Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Познавательные психические процессы

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 30.05.2012. Сдан: 2010. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание:
1. Введение……………………………………………………………………3
2. Познавательные психические процессы:
     2.1. Ощущение и восприятие……………………………………………5
     2.2. Воображение и творчество………………………………………...10
     2.3. Мышление и интеллект……………………………………………18
4. Заключение………………………………………………………………..26
5. Список литературы……………………………………………………….27 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение
     Психические процессы являются базовой основой  человеческой  психики. Три разновидности  психических процессов – познавательные, эмоциональные и волевые – образуют в своей совокупности психическую деятельность человека. Психические процессы, с помощью которых  формируются образы окружающей среды, а также образы самого  организма и его внутренней среды, называются познавательными психическими процессами. Познавательные процессы - ощущение, восприятие, мышление , воображение, память – формируют информационную базу, ориентировочную  основу психики. Именно познавательные психические процессы обеспечивают получение человеком знаний о окружающем мире и о самом себе. Эти знания являются тем фактором, который при наличии какого-либо побуждения определяет выбор человеком одного из многих возможных, на каждый данный момент, направлений движения и удерживает движение в рамках этого направления. Осознаваемые человеком  потребности также даны ему в форме знаний, по крайней мере в форме знания о том,  что он чего-то хочет.  Сама деятельность человека приобретает целенаправленный, упорядоченный  характер, благодаря  знанию о конечном ее результате как о цели, существующей в сознании , форме представления о какой-то конкретной вещи или форме абстрактной идеи.
     Познавая  и преобразуя мир, человек выявляет устойчивые, закономерные связи между  явлениями. Закономерности, внутренние связи явлений отражаются в нашем  сознании опосредованно – во внешних признаках явлений человек распознает признаки внутренних, устойчивых взаимосвязей. Определяем ли мы, глядя в окно, по мокрому асфальту, был ли дождь, или устанавливаем законы движения небесных светил – во всех этих случаях мы отражаем мир обобщенно и опосредованно – сопоставляя факты, делая умозаключения, выявляя закономерности в различных группах явлений. Человек, не видя элементарных частиц, познал их свойства и, не побывав на Марсе, многое узнал о нем.
     Замечая связи между явлениями, устанавливая всеобщий характер этих связей, человек деятельностно осваивает мир, рационально организует свое взаимодействие с ним, он осуществляет мыслительную деятельность – обобщенную ориентацию в мире.
     Мышление  формирует структуру индивидуального  сознания, классификационно-оценочные эталоны индивида, его обобщенные оценки, характерную для него интерпретацию явлений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Ощущение  и восприятие
     Психика начинается с ощущений: если бы мы могли  помнить себя в утробе матери, в нашей памяти, наверное, возникли бы только ощущения: неясные звуки, цветовые пятна, вибрации, покачивания.
     Ощущение — это процесс первичной обработки информации на уровне отдельных свойств предметов и явлений. Этот уровень обработки информации называется сенсорным. На нем отсутствует целостное представление о том явлении, которое вызвало ощущения. Ощущение — только первичный материал психического образа, который формируется на уровне восприятия. Способность к ощущениям имеется у всех живых существ, обладающих нервной системой. Что же касается осознаваемых ощущений, то они есть только у живых существ, имеющих головной мозг и кору головного мозга. По своему происхождению ощущения с самого начала были связаны с деятельностью организма, с необходимостью удовлетворения его биологических потребностей. Жизненная роль ощущений состоит в том, чтобы своевременно и быстро доводить до центральной нервной системы как главного органа управления деятельностью сведения о состоянии внешней и внутренней среды.
     Ощущения в своем качестве и многообразии отражают разнообразие значимых для человека свойств окружающей среды. Органы чувств, или анализаторы человека, с рождения приспособлены для восприятия и переработки разнообразных видов энергии в форме стимулов-раздражителей (физических, химических, механических и других воздействий).
     Виды  ощущений отражают своеобразие тех  стимулов, которые их порождают. Эти  стимулы, будучи связанными с различными видами энергии, вызывают соответствующие ощущения разного качества:
    зрительные,
    слуховые,
    кожные (ощущения прикосновения, давления, боли, тепла, холода и др.),
    вкусовые,
    обонятельные.
