На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа Малое предпринимательство в системе рыночных отношений и особенности его налогообложения

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 30.05.2012. Сдан: 2010. Страниц: 27. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
        МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                   ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
    ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
    КАФЕДРА ФИНАНСОВ И КРЕДИТА
    ВЫУСКНАЯ  РАБОТА
    На  тему: «Малое предпринимательство в системе рыночных отношений и особенности его налогообложения»
    ( на примере ООО  «АвтоМаздизель»  )
    Специальность 060400 “ Финансы и кредит”
    Дневное отделение 

        Зав. кафедрой
    К.э.н., доцент                                              Сысоева Е.Ф.
    Руководитель  выпускной работы
    К.э.н., доцент                                              Григорьева Л.И.
    Выпускную работу выполнила
    Студентка 4 курса 7 группы                      Попова Е.И. 

        Воронеж-2000 
     
     
     
     
     

    СОДЕРЖАНИЕ
    Введение
    Специфика малого бизнеса как  особой формы организации  бизнеса и его  роль в экономике 
      Сущность  малого предпринимательства
      Роль малого бизнеса в экономике
      Проблемы и перспективы развития малого бизнеса
    Правовые основы деятельности малых предприятий
      Создание и ликвидация малых предприятий
      Государственная регистрация
      Управление предприятием
      Хозяйственная и иная деятельность предприятия
    Особенности налогообложения субъектов малого предпринимательства
      Налоговые льготы
      Упрощённая система налогообложения, учёта и отчётности
      Единый налог на вменённый доход для определённых видов деятельности
      Налогообложение малого предпринимательства: проблемы и пути совершенствования
    Заключение
    Список  используемых источников
    Приложения 
     

                                                        ВВЕДЕНИЕ 

          Реформирование экономики России невозможно без развития и совершенствования различных форм хозяйствования, одна из них, наиболее серьёзная – малое предпринимательство. Считается, что малые экономические структуры имеют большое значение , с точки зрения создания рабочих мест и поддержания рынка. Именно поэтому тема выбранной работы имеет огромную актуальность в экономике нашей страны на сегодняшний день. Кроме того, малые предприятия рассматриваются в качестве символа производственной мобильности, рыночной гибкости и инновационной восприимчивости. Отсюда вытекает вполне естественный вывод о позитивной роли института малого предпринимательства, который необходимо поддерживать и развивать.
    Особое  значение для малого предпринимательства, безусловно имеет налоговая политика государства, которая призвана способствовать увеличению производства товаров и  услуг и формированию на этой основе централизованных фондов финансовых ресурсов, прежде всего государственного бюджета. В рыночной экономике налоговая политика должна стимулировать эффективные формы хозяйствования, создавать условия для повышения уровня производства и его рентабельности.
    Целью данной работы является выявление роли малого бизнеса в предпринимательской деятельности и рассмотрение особенностей налогового  обложения субъектов малого предпринимательства.
    Объектом  исследования выбрано малое предприятие  ООО "АвтомазДизель". Общество зарегистрировано 2 октября 1994года, что отмечено в свидетельстве о регистрации №13–181. Учредительными документами являются устав и учредительный договор о создании ООО "АвтомазДизель". Предприятие занимается розничной торговлей автозапчастей. Источником финансирования ,лого предприятия являются собственные средства учредителей предприятия. Поскольку на предприятии не составляется бизнес–план, что согласно закону Воронежской области "О государственной поддержке малого предпринимательства в Воронежской области ", является необходимым условием для получения государственной поддержки, то данное малое предприятие не может рассчитывать на получение льготных кредитов и других форм государственной поддержки. ООО "АвтомазДизель ориентировано на местные рынки сырья и сбыта, а также привлекается местная рабочая сила.
         В первой главе данной работы  рассмотрены критерии отнесения  предприятий к субъектам малого  предпринимательства, роль малого  бизнеса в предпринимательской  деятельности разных стран. Вторая  глава рассматривает правовые  основы деятельности малых предприятий. Третья глава даёт возможность понять основные направления поддержки малого предпринимательства в области налогообложения со стороны государства. Здесь же я попыталась раскрыть основные недостатки и недоработки действующей налоговой системы, проанализируя имеющуюся практику применения новаций в области налоговой поддержки малого предпринимательства.
  
 
 
 
 
 

