На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Государство ведущий политический институт: понятие, признаки, функции

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 30.05.2012. Сдан: 2010. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Введение
Политические  знания и культура нужны сегодня  любому человеку, независимо от его  профессиональной принадлежности, поскольку, живя в обществе, он неизбежно должен взаимодействовать с другими  людьми и государством. Без обладания  такими знаниями личность рискует превратиться в объект манипулирования и порабощения со стороны более активных политическом отношении сил.
      Массовая  политическая грамотность необходима и всему обществу,  ибо предохраняет его от деспотизма и тирании, от антигуманных и экономически неэффективных  форм государственной и  общественной организации. Поэтому сознательное формирование политической культуры как искусства совместного  цивилизованного проживания людей в государстве — забота всего современного общества,  важное условие его благополучия. Овладение гражданами  основами политической науки и демократической культуры —  одно из важнейших условий успеха политических и общественных реформ в России.
Тема: Государство – ведущий политический институт: понятие, признаки, функции.
Цель: Раскрыть сущность государства, его признаки и назначение.
Методы: анализ литературы. 
 
 
 
 
 

1.Сущность государства
1.1.  Широкое и узкое  значения термина  «государство»
     Центральным институтом политической системы является государство. В его деятельности концентрируется основное содержание политики. Сам термин «государство» обычно употребляется в двух значениях. В широком смысле государство понимается как общность людей, представляемая и организуемая органом высшей власти и проживающая на определенной территории. Оно тождественно стране и политически организованному народу. В этом значении говорят, например, о российском, американском, немецком государстве, имея в виду все предоставляемое им общество.
      Примерно  до 17 века государство обычно трактовалось широко и не отделялось от общества. Для обозначения государства применялись многие конкретные термины: «княжество», «королевство», «правление» и другие. Одним из первых от традиций широкого значения государства отошел Макиавелли. Он ввел для обозначения любой верховной власти над человеком, будь то монархия или республика, специальный термин “stati” и занялся исследованием реальной организации государства.
      Четкое  разграничение государства и  общества было обоснованно в договорных теориях государства Гоббсом, Локком, Руссо и другими представителями либерализма. В них эти понятия разделяются не только содержательно, но и исторически, поскольку утверждается, что существовавшие первоначально в свободном и неорганизованном состоянии индивиды  в результате  хозяйственного или иного взаимодействия вначале образовали общество, а затем для защиты своей безопасности и естественных прав договорным путем создали специальный орган — государство. В современной науке государство в узком смысле понимается как организация, система учреждений, обладающие верховной властью на определенной территории. Оно существует наряду с другими политическими организациями: партиями, профсоюзами и т.д.
      Государства разных исторических эпох и народов  мало схожи между собой. И все  же они имеют некоторые черты, которые в большей или меньшей степени присущи каждому из них, хотя у современных государств, подверженных интеграционным процессам, они порою достаточно размыты.
1.2. Общие признаки  государства
 Общими  для государства являются следующие  признаки:
1. Наличие публичной власти. Этот признак означает, что власть организационно оформлена. Обладает аппаратом принуждения и управления, выступает единственным представителем всего общества.
2. Территория, очерчивающая границы государства.  Законы и полномочия государства распространяются на людей, проживающих на определенной территории. Само оно строится не по кровнородственному или религиозному признаку, а на основе территориальной и, обычно, этнической общности людей.
3. Суверенитет,  т.е. верховная власть на определенной территории. В любом современном обществе имеется множество властей: семейная, производственная, партийная и т.д. Но высшей властью, решения которой обязательны для всех граждан, организаций и учреждений, обладает государство. Лишь ему принадлежит право на издание законов и норм, обязательных для всего населения.
4. Монополия  на легальное применение силы, физического принуждения. Диапазон  государственного принуждения простирается  от ограничения свободы до  физического уничтожения человека. Возможность лишить граждан высших ценностей, каковыми являются жизнь и свобода, определяет особую действенность государства имеются специальные средства (оружие, тюрьмы и т. д.), а также органы — армия, полиция, службы безопасности, суд, прокуратура.
5. Право на взимание налогов и сборов с населения. Налоги необходимы для содержания многочисленных служащих и для материального обеспечения государственной политики: оборонной, экономической, социальной и т.д.
6. Обязательность  членства в государстве. В отличие, например, от такой политической организации, как партия, пребывание в которой добровольно и необязательно для населения,  государственное гражданство человек получает с момента рождения.
