На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Казахстан в средневековье

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 30.05.2012. Сдан: 2010. Страниц: 3. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
Образование кипчакской конфедерации. В Х в. на территории Казахстана появляется новое мощное государство кочевых тюркоязычных племен - Кыпчакское, которое стало прямым преемником Кимакского. 
 
    Термин "кюеше" или "цзюеше", упомянутый в 201 г. до н.э., воспринимается многими исследователями-кыпчаковедами как первое упоминание кыпчаков в письменных источниках. 
 
    Однако более достоверное у поминание их под именем "кибчак" - в надписи на так называемом Селенгинском камне (759г.) "кыпчак", "кыфчак" - в сочинениях мусульманских авторов: Ибн-Хордадбеха и Гардизи (IX в.), Махмуда Кашгари (IX в.), Ибн-Асира (XIII в.), Рашид ад-дина, ал-Омари, Ибн-Хал-дуна (XIX в.) и других. Русские летописи (XI-XIII вв.) называют их половцами и сорочинами, венгерские - палоцами и кунами, византийские источники и западноевропейские путешественники (Рубрук-ХШ в. и др.) - команами (куманами). 
 
    Кыпчаки сложились как этнос в Центральном и Восточном Казахстане в VIII в. Кочевавшие здесь племена кангаров, карлы-ков, кимаков и кыргызов в середине VIII в. были объединены под властью сиров-кыпчаков, пришедших с Алтая. Они дали свое имя возникшему объединению племен, которое стало называться кып-чакским. 
 
    В первый период политической истории кыпчаки выступали совместно с кимаками, активно действуя в составе кимакского союза племен в борьбе за новые пастбища 
 
.     К концу Х века в степях Казахстана меняется политическая обстановка. Здесь исчезает этническое имя "кимак". Постепенно политическая власть переходит к кыпчакам. В начале XI в. они вплотную продвигаются к северо-восточным границам Хорезма, вытесняя огузов из низовьев Сырдарьи, и заставляют их переселяться в Среднюю Азию и степи Северного Причерноморья. К середине XI в. кыпчакам подчинялась почти вся обширная территория Казахстана, за исключением Жетысу. Восточная граница их остается на Ертисе, западные пределы достигают Едиля, на юге - района реки Талас, а северной границей служили леса Западной Сибири. В этот период вся казахская степь называется Кыпчакской Степью или "Дешт-и-Кыпчак". 
 
    Расцвет кипчакского государства. В середине XI века кыпчаки переходят Едиль и за короткое время подчиняют себе многочисленные западнокангарские племена долины рек Тен и Узеу (Днепр). К началу XII века земли, занятые кыпчаками, разделяются на два крупных объединения. Кыпчаки, обитавшие к западу от Едиля, объединились в конфедерацию во главе с ханами из рода токса-ба. Она разделялась на области тенских кыпчаков, от Едиля на востоке до Кавказских предгорий на юге и Тена - на северо-западе, и области узеуских кыпчаков, известных также как половцы и куманы, располагавшихся в степях Северного Причерноморья (Поле Половецком) от Тена на востоке до низовий Дуная и Карпат на западе. Во главе этих образований стояли ханы династий Шару хана и Бонек хана.  
 

Кыпчаки, жившие на территории Казахстана, образовали более централизованное государство, во главе которого стояли ханы из рода едьбори. Легенды называют основателем этого государства Абар хана (XI в.). Кроме верховного хана кыпчакские роды имели своих ханов. В аристократическую верхушку входили также тарханы, беки, баскаки. 
 
    В XI-XII веках восточно-кыпчакское государство разделялось на два крыла. Правое крыло, занимавшее торгайские степи, бассейны рек Жем, Жаик, Едиль, а также полуостров Мангыстау, возглавлялось ханами ельбори. Здесь же, в районе Торгая и располагалась ставка верховного хана. Левое крыло занимали земли Центрального и Восточного Казахстана, от Сырдарьи до Ертиса и Есиля. Столицей был город Сыгнак, во главе которого стояли ханы из племени кайы-уран. 
 
