На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Мифологические модели

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 31.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 15. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


        
                                     Негосударственное образовательное  учреждение
                                     Высшего профессионального образования
                                     Сергиево-Посадский гуманитарный институт 
 

                     
 
 

                                                         Кафедра: финансы и кредит 
 

           
                                      

                                 Реферат
 
                  Тема: «Мифологические модели мира» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                      Выполнил: студентка 1 курса экономического
                                                                                         Факультета дневного отделения
                                                                                          
 
                                                                      Проверила: Наталья Ивановна Шевченко 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                Сергиев Посад 2008 

Содержание: 

    Введение   3
1.Мифология вообще 4
2.Роль мифологии  в создании идеологических форм  6
3.Влияние мифологии  на формирование героического  эпоса  7
4.Связь мифологии  и литературы  7
5.Изучение мифологии  как исторического типа мировоззрения  8
6.Специфика мифологического  мышления  9
7.Символическая  теория мифа  10
8.Психоанализ  в изучении мифа   11
9.Изучение мифологического  мировоззрения в советской науке  12
   Заключение   14
   Список  использованной литературы   16
 


      ВВЕДЕНИЕ 

      В начале данной работы,  я хочу прояснить ее смысл,
    объяснить,  что вообще представляет собой  мифология как наука,
    представляет  ли она интерес для изучения  ее как исторического типа
    мировоззрения.  Изучая мифы различных времен  и народов, можно
    сделать  вывод, что каждый конкретный  миф в той или иной степени
    отражает  восприятие человеком какого-либо  природного явления
    или  исторического события.  Конечно,  миф нельзя рассматривать
    как  источник исторической информации,  потому что каждый миф,  или
    его  персонаж - практически выдуман от  начала и до конца, но тем  не
    менее  миф представляет интерес для  научного изучения. Прежде всего
    изучение  мифов ценно с культурной точки  зрения. Знакомясь с мифом,
    или  его  персонажами,  мы  постепенно  выделяем их мировоззренчес-
    кую  оценку  самими авторами или  интерпретаторами.  Конечно,  порой
    довольно  трудно отделить мифологические  представления  и  сюжеты,
    хотя  и выросшие на основе народной  фантазии, но прошедшие обработ-
    ку  в среде жрецов,  религиозных  мыслителей,  от жреческих,  богос-
    ловских  и религиозно-мифологических построений.  Рассматривая са-
    мые  примитивные мифы и сопоставляя  их с более логически и   истори-
    чески  обоснованными мифами,  мы можем проследить зависимость слож-
    ности  мифов от уровня культурного  развития народа. Миф - это преж-
    де  всего  мировоззренческий отпечаток,  свойственный определенному
    историческому  периоду в развитии народа  и/или всего  человечества.
    На некоторых отрезках исторического развития человеческого общества, 
    мифология представляла собой довольно сложную науку, которая представ-
    ляла  собой совокупность типов мировоззрений,  характерных для конк-
    ретного  народа на конкретном временном  отрезке.
     Проще  говоря,мифология - не что иное  как исторический тип мировоззрения.
    Во времена, когда кроме мифологии ни одна наука не была так развита и
   популяризирована, мифология толковала и пыталась объяснить (пусть
   даже неудачно) происхождение всего того,  что  окружало  человека, включая
   такие сложные и до сих пор не объясненные проблемы,  как появление
    человека, его контакты с другими цивилизациями, и многое другое.
      

                               
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                        1.   Мифология вообще. 
 

