На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Роль экономических кластеров в формировании и развитии конкурентоспособности регионов РФ

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 31.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 

       ВВЕДЕНИЕ
      Актуальность  создания конкурентоспособных экономических  кластеров внутри страны определяется общими закономерностями глобализации мировой экономики, обусловливающими как формирование новых мирохозяйственных  связей, так и определение конкретного  статуса каждого государства, региона и отдельного предприятия в структуре мировой экономики. Поэтому вопрос о конкурентоспособности России, в целом, и российских регионов, в частности, является достаточно актуальным, как с точки зрения теории, так и практики.
      Кластеризация экономики, усиливающая взаимосвязи  её хозяйствующих субъектов и  придающая новые импульсы развитию регионов, является одним из условий  повышения их конкурентоспособности. Проблема оценки конкурентоспособности  регионов является одной из недостаточно изученных в экономической науке, что связано, в первую очередь, со сложностью региона как экономической системы, обладающей целым набором разноплановых характеристик. Традиционные методики оценки конкурентоспособности нуждаются в постоянной корректировке в связи с повышением значимости новых факторов, воздействующих на региональное развитие.
      Для российских ученых рыночный подход к  оценке конкурентоспособности регионов относительно нов поскольку отсутствуют  конкретные методики выявления и  учета тех факторов, которые способствуют образованию экономических кластеров. Кроме того, недостаточно изучен механизм их формирования на уровне региона, не изучена возможность применения рыночных инструментов при их создании.
      Несмотря  на наличие большого количества исследований зарубежных и отечественных авторов по развитию экономических кластеров, проблемы их формирования, особенно с точки зрения использования рыночных инструментов для обеспечения конкурентоспособности российских регионов недостаточно изучены. В связи с чем появляется необходимость восполнить этот пробел и исследовать те проблемы, которые возникают в регионах РФ в процессе формирования и развития конкурентоспособных экономических кластеров.
      Актуальность  поставленных проблем, их теоретическое, методологическое и практическое значение, наличие ряда нерешенных и дискуссионных вопросов предопределили выбор темы работы, его цель и задачи, предмет и объект.
      Цель  работы: выявление роли экономических  кластеров в формировании и развитии конкурентоспособности регионов РФ.
      В соответствии с поставленной целью  возникает необходимость решения  следующих задач:
      - исследовать сущность и выявить природу экономических кластеров, провести их классификацию;
      - рассмотреть этапы создания экономических кластеров и рыночные инструменты, используемые при их формировании;
      - проанализировать роль и потенциал кластерного подхода в определении конкурентоспособности экономических систем различных уровней;
      - определить основные системные свойства экономических кластеров, проявляющиеся в процессе их формирования и развития;
      - выявить конкурентоспособные отрасли российской экономики как основу для формирования экономических кластеров;
      - исследовать инструментарий маркетингового анализа при разработке концепции развития экономических кластеров и на этой основе повышения конкурентоспособности региона.
      Объект  исследования - регионы РФ, в которых  осуществляется процесс формирования и развития экономических кластеров, рассматриваемый с позиции применения рыночных методов и инструментов для повышения конкурентного потенциала хозяйствующих субъектов.
      Предмет исследования - совокупность организационно-экономических 
и управленческих отношений, складывающихся в процессе формирования 
экономических кластеров, обеспечивающих повышении конкурентоспособности региона.

 

    ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
      Кластер – инструмент повышения конкурентоспособности 
      Мировой опыт дает примеры повышения конкурентоспособности  территорий и производственных комплексов путем реализации кластер-ориентированной  региональной политики. Известны кластеры в сфере малого и среднего бизнеса (производство мебели, обуви, продуктов питания), в инновационной сфере (биотехнологии, телекоммуникации), в крупном промышленном производстве (автомобилестроение), в области автоспорта.