        Специфика малого бизнеса как  особой формы организации  бизнеса и его  роль в экономике 
    1.1. Сущность малого предприятия
         Как явствует из самого определения, «малый бизнес» – это  предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями критериях, конституционирующих сущность этого понятия.
         Как показывает мировая  практика, основным критериальным показателем, на основе которого предприятия различных  организационно правовых форм относятся  к субъектам малого предпринимательства, является в первую очередь средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии. В ряде научных работ под малым бизнесом понимается деятельность, осуществляемая небольшой группой лиц, или предприятие, управляемое одним собственником. Как правило, наиболее общими критериями, на основе которых предприятия относятся к малому бизнесу является:
    численность персонала;
    размер уставного капитала;
    величина активов;
    объем оборота (прибыли, дохода).
    По  данным Мирового банка, общее число  показателей, по которым предприятия относятся к субъектам малого предпринимательства (бизнеса), превышает 50. Однако наиболее часто применяемыми критериями являются те, что описаны выше. Практически во всех странах определяющим критерием является численность работников за отчетный период.
         Приведу критерии отнесения  предприятий к малому бизнесу, применяемые  в странах с развитой рыночной экономикой. Итак в Европейском сообществе с 1 января  1995 г. к малым предприятиям относятся те, которые не превышают  следующих показателей:
    количество занятых работников до 50 чел.;
    годовой оборот менее 4 млн. ЭКЮ;
    сумма баланса менее 2 млн. ЭКЮ.
         К средним предприятиям в ЕС относят те, которые не превышают:
    количество  занятых работников от 50 до 250 чел.;
    годовой оборот менее 16 млн. ЭКЮ;
    сумма баланса менее 8 млн. ЭКЮ.
         При определении  мер поддержки субъектам малого бизнеса на уровне стран ЕС могут  применятся и другие показатели, а  страны, входящие в ЕС, могут использовать и свои показатели при отнесении  предприятий к малым. Другие Экономические  организации устанавливают свои меры отнесения фирм к категории малого бизнеса. Так международная Организация Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР), в которую входят экономически высокоразвитые страны, определяет предприятия с числом занятых до 19 чел. как «весьма малые», до 99 чел. как «малые», от 100 до 499 чел. как «средние» и свыше 500 чел. как крупные.
         Рассмотрим как  относят предприятия к малым  страны с развитой экономикой и узнаем каков мировой опыт малого бизнеса.
         В Великобритании отнесение  предприятий к субъектам малого бизнеса основывается на данных оборота и численности занятых (различных по отраслям экономики). К мельчайшим относят фирмы с числом занятых от 1 до 25 чел., к мелким – от 25 до 99. При этом в обрабатывающей промышленности малыми считаются фирмы с занятостью ниже 200 человек, в то время как в торговле это предприятие с годовым оборотом менее 400 тыс. фунтов стерлингов. Согласно Закону «О компаниях», в Великобритании малое предприятие должно соответствовать двум из следующих критериев:
    оборот не более 2,3 млн. ЭКЮ;
    активы не более 1,5 млн. ЭКЮ;
    средняя численность занятых до 50 чел.
         Во Франции малыми считаются предприятия, на которых  численность занятых не превышает 500 чел. и годовой оборот до взимания налогов, оцененный на момент закрытия итогового баланса, ниже 200 млн. франков. Причем в различных отраслях экономики размер фирмы оценивается по-разному. Если в сельском хозяйстве и пищевой промышленности фирмы с занятостью свыше 200 чел. считаются крупными, то в отрасли производства оборудования порог численности – 500 чел.
         В Швеции система  отнесения предприятий к малым  схожа с французской, но там действую еще и такие показатели как: стадии роста, отраслевая принадлежность, географическая сфера деятельности, специфические  характеристики владельцев и управляющих (женщины-предприниматели, иностранцы), типы проблем характерные для предприятия.
         В Германии определенное понятие о малом бизнесе отсутствует, но в соответствии с классификацией федерального министерства хозяйства к мелким относят фирмы с числом занятых до 49 чел. и ежегодным оборотом менее 1 млн. марок. Мелкие и средние фирмы – это фирмы, которыми руководят юридически самостоятельные владельцы, непосредственно участвующие в производстве., полностью берущие на себя экономический риск и финансирующие свою деятельность, как правило, без привлечения кредитных средств.
         В Соединенных Штатах Америки федеральным законом  о малом бизнесе установлено, что малая фирма – это фирма имеющая одного или нескольких владельцев, с числом занятых не больше 500 чел., величиной активов не больше 5.000.000 $ и годовой прибылью не свыше 2.000.000 $. В зависимости от  количества нанятых работников все предприятия в США делятся на:
    наименьшие – 1 – 24 занятых;
    малые – 25 – 99 занятых;
    промежуточные – 100 – 499 занятых;
    крупные – 500 – 999 занятых;
    крупнейшие – 1000 и более занятых.
         Следует отметить что  здесь, как и во многих других странах, играет роль и отраслевая структура предприятия. Причем в одних отраслях играет определяющую роль количество занятых (обрабатывающая и добывающая промышленность), а в других – величина оборота (строительство, торговля, услуги). Нормы критериев различны для предприятий, работающих в разных отраслях экономики США.
         В США малыми считаются  предприятия, управляемые независимыми собственниками и не занимающие доминирующего положения на товарных рынках.
         В российской практике существование малого предпринимательства  было разрешено в 1988 г. В этот период к числу малых отнесли государственные предприятия, на которых среднее число ежегодно занятых не превышало 100 чел. В последствии критерии отнесения предприятий к малому бизнесу неоднократно менялись в соответствии с принятием новых законов о малом предпринимательстве. Такие изменения были в 1990 г., в 1991 г., в 1993 г., в 1995 г. Последние изменения были приняты 14 июня 1995 года. В этот день был принят Федеральный закон РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» № 88-ФЗ. Под субъектами малого бизнеса стали пониматься коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого бизнеса, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период на превышает предельных уровней:
         в промышленности – 100 человек;
         в строительстве  – 100 человек;
         на транспорте – 100 человек;
         в сельском хозяйстве  – 60 человек;
         в научно технической  сфере – 60 человек;
         в оптовой торговле – 50 человек;
         в розничной торговле и бытовом обслуживании населения  – 30 человек;
         в остальных отраслях и при осуществлении других видов  деятельности – 50 человек.
         В Федеральном Законе «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» установлено, что под субъектами малого бизнеса понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

    1.2.Роль  малого бизнеса  в экономике.

         Во-первых, как уже  отмечалось, он обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность. Во-вторых, он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться. В-третьих, - создавать атмосферу конкуренции. В-четвертых (и это, пожалуй, самое главное), он создает ту среду и дух предпринимательства, без которых рыночная экономика невозможна.
         Из приведенной  таблицы1 абсолютно ясно, что малый  бизнес во всех частных секторах экономики США доминирует по количеству созданных им рабочих мест. Относительная же значимость мелких фирм, значительно различается между профилями этих предприятий.
         Таблица1
           Распределение малых  предприятий по  отраслям
         промышленности и количеству работающих в США в %. 

  Менее 25 человек
Менее 210 человек
Менее 220 человек
Менее 250 человек
Добывающая  промышленность 52,4 67,1 80,5 91,5
Перерабатывающая  промышленность 37 52,5 67,5 82,6
Оптовая торговля 50,3 71,5 86,9 96,4
Розничная торговля 64,9 81,5 91,1 97,2
Строительство 64,5 81,7 91,8 97,6
Коммерческие  услуги 76,4 87,1 93,6 97,5
В среднем 66,7 81,2 89,3 96,3

    4.

 
         Мелкие и средние  предприятия играют заметную роль в  занятости, производстве отдельных товаров, исследовательских и научно-производственных разработках.
         О том, что малые  предприятия способны в больших  масштабах обеспечивать работой  незанятые трудовые ресурсы говорит  то, что в США в мелких фирмах в 1990 году было сосредоточено40%, а в  Германии 49% всей рабочей силы. В этом заключается социальная роль предприятий мелкого предпринимательства.
         Несмотря на то, что  большая часть научного потенциала сосредоточена на крупных компаниях, малые и средние фирмы по широкому кругу продукции чаще начинают коммерциализацию новых товаров. Исследование 500 значительных технологических нововведений и изобретений, зарегистрированных на протяжении последнего двадцатилетия в Германии и США, обнаружило важную роль небольших фирм даже в воплощении в жизнь существенных технологических нововведений.
         Таблица2
         Доля технологических  нововведений в США и Германии
         в 80-х годах в % 

                                      мелкие     средние     крупные
                                      фирмы       фирмы      фирмы 