     Что  такое  мифы?  В понимании  многих людей - это прежде всего  ан-
    тичные, библейские и другие старинные  "сказки" о сотворении мира  и
    человека, а также рассказы о деяниях  древних, по преимуществу гре-
    ческих  и римских,  богов и героев - поэтические,  наивные, нередко
    причудливые.  Это "житейское", подчас до  сих пор бытующее представ-
    ление  о мифах в частности и о  мифологии вообще,  в  какой-то  мере
    результат  более раннего включения именно античной мифологии в круг
    знаний  европейского человека (само слово "миф" - греческое и
    означает  предание, сказание); именно об античных  мифах сохранились
    высокохудожественные  литературные памятники,  наиболее  доступные и
    известные  самому широкому кругу читателей.  Действительно,  вплоть
    до 18 в.  в Европе были наиболее  распространены лишь античные  мифы
    - рассказы  древних греков и римлян о  своих богах,  героях и других
    фантастических  существах.  Особенно широко имена   древних богов
    и  героев стали известны с эпохи  Возрождения (15 - 16 вв.), когда в
    европейских  странах оживился интерес к  античности.  Примерно в это
    же  время  в Европу проникают  первые сведения о мифах арабов  и аме-
    риканских  индейцев.  В образованной среде общества  вошло  в  моду
    употреблять  имена античных богов и героев  в аллегорическом смысле:
    говоря "Марс", подразумевали войну,  под "Венерой" разумели любовь,
    под  "Минервой" - мудрость,  под "музами" - различные  искусства  и
    науки  и т.д.  Такое словоупотребление удержалось до наших дней,  в
    частности  в поэтическом языке,  вобравшем  в себя многие  мифологи-
    ческие  образы. В 1-й половине 19 в. в  научный оборот вводятся мифы
    широкого  круга индоевропейских народов  (древних индийцев, иранцев,
    германцев, славян).  Последующее  выявление мифов народов Америки,
    Африки, Океании, Австралии показало, что  мифология на определенной
    стадии  исторического  развития существовала  практически у всех на-
    родов  мира.  О том что мифология является историческим типом миро-
    воззрения,  говорит тот факт,  что научный  подход к изучению "миро-
    вых  религий" (христианства,  ислама,  буддизма) показал, что и они
    "наполнены"  мифами. Далее создавались литературные  обработки мифов
    разных  времен и народов,  появилась  огромная  научная  литература,
    посвященная  мифологии  отдельных народов  и регионов мира и сравни-
    тельно-историческому  изучению  мифов;  при  этом  привлекались  не
    только  повествовательные  литературные  источники,  являющиеся уже
    результатом  более позднего развития,  чем  первоначальная мифология
    (например, древнегреческая  "Илиада",  индийская "Рамаяна",  каре-
    ло-финская  "Калевала"), но и данные этнографии, языкознания.
     Сравнительно-историческое изучение широкого круга мифов позволило
    установить,что  в мифах различных народов  мира -  при  чрезвычайном
    их  многообразии - целый ряд основных  тем и мотивов повторяется.  К
    числу  древнейших и примитивнейших  мифов принадлежат, вероятно, ми-
    фы  о животных. Самые элементарные  из них отражают по всей  видимос-
    ти  тип мировоззрения людей на  начальном уровне развития,  и  предс-
    тавляют  собой  лишь  наивное объяснение  отдельных признаков живот-
    ных.
     Глубоко  архаичны мифы о происхождении животных от людей  (та-
    ких  мифов очень много,  например, у австралийцев) или мифологичес-
    кие  представления о том,  что люди  были некогда животными.  Предс-
    тавления  о  зооантропоморфных предках  распространены у тех же авс-
    тралийцев,  они окрашены тотемическими чертами.  Мифы о превращении
    людей  в  животных  и  в  растения  известны едва ли не всем  народам
    земного  шара. Широко известны древнегреческие  мифы о гиацинте, нар-
    циссе,  кипарисе,  лавровом  дереве (девушка-нимфа Дафна),  о пауке
    Арахне  и др.
     Очень  древни мифы о происхождении  солнца,  месяца, звезд. В одних
    мифах  они нередко изображаются людьми, некогда жившими на земле, и
    по  какой-то  причине  поднявшимися  на  небо,  в других - создание
    солнца (не олицетворенного)  приписывается   какому-либо  сверхъес-
    тественному  существу. 

          
               
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

         2.   Роль мифологии в создании идеологических форм. 
 

