведения (Петровский, 1973):
1) внутригрупповая  внушаемость, т.е. бесконфликтное  принятие мнения группы;
2) конформность – осознанное внешнее согласие при внутреннем расхождении;
3) коллективизм, или коллективистическое самоопределение,  – относительное единообразие  поведения в результате сознательной  солидарности личности с оценками  и задачами коллектива. Хотя проблема коллективизма – специальная проблема, в данном контексте необходимо подчеркнуть, что феномен группового давления как один из механизмов формирования малой группы (точнее, вхождения индивида в группу) неизбежно останется формальной характеристикой групповой жизни до тех пор, пока при его выявлении не будут учтены содержательные характеристики групповой деятельности, задающие особый тип отношений между членами группы. Что же касается традиционных экспериментов по выявлению конформности, то они сохраняют значение как эксперименты, позволяющие констатировать наличие самого феномена.
Дальнейшие  исследования феномена конформности привели к выводу о том, что давление на индивида может оказывать не только большинство группы, но и меньшинство. Соответственно М.Дойчем и Г.Джерардом были выделены два вида группового влияния: нормативное (когда давление оказывает большинство, и его мнение воспринимается членом группы как норма) и информационное (когда давление оказывает меньшинство, и член группы рассматривает его мнение лишь как информацию, на основе которой он должен сам осуществить свой выбор. Таким образом, проблема влияния большинства и меньшинства, проанализированная С.Московичи, имеет большое значение и в контексте малой группы. 


и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.