На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Валютный контроль в торговом и неторговом обороте

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 30.05.2012. Сдан: 20 Н. Страниц: 16. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     СОДЕРЖАНИЕ 

Введение                                                                                                                      5
1. Понятие и сущность валютного контроля                                                             8
2. Валютный контроль в торговом обороте                                                            13
3. Валютный контроль в неторговом обороте                                                       24
4. Ответственность за нарушения таможенных правил ввоза и вывоза
валюты                                                                                                                         33
Заключение                                                                                                                39
Список использованных информационных источников                                        42
Приложения                                                                                                                44 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      ВВЕДЕНИЕ 

      Валютная  политика государства является инструментом регулирования равновесия в системе  валютных отношений. Её направление  и формы определяются валютно-экономическим  положением стран, эволюцией мирового хозяйства, расстановкой сил на мировой  арене.      Валютная политика представляет собой совокупность мероприятий, осуществляемых органами власти в сфере валютных и иных экономических отношений на национальном и международном уровнях.     Контроль - обязательный этап любой управленческой деятельности, которая включает в себя подготовку управленческого решения, его реализацию и контроль за исполнением. Контроль является важнейшей функцией управления, обеспечивающей проверку исполнения решения, достижения результата.             Валютный контроль является частью единой государственной системы финансового контроля. Его функционирование связано с национальной и международной валютными системами, валютными рынками, внутриэкономическими и трансграничными потоками валют и капиталов.
     Для эффективной организации валютного контроля нужны ясные и строгие определения его целей, приоритетов, функции и задач, устойчивая и стабильная институциональная инфраструктура.
      Актуальность  данной темы заключается в том  что, валютный контроль является важнейшим участком общей системы финансового контроля, от которого зависит устойчивость валютного курса и денежного обращения в стране, состояние золотовалютных резервов, внешнеэкономический потенциал, в известной мере, инвестиционный потенциал экономики.
    Целью курсовой работы является изучение валютного контроля в торговом и неторговом обороте.
          Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
    изучить понятие и сущность валютного контроля;
    рассмотреть валютный контроль за поступлением в РФ выручки от экспорта товаров;
    проанализировать валютный контроль за обоснованностью оплаты резидентами импортируемых товаров;
    исследовать контроль за внешнеторговыми бартерными сделками;
    рассмотреть порядок перемещения памятных монет, являющихся валютой Российской Федерации;
    исследовать порядок перемещения драгоценных металлов и драгоценных камней;
    изучить ответственность за нарушения таможенных правил ввоза и вывоза валюты.
     Предметом исследования является механизм осуществления валютного в торговом и неторговом обороте.
     Объектом исследования являются валютные операции, под которыми понимаются урегулированные национальным законодательством или международными соглашениями сделки и иные действия, предмет которых - валюта и валютные ценности.
         Период исследования – 2007-2009 г.г.
    Теоретической и методологической основой курсовой работы являются труды ведущих ученых по исследуемой теме, а так же при написании использовались нормативно – правовые акты  и информация Интернета.
    Информационная база работы - это федеральные законы, подзаконные акты, международные договоры Российской Федерации, инструкции Центрального Банка Российской Федерации, нормативные правовые акты ФТС России.
         Курсовая работа состоит из введения, четырех вопросов: понятие и сущность валютного контроля, валютный контроль в торговом обороте, валютный контроль в неторговом обороте, ответственность за нарушение таможенных правил ввоза и вывоза валюты; заключения, списка использованных информационных источников, трех приложений и одного рисунка. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ  

     Осуществляя регулирование внешнеэкономической  деятельности, таможенные органы обладают и широкими контрольными полномочиями. Одним из направлений их деятельности является валютный контроль. Необходимость его введения вызвана тем, что через таможенную границу РФ перемещаются такие особые категории товаров как валюта и валютные ценности. Денежные средства могут перевозиться физическими лицами (например, туристами), поступать на счета в кредитных организациях в форме оплаты за поставку экспортного товара, вывозиться для расчетов по импортным контрактам. В любом случае движение валюты должно происходить в рамках, установленных действующим законодательством.
     Каждое  государство мира осуществляет собственную валютную политику, которая является мощным экономическим рычагом и регулируется посредством правовых норм. В рамках валютной политики решаются такие задачи, как стабилизация экономической ситуации в стране, укрепление валютно-финансового механизма, привлечение иностранных инвестиций, пресечение незаконного оттока капитала за границу, обеспечение приоритета национальной валюты.
     Валютный  контроль в области таможенного  дела обладает рядом существенных признаков:
     Во-первых, его законодательной базой являются нормативные акты различной правоотраслевой принадлежности, а именно финансовой (банковской) и таможенной. К числу важнейших относятся Ф3  « О валютном регулировании и валютном контроле», Таможенный кодекс РФ, Федеральный закон от 7 июля 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации    (отмыванию)   доходов,    полученных    преступным    путем», Федеральный закон от 10 июля 2002 г. №86-ФЗ «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)».
     Во - вторых, в сфере осуществления валютного контроля находятся операции, возникающие в связи с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ.
     В - третьих, в качестве участников правоотношений, возникающих в процессе осуществления валютного контроля в области таможенного дела, выступают с одной стороны — субъекты экспортно-импортных операций (как правило, юридические лица), а с другой стороны органы, наделенные соответствующими полномочиями. К их числу относятся таможенные органы и банковские организации.
     В - четвертых, содержание валютного контроля составляет деятельность уполномоченных субъектов, включающая систему административных мер и выраженная в установлении ограничений, сужающих в определенных рамках свободу осуществления валютных операций. Однако ограничение такой свободы напрямую соотносится с целями реализации требований валютного законодательства. Наиболее действенным инструментом достижения целей валютного контроля в современных условиях является ограничение движения капитала.
     В - пятых, процедура валютного контроля в области таможенного дела объединяет в себе деятельность субъектов, обладающих различным правовым статусом. Так, таможенные органы входят в систему  органов исполнительной власти, а банки представляют собой негосударственные организации. При этом и те, и другие наделены соответствующими полномочиями государством, что фактически трансформирует разновидности государственного и негосударственного контроля в государственный финансовый контроль.
    В соответствии со ст. 10 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" целью валютного контроля является обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций.         
    Основными направлениями валютного контроля являются: 
- определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений; 
- проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации; 
- проверка обоснованности платежей в иностранной валюте; 
- проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов в валюте Российской Федерации. 
         Таким образом, валютный контроль является одним из взаимосвязанных звеньев всей системы валютного контроля.        

