На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Основные категории нарушения развития у детей

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 30.05.2012. Сдан: 2010. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  Образования и  Науки РФ
ГОУ ВПО
(«Благовещенский  Государственный  педагогический университет.
Факультет педагогики и методики начального образования.
Кафедра специальной и  дошкольной педагогики и психологии.) 
 
 

РЕФЕРАТ 
 
 
 
 

Основные  категории нарушения  развития у детей. 
 
 

                                                              
 
 
 
 
 
 
 

   Выполнила: студентка, 1 курса,  
отделение «Дошкольной 
педагогики  и психологии» 
                                                       
                                                                                            Кузько Светлана Валерьевна 

                                 Преподаватель:  К.П.Н,
профессор Т.А. Плотникова 
 
 
 
 

г. Благовещенск, 2010 г.
Содержание: 

    стр.
1 Введение  3
2 Основные стадии психического развития: 2.1 Онтогенез
2.2 Дизонтогенез  
2.3 Умственная отсталость  
2.4 Задержки психического развития
4 4
4
5
5
3 Искажения и  другие нарушения психического развития: 3.1 Аутистические расстройства.
3.2 Акселерация
3.3 Инфантилизм
3.4 Соматопатии
6 6
6
7
7
4 Дошкольное  образование детей с ограниченными  возможностями специального образования 9
5 Современное дошкольное образование детей с ограниченными  возможностями 11
6 Список литературы 14
 
 


Введение

     Одним из самых деликатных направлений  в педагогической науке и образовательной  практике является область коррекционной  педагогики. Еще десять лет назад  вряд ли бы кто из педагогов, светил отечественной науки, задумался  об организации специальной помощи детям с ограниченными возможностями  в условиях массовых детских садов  и обычных общеобразовательных  школ.
     Сегодня организация системы коррекционного обучения и воспитания, социальной адаптации и интеграции детей  с нарушениями психофизического развития - одна из актуальнейших и  наиболее сложных теоретических  и практических проблем.
     В нашей стране внедрению коррекционной  работы в учебные заведения уделяется  самое серьезное внимание. Учитывая, что эта проблема является не только образовательной, но и социально-охранительной, Министерством народного образования  совместно с Министерством труда, занятости и социальной защиты населения, Министерством здравоохранения  принята система мер по оказанию образовательной, социальной и медицинской  помощи детям с недостатками в  физическом и психическом развитии. В соответствии со ст. 18,19 федерального закона «О социальной защите инвалидов  в Российской Федерации» в стране создана сеть специальных (коррекционных) образовательных учреждений для  детей с недостатками умственного  и физического развития.
     В общегосударственном законе "Об образовании", "Программе развития образования на 1999-2003 гг.", Программе "Дети-инвалиды" и других документах закреплены ключевые позиции по совершенствованию  данной образовательного направления.
     Коррекционная образовательная система как  один из компонентов общественной жизни  претерпела за последние годы изменения. Процессы трансформации в интернатных  и коррекционных образовательных  учреждениях происходит сегодня  в нескольких направления, влияя  тем самым на цели, структуру и  содержание образования.
На протяжении последних лет для системы  коррекционного образования стали  характерными отход от унифицированности, стремление к многообразию во всем: в типах и видах образовательных  учреждений и образовательных программ, в вариантах учебных планов и  учебников, в формах обучения, воспитания детей и подготовки педагогических кадров.
 

 


Основные  стадии психического развития. 

     Онтогенез — постепенное, протекающее этапами в виде количественных и качественных сдвигов изменение организма от менее к более совершенному его строению и функционированию. Онтогенез по существу этого понятия должен быть отнесен ко всему периоду жизни человека от рождения до смерти, т.е. включать не только прогрессивные, но и регрессивные, инволюционные изменения. Но более часто об онтогенезе говорят по отношению к детскому возрасту, и именно в этом смысле данное понятие используется в разделе.
     В отечественной и мировой практике выделены 4 основных этапа психофизического развития в детском возрасте —  от рождения до 14 лет:  
первый этап — ранний (от 0 до 3 лет),  
второй — дошкольный (от 4 до 6 лет),  
третий — школьный (от 7 до 10 лет),  
четвертый — пубертатный, точнее школьно-пубертатный (от 12 до 14 лет).

