На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Критерии оценки уровня коммуникативной продуктивности психолога-консультанта

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 31.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
     УО  «Витебский государственный университет  имени П.М. Машерова»
     Факультет социальной педагогики и психологии
     Кафедра прикладной  психологии 
 
 
 

     КРИТЕРИИ  ОЦЕНКИ УРОВНЯ ПРОДУКТИВНОСТИ КОММУНИКАТИВНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬТАНТА 

     КУРСОВАЯ  РАБОТА 
 
 

                                                                                     Выполнила  студентка 4 курса
       43группы, дневного отделения
                                                                                     Хахель Кристина Леонидовна
                                                  

                                                                                                  Научный руководитель:
                                                                                                       старший преподаватель
                                   Виноградова Светлана Александровна 
 
 
 
 

                                   Витебск 2009 

     Содержание 

       ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3 

     ГЛАВА  I. АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ПОДХОДОВ К ИССЛЕДОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬТАНТА.………………………………………………………………..5
     1. 1 Подходы к проблеме психологии общения …………….…………...5
     1.2 Особенности профессиональной деятельности  психолога-консультанта. Теоретический  анализ модели идеального психолога- консультанта…………………………………………………………………..…..7
     ВЫВОДЫ  ………………………………………………………….……...14 

     ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КРИТЕРИЕВ  ОЦЕНКИ УРОВНЯ ПРОДУКТИВНОСТИ КОММУНИКАТИВНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬТАНТА…………………..……15
     2.1 Изучение критериев оценки уровня продуктивности коммуникативной деятельности психолога- консультанта……..……………15
     2.2 Результаты эмпирического исследования  критериев оценки уровня продуктивности  коммуникативной деятельности психолога-  консультанта…………………………………………………………………..…23
     ВЫВОДЫ …………………………………………………………………24 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ  …………………………………………………………..26 

     СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………….28 

     ПРИЛОЖЕНИЕ  …………………………………………………..………30 
 
 

ВВЕДЕНИЕ
     В связи с расширением сферы  услуг в области практической психологии актуальной является проблема качества профессиональной подготовки практического психолога. Работа посвящена профессиональной деятельности психолога-консультанта, изучению его коммуникативных способностей, поскольку именно процессы коммуникации, общения являются ведущими и во многом определяют успешность психологической консультативной деятельности.
     Практика  сегодняшнего дня такова, что существует множество научных психологических  изданий, в которых исследуются  личностные особенности психолога-консультанта, критерии эффективности практической работы психодиагноста, рассматриваются проблемы эффективности психологической коррекции, а также консультативной работы практического психолога (Г. С. Абрамова, Ю. Б. Алешина, Р. С. Немов, Е. И. Рогов и др.).  Однако остается нераскрытым вопрос определения критериев оценки уровня продуктивности коммуникативной деятельности психолога-консультанта. Актуальность темы нашего исследования также определяется тем, что критерий дает возможность регулирования, в данном случае коррекции и развития уровня коммуникативных способностей как у студентов психологического факультета, так и у работающих психологов. Критерии оценки коммуникативной деятельности позволяют облегчить и сделать более точным отбор абитуриентов на факультет психологии.
     Исходя из вышеизложенного целью курсовой работы является изучение критериев оценки уровня продуктивности коммуникативной деятельности психолога-консультанта.
     Задачи  исследования:
    Изучить литературу по теме исследования.
    Теоретически изучить и обобщить подходы к проблеме психологии общения.
    Рассмотреть особенности профессиональной деятельности психолога- консультанта.
    Рассмотреть качества, необходимые для ведения успешной коммуникации.
    Теоретически изучить, обобщить и обосновать перечень возможных критериев оценки продуктивности коммуникативной деятельности психолога-консультанта.
     В качестве объекта исследования выступает профессиональная коммуникативная деятельность психолога-консультанта.
     Предметом исследования являются критерии оценки продуктивности коммуникативной деятельности психолога-консультанта.
     На  основе поставленной цели была выдвинута  следующая гипотеза: ведущими критериями оценки уровня продуктивности коммуникативной деятельности психолога-консультанта являются умение активно слушать и эмпатийность.
     Методология исследования:
    Теоретический анализ литературных источников.
    Методы опроса (анкетирование).
    Метод количественного и качественного анализа.
 
