На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Оценка инвестиционной привлекательности предприятия

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 31.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 22. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  образования и науки РФ
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Всероссийский заочный финансово-экономический  институт
Филиал  в г. Туле 
 
 
 

КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Финансовый менеджмент»
на тему «Оценка инвестиционной привлекательности  предприятия»
(тема 4, вариант 4)
 
 
                                                                       Выполнила: студентка 5 курса
                                                                           факультет Финансово-кредитный
                                                                           специальность Финансы и кредит
                                                    специализация ГМФ
                                            

                                      Проверил:  
 
 
 
 
 

Тула  – 2010
СОДЕРЖАНИЕ
Введение.…………………………………………………………………………..4
    Глава 1. Теоретические основы инвестиционной привлекательности предприятия……………………………………………………………………….6
1.1. Сущность и понятие инвестиционной привлекательности предприятия...6
1.2. Факторы, влияющие на инвестиционную привлекательность предприятия…………...........................................................................................10
1.3. Методы оценки инвестиционной привлекательности……………………13
    Глава 2. Анализ финансовых направлений инвестиционной привлекательности ООО «Персона»…………………………………………...29
2.1. Общая  характеристика финансового состояния  предприятия…………...29
2.2. Анализ  привлекательности предприятия на основе оценки финансовых показателей………………………………………………………………………33
2.3. Комплексная  оценка инвестиционной привлекательности  ООО «Персона»………………………………………………………………………...40  
Заключение……………………………………………………………………….46
Приложение………………………………………………………………………47
Расчетная часть (вариант 4)……………………………………………………..50
Список  использованной литературы…………………………………………...56 
 

  
 

            

 
 
ВВЕДЕНИЕ
    Успешная  деятельность, результаты работы и  долгосрочная жизнеспособность любого предприятия зависят от непрерывной последовательности разумных решений управляющих. Каждое из этих решений в конечном итоге имеет экономические последствия на деятельность предприятия. В сущности, процесс управления любым предприятием – это серия экономических решений.
    Некоторые решения являются главными, такие, как инвестиции в новое оборудование, заем больших сумм или производство новой продукции. Большинство других решений является частью каждодневного процесса управления всеми подразделениями предприятия. Общим для всех решений является базовый принцип «экономического компромисса», согласно которому перед каждым решением управляющий должен взвешивать получаемые выгоды и издержки.
    Одной из важнейших сфер деятельности любой  фирмы являются инвестиционные операции, т. е. операции, связанные с вложение денежных средств в реализацию проектов, которые будут обеспечивать получение фирмой выгод в течение достаточно длительного периода времени.
    Предпринимательская деятельность – это изготовление продукции или оказание услуг, направленные на получение прибыли. Для достижения более эффективных условий ведения предпринимательской деятельности необходимо постоянное осуществление новых проектов и идей.
    Правильная  оценка инвестиционной привлекательности  предприятия дает возможность предприятию  получать стабильные доходы, принимать обоснованные решения.
    Экономическая оценка любого инвестиционного проекта  должна обязательно учитывать особенности  функционирования рынка, в частности  подвижность многих характеризующих  проект параметров, неопределенность достижения конечного результата, субъективность интересов различных участников проекта и, как следствие, множественность критериев его оценки.
    Цель  курсовой работы: исследование методов оценки инвестиционной привлекательности предприятия.
    Задачи  курсовой работы:
    рассмотреть понятие инвестиционной привлекательности предприятия
    изучить особенности оценки финансовой привлекательности предприятия
    исследовать финансовые направления повышения инвестиционной привлекательности предприятия
    провести комплексную оценку инвестиционной привлекательности предприятия на примере ООО «Персона».
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ  ПРЕДПРИЯТИЯ
      СУЩНОСТЬ И ПОНЯТИЕ
ИНВЕСТИЦИОННОЙ  ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
    Инвестиционная  деятельность – вложения средств (инвестирование) и осуществление практических действий с целью получения дохода или достижения иного полезного эффекта – в той или иной степени присуща любому предприятию. [1]
    При большом выборе видов инвестиций предприятие постоянно сталкивается с задачей выбора инвестиционного решения. Принятие инвестиционного решения невозможно без учета следующих факторов: вид инвестиции, стоимость инвестиционного проекта, множественность доступных проектов, ограниченность финансовых ресурсов, доступных для инвестирования, риск, связанный с принятием того или иного решения и др.
    Для определения максимальной эффективности  инвестиционного решения используется понятие инвестиционной привлекательности  предприятия.
    Чаще всего термин «инвестиционная привлекательность» используют для оценки целесообразности вложений в тот или иной объект, выбора альтернативных вариантов и определения эффективности размещения ресурсов, т.е. инвестиционная привлекательность предприятия – это целесообразность вложения в него временно свободных денежных средств.
    Таким образом, инвестиционная привлекательность характеризуется состоянием предприятия, его дальнейшего развития, перспектив доходности и роста.
     Основным  источником информации для определения  инвестиционной привлекательности предприятия является его бухгалтерская (финансовая) отчетность за два последних календарных года и последний отчетный период. 

