На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Синдром профессионального выгорания социальных работников

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 30.05.2012. Сдан: 2010. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
Содержание 
 

 Введение……………………………………………………………………….......3
Глава 1. Социальная работа как профессиональная деятельность
      Функционально- ролевой репертуар специалиста по социальной работе………………………………………………………………………..5
      Эффективность профессиональной деятельности социальных работников………………………………………………………………...14
Глава 2. Синдром  профессионального выгорания в  деятельности социальных работников
      Понятие профессионального выгорания социальных работников. Методы его профилактики……………………………………………….24
      Связь между профессиональным выгоранием специалистов и эффективностью их профессиональной деятельности…………………33
Заключение……………………………………………………………………….37
Список используемой литературы ……………………………………………..38 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 
 

  Актуальность исследования данной темы заключается в  необходимости изучения синдрома профессионального выгорания социальных работников, и выявлении его особенностей, а также в необходимости изучения его взаимосвязи с эффективностью профессиональной деятельности.
   Профессиональная деятельность социального работника осуществляется в системе отношений «человек-человек». Специфика данной профессии заключается в высокой ответственности за клиента, за его физическое, психическое и эмоциональное состояния. Социальная работа предъявляет жесткие требования к психофизиологическим особенностям специалиста- профессионала.
    Регулярные стрессовые ситуации, в которые попадает специалист, в процессе сложного социального взаимодействия с клиентом, постоянное проникновение в суть социальных проблем клиента, личная незащищенность и другие морально-психологические факторы оказывают негативное воздействие на здоровье социального работника.
    Синдром  профессионального выгорания,  проявляется как состояние физического  и психического истощения, вызванного интенсивными межличностными взаимодействиями  при работе с людьми, сопровождающимися эмоциональной насыщенностью и когнитивной сложностью.  В своей деятельности социальный работник, помимо профессиональных знаний, умений и навыков, в значительной мере использует свою личность, являясь своего рода «эмоциональным донором».
    Цель исследования: изучение синдрома  профессионального выгорания, социальных работников, и его взаимосвязь с эффективностью профессиональной деятельности.
   Объект исследования: синдром профессионального выгорания.
   Предмет исследования: взаимосвязь синдрома профессионального выгорания и эффективности профессиональной деятельности.
    Гипотеза исследования: мы предполагаем, что уровень профессионального выгорания,  способствует взаимосвязан с эффективностью профессиональной деятельности.  
Для достижения поставленной цели и подтверждении  гипотезы, необходимо решить следующие  задачи:
    Изучить функционально- ролевой репертуар специалиста по социальной работе.
    Проанализировать и выделить критерии эффективности профессиональной деятельности социальных работников.
    Осуществить теоретический анализ понятий касающихся синдрома профессионального выгорания.
    Исследовать связь  между уровнем профессионального выгорания  и эффективностью профессиональной деятельности.
Методы  исследования: для решения поставленных задач и подтверждения гипотезы использовались методы: теоретический анализ литературы посвященной данной проблеме.
Практическая  значимость: Полученные результаты исследования могут быть использованы для разработки программы профилактики и предотвращения синдрома профессионального выгорания сотрудников центра социального обслуживания населения. 

     
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Проблемы эффективности профессиональной деятельности социальных работников в научной литературе 

1.1. Функционально- ролевой репертуар социального работника  

   Сегодня в России сложилась трудная ситуация. Смена политической ориентации государства и экономический кризис затронул все сферы жизнедеятельности общества. На протяжении ряда лет идет устойчивое снижение жизненного уровня основной части населения.  Государство, исполняя  свою защитную функцию, главной целью социальной политики ставит повышение уровня социальной защищенности личности и совершенствование социальной сферы.
    В сложившейся ситуации возрастает социальная и имущественная дифференциация населения, увеличивается количество безработных, беженцев, маргинальных групп. В связи с данной тенденцией, актуальными становится развитие социальной работы и подготовка высококвалифицированных социальных работников.
    Социальная работа направлена не только на реализацию мер социальной поддержки «слабых» социальных групп, но и мер по социальной защите всего населения. В конечном итоге она направлена на обеспечение минимально достаточных условий жизни, на удовлетворение потребностей поддержания жизнеобеспечения и деятельного существования человека.