7. Претензия  на представительство как целого  и защиту общих интересов и общего блага. Ни одна другая организация, кроме разве что тоталитарных партий — государств, не претендует на представительство и защиту всех граждан и не обладает для этого необходимыми средствами.
8.Наличие  государственной символики (флаг, гимн, герб).
9. Государственный  язык.
     Названные признаки составляют каркас, отличающий государство от всех других организационно оформленных общественно-политических структур.
      Определение общих признаков государства  имеет не только научное, но и практическое политическое значение, особенно для международного права. Государство — субъект международных отношений. Лишь на основе обладания качествами государства те или иные организации признаются субъектами международного права и наделяются соответствующими правами и обязанностями. В современном международном праве выделяются 3 минимальных признака государства: территория, народ, объединенный правовым союзом граждан (гражданством), и суверенная власть, осуществляющая эффективный контроль  хотя бы над большинством территории и населения.  

1.3. Причины и теории возникновения государства
Государство — одно из самых совершенных, сложных  и противоречивых созданий человеческой цивилизации. Большая часть известной  нам истории народов — это  полная драматизма картина, повествующая о формировании, столкновениях и гибели государственных образований,  об изощренной борьбе за власть,  в которой люди не щадили ни себе подобных, ни самих себя.
      С первых и до последних дней своей  жизни человек в большей или  меньшей степени зависит от государства, призванного защищать его права и безопасность, но взамен требующего от него соблюдения многочисленных, подчас весьма обременительных норм и правил. Возникший еще в античных государствах, исполненный трагизма конфликт между стремящейся к свободе человеческой личностью и жестокими ограничениями, налагаемыми на нее государством и обществом, не разрешен и по сей день.
      Государство в его современных формах сложилось  в ходе длительного исторического  развития. Предшественниками государственных  институтов были догосударственные формы социальной саморегуляции, самоорганизации человеческих сообществ. Долгое время вполне эффективно регулировали отношения между людьми, скрепляли человеческие сообщества, делая их способными к совместной деятельности и взаимной поддержке, традиции, нормы, обычаи, которые поддерживались авторитетом старейшин и мнением всех членов племени, рода, патриархальной семьи.
      Возникло  государство не сразу: постепенно от общества обособились институты  политического руководства, которым шаг за шагом передавались функции, прежде осуществлявшиеся всем племенем или родом. Наиболее важной причиной, вызвавшей усложнение системы социально-политического руководства, стало развитие хозяйственной деятельности человека. Она породила более развитые формы кооперации и организации совместной деятельности, способствовавшие повышению эффективности труда людей и появлению избыточного продукта. Поначалу незначительное, но с течением времени все более явное имущественное расслоение привело к необходимости создания специфических норм, правил и структур, регулировавших имущественные отношения. Учащавшиеся столкновения между численно возросшими племенами из-за плодородных земель , охотничьих территорий и т.д. вызывали необходимость сохранять достояние племени  и увеличивать его за счет других с помощью специально для этого созданной вооруженной силы.
      Уже первые институты политического  руководства, самой логикой жизни  поставленные над обществом, отделенные от него и опиравшиеся на профессиональную вооруженную силу, получили известную независимость и самостоятельность. У них стали формироваться свои интересы, далеко не всегда  совпадавшие с  интересами индивида, рода, племени. Возникновение этих  институтов  дало примитивным  обществам мощный стимул развития, но одновременно и усложнило процесс принятия решений в сфере управления. Усиление имущественного неравенства, а также укрепление все более отдалявшихся от общества органов политического руководства обостряли соперничество за контроль над ними между различными группами людей, объединенных сходными социальными интересами. По мере развития общества на основе этих групп формировались социальные классы, занимавшие различные позиции в системе властных отношений.
      Кроме общих причин возникновения государства, можно выделить ряд факторов, также ускорявших появление государственных структур и придававших им  определенную специфику. К  ним относятся завоевания  и необходимость создания механизма власти для сохранения покорности порабощенных; наличие внешней угрозы, требовавшей  создания вооруженных формирований и регулярного  сбора средств  на их содержание; необходимость проведения крупных  хозяйственных работ, немыслимых без мобилизации  значительных материальных и человеческих ресурсов и создания аппарата для их рационального распределения и использования.
      Повышение частоты и периодичности контактов  между различными сообществами людей  усиливало их взаимное влияние друг на друга, на их уклады жизни и системы  правления. Достаточно вспомнить, сколь  мощным стимулом для образования государства у германских, кельтских и других племен стало их близкое знакомство с античными Грецией и Римом. После завоевания Древнего Рима  в варварских племенных союзах  процесс образования государств пошел гораздо быстрее. Они позаимствовали у покоренной империи  не только многие институты и правовые нормы, но и внешнюю атрибутику, символы власти, часть которых сохранилась до наших дней. Такие понятия, как “царь”, “август”, “империя”, “императорский”, пришли  во все европейские языки из латыни.