     Инвестиционная  привлекательность предприятия  включает в себя: [3, c. 461-465]
    Общая характеристика технической базы предприятия – характер технологии; наличие современного оборудования, складского хозяйства, собственного транспорта; географическое положение, приближенность к транспортным коммуникациям.
    Характеристика технической базы предприятия – состояние технологии, стоимость основных фондов, коэффициент физического и морального износа основных фондов.
    Номенклатура продукции, которая выпускается.
    Производственная мощность – максимально возможный выпуск продукции за единицу времени. Производственная мощность характеризует работу основных фондов в таких условиях, при которых можно полностью использовать потенциальные возможности, заложенные в средствах труда.
    Место предприятия в отрасли, на рынке, уровень его монопольности.
    Характеристика системы управления (организационная структура предприятия). Крупные предприятия, специализирующиеся на производстве сложных, трудоемких видов продукции, состоят, как правило, из десятков цехов, лабораторий, отделов. Для координации их деятельности создается иерархическая структура управления.
Известны следующие структуры управления предприятиями:
    Линейная – наиболее упрощенная система, предусматривающая единоначалие
    Линейно-штабная – используется на средних по масштабам предприятиях, а также на крупных – в управлении цехами и отделами
    Функциональная – руководитель предприятия передает часть своих полномочий функциональным заместителям или руководителям функциональных отделов
    Матричная – состоит в том, что на предприятии назначается лицо, ответственное, допустим, за освоение производства нового изделия, которому передаются полномочия директора по организации освоения изделия.
    Смешанная – это простое сочетание перечисленных четырех форм  (в нижнем звене – на уровне бригады – действует линейная, в среднем – на уровне цеха или отдела – линейно-штабная, в высшем – на уровне предприятия – функциональная и частично матричная формы управления), однако чаще встречаются синтез различных форм, действующих слитно на всех уровнях хозяйственной иерархии.
    Уставной фонд, собственники предприятия. Уставной фонд представляет собой суммы вкладов учредителей хозяйствующего субъекта для обеспечения его жизнедеятельности. Величина уставного фонда соответствует сумме, зафиксированной в учредительных документах, и является неизменной.
    Структуру затрат на производство. Затраты производства – это совокупность затрат материальных средств и необходимого труда, которые показывают сколько стоит производство продукции на данном предприятии. Величина этих расходов определяет денежное выражение затрат, связанных с использованием сырья, топлива, энергии и т. д.
     От  их размера зависит минимальная  цена продукции, в то время как  максимальная цена определяется спросом. Структура различается по отраслям промышленности и производства.
      Объем прибыли и направлений ее использования. Прибыль (убыток) представляет собой конечный финансовый результат хозяйствования предприятия и определяется как разница между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) без налога на добавленную стоимость и акцизами и затратами на производство и реализацию, включаемыми в себестоимость продукции (работ, услуг).
     Определение прибыли связано с получением валового дохода предприятия от реализации своей продукции (работ, услуг) по ценам, складывающимся на основе спроса и предложения. В этом случае валовой доход предприятия - выручка от реализации продукции (работ, услуг) за вычетом материальных затрат и представляет собой денежную форму чистой продукции предприятия, включая в себя оплату труда и прибыль.
     В условиях рыночных отношений предприятие  должно стремиться если не к получению максимальной прибыли, то, по крайней мере, такому объёму прибыли, который бы позволил предприятию не только прочно удерживать свои позиции  на рынке сбыта своих товаров и услуг, но и обеспечивать динамическое развитие его производства в условиях конкуренции. Для этого необходимо знание источников формирования прибыли и методов по лучшему их использованию.
     В условиях рыночных отношений, как свидетельствует  мировая практика, имеется три основных источника получения прибыли:
    получение прибыли за счет монопольного положения предприятия по выпуску той или иной продукции или уникальности продукта
    второй источник связан непосредственно с производственной и предпринимательской деятельностью
    третий источник связан с инновационной деятельностью предприятия
    Оценку финансового состояния предприятия.
     Финансовое  состояние – это совокупность показателей, отражающих наличие, размещение и использование финансовых ресурсов. Анализ финансового состояния показывает, по каким конкретным направлением надо вести эту работу, дает возможность выявить наиболее важные аспекты и наиболее слабые позиции в финансовом состоянии предприятия. 
 
 