    В настоящее время валютный контроль экспортных операций в Российской
 Федерации  регулируется главным нормативным  документом: 
- Федеральным Законом РФ от 10 декабря 2003 г. N 173 "О валютном

 регулировании  и валютном контроле"; а также многочисленными распоряжениями, приказами и указаниями ФТС РФ и ЦБ РФ.
    Субъектами  рассматриваемых отношений являются:
    - органы и агенты валютного  контроля;
    - участники экспортных операций.
             В соответствии со ст. 11 Закона  органами валютного контроля  в Российской Федерации являются  Центральный банк Российской  Федерации, а также Правительство  Российской Федерации в соответствии  с законами Российской Федерации.  Агентами валютного контроля являются организации, которые в соответствии с законодательными актами Российской Федерации могут осуществлять функции валютного контроля. В частности, уполномоченные банки являются агентами валютного контроля, подотчетными
 Центральному банку Российской Федерации. 
Физические и юридические лица, как отечественные, так и иностранные, принимающие участие в валютных операциях в Российской Федерации (в том числе и при экспорте), делятся на резидентов и нерезидентов.

        Резидентами являются:
 
- физические лица, постоянно проживающие в России, в том числе временно находящиеся за границей;

- юридические  лица, созданные в соответствии  с Российскими законами, с местонахождением  на территории Росси;
- дипломатические  и иные официальные представительства России за ее пределами и другие.
         Нерезидентами считаются:
- физические  лица, постоянно проживающие за  границей, в том числе временно  находящиеся в России;
- юридические  лица, созданные в соответствии  с законодательством иностранных государств с местонахождением за пределами России; 
находящиеся в России иностранные дипломатические и иные официальные представительства, а также международные организации и другие. 
     Таким образом, организационная структура системы валютного контроля может быть представлена в виде следующей схемы:
 

    
    Правительство России    Центральный банк Ро
      ______________
    
    
    
                                              Агенты валютного контроля
      ___
          ___ 

      Рисунок 1- Организационная структура схемы валютного контроля
 
    Исключительно важное место среди субъектов  валютного контроля занимают таможенные органы.
    Функции и полномочия таможенных органов  в области валютного контроля определены Таможенным Кодексом РФ (ст.199).
    В компетенцию таможенных органов входит:
    контроль за перемещением лицами через таможенную границу валюты РФ и ценных бумаг в валюте РФ;
    контроль за перемещением лицами через таможенную границу валютных ценностей;
        -    контроль за валютными операциями, связанными с перемещениями через таможенную границу товаров и транспортных средств.
        Таможенные органы при осуществлении ими функций валютного контроля имеют право:
    - не производить выпуск товаров в случае представления ненадлежаще оформленных документов, необходимых для валютного контроля;
      - осуществлять в пределах своей компетенции проверки валютных операций экспортеров;
      - запрашивать у экспортера и банков документы и информацию об осуществляемых ими валютных операциях, связанных с перемещением через таможенную границу товаров и транспортных средств.
       Итак,  на сегодняшний день в Российской Федерации сформирована система валютного регулирования и валютного контроля. Существует нормативно-правовая база, определяющая правила валютного регулирования, функционируют органы контроля, к нарушителям применяются санкции.
         Таким образом, рассмотрев систему валютного регулирования и валютного контроля, можно сделать вывод о том, что указанная система не является основообразующим институтом финансового права и ее развитие целиком зависит от финансового и инвестиционного климата страны. 
 

2. ВАЛЮТНЫЙ КОНТРОЛЬ В ТОРГОВОМ ОБОРОТЕ 

        В настоящее время валютный  контроль в торговом обороте  осуществляется по трем основным  направлениям:
    - за поступлением в РФ выручки от экспорта товаров;
    - за обоснованностью оплаты резидентами импортируемых товаров;
    - за внешнеторговыми бартерными сделками.
    Рассмотрим  каждое из них более подробно. 