     К основным факторам, влияющим на психическое  развитие, относятся наследственность, семейная среда и воспитание, а  также внешняя среда с многообразием  ее социальных и биологических воздействий. Все эти влияния выступают  в едином комплексе, что может  обусловливать как усиление, так  и нивелирование влияния каждого  из факторов. 

     Дизонтогенез— это нарушение развития организма на каком-либо этапе онтогенеза. Психический дизонтогенез — патология психического развития с изменением последовательности, ритма и темпа процесса созревания психических функций.
     В клинической психиатрии термин «дизонтогенез» относят к задержкам и искажениям психического развития. Задержки психического развития следует отличать от приобретенных  состояний дефекта личности и  интеллектуальной деятельности вследствие (болезненного процесса или другого  повреждения психики). В последнем  случае принято говорить о слабоумии, или деменции.
     Фактор  темперамента начинает действовать  и определяется с 1-го месяца жизни  ребенка. Выделено 9 составляющих темперамента: активность, ритмичность (цикличность), чувствительность (реактивность), интенсивность, подвижность, коммуникативность, адаптивность, настроение, внимание (его объем). Каждая из этих характеристик определяет различное  поведение и реакции ребенка  в любой жизненной ситуации. По типу реакций младенца при исследовании темперамента можно определить группу так называемых трудных детей, которые  предрасположены к психическому дизонтогенезу.
     Клинические формы патологии психического развития могут быть систематизированы следующим  образом:  
Умственная отсталость  
Задержки психического развития (пограничные и парциальные)  
Искажения и другие нарушения психического развития  
Аутистические расстройства  
Акселерация  
Инфантилизм  
Соматопатии
 

     Умственная  отсталость — состояние, обусловленное врожденным или раноприобретенным недоразвитием психики с выраженной недостаточностью интеллекта, затрудняющее или делающее полностью невозможным адекватное социальное функционирование индивидуума.  
Термин «умственная отсталость» стал общепринятым в мировой психиатрии в течение последних двух десятилетий, вошел в международные классификации психических болезней и национальные классификации многих стран, заменив термин «олигофрения», который длительное время был распространен в нашей стране и некоторых других странах мира.
 

     Задержки  психического развития — пограничные с умственной отсталостью (олигофренией) состояния, т. е. промежуточные формы интеллектуальной недостаточности между дебильностью и нормой.  
Задержки психического развития, связанные с незрелостью психики и мозговых структур, рассматриваются как отдельные группы состояний с патологией развития, либо как синдром, входящий в структуру того или иного неврологического, психического или соматического заболевания.  
Психические нарушения при задержках психического развития проявляются в виде отставания развития различных сфер психической деятельности — моторной, познавательной, эмоционально-волевой, речи с раннего возраста вследствие замедления созревания соответствующих структур головного мозга.  

 


Искажения и другие нарушения  психического развития. 

     Аутистические расстройства. Детский аутизм — нарушение психического развития, характеризующееся аутистической формой контактов с окружающими, расстройствами речи и моторики, стереотипностью деятельности и поведения, приводящими к нарушениям социального взаимодействия.
     В настоящее время существует следующая  классификация аутистических расстройств.  
Синдром раннего детского аутизма Каннера (классический вариант детского аутизма)  
Синдром Аспергера (аутистическая психопатия)  
Синдром Ретта  
Аутизм, развивающийся после приступа шизофрении (детский «процессуальный» аутизм)  
Аутистическиподобные нарушения (Большинство аутистическиподобных нарушений входят в структуру умственной отсталости)  
При органических заболеваниях мозга  
При хромосомных аномалиях  
При обменных нарушениях  
При других формах патологии  
Парааутистические расстройства (депривационный аутизм).
 

     Акселерация — ускорение (в среднем на 1—2 года) физического, интеллектуального и сексуального развития, в целом или парциально. Для парциальной акселерации характерны дизритмичность и неравномерность психофизического развития.
     Феномен акселерации особенно в старших  детских возрастах многократно  освещался в литературе. Тем не менее его причины остаются малоизученными. Среди них упоминаются урбанизация, смешанные межнациональные браки, улучшение питания (особенно в развитых странах) и даже радиация. Не изучена  и распространенность акселерации  как психопатологического феномена. Психическая акселерация, как правило, сопровождается ускорением физического развития.
     Акселерация может быть гармоничной. Так называют те случаи, когда отмечается соответствие уровня развития не только психической  и соматической сфер, но и отдельных  психических функций. Но гармоничная  акселерация встречается исключительно  редко. Чаще наряду с ускорением психического и физического развития отмечаются выраженные соматовегетативные дисфункции (в раннем возрасте) и эндокринные  нарушения (в более старшем). В  самой психической сфере наблюдается  дисгармония, проявляющаяся ускорением развития одних психических функций (например, речи) и незрелостью других (например, моторики и социальных навыков), а иногда соматическая акселерация  опережает психическую. Во всех этих случаях имеется в виду дисгармоничная акселерация. Типичным примером последней является сложная клиническая картина, отражающая сочетание признаков акселерации и инфантилизма.  
Прогноз изменения психического развития в виде акселерации в целом благоприятен, ибо, как правило, ее проявления с возрастом сглаживаются. В редких случаях интеллектуальная акселерация сохраняется, проявляясь выраженной одаренностью в той или иной, а иногда и во многих сферах психической деятельности.
 