     Мифология  в  силу своей синкретической природы сыграла значитель-
    ную  роль в генезисе различных  идеологических форм, послужив исход-
    ным  материалом для развития философии,  научных представлений, ли-
    тературы. Вот почему так сложна (и не  всегда полностью разрешима в
    рамках жестких  определений)  задача  характеристики мифологии как
    исторического  типа мировоззрения и ее размежевания  с  религией  и
    близких  к  мифу  по  жанру и времени  возникновения форм словесного
    творчества: сказки,  героического эпоса,  а также легенды, истори-
    ческого  предания.  Так, при размежевании  мифа и сказки современные
    фольклористы  отмечают,  что миф является  предшественником  сказки,
    что  в сказке по сравнению с  мифом происходит ослабление (или  поте-
    ря) этиологической функции,  ослабление строгой веры в  истинность
    излагаемых  фантастических  событий,  развитие  сознательной выдумки
    (тогда  как мифотворчество имеет бессознательно-художественный  ха-
    рактер) и др.  Разграничение мифа и  исторического предания, леген-
    ды, вызывает  тем больше разногласий,  что  оно в значительной  мере
    условно.  Историческим  преданием чаще  всего называют те произведе-
    ния  народного творчества,  в основе  которых лежат какие-то истори-
    ческие  события.  Таковы предания об основании об основании городов
    (Фив,  Рима, Киева и др.), о войнах, о  видных исторических деятелях,
    и  др. Этот признак однако не  всегда достаточен для различения  мифа
    и  исторического предания.  Наглядный  пример - многие древнегречес-
    кие мифы.  Как известно, в их состав вошли различные повествования
    (часто  принявшие поэтическую или драматическую  форму) об основании
    городов,  о  Троянской войне,  о походе  аргонавтов и других больших
    событиях. Многие из этих рассказов опираются  на действительные ис-
    торические  факты, подтверждены археологическими  и другими данными.
    Но  провести грань между этими  рассказами и собственно мифами  очень
    трудно, тем более,  что в повествование  об исторических,  казалось
    бы, рассказах  вплетены мифологические образы богов и  других  фан-
    тастических  существ. 
 
 

           
           
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

        3.   Влияние мифологии на формирование героического эпоса. 
 

     Мифология  оказала влияние  на  формирование  героического  эпоса,
    прежде всего через образ культурного героя. Именно этот образ пос-
    лужил,  видимо,  исходным материалом, из  которого впоследствии были
    "вылеплены"  модели  эпических героев.  В  архаических формах герои-
    ческого  эпоса (карело-финские руны, нартовский эпос народов Кавка-
    за, грузинские  сказания об Амирани,  армянские  - о сасунских витя-
    зях,  якутский,  бурятский, алтайский,  киргизский, шумеро-аккадский
    эпосы)  еще  хорошо видны его мифологические  элементы,  архаический
    эпос  обобщает историческое прошлое посредством языка и концепций
    первобытных  мифов.  Мифологическая  подпочва  сохраняется и в более
    позднем  "классическом" эпосе ("Рамаяна",  "Махабхарата", "Илиада",
    германо-скандинавском  эпос, "Шахнаме", сказания о  Гесере, об Алпа-
    мыше. русские былины), хотя формы этого  эпоса, развившиеся в усло-
    виях  отчетливой государственной консолидации, совершают важные ша-
    ги  на пути демифологизации. 
 

                     4.  Связь мифологии и литературы. 
 

     Через  сказку  и  героический  эпос,  возникшие  в глубоких недрах
    фольклора,  с мифологией оказывается генетически  связанной и  лите-
    ратура, в частности повествовательная.  Соответственно драма и от-
    части  лирика воспринимали первоначально  элементы  мифа  непосредс-
    твенно  через ритуалы, народные праздненства, религиозные мистерии.
     Следы  тесной связи с мифологическим  наследием отчетливо хранят  и
    первые  шаги развития науки, например  древнегреческая натурфилосо-
    фия,  история (Геродот), медицина и др. (еще дольше - начатки науки
    в  Древней Индии или Китае).
     Но  и позднее,  когда из мифологии  окончательно  выделяются  такие
    формы  общественного сознания,  как  искусство,  литература, полити-
    ческая  идеология и др.,  они еще  долго пользуются мифом как  своим
    "языком", расширяя и по-новому толкуя  мифологические символы.  Ли-
    тература (а также живопись,  пластические  искусства) на протяжении
    своего  развития  широко использовала  традиционные мифы в художест-
   венных целях. Мотивы античной, библейской (а на Востоке - индуист-
    ской, буддистской  и др.) мифологии  были арсеналом поэтической об-
    разности, источником сюжетов, своеобразным  языком поэзии. 
 
 

            
 
 
 
 
 
 

    5.  Изучение мифологии  как  исторического типа мировоззрения. 
 