       США                         35%            15%          50% 

       Германия                  26%            11%          63% 
 

         Успех малого бизнеса  в этой области можно объяснить  следующими причинами. Углубление специализации в научных разработках привело к тому, что во многих случаях небольшие фирмы идут по более простому или рискованному пути, работают в неперспективных отраслях. Мелкие фирмы также охотно берутся за освоение оригинальных нововведений, поскольку при выпуске принципиально нового изделия снижается значение крупных лабораторий с устоявшимися направлениями исследований. К тому же малые фирмы стремятся как можно скорее наладить массовое производство. Тем самым, значение разработок, проводимых мелкими предприятиями достаточно важно, прежде всего с точки зрения расширения рынка предлагаемых товаров и услуг, что в свою очередь активно стимулирует процесс производства с целью наиболее быстрого удовлетворения (вновь рожденного) спроса, мотивируемого разработками, проводимыми фирмами малого и среднего предпринимательства.
         Отношение нововведений к затратам на научные исследования и разработки малых предприятий в 3-4 раза выше, чем в крупных. Если проследить путь изобретения, использованного крупными монополиями, то нередко оно оказывается результатом работы отдельных ученых или мелких фирм. Однако последующее внедрение осуществляется компаниями, обладающими необходимыми для этого финансовыми и материальными ресурсами.
         Обобщая все вышесказанное, хотелось бы обратить внимание на то, что  мелкое предпринимательство воздействует на структуру рынка и расширение рыночных отношений прежде всего в результате изменения количества субъектов рынка, повышения квалификации и степени приобщенности все более и более широких слоев населения к системе предпринимательства и делового администрирования.
         Развитие специализации и кооперации вовлекает мелких и средних предпринимателей в сферу влияния крупных объединений.
         Фактически они  теряют свою независимость и превращаются в отдельные звенья более крупных монополий, хотя официальная статистика учитывает их как самостоятельные единицы. Крупные предприятия привлекают узкоспециализированные мелкие фирмы, производящие для них отдельные детали и узлы. Вокруг монополий, особенно в отраслях машиностроения, электронной промышленности, группируются обычно по несколько десятков тысяч мелких предприятий, которые пользуются финансовой и технической помощью монополий. Для хозяев монополистических объединений также мелкие субподрядчики удобны и выгодны: они поставляют свою продукцию по достаточно низким ценам. Их производственные, социальные и другие проблемы мало заботят руководителей монополий. В периоды неблагоприятной конъюнктуры и других осложнений, монополии (хозяева) рвут связи со своими мелкими поставщиками, бросая их на произвол судьбы. В последнее десятилетие во многих странах усилилась тенденция к объединению мелких предприятий на основе специализации и кооперации производства, в крупные отраслевые структуры, которые сейчас производят большие объемы разнообразной продукции, в том числе высокого технического и технологического уровня, и довольно успешно конкурируют на рынках с крупными компаниями и монополиями.
         Важность малых  предприятий еще и в том, что  ведя ожесточенную конкурентную борьбу за выживание, они вынуждены постоянно развиваться и адаптироваться к текущим условиям рынка, ведь чтобы существовать надо получать средства к существованию, а значит быть лучше других, чтобы прибыль доставалась именно им.
         Массовый выпуск промышленных изделий длительного  потребления (автомобилей, холодильников, телевизоров и т. п.) крупными предприятиями вызывает потребность в соответствующих промышленных услугах по ремонту и обслуживанию, которые часто осуществляют мелкие предприятия, так как монополии из-за своей громоздкости вынуждены затрачивать много усилий в этом направлении или создавать разветвленную сеть маленьких филиалов, что само по себе тоже достаточно дорогостоящее занятие, служащее в основном для поддержания престижа крупной фирмы.
         Деятельность малых  предприятий в менее развитых районах западноевропейских стран - это основа всей их социальной и экономической жизни и решающая предпосылка их дальнейшего хозяйственного развития.
         В то же время, на мелких предприятиях отмечается более высокая  эффективность труда, малые фирмы с меньшими затратами удовлетворяют потребности в дефицитных видах товаров и услуг на основе разработки местных источников (сырья) и обеспечивает при этом большую занятость. Они увеличивают размеры поступлений в муниципальные бюджеты, стимулируют НТП, выполняют другие важные для хозяйства функции. На современном этапе повышение роли предприятий малого бизнеса в экономике Германии, США и других развитых странах - не случайность, а необходимая закономерность, вызванная самим ходом истории, и потребностями, которые возникали в процессе развития производительных сил и технологий.

          1.3.Проблемы  и перспективы  развития малого  бизнеса.

 
         Малый бизнес существует давно. Многие страны развитого капитализма  давно ощутили эффективность  малых предприятий в экономике  и научились решать многие проблемы связанные с фирмами, которые  занимаются деятельностью в небольших масштабах. Экономика таких стран как Германия, США и других во многом основывается на малых предприятиях. Посмотрим, какие же развивается и действует малый бизнес в этих странах.
         Эффективность малых  предприятий в Германии несколько выше, чем в США и в Японии. Здесь на долю 12,3% крупных предприятий и 34% занятых на них работников приходится только 52,6% национального дохода. Кроме того, 2/3 рабочих мест создается за счет мелкого предпринимательства. Поэтому число малых предприятий растет.
          Наибольшее влияние  на развитие мелкого предпринимательства  оказывают следующие факторы:
    в развитии инфраструктуры и средств связи произошел скачок;
    повысился общеобразовательный уровень людей с одновременным накоплением опыта в крупных компаниях;
    уменьшение габаритов, стоимости и упрощение использования информационных систем;
    способствование малыми фирмами решению вопроса безработицы;
    в создании малых предприятий дополнительным стимулом оказалось сокращение рабочей смены;
    большая конкурентоспособность за счет меньших издержек, обусловленных отсутствием лишнего бюрократического аппарата, снижением накладных расходов и меньшими колебаниями заработной платы;
    расширение сферы услуг, базирующейся на малых предприятиях.
          Но, конечно, малые  предприятия как возникают, так и распадаются по многим причинам. Например, в Германии в1990 году более 14500 предприятий из числа малых потерпели крах, причем 40% из них просуществовали не более 5 лет. Доля банкротов среди предприятий малого бизнеса всегда выше, ибо, идя на риск, предприниматель решает сложную проблему конкурентоспособности выпускаемой продукции. Ведь начальная стоимость ставит основателей фирмы в невыгодное положение по сравнению с действующей фирмой. Новичку нужно в самом начале проводить свою работу при более высоких издержках, чем предпринимателю действующей фирмы. Поэтому начинающая фирма всегда имеет более высокую себестоимость продукции. Наиболее частые причины банкротства малых предприятий - это неудачи в сфере сбыта продукции, а также недостаточная компетентность и отсутствие опыта.
          Но все же, несмотря  ни на что, количество вновь  создаваемых фирм превосходит число ликвидированных, что говорит об абсолютном увеличении числа предприятий малого и среднего бизнеса в экономике. Причем достаточно важно то, что часто малое предприятие обанкрочивается не полностью, а лишь выкупается более крупной фирмой или само становится таковой.
          Отсюда можно  говорить о трех моделях развития  мелкого предпринимательства:
    консервация масштабов деятельности с последующим сохранением статус-кво;
    медленное расширение деловой активности;
    быстрое развитие малых предприятий и превращение их в средние, а затем и в крупные компании.
          По данным опроса  владельцев малых предприятий  в Германии 55% не планируют расширение, 35% разрабатывают планы медленного устойчивого роста, и только 10% - быстрого развития за счет производства новой продукции или вступления на новые рынки, что говорит о стремлении к сохранению своего статус-кво, видимо удовлетворяющего своих владельцев.
          В предыдущей главе мы видим, что в 80-х годах обозначилась тенденция к увеличению числа малых предприятий в Германии. Поэтому правомерно утверждать, что в эти годы, одновременно с укреплением позиций верхушки монополистического капитала (данное утверждение ни у кого не вызывает сомнений) в экономике стран Запада наметился процесс возрастания значения мелких и средних фирм в ряде областей как материальной, так и нематериальной сферы производства.
         Относительно состояния  промышленности Германии, хотелось бы привести следующие цифры. Доля 10 ведущих концернов в общем промышленном обороте со второй половины 70-х годов до середины 80-х не возрастала, а по экспорту даже несколько снижалась. Наиболее же наглядной эта тенденция была в США. Согласно официальным данным с 1980 по 1989 года доля фирм малого предпринимательства увеличилась с 18% до37%.
          В общем, в  70-е - 80-е годы сначала наметилась, а затем еще очевидней стала  проявляться тенденция, при которой  доля крупнейших компаний в  выпуске продукции, инвестициях, обороте и других показателях многих отраслей оставалась стабильной или даже несколько снижалась. Установилось сбалансированное состояние между мелким и средним бизнесом. Этот временный период можно считать звездным часом малого бизнеса, поскольку для предпринимательства все более важной становится быстрая, гибкая, инновационная адаптация внутренней среды и внешних взаимосвязей фирм к возрастающей неопределенности хозяйственной среды. Предприниматели все чаще осознают необходимость использовать не только преимущества специализации, особую атмосферу творчества и заинтересованности, традиционно царящую в малых фирмах, но и возможности, которые открываются при производственной кооперации: экономия на масштабах, совместные научно-исследовательские разработки, разделение риска.
          Большой плюс  малых предприятий состоит в  том, что многие из них оказались  более приспособленными, чем крупные  компании, к условиям развития  в кризисные периоды для экономик  Запада. Крупные фирмы не столь  чувствительно и быстро реагируют на какие-либо колебания или изменения в экономике. Не случайно в политике правительств Германии, США и многих других развитых капиталистических стран помощь мелкому бизнесу занимает особое место. Мелкие предприятия стали своеобразным индикатором общего состояния дел в экономике. Небольшие предприятия наиболее чутко реагируют на изменение хозяйственной конъюнктуры, падение или повышение нормы прибыли в отраслях экономики. Волна разорений или образования новых компаний зарождается прежде всего в немонополизированном секторе и лишь позднее, набрав силу, докатывается до более крупных фирм, отражаясь на их деятельности.
          В условиях  ухудшения воспроизводства крупные  компании находят "отдушину" в виде экспорта капитала. Мелкие фирмы, как правило, не имеют такой возможности. Это вынуждает их для выживания интенсивно пересматривать свою производственную и сбытовую деятельность. Те из них, кто в обстановке 70-х начала 80-х годов сумели приспособиться - выжили, другие - просто разорились. Однако, в свою очередь, развитие малых предприятий при преодолении этого кризиса послужило важным средством оздоровления экономики.  