      Многообразие  и индивидуальность кластеров затрудняют их типизацию. Известны различные определения этой новой формы взаимоотношений между различными участниками бизнес-сообщества и властями. Далее в рамках рассматриваемых проблем под кластером будем понимать устойчивое территориально-отраслевое партнерство предприятий и организаций, объединенное инновационной программой внедрения передовых производственных, инжиниринговых и управленческих технологий с целью повышения конкурентоспособности участников кластера.
      В Советском Союзе был накоплен значительный опыт создания территориально-промышленных комплексов и успешного управления ими в рамках централизованной экономики. Однако с изменением форм собственности, отменой командных вертикалей «министерство – предприятие» и «ЦК – обком» сбалансированная система социалистической экономики (включая ТПК) рухнула.
      Отсутствие  жестких планов и распределенных между производителями секторов потребления требует формирования системы взаимовыгодных договоренностей  в рамках установленных государством приоритетов и правил. При этом надо учитывать, что каждый из участников решает свои характерные задачи, определяемые его уставными, программными, нормативными документами. Но в пределах региона власть, бизнес и общество могут найти круг общих задач. Упрощая, можно сказать, что эффективные общее и профессиональное образование, научные исследования, производство, местная и региональная власть выгодны всем.
      Кластер как устойчивое партнерство взаимосвязанных  предприятий, учреждений, организаций, отдельных лиц может иметь потенциал, который превышает простую сумму потенциалов отдельных составляющих. Это приращение возникает как результат сотрудничества и эффективного использования возможностей партнеров на длительном периоде, сочетания кооперации и конкуренции.
      Компании выигрывают, имея возможность делиться положительным опытом и снижать затраты, совместно используя одни и те же услуги и поставщиков.
      Участниками кластеров являются производители  и поставщики, инжиниринговые и консалтинговые фирмы, научно-исследовательские организации и ВУЗы, кредитные организации и банки, инфраструктура, администрации регионов и профессиональные и общественные организации.
      Постоянное  взаимодействие способствует формальному  и неформальному обмену знаниями, сотрудничеству между организациями с взаимодополняющими активами и профессиональными навыками. Образование так называемой «критической массы» компаний в кластере служит стимулом для дальнейшего привлечения в кластер новых компаний, инвестиций, услуг и поставщиков, а также поддерживает процессы формирования собственных профессиональных кадров.
      Во  многих развитых странах отраслевые кластеры стали привычной формой организации бизнес-сообществ. В  качестве характерных примеров можно  назвать автомобильный (Северный Рейн-Вестфалия, Германия), химический (Сингапур), биотехнологический (Швеция), продуктовый (Аризона, США), телекоммуникаций (Италия), аэрокосмический (Испания) кластеры.
      Как правило, кластеры направлены на достижение следующих целей:
      - повышение конкурентоспособности участников кластера за счёт внедрения новых технологий;
      - снижение затрат и повышение эффективности соответствующих наукоемких услуг за счет эффекта синергии и унификации подходов в логистике, инжиниринге, информационных технологиях, менеджменте качества и т.д.;
      - обеспечение занятости в условиях реформирования крупных предприятий и аутсорсинга;
      - консолидированное лоббирование интересов участников кластера в различных органах власти.
      Проведенные за рубежом исследования показывают, что кластеры стимулируют значительное повышение производительности и внедрение инноваций.
      Среди факторов, мотивирующих интеграцию различных  форм и организаций в отраслевой кластер, можно отметить следующие:
      согласованные требования головных сборочных заводов к своим поставщикам и дилерам;
      снижение затрат на внедрение новых технологий за счет эффекта масштаба;
      более эффективный характер коллективных инноваций в наукоемких отраслях, включая дизайн при вертикальной интеграции и горизонтальную кооперацию при аутсортинге;
      увеличение потенциального рынка инжиниринговых и консалтинговых услуг, в том числе для малых предприятий, за счет внедрения субконтрактинга при выполнении комплексных проектов и программ;
      расширение доступа к информации о потребностях рынка и продвижение продукции и услуг малого бизнеса на рынок крупных предприятий;
      повышение возможности предприятий, в том числе малых, к привлечению инвестиций и грантов;
      более эффективная система выхода на зарубежных партнеров и новые рынки.