    Кризис кыпчакских государств. В конце XII в. кыпчаки переживают период кризиса. Сыгнакское владение, воевавшее на два фронта - против кара-киданей в Жетысу и Хорезма - на Сыр-дарье, вынуждено было пойти на союз с последним и постепенно попадает под его зависимость. В 1182 г. хан Алп-Кара Уран направил хорезмшаху посольство во главе со своим сыном Кадыр-Бугу ханом, который заключил союз с Хорезмом против кара-киданей. Поход, состоявшийся летом того же года, закончился победой и кыпчаки освободили от киданей город Тараз с окрестностями. Однако вскоре союзники стали враждовать между собой ив 1195 г. хо-резмшах Текеш выступил в поход против Кадыр-Бугу хана. В начале кыпчаки отступили, но воины-урани, составлявшие основную часть гвардии хорезмшаха, известили хана кыпчаков о своем намерении перейти на его сторону. Ободренный хан победил хорезмшаха, которому с трудом удалось спастись. Однако вражда между Кадыр Бугу ханом и племянником Алп-Дерек иналом ослабила кыпчаков и в 1200 г. Алп-Дерек, ставший новым ханом, признает себя вассалом Хорезма. После победы хорезмшаха над кара-киданями Алп-Дерек получил в управление все земли по среднему и нижнему течению Сырдарьи. В 1210 г. он перенес столицу в Отрар и стал править от имени хорезмшаха, приняв титул Гайыр хана. 
 
    Западные кыпчаки в этот период терпят ряд поражений от русских князей. В 1183 г. объединенные русские силы разгромили хана Кобека, правителя узеуских кыпчаков, на реке Орели. В 1185г. хан тенских кыпчаков Кунашык двинулся на Русь, но дважды потерпел поражение и был вынужден отступить. Новгород-северский князь Игорь решил добить ослабленных кыпчаков и поживиться за счет военной добычи, но его поход в 1185 г. закончился полным разгромом русских войск на р. Каяле, что было описано в "Слове о полку Игореве". В этой битве принимали участие и западно-казахстанские кыпчаки во главе с Казак ханом. В начале XIII в. часть кыпчаков во главе с ханами принимают христианство. Узеуский хан при крещении получил имя Данилы Кобя-ковича, а сын Кунашыка - Юрия Кончаковича. После смерти последнего власть над тенскими кыпчаками переходит хану Котану. 
 
    Кыпчаки были не только кочевниками-скотоводами, но и городскими жителями. В их владениях располагался ряд крупных городов: Сыгнак, Джент, Барчынлыкент - на Сырдарье, Канглы-кент - на Ыргызе, Саксин - в низовьях реки Едиль, Таматархан (Тмутаракань русских летописей) - на Таманском полуострове и Шарухан - недалеко от современного Харькова. Кроме того, кыпчаки составляли значительный процент населения Ясы, Отрара, Ургенча и крымских городов.

Примерно в  ІХ-Х веках н.э. в степях Евразии  начинается процесс выделения этнических групп из объединений племен-славянских, романо-германских, тюркских и других. Именно на этом отрезке времени, на западе сформировалось древне-русское государство. Восточнее Руси этот процесс закончился созданием государства кыпчаков.
В VІІІ веке в  сочинениях разноязычных авторов появилось  название именовавшимися на Руси половцами  или печенегами, византийских источниках команами, венгерских куманами, арабских источниках кыпчаками, а позднее в арабских источниках их стали называть мамлюками1).
В середине ХІ- начале ХІІ века окончательно формируются  пять основных групп кипчакских племен: 1) алтайско-сибирская; 2) казахстанско-приуральская; 3) подонская; 4) днепровская, включая крымскую подгруппу; 5) дунайская, включая балканскую подгруппу. Кроме того, отдельные группы кыпчаков известны также в Фергане, Восточном Туркестане, Кашгари.
К концу Х  века в степях Казахстана меняется политическая обстановка. Здесь исчезает этническое название «кимак». Постепенно политическая власть переходит к кипчакам.
В начале ХІ века после падения Кимакского каганата власть на огромной территории от Иртыша до Волги перешла в руки кипчаков, которые стали преемниками кимаков. Так возникло Кипчакское ханство начало ХІ в 1219 г.
К середине ХІ века кипчакам подчинялась почти вся  обширная территория Казахстана, за исключением  Семиречье. Восточная граница их достигалась до Иртыша, западные пределы  достигали Волги, а на юге-района реки Талас, а северной границей служили леса Западной Сибири. В этот период вся эта огромная территория называлась Кипчакской степью или «Дешт-и Кыпчак».  