1.2. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ИНВЕСТИЦИОННУЮ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ
    Инвестиционная  привлекательность предприятия  зависит от многих факторов, среди которых можно отметить следующие: финансовое положение, риск, эффективность развития производства,  дивидендная политика, информация о деятельности и т.д. [4, c. 348-352]
Все факторы, влияющие на инвестиционную привлекательность предприятия, можно разделить  на две группы: внешние и внутренние. Они формируют системы внешних и внутренних рисков инвестиционного проекта, имеющие особое значение для решения данной задачи.  Рассмотрим основные факторы, которые следует учитывать при оценке инвестиционной  привлекательности предприятия:
Отраслевая  принадлежность. Общеизвестно, что конкурентоспособность  продукции на рынке в немалой степени зависит от репутации соответствующей отрасли,  страны на мировом  рынке. При конкуренции предприятию отрасли, успешно работающей на рынке, преимущество  обеспечивается тем, что, как правило, само предприятие ассоциируется со всеми  предприятиями страны, входящими в данную отрасль. Нечто похожее происходит и с предприятиями страны, входящими в отрасль, чья продукция
не пользуется высокой репутацией. Вряд ли рынок положительно отреагирует на новый продукт от ранее неизвестного  предприятия, даже если он высокого качества. Должно пройти немало лет, чтобы этот факт  нашел признание. Но доживет ли до этого времени предприятие, занявшее деньги на реализацию сложного инвестиционного проекта?
Владельцы  предприятия. Характер владения, то есть, кому принадлежит контрольный пакет акций и крупные пакеты, имеет существенное значение не только для текущей деятельности  предприятия, но и для его успешного развития. В зависимости от характера владения  должна строиться система управления предприятием. Важным аспектом является также репутация владельцев  в обществе и на рынке. Негативная информация может оказать плохое влияние на успех реализации проекта.
Производственный  потенциал. Состояние производственного потенциала предприятия оказывает прямое влияние на его инвестиционную привлекательность, но практически не учитывается  инвесторами и кредиторами. Чаще принято оценивать финансовое состояние или говорить об  имеющемся капитале предприятия и эффективности управления им. Но следует иметь в виду, что на  самом деле капитал работает лишь после перехода в производственную форму, становясь структурой производственного потенциала. Таким образом, капитал превращается  в основные фонды, оборотные средства и нематериальные активы. Можно получить  количественную оценку величины капитала в денежной форме, содержащуюся в  перечисленных выше составляющих производственного потенциала для любого предприятия.  Но есть и другая  часть, которую выразить в денежной форме достоверно невозможно. В эту часть производственного потенциала входят: кадровая составляющая, уровень организации труда и уровень  организации производства. Но данная часть не поддается строгой количественной оценке. Без нее производственного потенциала предприятия практически не существует, поскольку  основные фонды и нематериальные активы сами по себе работать не могут.
Менеджмент  предприятия. При анализе менеджмента изучается макро-уровень управления предприятием от качества разработки документов, связанных с управлением и наличием  стратегического менеджмента, до того, насколько совершенна система налогового  планирования предприятия.
Местонахождение.  В российских условиях этот фактор может оказать решающее значение в инвестиционной привлекательности предприятия. Сегодня практически в каждом регионе страны можно  найти предприятие и нередко они являются градообразующими, которые довести до  конкурентоспособного состояния не представляется возможным, а, следовательно, и окупить  инвестиции, вкладываемые в них. Это инвестиционный тупик — мертвая зона для инвестиционных проектов, реализуемых на коммерческой основе.
Отношения  с властью. Инвестору необходимо выяснить, какие отношения сложились с местной властью. Будет ли власть содействовать успеху проекта или возводить препятствия на пути его  реализации.
Инвестиционная  программа. Кредитору и инвестору необходимо знакомиться с документами не только  на кредитуемый или финансируемый инвестиционный проект, но и на всю совокупность инвестиционных проектов предприятия. Анализ подобной программы непростое и деликатное дело, его в каждой конкретной ситуации следует выполнять с учетом реально существующих условий и  интересов сторон — участников инвестиционного проекта. Необходима объективная оценка всех реально существующих рисков. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1.3. МЕТОДЫ ОЦЕНКИ  ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ
    Основываясь на мировой практике, оценка инвестиционной привлекательности предприятия проводится при наличии необходимых данных, таких как: [2, c. 109-112]
    1) движение денежных средств
    2) балансовые ведомости
    3) отчет о прибылях и убытках
    Для европейских и российских фирм главным  показателем инвестиций является срок окупаемости и фондоотдача. У японских компаний все иначе, там главенствующая роль принадлежит стратегической оценке положения на рынке. Для оценки инвестиционной деятельности США используется обычно два показателя: эффективность инвестиций и остаточный доход.
    Что касается этапов, которые используются в процессе принятия инвестиционных решений, то на данный момент выделяют три основных:
    1) размер инвестиций и определение источников финансирования
    2) оценка предполагаемых денежных потоков от реализации инвестиционного проекта
    3) оценка финансового состояния предприятия и шансов его участия в инвестиционной деятельности
    1. Пожалуй, самым важным этапом оценки инвестиционной привлекательности выступает анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия. С его помощью оценивается привлекательность и перспективность данного предприятия с точки зрения возможности мобилизации доступных источников.
    Финансовое  состояние предприятия – это понятие и его характеристики, которые опираются на оценку эффективности размещения средств, наличие необходимой финансовой базы, организация расчетов и устойчивость платежеспособности. Как известно, данные финансовой отчетности служат источником информации для характеристики финансового состояния, эти данные оценивают за четко определенный период.
    Очень широко распространены различные методики, созданные для оценки финансового положения предприятия, которые основаны на анализе системы финансовых коэффициентов. При всем их разнообразии, они должны включать показатели таких направлений оценки финансового состояния предприятия: [5, 79-81]
      показатели ликвидности
      показатели финансовой устойчивости
      показатели деловой активности
      показатели рентабельности
        Ликвидностью предприятия называется его способность быстро продать активы и получить деньги для оплаты своих обязательств.
     О неудовлетворительном состоянии ликвидности  предприятия будет говорить тот  факт, что потребность предприятия  в средствах превышает их реальные поступления. Чтобы определить, достаточно ли у предприятия денег для  погашения его обязательств, необходимо, прежде всего, проанализировать процесс поступления от хозяйственной деятельности и формирования остатка средств после погашения обязательств перед бюджетом и внебюджетными фондами, а также выплаты дивидендов. Анализ ликвидности требует также тщательного анализа структуры кредиторской задолженности предприятия. Необходимо определить, является ли она  "стойкой" (например, долг поставщику, с которым существуют долгосрочные связи) или просроченной, т.е. такой, срок погашения которой минул.
     Анализ  ликвидности осуществляется на основе сравнения объема текущих обязательств с наличием ликвидного средства. Результаты рассчитываются как коэффициенты ликвидности по данным из соответствующей финансовой отчетности. Основные из них есть коэффициенты текущей, быстрой и абсолютной ликвидности. Знаменатель во всех приведенных показателях один и тот же, т.е. срочные неотложные обязательства.
    Коэффициент текущей ликвидности (коэффициент покрытия) показывает, сколько единиц оборотных активов предприятия выпадает на одну единицу текущих обязательств. Этот показатель имеет особенное значение для оценки предприятия покупателями, инвесторами. Нормативное значение коэффициента покрытия – 1. [4, c.470-473]
      