 

       2 ТИПОЛОГИЯ КЛАСТЕРОВ
      Исследователи кластеров отмечают их значительное разнообразие, что дает основание сомневаться в возможности широкого использования в бизнес-практике и в практике принятие решений на уровне государственного управления решений в отношении развития кластеров или поддержки кластерных инициатив принципа репрезентативного кластера, построенного на описании общих характеристик, которые являются необходимыми, но недостаточными. Достаточность обеспечивается «привязкой на местности», а последняя в свою очередь предполагает установление специфики кластера в ряду квалификационных. Вот почему самостоятельным является вопрос о вариантах типологии кластеров.
      Основаниями для вычленения наиболее важных критериев  классификации кластеров являются такие свойства гибридов, которые  связаны с множественностью отношений, пространственной локализацией, временным аспектом отношений в рамках данной формы гибридов. В этой связи следует выделить три критерия:
      - наличие ядра, или центра кластера;
      - локализация связей участников  кластера;
      - механизмы возникновения и развития кластера
      2.1 Классификация по  критерию наличия  или отсутствия  ядра (центра)
      Поскольку гибридные институциональные соглашения могут быть не только двусторонними, но и многосторонними (которые могут  быть представлены в терминах межфирменной сети), то возникает вопрос о наличии или отсутствии ядра, вокруг которого концентрируются данные соглашения.
      По  указанному критерию кластеры можно  разделить на ядерные и безъядерные. Особенность ядерных кластеров  состоит в том, что значение одного участника кластера таково, что его наличие или отсутствие определяет само наличие или отсутствие кластера. Другие элементы кластера не обладают такой значимостью, так что их появление или исчезновение если и влияет на его характеристики, то незначительно. В безъядерных кластерах ни один из элементов не является определяющим и, соответственно, идеосинкратическим по отношению ко всей совокупности соглашений, конституирующих кластер в целом. Понятно, что возможные смешанные случаи, когда в состав ядра может входить более одного элемента и, таким образом, возникает специальный вопрос об особенностях взаимоотношений между элементами внутри ядра.
      В плане решения задачи эмпирической идентификации кластера для целей  выработки мер государственной  поддержки или формирования бизнес-стратегий компаний, возможны несколько неравнозначных вариантов:
      1. Получение и анализ информации  об истории возникновения и  развития кластера, на основе  которой можно получить представление  о роли в его воспроизводстве  каждого из элементов.
      2. Анализ информации о структуре формальных и неформальных соглашений, конституирующих кластер.
      3. Оценка количественных параметров  каждого из элементов кластера  относительно общего масштаба  деятельности компаний, входящих  в него.
      Второй  вариант представляется наиболее предпочтительным, поскольку на его основе можно обнаружить элементы, которые значимы в настоящем и будущем в как минимум пределах горизонта планирования, определенного существующими соглашениями.
      2.2 Классификация по  критерию локализованности  связей (в отличие  от местоположения)
      Данный  критерий показывает, совпадает или  нет пространственный масштаб контрактных  отношений участников кластера с  потребителями производимой продукции  и локализация отношений между  самими участниками кластера. Например, производимая продукция может в основном потребляться на территории действия самого кластера или в основном поставляться за его пределы. Иными словами данная классификация базируется на характеристиках в первую очередь финальных звеньев контрактных цепочек.
      Скажем, если функционирующая в глобальном масштабе компания (такая как Майкрософт или Боинг), распределяет заказы компактно расположенным фирмам, причем сама компания территориально удалена, то кластер выглядит как платформа-спутник по отношению к головной компании в цепочке создания стоимости, которая частью кластера строго говоря (в соответствии с предложенным выше вариантов определения) может и не являться.