После распада  Западно-Тюркского каганата образуется ряд новых обособленных этнополитических союзов тюркских племен. В районе Иртыша возвысился союз племен кимаков – федерация из 7 племен, в т.ч. татар и кыпчаков. Этот военно-политический союз к IX веку становится стабильным объединением с заметной нормативной регламентацией институтов управления, финансов, судопроизводства и военной организации. Шел процесс становления раннефеодальной кимакской государственности. 
Новая волна миграции с востока, привела к падению кимакского государства, в середине IX века на западе выдвигаются кыпчаки, которые, потеснив огузов, укрепили свою гегемонию и стали преемниками кимакской государственности. 
Социально-политическое устройство кимако-кыпчакских объединений было однородным: хозяйством, бытом, языком, культурой, этническим составом они были сходны с предшествующими союзами тюркских племен, входивших в тюркский и другие каганаты. 
В период политического возвышения кимакского союза заметно сочетание оседлого, полуоседлого и кочевого хозяйствования, что естественно накладывало отпечаток на характер политического строя –большая стабильность политических отношений, а также более четкая имущественная дифференциация населения. 
Так, в источниках упоминаются жатаки (ятук) – не могущие кочевать бедные общинники. Известно, что в период возвышения кимакского племени его глава носил титул – шад; в результате укрепления союза за счет расширения территории и присоединения новых племен глава кимакской федерации именуется уже – байгу (ябгу). Титул ябгу у тюрков обозначал более высокую степень власти и давал право на управление союзом племен. В период дальнейшего упрочения союза и становления примитивного раннефеодального государства (конец IX- нач. X вв.) глава кимаков стал именоваться уже хаканом (ханом). 
Власть хакана, в отличие от шада и ябгу была наследственной. Управители 11 уделов кимакского государства назначались хаканом. Главная функция хакана и правителей уделов – военное предводительство и административно-судебная деятельность. 
Правители уделов содержали войско и по требованию хакана должны были выставлять ополчение, состоящее из конницы и пеших воинов, формировавшиеся из их одноплеменников. Зачастую правители превращались в полузависимых государей. 
Кыпчакская конфедерация складывается в начале XI века на территории прежнего расселения кимако-кыпчакских племен. К концу века гегемония кыпчаков расширилась до южнорусских степей, земли восточных кыпчаков стали называться Дашт –и- Кыпчак. В этом огромном регионе существовали самостоятельные и полузависимые этнополитические объединения.  
В течении XI-XIII веков на территории Дашт-и Кыпчака происходили бесперерывные передвижения племенных групп и больших масс населения. Кыпчакская конфедерация объединяла множество родов и племен, в основе этого процесса лежали хозяйственные и территориальные связи. Складывалась культурно-языковая общность кыпчакского этноса. 
Кыпчакский политический союз сохранял родоплеменную организацию, племенами управляли беки (князья), родами – старейшины. Во главе союза племен стоял хакан – выходец их наиболее сильного рода. 
Основной хозяйственной деятельностью кыпчаков было экстенсивное скотоводство с большим радиусов кочевания; часть населения вела полукочевое хозяйство, были и земледельцы. Частная собственность на скот, а у земледельцев и на землю, фактическое право крупных скотовладельцев распоряжаться пастбищами явились основой имущественного неравенства у кыпчаков. Юридического закрепления частной  собственности на пастбища еще не было. 
Кыпчакская правящая верхушка (ханы и беки) захватывала право распоряжаться земельными угодьями. 
Основную массу кочевников составляли свободные общинники, обязанные участвовать в войнах и походах со своим снаряжением, члены же военной дружины хана находились на его иждивении. Беднейшие общинники, безлошадные составляли категорию оседлых (ятуков) и становились полузависимыми от ханов и беков. Несколько иной была зависимость общинников свободных, но отдавших себя и свое имущество под защиту сильного покровителя (институт коммендации). Захваченных пленных продавали в рабство. Кыпчакский военно-политический союз как раннефеодальное государство имел правящую династию во главе с ханом, утверждался институт наследственной передачи власти. Функции ханов, беков, родовых старшин здесь были те же, что и в предшествующих тюркских политических союзах. 
Западные кыпчаки (половцы) соприкасались с Киевской Русью, втягивались в междоусобные войны князей, поставляли им карательные отряды, в то же время в междоусобной борьбе внутри своего союза прибегали к помощи отдельных русских князей.  
Государство огузов располагалось в низовьях Сырдарьи и степях Приаралья в IX – начале XIвв. Огузы делились на ряд племен со множеством родовых подразделений. Согласно Махмуду Кашгари первоначально они состояли из 24 племен и делились на 2 фратрии: бузуков и учуков.  
Главой огузского государства был верховный правитель, носивший титул «джабгу». Огузский джабгу имел заместителей – кюль-эркинов. Власть верховных правителей передавалась по наследству. Выборы огузских правителей проводились на советах, которые являлись трансформированным пережитком народных собраний эпохи военной демократии. Важную роль в державе джабгу играл главный предводитель огузского войска, носивший титул – сюбаши. 
В огузском государстве IX-X в.в. шел процесс разложения старых родоплеменных институтов, развивались патриархально-феодальные отношения. В конце X начале XI в.в. в государстве огузов функционировала система регулярных налоговых сборов, что указывало на складывание в нем стационарного аппарата управления. На рубеже Х-XI  в.в. огузское государство находилось в состоянии внутреннего кризиса и вскоре пало под ударами кыпчаков.