      Дополнительным  импульсом для возникновения  государственных структур могли  служить и конфликты этнически  разнородных сообществ. Ведь в ходе завоеваний господствующее племя обычно превращало завоеванные племена, принадлежавшие к иным этносам, в своих рабов, и понадобились особые институты, регулировавшие отношения между ними. Рабовладельческие государства складывались, прежде всего там,  где шел постоянный приток иноплеменных пленников, которых нужно было держать в подчинении.
       Существует  множество  теорий   происхождения   государства:
1) Теологическая  теория – одна из самых древних,  обоснование которой связывают  с Фомой Аквинским. Для нее  характерна производность государства  от воли бога.
  2) Теория  насилия объясняет возникновение  государства внутренними столкновениями в обществе  и внешним насилием (войнами). Обоснована Л. Гумпловичем, К. Каутским. 
3) Договорная  теория  исходила  из  того,  что государство  явилось   результатом   добровольного   соглашения   между   его  подданными  для   защиты   их   общих   интересов. (Гоббс, Руссо)
4) Патриархальная   теория представляла государство  как большую разросшуюся семью,  во  главе  с  «отцом-монархом».
5) Психологическая  теория (Коркунов, Петражицкий) – человек нуждается в лидере и это обуславливает развитие общества и государства
       Однако, на мой взгляд ни одна из вышеперечисленных теорий не  обладает достаточными доказательствами, чтобы ее можно было принять за основу. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Функции государства
       Государство есть сложная социальная организация, основным назначением которой является осуществление публичной власти в интересах всего общества. Деятельность государства многогранна, она охватывает самые  различные стороны общественной жизни. Основные  направления  деятельности  государства называются функциями государства.
       К внутренним функциям, охватывающим  сферу внутренней, самостоятельной  жизни  государства,  непосредственно   касающимся  каждого  члена   общества, относятся следующие функции: охранительная, экономическая, социальная, культурно-воспитательная, природоохранительная.
       К  внешним  функциям,  направленным  на   обеспечение   существования  государства в мировом обществе, относятся: защита государства от вооруженных нападений других государств; поддержание  международных   политических   отношений   (дипломатическая деятельность), экономических и культурных связей; борьба с международной преступностью; участие в международной охране окружающей среды.
       Реализация   функций   осуществляется   различными   государственными
организациями. Их количество, задачи, компетенция, взаимоотношения  и  связи между ними определяются функциями государства.
     Существуют  два  вида  государственных   организаций.  К  первому   виду
относятся  государственные  организации,   которые осуществляют   властную, организационно-регулятивную деятельность.
        Второй  вид  представляют  государственные   организации,   основным
назначением, которых является непосредственная, практическая деятельность  по выполнению  функций  государства.  Они  создаются  органами  государства   и управляются ими. В  зависимости  от  того,  в  какой  сфере  государственной деятельности  (охранительной,  экологической  или  культурно-воспитательной)
действуют государственные организации, они  подразделяются на три вида.
    В охранительной  сфере   практическое  выполнение  функций   возложено  на особые  вооруженные   государственные   организации.   Они   непосредственно охраняют граждан и государство от внутренних и внешних посягательств.  В  их число входят части и подразделения  вооруженных  сил,  службы  безопасности, милиция (полиция), разведка и некоторые другие  вооруженные  государственные организации.
      В  экономической  сфере   действуют   государственные   организации   -
предприятия   и   учреждения,   основным   назначением   которых    является
производственная  либо  обеспечивающая  производство  деятельность,  а  также оказание бытовых, кредитно-расчетных и коммунальных услуг населению.  К  ним относятся,     например,     государственные     заводы      и      фабрики, сельскохозяйственные предприятия, предприятия транспорта и  связи  (железные дороги,  почта и др.),  торговых  и бытовых услуг,  кредитно-расчетные учреждения и т.д.
       Культурно-воспитательные    задачи    выполняются    широкой    сетью
государственных  организаций,  таких,  как  учебные  заведения,  библиотеки,
музеи, театры и др. Следует иметь в  виду,  что  охранительные,  экономические  и  культурно-воспитательные задачи выполняются не только государственными  организациями.