    Валютный  контроль за поступлением в Российскую Федерацию выручки от экспорта товаров
      Целью осуществления валютного контроля за экспортируемыми товарами является обеспечение полного и своевременного поступления экспортной выручки в Российскую Федерацию, что является неотъемлемым условием осуществления таможенного режима экспорта.
      Согласно  российскому валютному законодательству, выручка от экспорта товаров должна поступить в полном объеме в Российскую Федерацию и быть зачислена на счета экспортеров в уполномоченных банках. При этом если такая выручка выражена в иностранной валюте, то часть ее должна быть реализована на внутреннем валютном рынке РФ.
      Изменения и дополнения, внесенные в закон  РФ «О валютном регулировании и валютном контроле», предусматривали:
      - сокращение сроков осуществления текущих валютных операций, связанных с расчетами в иностранной валюте по кредитованию экспортно-импортных операций, со 180 до 90 дней;
      - Отнесение расчетов между резидентами и нерезидентами в валюте РФ к категории «валютные операции»;
      - Введение порядка, согласно которому 50 процентов валютной выручки резидентов от экспорта товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности) подлежит обязательной продаже через уполномоченные банки по рыночному курсу иностранных валют к валюте Российской Федерации не позднее чем через семь календарных дней со дня поступления указанной валютной выручки в соответствии с порядком, устанавливаемым Центральным банком Российской Федерации (п. 5 ст.6).
     Инструкция 86-И определяет порядок контроля за полнотой и своевременностью поступления  выручки от экспорта товаров на открытые в уполномоченных банках счета резидентов, осуществляющих экспорт товаров.
     С 1 января 2002 года действие инструкции 86-И  распространяется на таможенные режимы: экспорт, реэкспорт, временный вывоз, переработку товаров вне таможенной территории.
     Действие  инструкции 86-И не распространяется:
      - На сделки по экспорту товаров из РФ, по которым не предусмотрено проведение расчетов за эти товары в иностранных валютах и/или в валюте РФ (бартерные сделки, безвозмездные поставки, в том числе гуманитарная помощь, и др.);
      - На сделки, не предусматривающие перехода права собственности на вывозимые с таможенной территории РФ товары, в том числе по договорам аренды, лизинга (за исключением случаев приобретения нерезидентом предмета аренды, лизинга по остаточной стоимости) и т.п.
      - На экспорт работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности.
          Одним из основных документов, применяемых в валютном контроле, выступает паспорт сделки (ПС), который оформляется с определенной спецификой для экспортных, импортных и бартерных операциях. Паспорт экспортной сделки – базовый документ валютного контроля, содержащий необходимые сведения о внешнеторговой сделке между резидентом и нерезидентом, предусматривающей экспорт товаров с территории РФ и их оплату в иностранной валюте и/или валюте РФ. Паспорт сделки оформляется в стандартизированном виде по определенному порядку(Приложение 1).
    Для осуществления деятельности в качестве агента валютного контроля при обслуживании валютных операций участников ВЭД, связанных с экспортом товаров (услуг, работ, результатов интеллектуальной деятельности), коммерческий банк обязан выполнять ряд условий: зарегистрировать в Банке России образцы оттисков печатей банка, используемых для целей валютного контроля, которые затем по каналам межведомственного обмена информацией между Банком России и ФТС России доводятся до таможенных органов; определить и утвердить приказом по банку список ответственных лиц банка – сотрудников банка, уполномоченных подписывать паспорта сделки, а также совершать иные действия по валютному контролю от имени банка; вести регистрацию и учет всех входящих и исходящих документов в соответствии с внутренними правами делопроизводства; готовить необходимую документацию.
    Экспортер заключает контракт с импортером-нерезидентом. До начала процедуры таможенного оформления товаров экспортер, от имени которого оформлен контракт, должен оформить паспорт экспортной сделки, подписать его от своего имени и представить его на подпись в банк, где у экспортера открыт счет, на который в дальнейшем будет поступать от импортера-нерезидента вся выручка от экспорта товаров по данному контракту. На каждый отдельный контракт составляется отдельный паспорт экспортной сделки. При этом экспортером в банк представляются оригинал и копия контракта, на основании которого был составлен паспорт экспортной сделки.
    Банк рассматривает представленные ему документы.
         Основанием для отказа в подписании  паспорта экспортной сделки может  быть хотя бы одно из следующих  условий:
      - Несоответствие данных контракта и сведений, содержащихся в паспорте экспортной сделки;
      - Несоответствие предусмотренных контрактом валютных операций требованиям законодательства РФ;
      - Оформление паспорта экспортной сделки с нарушениями установленных требований;
      - Отсутствие в контракте условий, предусматривающих поступление выручки на счет экспортера в банк;
      - Представление экспортером контракта, составленного на иностранном языке, при отсутствии его перевода на русский язык;
      - Непредставление экспортером копии разрешения.
    Если хотя бы одно из вышеперечисленных условий не выполняется, банк возвращает экспортеру документы и может дать рекомендации по устранению выявленных недостатков. Если же у банка нет замечаний, то паспорту сделки присваивается номер, паспорт экспортной сделки подписывается ответственным лицом банка. Подпись скрепляется печатью банка.
    Этап таможенного оформления товаров. Экспортируемые товары принимаются к таможенному оформлению при условии представления в таможенный орган ксерокопию паспорта экспортной сделки в дополнение к прочим документам, предусмотренным таможенным законодательством. Соответствие ксерокопии паспорта сделки его оригиналу подтверждается подписью лица, имеющего право первой подписи по счету экспортера и оттиском круглой печати экспортера. Паспорт экспортной сделки рассматривается таможенными органами в качестве документа, подтверждающего проведение расчетов через уполномоченный банк по данной операции. Должностное лицо таможенного органа проверяет представленные документы: достоверность т соответствие изложенных в документах сведений; в обязательном порядке у паспорта экспортной сделки – соответствие оттиска печати банка образцу оттиска печати, зарегистрированной в Банке России; правильность заполнения граф ГТД.
         Для проведения эффективного  и быстродействующего ТБВК между уполномоченными банками, обслуживающими экспортные операции, и ФТС России осуществляется постоянный обмен документами валютного контроля в электронном виде по телекоммуникационной сети. В течение 10 календарных дней, следующих за датой подписания паспорта экспортной сделки, банк направляет электронную копию паспорта экспортной сделки в ФТС России. В свою очередь ФТС России на основании данных ГТД, получаемых от таможен в электронном виде, формирует учетные карточки таможенно - банковского контроля – документ валютного контроля, составленный по установленной форме и содержащий необходимые для осуществления валютного контроля сведения о поставляемом по контракту товаре, а также сведения о поступлениях выручки (Приложение 2).
          В течение 30 календарных дней, следующих за датой принятия решения о выпуске товаров, ФТС России направляет учетные карточки соответствующим уполномоченным банкам для идентификации сумм выручки, полученных за экспортируемые товары, указанные в учетных карточках. 