     Структура работы. Работа состоит из введения, двух  глав, заключения, списка использованных источников (22 наименования),  трех приложений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ГЛАВА  I. АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ПОДХОДОВ К ИССЛЕДОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬТАНТА 

     1. 1 Подходы к проблеме  психологии общения
     Жизнь человека в группе и обществе невозможно представить без общения. 
Проблему психологии общения разрабатывали выдающиеся психологи 
Л.С.Выготский, В.Н.Мясищев, Б.Г.Ананьев и др. Так, с точки зрения 
Л.С.Выготского, одного из основоположников советской психологии, в процессе индивидуального развития первичны такие формы человеческого общения, как взаимодействие двух индивидов, отношения диалога, спора и т.д. [1, с. 78].

     Существуют  различные теории общения и среди  них – теория Зигмунда Фрейда, основанная на убеждении, что в процессе взаимодействия людей воспроизводится их детский опыт. Согласно Фрейду, в различных жизненных ситуациях мы применяем понятия, усвоенные в раннем детстве. Гарольд Гарфинкель считает, что общение регулируется правилами взаимодействия между людьми. Определенные стереотипы воздействуют на людей независимо от того, какое значение они им придают [2, с. 134].
     Множество теорий обуславливается многообразием  человеческого общения и многообразием  подходов к проблеме психологии общения.
     Чтобы разобраться в механизме акта коммуникации, его разбивают на составляющие компоненты и анализируют каждый в отдельности.
     Вспомним  Аристотеля, его представления о  коммуникации можно представить  в виде схемы: ОРАТОР-РЕЧЬ-АУДИТОРИЯ (СЛУШАТЕЛЬ).
     И эта триада, правда, в несколько  ином звучании, - «коммуникатор  - сообщение -  коммуникант», - присутствует во всех последующих моделях коммуникации, составляя их ядро.
     Модель  коммуникации была предложена в 30-е год Г.Лассуэлом, который выделил пять наиболее значимых компонентов процесса коммуникации:
    Кто говорит?
    Что сообщает?
    Кому?
    По какому каналу?
    С каким эффектом? [3, с. 32].
     Понятие коммуникация происходит от латинского «communicatio, communico» - делаю общим, связываюсь, общаюсь. Таким образом, коммуникация - передача информации по каналу связи. Общение - это процесс обмена информацией как в речевой форме (вербально), так и невербально, т.е. посредством мимики, контакта глаз, непроизвольных жестов. Общение выступает как один из видов коммуникации.
     Учитывая  сложность общения, необходимо обозначить его структуру. В отечественной социальной психологии структура общения характеризуется путем выделения в нем трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной.
     Коммуникативная сторона общения связана с обменом информацией, обогащением друг друга за счет накопления каждым запаса знаний. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, то есть в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями. Здесь проявляется их способность сотрудничать, помогать друг другу, координировать свои действия, согласовывать их. Перцептивная сторона общения характеризует процесс восприятия людьми других людей, процесс познания их индивидуальных свойств и качеств.
     Коммуникативная, интерактивная и перцептивная стороны  общения в их единстве определяют его содержание, формы и роль в жизнедеятельности людей, а также в процессе психологической консультации.
     Выделим три  функции общения:
    Познавательная;
    Коммуникативная;
    Регулятивная (управленческая).
     Уже Аристотелем были сформулированы 3 составляющие эффективного общения:
     1. Факты: логическое обоснование.
     2. Чувства: эмоции и переживания  (личностный смысл).
     3. Этос: любовь, доверие, признание  (ваше умение взаимодействовать).
     Таким образом, именно эффективное общение  во многом определяет продуктивность как коммуникативной деятельности, так и всего консультативного процесса. 