где, текущие  активы – это денежные средства и краткосрочные      финансовые вложения, дебиторская задолженность и прочие оборотные активы, запасы и долгосрочные финансовые вложения
           текущие пассивы – это кредиторская  задолженность и  краткосрочные  кредиты и займы  
    Коэффициент мгновенной (быстрой) ликвидности определяет ту часть обязательств, которая может быть погашена не только за счет денежных средств, но и за счет ожидаемых поступлений за отгруженную продукцию (выполненные работы, предоставленные услуги). Нормативное значение этого показателя 0,6 – 0,8.
    

    Коэффициент абсолютной (полной) ликвидности показывает, какая часть текущих обязательств может быть погашена активами, которые имеют абсолютную ликвидность. Нормативное значение: 1?КАЛ?2.

    Коэффициент соотношения краткосрочной дебиторской и кредиторской задолженности характеризует возможность предприятия рассчитаться с кредиторами за счет дебиторов на протяжении 1 года. Рекомендуемое значение – 1.
    Финансовая устойчивость характеризует степень финансовой независимости предприятия относительно владения своим имуществом и его использование. Степень независимости можно оценивать по разным критериям:
    уровню покрытия материальных оборотных средств (запасов) стабильными источниками финансирования
    платежеспособности предприятия
    доле собственных или стабильных источников в совокупных источниках финансирования
    Платежеспособность  – это способность предприятия покрывать свои краткосрочные обязательства посредством денежных средств и дебиторской задолженности.

где, А1 – наиболее ликвидные активы: денежные средства и краткосрочные финансовые вложения
        А2 – быстро реализуемые активы: дебиторская задолженность и  прочие оборотные активы
        П1 – наиболее срочные обязательства: кредиторская задолженность
        П2 – краткосрочные пассивы:  краткосрочные кредиты и займы
При выполнении данного условия предприятие  считается платежеспособным.
    Финансовая  устойчивость – это степень покрытия запасов и затрат источниками их формирования. Для характеристики степени финансовой устойчивости можно использовать трехкомпонентный вектор финансовой устойчивости:

Если  величина координата положительная, то ей присваивается значение 1, если отрицательная  – 0.

     Анализ  финансовой устойчивости по критерию степени покрытия запасов стабильными источниками финансирования, а также по критерию показателя платежеспособности дает возможность получить полное представление про текущий и ожидаемый уровень финансовой устойчивости.
    Анализ деловой активности предприятия позволяет оценить эффективность основной деятельности предприятия, что характеризуется скоростью оборачиваемости финансовых ресурсов предприятия.
Для анализа  деловой активности используют следующие показатели:
    Коэффициент оборачиваемости  оборотных активов определяет, сколько выручки приходится на единицу оборотных средств или количество оборотов за год: [4, c. 477-479]

     Коэффициент оборачиваемости  запасов характеризует количество оборотов средств, инвестированных в запасы:

    Коэффициент оборачиваемости  дебиторской задолженности показывает во сколько раз выручка превышает дебиторскую задолженность:

    На  данном этапе также рассчитывается период оборота оборотных активов (в днях), который характеризует время от расходования средств для производства продукции до получения денег за ее реализацию:

где, N – период времени, за который проводится анализ (в днях)
Увеличение  оборачиваемости оборотных активов  и сокращение периода их оборота  свидетельствует о росте эффективности  использования оборотных активов.
    Рентабельность – это относительный показатель прибыли, который отражает отношение полученного эффекта (дохода, прибыли) с наличными или использованными ресурсами.
    Рентабельность  активов (капитала) рассчитывается как отношение прибыли к среднегодовой стоимости активов предприятия: [4, c. 481]

