На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Теории происхождения государства и права

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 30.05.2012. Сдан: 2010. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


       Федеральная таможенная служба Российской Федерации
          Государственное образовательное  учреждение
             Высшего профессионального  образования 
                 «Российская таможенная Академия»
                     Владивостокский филиал
_________________________________________________________________________________________
      Кафедра теории и истории государства  и права 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Курсовая  работа
             по дисциплине «Теория  государства и права»
       Студента ____Мария  Михайловна  Лисичникова______________
       группа ___311______форма обучения____очная_______________
       __________юридического________________________факультета  

       на  тему: «Основные теории о происхождении  государства и права» 
 
 
 
 

                      Руководитель: Ю.Б.Кравченко,
                                к.ю.н., доцент 

                 Оценка____________________
                 Подпись___________________
                 «____»_______________2010 г. 
                 
                 
                 
                 

      Владивосток,2010
 

                              План
    Введение  …………………………………………………………..3
    Глава I. Причины многообразия теорий происхождения государства и права……………………………………………………………….....6
    Глава II. Основные теории происхождения государства…............12
    Глава III. Основные теории происхождения права………………..20
    Заключение……………………………………………………………26
    Список использованной литературы…………………………………29
 


                          Введение
     Основным  аспектом курсовой работы на тему: «Основные теории о происхождении государства и права» является изучение и освещение вопросов возникновения государства и права. Правильное понимание любого социального явления невозможно без знания его исторических корней, т.е. того, в каких условиях данное явление возникло, как оно развивалось и каким стало в современной действительности. Такой исторический подход необходим для познания и уяснения сущности государства и права. Подробное изучение истории возникновения государства и права у разных народов рассматривается в курсе истории государства и права. В курсе общей теории государства и права дается лишь обобщенная картина главных закономерностей происхождения государства и права.
     К числу таких закономерностей, выявленных и подтвержденных современной наукой, относится тот факт, что государство  и право существовали не извечно, а появились на определенной ступени  развития человечества.
     Изучение  процесса происхождения государства  и права в науке и общественной практике имеет существенное значение. Правильное понимание причин, условий  и закономерностей их возникновения.
     Проблема  возникновения государства и  права остается и, видимо, длительное время останется в науке дискуссионной. Во-первых, в основе этой сложнейшей проблемы лежат различные идейные, философские воззрения и течения. Например, есть мнение, согласно которому государство и право существовали вечно. Для его сторонников проблемы возникновения государства и  права вообще нет. Во-вторых, историческая и этнографическая науки дают все новые знания о причинах происхождения  государства и права.
     Вопрос  о возникновении государства  и прав волнует умы многих ученых, политиков, юристов, историков, этнографов.
     Но, как известно, сколько людей, столько  и мнений. В нашем же случае —  сколько ученых, столько и мнений (а именно — теорий возникновения  государства и права). И неудивительно то, что все они спорят, каждый выдвигает свою «точку» зрения выше всех остальных, доказывая свою правоту.
     Когда-то очень давно Публий Сир сказал: «В споре всегда теряется истина». Но ведь любой политолог, историк, философ  или любой другой человек, доказывая  свою точку зрения, всегда заведомо уверен в том, что его точка  зрения есть истина в последней инстанции.
     Любой беспристрастный человек (не пытающийся выдвинуть свою точку зрения), уловив весь спектр чужих мнений, на основе логического мышления мог бы определить, хотя бы для себя, что ему кажется  наиболее достоверным, а что, мягко  говоря, «притянуто за уши». В свою очередь  тот самый «беспристрастный»  человек, уяснив раз и навсегда для  себя «истину», далее будет вступать в нескончаемый спор о возникновении  государства.
     В целом именно этим и характеризуется  наш выбор темы. Но не только поэтому. Актуальность этой темы подтверждается большим количеством переиздаваемых книг и трудов великих людей на данную тему.
     Объектом  исследования данной работы являются теории происхождения государства  и права.
     Предмет- анализ происхождения теорий государства  и права, а также определение  причин и основ возникновения  государства.
     Целью данной работы — выявить особенность  происхождения государства и  права.
     Цель  моей курсовой работы предполагает исследование и решение следующего круга задач:
    выделить причины и основы происхождения государства и права,
    рассмотреть научные труды выдающихся русских ученых, которые внесли значительный вклад в исследовании теорий происхождения государства и права,
    рассмотреть основные теории возникновения государства и права, их роль в системе развития государства и проблемы познания.
     Вопросами происхождения государства и  права в отечественной и зарубежной юридической литературе традиционно уделялось и уделяется большое внимание. Об этом свидетельствуют, в частности, опубликованные на рубеже XIX — XX веков работы известных ученых — юристов, философов: Муромцева С. А. «Определение и основное разделение права» (М., 1879); Коркунова Н. М. Лекции по общей теории права (СПб. 1904); Трубецкого Е. Н. Энциклопедия права (М., 1906); Шершеневича Г. Ф. «Общая теория права» т. 1 — 4 (М., 1910 — 1912); Михайловского И. В. «Очерки философии» (Томск, 1914) и других.
     О значительном внимании к вопросам теории государства и права в послереволюционный период свидетельствуют также многочисленные монографии по данной тематике, а, кроме  того — учебники и учебные пособия. В числе последних — работы: Денисова А. И. «Теория государства  и права» (М., 1948); Кареловой М. П., Кечекьяна  С. Ф., Л.В. Петражицкого, Федосеева А. С. и Федькинаг. И. «Теория государства  и права»; Мокичева К. А. «Теория государства  и права» (М., 1971) и ряд других учебников  и учебных пособий.
     Работа  состоит из введения, трёх глав, заключения и списка литературы. 