     1.2 Особенности профессиональной  деятельности 
     психолога-консультанта.
     Теоретический анализ модели идеального психолога- консультанта
     Проблеме  изучения особенностей профессиональной деятельности психолога- консультанта и портрету «идеального» психолога посвящено большое количество исследований (Ю. Б. Алешина, Г. С. Абрамова, Р. Кочюнас, Р. Мэй, Р. С. Немов, К. Роджерс, Н. А. Аминов, М. В. Молоканов, Е. Э. Смирнова).
     Так, необходимо определить личностные особенности специалиста, которые обеспечивают успешность его профессиональной деятельности. Необходимость обсуждения этого вопроса связана, прежде всего, на наш взгляд, с тем, что работа психолога-консультанта очень специфична своим предметом - индивидуальностью человека.
     Специфичность проявляется и в том, что сам  психолог тоже выступает как индивидуальность. В этом смысле возникает множество  проблем, связанных с социальным статусом профессии психолога-консультанта, например, проблема критериев эффективности его работы, уровня его квалификации, в конечном счете, проблемы подготовки психологов-консультантов.
     Важной  особенностью психологического моделирования  личности является учет основных факторов, оказывающих формирующее влияние на коммуникативную компетентность личности психолога - характер деятельности, система отношений с другими людьми и прочее (Г.Е. Леевик).
     При построении модели специалиста метод  моделирования широко использовался  в социологии.
     Е. Э. Смирнова модель специалиста раскрывает обобщенно «в виде образца специалиста, которого высшая школа должна выпустить из своих стен» [5, с. 52].
     Хотя  исследований в этой области много, однако, единого ответа о свойствах  личности, способствующих эффективной  работе консультанта, к сожалению, нет.
     Определение критериев оценки продуктивности уровня коммуникативной деятельности психолога-консультанта позволяет представить желательные  коммуникативные качества профессионала  для эффективного осуществления  стоящих перед ним практических задач.
     Осуществляется  изучение связи и влияние определенного  качества (коммуникативная компетентность) на эффективность деятельности профессионала, что дает возможность расценивать  составляющие изучаемого качества как  желательные или нежелательные  для психолога-консультанта, т.е. способствующие или препятствующие оптимальному уровню функционирования коммуникативной компетентности у специалиста, и таким образом входящие или не входящие в модель коммуникативной компетентности эффективного профессионала.
     Несомненно, что коммуникативная компетентность психолога-консультанта находится в прямой зависимости от личностных качеств специалиста, личность психолога оказывает влияние на выбор стиля и способов воздействия.
     Качества, необходимые психологу-консультанту, условно можно разделить на 3 сферы:
     1. Коммуникативная сфера.
     2. Эмоционально-волевая сфера.
     3. Познавательная сфера.
     Перейдем  к рассмотрению качеств, составляющих эти сферы.
     1. Коммуникативная  сфера.
     Эта сфера является основной, так как  психологу-консультанту постоянно приходится иметь коммуникативные связи с другими людьми (клиентами) и умение устанавливать и поддерживать контакт является необходимым для подобного специалиста.
     Необходимой базой для развития этой сферы  является такое качество, как потребность в общении с другими людьми. То есть изначальное желание быть включенным в межличностное общение, ориентация на совместную деятельность. 
Известно, что общительность обеспечивает успех в профессиях, главной особенностью которых является межличностный контакт.

     Однако  в исследовании М. Р. Битяновой, также как и исследовании Е. И. Рогова, указывается на нежелательность аффектотимии (высокая общительность), так как личность с высокими оценками по данному фактору подвержена аффективным переживаниям, характеризуется сильными колебаниями настроения в течение дня. Излишнюю общительность Е.И. Рогов относит к деформированности личности, вызванной спецификой профессиональной деятельности.
     Следующее важное качество - способность к  эмпатии. В качестве особых форм эмпатии выделяют: сопереживание - переживание субъектом тех же эмоциональных состояний, которые испытывает другой человек, через чувствование и отождествление с ним; сочувствие - переживание субъектом тех же эмоциональных состояний по поводу чувств другого, способность понимать аффективные ориентации; когнитивную эмпатию, базирующуюся на интеллектуальных процессах (сравнение, аналогия и анализ); предикативную эмпатию, проявляющуюся как способность человека предсказывать аффективные реакции другого; эмпатия как социальный инсайт, субъект как бы реконструирует внутренний мир другого человека; эмпатия может рассматриваться как эмоциональное состояние, возникающее при виде переживаний другого [6, с. 61].
     Второй  уровень коммуникаций, который также  необходимо учитывать специалисту, работающему с людьми - это невербальные коммуникации.
     Умение  наблюдать порождает профессиональное важное качество психолога- консультанта -  наблюдательность. Это элемент  сложной системы и имеет многообразные  многоуровневые связи с различными сторонами психической жизни человека. Специфическая особенность наблюдательности в профессиях типа 
«человек-человек» состоит в том, что:

     1) нужно во внешнем поведении  или в самой внешности человека  увидеть его внутренние, психические  состояния или свойства;
     2) необходимо дифференцировать признаки;
     3) связывать с интересом именно  к человеку как объекту наблюдения;
     4) содержание деятельности в этих  профессиях предполагает взаимодействие  людей.
     2. Эмоционально-волевая  сфера.
     В эту группу входят такие качества, как:
    Саморегуляция - способность контролировать свои чувства, поведение.
    Ответственность - умение отвечать за свои поступки.
     В экспериментальном исследовании личностных особенностей практических психологов  Е. Э. Смирновой эмпирически было показано, что специалисты, характеризующиеся более высокой ответственностью, выполняют работу на более высоком профессиональном уровне [5, с. 49].
     Кроме того, было указано на то, что при  отсутствии того или иного профессионально  необходимого качества наблюдается  стремление специалиста заменить его такими нравственными качествами, как ответственность за свою работу, повышенное чувство долга.
     Таким образом, ответственность выполняет  компенсаторную функцию по отношению  к недостающим качествам, однако такие черты как эмоциональная неустойчивость и высокая тревожность не могут полностью компенсироваться высоким уровнем ответственности.
     Некоторыми  исследователями подчеркивается необходимость  развития у психолога-консультанта для обеспечения эффективности  профессиональной деятельности (в частности коммуникативной) таких качеств как эмоциональная устойчивость, терпимость, стрессоустойчивость, аттракция, эмоциональная заразительность (М. В. Молоканов, И. М. Юсупов, Е. Э. Смирнова).
    уверенность в себе.
     У  психолога-консультанта является наиболее приемлемой адекватная самооценка, быть может немного завышенная, но никак не крайность - слишком высокая, так как это также может помешать установлению контактов;
    эмоциональный контроль, стабильность;
    критические способности к себе, которые будут способствовать дальнейшему личностному росту.
     3. Познавательная, когнитивная  сфера.
    здравый смысл.
    живой, ищущий ум.
    гибкость ума, способность заниматься несколькими проблемами одновременно.
    внимание к деталям.
    креативность – способность к творческому решению задач.
     Поскольку личность во многом определяет уровень  продуктивности коммуникативной деятельности, помимо желательных и необходимых  личностных качеств, некоторые исследователи  выделяют ряд отрицательных качеств, препятствующих психологу-консультанту эффективному выполнению профессиональной деятельности (Н. А Аминов, М. В. Молоканов, Е. Э. Смирнова, Ю. В. Емельянов).
     К отрицательным качествам психолога-консультанта относят такие личностные особенности  как предрасположенность к синдрому эмоционального сгорания, высокий уровень тревожности, застенчивость.
     Как субъект психодиагностической деятельности, которая является составляющей частью работы психолога-консультанта (помимо профессиональных качеств), психолог, по мнению А. Ф. Ануфриева [10, с. 77] должен обладать такими качествами:
    общительность, эмпатия, доброжелательность по отношению к обследуемому;
    высокая общая культура, выражающаяся не только в профессиональной эрудиции, но и в наличии широкого круга интересов;
    тактичность и деликатность в вопросах, связанных с интимными сторонами жизни;
    терпимость к чужому мнению и оценкам, выражающаяся в умении выслушать, понять и успокоить клиента;
    свободное владение речью;
    критичность и гибкость мышления (10, с. 87).
     Карл  Роджерс выделил четыре качества, которые необходимы для успешного и развивающего общения психолога с клиентом, их можно предложить в качестве критериев оценки продуктивности коммуникативной деятельности психолога-консультанта. Перечислим эти качества:
    1. Конгруэнтность.
    2. Принятие себя.
    3. Принятие других.
    4. Эмпатическое понимание.
     Профессия психолога предполагает консультативное, терапевтическое общение с клиентами, которые имеют разнообразные  социальные, биологические и психологические  факторы, что предполагает желательное  наличие у психолога-консультанта такого качества как гибкость. Это способность менять тактику общения, изменяться в соответствии с меняющимися условиями, умение найти подход к клиенту с точки зрения его опыта, представлений о процессе психологического консультирования.
     Опишем  представления Р. Кочюнаса о модели эффективного психолога- консультанта, он выделяет наличие следующих качеств:
    аутентичность (полное осознание настоящего момента, выбор способа жизни в данный момент, принятие ответственности за свой выбор)
    открытость собственному опыту (как искренность в восприятии собственных чувств, но не откровенность перед другими людьми)
    развитие самопознания (чем больше консультанта знает о себе, тем лучше поймет своих клиентов, и наоборот – чем больше консультант познает своих клиентов, тем глубже понимает себя)
