На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Феномен политического лидерства

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 30.05.2012. Сдан: 2010. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    Министерство  образования и  науки Российской Федерации
    Федеральное агентство по образованию
    Государственное образовательное  учреждение высшего  профессионального  образования
    «Российский государственный  торгово-экономический  университет»
    Волгоградский филиал 

          Шифр ВКс-08-024
    Контрольная работа 

    По  дисциплине: «Политология»
        На  тему: «Феномен политического лидерства»
    Исполнитель: студентка II курса заочная форма
    Специальность: «Коммерция (торговое дело)»
    Железкова Елена Михайловна 
 

    Работа  проверенна____________20__г.
    Преподаватель:
    Оценка:______________ 

          ______________________
          (подпись руководителя)
     
    Волгоград  2010г.
     Содержание
    Введение.
 
    Содержание  понятия лидерства.
 
    Типы подходов к изучению лидерства.
 
    Основные  концепции политического лидерства.
 
    Заключение.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    Введение
     Интерес к лидерству возник еще в глубокой древности. Феномен лидерства на протяжении веков волновал сознание многих исследователей. В начале двадцатого столетия началось изучение управления. Руководство и лидерство стали  объектом исследования. В 30 - 50 годах  был предпринят ряд крупномасштабных исследований на системной основе.
     До  недавнего времени в нашей  стране не было условий для формирования лидеров и спроса на них, а, следовательно, не было исследования проблем, связанных  с лидерством. В связи с этим большинство работ в области  исследования лидерства принадлежит  западным ученым.
     Однако  в настоящее время появляются труды российских ученых, затрагивающие  проблемы лидерства. Изучение проблемы лидерства необходимо для выработки  методов эффективного руководства, отбора и формирования лидеров.
     Из  вышесказанного ясно, что проблемы лидерства на данный момент стоят  довольно остро, и поэтому большое  значение имеет изучение феномена  лидерства. Говоря о лидерах необходимо обратить внимания на тождественные  на первый взгляд понятия лидера и  руководителя в их соотношении, сходствах  и различиях.
     Для славянских языков характерно употребление слова «руководитель», в английском же чаще употребляется слово  «лидер». Разница между ними определяется, прежде всего, возникновением власти либо можно сказать авторитета у субъектов, в отношении которых применяются данные понятия. Если лидер выдвигается всегда «снизу кверху», то руководитель   наоборот выдвигается «сверху вниз», как правило, посредством назначения.
     Однако  такой подход к различиям между  лидером и руководителем не всегда поддерживался советскими учеными. Видимо это противоречило базовым  законам устройства советского общества, где, по меньшей мере, негативно воспринималась возможность альтернативного выдвижения снизу вверх, если оно не согласовывалось  с вышестоящими инстанциями.
     Соответственно  лидеры в советской науке рассматривались  с точки зрения психологических  отношений возникающих в определенной группе людей, и данные отношения, в  конечном итоге, рассматривались как  институт господства и подчинения. Понятие руководителя определялось через деятельность по организации  и координации деятельности группы. По данной концепции, к сфере влияния лидера относятся личные отношения внутри группы, руководитель же регулирует официальные отношения группы как определенной организации.
     И, тем не менее, даже советские ученые признавали, что основное отличие  лидера и руководителя заключалось  в том, что лидерство возникает  стихийно, а возникновение руководства  определяется искусственными факторами  и заключено в определенные рамки, нормы.
     Феномен лидера состоит в признании природных качеств человека, его особенностей, отличий. Здесь могут учитываться психофизические свойства, уровень умственного развития, организаторский талант, ораторское искусство и т.д.
     Принцип лидерства это правило, по которому организуется деятельность определенных общественных групп, правило, формируется  тип властных отношений в группах и между общественными группами.
     Поскольку лидерами сегодняшних политических партий выступают практически все  типы деятелей предусмотренных системой Макиавелли, и первоначально стоят  они примерно на одной ступени  лестницы власти, то факторы создающие  иерархию основываются уже на чисто  политической деятельности, природных  качествах и результативности лидера.