     Кожные ощущения (осязание) обеспечивают индивида информацией о том, что соприкасается с его телом: это может быть предмет или некоторая среда (например, водная или воздушная). Наибольшей чувствительностью обладают ладони, кончики пальцев, губы и язык. Современные исследователи различают четыре разновидности кожной чувствительности: ощущения давления, тепла, холода и боли. Болевая чувствительность имеет крайне важное биологическое значение: болевые ощущения сигнализируют о возможной физической опасности. Человеку, не имеющему болевой чувствительности, а случаи такой патологии наблюдались, постоянно угрожает опасность.
    Основной  функцией вкусовых ощущений является обеспечение индивида информацией о том, можно ли употребить внутрь данное вещество. Основные вкусовые качества — это кислость, соленость, сладость и горечь. По-видимому, все другие вкусовые ощущения вызываются сочетанием этих четырех качеств. Химическая основа вкусовых ощущений пока недостаточно изучена, поэтому не существует общего ответа на вопрос, какие вещества по своему химическому строению вызывают основные вкусовые ощущения. Специалистам в области пищевых производств приходится в силу этого в большинстве случаев действовать методом проб и ошибок, прибегая к услугам дегустаторов.
    Обоняние  обеспечивает индивида информацией о наличии в воздухе различных химических веществ. Обоняние играет гораздо меньшую роль в нашей жизни, чем в жизни многих животных. Когда речь заходит об обонянии, невольно вспоминаются наши четвероногие друзья — собаки. Исследования показывают, что чувствительность к запахам у собак больше, чем у нас, примерно в тысячу раз.
    С помощью слуха индивид получает передаваемую посредством волновых колебаний среды информацию о поведении удаленных от него объектов. Основными характеристиками звуковых волн являются амплитуда и частота. Это физические характеристики звука. Они трансформируются при воздействии на нас в психические (сенсорные). Чем больше амплитуда звуковой волны, тем громче нам кажется звук, чем больше его частота, тем выше (тоньше) он нам кажется. Громкость и высота, таким образом, — основные сенсорные характеристики звука.
    Здоровый  молодой человек слышит звуки  в диапазоне примерно от 20 до 20 000 Гц. Один герц соответствует высоте звука, издаваемого предметом, совершающим одно колебание в секунду. Ощущения громкости и высоты взаимосвязаны. Скажем, у человека наибольшая чувствительность к звуку отмечается при частоте звука в 1 000 Гц.
    Зрение является основным источником информации для человека. Сетчатка глаза имеет два типа рецепторов: палочки и колбочки. Палочки приспособлены к тому, чтобы работать при слабом освещении и давать черно-белую картину мира, а колбочки, наоборот, имеют наибольшую чувствительность в условиях хорошего освещения и обеспечивают цветовое зрение. Наиболее интересной проблемой зрительных ощущений являются механизмы цветового зрения.
Восприятие
     Как уже было сказано, способность ощущать  дана нам и всем живым существам, обладающим нервной системой, с рождения. Способность иметь осознаваемые ощущения дана живым существам, наделенным головным мозгом. Способностью же воспринимать мир в виде образов наделены только человек и высшие животные, она у них складывается и совершенствуется в жизненном опыте.
     Восприятие (перцепция, от лат. perceptio) — познавательный процесс, формирующий субъективную картину мира. Это психический процесс, заключающийся в отражении предмета или явления в целом при его непосредственном воздействии на органы чувств. Восприятие — одна из биологических психических функций, определяющих сложный процесс приёма и преобразования информации, получаемой при помощи органов чувств, формирующих субъективный целостный образ объекта, воздействующего на анализаторы через совокупность ощущений, инициируемых данным объектом.
     Свойства  и функции восприятия:
    Предметность — объекты воспринимаются не как бессвязный набор ощущений, а составляют образы конкретных предметов.
    Структурность — предмет воспринимается сознанием уже в качестве абстрагированной от ощущений смоделированной структуры.
    Апперцептивность — на восприятие оказывает влияние общее содержание психики человека.
    Контактность (константность) — на восприятие оказывают влияние обстоятельства, в которых оно происходит. Но несмотря на это восприятие остается относительно неизменным.
    Избирательность – преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими.
    Осмысленность — предмет сознательно воспринимается, мысленно называется (связывается с определённой категорией), относится к определённому классу
    Осмысление  состоит из этапов:
    Селекция — выделение из потока информации объекта восприятия;
    Организация — объект идентифицируется по комплексу признаков;
    Категоризация и приписывание объекту свойств объектов этого класса.