      Проблемы становления малого бизнеса в России.

 
          Рассмотрев опыт  Германии и США, я хотела  бы перейти к вопросу о том,  какие же условия необходимы  для развития малого предпринимательства в нашей стране.
          Конечно же, наивно  предполагать, что для страны  таки масштабов малый бизнес может стать основой экономики : в наших условиях он может стать лишь связующим звеном, которое обеспечило бы бесперебойную работу крупных промышленных предприятий. Поэтому для начала следует определить те отрасли и сферы экономики, в которых предприятия малого бизнеса играют решающую роль. Во-первых, это вся сфера услуг, в том числе технические услуги, включая ремонт и техническое обслуживание машин и оборудования; консультационные услуги; бытовое обслуживание населения. Во-вторых - торгово-закупочные операции, а также посредническая деятельность.
          Поэтому одним  из решающих условий углубления  проводимых в России экономических реформ, способных вывести страну из кризиса, обеспечить ослабление монополизма, добиться эффективного функционирования производства и сферы услуг, является развитие малого предпринимательства. Этот сектор экономики создает необходимую атмосферу конкуренции, способен быстро реагировать на любые изменения рыночной конъюнктуры, заполнять образующиеся ниши в потребительской сфере, создает дополнительные рабочие места, является основным источником формирования среднего класса, то есть расширяет социальную базу проводимых реформ.
          Следует заметить, что наблюдавшийся до 1992 года  бурный рост малых предприятий в 1993 году резко замедлился. И сейчас у нас занято в малом частном бизнесе менее 1 млн. чел.
         В 1996 году в России проводилась массовая Программа  по поддержке и становлению малого бизнеса. Это комплекс мер, выработанных правительством и поддерживаемых на всех уровнях. Общий объем финансирования Программы в 1996 году должен был составить 883,35 млрд. рублей. Основным источником финансирования Программы планировались 5 процентов средств, получаемых от приватизации объектов, находящихся в федеральной собственности, что составило 707 млрд. рублей. Основная часть средств для выполнения региональных инвестиционных программ и проектов должна была быть изыскана субъектами Российской Федерации, в том числе за счет внутренних резервов развивающихся финансовых институтов - фондов, компаний, банков и самих малых предприятий. Для выполнения Программы были привлечены также средства банков и международных финансовых организаций, финансовые ресурсы по линии технической и консультативной помощи. В качестве приоритетных защищенных статей расходования средств на реализацию мероприятий Программы выделялись: развитие инвестиционной деятельности в сфере малого предпринимательства, создание новых рабочих мест и формирование целостной инфраструктуры поддержки малых предприятий. Значительную часть всех расходов предполагалось направить на создание механизмов гарантий малым предприятиям, развитие лизинга, формирование и развитие инфраструктуры малого предпринимательства, поддержку наиболее эффективных видов производственной деятельности, научно-методическое и кадровое обеспечение Программы.
          В условиях  инфляции, налоговой нестабильности, отсутствия рынка сырья и материалов  начинающие предприниматели, почувствовав вкус "легких денег", быстро перекочевали в сферу улично-палаточной торговли, спекуляции, ушли в другие коммерческие структуры. Источниками товаров для торговли стали импортные закупки, челночные рейсы в развивающиеся страны, а также товары из государственной торговли, включая продукты питания. Уходя от налогообложения, не вкладывая каких-либо средств в помещения, оборудование, культуру торговли, многие бизнесмены получили благоприятные возможности для обогащения.
         Поэтому и не изживается в массовом сознании представление о предпринимательстве как о чем-то плохом, неприязненном, а о предпринимателе - как о спекулянте.
         Потеря административного  управления, экономический хаос и  законодательная неразбериха привели  к тому, что законопослушные предприниматели, организующие бизнес в производственной сфере, оказались в чрезвычайно трудном положении, неся большие затраты, выплачивая высокие налоги и подвергаясь государственному и негосударственному рэкету. Отсутствие четкого механизма реализации государственных мер по поддержке малого бизнеса, затруднения в получении кредитов, производственных помещений и материальных ресурсов поставили малые предприятия в неравное положение с крупными. Это привело к сокращению их роста и к ориентации преимущественно на торгово-закупочную и посредническую деятельность.
          Анализ развития  предпринимательства показывает, что  доля предприятий, работающих в сфере торговли и посреднических услуг, занимает доминирующее положение. Кроме того, существует большое количество предприятий, зарегистрированных как производственные или многоцелевые (выпуск товаров народного потребления, оказания различных услуг), но тем не менее занимающихся торгово-посреднической деятельностью как основной.
         В Москве, например, где раньше преобладали научно-технические кооперативы, теперь, по официальным данным, один такой кооператив приходится на несколько десятков торгово-закупочных.
          Высокие налоги, всевозрастающая арендная плата  за помещение и оборудование, отсутствие фондового рискового капитала - все это затрудняет продолжение эффективной деятельности и вынуждает направлять основные усилия не на расширение производства, а на борьбу за выживание.
          Но главная  причина сокращения числа малых  предприятий - низкий уровень  финансовой обеспеченности большинства  малых предприятий вследствие трудностей с первоначальным накоплением капитала, невозможность получения кредитов на приемлемых условиях, неэффективность налоговой системы. Негативное воздействие на развитие малого бизнеса в сфере материального производства оказывают неразвитость производственной инфраструктуры, нехватка специализированного оборудования, слабость информационной базы.
          Еще один очень  важный фактор негативного воздействия  на малый бизнес - непрекращающийся  глубокий спад производства.
         Все это приводит к тому, что только часть зарегистрированных предприятий малого бизнеса оказывается в не состоянии приступить к реальному производству продукции.
          Как показывает  изучение зарубежного опыта, непременным  условием успеха в развитии  малого бизнеса является положение о том, что малые предприятия и малое предпринимательство нуждаются во всесторонней и стабильной государственной поддержке. Она осуществляется в различных формах, в первую очередь путем стимулирования производства наиболее приоритетных видов продукции, предоставления налоговых льгот, дотаций льготного банковского кредитования, создания информационно-консультативных и научно-технических центров, развития системы страхования, организации материально-технического снабжения. Важную роль играют принятие и исполнение законодательства, разработка и реализация конкретных комплексных программ.
          Весьма остра  проблема формирования финансовой  базы становления и развития малого бизнеса. Для этого ему должны быть предоставлены определенные льготы. Это могут быть льготы по налогообложению. Но проводимая в нашей стране налоговая политика не только не эффективна, но экономически опасна. Она идет вразрез с установленной в мире практикой и современными мировыми тенденциями развития экономики. Неоправданно высокое налогообложение "убивает" в России малое предпринимательство (многочисленные налоги и поборы нередко оставляют предприятию лишь 5-10% полученной прибыли). Общее направление совершенствования налоговой системы - усиление стимулирующей роли налогов в развитии производства. Надо освободить малые предприятия от налогов на инвестиции, ввозимые технологии. И, конечно, нужны налоговые льготы на период становления малого предприятия. Совершенно очевидна необходимость дифференцированного налогового подхода к предприятиям разного профиля деятельности. Более низкие ставки налогов должны применяться для наиболее важных, приоритетных отраслей.
         Еще одной проблемой, не столько экономической, сколько  административной является бюрократия нашего государственного аппарата. Эта  проблема не обсуждается ни на каком уровне и ни одна программа не предусматривает мер по борьбе с чиновничьим беспределом в Российской Федерации. На уровне центрального правительства принимается огромное количество решений в поддержку предпринимательства, но никто не борется с тем, что любой человек, желающий заняться бизнесом должен потратить уйму времени и денег лишь на то, чтобы получить всевозможные справки и разрешения в системе местного самоуправления. Многих людей пугает именно это, когда те предпринимают первые шаги на пути к становлению своего предприятия. И много хороших идей гибнет именно в «коридорах власти», так и не получив «добро» на дальнейшее развитие. Естественно бюрократия тесно связана со взяточничеством. Поэтому государственные деятели в центре должны бороться с произволом в субъектах РФ, так как сами субъекты будут продолжать такую политику. Им выгодно это, потому что это способ губить на корню людей не угодных власти и, конечно, большой кусок в карман государственным чиновникам.
         К настоящему времени сделаны только самые первые шаги в правовом и организационном обеспечении формирования малого предпринимательства в качестве особого сектора экономики России. Действенной системы стимулирования образования малых предприятий не существует, как нет и хозяйственного механизма их поддержки. Не разработана государственная программа развития малых предприятий.
          По моему мнению, комплекс первоочередных мер  по развитию малого предпринимательства в РФ, должен осуществляться в следующих направлениях:
    нормативно-правовое;
    финансово-кредитное;
    обеспечение безопасности;
    информационно-техническое;
    организационное;
    кадровое и консультационное обеспечение;
    внешнеэкономическая деятельность.
 