     Если  феномен политического лидера можно  наблюдать во всех системах, то принцип  лидерства начинает эффективно действовать  в меру продвижения организованности общества, а институт лидерства ярко проявляется в тоталитарно-авторитарных режимах власти. В режимах либеральной демократии Институт лидерства заступается институтом бюрократического руководства. Т.е. в данном случае господствует достаточно стойкая тенденция к отождествлению лидера с руководителем, который конечно не отбрасывает появления неформальных, оппозиционных лидеров так наз. «теневого» характера.
     Что касается условий появления лидера, то в этом вопросе нет единства мнений. Однако универсальная концепция  сводится к тому, что лидер -  личность, возникающая в нужное время в  нужном месте, способная донести  до общества необходимые мысли, и  провести в жизнь материальные и  социальные потребности народа.
     Поскольку американские ученые уделяли немало внимания феномену лидера, в 60-х годах  появилось система психологических  характеристик лидера, к которым  относятся: общественное происхождение  и приобретенный опыт, система идеологических, моральных, философских приоритетов, которых придерживается политик. В узком понимании лидеру присущие способность к принятию рискованных решений, выдержка состояния неуверенности, интеллигентность, творческое мышление, почет собственного «Я», наклонность к господству над другими людьми, тенденция к подчинению, потребность к добыванию и использованию власти, успеха и сочетания с другими людьми.
     Поскольку любой лидер – это, прежде всего  человек следует уделять внимание изучению влияния на них внутренних и внешних факторов. Внутренние факторы - это здоровье, о котором я скажу немного позже; возраст; биологические ритмы и утомляемость.
       Важным фактором является и  возраст лидеров. Если молодости  присущие большая импульсивность, быстрая реакция, риск, решительность то реформы проводят зрелые лидеры, а консерваторами становятся под старость.
     С возрастом снижается способность  сопротивления организма на стрессы, слабеет память, растет самоуверенность, привлекает стабильность, комфорт. С другой стороны, старшие по возрасту, лидеры более осторожные, решения у них вызревают дольше и являются, как правило, более логичными и последовательными.
     Центральной категорией политики является политическая власть,  которую в современной  политической теории рассматривают как участие в принятии и реализации политических решений.
     Главным критерием, для определения сути феномена лидера, является стремление к власти. Подсчитано статистикой, что каждая нация имеет 7-8 процентов населения, которые «болеют» властью. Для них власти никогда не бывает много, им власть никогда не надоедает. И чем больше власти, тем сильнее стремление к ее расширению.
     Выделяются  два глобальных типа политических лидеров   авторитарных и демократических. Причем и те и другие желают власти приблизительно одинаково, разница, только в методах ее реализации, политической культуре, цели и идеалах, к которым стремиться лидер. Суть остается одна - жажда власти. Просто авторитарные лидеры в качестве главного инструмента реализации власти признают принуждение, а демократические - убеждение.
     Лидеров можно также классифицировать по их функциям в политической системе. Американским политологом Лассуеллом по этому основанию выделено три  типа лидеров: администратор, агитатор и теоретик. Однако на практике не существуют чистые типы подобных лидеров, они серьезно перемешаны.
     Интересно, что наука разрабатывала все  критерии деятельность лидеров и  все факторы, на нее влияющие в  отношение лидеров мужского пола. Пока что в политической истории  женщина-лидер, женщина-политик - это, скорее всего исключение. Кроме того, специфические  психофизиологические отличия женщин влияют на их место в системах власти, на удельный вес в принятии политических решений, что еще почти не изучено.
     Итак, можно подвести определенные итоги. Лидер воплощает в концентрированном виде основные интересы политических групп, даже целой системы, со временем он превращается в определенный символ, становится героем  группы или системы. Само по себе, это еще не является злом, однако здесь начинает действовать так называемый феномен эрозии власти. Его суть можно свести к двум Принципиальным положениям:
     а) руководящие и управляющие действия в любой системе постепенно становятся все менее эффективными;
     б) и второе чем высшая должность, чем  высший административный уровень, тем  более сильна тенденция к «порче»  органов власти. 