Во всех  этих  сферах  наряду  с  государственными  организациями  действуют частные и общественные организации и объединения.  В  различных  современных государствах    степень    развития    частной    инициативы    и    частной предпринимательской деятельности  неодинакова  и  зависит  от  общественного строя, политических,  экономических и  исторических  традиций,  определяется
национальной  психологией и особенностям быта и  многими  другими  факторами. Частные и общественные организации и  предприятия  наиболее  представлены  в экологической, духовной и социальной сферах. Однако и в охранительной  сфере действуют  негосударственные  организации,  такие,  как,  например,  частная полиция  и  охрана,   частные   детективные   организации,   объединения   и организации общественности по охране общественного порядка  и  самозащите  и некоторые другие. 

2.1. Внутренние функции
 Охранительная  функция: это функция государственной деятельности  проявляется  в  обеспечении государством общественного и правового  порядка,  защите  и  охране  прав  и интересов  граждан  и   организаций,   защите   конституционного   строя   и государства от противоправных посягательств. Обеспечение внутреннего мира  и согласия  в  обществе,   урегулирования   общественных   отношений,   снятие социальных противоречий,  неизбежных  в  обществе,  состоящем  из  различных классов, групп, слоев, - это насущная необходимость,  одна  из  тех  причин, которые вызывали возникновение государства.
      Эта функция также направлена  на  охрану  жизни,  здоровья,  чести  и достоинства граждан, а также  на  охрану  государственного  и  общественного имущества, на охрану частной собственности.
      Общественный   порядок    охраняется    государственными    органами, общественными  организациями  и  гражданами.  Особая  роль   в   обеспечении общественного порядка принадлежит органам внутренних дел, милиции. За все виды правонарушений, посягающие на  общественный  порядок установлены различные  виды  наказаний.  Меры  наказаний  должны  быть  соразмерны  вине нарушителя.
       Охрана прав и свобод граждан   гарантируется  Конституцией  Российской Федерации  и  другими  нормативно-правовыми  актами.  Так,  в  частности,  в статье  17 Конституции Российской  Федерации   пункт 1  сказано,  что «В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы  человека  и гражданина согласно общеуказаным принципам и нормам международного  права  и в соответствии с настоящей Конституцией.» Основные принципы  прав  и свободчеловека и гражданина изложены в статьях 17  -  64  Конституции Российской Федерации.
       В статье 35 пункт 2 сказано, что   каждый  вправе  иметь  имущество   в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично,  так и  совместно  с  другими  лицами.  Право  частной  собственности  охраняется законом. Таким образом, любое посягательство на частную собственность граждан, их имущество, а  также  и  на  государственное  имущество  влечет  за  собой административные и уголовные наказания.
2.Экономическая функция:
Эта функция  государства  сильно  изменилась  в  ходе  исторического существования государства от полного невмешательства в экономику  до  полного  контроля  всей  хозяйственной деятельности   и   регулирования   всех   вопросов    экономической    жизни (тоталитарные государства социалистического типа).
       В современных условиях, когда   неизмеримо  умножились  и   усложнились хозяйственные связи, демократическое государство  не  остается  наблюдателем со стороны. Оно активно разрабатывает  и  проводит  экономическую  политику, которая   строится   на   принципах   свободного    рынка    и    свободного предпринимательства. Государство влияет на экономику через налоговую  политику,  кредитно-финансовую и валютно-денежную системы.
3. Функция  социальных услуг, обеспечения  и защиты граждан: Многие государства  характеризуют себя социальными.  Это означает,  что они считают своей важной задачей заботу о всех тех  гражданах,  кто  в  силу каких-либо  причин  не  в   состоянии   обеспечить   для   себя   нормальное существование,  достойное   человека.   Государство   проводит   мероприятия направленные  на  защиту  от  безработицы,  проявляет  заботу  о   детях   и нетрудоспособных людях.
       Так,  в  статье  39  Конституции  Российской  Федерации  в  частности сказано:  «Каждому  гарантируется  социальное  обеспечение  по  возрасту,  в
случае  болезни, инвалидности, потери кормильца, для  воспитания  детей  и  в иных случаях предусмотренных законом.»
       В Российской Федерации финансируются  федеральные программы  охраны  и укрепления   здоровья    населения,    принимаются    меры    по    развитию государственной, муниципальной, частной систем  здравоохранения,  поощряется деятельность,  способствующая   укреплению   здоровья   человека,   развитию физической    культуры    и    спорта,    экологическому    и     санитарно-эпидемиологическому благополучию (статья 41 пункт 2 )
       Поощряются    добровольное    социальное    страхование,     создание
дополнительных  форм социального обеспечения  и  благотворительность  (статья39 пункт 3).