          Также в государственной  программе должны быть отражены  механизмы денежно-кредитной, налоговой, бюджетной, и ценовой политики, материально-технического снабжения, системы официальных гарантий, которые обеспечивали бы создание равных стартовых условий в развитии предпринимательской деятельности.
          В программе  необходимо предусмотреть формирование эффективных институтов рыночной инфраструктуры, товарного рынка и рынка ценных бумаг, инвестиционного и венчурного предпринимательства, информационной, консультационной и аудиторской деятельности, а также создание комплексной государственно-общественной системы поддержки малого предпринимательства, включая подготовку и переподготовку предпринимательских кадров, привлечение к этой сфере социально активных слоев населения. Следует также определить меры, обеспечивающие поддержку внешнеэкономической деятельности и привлечение иностранных инвестиций к развитию предпринимательства.
          Для реализации  данных программ должны быть  привлечены не столько средства государственного бюджета, сколько возможности частного - отечественного, а при необходимости и иностранного капитала. Основным же направлением использования государственных ресурсов должно стать не выделение прямых инвестиций, а страхование и предоставление гарантий под кредит.
         В 1999-2000 годах финансово-кредитная  и инвестиционная поддержка малого предпринимательства должна сочетать оптимизацию налоговых льгот, развитие системы кредитования и создание благоприятного инвестиционного климата с участием специализированных фондов и других финансовых институтов. Сочетание мер прямой и косвенной поддержки должно способствовать формированию необходимого стартового капитала для вновь создаваемых, а также развитию существующих малых предприятий и преодолению негативной тенденции ухода этих предприятий от налогообложения. В 1999-2000 годах должны быть сохранены установленные действующим законодательством налоговые льготы для субъектов малого предпринимательства. Предстоит упростить систему учета и отчетности субъектов малого предпринимательства в целях получения основной информации, необходимой для решения вопросов налогообложения. В ходе реализации программ предусматривается формирование гарантийного и лизингового фондов, способствующих в условиях повышенных рисков кредитованию и инвестированию в наиболее эффективные проекты и предприятия. 
    Должен быть разработан порядок, при котором не менее 20 процентов средств, поступающих от приватизации в Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, используется для осуществления региональных инвестиционных программ. Будет введен в действие механизм размещения среди субъектов малого предпринимательства не менее 15 процентов объемов заказов на производство и поставку продукции, товаров и услуг для федеральных государственных нужд.

 

           2. Правовые основы  деятельности малых  предприятий.