     Инфантилизм — незрелость личности с преимущественным отставанием в развитии эмоционально-волевой сферы и сохранением детских качеств личности. У детей психический инфантилизм проявляется в сохранении черт поведения, присущих более младшему возрасту. Но в раннем возрасте признаки эмоционально-волевой незрелости и снижение уровня поведенческих мотиваций выявляются с трудом. Поэтому о психическом инфантилизме по существу можно говорить лишь начиная со школьного и подросткового возраста, когда присущие психическому инфантилизму особенности начинают выступать более отчетливо. Достаточно типичными для детей этого возраста являются преобладание игровых интересов над учебными, непонимание и неприятие школьной ситуации и связанных с ней дисциплинарных требований, что приводит к социальной и школьной дезадаптации.
     В отличие от умственно отсталых у  детей с инфантилизмом отмечается более высокий уровень абстрактно-логического  мышления, они способны использовать помощь в мыслительной деятельности, переносить усвоенные понятия на новые конкретные задачи и объекты, более продуктивны в самостоятельных  видах деятельности. Если при инфантилизме имеет место интеллектуальная недостаточность, то ее динамика в отличие от таковой  при умственной отсталости характеризуется  благоприятностью с тенденцией к  сглаживанию нарушений познавательной деятельности. Достаточно сложно отграничить  органический инфантилизм от осложненных  форм умственной отсталости. Главным  критерием следует считать преобладание при органическом инфантилизме нарушений  предпосылок интеллектуальной деятельности (памяти, внимания, вербального и  невербального интеллекта, психической  работоспособности, темпа и подвижности  психических процессов), тогда как  возможности самой интеллектуальной деятельности нарушены значительно  меньше. Если оценивать динамику инфантилизма в целом, то она преимущественно  благоприятна. Проявление выраженной личностной эмоционально-волевой незрелости с возрастом имеет тенденцию  к редуцированию или становится частью синдромов преимущественно  пограничной психопатологии.  

     Соматопатии.В психиатрии детского возраста этот вариант нарушения развития ранее называли невропатией детского возраста. Невропатия — синдром повышенной возбудимости нервной системы и незрелости вегетативной регуляции.
     В настоящее время невропатия рассматривается  как группа синдромов разного  генеза, главными признаками которых  являются незрелость вегетативной регуляции, повышенная возбудимость и повышенная истощаемость (тормозимость) нервной  системы. Клинически невропатия наиболее выражена в раннем детском возрасте. У более старших детей она  исчезает или сменяется другими  психическими нарушениями — синдромами пограничного уровня. Невропатия, являясь  синдромом повышенной нервно-рефлекторной возбудимости и незрелости вегетативной регуляции, может быть вызвана эндогенными, экзогенно-органическими и психосоциальными факторами или сочетанием их.
     Прогноз невропатии еще недостаточно изучен. С одной стороны, ее проявления с  возрастом нивелируются, с другой — невропатия становится базой для  формирования личностных аномалий. Есть также наблюдения о том, что невропатии с выраженной реактивной лабильностью и нестабильностью вегетативных функций могут предшествовать детской  шизофрении и раннему детскому аутизму.  