    сила личности и идентичность (консультант должен знать, кто он таков, кем может стать, чего хочет от жизни, что для него важно по существу. Консультанту не следует быть простым отражением надежд других людей, он должен действовать, руководствуясь собственной внутренней позицией)
    толерантность к неопределенности (так как многие люди неуютно чувствуют себя в ситуациях, в которых недостает структуры, ясности, определенности. Именно такие ситуации являются спутниками консультирования)
    принятие личной ответственности (понимание своей ответственности позволяет свободно и сознательно осуществлять выбор в любой момент консультирования)
    глубина отношений с другими людьми (способность оценивать людей без осуждения, уметь свободно выражать свои чувства)
    постановка реалистичных целей (важно понимать ограниченность своих возможностей)
    эмпатия
     В работе Р. Кочюнаса «Основы психологического консультирования» перечислены  три постулата, которые можно  выделить как факторы продуктивной деятельности психолога-консультанта:
     1. личная зрелость консультанта - успешно  решает свои проблемы, терпим, откровенен, искренен к себе.
     2. социальная зрелость консультанта - терпим, откровенен, искренен по  отношению к другим.
     3. зрелость консультанта (11, c. 32).
     Г. С. Абрамова в своей работе «Практическая психология» говорит о необходимости учитывать теоретические посылки психолога-консультанта, влияющие на его профессиональные цели и задачи; отношение психолога к его профессии и его представление о своих профессиональных качествах; профессиональные возможности психолога-консультанта, направленные на использование своих индивидуальных качеств для оптимизации коррекционного воздействия.
     ВЫВОДЫ
     Резюмируя выше сказанное, можно выделить ряд  качеств, которые могут составить модель эффективного психолога-консультанта, которые нуждаются в эмпирической проверке:
     Эмоционально-волевая сфера: саморегуляция, эмоциональная устойчивость, стрессоустойчивость, артистичность, признание своих ошибок, уверенность в себе, самоуважение, склонность к доминированию, обаяние, доброжелательность, внутренний локус контроля, позитивный настрой.
     Коммуникативная сфера: умение управлять, руководить, заинтересованность в общении, этическая жизнь, приятная внешность, эмпатийность, тактичность, рефлексия, личная ответственность, способность к поддержанию хороших личных отношений, безоценочность, внимательность, открытость переживанию, умение активно слушать, умение понятно говорить.
     Познавательная  сфера: понимать последствия своего влияния, самообразование, понимание себя, увлеченность профессией, владение теорией, практика с супервизором, работоспособность, спонтанность, рациональность, альтруизм, креативность, внимание к деталям, творческие способности, высокая физическая активность, профессионализм, интеллектуальность, гибкость (как способность делать одновременно разные дела), здравый смысл.
     Из  вышеперечисленных качеств и  складывается коммуникативная деятельность психолога-консультанта, его компетентность, которая в свою очередь требует  постоянного развития, совершенствования и коррекции.
     Подводя итог нашему теоретическому исследованию, можно сказать, что наличие перечисленных  качеств личности влияет на эффективность  консультативного процесса, целью которого является культурно-продуктивная личность, обладающая чувством перспективы, действующая осознанно, способная разрабатывать различные стратегии своего поведения и способная анализировать ситуацию с различных точек зрения. 
 

     ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КРИТЕРИЕВ ОЦЕНКИ ПРОДУКТИВНОСТИ УРОВНЯ КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬТАНТА 

     2.1  Изучение критериев  оценки уровня  продуктивности коммуникативной  деятельности психолога-  консультанта
     Для достижения цели курсовой работы (изучение критериев оценки уровня продуктивности коммуникативной деятельности психолога-консультанта) нами было проведено экспериментальное  исследование, которое проходило  в ряд этапов.
     На  первом этапе проводилось изучение и теоретический анализ разрабатываемой проблемы в психолого-педагогической литературе.
     На  втором этапе проводился поиск методологии  исследования.
     На  третьем этапе была определена выборка  испытуемых.
     Таким образом, исследование проводилось  среди студентов-психологов четвертого (25 респондентов) и первого курса (25 человек) кафедры прикладной психологии УО «Витебский государственный университет имени П. М. Машерова».
     На  четвертом этапе проводилось  исследование.  Исследование проводилось  в УО «Витебский государственный университет имени П. М. Машерова». В качестве респондентов выступали студенты четвертого и первого курса – 50 испытуемых.  Для сбора данных применялся метод опроса (анкетирование).
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.