 
         По мере развития мелкого предпринимательства образуются различные формы организации частных фирм. На данный момент известны три основные правовые формы: единоличные, партнерства и корпорации.
         Фирма, находящаяся  в единоличном владении наиболее простая форма для мелкого  бизнеса. Обычно для открытия такого предприятия достаточно лишь получить лицензию от местных властей и зарегистрировать торговое имя. Деловые партнерства представляют собой организацию из двух и более лиц, между которыми заключается контракт на совместное владение предприятием. Партнерства могут быть полными и ограниченными. Третий тип - корпорации. Это организационная форма наиболее характерна для крупного и среднего бизнеса, хотя из общего числа всех корпораций, например в США, 98% - небольшие семейные фирмы. И хотя формально управление корпорацией должно быть отделено от ее владения, нередко бывают случаи, когда корпорацией владеет и руководит один собственник при помощи подставных лиц, которые реально не вкладывают в нее средства и не принимают участия в управление ею.
         Правовые основы деятельности малых предприятий в Российской Федерации будут описаны в следующих пунктах.

    2.1.Создание  и ликвидация малых  предприятий.

     

         Нормативной базой  для создания и ликвидации МП является закон РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности", его глава IY.
         Предприятие может  быть учреждено либо по решению собственника имущества или уполномоченного им органа, либо по решению трудового коллектива государственного или муниципального предприятия в случаях и порядке, предусмотренном Законом. Предприятие может быть учреждено в результате выделения из состава действующего предприятия, объединения, организации одного или нескольких структурных подразделений с сохранением за ними существующих обязательств перед предприятием. Предприятие может быть учреждено в результате принудительного разделения в соответствии с антимонопольным законодательством РФ.
          Учредительными  документами предприятия являются  устав предприятия, а также  решение о его создании или  договор учредителей. В уставе  предприятия определяются организационно правовая форма предприятия, его название, адрес, органы управления и контроля, порядок распределения прибыли и образования фондов предприятия, условия реорганизации и ликвидации предприятия. Устав предприятия утверждается его учредителем. На государственном и муниципальном предприятии, а также на предприятии смешанной формы собственности, в имуществе которого доля государства или местного Совета составляет более 50%, устав утверждается учредителем совместно с трудовым коллективом.
          Предприятие считается  утвержденным и приобретает права  юридического лица со дня его государственной регистрации. 

           Прекращение деятельности предприятия может осуществляться в виде его ликвидации или реорганизации (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование в иную организационно-правовую форму). Ликвидация и реорганизация предприятия производится по решению собственника или органа, уполномоченного создавать такие предприятия, с согласия трудового коллектива либо по решению суда.
          Предприятия ликвидируются в случаях:
          - признания банкротом,
          - принятия решения  о запрете деятельности предприятия  из-за невыполнения условий, установленных  законодательством РФ, если в  предусмотренный решением срок  не обеспечено соблюдение этих  условий или не изменен вид деятельности,
          - признания судом  недействительными учредительных  документов и решения о создании  предприятия,
          - по другим основаниям, предусмотренным законодательными  актами РФ и входящих в его  состав республик.
          Ликвидация предприятия  осуществляется ликвидационной комиссией, образуемой собственником имущества предприятия или уполномоченным им органом, совместно с трудовым коллективом. По их решению ликвидация может проводиться самим предприятием в лице его органа управления. Ликвидация предприятия при банкротстве осуществляется в соответствии с законодательством РФ.

    2.2.Государственная  регистрация предприятия.

         Государственная регистрация  предприятия, независимо от его организационно-правовой формы, осуществляется местным Советом по месту учреждения предприятия. Данные государственной регистрации предприятия в месячный срок сообщаются Советом, зарегистрировавшим предприятие, в Министерство финансов РФ для включения в Государственный реестр. Деятельность незарегистрированного предприятия запрещается. Доходы, полученные от деятельности такого предприятия, взыскиваются через суд и направляются в местный бюджет.
          Для регистрации  предприятия учредитель представляет  следующие документы:
          - заявление учредителя,
          - устав предприятия,
          - решение о создании предприятия или договор учредителей,
          - свидетельство  об уплате государственной пошлины. 

         Решение о регистрации  или отказ в регистрации предприятия  должно быть принято не позднее чем  в месячный срок с момента выдачи заявления учредителя, устава, договора учредителей и свидетельства об уплате госпошлины. О регистрации предприятия держатель реестра объявляет в местной печати не позднее чем в недельный срок со дня регистрации.
         Отказ в государственной  регистрации предприятия возможен в случае нарушения установленного Законом порядка создания предприятия, а также несоответствия учредительных документов требованиям законодательства РФ. Отказ в регистрации предприятия по другим мотивам является незаконным. О решении отказать в регистрации предприятия соответствующий орган обязан сообщить в 3-хдневный срок в письменной форме учредителю предприятия. Отказ в регистрации предприятия может быть обжалован в судебном порядке. Предприниматель может взыскать через суд убытки, нанесенные в результате незаконного отказа в регистрации предприятия.

    2.3.Управление  предприятием.

          Управление предприятием  осуществляется учредителем являющийся  высшим органом предприятия –  юридического лица. (вариант: на  случай, когда учредителей несколько  - высшим органом управления предприятием  и юридического лица является общее собрание учредителей, принимающие решения единогласно. При несогласии одного из учредителей он вправе выйти из предприятия и получить свою долю в денежном выражении по окончании операционного года ( возможны и другие варианты решения ).
          Вариант: для  осуществления текущего руководства  деятельностью предприятия учредителем назначается директор предприятия, действующий на основании и в пределах доверенности, выданной от имени предприятия его высшим органом.
          С приглашенным  директором заключается контракт (трудовой договор). Директором может быть назначен один из учредителей. Учредитель, действуя в качестве руководителя предприятия, самостоятельно решает все вопросы деятельности предприятия. Он действует от имени предприятия без доверенности, представляет его во всех организациях и перед всеми лицами, распоряжается имуществом предприятия, совершает сделки и заключает договоры, в том числе трудовые, выдает доверенности, открывает счета в банках, утверждает структуру и штатное расписание предприятия , издает приказы и обязательные для всех работников указания.
          Трудовой коллектив  предприятия, состоящий из всех  лиц, участвующих своим трудом  в его деятельности, исключая  учредителей и директора, решает  простым большинством голосов  вопрос о заключении коллективного договора, и о содержании этого договора и вопросы связанные с выкупом предприятия и согласия учредителя (учредителей). Должность лица предприятия, включая заместителя руководителя предприятия, руководителей структурных подразделений, мастеров, старших мастеров и других линейных руководителей, назначаются на должность и освобождаются от должности директором предприятия (вариант: указать должность назначение на которое производится с согласия высшего органа или самим высшим органом предприятия).

    2.4.Хозяйственная  и иная деятельность  предприятия.