     Первые  попытки рационального переосмысления  мифологического мате-
    риала  и рассмотрения его как проявление  исторического  типа  миро-
    воззрения,  решения проблемы отношения рационального  знания к мифо-
    логическому повествованию предпринимались уже в античности (с это-
    го, собственно,  и началось развитие античной  философии). Господс-
    твующим  было аллегорическое толкование  мифов (у софистов,  у стои-
    ков,  видевших  в  богах персонификацию  их функций,  у эпикурейцев,
    считавших,  что мифы,  созданные  на  основе  естественных  фактов,
    предназначались  для  откровенной поддержки  жрецов и правителей,  и
    др.). Платон противопоставил народной  мифологии  философско-симво-
    лическую  интерпретацию мифов. Древнегреческий философ Эгемер (3 в.
    до  н. э.), рассматривая мифологию  как один из типов мировоззрения,
    видел  в  мифических  образах  обожествленных  исторических деятелей
    (такое  толкование мифов, получившее  название эвгемерического, было
    распространено и позднее).  Средневековые христианские  теологи,
    толкуя  Ветхий и Новый заветы буквально  и аллегорически,  дискреди-
    тировали  античную мифологию, либо ссылаясь  на эпикурейскую и эвге-
    меристическую  интерпретацию,  либо "низводя" античных богов до бе-
    сов.  Новый  интерес  к античной  мифологии как к типу мировоззрения
    пробудился  в эпоху Возрождения.  Обращаясь  к  античной  мифологии,
    гуманисты  эпохи Возрождения видели в  ней выражение чувств и страс-
    тей  эмансипирующейся человеческой личности,  свойственных той эпо-
    хе. Также  античная мифология трактовалась  в качестве моральных по-
    этических  аллегорий.  Аллегорическое толкование  мифов  оставалось
    преобладающим  (трактат Бокаччо, позднее сочинения  Ф.Бэкона и др.).
    Для  развития знаний о мифологии  большое  значение  имело   открытие
    Америки  и знакомство с культурой американских  индейцев. Появляются
    первые попытки сравнительной мифологии ("Нравы американских индей-
    цев  в сравнении с нравами древних времен" Ж.Ф.Лафито, 1724, сопос-
    тавившего  культуру североамериканских индейцев  с древнегреческой).
     Глубокую  философию мифа,  пытаясь рассматривать  его как отпечаток
    исторических  взглядов его создателей,  создал  итальянский  ученый
   Дж. Вико, автор сочинения "Основания новой науки" (1725). Древней-
    шая  эпоха представляется Вико как  поэтическая и во  всех  аспектах
    коренящаяся  в  мифе,  что  указывает   на понимание им первобытного
    идеологического  синкретизма.  Вико называет мифологию "божественной
    поэзией" (из  которой возникает затем  героическая поэзия гомеровс-
    кого  типа) и связывает ее своеобразие  с неразвитыми и  специфичес-
    кими  формами мышления, сравнимыми с  детской психологией. Вико име-
    ет  ввиду чувственную конкретность и телесность,  эмоциональность и
    богатство  воображения  при  отсутствии  рассудочности,  перенесение
    человеком  на предметы окружающего мира  своих собственных  свойств,
    неумение  абстрагировать атрибуты и форму  от субъекта,  замену сути
    "эпизодами", т.е.  повествовательность,  и др.  Его философия мира
    содержала  в  зародыше почти все основные  последующие направления в
    изучении  мифологии как типа мировосприятия.
     По  сравнению  с  теорией   Вико взгляд на мифологию деятелей фран-
    цузского  Просвещения,  рассматривавших мифологию  как продукт неве-
    жества  и  обмана,  как  суеверие (Б.Фонтенель,  Вольтер,  Д.Дидро,
    Ш.Монтескье  и др.), был шаг назад.
     Переходную  ступень  от  просветительского   взгляда на мифологию к
    романтическому  представляют   исследования   немецкого    философа
    И.Г.Гердера.  Мифология  интересует его  как часть созданных народом
    богатств, народной мудрости, отражение его  мировоззрения и отноше-
    ние  к различным явлениям.  Он рассматривает мифы разных народов, в
    том  числе и первобытных,  мифы  привлекают его своей  поэтичностью,
    национальным  своеобразием.
 
 
                6.  Специфика мифологического мышления. 
 

     Центральными  проблемами важнейших последующих исследований запад-
    ных  ученых в области изучения  мифологии как исторического  типа ми-
    ровоззрения  становятся  не столько вопросы  о функциональном значе-
    нии  мифологии,  ее соотношении с  религией и т.д., сколько проблемы
    специфики  мифологического  мышления.  Во  всяком случае,  именно в
    этой  области было высказано более  всего существенно новых идей.
     Французский  ученый  Леви-Брюль в своих  работах 30-х гг.  о перво-
    бытном  мышлении,  построенных на этнографическом материале народов
    Африки, Австралии и Океании, показал  специфику первобытного мышле-
    ния  и его качественное отличие  от научного  мышления.  Первобытное
    мышление  он считал "дологическим" (но  не алогическим).  Леви-Брюль
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.