       Таким образом, государство принимает   различные  меры  для  повышения жизненного уровня граждан.
 4. Культурно - воспитательная функция: Общество в целом и государство заинтересованы  в  том,  чтобы  каждый гражданин  имел  образование,  соответствующее  принятому   стандарту.   Без образования  в  настоящее  время  немыслимо  активное  участие   граждан   в общественной  жизни,  в  производстве,  во   всех   сферах   государственной деятельности, в связи с чем  во  многих  государствах  образование  является обязательным.
       Государство поощряет и развивает  искусство, обеспечивает для   граждан
свободу творческой  деятельности.  Не  может  быть  сильного,  процветающего государства без  уважения и сохранения исторических традиций  и  культурного наследия. Воспитание граждан в духе  патриотизм,  уважения  к  историческому прошлому - непременная составная часть воспитательного процесса.
       Большое  значение  имеет  правовое   воспитание.   Каждый   гражданин
Российской  Федерации  обязан  знать  законы  своего  государства  и  строго
соблюдать их.
 5. Природоохранительная функция:
       Охрана   природы,   окружающей   среды   -   насущная   необходимость
современного  мира. Человек в  результате  своей  хозяйственной  деятельности нарушает естественные  природные  связи,  разрушает  окружающую  среду,  чем невольно  создает  для  себя  неблагоприятные   (даже   гибельные)   условия обитания. Охрана природы -  дело  всего  общества,  но  только  государство, обладающее необходимыми средствами и возможностями мобилизации  усилий  всех организаций и граждан, может реально обеспечить защиту окружающей среды.
       В современную эпоху проблемы  охраны  и  рационального  использования природных   богатств   приобрели   большое   экономическое,   социальное   и политическое значение. Они затрагивают интересы всех народов и государств. Чем разумнее использовать  богатства,  тем  больше  успехов  добьются промышленность и сельское хозяйство.  Охрана  природы  выдвигается  в  число
наиболее  острых социальных проблем и представляет собой  одну  из  важнейших общегосударственных задач. Деятельность  по  охране   природы   в   рамках   своей   компетенции осуществляют все звенья механизма государства и его органов.
       Так, в статье 9 Конституции Российской  Федерации говорится: «Земля  и другие природные ресурсы используются и охраняются  в  Российской  Федерации как основа жизни  и  деятельности  народов  проживающих  на  соответствующей территории».
  Многие   нормы,   регулирующие   природоохранительную   деятельность, содержатся  в основах земельного законодательства, основах  законодательства о недрах, а также в земельных и водных кодексах.
       В основе осуществления функции лежат следующие принципы:
       1.  Природные  богатства   подлежат  охране  со  стороны   государства независимо от того, вовлечены ли они в хозяйственный оборот или нет.
       2.  Использование  природных   богатств  должно   быть   рациональным,
соответствовать развитию государства.
       3. Неукоснительное соблюдение природоохранительных  законодательств  и строгая ответственность за его нарушение.
       Проведение    этих    принципов    обеспечивает    целенаправленность
природоохранительных функций на решение задач, стоящих перед государством  в области охраны и рационального использования природных ресурсов.
2.2.Внешние функции.
1. Функция  защиты извне: Данная   функция   является   важнейшим   направлением   деятельности государства, ибо она  нацелена  на  защиту  мирного  труда,  суверенитета  и территориальной  целостности  государства.  Основную  роль  в  этом   играют Вооруженные Силы Российской Федерации.
     Согласно статье 59 Конституции Российской Федерации «Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской   Федерации.  Гражданин Российской Федерации несет  военную  службу  в  соответствии  с  федеральным законом».
       Согласно этому закону: все   мужчины  -  граждане  РФ,  независимо  от происхождения, социального и  имущественного  положения,  места  жительства, обязаны проходить действительную военную  службу  в  рядах  Вооруженных  Сил Российской Федерации. На действительную военную службу призываются  граждане мужского пола, которым ко дню призыва исполняется 18 лет. Согласно статье 87 конституции Российской  Федерации  «Президент  Российской Федерации   является   Верховным   главнокомандующим   вооруженными   силами Российской Федерации. В случае  агрессии  против  Российской  Федерации  или непосредственной угрозы агрессии Президент Российской  Федерации  вводит  на территории Российской  Федерации  или  в  ее  отдельных  местностях  военное положение...»
       За воинское преступление - преступления  против установленного порядка несения воинской
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.