    В научной литературе термин "деятельность" имеет весьма широкое распространение: "деятельность рек", "высшая  нервная деятельность". Гегель, как известно, употреблял термин "деятельность" по отношению к движению. В философии термин "деятельность" обозначает понятие инструмента изучения общественной жизни в целом, отдельных ее форм, исторического процесса. Но и в этом случае происходит не однозначное его толкование: деятельность - это информационно направленная активность живых систем, обеспечивающая их самоподдержание (Э. Маркарян), деятельность есть проявление социальной активности (Г. Арефьева) и др.
  Рассматривая  содержание и структуру социальной работы как вида деятельности с одной стороны, надо исходить из общепринятой философской и психологической трактовки деятельности, с другой, учитывать специфические особенности и факторы, характеризующие ее. В трудах Л. П. Буевой деятельность определяется как способ существования и развития общества и человека, всестороннего процесса преобразования им окружающей природной и социальной реальности, включая его самого, в соответствии с его потребностями, целями и задачами [1].
   Таким образом, деятельность социального работника касается не исключительно единичного клиента, а всего населения.
    Социальный работник осуществляет  ряд конкретных видов деятельности. К ним можно отнести: психологическую,  педагогическую, организаторскую, управленческую  и др. Но при этом надо иметь в виду, что тот или иной вид деятельности преобладает в зависимости от основных функций того или иного социального работника.
     Традиционно в специальной литературе  выделяют следующие функции: 
- диагностическая;
- прогностическая;
- предупредительно-профилактическая (превентивная);
- социально-терапевтическая;
- организационно-коммуникативная;
- правозащитная;
- социально-медицинская;
- социально-бытовая;
- психологическая.
   Но деятельность социального работника предусматривает широкий спектр сервисных услуг, оказываемых клиентам по их информированию, консультированию, обслуживанию, стимулированию. Осуществляя какую-либо услугу, социальный работник может одновременно исполнять одну или несколько ролей.
   В литературе роль понимается как культурно-детерминированная модель поведения. Сидоров В. Н. предлагает объединить ролевые репертуары зарубежных и отечественных социальных работников в шесть групп.
   Группа практических ролей - учитель  социальных умений - консультант- агент по вопросам социальных изменений- аниматор- социальный менеджер-помощник клиента- уличный работник;
  Группа посреднических ролей - брокер социальных услуг - управляющий делами клиента - защитник прав и интересов клиента;
  Группа управленческих ролей - руководитель рабочей нагрузки - лидер команды- руководитель персонала- администратор;
  Группа исследовательских ролей - эксперт- аналитик- исследователь;
  Группа сервисных ролей - преподаватель- руководитель полевой практики-
супервизор;
 Группа латентных ролей (латентный - имеющий место быть, но в скрытом, затаенном, явно не признаваемом виде.) - хранитель господствующего порядка - подрыватель государственных устоев- брокер в серых тонах- донор- потенциальный угнетатель-всезнайка - униженный проситель[24].
      Каждая профессиональная роль  включает перечень функций, что  предполагает соотнесение умений  и навыков, социального работника, с каждой функцией и с каждой профессиональной ролью.
         Рассмотрение профессиональной роли как социальной, обусловленной не только местом индивида в системе объективных социальных отношений, но и совокупностью осуществляемых им функций, дает возможность обозначить уровни профессиональной деятельности социального работника.   
  К  ним относятся: практическая социальная работа с клиентом; организация и координация этой работы с клиентом; управление социальной работой на уровне социальных служб, департаментов и т.д.; обучение социальной работе; супервизорство в социальной работе; исследования в социальной работе.     
    Соответственно можно выделить следующие группы профессиональных ролей: практический социальный работник, организатор, управленец, преподаватель, супервизор, исследователь. Каждая из этих профессиональных ролей предполагает,
    во-первых, специфические способности (например, преподаватель);
    во-вторых, каждая роль определяет приоритетную ценность формируемых в процессе подготовки умений (например, функция «посредника» требует иных навыков, чем функция исследователя);
    в-третьих, каждая профессиональная роль имеет набор конкретных функций, реализуемых исполнителем (например, коммуникативная функция активного слушания входит в функционал практического социального работника) [5].