 

  
Глава I. Причины многообразия теорий происхождения государства и права.
    Уже тысячелетие люди живут в условиях государственно — правовой действительности. Они являются гражданами (или подданными) определенного государства, подчиняются  государственной власти, сообразуют свои действия с правовыми предписаниями  и требованиями. Естественно, что  еще в глубокой древности люди стали задумываться над вопросами  о причинах и путях возникновения  государства и права. Создавались  самые разнообразные теории, по-разному  отвечающие на такие вопросы. Многообразие этих теорий объясняется различными историческими и социальными  условиями, в которых жили их авторы, разнообразием идеологических и  философских позиций, которые они занимали.1
    Происхождение права и государства тесно  связано с философским пониманием происхождения человека, т.е. "производства самого человека".2 В 1877 г. был опубликован значительный труд американского этнографа Л. Моргана "Древнее общество", в котором анализируется происхождение, становление и развитие цивилизации и содержится вывод о том, что производство и воспроизводство непосредственной жизни включает производство двух видов: производство средств к жизни и самого человека как продолжения рода.
   Чтобы проанализировать причины и условия  происхождения права и государства, необходимо обратить внимание на две проблемы, влияющие на содержание этого процесса. Во-первых, в литературе используются разные определения процесса появления права и государства. В одних случаях раскрывается происхождение права и государства3, в других случаях говорят об их возникновении4, в-третьих, одновременно используют оба определения5. С нашей точки зрения, следует иметь в виду, что процесс происхождения права и государства связан как с первичными условиями их зарождения, так и с возникновением новых государств на основе уже существующих государственных образований. Это порождает разнообразную терминологию. Во-вторых, в литературе как-то не акцентируется внимание на положении о том, что право и государство создавались обществом, поэтому, прежде всего следует обратить внимание на процесс возникновения общества. "Важно исследовать каким образом впервые в недрах общества зародилось государство", — отмечал Г.Ф. Шершеневич6.
   В теории права и государства обращается внимание на то, что самые ранние формы объединения людей были связаны с неупорядоченными семейно-родовыми связями, которые не носили постоянного характера. Но не только экономические предпосылки составляли основу формирования первобытного общества. В литературе указывается на тот факт, что условием выделения человека из мира природы, развития и формирования общества стали определенные социальные факторы. Одним из таких факторов, по мнению ряда ученых, явился запрет инцеста (запрет на кровосмесительные связи). Особенно эта позиция раскрывается в работах французского этнографа и социолога К. Леви - Стросса. Указывается также на развитие культуры с ее ритуалами, на формирование сознания человека, совершенствование брачных отношений, установление межплеменных связей. Поэтому даже на основе общепринятых теорий в этой области нельзя согласиться с положением о том, что "экономическому базису соответствовали и определенные формы организации человеческого общества"7.
   Дальнейшим  развитием социальной организации  первобытных людей является родовая община. Научный анализ развития родовой организации на примере североамериканских индейцев дается в уже упоминавшейся выше работе Л. Моргана "Древнее общество". В нашей литературе родовая община представляется как "объединение людей", "группа лиц", "совокупность людей". Краснов и Енгибарян пишут, что, выделяясь из живой природы, люди очень рано стали опираться на такую систему норм и связей, которая заметно отличала их от животных и практически создавала общество как совокупность людей, связанных общими потребностями и целями и взаимодействовавших ради их удовлетворения8. При характеристике первобытного общества мы исходим из понятия, что общество — это система общественных отношений в различных сферах жизнедеятельности9. Отсюда и состояние первобытного общества определяется по особенностям функционирования различных сфер жизнедеятельности данного общества. Однако данное общество постоянно находилось в развитии, проходя различные этапы, переживая определенные периоды. Так, профессор В.К. Бабаев в истории развития первобытного общества выделяет три основных этапа: первобытное стадо, родовая община и разложение родовой общины10. В других случаях считают, что первобытнообщинный строй последовательно проходит период дикости, т.е. первобытное стадо, и период варварства, который подразделяется на две крупные эпохи — бронзовый век и железный век11. Свою классификацию развития первобытного общества дает проф. А.Б. Венгеров. Он выделяет несколько видов такой периодизации — общеисторическую, археологическую, антропологическую12. В определенные периоды своего формирования первобытное общество отличалось по уровню развития различных сфер жизнедеятельности: экономической, социальной, по управлению обществом, семейной и других сфер.