Виды  восприятия:

     Существует  две классификации видов восприятия. В основании первой, лежит тот  орган чувств, который принимает  информацию. По такой классификации  обычно выделяют три вида восприятия, это:
    осязание;
    зрительное восприятие;
    слуховое восприятие.
    Вторая  классификация основывается на информации, которая отражается через восприятие. В таком случае мы говорим о:
    восприятии пространства;
    восприятии времени;
    восприятии человека человеком.
    Рассмотрим  каждое из видов восприятия в отдельности:
     1. Осязательное восприятие - в основе этого вида восприятия лежат тактильные, температурные и кинестетические ощущения. Но органом данного специфического вида восприятия является рука, причем активная, ведущая роль принадлежит большому пальцу. Рука движется по предмету, позволяя человеку создавать целостный образ при последовательно поступающей информации об отдельных признаках предмета. Ощупывая, она воспроизводит форму предмета, как бы создает его слепок.
      2. Зрительное восприятие - обычно определяется как процесс построения видимого образа окружающей действительности. Рабочим органом зрительного восприятия является глаз. Движение глаз при рассматривании предмета скачкообразно. Во время остановки происходит процесс зрительного восприятия, во время движения – обработка полученной информации. Так, привыкнув «пробегать» текст, читатель с большим трудом справляемся с задачей глубинной проработки материала. Он опускает большие абзацы текста, даже не замечая этого, а позднее абсолютно искренне говорит, что данного материала в книге не было. Читатель другого типа, наоборот, прорабатывает каждый текст дотошно. Его глаз «отказывается» перепрыгнуть через строчку или абзац, и читающий тонет в деталях, которые в данный момент можно было бы опустить.
      3. Слуховое восприятие - коренным образом отличается от предыдущих видов. Если осязательное и зрительное восприятие отражают мир предметов, расположенных в пространстве, то слуховое восприятие имеет дело с последовательностью раздражений, протекающих во времени.
В отличие  от животных, у человека в слуховом восприятии решающую роль играют две  объективные системы, которые имеют  не биологическое, а социальное происхождение:
    фонематическая (или система звуковых кодов языка);
    ритмико-мелодическая (или система музыкальных кодов).
Решающая  роль этих факторов приводит к тому, что, если ухо животного иногда обладает более тонкой звуковой чувствительностью, чем ухо человека, слух человека характеризуется гораздо большей  сложностью, большим богатством и  большей подвижностью звуковых кодов.
      4. Восприятие пространства - включает в себя восприятие расстояния, или отдаления, в котором предметы расположены от нас и друг от друга, направления, в котором они находятся, величины и формы предмета.
В восприятии отражаются следующие характеристики пространства:
    Рельефность (трехмерность, стереоскопичность). Это оказалось возможным благодаря тому, что работают в восприятии парные органы: два глаза, две руки, два уха;
    Форма предмета. Через восприятие, в отличие от ощущения, мы отражаем в предмете формообразующие свойства (угол или круг, впадина или выпуклость);
    Величина (размер). Перцептивный образ обладает возможностью воспроизводить натуральную величину объекта. Ограничения вытекают только из разрешающей способности органа: дотянется ли рука, впишется ли воспринимаемый предмет в границы поля зрения;
    Симультанность. В образе воспринимаемого предмета отражается его форма и размеры одновременно, хотя орган чувств получает информацию постепенно.
        5. Восприятие времени - оно представляет собой отражение в мозгу объективной длительности, скорости и последовательности явлений действительности.  
     

 


      Воображение и творчество
     Воображение - это психический познавательный процесс создания новых представлений  на основе имеющегося опыта, то есть процесс преобразующего проецирования действительности.
     Воображение представляет собой изменение и  преобразование человеком своих  представлений на основе:
    вычленения из целостного образа предмета какого-либо его элемента или свойства. Таково, например, представление одной формы каменного орудия как пригодной для резания, другой - как колющей;
    изменения величины, размеров объектов в сторону преувеличения (гипербола) или преуменьшения ее по сравнению с действительными и создание таким путем всевозможных фантастических образов (великанов, гномов и т.д.);
    соединения в своем воображении вычлененных из разных объектов их частей или элементов и создание таким путем мысленного образа, представления нового, не существовавшего ранее в природе предмета (сфинкс у древних египтян, кентавр у древних греков);
    конструирования предмета в связи с его назначением, например копья; мысленное наделение этого орудия свойствами поражения цели издалека (метание) или вблизи (нанесение удара, мощного укола)
    мысленного усиления какого-либо свойства или качества, придания этому свойству большего значения в характеристике объекта (хитрость у лисы, трусость у зайца);
    мысленного ослабления какого-либо свойства или качества предмета, в более сильной степени приводящее к построению контрастного образа, наделенного свойствами, прямо противоположными исходному (многие персонажи народного эпоса, сказок);
    создания нового образа в результате обобщения черт, наблюдавшихся у ряда сходных объектов .