где – чистая прибыль от реализации продукции
        – среднегодовая стоимость активов (валюта баланса)
Рентабельность  активов показывает величину чистой прибыли, которая выпадает на единицу активов, нормативное значение – больше 0.
     Регулирование рентабельности капитала сводится к влиянию на рентабельность продукции и оборачиваемость активов. Если рентабельность продукции увеличить невозможно, то, увеличивая оборачиваемость привлеченных ресурсов, увеличивают рентабельность капитала.
    2. В условиях спадов в экономике, характерных для нашей страны, очень важно ориентироваться на предприятия, остающиеся прибыльными в любой сложной экономической ситуации. Такая информация может быть получена на основе динамики прибыли предприятия за определенное количество предшествующих периодов по данным отчетов о прибылях и убытках.
    3. На основе данных этого же отчета определяются соотношения коэффициентов повышения выручки от реализации товаров, услуг и суммарной стоимости активов. Если мы наблюдаем, что коэффициенты роста выручки больше коэффициентов роста активов, то можно смело заявлять о росте эффективности использования ресурсов предприятия. Если, наоборот, стоимость активов повышалась быстрее выручки от реализации, то вывод таков: эффективность использования ресурсов падала.
    4. Крайне весомое значение имеет наличие или отсутствие у предприятия собственных оборотных средств. Величина этих средств определяется как разница между оборотными средствами и краткосрочными обязательствами. Наличие собственных оборотных средств – это важнейший показатель финансовой прочности предприятия и надежности для партнеров.
    5. Анализ номенклатуры выпускаемой продукции вызывает несомненный интерес для инвесторов. Такой анализ рассматривается с точки зрения взаимодействия постоянных и переменных затрат в системе ее себестоимости. Предприятия, на которых очень высокий уровень постоянных затрат в их общей сумме на производство, крайне восприимчивы к малейшим изменениям объема продаж.
    Постоянные  затраты – это такие затраты, сумма которых не изменяется при изменении объема производства. К ним относятся, например: арендная плата за помещение, заработная плата руководителей и т. д.
    В том случае, если объем продаж товаров  падает, постоянные затраты останутся  на прежнем уровне, и в итоге  прибыль упадет еще больше, чем выручка. Переменные затраты изменяются так же, как и объем производства. Таким образом, можно сделать вывод, что бизнес-риск на предприятиях, где больше постоянных затрат, гораздо выше, чем там, где преобладающее значение имеют переменные затраты.
    6. В отчетах предприятия должно быть уделено особое внимание наличию убытков, займам и кредитам, не погашенным в срок, и обязательно просроченной дебиторской и кредиторской задолженности.
    Формирование  на этих принципах информационно-аналитического обеспечения оценки инвестиционной привлекательности предприятия будет способствовать снижению риска и повышению эффективности принимаемых инвестиционно-финансовых решений.
    В ходе оценки инвестиционной привлекательности  предприятия оценивается эффективность инвестиций. [7, c.119-125]
Эффективность инвестиций определяется с помощью  системы методов, которые отражают соотношение связанных с инвестициями затрат и результатов. Методы позволяют судить об экономической привлекательности инвестиционных проектов и экономических преимуществах одного субъекта перед другим.
    Совокупность  методов, применяемых для оценки эффективности инвестиций, можно разбить на две группы: динамические (учитывающие фактор времени) и статические (учетные).

Рис. 1. Классификация методов инвестиционного анализа
    Наиболее  важным из статических методов является “срок окупаемости”, который показывает ликвидность данного проекта. Недостатком  статических методов является отсутствие учета фактора времени.
    Динамические методы, позволяющие учесть фактор времени, отражают наиболее современные подходы к оценке эффективности инвестиций и преобладают в практике крупных и средних предприятий развитых стран. В хозяйственной практике России применение этих методов обусловлено также и высоким уровнем инфляции.
    Динамические  методы часто называют дисконтными, поскольку они базируются на определении современной величины (т.е. на дисконтировании) денежных потоков, связанных с реализацией инвестиционного проекта.
    При этом делаются следующие допущения:
    потоки денежных средств на конец (начало) каждого периода реализации проекта известны
    определена оценка, выраженная в виде процентной ставки (нормы дисконта), в соответствии с которой средства могут быть вложены в данный проект. В качестве такой оценки обычно используются: средняя или предельная стоимость капитала для предприятия; процентные ставки по долгосрочным кредитам; требуемая норма доходности на вложенные средства и др. Существенными факторами, оказывающими влияние на величину оценки, являются инфляция и риск.
Статические методы
    Срок  окупаемости инвестиций (PP) – один из самых простых и широко распространенных методов в мировой практике, не предполагает временной упорядоченности денежных поступлений.
     Он  состоит в вычислении количества лет, необходимых для полного возмещения первоначальных затрат, т.е. определяется момент, когда денежный поток доходов сравняется с суммой денежных потоков затрат. Отбираются проекты с наименьшими сроками окупаемости.
Алгоритм  расчета срока окупаемости (РР) зависит от равномерности распределения прогнозируемых доходов от инвестиции. Если доход распределен по годам равномерно, то срок окупаемости рассчитывается делением единовременных затрат на величину годового дохода, обусловленного ими. При получении дробного числа оно округляется в сторону увеличения до ближайшего целого. Если прибыль распределена неравномерно, то срок окупаемости рассчитывается прямым подсчетом числа лет, в течение которых инвестиция будет погашена кумулятивным1 доходом. Общая формула расчета показателя РР имеет вид:

    Показатель  срока окупаемости инвестиций очень  прост в расчетах, вместе с тем  он имеет ряд недостатков, которые необходимо учитывать в анализе:
    он игнорирует денежные поступления после истечения срока окупаемости проекта
    поскольку этот метод основан на не дисконтированных оценках, он не делает различия между проектами с одинаковой суммой кумулятивных доходов, но различным распределением их по годам. Он не учитывает возможности реинвестирования2 доходов и временную стоимость денег. Поэтому проекты с равными сроками окупаемости, но различной временной структурой доходов признаются равноценными.
В то же время, этот метод позволяет судить о ликвидности  и рискованности  проекта, т.к. длительная окупаемость означает длительную иммобилизацию средств (пониженную ликвидность проекта) и повышенную рискованность проекта.
Существует  ряд ситуаций, при которых применение метода, основанного на расчете срока  окупаемости затрат, может быть целесообразным. В частности, это ситуация, когда руководство предприятия в большей степени озабочено решением проблемы ликвидности, а не рентабельности проекта – главное, чтобы инвестиции окупились как можно скорее. Метод также хорош в ситуации, когда инвестиции сопряжены с высокой степенью риска, поэтому, чем короче срок окупаемости, тем менее рискованным является проект. Метод РР успешно используется для быстрой отбраковки проектов, а также в условиях сильной инфляции, политической нестабильности или при дефиците ликвидных средств: эти обстоятельства ориентируют предприятие на получение максимальных доходов в кратчайшие сроки.
      Метод простой нормы прибыли (ARR)
Суть  метода: средняя за период жизни проекта чистая бухгалтерская прибыль сопоставляется со средними инвестициями (затратами основных и оборотных средств) в проект.