   Отсюда, главным условием происхождения государства и права является достижение определенного уровня развития общества, возможности формирования в его недрах элементов государственности и определенных источников права. Существуют объективные предпосылки, общие закономерности происхождения государства и права или как их еще называют "естественные факторы". Например, профессор А.Ф. Черданцев выделяет несколько линий в процессе развития родового общества и происхождения государства и права: во-первых, это производство материальных благ; во-вторых, производство самого человека; в-третьих, связанное с производством и в целом с жизнью общества усложнение общественных управленческих функций; в-четвертых, развитие нормативной, регулятивной, системы общества, своеобразной идеологии (табу, мифы, ритуалы), которая обслуживала и освещала все стороны жизни общества13. Данные объективные условия происхождения права и государства достаточно полно выражают сущность рассматриваемых процессов. Вместе с тем, процесс происхождения права и государства настолько многообразен, что трудно его охватить в одном исследовании. Следует выделить и те объективные процессы, которые формировали основные признаки права и государства, отличали их от первобытной общины. В частности, нельзя не обратить внимание на процесс распада родовой общины, ее преобразование и переход территориальной организации общественной жизни населения. В этой связи обращается внимание на возникновение городов–государств в Месопотамии, Горном Перу (IV - III тыс. лет до н.э.). Поселок (селение), в котором живут свободные общинники - земледельцы, представляет теперь не родовую (семейную), а соседскую общину. Он выделяется из группы первоначальных селений в хозяйственный и религиозный центр, постепенно перерастает в административно-хозяйственный и религиозный центр – город14.
   Важной  предпосылкой происхождения права  и государства является утверждение публичной власти, которая постепенно приходит на смену первобытной демократии. Публичная власть выполняет разнообразные общесоциальные функции: способствует экономическому развитию общества, осуществляет управление всей территорией данного государственного образования, издает обязательные для всех предписания, применяет публичное принуждение, защищает и расширяет свою территорию.
   Существенное  влияние на процесс происхождения  права и государства оказала  религия, религиозные воззрения. Во многих случаях все отношения в зарождающихся государственных образованиях регулировались религиозными нормами, которые впоследствии создали основу правовых норм или протекали параллельно. Религия обосновывала происхождение и необходимость государственной власти, принципы построения государства, определяла его функции. Другое дело, что в одних случаях она определяла прогрессивные тенденции развития общества, а в других носила репрессивный характер.
   В процессе формирования государств, когда  осуществлялось территориальное обустройство, резко возросла борьба за перераспределение  территорий, участился их насильственный захват, а в связи с этим возросла необходимость защиты традиционно  принадлежащих определенной родовой  общине территорий. Возросшее значение приобретают войны, военные организации, которые в определенной степени послужили основой образования государств, оказали влияние на особенности установления общеобязательных правил поведения в обществе.
   В рамках объективных факторов происхождения  права и государства в отдельных  частях мировой территории существовали значительные особенности. Эти особенности  достаточно подробно рассматриваются  в истории государства и права  как России, так и зарубежных стран.
   Наряду  с процессами первоначального происхождения  права и государства следует  различать формирование источников права и образование новых государств вместо "отживших свой век государств и правовых систем"15. Образование вторичных, третичных государств во многом зависит от субъективного фактора. История знает многочисленные способы образования новых государств и правовых систем. Это - распад колоний, широкомасштабные войны, разнообразные перевороты, мирное объединение нескольких или двух государств и т.д. 