    Рассмотрев более подробно функционал некоторых профессиональных ролей, можно сказать что, прежде всего социальный работник выступает посредником между клиентом и социумом. Он содействует, с одной стороны, эффективной адаптации клиента в этом социуме, с другой — процессу преодоления отчуждения социума от забот реальных людей.
Осуществление этих функций возможно при определенных условиях:
    Понимание социальным работником проблем клиента;
    Способность социального работника к адекватному выражению и представлению (репрезентации) жизненных проблем клиента;
    Знание посредником социальных ресурсов, которыми располагают различные учреждения и организации;
    Знание социальным работником инструментальных возможностей смежных профессий, представители которых привлекаются к решению жизненных проблем клиента;
    Наличие взаимопонимания различных специалистов и их эффективное сотрудничество, готовность социального работника стать посредником в их общении;
    Делегирование клиентом социальному работнику представительных полномочий;
    Делегирование социальному работнику соответствующих полномочий со стороны государственных учреждений и организаций;
    Признание права социального работника на частичное представительство смежных профессий;
    Доверие сторон посреднику, что достигается его профессионализмом [3].
       Профессиональные роли социального работника могут быть классифицированы и более дифференцированно. Зимняя И. А., ссылаясь на зарубежных авторов, приводит тринадцать профессиональных ролей, содержание которых описывается через функционал:
1. Социальный работник, который устанавливает людей, группы людей, испытывающих трудности (находящихся в кризисной ситуации) или находящихся в опасности быть подвергнутыми некоторому насилию (находящихся в состоянии риска). Задачей этого социального работника является установление факторов окружения, создающих проблемы. Эта роль может быть названа "определитель клиента".
2. Брокер - социальный работник, направляющий людей в соответствующие службы, которые могут быть им полезны, с целью дать возможность людям использовать систему социальных служб и связать эти службы.
3. Посредник, "буфер" - социальный работник, который находится между двумя людьми, человеком и группой или двумя группами, с тем, чтобы помочь людям преодолеть разногласия и продуктивно работать вместе.
4. Адвокат, защитник - социальный работник, который борется за права и
достоинство людей, нуждающихся в этой помощи. Его деятельность включает борьбу за обслуживание, помощь отдельным людям, группам, общностям, борьбу за изменение  в законах или имеющейся практике с позиции целого класса людей.
5. Оцениватель - социальный работник, который собирает информацию; оценивает проблемы людей, групп; помогает принять решение для действия.
6. Мобилизатор - социальный работник, который собирает, приводит в движение, запускает, активизирует, организует действия уже существующих или новых групп для решения проблем. Мобилизация может выполняться и на индивидуальном уровне.
7. Учитель - социальный работник, который передает информацию и знания и помогает людям развивать умения.
8. Корректор поведения - социальный работник, который работает над тем, чтобы внести изменения в поведенческие стереотипы, навыки и восприятия людей или групп.
9. Консультант - социальный работник, который действует совместно с другими работниками с целью помочь им усовершенствовать их умения в решении проблем клиента.
10. Проектант сообществ - социальный работник, планирующий развитие программ деятельности.
11. Менеджер информации - социальный работник, который собирает, классифицирует и анализирует данные о социальной среде.
12. Администратор - социальный работник, который управляет учреждением,
программой, проектом или социальной службой.
13. Практик - социальный работник, который обеспечивает конкретную помощь, заботу (финансовую, бытовую, физическую).
     Функционал этих ролей достаточно  узок и ограничен, но при проекции его на конкретные условия практической работы — с детьми, подростками, пенсионерами, безработными, инвалидами и т. д. возникает возможность повышения эффективности профессиональной деятельности социального работника [6].
    Сидоров В. Н. выделил два подхода к описанию профессиональной деятельности социального работника посредством функций: спектральный и процессуальный.