          Предприятие самостоятельно  планирует свою деятельность  определяет перспективы развития. Учредитель или с его согласия директор предприятия самостоятельно в соответствии с законодательством о труде определяет порядок найма и увольнения работников, формы, системы и размеры оплаты труда, распорядок рабочего дня, сменность работы, порядок предоставления выходных дней и отпусков, их продолжительность. Предприятие в соответствии с действующим законодательством осуществляет социальное и обязательное медицинское и иное обязательное страхование. Предприятие обеспечивает работникам безопасные условия труда в соответствии с установленными правилами и нормами.
          Предприятия могут  приобретать необходимые ему ресурсы реализовывать свою продукцию и услуги любым не противоречащим законодательству способом по не противоречащим законодательству ценам. Предприятие вправе открывать расчетный и другие счета в любом банке и осуществлять все виды расчетных, кредитных кассовых и иных операций. Предприятие может самостоятельно осуществлять внешнеэкономическую деятельность в соответствии с законодательством РФ, входящих в нее республик и иметь валютный счет в соответствующем банке.
          Высший орган  (вариант: директор) предприятия определяет перечень сведений, составляющих коммерческую тайну.
          Прибыль, остающаяся  у предприятия после уплаты  налогов и других платежей  в бюджет(чистая прибыль) поступает  в полное его распоряжение. Направления  использования чистой прибыли определяется учредителем. Часть чистой прибыли (вариант: часть чистой прибыли в размере, ежегодно определяемом учредителем после обсуждения с трудовым коллективом) передается в собственность членам трудового коллектива. Порядок распределения этой части чистой прибыли между работниками определяется положением, утвержденным советом предприятия (вариант: совместным решением учредителя и трудового коллектива). Переданная члену трудового коллектива часть прибыли подлежит выплате ему или может с согласия высшего органа предприятия образовать вклад работника в средства предприятия. На сумму вклада начисляются подлежащие ежегодной выплате проценты, размер которых определяется решением трудового коллектива(вариант: совета предприятия), утвержденным органом предприятия (вариант: Положением, утвержденным совместным решением трудового коллектива (или совета предприятия) и высшего органа предприятии). В случае прекращения трудовых отношений вклад и причитающиеся на него проценты подлежат выплате по окончании операционного года.
 
 
 
    2.1.3. Единый налог на вменённый доход для определённых видов деятельности. 

         В настоящее время  в условиях экономического и финансового  кризиса, а также хронического недобора налогов российское правительство  изыскивает различные пути по улучшению  существующего положения дел. При этом делается попытка решить сразу две проблемы: получить дополнительные доходы для государственной казны и дать возможность развиваться хозяйствующим субъектам. Для решения этих проблем предприняты определенные шаги в области налоговой политики, связанные с введением новых налогов, среди которых особый интерес представляет единый налог на вмененный доход в сфере малого предпринимательства, введенный соответствующим Федеральным законом от 31 июля 1998 г. №148-ФЗ.
         Данный налог носит преимущественно фискальный характер и его применение, по мнению экспертов Министерства экономики РФ, позволит увеличить налоговые поступления в бюджеты разных уровней как минимум в 5 раз. Введение этого налога позволит значительно сократить оборот “теневого” капитала в сфере малого бизнеса, который, в основном, осуществляется в таких отраслях, как торговля, общественное питание, строительство, ремонт, транспортное обслуживание населения и другие виды платных услуг.
          Кроме того, налог  позволит расширить базу налогообложения в связи с легализацией укрываемых в настоящее время доходов, а также позволит снизить уровень налогового бремени для добросовестных налогоплательщиков и упростить систему учета и отчетности в сфере малого бизнеса, что позволит избежать злоупотреблений в налогообложении малого бизнеса. Помимо этого, введение такого налога позволит подвести под законное налогообложение ранее неконтролируемый наличный денежный оборот, в рамках которого, по различным оценкам, сегодня реализуется от 40 до 70 процентов всех товаров и услуг в малом бизнесе.
         Следует также отметить, что  по расчетам экспертов Минэкономики, если сейчас предприниматели малого бизнеса уплачивают в среднем 3 млрд. рублей в месяц, то после введения такого налога они будут платить 15 млрд. рублей. Кроме того, особый эффект этот налог будет иметь в сфере розничной торговли. Там также уплачивается в среднем в месяц сегодня по России 2,6 млрд. рублей в месяц - после введения данного налога эта цифра вырастет, по оценкам Минэкономики, до 13,4 млрд. рублей в месяц. Всего же на сегодняшний день в России в сфере малого бизнеса занято 26 млн. человек.
          Таким образом, на единый налог на вмененный доход возлагаются  большие надежды и его введение будет выгодным прежде всего  для  государства и в меньшей степени для субъектов малого предпринимательства
          Единый налог на вмененный доход, как и любой  другой налог, представляет собой определенную систему экономических отношений, возникающих между государством и хозяйствующими субъектами-налогоплательщиками по поводу изъятия части валового внутреннего продукта в виде обязательных платежей в государственный бюджет и внебюджетные фонды с целью выполнения государством возложенных на него обществом функций.
          Применительно к  единому налогу необходимо уточнить вышеизложенное определение. В данном случае хозяйствующими субъектами являются юридические лица и граждане, занимающиеся  предпринимательством без образования юридического лица (предприниматели) в определенных сферах деятельности.
          Следует отметить, что  с экономической точки зрения, ограничения по сферам деятельности является прямым нарушением одного из фундаментальных принципов налогообложения – всеобщности, что в свою очередь ставит в неравное положение всех хозяйствующих субъектов.
          Сущность любого налога, также как и единого налога на вмененный доход определяется его функциями.
          Большая часть экономистов  склонны выделять две основные функции  налога: фискальную и экономическую. Фискальная функция предполагает, что  налог обеспечивает доходную базу государственного бюджета и внебюджетных фондов, а экономическая, в свою очередь, предполагает воздействие со стороны государства на процессы общественного воспроизводства и регулирование деловой активности хозяйствующих субъектов.
          Применительно к  единому налогу следует отметить, что данный налог носит преимущественно фискальный характер, выраженный стремлением государства решить проблему хронического недобора налогов, столь актуальную для последнего времени. Как уже упоминалось ранее, его применение, по мнению экспертов Министерства экономики РФ, позволит увеличить налоговые поступления в бюджеты разных уровней как минимум в 5 раз.
          Регулирующая сторона  единого налога на вмененный доход  проявляется слабее, что, по мнению экономистов, связано прежде всего  с недостаточной степенью проработанности механизма взимания данного налога.
          Особое внимание заслуживает объект обложения данным налогом, представляющий собой вмененный (потенциальный, предполагаемый) доход  хозяйствующих субъектов в отдельных  непроизводственных сферах деятельности, который рассчитывается на основе ряда показателей таких, как базовый уровень доходности и корректирующие коэффициенты.
          С экономической  точки зрения доходы в рамках народного  хозяйства в целом делятся  на первичные и производные.
          Первичные доходы образуются в сфере материального производства в процессе создания и распределения национального дохода. К ним относятся заработная плата, рента, перераспределенная прибыль и процентные платежи.
          В свою очередь, к  производным доходам относятся  доходы отраслей непроизводственной сферы (здравоохранения, образования, культуры, искусства, сферы услуг, торговли, общественного питания и т.д.), которые образуются за счет перераспределения национального дохода, созданного в отраслях материального производства.
          Основными каналами перераспределения в данном случае являются оплата услуг населением занятым в материальном производстве, оплата услуг предприятиями материального производства, кредитно-финансовая система, система ценообразования, а также взносы в общественные и благотворительные организации.
          Таким образом, доходы, подпадающие под налогообложение  единым налогом на вмененный доход  относятся, к группе производных  доходов. Однако при этом следует  подчеркнуть, что определение величины данных доходов производится на основе своеобразного согласования между государственными органами и налогоплательщиками, т.е. достаточно субъективно. Неразработанность системы оценки вмененного дохода может привести к значительному росту злоупотреблений как со стороны государственных чиновников, так и со стороны налогоплательщиков. У первых всегда будет соблазн неправомерно применять какой-нибудь повышающий коэффициент при оценке ожидаемого дохода предпринимателя, а у вторых - неверно указать, к примеру, расположение торгового предприятия, что повлечет снижение причитающегося к уплате налога.
          Действующий порядок применения единого налога на вмененный доход  и пути его совершенствования. 