     Чем объясняется многообразие теорий происхождения  государства?
     Многообразие  теорий происхождения государства  можно объяснить так:
    Во-первых, мыслители, предлагавшие объяснение этому процессу, жили в разные исторические эпохи, и, разумеется, использовали разный объем накопленных человечеством знаний;
    Во-вторых, объясняя процесс возникновения государства, ученые чаще всего брали для иллюстрации своих идей регионы земли, в которых они проживали, игнорируя другие регионы;
    В-третьих, зачастую мыслители, восхищенные достижениями других наук, пытались эти результаты применить к наукам общественным, и, в частности, основываясь на тех или иных достижениях, по-новому взглянуть на процесс происхождения государства. Причем делали они это подчас так увлеченно, что не замечали влияния на развитие общества других факторов. Одним словом, мыслили односторонне;
     И, наконец, нельзя исключит и того, что  на взгляды авторов теорий очень  часто сильно влияли их философские  и идеологические пристрастия.
     Подводя итог, хочется также отметить, что  наряду с процессами первоначального происхождения права и государства следует различать формирование источников права и образование новых государств вместо "отживших свой век государств и правовых систем"16. История знает многочисленные способы образования новых государств и правовых систем. Это - распад колоний, широкомасштабные войны, разнообразные перевороты, мирное объединение нескольких или двух государств и т.д.,
 