      Локализация связей сопряжена с феноменом  экономических расстояний, которые  определяются не только географической удаленностью одного субъекта хозяйственной деятельности от другого, но и наличием множества других факторов, в числе которых транспортная доступность (плотность транспортной сети), правовой режим перемещение по территории. В последнем случае речь идет о существовании визового, таможенного режима, который ограничивает возможности пространственного перемещения ресурсов и товаров. В то же время наличие границ не является непреодолимым препятствием для развития трансграничных кластеров.
      2.3 Классификация по  критерию механизмов возникновения и развития в контексте особенностей институциональных соглашений
      Вариант развития кластера «с нуля» означает, что в месте его локализации  в предшествующий период не существовало явно выраженного предшественника. Указанный вариант является скорее артефактом в случае, если речь идет об эндогенном развитии кластера, хотя и вполне возможен в случае, если кластер развивался в результате примененных мер экономической политики.
      Другой  вариант – развитие кластера на основе модификации/развития гибридов. В таком варианте разнообразные самостоятельные, но связанные друг с другом простыми (двусторонними) контрактными отношениями компании постепенно усложняют формат соглашений посредством расширения спектра видов деятельности, появления новых игроков (по причине сравнительно невысоких барьеров входа), в том числе включении в сферу соглашений научно-образовательных организаций и органов власти и местного самоуправления, а также финансовых институтов и институтов, способствующих кооперации.
      Трансформация рыночных связей как возможная схема  развития кластера означает, что первоначально  между компаниями существовали отношения, которые вписывались в структурирование посредством механизма цен. Вместе с тем увеличение частоты трансакций и повышение их сложности, а также необходимость и возможность применения специфических ресурсов подталкивает к использованную механизмов, требующих более устойчивых отношений между  сторонами, причем с возможным решением проблем, связанных с интернализацией внешних эффектов, возникающих также в привязке к локализации отношений между заинтересованными сторонами.
      Повышение степени гибкости на уровне отдельных  звеньев иерархии могут вести  к частичной дезинтеграции экономической  фирмы, когда при сохранении взаимозависимости, в то же время усиливаются стимулы отдельных участников. Но в этом случае сложность идентификации кластера может состоять в том, что значительная его часть может выглядеть все еще как отдельное предприятие. Вместе с тем, возможность отпочковывания от крупной компании небольшой компании – конкурента – один из способов развития кластера, поскольку небольшая компания будет иметь больше шансов найти подходящую по квалификации рабочую силу, а также сформировать клиентскую базу.
      Поскольку представленные выше варианты формирования кластера являются идеальными типами, которые можно рассматривать в аналитических целях, но трудно обнаружить в реальной практике, важно указать на комбинированный вариант, в котором в разных сочетаниях могут сосуществовать компоненты перечисленных трех вариантов.
      2.4 Классификация по  критерию механизмов  возникновения и  развития: эндогенность-экзогенность
      Эндогенный  вариант кластеризации предполагает его формирование без целенаправленной поддержки со стороны органов  власти. Формирование кластера в рамках данного сценария происходит как побочный результат многократно повторяющихся экономических обменов между экономическими агентами, локализованных на определенной территории.
      В современных условиях вряд ли возможно выявить хотя бы один кластер, который развивается безотносительно мер экономической политики. Вместе с тем ввиду того, что данные инструменты предполагают различную степень интенсивности вмешательства государства в систему экономических обменов, все же есть основания говорить об экзогенности формирования кластера, если государство выбирает так называемый дирижистский вариант кластерной политики.
      Вместе  с тем следует отметить, что  внешние факторы все же могут  быть важным фактором, который может  способствовать развитию кластера. Один из примеров – мебельный кластер в Калининградской области. Если в 1997 году в области реализовывалась мебель из Польши, то в 2000 году после многократной девальвации рубля, резко увеличилось число мебельных кустарных производителей. Причем, ни политики, ни исследователи не обращали на признаки кластеризации в области производства мебели особого внимания. Иными словами комбинация существовавшего в то время режим особой экономической зоны с изменением макроэкономических условий хозяйствования создали возможность для спонтанного формирования кластера, который, скорее всего можно отнести к категории безъядерных.