    Валютный  контроль за обоснованностью оплаты резидентами импортируемых товаров 

           Значительные переводы за рубеж  валютных средств, связанные с  авансовыми платежами импортеров  и не подтвержденные поставками  импортируемых товаров вызвали  необходимость введения в России валютного контроля за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары.
            Целью валютного контроля при  импорте товаров является обеспечение  соответствия суммы денежных  средств, переведенной резидентами  в оплату за импортируемые товары, стоимости фактически ввезенных в РФ товаров.
            Система валютного контроля распространяется на все сделки, осуществляемые резидентами РФ и предусматривающие ввоз товаров на таможенную территорию РФ после 1 января 2001г., помещаемых под таможенные режимы, либо ввезенных по контракту и предназначенных непосредственно и исключительно для реэкспорта, либо осуществляется оплата этих товаров иностранной валютой, валютой РФ, векселями в иностранной валюте или валюте РФ.
               Особо подчеркнем, что система ТБВК за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары не распространяется:
      - На сделки физических лиц – резидентов, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей;
      - На договоры лизинга, по которым лизингодателям является нерезидент;
      - На договоры строительного подряда, в соответствии с условиями которых стоимость товаров, ввозимых по договору, включена в стоимость строительных работ и не предусматривается возможность отдельной оплаты указанных товаров.
         Система ТБВК предусматривает оформление паспорта импортной сделки, с помощью которого ЦБ РФ, банк импортера и иные органы и агенты валютного контроля следят за соблюдением требований валютного  законодательства.
         Паспорт импортной сделки – документ валютного контроля, оформляемый импортером в банке и содержащий сведения об импортном контракте, необходимые для осуществления этого контроля.
         Для подписания паспорта импортной сделки импортер представляет в уполномоченный банк:
      - Копию контракта, заверенную в установленном порядке, на основании которого был составлен паспорт импортной сделки;
      - Два экземпляра уже оформленных бланков паспорта импортной сделки;
      - Копии полученных импортером разрешений на осуществление валютных операций.
                Банк импортера проверяет представленные документы. Если у банка нет замечаний, то паспорту сделке присваивается номер и паспорт импортной сделки регистрируется в соответствии с внутренними правилами делопроизводства банка. Паспорт импортной сделки подписывается ответственным лицом банка, т.е. сотрудниками банка, уполномоченными подписывать паспорт импортной сделки по контрактам, а также совершать иные действия по валютному контролю от имени банка импортера как агента валютного контроля, и заверяется печатью банка, используемой для целей валютного контроля.
                Первый экземпляр паспорта импортной  сделки возвращается импортеру,  а второй – вместе с копиями  представленных документов помещается  в досье по импортной сделке  на хранение.
               Банк импортера в течение 7 календарных дней, следующих за датой оплаты или датой передачи импортером нерезиденту векселя, по которому плательщиком является импортер, составляет, карточку платежа – документ валютного контроля, содержащий сведения об осуществляемых в соответствии с контрактом платежах в иностранной валюте или в валюте РФ в счет обязательств импортера по контракту.
               Карточка платежа направляется  банком импортера в ФТС России  в течение 10 календарных дней, следующих за датой ее формирования.
               Для обратной связи ФТС России с агентами валютного контроля введен основной обменный документ валютного контроля – учетная карточка импортируемых товаров.
              Учетная карточка импортируемых товаров – это документ валютного контроля, содержащий сведения из ГТД об общей фактурной стоимости импортированных по контракту товаров.
              Этап банковского контроля за  обоснованностью оплаты резидентами  импортируемых товаров включает  следующие операции:
    Полученные из ФТС РФ учетные карточки банк регистрирует в соответствии с внутренними правилами делопроизводства.
    Банк импортера сверяет сведения, содержащиеся в учетной карточки поступившей из ФТС России, со сведениями ксерокопии ГТД, представленной импортером в банк.
    Банк информирует импортера о поступивших из ФТС России и самостоятельно сформированных банком учетной карточки, а также о сформированных банком карточках платежа.
    Импортер на основе имеющихся в его распоряжении документов не позднее чем за 10 календарных дней до контрольного срока возврата учетной карточки в ФТС России информирует банк в установленном порядке об оплате указанных в учетной карточки товаров.
    Банк импортера обрабатывает учетные карточки в установленном порядке и возвращает их вместе с относящимися к ним карточками платежа в ФТС России не позднее указанного в учетной карточки контрольного срока возврата.
    Распечатанные на бумажном носители учетные карточки платежа, отправленные в ФТС России, ксерокопии ГТД, векселей, копии поручений на оплату обязательств по контракту, ведомость банковского контроля, паспорт импортной сделки, а также иные документы и сведения, оформляемые банком импортера или поступающие в банк в связи с данными паспорта импортной сделки, направляются банком в соответствующее досье.
 