    Содержание  понятия лидерства
     Лидер — это личность, за которой все остальные члены группы признают право брать на себя наиболее ответственные решения, затрагивающие их интересы и определяющие направление и характер деятельности всей группы.
     Он  может быть назначен официально, а  может и не занимать никакого официального положения, но фактически руководить коллективом в силу своих организаторских способностей. Руководитель назначен официально, извне, а лидер выдвигается “снизу”. Лидер не только направляет и ведет своих последователей, но и хочет вести их за собой, а последователи не просто идут за лидером, но и хотят идти за ним. Исследования показывают, что знания и способности лидера оцениваются людьми всегда значительно выше, чем соответствующие качества остальных членов группы.
     Лидеру  присущи следующие психологические  качества: уверенность в себе, острый и гибкий ум, компетентность как доскональное знание своего дела, сильная воля, умение понять особенности психологии людей, организаторские способности. Однако анализ реальных групп показал, что порой лидером, становится человек, и не обладающий перечисленными качествами, и, с другой стороны, человек может иметь данные качества, но не являться лидером. Возникла ситуативная теория лидерства, согласно которой лидером становится тот человек, который при возникновении в группе какой-либо ситуации имеет качества, свойства, способности, опыт, необходимые для оптимального разрешения этой ситуация для данной группы. В разных ситуациях группа выдвигает разных людей в качестве лидера. В исследованиях Б. Д. Тарыгина выделены типы лидеров в зависимости от характера деятельности, ее содержания и стиля руководства.
     Таким образом, лидером группы может стать  только тот человек, кто способен привести группу к разрешению тех  или иных групповых ситуаций, проблем, задач, кто несет в себе наиболее важные для этой группы личностные черты, кто несет в себе и разделяет те ценности, которые присущи группе. Лидер — это как бы зеркало группы, лидер появляется в данной конкретной группе, какова группа — таков и лидер. Человек, который является лидером в одной группе, совсем не обязательно станет вновь лидером в другой группе.
     С точки зрения масштабности решаемых задач выделяют:
     1) бытовой тип лидерства;
     2) социальный тип лидерства;
     3) политический тип лидерства.
     Существует  несомненная связь между судьбой  лидера бытового, лидера социального  и лидера политического. Первый всегда имеет возможность выдвинуться  в лидеры другого типа.
     Лидер с организаторскими способностями  в состоянии быстро и правильно  оценивать ситуацию, выделять задачи, нуждающиеся в первоочередной реализации, отличать осуществимое от бесплодного прожектерства, достаточно точно рассчитать сроки решения задач. Мысль о том, что главная отличительная черта способного организатора состоит в умении быстро находить эффективные пути и средства решения задач, подтверждается на каждом шагу. Интересно высказывание на этот счет Наполеона Бонапарта: “Мой гений состоит в том, что одним быстрым взглядом я охватывал все трудности дела, но в то же время и все ресурсы для преодоления этих трудностей; этому обязано мое превосходство над другими”.
     Талант  руководства людьми основывается на целом комплексе социально-психологических  качеств и свойств. Большую роль играет доверие и любовь масс к  своему лидеру.
     Доверие к лидеру — это признание его  высоких достоинств, заслуг и полномочий, признание необходимости, правильности и результативности его действий. Это внутреннее согласие с носителем авторитета, готовность действовать в соответствии с его установками. Ведь заставить идти за собой при отсутствии средств принуждения можно лишь на основе доверия. И доверие это означает, что люди находятся во внутреннем согласии и единении с лидером.
     Структура механизмов воздействия лидеров  на массу зависит от свойств последователей. Лидер находится в сильнейшей зависимости от коллектива. Группа, имея образ лидера, — модель, требует  от реального лидера, с одной стороны, соответствия ей, а с другой —  от лидера требуется способность выражать интересы группы. Только при соблюдении этого условия последователи не просто идут за своим лидером, но и желают идти за ним.
     В соответствии со свойствами последователей лидером выстраиваются структуры  воздействия на них. Эти структуры призваны обеспечить, во-первых, инициирование активности, координацию действий группы и обеспечение ее внешних связей и престижа. Во-вторых, для этого надо отрегулировать межличностные отношения в группе, обеспечить личностную поддержку членам группы.
     Лидерство - это процесс социальной организации и управления.
     Обязательное  условие лидерства - обладание  властью  в  конкретных  формальных  или  неформальных  организациях  самых  разных  уровней и  масштаба - от государства и даже группы  государств  до правительственных учреждений, местного самоуправления или народных и общественных  групп  и  движений. 
     Формализованная  власть  лидера  закрепляется  законом.  Но  во  всех случаях  лидер имеет социальную и  психологическую,  эмоциональную опору в обществе  или  в  коллективах  людей, которые  за ним следуют. 
 