Глава II. Основные теории происхождения государства

Договорная  теория

   Договорная  теория (теория договорного происхождения государства и права) объясняет происхождение государства общественным договором - результатом разумной воли народа, на основе которого произошло добровольное объединение людей для лучшего обеспечения свободы и взаимных интересов. Отдельные положения этой теории развивались в V - IV  веках до н. э. софистами в Древней Греции.17
   Основой данной теории является положение о том, что государству предшествовало естественное состояние человека. Условия жизни людей и характер человеческих взаимоотношений в естественном состоянии представлялись не однозначным образом. Гоббс видел естественное состояние в царстве личной свободы, ведущей к «войне всех против всех»; Руссо считал, что это есть мирное идиллистическое первобытное царство свободы; Локк писал, что естественное состояние человека - в его неограниченной свободе.
   Гольбах, например, определял общественный договор как совокупность условий для организации и сохранения общества. Дидро суть своего понимания общественного договора изложил .18
   Классическое  обоснование договорная теория получила в трудах Руссо. Исходя из исторического опыта он пришел к выводу, что правители стали смотреть на государство как на свою собственность, а на граждан как на рабов. Они стали деспотами, угнетателями  народа.19
   Обосновывая договорную теорию, Руссо отмечает: «Каждый из нас отдает свою личность и всю свою мощь под верховное  руководство общей воли, и мы вместе принимаем каждого члена как  неразделимую часть целого»20.
   Теория  общественного договора подвергается критике по различным причинам.21 Так, Коркунов полагал, что договорные начала в образовании общества и государства приводят к крайне индивидуалистическому пониманию общественной жизни. При этом личность «признавалась над всеми господствующей и все определяющей. Не личность считалась обусловленной общественной средой, а наоборот, общественный порядок являлся всецело определяемым произволом отдельных личностей».22
   Сторонники  других концепций происхождения  общества и государства, как правило, относятся к ней критически, находят  в ней существенные изъяны. И это  вполне естественно, так как любая  существовавшая и существующая теория происхождения государства представляет собой лишь субъективный взгляд человеческой мысли на процессы объективного порядка. Познать закономерности общественного  развития, возникновения и функционирования государства - задача, как подтверждает история, чрезвычайно сложная. Ее решение  возможно на основе одновременной интеграции и дифференциации научных усилий различных школ и направлений, занимающихся вопросами происхождения государства  и права.
   Несмотря  на то, что научность договорной теории оценивалась достаточно неоднозначно и противоречиво, вплоть до полного  отрицания ее исторической самостоятельности, тем не менее некоторые аспекты  данной концепции нашли свое реальное воплощение в практике государственного строительства.23 Примером этого могут служить Соединенные Штаты Америки, которые в своей конституции юридически закрепили договор между народами, входящими в их состав, и определили цели этого договора: утверждение правосудия, охрана внутреннего спокойствия, организация совместной обороны, содействие общему благосостоянию.
        Теологическая теория
    Рассматриваемая теория не является научной, поскольку  заведомо опирается не на знания в их обычном понимании, а на веру в бога.  Её нельзя ни доказать, ни опровергнуть без решения вопроса о существовании бога. 
    Первоначальные  религиозно-мифические представления  о божественном происхождении государства  и права характеризуются крайне широким многообразием. Это вполне объясняется особыми историческими  условиями существования религий  и ранних государственных образований, как Древнего Востока, так и Древнего Запада, Месопотамии  или Африки. Только впоследствии эти воззрения  были переработаны на почве различных  течений христианства в относительно цельную теологическую доктрину, выделились доктрины иудаизма, мусульманства (ислама), буддизма и других.
    В теологической теории - учении богослова  Фомы Аквинского (1225- 1274), которая  в  более позднее время, именовалось  как  «томизм», процесс возникновения  государства  и  права рассматривался  аналогично сотворению Богом мира.24 Религия, по учению Ф. Аквинского, должна обосновывать необходимость возникновения и существования государства от Бога. В свою очередь государство обязано защищать религию. Освящение (монарх - помазанник божий) государственной власти божественным ореолом придавало такой власти и авторитет, и безусловную обязательность  неограниченной  власти монарха.
    В  древней Греции ученик Сократа (469-399 до н.э.), потомок знаменитого законодателя Солона, - Аристокл, под прозвищем  Платон (427-347 до н.э.), основал в пригороде  Афин школу, где учил, что источником происхождения государства и  права является божество. Ученик Платона  и воспитатель Александра Македонского - Аристотель (384-322 до н.э.) – также  является сторонником божественного  происхождения  государства  и  права. Сократ, Платон и Аристотель выражали позицию, заключающуюся в  том, что наряду с законами, порожденными людьми, существуют вечные, неписанные законы, "вложенные в сердца людей  самим божественным разумом". В  основе этих законов лежит вечный, незыблемый  божественный порядок, который господствует не только в человеческих ощущениях, но и "во всем строе мироздания". Однако наряду с ним на возникновение и развитие государства и права решающее влияние оказали жажда денег и власти, алчность, честолюбие, высокомерие, жестокость и другие отрицательные человеческие черты.
     Своего  рассвета  теологическая  теория  достигла  в  эпоху  средневековья.  На  стадии   перехода  народов  к  феодализму и в  феодальный  период  на  рубеже  XII-XIII веков в Западной  Европе получила  развитие  теория  «двух мечей». Основной смысл её состоял в том, чтобы утвердить верховенство церковной власти над светской (государством) и доказать, что нет государства и права "не от бога".  