    Достоинства: метод прост для понимания и включает несложные вычисления, благодаря чему может быть использован для быстрой отбраковки проектов.
    Существенными недостатками метода являются:
      игнорируется неденежный (скрытый) характер некоторых видов затрат (типа амортизационных отчислений) и связанную с этим налоговую экономию; не учитываются доходы от прочей реализации, прямо или косвенно касающиеся проекта (доходы от ликвидации старых активов, заменяемых новыми); не рассматривается возможность реинвестирования получаемых доходов и временная стоимость денег
      метод не дает возможности судить о предпочтительности одного из проектов, имеющих одинаковую простую бухгалтерскую норму прибыли, но разные величины средних инвестиций.
Динамические  методы
    Метод чистой  приведенной стоимости (NPV) основан на сопоставлении величины исходной инвестиции (IC) с общей суммой дисконтированных чистых денежных поступлений, генерируемых ею в течение прогнозируемого срока. Поскольку приток денежных средств распределен во времени, он дисконтируется с помощью коэффициента r, устанавливаемого инвестором самостоятельно исходя из ежегодного процента возврата, который он хочет или может иметь на инвестируемый им капитал. 
               Допустим, делается прогноз, что инвестиция (IC) будет генерировать в течение n лет, годовые доходы в размере P1, P2, ..., Рn. Общая накопленная величина дисконтированных доходов (PV) и чистый приведенный эффект (NPV) соответственно рассчитываются по формулам:



Если: NPV>0 – проект следует принять, NPV<0 – проект следует отвергнуть, 
NPV = 0 – проект ни прибыльный, ни убыточный.

    Метод внутренней нормы доходности
Под внутренней доходностью (IRR) понимают значение коэффициента дисконтирования, при котором NPV проекта равен 0: [9, c.12-27]

    Смысл расчета этого коэффициента при  анализе эффективности планируемых  инвестиций заключается в следующем: IRR показывает максимально допустимый относительный уровень расходов, которые могут быть ассоциированы с данным проектом. Например, если проект полностью финансируется за счет ссуды коммерческого банка, то значение IRR показывает верхнюю границу допустимого уровня банковской процентной ставки, превышение которого делает проект убыточным.
    На  практике любое предприятие финансирует  свою деятельность, в том числе  и инвестиционную, из различных источников. В качестве платы за пользование  авансированными в деятельность предприятия финансовыми ресурсами оно уплачивает проценты, дивиденды, вознаграждения и т.п., т.е. несет некоторые обоснованные расходы па поддержание своего экономического потенциала. Показатель, характеризующий относительный уровень этих расходов, можно назвать "ценой" авансированного капитала (CC). Этот показатель отражает сложившийся на предприятии минимум возврата на вложенный в его деятельность капитал, его рентабельность и рассчитывается по формуле средней арифметической взвешенной.
    Экономический смысл этого показателя заключается в следующем: предприятие может принимать любые решения инвестиционного характера, уровень рентабельности которых не ниже текущего значения показателя CC. Именно с ним сравнивается показатель IRR, рассчитанный для конкретного проекта, при этом связь между ними такова.
    По сути IRR характеризует ожидаемую доходность проекта. Если IRR превышает цену капитала, используемого для финансирования проекта, это означает, что после расчетов за пользование капиталом появится излишек, который достается акционерам фирмы. Следовательно, принятие проекта, в котором IRR больше цены капитала, повышает благосостояние акционеров. С другой стороны, если IRR меньше цены капитала, тогда реализация проекта будет убыточной для акционеров. Этим и объясняется полезность применения критерия IRR для оценки инвестиционных проектов.
    Если: IRR>CC – проект следует принять, IRR<CC – проект следует отвергнуть, IRR=CC – проект ни прибыльный, ни убыточный.
    Метод дисконтированного срока окупаемости инвестиции
    Дисконтированный  срок окупаемости представляет собой число периодов (лет), в течение которых будут возмещены вложенные инвестиции. Этот критерий характеризует ликвидность и косвенный риск проекта.
DPP устраняет недостаток статического метода срока окупаемости инвестиций и учитывает стоимость денег во времени, а соответствующая формула для расчета DPP, имеет вид:

Чем меньше срок окупаемости, тем более эффективным  является проект. На практике величину DPP сравнивают с некоторым заданным периодом времени n. Если DDP?n, то проект принимается, иначе его следует отклонить.
    Индекс рентабельности
Этот метод является, по сути, следствием метода чистой приведенной стоимости. Индекс рентабельности (PI) рассчитывается по формуле:

Если  PI>1 – проект следует принять, PI<1 – отвергнуть, PI=1 – проект ни прибыльный, ни убыточный.
В отличие  от чистого приведенного эффекта  индекс рентабельности является относительным показателем. Благодаря этому он очень удобен при выборе одного проекта из ряда альтернативных, имеющих примерно одинаковые значения NPV. либо при комплектовании портфеля инвестиций с максимальным суммарным значением NPV.
    Реалистичность  оценок инвестиционной привлекательности  потенциала объектов инвестиций обеспечивается учетом ожиданий промежуточного потребителя (в рамках технологической цепочки), а также с помощью учета ожиданий конечного потребителя. В качестве последнего следует считать самого инвестора. Его ожидания разумно выявлять методом анкетного опроса. Подобный метод нужен, когда следует оценить ожидания больших групп покупателей, инвестирующих свои свободные средства путем приобретения ценных бумаг. Если число инвесторов незначительно, как правило, при конкурсной продаже собственности, можно применить метод интервьюирования, либо сочетание этих двух методов.
      Показатель  инвестиционной привлекательности  объекта инвестиций рассчитывается по формуле: [12, 241-243]

где Si – показатель инвестиционной привлекательности (стоимости) i-го объекта
       Фi – ресурсы i-го объекта, участвующего в конкурсе
       Н – значение потребительского заказа.
В данном случае роль ключевого параметра  всей системы оценок выполняет потребительский  заказ. От того, в какой мере правильно  он будет сформирован, зависит степень  достоверности рассчитываемых показателей. Потребительский заказ рассматривается, как гипотетическая готовность будущего инвестора вкладывать свободные денежные средства в товарную собственность.
     Предприятия со средней инвестиционной привлекательностью отличаются активной маркетинговой политикой, направленной на эффективное использование имеющегося потенциала. Причем, те предприятия, система управления на которых, ориентирована на рост стоимости, успешно позиционируют себя на рынке, те, на которых не уделяется должного внимания факторам формирования стоимости, теряют свои конкурентные преимущества. Предприятия с инвестиционной привлекательностью ниже среднего характеризуются низкими возможностями приращения капитала, что связано, прежде всего, с неэффективным использованием имеющегося производственного потенциала и рыночных возможностей.
     Предприятия с низкой инвестиционной привлекательностью можно считать непривлекательными, поскольку вложенный капитал не прирастает, а лишь выступает в качестве временного источника поддержания жизнеспособности, не определяя экономического роста предприятия. Для таких предприятий повышение инвестиционной привлекательности возможно лишь за счет качественных изменений в системе управления и производства, в частности в переориентации производственного процесса на удовлетворение потребностей рынка, что позволит повысить имидж предприятий на рынке и сформировать новые, либо развить имеющиеся конкурентные преимущества.
     Потенциального  инвестора, партнера и непосредственно  руководство предприятия интересует не только динамика изменения инвестиционной привлекательности предприятия за прошедший период времени, но и тенденции изменения ее в будущем. Знать тенденцию изменения данного показателя – значит, с одной стороны, быть готовым к затруднениям и принять меры для стабилизации производства или, с другой стороны, использовать момент роста показателя инвестиционной привлекательности для привлечения новых инвесторов, своевременного ввода новейших и усовершенствования устаревших технологий, расширения производства и рынка сбыта, улучшения эффективности работы предприятия в слабых местах и т.д. [13, 114-115]
     Таким образом, во многих методиках оценки инвестиционной привлекательности  предприятия одним из основных факторов оценки и прогнозирования будущего состояния анализируемой организации выступает оценка ее системы управления. Но, ни одна из них в полной мере не покрывает возможное поле факторов, влияющих на инвестиционную привлекательность, определенное на основании теоретической модели фирмы, выбранной для целей настоящего исследования. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ООО «ПЕРСОНА»
2.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА 
ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ
    ООО «Персона» осуществляет свою деятельность на рынке оказания услуг в сфере обучения иностранным языкам и сочетает традиционные основы частного репетиторства и современный менеджмент высокоорганизованных учебных заведений. [10, c. 87-90]
    Предприятие использует совершенно новый подход к организации частного преподавания. Поэтому качество и доступность услуг предприятия, выгодно отличается от таковых, предоставляемых другими репетиторами при практически одинаковой цене на них. По сравнению с аналогичными государственными учреждениями ООО «Персона» имеет преимущество благодаря индивидуальному подходу к клиенту и возможностям финансирования разработки новых методик преподавания. С частными учебными заведениями предприятие может успешно конкурировать по цене.
    В процессе обучения предприятием используется достаточно широкий спектр новых программных продуктов (включая использование материалов сети INTERNET), а также создание новых обучающих программ на базе собственных оригинальных методик преподавания.
    ООО «Персона» предъявляет очень  высокие требования к квалификации преподавателей и учитывает их стаж работы в сфере образовательных услуг. Все преподаватели являются грамотными пользователями ПК.
Перечень  услуг:
    бесплатные консультации, предшествующие занятиям
    информация о вступительных экзаменах и специфике обучения в   ведущих учебных заведениях
    тестирование клиентов для определения базового уровня подготовки
Услуги  по обучению:
      разработка индивидуальных программ обучения с учетом базового уровня подготовки, конечных целей обучения и индивидуальных особенностей усвоения информации клиентами
      использование альтернативных методик, разработанных преподавателями предприятия
      различные формы занятий (лекции, семинары, консультации)
      бесплатная методическая литература на протяжении всего периода обучения
      использование специальных компьютерных программ, позволяющих закрепить полученные навыки и освоить работу с наиболее распространенными программными продуктами
      консультации при самостоятельном изучении материала в рамках учебного курса (во время основного занятия бесплатно, дополнительно – по тарифу, соотнесенному с продолжительностью консультации)
      предоставление возможности обучения за рубежом (это дорогостоящий, однако пользующийся большим спросом, вид услуги, за счет оказания которой предприятие планирует получать высокие доходы – более 40% всех доходов)
Прочие  услуги:
        предоставление специально оборудованного помещения для занятий и для выполнения домашних и прочих самостоятельных работ
        предоставление компьютеров для клиентов (оплата по специальному тарифу)
Таким образом, клиенты ООО «Персона»  получают всю необходимую информацию и глубокие систематизированные  знания, занимаясь в удобное для  них время с высококвалифицированными преподавателями в специально оборудованных помещениях. 