          В настоящее время  порядок применения единого налога на вмененный доход определяется в Федеральном законе от 31 июля 1998 г. №148-ФЗ «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности», носящем рамочный характер, и некоторыми другими нормативными актами, среди которых необходимо выделить: 

          - Приказ  Госналогслужбы  РФ  от  12  августа  1998  г.  N  БФ-3-02/182, в котором утверждена примерная форма расчета единого налога с вмененного дохода.
          - Приказ Госналогслужбы  РФ от 9 сентября 1998 г. № БФ-3-02/234, в котором отражена форма   уведомления  о  переводе  налогоплательщика  на  уплату  единого налога  с  вмененного  дохода.
          - Письмо Правительства  РФ от 7 сентября 1998 г. N 4435п-П5, в котором   приведены рекомендуемые   формулы  расчета  суммы единого налога, а также перечень рекомендуемых их  составляющих
          - Постановление   Правительства   РФ  от  3  сентября  1998  г.  N  1028, в котором утверждена  форма  свидетельства  об  уплате единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности. 
          Применение закон  о едином налоге на вмененный доход  предполагает включает в себя определение  следующих основных моментов:
          - место налога в системе налогообложения субъектов малого предпринимательства;
          -круг плательщиков  данного налога;
          -объект обложения  данным налогом ;
          -методика расчета  налога
          -порядок исчисления  и сроки уплаты налога;
          -совершенствование  существующего порядка 
     

    Место единого налога на вмененный доход  в системе налогообложения  малых предприятий 

          Необходимо отметить, что переход на уплату данного  налога значительно сокращает перечень уплачиваемых налогов, установленный  ст. 19-21 Закона «Об основах налоговой системы РФ». В то же время за налогоплательщиком сохраняется обязанность уплаты ряда налогов, среди которых: 

          - государственная  пошлина;
          - таможенные пошлины  и иные таможенные платежи;
          - лицензионные и  регистрационные сборы;
          - налог на приобретение  транспортных средств;
          - налог на владельцев  транспортных средств;
          - земельный налог;
          - налог  на  покупку  иностранных  денежных  знаков  и платежных документов, выраженных в иностранной валюте;
          - подоходный   налог,   уплачиваемого   физическими   лицами, осуществляющими   предпринимательскую   деятельность   без   образования юридического  лица,  с любых доходов, за исключением доходов, получаемых при  осуществлении  предпринимательской деятельности в сферах, указанных в статье 3 настоящего Федерального закона;
          - удержанные   суммы   подоходного  налога,  а  также  налога  на добавленную   стоимость  и  налога  на  доходы  из источника в Российской  Федерации  в случаях, когда  законодательными актами Российской  Федерации о  налогах  установлена   обязанность  по  удержанию  налога  у источника выплат.
          Таким образом, видно, что введение единого налога на вмененный  доход не означает переход к уплате субъектами малого предпринимательства  какого-то одного налога, тем не менее  вышеуказанный перечень налогов  значительно меньше, чем для остальных юридических лиц.
    Плательщиками единого налога являются согласно ст. 3 Закона юридические лица и граждане, занимающиеся  предпринимательством без образования юридического лица (предприниматели) в определенных сферах деятельности, представленные ниже в виде схемы 1. (знак "+" означает обязательность перехода на единый налог на вмененный доход)
          При этом следует  обратить внимание на то, что филиалы  юридических лиц не будут самостоятельными плательщиками единого налога.
          Ст. 83 Общей части Налогового кодекса Российской Федерации, предусмотрено, что организации, в состав которых входят филиалы и (или)  представительства, расположенные на территории России, обязаны встать на  учет в качестве налогоплательщика в налоговом органе как по своему месту  нахождения, так и по месту нахождения каждого своего филиала и (или) представительства.
          В связи с этим организации будут обязаны уплачивать единый налог по  месту нахождения своих филиалов и обособленных подразделений. Соответственно в налоговые органы по месту нахождения филиалов и  представительств должны представляться расчеты по единому налогу, а  налоговые органы должны выдавать Свидетельства об уплате единого налога  по каждому филиалу (подразделению) (Письмо Госналогслужбы РФ от  26.08.98 N КУ-6-02/553).
    Схема 1.
    Сферы деятельности: 

         Оказание  ремонтно-строительных услуг, (строительство  завершенных зданий и сооружений или их частей, оборудование зданий, подготовка строительного участка  и иные услуги по ремонту и строительству  зданий и сооружений или их частей, благоустройство территорий  (Предприниматели +)
    Оказание  бытовых услуг физическим  лицам (ремонт обуви, изделий из кожи, меха, пошив и ремонт одежды, ремонт часов  и ювелирных изделий, ремонт бытовой  техники и предметов личного  пользования, ремонт и изготовление металлических изделий, ремонт машин, оборудования и приборов, оргтехники и периферийного оборудования, сервисное обслуживание автотранспортных средств и иные бытовые услуги населению, в том числе фото- и киноуслуги, прокат, за исключением проката кинофильмов) (Организации+ и предприниматели+)
         Оказание  физическим лицам парикмахерских услуг (деятельность парикмахерских салонов), медицинских, косметологических услуг (в том числе в косметических  салонах), ветеринарных и зооуслуг (Организации + предприниматели+)
       Оказание услуг по краткосрочному проживанию (Предприниматели +)
         Оказание  консультаций, а также бухгалтерских, аудиторских и юридических услуг, обучение, репетиторство, преподавание и иная деятельность в области  образования  (Предприниматели+)
         Общественное  питание (деятельность ресторанов, кафе, баров, столовых, нестационарных и других точек общественного питания) (Организации+, предприниматели+, если численность  работающих на объекте общественного  питания не превышает 50 человек)
         Розничная торговля, осуществляемая через магазины, палатки, рынки, ларьки, торговые павильоны  и другие места организации торговли, в том числе не имеющие стационарной торговой площади. (Организации+  и  предприниматели+, если численность  работающих на объекте не превышает 30 человек)
         Розничная выездная (нестационарная) торговля горюче-смазочными материалами (Организации + и  предприниматели+)
         Оказание  транспортных услуг  (Организации+,  если численность работающих до 100 человек)
         Оказание  услуг по предоставлению автомобильных стоянок (Организации+ и предприниматели+)
 
         Следует отметить, что  с экономической точки зрения выделения ограниченного перечня  сфер хозяйственной деятельности, на которые впоследствии будет распространяться единый налог на вмененный доход, означает  нарушении одного из принципов налогообложения – всеобщности. 
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.