  Спектральный  подход заключается в том, что  конкретные ролевые действия  социального работника представлены  в виде некоторого спектра реализуемых им функций:
Брокер  общественных услуг - оценка положения клиента - оценка необходимых ресурсов- предоставление информации- посредничество в сервисном обслуживании- защита клиента;
Учитель социальных умений - обучение социальным и повседневным жизненным навыкам - помощь в изменении поведения- включение превентивных мер;
Консультант - психосоциальная оценка и диагностика- стабилизация образа жизни клиента - социальное лечение- исследовательская работа;
Управляющий делами клиента - оценка имущества клиента- планирование услуг - связь с необходимыми сервисными службами- контроль за доставкой услуг клиентам- защита клиента;
Руководитель  рабочей нагрузки - планирование сервисных услуг - распределение времени по оказанию услуг- контроль за качеством обеспечения сервисными услугами- обработка информации;
Администратор – управление - внутренняя и внешняя координация- подготовка целевых программ- оценка программ;
Руководитель  персонала - обучение служащего- управление персоналом - контроль- консультирование;
Агент по вопросам социальных изменений - политический анализ и решение
социальных  проблем - мобилизация общественного участия в социальных процессах - общественная защита- развитие общественных ресурсов.
    Процессуальный подход основывается на выделении функций социального работника как части процесса его профессионального взаимодействия с клиентами. Этот процесс имеет вид "оценка - прогноз - преобразование". Сидоров В. Н. объединяет основные функции в два класса: базисные и специальные:
Базисные  функции - диагностическая (оценочная)- прогностическая - преобразовательная
Специальные функции – коммуникативная – организаторская – правозащитная - превентивная – психотерапевтическая - рекламно-пропагандистская -  социально-медицинская - социально-педагогическая - социально-экономическая.
   Изучив различные социальные  позиции и функциональные роли, которые «играет» социальный  работник на профессиональной  сцене, показывает, что диапазон  его деятельности весьма широк.  Соответственно диапазон знаний, умений и навыков, которыми он должен обладать, весьма разнообразен и зависит в значительной степени от характера его профессиональной роли.       
  Если  исходить из обобщенной системы  принципиальных положений о содержании  деятельности социального работника, то можно определить основные задачи, возлагаемые на работников социальной сферы при непосредственном общении с людьми:
- оказывать  помощь инвалидам и группам,  видеть и устранять затруднения  личного, социального, экономического  и духовного характера, неблагоприятно влияющие на них;
- помогать  людям, справляться с этими затруднениями путем поддерживающего, реабилитирующего, защитного или корректирующего воздействия;
- защищать  беспомощных в соответствии с  законом, прибегая к помощи  правоохранительных органов;
- способствовать  более широкому использованию  каждым клиентом собственных  возможностей для социальной  защиты;
- использовать  все средства и источники для  социальной защиты  нуждающихся в этом людей [24].
  Социальный  работник сегодня – это не  только человек, оказывающий помощь пожилым, инвалидам, семьям, но и в определенной степени - политик и общественный деятель, участвующий в реформировании социальной политики и законов, направленных на достижение благосостояния всего общества. 
 

1.2. Эффективность профессиональной деятельности социальных работников 
 

   Эффективность как характеристика деятельности отражает отношение результата как одного из «элементов» деятельности ко всем ее другим «элементам» - ценностям, потребностям, целям и средствам. Каждое из выделенных отношений является частным критерием эффективности.        
   Понятие эффективности применяется для оценки успешности профессиональной деятельности. А.К.Маркова для оценки эффективности труда наряду с другими объективными показателями относит качество и надежность. В.Д. Шадриков, реализуя функциональный подход к деятельности, выдвигает формулу нормативных способов социальной деятельности, отвечающих характеристике деятельности как труда, параметрами которой являются производительность, качество и надежность.
    Для понимания сущности эффективности  деятельности работников А.А. Камышанов зафиксировал общенаучный смысл и содержание понятия эффективности. В общенаучном плане эффективность деятельности может быть представлена как:
  1. нормативная, выражающая отношение целей к нормативным целям;
2. функциональная, выражающая отношение достигнутых  результатов к целям (плану);
3. экономическая,  выражающая отношение достигнутых  результатов к финансово-экономическим  затратам [4].
     В зависимости от рода деятельности понятие эффективности определяется по-разному. В экономике - это соотношение результатов и затрат. Чем лучше результат и меньше затрат, тем выше эффективность. В медицине - приближение состояния здоровья пациента после проведения лечения к норме. В психологии - степень реализации духовно-нравственных идеалов.
  Определения  вроде бы разные. Но в тоже  время в каждом из них есть  обязательные элементы: цель, результат,  затраты, общепринятая норма (или  идеал).