В середине XI в. началось движение кыпчакских племен в западном направлении. В XI-XII вв. кыпчаки  активно участвуют в политических событиях Руси, Восточной Европы, Византии. В середине XI в. кыпчакские племена  расселялись на обширной территории современного Казахстана от Алтая и  Иртыша на востоке до Волги и Южного Урала на Западе, от озера Балхаш на юге до лесостепной полосы юго-западной Сибири на севере.
С начала XI в. до начала XIII в. формирование этнической общности кыпчаков вступает в новый этап развития. Этот этап связан с ростом могущества кыпчакских ханов. К этому времени принадлежит появление термина «Дешт-и-Кыпчак», то есть «Степь кыпчакская».
Кыпчакский  этнос складывался на базе множества  родов и племен, объединенных не на основе кровнородственных связей, а по принципу территориально-хозяйственных  отношений. Государство Дешт-и-Кыпчак было сложившимся централизованным, раннефеодальным государством, продолжившим традиции древнетюркской государственности. Здесь была строгая иерархическая система, общество было социально и сословно дифференцированным, власть - наследственной.
С Дешт-и-Кыпчаком граничила на северо-востоке саяно-алтайская цивилизация, носителями которой были кыргызы, хакасы и др. На северо-западе кыпчаки вошли в этнокультурный и политический контакт с населением Поволжья и Приуралья.
Этническая  территория кыпчакских племен в пределах их этнополитического объединения  была относительно стабильной, за исключением  юго-западных рубежей, где, начиная  с 30-х гг. XII в. активную политику проводило  государство Хорезм-шахов.
Казахстан в средневековье 
КЫПЧАКСКОЕ ХАНСТВО (нач. XI в. —1219 г.)