 


     Дошкольное  образование детей  с ограниченными  возможностями специального образования 

     Основы  отечественного государственного специального образования дошкольников заложены в 20-30-е гг. прошлого века. К началу 70-х гг. функционировали дошкольные учреждения специального назначения:
     • ясли-сады;
     • детские сады;
     • дошкольные детские дома;
     • дошкольные группы при яслях-садах, детских садах и детских домах  общего назначения, а также при  специальных школах и школах-интернатах.
     2. Комплектование дошкольных учреждении  специального назначения осуществлялось  по принципу ведущего отклонения. Как отмечает Ю.В. Морозова, создавались  дошкольные учреждения (группы) для  детей с нарушениями:
     • слуха (глухих, слабослышащих);
     • зрения (слепых, слабовидящих, для детей  с косоглазием и амбиопией);
     • речи (для детей с заиканием, общим  недоразвитием речи, фонетико-грамматическим недоразвитием);
     • интеллекта (умственно отсталых);
     • опорно-двигательного аппарата,
     Наполняемость группы - до 15 воспитанников.
     В штат специальных дошкольных учреждений были введены:
     • олигофренопедагоги;
     • сурдопедагоги;
     • тифлопедагоги;
     • логопеды;
     • дополнительные медицинские работники.
     3. Образовательный процесс осуществлялся  в соответствии со специальными  комплексными программами обучении  и воспитания для каждой категории  детей с отклонениями в развитии. Его особенности:
     • перераспределение видов занятий  между воспитателями и дефектологами;
     • организация специальных занятий (например, развитие слухового восприятия, коррекция звукопроизношения, лечебная физкультура и др.);
     • полное финансирование из госбюджета.
     4. Характерные признаки советской  системы специального образования  дошкольников:
     • дети с отклонениями в развитии не принимались в дошкольные учреждения общего назначения;
     • диагностические ограничения, исключавшие  возможность получения общественного  дошкольного образования (комбинированные, комплексные отклонения в развитии, эпилепсия, шизофрения, психопате подобное поведение, умственная отсталость в  степени имбецильности и идиотии, нарушения опорно-двигательного аппарата). Дети с перечисленными выше отклонениями в развитии воспитывались в условиях семьи: либо в единичных специализированных учреждениях;
     • до 2-летнего возраста ребенок практически  не имел психолого-педагогического  сопровождения (в ясли-сад принимали  детей 5 только с 2 лет, в детский сад - с 3 лет); -,
     • закрытость, изолированность учреждений для детей с отклонениями в  развитии;
     • искусственная отчужденность воспитанников  от нормально развивающихся сверстников  и от общества.
     Тем не менее значительные достижения советской  системы специального образования  дошкольников составляют фундаментальную  основу современной специальной  дошкольной педагогика.  

 