      Контроль  за внешнеторговыми бартерными сделками 

           Бартерные сделки относятся к числу товарообменных операций. В юриспруденции под бартером понимаются контракты, предусматривающие двусторонний обмен товарами, при которых поставка товаров в одном направлении заменяет полностью или частично денежный платеж за поставку товаров в обратном направлении.
            Увеличение удельного веса бартерных  сделок в международной торговле  объясняется обострением международной  валютной ликвидности, т.е. способности  данной страны или группы стран  своевременно рассчитываться по внешним долгам и обязательствам приемлемыми платежными средствами.
           В целях совершенствования правовых  основ при проведении бартерных  сделок, а также наведения надлежащего  порядка при их осуществлении  были подписаны два основных документа:
      Указ Президента РФ от 18 августа 1996 г. № 1209 «О государственном регулировании внешнеторговых бартерных сделок»;
      Постановление Правительства РФ от 31 октября 1996 г. № 1300 «О мерах по государственному регулированию внешнеторговых бартерных сделок».
           Под внешнеторговыми бартерными  сделками понимаются совершаемые  при осуществлении внешнеторговой  деятельности сделки, предусматривающие  обмен эквивалентными по стоимости  товарами. К внешнеторговым бартерным  сделкам не относятся сделки, предусматривающие использование при их осуществлении денежных или иных платежных средств, или так называемый смешанный бартер.
            Контроль внешнеторговых бартерных  сделок базируется в основном  на методическом и методологическом  обеспечении технологии ТБВК за экспортными и импортными операциями, но осуществляется в более сложных формах, для которых характерно активное участие не только ФТС России, но и иных контролирующих ведомств.
            Особенностью осуществления бартерных  сделок, связанных с экспортом работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, является обязанность российского лица представить в течение 15 дней с момента их вывоза в Министерство финансов РФ документы, подтверждающие этот факт.
            Бартерная сделка оформляется  единым договором, в котором содержится оценка товаров, необходимая для эквивалентности обмена, определения страховых сумм, оценки претензий, установления санкций, таможенной статистики и др.
            Порядок осуществления контроля  за бартерными сделками предусматривает, что до начала таможенного оформления товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ в счет исполнения указанных сделок, российские лица обязаны оформить в Минэкономразвития РФ паспорт бартерной сделки.
            Паспорт бартерной сделки –  это документ контроля и учета бартерных сделок, совершаемых российскими лицами в соответствии с заключенными внешнеэкономическими договорами.
           Оформление и выдача паспорта  бартерной сделки производится  уполномоченным Минэкономразвития  РФ в регионе, а когда сумма договора превышает в эквиваленте 5 млн. долл. США, - Управлением уполномоченного Минэкономразвития РФ по Центральному району по согласованию с Минэкономразвития РФ.
            Для оформления паспорта бартерной  сделки участник сделки представляет  необходимые документы и два экземпляра подписанного и удостоверенного печатью паспорта бартерной сделки. Срок рассмотрения документов – не более 21 рабочего дня.
           Паспорт бартерной сделки в  двух экземплярах подписывается  уполномоченным Минэкономразвития  РФ и скрепляется печатью. Один экземпляр паспорта бартерной сделки выдается представителю участника сделки, второй остается в Управлении уполномоченного Минэкономразвития РФ в регионе. Электронные копии оформленных паспорта бартерной сделки, образцы оттисков печатей уполномоченных в регионах Минэкономразвития РФ направляет в ФТС России.
            По завершении таможенного оформления  бартерных поставок в ГТД проставляются  соответствующие отметки. Копия  паспорта бартерной сделки и  экземпляр ГТД хранятся в делах  таможенного органа в течение срока хранения ГТД.
       Большую роль таможенно – банковский валютный контроль играет в создании основ  будущей глобальной системы валютного  контроля Российской Федерации, которая  для обеспечения экономической  безопасности государства в период становления рыночных отношений должна охватить все виды валютных операций
       Валютный  контроль, осуществляемый таможенными  органами в торговом обороте, включает в себя несколько этапов:
    предварительный контроль документов, представляемых при таможенном оформлении товаров;
    автоматизированный контроль полноты и сроков расчетов за выполненные поставки товаров;
    целевые проверки участников внешнеэкономической деятельности по фактам возможных нарушений таможенных правил, связанных с не поступлением в установленном порядке валютной выручки от экспорта товаров.
        Развитие и совершенствование  механизма таможенно - банковского  контроля за внешнеторговыми  операциями должно оказать несомненное  содействие созданию основ будущей  глобальной системы валютного  контроля Российской Федерации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. ВАЛЮТНЫЙ КОНТРОЛЬ  В НЕТОРГОВОМ ОБОРОТЕ 