    Типы  подходов к изучению лидерства
     Лидер - лицо, способное воздействовать на других в целях интеграции совместной деятельности, направленной на удовлетворение интересов данного сообщества.
     В общественной жизни, лидера, как центральную, наиболее авторитетную фигуру в конкретной группе лиц, можно выделить практически  в каждом виде деятельности, и в  любой исторический период.
     Термин  «лидер» имеет два значения:
     - индивид, обладающий наиболее  ярко выраженными, полезными   качествами, благодаря которым его  деятельность оказывается наиболее  продуктивной. Такой лидер служит  образцом для подражания, своеобразным  «эталоном», к которому должны, с  точки зрения групповых ценностей,  примыкать другие члены группы. Влияние такого лидера основано  на психологическом феномене  отраженной субъективности.
     - лицо, за которым данное сообщество  признает право на принятие  решений, наиболее значимых с  точки зрения группового интереса. Авторитет этого лидера основан  на способности сплачивать, объединять  других для достижения групповой  цели. Такое лицо, независимо от  стиля лидерства, регулирует взаимоотношения  в группе, отстаивает ее ценности  в межгрупповом общении, влияет  на формирование внутригрупповых  ценностей, и в некоторых случаях  символизирует их.
     Понятие лидерства широко распространено в  социологии, политологии, психологии и  ряде других наук о человеке и обществе. Этому феномену посвящены обширные теоретические и эмпирические исследования. Изучение лидерства имеет непосредственную прагматическую направленность. В первую очередь, оно служит разработке методов  эффективного руководства, а также  отбора лидеров. В странах Запада созданы разнообразные психометрические и социометрические тесты и методики, которые успешно используются на практике.
     Очевидно, что лидерство как явление, основывается на определенных объективных потребностях сложно организованных систем. К ним  относятся, прежде всего, потребность  в самоорганизации, упорядочении поведения  отдельных элементов системы  в целях обеспечения ее жизненной  и функциональной способности. Такая  упорядоченность осуществляется через  вертикальное и горизонтальное распределение  функций и ролей, и прежде всего, через выделение управленческой функции и осуществляющих ее структур, которые для своей эффективной работы требуют иерархической, пирамидальной организации. Вершиной такой управленческой пирамиды выступает ни кто иной, как лидер.
     Четкость  выделения лидирующих позиций зависит  от типа общности, составляющей систему, ее взаимоотношений с окружающей действительностью. В системах с  низкой групповой интеграцией, высокой  степенью автономии различных уровней  организации и свободы отдельных  элементов, функции лидера развиты  слабо.
     По  мере усиления потребности системы  и самих людей в сложно организованных коллективных действиях и осознания  этих потребностей в форме коллективных целей, потребность в лидере и  спецификация его функций повышаются.
     Лидерство можно назвать одним из уникальных феноменов политической и общественной жизни, связанным с осуществлением властных функций. Оно является неизбежным в любом цивилизованном обществе и пронизывает все сферы жизнедеятельности.
     Концепции лидерства могут быть разделены  в зависимости  от их теоретических  оснований на три группы:
     1. Исходящие из того, что лидерство  - универсальный феномен человеческой  деятельности, что и закономерности  его функционирования едины во  всех сферах общества.
     2. Отождествляющие лидерство с  руководством и управлением, при  этом формальное обладание властью  рассматривается как необходимое  и достаточное условие лидерства;  деятельность лидера предстает  как необходимое и достаточное  условие лидерства, как административная  специфика явления сводится преимущественно  к правовым регулятивам поведения  должностного лица. Лидерство как  социальный институт отождествляется  с органами государственной власти.
     3. Рассматривающие лидерство как  специфическое явление общественной  жизни, не сводимое к психологическим,  экономическим или правовым принципам.  Лидерство осуществляется через  функционирование конкретного механизма  - одного из необходимых политических  институтов.
     Древние представления о лидерстве включали в себя качества таких лиц, как  жрецы, короли, королевы, духовные лица и политики.
     В античности лидерство носило личностный характер, представляя собой влияние, основанное на авторитете конкретного  индивида, его достоинствах. Взаимоотношения  лидера и его сторонников были близки к отношениям “учитель - ученик”, поскольку политическая жизнь связывалась  с решением мировоззренческих вопросов.
     В средневековой Европе влияние лидера основывалось не столько на личных достоинствах, сколько на способности  к руководству конкретной общностью. От лидера требовалось в основном умение сплотить группу для достижения поставленных целей, умение сформировать групповой интерес.
     В современном обществе лидерство  представляет собой способ построения власти, основанный на интеграции различных  социальных слоев посредством специфических  механизмов, вокруг выдвигаемой лидером программы решения различных проблем и задач общественного развития.
     Лидерство по своей природе способно сплотить людей в совместных усилиях, причем осуществлять эту задачу в течение  длительного времени, постепенно решая  задачи, подчиненные общей цели. Существуют различные классификации  феномена лидерства. 

