На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Кризис культуры в современной России

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 30.05.2012. Сдан: 2010. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


       Содержание.
       Введение.
       §1. Понятие культуры.
       §2. Проблемы современной российской культуры.
       Заключение.
       Список  литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение. 

       Сложность и трагизм переживаемых Россией  перемен делают исключительно актуальной проблему осмысления нынешнего кризиса культуры. Нам не легче от того, что теория и практика культурного развития показывают, что кризис является необходимым и закономерным этапом в развитии современной культуры, ее динамика представляет собой непрерывный процесс дестабилизации и достижения нового уровня стабильности, архаизации и обновления, рассогласования и гармонизации социального и культурного миров. Можно говорить о наступлении «эры кризисов», связанных с ускорением культурного развития. В результате утрачивается тождество человека с самим собой и единство культуры.
       Ощущение  чуждости и абсурдности происходящих событий пронизывает индивидуальное сознание человека в эпоху культурных катаклизмов. С одной стороны, это заставляет человека задуматься о той культуре, которая была привычна, не замечалась в старом обществе. Старая культура была настолько естественна, что человек принимал ее нормы, ценности и правила поведения, не осознавая этого.
         Резкие изменения в культурной  среде заставляют четче осознавать  те культурные нормы и ценности, которые уходят в прошлое, сравнивать их с новыми, возникающими непосредственно и спонтанным образом.  
 
 
 
 
 
 
 
 

§ 1. Понятие культуры. 

       Культура - одно из двух трёх самых сложных  слов, используемых в нашем практическом и научном обиходе. Отчасти это  объясняется тем, что оно имеет  сложную и запутанную языковую историю, а отчасти тем, что оно применяется  крайне сложных понятий в разных научных дисциплинах и к тому же в самых различных системах мысли.
       О том, как формировались и развивались  разные значения слова культура, рассказывал языковед Уильямс. Появлению этого слова в различных европейских языках непосредственно предшествовало латинское слово Cultura, происходившее от colere. Последнее имело множество значений: возделывать, культивировать и др. Некоторые из них со временем образовали самостоятельные термины, хотя и частично перекрывающие друг друга значениями. Так значение населять через латинское colonus трансформировалось в колонию, а почитать, покланяться через латинское cultus - в культ. В английском языке слово culture первоначально имело смысл развивать, культивировать, хотя и с оттенком служения, почитания, при этом в средневековом английском оно иногда прямо употреблялось как служение [2].
       Во  всех случаях раннего употребления слово culture означало процесс культивирования, выращивания чего-нибудь, животных и растений.  
Это привело к появлению дополнительных значений слова, таких как англ. Coulter, происходящее от латинского culter, обозначающего то же орудие. Дальнейшая эволюция связана, очевидно, с перенесением представлений о культивировании, возделывании естественных процессов на человеческое развитие, причём агрикультурный, сельскохозяйственный долгое время сохраняется. Так Френсис Бекон говорил о “культуре и удобрении умов”.  
Два момента нужно отметить особо. Во-первых, метафора становиться всё более привычной, пока, наконец, такие термины, как культура ума, не начали восприниматься прямо и непосредственно, а не в переносном смысле; во-вторых, слово культура относящееся к частным процессам, всё чаще использовалось при характеристике процессов развития и совершенствования вообще, что означало универсализацию термина. Именно на этом рубеже XVII- начале XIX веков и началась многообразная и запутанная современная история слова культура [4].