     Валютный  контроль в неторговом обороте —  это одна из основных функций таможенной службы в России. Хотя в последние годы акцент деятельности таможни все больше смещается в сторону контроля за торговыми операциями, вопросы перемещения валюты и валютных ценностей физическими и юридическими лицами через таможенную границу РФ остаются в сфере деятельности таможни.
     Закон РФ "О валютном регулировании  и валютном контроле"[11] — основной законодательный акт, регулирующий проведение валютных операций в России.
     В соответствии с п.5 ст. 15 ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»  порядок перемещения через таможенную границу РФ валюты РФ и внутренних ценных бумаг в документарной форме резидентами и нерезидентами (юридическими и физическими лицами) устанавливается Правительством РФ, но согласованию с Центральным банком Российской Федерации.
    Под валютой Российской Федерации в  Законе «О валютном регулирование и валютном контроле» (п. 1 ст. 1) понимаются:
    а) находящиеся в обращении, а также  изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену рубли в виде банковских билетов (банкнот) ЦБ РФ и  монеты;
    б) средства в рублях на счетах в банках и иных кредитных учреждениях  в Российской Федерации;
    в) средства в рублях на счетах в банках и иных кредитных учреждениях  за пределами Российской Федерации  на основании соглашения, заключаемого Правительством РФ и ЦБ РФ с соответствующими органами иностранного государства  об использовании на его территории валюты Российской Федерации в качестве законного платежного средства.
    Вывоз и пересылка из Российской Федерации, а также ввоз и пересылка в  Российскую Федерацию рублей осуществляются резидентами и нерезидентами  в порядке, устанавливаемом ЦБ РФ совместно с Минфином России и ФТС России.
      При единовременном ввозе в  Российскую Федерацию физическими  лицами - резидентами и физическими  лицами - нерезидентами  наличной  иностранной валюты и (или)  валюты Российской Федерации,  а также дорожных чеков, внешних и (или) внутренних ценных бумаг в документарной форме в сумме, превышающей в эквиваленте 10 000 долларов США, ввозимая наличная иностранная валюта и (или) валюта Российской Федерации, а также дорожные чеки, внешние и (или) внутренние ценные бумаги в документарной форме подлежат декларированию таможенному органу путем подачи письменной таможенной декларации на всю сумму ввозимой наличной иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации, а также дорожных чеков, внешних и (или) внутренних ценных бумаг в документарной форме.
    Физические  лица имеют право единовременно  вывозить из Российской Федерации наличную иностранную валюту и (или) валюту Российской Федерации в сумме, равной в эквиваленте 10 000 долларов США или не превышающей  этой суммы. При этом не требуется представление в таможенный орган документов, подтверждающих, что вывозимая наличная иностранная валюта и (или) валюта Российской Федерации была ранее ввезена или переведена в Российскую Федерацию либо приобретена в Российской Федерации.
    При единовременном вывозе из Российской Федерации физическими лицами наличной иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации в сумме, равной в эквиваленте 3 000 долларов США или не превышающей этой суммы, вывозимая наличная иностранная валюта и (или) валюта Российской Федерации не подлежит декларированию таможенному органу путем подачи письменной таможенной декларации.
    При единовременном вывозе из Российской Федерации физическими лицами наличной иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации в сумме, превышающей в эквиваленте 3 000 долларов США, вывозимая наличная иностранная валюта и (или) валюта Российской Федерации подлежит декларированию таможенному органу путем подачи письменной таможенной декларации на всю сумму вывозимой наличной иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации.
    Единовременный  вывоз из Российской Федерации физическими  лицами наличной иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации  в сумме, превышающей в эквиваленте 10 000 долларов США, не допускается, за исключением случаев вывоза ранее ввезенной или переведенной в Российскую Федерацию наличной иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации, в пределах, указанных в таможенной декларации или ином документе, подтверждающем ее ввоз или перевод в Российскую Федерацию.
    Обязательное  декларирование таможенному органу вывозимых физическими лицами из Российской Федерации дорожных чеков  путем подачи письменной таможенной декларации производится в случае их единовременного вывоза из Российской Федерации в сумме, превышающей в эквиваленте 10 000 долларов США. В иных случаях письменное декларирование вывозимых из Российской Федерации дорожных чеков производится по желанию физического лица.
    Перерасчет  перемещаемой через таможенную границу  Российской Федерации иностранной валюты, валюты Российской Федерации, дорожных чеков, внешних и (или) внутренних ценных бумаг в документарной форме в доллары США осуществляется по официальному курсу, устанавливаемому Центральным банком Российской Федерации на день декларирования таможенному органу.
    Законодательство  устанавливает запрет на пересылку  из Российской Федерации и пересылку в Российскую Федерацию физическими лицами российских рублей. При этом под пересылкой понимается перемещение через таможенную границу Российской Федерации российских рублей в несопровождаемом багаже без следования лица через таможенную границу Российской Федерации, а также их перемещение в международных почтовых отправлениях.
    Ввоз  рублей в Российскую Федерацию физическими  лицами разрешен:
    в пределах суммы на одно лицо по нормам, установленным ЦБ РФ (т.е. 500 МРОТ);
    военнослужащим, рабочим и служащим российских войск, дислоцированных на территории иностранных государств, в пределах сумм, указанных в справках полевых учреждений ЦБ РФ или воинских частей;
    вынужденным переселенцам и беженцам, направляющимся в Российскую Федерацию на постоянное место жительства, в пределах сумм, подтвержденных документами об источниках их образования, заверенными консульской службой МИД России.
    В иных случаях ввоз российских рублей запрещен.
    Порядок перемещения памятных монет, являющихся валютой Российской Федерации.
      Перемещение через таможенную границу РФ памятных монет из
драгоценных металлов, являющихся валютой РФ, регулируется Положением
 о  ввозе в Российскую Федерацию  и вывозе из Российской Федерации  драгоценных металлов, драгоценных  камней и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 21.06.2001 г. №742.
      Перемещение через таможенную границу РФ памятных монет из
драгоценных металлов, являющихся валютой РФ, регулируется Положением
 о  ввозе в Российскую Федерацию и вывозе из Российской Федерации драгоценных металлов, драгоценных камней и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 21.06.2001 г. №742.
     Ввоз в Российскую Федерацию физическими и юридическими лицами памятных монет из драгоценных и недрагоценных металлов осуществляется без ограничений при соблюдении таможенных правил.
     Вывоз физическими лицами как резидентами, так и нерезидентами монет из недрагоценных металлов разрешается в количестве не более 10 штук. Исключение составляют памятные монеты, выпущенные до 1961 года, для их вывоза требуется разрешение Минкультуры России;
     Вывоз монет из драгоценных металлов физическими лицами (резидентами и нерезидентами) осуществляется по специальному разовому разрешению Банка России, порядок оформления которого доведен до таможенных органов письмом ГТК России от 23.03.2003 № 01-06/13397.
      В соответствии с письмом ГТК России от 28.03.2003 г. № 01-06/13397 «О вывозе монет  из драгоценных металлов» физические лица могут вывозить из Российской Федерации монеты из драгоценных металлов, не являющиеся культурной ценностью, в пределах установленных стоимостных ограничений на вывоз товаров, предназначенных для личного пользования (не более 10 000 долл. США в эквиваленте).
     В качестве документов, удостоверяющих стоимость вывозимых физическими  лицами монет из драгоценных металлов, таможенными органами могут приниматься:
     - приходные кассовые документы  (чеки, квитанции, кассовые ордера  и т.п.), выдаваемые кредитными  организациями, а также нумизматическими, антикварными и комиссионными  магазинами при реализации ими  монет из драгоценных металлов (при этом реквизиты плательщика, указанные в приходном кассовом документе, могут не соответствовать паспортным данным физического лица, осуществляющего вывоз монет);
     -  заключения о стоимости монет,  выданные организациями, производящими  оценку монет из драгоценных металлов на основании лицензий Минимущества России. К указанному заключению должна прилагаться заверенная оригинальной печатью данной организации копия лицензии Минимущества России на оценочную деятельность;
     - иные документы, подтверждающие  стоимость монет из драгоценных металлов.
    При отсутствии документов, удостоверяющих стоимость вывозимых физическими лицами монет из драгоценных металлов, оценка их стоимости может быть произведена таможенными органами, исходя из цен покупки и продажи драгоценных металлов, ежедневно устанавливаемых Банком России и направляемых в таможенные органы по телекоммуникационным каналам связи.
    При оценке стоимости вывозимых физическими  лицами монет могут использоваться справочные материалы, содержащие информацию о стоимости указанных монет, в том числе предоставляемые Государственным таможенным комитетом (Федеральной таможенной службой) России.
    Порядок вывоза монет из драгоценных металлов, являющихся культурной ценностью, регулируется Законом РФ от 15.04.1993 № 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей».
    В соответствии с данным Законом монеты из драгоценных металлов, созданные более 50 лет назад, могут быть вывезены физическими лицами из Российской Федерации при обязательном представлении свидетельства на право вывоза культурных ценностей с территории Российской Федерации, выданного Министерством культуры РФ или его территориальными органами по сохранению культурных ценностей в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.04.2001 № 322 «Об утверждении положения о проведении экспертизы и контроля за вывозом культурных ценностей».
    В случае отсутствия у физического  лица на момент таможенного оформления документов, удостоверяющих стоимость вывозимых монет, при наличии достаточных оснований предполагать, что общая стоимость вывозимых физическими лицами товаров превышает установленные стоимостные ограничения (10000 долл. США), данные монеты могут быть приняты таможенными органами на временное хранение по квитанции ф. ТС-21.
    В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21.06.2001 г. № 742 экспорт из Российской Федерации монет из драгоценных металлов, являющихся законным средством платежа, осуществляют Центральный банк РФ и кредитные организации.[10] 