         Марксистская  теория
     До  недавнего времени, в годы советской  власти, эта теория рассматривалась  как единственно приемлемая и  верная для описания процесса происхождения  государства.25 В наши дни, когда всё, связанное с советским прошлым России подвергается, как правило, яростной критике, эта теория не совсем заслужено отметается теоретиками государства и права. По мнению автора, каковы бы ни были недостатки данной теории, она всё же представляет собой большое достижение теоретической мысли, отличающееся порой гораздо большей четкостью и ясностью исходных положений и логической стройностью, нежели некоторые из рассматриваемых в настоящей работе иных теорий возникновения государства. Поэтому, она вполне имеет право на существование, наравне со всеми остальными концепциями и точками зрения.
     Наиболее  полно материалистическая теория изложена в работе Фридриха Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (1884 г.), само название которой отражает связь явлений, обусловивших возникновение изучаемого феномена.
     Для классовой теории характерен последовательный материалистический подход. Она исходит  из того, что государственная власть приходит на смену родоплеменной организации общества в силу коренных изменений в экономической сфере, крупнейших разделений труда, связанных с отделением скотоводства от земледелия, ремесла от земледелия и с появлением торговли и обмена (класса купцов), которые привели к быстрому росту производительных сил, к способности человека производить больше, чем это было нужно для поддержания жизни. В результате в обществе сначала наметилось, а затем, по мере разделения труда, быстро усилилось имущественное расслоение. Имущественное неравенство повлекло за собой неравенство социальное: «…возникло общество, которое в силу своих экономических условий жизни должно было расколоться на свободных и рабов, на эксплуататоров-богачей и эксплуатируемых бедняков, – общество, которое не только не могло вновь примирить эти противоположности, но должно было всё больше обострять их. Такое общество могло существовать только в непрекращающейся открытой борьбе этих классов…Родовой строй отжил свой век. Он был взорван разделением труда и его последствием – расколом общества на классы. Он был заменен государством».
     Особый  акцент представители материалистической теории делали на утверждении, что «государство никоим образом не представляет собой  силы, извне навязанной обществу», оно  «есть продукт общества на известной  ступени развития», это «сила, происшедшая  из общества, но ставящая себя над ним, всё более и более отчуждающая  себя от него».
     Впоследствии, однако, изначальная трактовка государства  как некой силы, стоящей над  обществом, «умеряющей классовое столкновение и держащее его в пределах «порядка»  с тем, чтобы «эти противоположности…с  противоречивыми экономическими интересами не пожрали друг друга и общество в бесплодной борьбе», была несколько  изменена. Государство стало представляться как специальный аппарат поддержания  положения в обществе господствующего  класса, как машина, с помощью  которой можно удерживать в повиновении  угнетенный класс. Многие современные  ученые считают, что в данном случае имела место грандиозная фальсификация  содержания работы Энгельса в России, рассмотрение её с заведомо неверных позиций.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.