       Примерно  те же процессы (правда, с определёнными  задержками) отмечаются и в русском языке. Само слово культура впервые зарегистрировано в Карманном словаре иностранных слов, но особого применения не имело, и не встречалось даже у властителей дум. Но уже в 60-е годы оно полноправно обосновывается в словарях русского языка, а в 80-е получает широкое распространение. Согласно В. Далю, культура - это обработка и уход, возделывание, образование умственное и нравственное.
       Попытаемся  подвести итог лингвистического развития слова культура в современных  языках:
       1) абстрактное обозначение общего  процесса интеллектуального, духовного, эстетического развития;
       2) обозначение состояния общества, основанного на праве и порядке,  мягкости нравов и т.д. в  этом смысле слово культура  совпадает с одним из значений  слова цивилизация; 
       3) абстрактное указание на особенности  способа существования или образа  жизни, свойственных какому то  обществу, какой-то группе людей,  какому-то историческому периоду;
       4) абстрактное обозначение форм  и продуктов интеллектуальной  и, прежде всего художественной  деятельности: музыка, литература, живопись, театр, кино и. (то есть всё  то, чем занимается министерство  культуры); пожалуй, именно этот смысл слова культуры наиболее распространён среди местной публики [1].
       Перечисленные значения слова культура связаны  между собой частично по происхождению, частично по смыслу.
       Рассмотрим  само понятие культуры. Существует множество определений, которые можно систематизировать, а также выделить подходы, существующие в науке:
      Антропологический, изучающий культуру малых и первобытных народов;
      Философский, объединяющий в себе деятельностный подход, «технологический», гуманистически – смысловой и «достиженческий»;
      Социологический [5].
       Сейчас  наблюдается попытка создания единой культурологической теории. Наибольшее распространение получили следующие  концепции культуры:
      Как совокупности материальных и духовных ценностей, что соответствует «достиженческому» подходу;
      Как творческой деятельности человека (деятельностный подход);
      Как специфического способа человеческой деятельности («технологический»).
       Понятие «культура» сегодня все чаще используется для характеристики творческих сил и способностей человека, его единства с природой и обществом.
       Такое многообразие подходов обусловлено  сложностью философского осмысления этого феномена, а также различиями в исследовательских целях. Культуру можно рассматривать с разных сторон в зависимости от целей и задач исследования, что естественно, допускает и плюрализм мнений.
       Нет единого, устоявшегося определения, тем  более что эта наука развивалась менее интенсивно, чем философия культуры. Есть попытка определения культуры как «репрезентативной» (Ф. Тенбрук), т. е. представляющей в сознании членов общества все и любые факты, которые что-либо означают для действующих индивидов. Л. Г. Ионин считает, что такой подход исключает отношение к культуре как к феномену, пассивно сопровождающему общественные явления и процессы и протекающему вне и независимо от них. Однако здесь явно просматривается понимание культуры как субъективного отражения общественных явлений и процессов, что связано, прежде всего, с особенностями человеческого восприятия, поэтому представляется неточным [1].
       Наиболее  удачным, возможно, является определение, данное Э. Тейлором в 1871 г.: «Культура…это некоторое сложное целое, которое включает в себя знания, верование, искусство, мораль, законы, обычаи и другие способности и привычки, приобретенные и достигнутые человеком как членом общества». К этому он считает необходимым добавить «материализованные знания, верования и умения» и заключает, что «культура – это все, что производится, социально усваивается и разделяется членами общества».
     Структура культуры. Выделяются две основные части: культурная статика и культурная динамика:
        Первая описывает культуру в покое, вторая – в движении. К культурной статике мы отнесем внутреннее строение культуры - совокупность базисных элементов или черт, и  формы культуры  - конфигурации, характерные сочетания таких элементов.
        К культурной динамике отнесем средства, механизмы и процессы, которые описывают трансформацию культуры, ее изменение. Культура зарождается, распространяется, разрушается, сохраняется, с ней происходит множество всевозможных метаморфоз.
         Большинство ученых сходится во мнении, что культура имеет  два измерения и подразделяется на материальную и нематериальную культуру.
         Материальная культура включает объекты, созданные человеческими руками (их называют артефактами). Артефакты отличаются тем, что они созданы человеком, имеют определенную функцию и представляют известную ценность для группы или общества [3]
         Нематериальную, или  духовную культуру образуют нормы, правила, образцы, эталоны, модели и нормы поведения, законы, ценности, ритуалы, символы, мифы, знания, идеи, обычаи, традиции, язык. Они также являются результатом деятельности людей, но сотворены не руками, а скорее разумом. Нематериальные предметы нельзя трогать, они существуют в нашем сознании и поддерживаются человеческим общением.
       При анализе культуры выделяют и ряд  уровней:
    Эмпирический, представленный учреждениями и организациями, институтами культуры;
    Уровень, который обычно называют «нормативным», имеются в виду входящие в культуру установленные нормы и правила, регулирующие поведение человека и социальных групп;
    Высший уровень культуры образует область фундаментальных ценностей, идей, символов, значений.
     В нем сконцентрированы наиболее жизненно важные ценности и смысл существования  общества. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

§ 2. Проблемы современной российской культуры. 