Функции воображения:
    представление действительности в образах, а также создание возможности пользоваться ими, решая задачи;
    регулирование эмоциональных состояний;
    произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций;
    формирование внутреннего плана действий — способности выполнять их внутри, манипулируя образами;
    планирование и программирование деятельности, составление программ, оценка их правильности, процесса реализации.
Виды  воображения:
По  степени активности субъекта воображения можно выделить два вида:
    Активное воображение, при котором человек предполагает воспользоваться результатами воображения на практике;
    Пассивное, при котором не ставится цель использования его результатов и само оно может возникать вне зависимости от желания субъекта.
    Пассивное воображение у человека представлено двумя подвидами в зависимости  от наличия или отсутствия осознанности его возникновения. Так, пассивное преднамеренное воображение (или грезы) представляют собой создание образов воображения, которые изначально воспринимаются человеком как нереальные, неосуществимые, призрачные, сноподобные. Однако пассивное преднамеренное воображение осознается человеком как его собственное и формируется при его осознанном воздействии. Грезы обычно возникают у человека при ослабленном контроле сознания, чаще в полудремотном состоянии. Контроль при этом проявляется в отборе фантастических картин, причем только таких, которые вызвали бы у человека желанные чувства, сопровождались своеобразными эмоциональными состояниями, образно называемыми «сладкой грустью».
    Пассивное непреднамеренное воображение создает образы при особых состояниях личности или его организма, когда человек не управляет процессом создания этих образов. Разновидностями пассивного непреднамеренного воображения являются сновидения и галлюцинации.
    Под сновидением многие ученые понимают образы воображения, которые возникают у человека во время быстрого сна, и представляют собой создание новых образов в результате сочетания образов, извлеченных из долговременной памяти, и образов восприятия, полученных в течение предшествующего дня.
    Галлюцинации - это психологический феномен, при котором кажущийся образ возникает при отсутствии реального внешнего раздражителя вне помрачения сознания. Этот образ оценивается человеком без критики, как действительно истинно существующий объект. Галлюцинирующий субъект не в силах отрешиться от внутреннего убеждения, что он в данную минуту имеет чувственные ощущения, что ощущаемый им предмет реально существует, хотя на него не действует данный предмет. Этим галлюцинация отличается от иллюзии, которая искажает образ реально действующего на органы чувств объекта. Причины возникновения галлюцинаций могут иметь органический характер (воздействие наркотиков, алкоголя, отравляющих веществ, температуры недостатка кислорода и т.п.) и психогенный характер (состояние аффекта).
    Активное  воображение также имеет два  подвида: воссоздающее воображение и творческое воображение.
    Воссоздающее  воображение такой вид воображения, в ходе которого возникают новые образы на основании восприятия описаний, схем, чертежей, нотных записей и пр. Его образы относительно новые и обычно цель такого вида воображения создать образ максимально приближенный к реальному. Этот вид воображения играет ведущую роль в обучении, позволяя через создаваемые обучающимся образы изучаемого явления уяснить его суть.
    Творческое  воображение представляет собой такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно создает новые образы, имеющие личную или общественную ценность. Основным в процессе творческого воображения выступают модификация и трансформация образов, создание новых синтетических композиций. Чтобы воображение не превратилось в бесплодную игру ума, субъект в деятельности должен придерживаться некоторых ограничительных условий. К числу этих условий относится, во-первых, учет связи нового образа с существующей действительностью. Поэтому полезно, когда комбинаторика наглядных элементов образа творческого воображения регулируется абстрактным мышлением, т.е. осуществляется по правилам логики. Вторым условием является выяснение того, насколько образы воображения оригинальны.
      Творческое воображение может создавать образы субъективно новые («изобретение велосипеда») и объективно новые (как результат научной или художественной деятельности).
    Особое  место в системе видов воображения  занимает мечта.