    
Рис. 2. Динамика выручки от реализации ООО «Персона»
    Выручка от реализации предприятия в период с 2006 по 2008 г. имела тенденцию к сокращению.
    

Рис. 3. Динамика себестоимости услуг и прибыли от продаж ООО «Персона» 

    Себестоимость предприятия в течение рассматриваемого периода методично увеличивалась. Та же тенденция характерна и для  прибыли. Рисунок 2 наглядно показывает, что прибыль от реализации значительно  ниже себестоимости оказываемых  предприятием услуг. 
 
 

    Баланс ООО «Персона» по состоянию на 01.01.2008 имеет следующий вид. [см. приложение]
    Таблица 1
Баланс  ООО «Персона»  на 01.01.2008 года, тыс. руб.

Балансовая  стоимость ООО «Персона» равна:
активы  – (долгосрочные обязательства + краткосрочные обязательства)= =16273- 15029=1244 тыс. руб.
Стоимость чистых активов предприятия равна 1244 тыс. руб.
    В целом можно сделать положительные  предварительные выводы о финансовом состоянии предприятия. 
 
 
 
 
 
 

2.2. АНАЛИЗ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ  ПРЕДПРИЯТИЯ 
НА  ОСНОВЕ ОЦЕНКИ ФИНАНСОВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ
Финансовые показатели предприятия приведены в таблице 2.
Таблица 2
Анализ  финансового состояния  ООО «Персона» 

№ п/п Наименование  показателя на  начало 2007 г. на  начало 2008 г.
1 2 3 4
  Коэффициенты  ликвидности    
1. Коэффициент текущей  ликвидности 0,94 0,93
2. Коэффициент быстрой  ликвидности 0,39 0,27
3. Коэффициент абсолютной ликвидности 0,01 0,01
  Коэффициенты  оборачиваемости    
1. Коэффициент оборачиваемости  дебиторской задолженности (ДЗ) 0,33 0,51
2. Период погашения ДЗ, в днях 1091 707
3. Коэффициент оборачиваемости  запасов 0,18 0,19
4. Оборачиваемость запасов, в днях 2000 1895
5. Чистый оборотный  капитал 1058 -1029
  Коэффициенты  структуры баланса    
1 2 3 4
1. Коэффициент концентрации заемного капитала 0,89 0,92
2. Коэффициент автономии 0,11 0,07
  Коэффициенты  рентабельности 0,11  
1. Рентабельность  собственных средств 0,11 0,16
2. Рентабельность  продукции 0,06 0,07
3. Рентабельность  активов 0,01 0,01
  Оценка вероятности  банкротства    
  Z-счет Альтмана 1,28 1,18
 
Пояснения к расчетам:
1)
КТЛ – коэффициент текущей ликвидности
ОА –  оборотные активы
КО –  краткосрочные обязательства
на начало 2007 года:13540/14405=0,94
на начало 2008 года: 14000/15029=0,93
2)
КБЛ – коэффициент быстрой ликвидности
ДС –  денежные средства
КФВ –  краткосрочные финансовые вложения
ДЗ –  дебиторская задолженность
на начало 2007 года: (169+580+4869)/14405=039
на начало 2008 года: (134+469+3416)/15029=0,27
3)
на начало 2007 года: 144/14405=0,01
на начало 2008 года: 134/15029=0,01
4)
– коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности
В –  выручка от реализации
ДЗ –  остатки дебиторской задолженности
на начало 2007 года: 1780/(680+4794)=0,33
на начало 2008 года: 1978/(469+3416)=0,51
5)
ПДЗ – период погашения дебиторской задолженности
N – число дней в периоде
на начало 2007 года: 360/0,33=1091 день
на начало 2008 года: 360/0,51=707 дней
6)
 – коэффициент оборачиваемости  запасов
З –  остатки запасов
на начало 2007 года: 1780/9760=0,18
на начало 2008 года: 1978/9889=0,19
6)
 – оборачиваемость запасов в днях
N – число дней
на начало 2007 года: 360/0,18=2000 дней
на начало 2008 года: 360/0,19=1895 дней
7)
ЧОК – чистый оборотный капитал
ОК –  оборотный капитал
на начало 2007 года: 15463-14405=1058 тыс. руб.
на начало 2008 года: 14000-15029=-1029 тыс. руб.
8)
– коэффициент концентрации заемного капитала
ЗК –  заемный капитал
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.