КЫПЧАКСКОЕ ХАНСТВО (нач. XI в. —1219 г.)
Этноним “кыпчак” впервые упоминается в древнетюркском руническом памятнике, датируемом 760 г. В мусульманских источниках кыпчаки  впервые отмечаются арабским географом Ибн Хордадбехом (IX в.) в списке тюркских племен, хронологически относящихся также к VIII в.
После падения Западнотюркского каганата в 656 г. значительные группы кыпчаков на севере от Алтайских гор и в Прииртышье под эгидой кимеков составили ядро племенного союза. Однако стремление основных кыпчакских племен к самоопределению привело их в конце VIII в. к отделению от кимекской федерации и передвижению на запад от кимеков. Но окончательной независимости кыпчаки не достигли. В IX—Х вв. история кыпчаков тесно переплелась с историей кимеков. Кыпчаки находились в политической зависимости от кимекского кагана, входили в конфедерацию, а затем в Кимекский каганат.
После падения Кимекского каганата в начале XI в. военно-политическая гегемония на территории прежнего расселения кимекских, кыпчакских и куманских племен перешли в руки кыпчакских ханов. Пришедшая к власти династийная знать кыпчаков стала предпринимать активные действия в южном и западном направлениях, что привело к непосредственным контактам с государствами Средней Азии и юго-восточной Европы.Во второй четверти XI в. племенная знать кыпчаков вытеснила огузских джабгу из нижнего и среднего течения Сырдарьи, При-аральских и Прикаспийских степей.
С изменением этнополитической ситуации в регионе связано появление  в начале второй четверти XI в. названия Дешт-и Кыпчак (Степь кыпчаков) вместо бытовавшего до того в письменных источниках “Степь огузов” (Мафазат аль-гуз). Завладев Мангышлаком и прилегающими к нему областями, кыпчаки вплотную подошли к северным рубежам Хорезма.
В середине XI в. началось движение кыпчакских племен в западном направлении от Итиля (Волги). По мере движения на запад племенной массив куман первым вступил в непосредственные контакты с народами Восточной Европы, в частности Руси, Византии, Венгрии.
Историко-географическую область Дсшт-и Кыпчака, обнимавшую всю аридную зону от Иртыша до Днестра, условно можно разграничить по Волге на два крупных экстерриториальных объединения: Западнокыпчакское во главе с династийным родом токсоба и Восточнокыпчакское с правящим ханским родом ель-борили.
Формирование кыпчакской этнической общности на территории Казахстана было сложным и длительным процессом, в развитии которого прослеживаются три этапа.
Первый этап связан с образованием ядра кимекского племенного союза, в котором кыпчаки со второй половины VII в. и до конца VIII в. играли значительную роль. В это время происходили тесные этнокультурные взаимодействия кыпчаков с телескими племенами.
Второй этап —  с конца VIII в. до начала XI в. В эти хронологические рамки кыпчаки постепенно расселились на обширной территории от Алтая и Иртыша на востоке до Южноуральских гор и Волги на западе. Совместно с кыпчаками в Западном Казахстане с центром в Мугоджарах обитали куманы. Взаимодействие и интеграция трех основных этнополитических объединений, кимеков, кыпчаков и куманов проходили под консолидирующей ролью кимекских племен. Кыпчаки, равно как и кимеки, и куманы, находились в тесных этнокультурных взаимосвязях и взаимодействиях с конфедерациями древнебашкирских, печенежских, карлукских и в особенности огузских племен. Вместе с тем линия внутреннего этнического развития кыпчакского этноса была направлена на ассимиляцию древних насельников, местных телеских, угро-финских, сармато-аланских этнокомпонен-тов. Кыпчакский этнос складывался на базе множества родов и племен, объединенных не на основе кровнородственных связей, а по принципу территориально-хозяйственных отношений
С начала XI до начала XIII вв. формирование этнической общности кыпчаков вступает в третий этап развития, связанный прежде всего с ростом могущества кыпчакских ханов, власть, которых легитимизировалась ханским династийным родом ель-борили. Степень развития и углубления этнических связей в Кыпчакском ханстве, а также уровень формирования кыпчакского этноса в известной степени определялись по племенному составу кыпчаков восточного улуса
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.