Порядок перемещения драгоценных металлов и драгоценных камней 

       Валютный контроль за перемещением драгоценных металлов и драгоценных камней, в отношении которых сохраняется жесткий государственный контроль – это одно из направлений валютного контроля в неторговом обороте.
     Порядок совершения сделок с драгоценными металлами, природными драгоценными камнями, а также жемчугом устанавливается Правительством РФ. Основными правовыми документами являются Федеральный закон от 26 марта 1998 г. № 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" (в ред. от 10 января 2002 г.), Указ Президента РФ от 21 июня 2001 г. № 742 "О порядке ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации драгоценных металлов и драгоценных камней"
     Согласно  Федеральному закону "О драгоценных  металлах и драгоценных камнях" установление особого порядка таможенного контроля за перемещением через таможенную границу драгоценных металлов и драгоценных камней отнесено к одной из форм государственного регулирования.
     Действующий   в   настоящее   время   порядок   таможенного оформления аффинированного золота и серебра в виде слитков, порошков, гранул, а также самородков драгоценных металлов определен приказом ГТК России и Минфина РФ от 7 сентября 2001 г. № 887, 71-Н (соответственно) "О Правилах осуществления контроля за соблюдением порядка экспорта аффинированных золота и серебра в виде слитков, порошков, гранул, а также самородков драгоценных металлов".
     Перемещение драгоценных металлов и камней через  таможенную границу Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством России, а в ряде случаев может производиться только на основании специальных решений Президента РФ, а именно:
     - ввоз и вывоз необработанных природных алмазов и бриллиантов;
     -  ввоз и вывоз радиоактивных и стабильных изотопов драгоценных металлов и изделий на их основе;
     -  ввоз на территории особых экономических зон, свободных таможенных зон и свободных складов, вывоз с этих территорий драгоценных металлов и камней;
     -  вывоз драгоценных металлов и камней,  поступающих в соответствии с условиями соглашений о разделе продукции в собственность инвестора.
     Ввоз  драгоценных металлов на территорию Российской Федерации организациями и физическими лицами осуществляется без количественных ограничений и лицензий. Не подлежат вывозу с территории России отходы и лом, руды и концентраты драгоценных металлов, а также необработанные драгоценные металлы.
     Особенности экспорта драгоценных металлов и  драгоценных камней, устанавливаемые  законодательством Российской Федерации.
     Экспорт аффинированных золота и серебра имеют право осуществлять:
     а)  Центральный банк России;
     б)  кредитные организации, имеющие  лицензии Центрального  банка   России   на  совершение   операций   с  драгоценными металлами. Уполномоченные банки могут вывозить аффинированное золото и серебро в двух случаях: по договорам купли-продажи и для зачисления на "металлический счет". Во втором случае металлы могут находиться на "металлическом счете" неограниченно, поэтому сроки текущих валютных операций не применяются;
     в)  субъекты добычи драгоценных металлов;
     г)  организации,  имеющие лицензии на оптовую торговлю драгоценными металлами.
     В России экспорт аффинированных платины  и металлов платиновой группы осуществляется унитарным предприятием "Внешнеэкономическое  объединение "Алмазювелирэкспорт". Контроль за операциями, проводимыми этим предприятием, осуществляет Министерство финансов РФ.
     Перемещение драгоценных камней осуществляется со следующими особенностями:
     1.  Экспорт необработанных и обработанных  природных драгоценных камней имеют право осуществлять субъекты их добычи и производства.
     2.  Экспорт уникальных драгоценных  камней осуществляется
по отдельным  решениям Правительства РФ.
     Таможенное  оформление ввозимых и вывозимых  необработанных природных алмазов и бриллиантов, аффинированных драгоценных металлов производится только на специализированных таможенных постах.
     Специализированные  таможенные посты проверяют на соответствие сопроводительным документам все вывозимые с территории РФ и ввозимые в РФ партии драгоценных камней, производят их регистрацию. Таможенное оформление необработанных алмазов и бриллиантов осуществляется только после проведения соответствующей работы государственными контролерами Минфина России либо при получении согласия Минфина России на вывоз конкретных партий указанных драгоценных.
          Основная цель валютного контроля в неторговом обороте — обеспечение полного и своевременного поступления экспортной валютной выручки в Россию, а также обеспечение соответствия суммы средств в иностранной валюте, переведенной в оплату за импортируемые товары, стоимости фактически ввезенных на территорию страны товаров в интересах оздоровления государственного бюджета, укрепления финансовой дисциплины, развития внутреннего валютного рынка и формирования государственных валютных резервов.
4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ПРАВИЛ ВВОЗА И ВЫВОЗА ВАЛЮТЫ 