    Мечта – это деятельность воображения, проявляющаяся в создании оптимистических замыслов, осуществление которых человек ожидает в будущем. С самого раннего детства и до глубокой старости человек постоянно на что-то надеется, чего-то ждет. Мечта является большой побудительной силой, заставляющей нас напряженно трудиться, чтобы достичь желаемых результатов.
    Мечта отличается от творческого  воображения тем, что:
    1) представляет собой создание  образов желаемого будущего самого человека;
    2) не включена в творческую деятельность, то есть не дает немедленный  и непосредственно объективный  продукт в виде научного изобретения,  художественного произведения, технического  изобретения и т.п.
    Предполагается, что воображение принимает участи в формировании у человека чуткости, тактичности, сочувствия и умения сопереживать другому человеку. 
 

    Творчество.
    Творчество  — это процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания субъективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) — уникальность его результата. Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. Никто, кроме, возможно, автора, не может получить в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию. Таким образом, в процессе творчества автор вкладывает в материал некие несводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности, выражает в конечном результате какие-то аспекты своей личности. Именно этот факт придаёт продуктам творчества дополнительную ценность в сравнении с продуктами производства.
    Творчество  — деятельность, порождающая нечто  качественно новое, никогда ранее  не существовавшее.
    В том числе отличительным признаком  интеллектуального творчества является усовершенствование способов решения  уже известных проблем. Важную роль в интеллектуальном творчестве играет возможность трансформировать интуитивные, выраженные в необычном, часто достаточно смутном виде субъективные представления в пригодные для человеческого общения формы (словесно-речевые, категориальные, коммуникативные).
    Понятие природы творчества связано с  вопросом о критериях творческой деятельности. Творчество может быть рассмотрено в различных аспектах:
    продукт творчества - это то, что создано;
    процесс творчества - как создано;
    процесс подготовки к творчеству - как развивать творчество.
    Продукты  творчества - это не только материальные продукты - здания, машины и т.д., но и новые мысли, идеи, решения, которые могут и не найти сразу же материального воплощения. Другими словами, творчество - это создание нового в разных планах и масштабах.
    При характеристике сущности творчества важно  учитывать разнообразные факторы, признаки, свойственные процессу создания.
    Творчество  имеет признаки технические, экономические (снижение себестоимости, повышение  рентабельности), социальные (обеспечение  условий труда), психолого-педагогические - развитие в творческом процессе психических, нравственных качеств, эстетических чувств, интеллектуальных способностей человека, приобретение знаний и др. Творчество характеризуется как высшая форма деятельности личности, требующая длительной подготовки, эрудиции и интеллектуальных способностей. Творчество является основой человеческой жизни, источником всех материальных и духовных благ.
    Структура творческой деятельности:
    Общие проблемы исследования механизмов творчества можно сформулировать  следующим  образом:
     1. Анализ творчества, как конкретного явления с целью выявления в нем специфических сторон и указания на общий характер соответствующих им закономерностей.
      2. Синтез итогов специальных исследований  каждой из  выделенных сторон  с целью создания возможностей  рационального  управления  ходом  конкретной творческой деятельности, расчетом творческого потенциала.
    В общей структуре творческой деятельности, рассматриваемой, как системе, можно  выделить несколько  основных подсистем:
    процесс творческой деятельности;
    продукт творческой деятельности;
    личность творца;
    среда и условия, в которых протекает творчество.
   В свою очередь в каждой из названных  подсистем можно выделить их составляющие.
      Процесс деятельности может иметь  такие основные составляющие, как  формирование замысла и его  реализация.
    Личность  творца характеризуется  способностями  ума, темпераментом, возрастом, характером и т.д.
    Среда и условия представляют собой  физическое окружение, коллектив, стимуляторы  и барьеры в творческой деятельности и т.д. 
    Творчество  издавна делят на научное и художественное.
    Построение  общей теории творчества, то  есть переход от  эмпирических  к  более фундаментальным исследованиям  этого сложного феномена привел к  тому, что все настойчивые стали  искать общие черты, присущие как  научному, так и художественному творчеству.
    Составления многих схем позволяют заключить, что  творческий акт и обычное решение  проблем имеют одинаковую психологическую  структуру,  которая выражается в  виде этапов, включающих в себя цепь мыслительных задач.
    Процесс творческой деятельности можно разбить на этап нахождения принципа решения и этап применения решения. Причем считается, что наиболее выраженным предметом психологического исследования являются события первого этапа, так как научное творчество нельзя  свести к логическим операциям «применение решения».
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.