    Главными в этом перечне являются цель и результат. Они представляют собой начальный и конечный пункты деятельности: в начале выдвигается цель, а в конце получается результат. Соотношение цели и результата и дает представление об эффективности деятельности [14].
   Сущность эффективности социальной работы выражается в способности целостной системы или ее отдельных элементов позитивно реагировать и отвечать на запросы, потребности населения, прежде всего, социально уязвимой его части. Поэтому понятие эффективности социальной работы можно сформулировать следующим образом - это максимально возможное в данных условиях достижение целей по удовлетворению социальных потребностей населения (клиента) при оптимальных затратах [15].
     В исследовании проблем эффективности социальной работы важнейшее место занимает вопрос о сущности критериев и показателей эффективности.
   В научной литературе понятие  «критерий» определяется как  отличительный признак, объективно  отражающий состояние того или  иного процесса, явления, объекта  либо субъекта. Но критериями могут быть не всякие признаки состояния, в данном случае социальной работы, а только те, которые отвечают определенным требованиям. Прежде всего, они должны быть объективными, отражающими не второстепенные и случайные, а существенные и повторяющиеся признаки. Они также должны быть необходимыми и достаточными, служить эталоном измерения для оценки результатов деятельности, содержать качественно-количественную информацию о функционировании системы [21].
    Практика исследований показывает, что единого подхода к определению структуры критериев и показателей, годных на все случаи оценки эффективности, быть не может. Особенность оценочных задач в каждом конкретном случае обязательно должна учитываться исследователем и получать специфическое отражение в структуре критериев [15].
     Повышение эффективности социальной  работы является стержневой проблемой  не только научных сотрудников, но и практиков, управленцев федерального и регионального уровней, непосредственных организаторов системы социальной зашиты населения, руководителей и специалистов социальных служб, а также преподавателей высшей школы, которые занимаются подготовкой и переподготовкой специалистов по социальной работе.
    Однако нередко еще ставятся  вопросы: своевременна, ли постановка  вопроса об эффективности социальной работы в целом и тем более о результативности отдельных социальных работников? Имеются ли достаточно четко разработанные основания для определения  эффективности деятельности социальных служб и отдельных сотрудников по социальной работе? Какова система критериев и показателей, на основе которых можно измерить эффективность социальной работы, отдельных видов и методов социального обслуживания населения?
   Главное, что отличает социальную  работу от других видов социальной  деятельности – ее  подчинение задачам возрождения человеческого достоинства, вмешательство в социальную среду ради преодоления депревации и деструкции, осуществление интеграции социальных, социокультурных, психологических и физических влияний на личность, индивидуум, обеспечение гармонии человека и среды, нормальное социально-психологическое функционирование человека в различных ситуациях и средах. [9].
   Сегодня главная задача социальных работников - научиться проводить в жизнь функциональную предназначенность тех служб, в которых они работают, оптимально выполнять свои задачи, опираясь на отечественный и зарубежный опыт социальной работы. В условиях социально-экономического кризиса остро стоит вопрос о роли социальных работников в процессе адаптации различных категорий населения к новым социальным условиям, сложившимся в настоящее время, об активном и профессиональном участии в социальной реабилитации людей, которые попали в трудную жизненную ситуацию.
    Для достижения поставленных  задач различным типам учреждений социального обслуживания и сотрудникам социальных служб важно научиться всем и каждому проводить в жизнь отечественную концепцию социального обслуживания населения, основные методологические принципы социальной работы, умело использовать различные технологии социальной работы [19].
    Определение критериев и показателей  эффективности социальной работы  имеет важное значение как  для научной, так и практической  деятельности социальных служб  и отдельных ее социальных работников. Индикаторы эффективности социального обслуживания, как правило, нацеливают практических социальных работников различной квалификации и функциональной предназначенности на достижение конкретных результатов  промежуточных и конечных.
     Эффективность деятельности социальных работников может определяться на основе как общих, так и специфических критериев. Общие критерии эффективности социальной работы служат для оценки ее эффективности в целом, скажем в масштабе территориальной социальной службы или отдельного учреждения социального обслуживания на определенной территории, а специфические - для оценки основных видов социального обслуживания, форм и методов социальной работы с различными категориями населения. Выделим принципы, на которых основывается эффективность социальной работы с клиентом:
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.