      В первом полугодии 2006 года деятельность таможенных органов была направлена на усиление правоохранительной деятельности по борьбе с контрабандой и иными нарушениями таможенного законодательства в целях создания благоприятных условий для выполнения таможенными органами плановых заданий по наполнению федерального бюджета. Так, за вышеназванный период возбуждено 1550 уголовных дел, заведено 3748 дел об административных правонарушениях, что превышает показатели за аналогичный период прошлого года более чем в полтора раза. При этом 74 %  уголовных дел выявлено в результате оперативно-розыскной деятельности.        
      Административное  правонарушение – противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом об административных правонарушениях РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.           Субъектом административного правонарушения могут выступать физические, юридические, должностные лица. Кроме того, КоАП РФ устанавливает признаки специального субъекта. Например, лицо, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (ст.16.1); таможенный брокер (ст.16.2); перевозчик (ст.16.6); владелец складов временного хранения, владелец таможенного склада (ст. 16.23).            Характеристика специального субъекта имеет значение при определении круга лиц, подлежащих административной ответственности. Так, например, таможенный брокер, не является субъектом административной ответственности  за нарушение таможенных правил, выразившееся в нарушении установленных сроков предоставления в таможенный орган таможенной декларации.    В качестве объекта административного правонарушения в области таможенного дела выступают общественные отношения, поставленные под охрану государства, к которым относятся отношения, связанные с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу. Согласно Методическим рекомендациям по квалификации административных правонарушений в области таможенного дела (утв. Письмом ГТК РФ от 30.09.2002 г.) объектом правонарушения следует считать порядок оформления товаров и транспортных средств, а предметом товары и транспортные средства.  
    Характеристика   объекта предполагает наличие предмета  правонарушения
    (конкретные  товары или транспортные средства). Неправильная оценка предмета  влечет неправильную квалификацию  деяния. Так, например, при определении  категории товара, ввезенного на территорию Российской Федерации ООО «Технопроект» который являлся медицинской техникой (следовательно, не облагался НДС), должностные лица неправильно оценили его признаки, что привело к необоснованному возбуждению производства об административном правонарушении.        Статья 15.25. КоАП Нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования
    1. Осуществление незаконных валютных  операций, то есть осуществление  валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации, или осуществление валютных операций с невыполнением установленных требований об использовании специального счета и требований о резервировании, а равно списание и (или) зачисление денежных средств, внутренних и внешних ценных бумаг со специального счета и на специальный счет с невыполнением установленного требования о резервировании, - влечет наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы незаконной валютной операции, суммы денежных средств или стоимости внутренних и внешних ценных бумаг, списанных и (или) зачисленных с невыполнением установленного требования о резервировании.
    2. Нарушение установленного порядка  открытия счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от пятисот до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда.
    3. Невыполнение обязанности по  обязательной продаже части валютной  выручки, а равно нарушение  установленного порядка обязательной  продажи части валютной выручки - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц и юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы валютной выручки, не проданной в установленном порядке.
    4. Невыполнение резидентом в установленный  срок обязанности по получению на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающихся за переданные нерезидентам товары, выполненные для нерезидентов работы, оказанные нерезидентам услуги либо за переданные нерезидентам информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц и юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы денежных средств, не зачисленных на счета в уполномоченных банках.
    5. Невыполнение резидентом в установленный  срок обязанности по возврату  в Российскую Федерацию денежных  средств, уплаченных нерезидентам  за не ввезенные на таможенную  территорию Российской Федерации (не полученные на таможенной территории Российской Федерации) товары, невыполненные работы, не оказанные услуги либо за не переданную информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц и юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы денежных средств, не возвращенных в Российскую Федерацию.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.