       В наше время культура все чаще осознается как эпицентр человеческого бытия. Укрепляется убеждение в том, что любой народ, любая нация могут существовать и развиваться только в том случае, если они сохраняют свою культурную идентичность, не теряют своеобразия своей культуры. При этом они вовсе не отгораживаются «китайской стеной» от других народов и наций, взаимодействуют с ними, обмениваясь культурными ценностями.
       В сложных исторических и природных  условиях Россия выстояла, создала  свою самобытную оригинальную культуру, оплодотворенную влиянием как Запада, так и Востока, и, в свою очередь, обогатившую своим воздействием другие культуры. Перед современной отечественной культурой стоит сложная задача – выработать свой стратегический курс на будущее в быстро меняющемся мире. Тем не менее решение этой глобальной задачи чрезвычайно сложно, так как упирается в необходимость осознания глубинных противоречий, присущих нашей культуре на протяжении ее исторического развития [5].
       Эти противоречия постоянно проявляли себя в различных сферах жизни, отражаясь в искусстве, прежде всего в художественной литературе поисками высокого ценностно-смыслового содержания жизни, что и придало русской культуре несомненное мировое значение. В нашей культуре можно обнаружить немало противоречий, присущих любым другим культурам: между индивидуализмом и коллективизмом, высоким и обыденным, элитарным и народным и т.п. наряду с ними в русской культуре постоянно присутствовали черты очень глубокого разрыва между природно-языческим началом и высокой православной религиозностью, культом материализма и приверженностью к возвышенным духовным идеалам, тотальной государственностью и безудержной анархией и др.
       Смутное время, которое переживает сейчас русская  культура, - не новое явление, а постоянно повторяющееся, и всегда культура находила те или иные ответы на вызовы времени, продолжала развиваться. Более того, именно в самые трудные периоды отечественной истории рождались самые великие идеи и произведения, возникали новые традиции и ценностные ориентации. Особенность нынешнего «смутного времени» в России заключается в том, что оно совпадает с глобальным мировым кризисом, и что российский кризис – часть всемирного кризиса, который ощущается в России наиболее остро [4].
       Весь  мир оказался на перепутье на рубеже XXI века, речь идет о смене самого типа культуры, который сформировался в рамках западной цивилизации в течение нескольких последних веков. Поэтому представляется весьма спорным тезис о якобы имевшим место выпадении России после событий 1917 г. Из мировой цивилизации и необходимости теперь вернуться в эту цивилизацию. Невозможно выпасть из цивилизации, находясь на Земле, к тому же мировая цивилизация – это совокупность цивилизаций разных стран и народов, которые вовсе не шагали в ногу. В ряду этих цивилизаций и российская, которая и в советский период истории внесла немалый вклад в сокровищницу мировой цивилизации.
       Современное российское общество переживает состояние смены ценностей. Прежде всего, конечно, рухнула прежняя система ценностей советского общества. Слом старых идеологических устоев отнюдь не означал утверждение новой, более прогрессивной и адекватной социальной реальности. В результате, напротив, воцарилась ситуация  идеологического вакуума. Общественное сознание, будучи лишено идеологии и идеологических императивов, превращается в мечущееся сознание, в сознание «без руля и без ветрил» на пространстве собственной истории [5].
     Произошла потеря нравственных, политических, идеологических ориентиров и деформация ценностных установок на добро, истину, справедливость, честь, достоинство, разрыв единого духовного пространства и утрата национального согласия по поводу базовых ценностей, утративших статус «абсолютных ориентиров». Идейная дезориентация стала массовым явлением, особенно в молодежной среде. Ситуация усложнилась еще и тем, что духовная дезориентация населения нашей страны, политико-идеологическое разочарование и апатия были связаны с неожиданно быстрым крушением очередного социального мифа – на этот раз антикоммунистического, либерально-демократического. Это был период постсоветской России [1].
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.