     Современное дошкольное образование  детей с ограниченными  возможностями 

     1. Законодательную и нормативную  базу современного дошкольного  образования детей с ограниченными  возможностями составляют:
     Закон РФ "Об образованы? ';
     Федеральный закон "О внесении изменений и  дополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании" - введение новых  государственных принципов российского  образования, новая типология образовательных  учреждений, изменения некоторых  организационно-правовых аспектов специального образования. Дошкольные образовательные  учреждения в своей деятельности руководствуются Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении (ДОУ), утв. Постановлением Правительства  РФ от 01-07.95 № 677.
     Постановления Правительства РФ> инструктивные  письма Министерства образования и  науки РФ регулируют отдельные вопросы  функционирования дошкольных учреждений системы специального образования.
     2. Дети с отклонениями в развитии  воспитываются в дошкольных образовательных  учреждениях и в учреждениях  "Начальная школа - детский  сад" следующих видов:
     компенсирующего - обучение детей с теми или иными  отклонениями в развитии;
     комбинированного  — группы для нормально развивающихся  детей и группы компенсирующего  вида;
     общеразвивающего  — в условиях интегрированного (совместно  с нормально развивающимися детьми) обучения при обязательной коррекционной  поддержке ребенка с отклонениями в развитии. Широкое распространение  интегрированного обучения в детских  садах общеразвивающего вида в современных  условиях не представляется возможным  из-за отсутствия необходимой для  этого материально-технической базы, кадрового обеспечения и др. Специалисты  считают, что модели интеграции сегодня  могут быть реализованы в обще развивающих группах детских  садов комбинированного вида и в  центрах развития ребенка, где легче  создать соответствующие условия. Кроме того, существуют:
     группы  кратковременного пребывания — для  дошкольников с отклонениями в развитии, которые воспитываются в домашних условиях;
     образовательные учреждения для детей, нуждающихся  в психолого-педагогической и медико-социальной помощи оздоровительные образовательные  учреждения санаторного типа — для  детей, нуждающихся в длительном лечении; I учреждения дополнительного образования — центры дополнительного образования, детские оздоровительные центры различного профиля и др.
     Наиболее  приемлемая организационная форма  для обучения и воспитания детей  с отклонениями в развитии, которые  особенно тяжело переживают трудности перехода к школьному! обучению, — образовательное учреждение "Начальная школа ~\ детский сад".
     Основная  его цель — осуществление образовательного процесса путем обеспечения:
     преемственности между дошкольным и начальным  образованием;
     оптимальных условий для охраны и укрепления здоровья; физического и психического развития детей. Большинство детей  с отклонениями в развитии воспитываются" в детских садах компенсирующего  вида и в компенсирующих группах  детских садов комбинированного (как отмечает Ю.В. Морозова). Обучение и воспитание в этих учреждениях  осуществляется в соответствии с  действующими коррекционно-развивающими программами для каждой категории  детей с отклонениями в развитии.
     Наполняемость групп зависит от вида нарушений  и возраста. По возрасту— две  возрастные группы:
     • до 3 лет;
     • старше 3 лет.
     По  видам нарушений:
     • с тяжелыми нарушениями речи —  до 6 и 10 чел. (т.е. для первой группы —  до 6 чел., для второй — до 10 чел.);
     • для часто болеющих — до 10 и 15 чел.;
     • со сложными (комплексными) дефектами  — до 5 чел. для обеих возрастных групп;
     • с иными отклонениями в развитии - до 10 и 15 чел. (соответственно) и т. п.
     5. Группы кратковременного пребывания  предназначены для дошкольников  с отклонениями в развитии, которые  воспитываются в основном в  домашних условиях.
     В этих группах осуществляется:
     • психолого-педагогическая помощь детям;
     • консультативно-методическая поддержка  родителей;
     • социальная адаптация детей;
     • формирование предпосылок учебной  деятельности.
     Занятия проводятся индивидуально или подгруппами (2-3 ребенка) в присутствии родителей  в удобное для них время. Продолжительность  занятий — 5 часов в неделю.
     6. Образовательные учреждения для  детей, нуждающихся в психолого-педагогической  и медико-социальной помощи, —  центры:
     • диагностики и консультирования;
     • психолого-медико-социального сопровождения;
     • психолого-педагогической реабилитации и коррекции и др.
     Обслуживают разные возрастные категории - от 3 до 18 лет. В этих центрах находятся  дети:
     • с высокой степенью педагогической запущенности;
     • с нарушениями эмоционально-волевой  сферы;
     • подвергшиеся насилию;
     • вынужденные покинуть семью;
     • из семей беженцев, вынужденных переселенцев. Основные направления деятельности данных учреждений по отношению к  дошкольникам:
     • диагностика уровня психофизического развития и отклонений в поведении;
     • образование детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными  особенностями, с состоянием соматического  и психического здоровья;
     • организация коррекционно-развивающего и компенсирующего обучения;
     • психокоррекционная и психопрофилатическая работа;
     • проведение комплекса лечебно-оздоровительных  мероприятий.
     7. Оздоровительные образовательные  учреждения санаторного типа: санаторные  школы-интернаты;
     санаторно-лесные школы;
     санаторные  детские дома для детей-сирот  и Детей, оставшихся без попечения  родителей.
     Предназначены для детей, которые нуждаются  в длительном лечении.
     8. Дошкольные отделения (группы) при  специальных (коррекцийных) школах  и школах-интернатах создаются  для детей с выраженными отклонениями  в развяжи.
     Образовательные программы в этих отделениях, как  отмечает Ю.В. Морозова, рассчитаны на года, в течение которых у ребенка  формируются предпосылки учебной  деятельности в необходимой коррекционно-развивающей  среде.
     9. Постоянно действующие психолого-медико-педагогаческие  комиссии (ПМПК) осуществляют комплектование  дошкольных образовательных учреждений  специального назначения, а также  решают вопросы перевода и  направления ребенка в то или  иное учреждение (группу).  

 


Список  литературы
 
1. Ильин Д.Н. Девиантное поведение детей и подростков. С-Петербург. 1999  
2. Минухин С., Фишман Ч. Техники семейной терапии. М, 1998  
3. Справочник по психиатрии под ред. академика А.В. Снежневского. М. 1985  
4. Раттер М. Помощь трудным детям, М. Прогресс, 1987  
5. Специальная дошкольная педагогика / Под ред. Е.А. Стребелевой. – М., 2001

и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.