     В соответствии с учением М.Вебера о способах легитимации власти лидеров  подразделяют на:
     -традиционных  лидеров, которыми обычно являются  вожди племен, монархи и т.д.  Их авторитет основан на традиции, обычае;
     -рационально  - легальных, или рутинных - это  лидеры, избранные демократическим  путем;
     -харизматических  - лидеров, наделенных, по мнению  масс, особой благодатью, выдающимися  качествами, необычайной способностью  к руководству. Харизма складывается  из реальных способностей лидера  и тех качеств, которыми его  наделяют последователи. Примером  харизматических лидеров были  Ленин, Сталин, Ким Ир Сен, Ф.Кастро.
     В основе первого типа лидерства лежит  привычка, второго - разум, третьего - вера и эмоции.
     “Харизмой”  следует называть качество личности, признаваемое необычайным, благодаря  которому она оценивается как  одаренная сверхчеловеческими, или специфическими особыми силами, недоступными другим людям.
     Первоначально это качество обусловлено магически  и присуще как прорицателям, так  и мудрецам. Как бы “объективно” правильно не было оценено соответствующее  качество с этической точки зрения, абстрактно совершенно неважно. Важно  одно, как оно фактически оценивается  подчиненными харизме, “приверженцами”
     Дж. Мак-Грегор Бернс разделяет лидеров  на две категории: преобразователи  и дельцы. Лидеры - преобразователи, имеющие определенные взгляды на общество, начинают что-то предпринимать  во имя реализации своих воззрений. Лидеры - дельцы, напротив, действуют  по принципу “здесь и сейчас”, фокусируя  свое внимание на деталях, без формирования глобального взгляда на то, каким  должно быть общество в конечном итоге.
     Ранее Парето разделял лидеров примерно по тем же признакам, что и Бернс, на “львов” и “лис”.
     Анализ  Бернса являет собой значительный шаг  вперед по разграничению между лидерами, но все, же он остается ограниченным, поскольку ясно, что реальность гораздо богаче и ее нельзя “комфортно разместить” в двух категориях.
     Существует  также  деление лидеров  на обычных  и великих. Реальные лидеры не оставляют  след в истории, не изменяют обычного хода событий. Считается, что только лидеры - герои определяют ход истории.
     На  основе характера лидеров разделяют  на “активно - позитивных” и “активно - негативных”, а также на “пассивно - позитивных” и “пассивно-негативных”.
В современной  политологии нередко называются четыре собирательных образа лидера:
     1. Лидера - знаменосца отличает собственное  видение действительности, наличие  идеи, увлекающей массы.
     2. Лидер - служитель стремится выступать  в роли выразителя интересов  своих сторонников, ориентируется  на их мнение и действует  от их имени.
     3. Лидер - торговец способен привлекательно  преподнести свои идеи и убедить  людей в их преимуществе.
     4. Лидер - пожарный ориентируется  на решение наиболее актуальных  проблем в обществе, насущные  требования момента.
     В реальной жизни эти четыре образа лидерства обычно встречаются в  сочетании у различных людей  в разных пропорциях.
     При анализе лидерства важным фактором является природа лидерства. Общая  концепция лидерства включает ряд  факторов, которые, сочетаясь различным  образом, позволяют определить природу  лидерства в любой данный момент времени.
     1. Личность и происхождение лидера, а также тот процесс, благодаря  которому он стал лидером.
     2. Характерные черты групп и  индивидов, которыми руководит  данный лидер.
     3. Характер взаимоотношений между  лидером и теми, кем он руководит.
     4. Контекст или условия, в которых  осуществляется его руководящая  роль.
     5. Результаты взаимодействия между  лидером и теми, кем он руководит.
     Какого  рода лидерство мы получим при  этом, зависит от характера и сочетания  всех этих пяти факторов. Данное определение  природы лидерства предложил  американский политолог М.Г.Херманн  в своей работе “Составные части  лидерства”.
     М.Г.Херманн  также отмечает, что руководители и руководимые действуют в  определенном контексте, свидетельствующем  о “давлении”, оказываемом на лидера, а также о тех требованиях, которые ему предъявляются. Среди  таких требований можно назвать  следующие:
     - наличие и характер формализованных  правил для принятия решений;
     - степень подотчетности руководителя  руководимым;
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.