      Хотя  в экономической теории широко распространено мнение о том, что кластеры развиваются  спонтанно вместе с тем существуют примеры целенаправленного формирования кластера, как это, например, произошло во Франции с кластером высоких технологий София-Антиполис, который начал формироваться в последней трети XX века и в настоящее время представляет собой сложившийся кластер компаний, специализирующихся на производстве программного обеспечения, медицинской техники. Следует отметить, что исходной точкой было состояния региона, объединяющего двенадцать коммун, в котором не было ни промышленности, ни университетских традиций, ни даже плотной социальной сети.
      Существуют  два варианта, связанного с участием властей в развитии кластера –  полный цикл и фрагментарная поддержка.
      В первом случае предполагается, государство  имеет долгосрочный план развития территории с пониманием отраслевой специализации и механизмами корректировки первоначального плана в зависимости от складывающихся обстоятельств. В этом случае большое значение имеют условия, которые создаются для компаний, выступающими в роли потенциальных лидеров, локомотивов развития кластеров.
      Во  втором случае речь идет об эпизодическом  влиянии властей на развитие кластера (а не отдельных компаний или сегментов  кластера по принципу отраслевой, территориальной  или иной принадлежности).
      Первый  вариант – это запуск кластерного  проекта, в частности, через разработку и продвижение кластерной инициативы с последующим ослаблением внимания к развитию кластера.
      Второй  вариант – поддержка сложившегося кластера и корректировка траектории его развития посредством применения различных инструментов экономической политики.
      Следует отметить, что в ряде случаев развитие кластера может быть более комплексным  и устойчивым, когда координируется политика властей сразу нескольких регионов или даже нескольких регионов из разных стран. В последнем случае речь идет о формировании и развитии трансграничных кластеров, когда торговые отношения между соседними странами, в том числе приграничная торговля перерастают в более развитые отношения производственной кооперации, предполагающей не только активный обмен информацией, опытом, но и совместное планирование и объединение ресурсов для решения общих вопросов хозяйственной деятельности. 

      3 КЛАСТЕРЫ В РОССИИ. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА
      В литературе существуют различные подходы к классификациям кластеров. Представляется, что для настоящего этапа развития экономики России полезной является структурная классификация кластеров.
      Представляется, что в России может быть несколько  моделей кластеров – это вытекает из накопленной до сих пор практики их формирования. В самом общем виде можно вывести следующую классификацию, основанную на конкретных примерах и поэтому достаточно наглядную. В представленной классификации целенаправленно не затрагиваются такие направления, как энергетика, тяжелая промышленность, нефть и газ (табл. 1).
      Классификация моделей кластеров в РФ – таблица 1
Модель География Направление Цель Примеры кластеров
Инновационная Сибирь Биотехнологии, наука о  живых
микро- и макро-
организмах,
медицина,
нанотехнологии
Выстроить инновацион- ную модель, повышаю-
щую конкурентоспособ-
ность отрасли  и региона
и обеспечивающую
качественный  и количе-
ственный  результат
Алтайский биофармацев-
тический  кла-
стер  «Алтай-
Био», Новоси-
бирский Био-
кластер
Промышленная Поволжье Автомобиле- строение, маши-
ностроение,
авиация
Производить качествен- ную конкурентоспособ-
ную продукцию, участ-
вовать  в тендерах боль-
ших международных
групп.
Поволжский автомобиль-
ный кластер
(Самара),
Ульяновский
авиационный
кластер
Динамическая Центральный ФО
Текстильная промышлен-
ность, другие
отрасли, теряю-
щие или  поте-
рявшие  доли
рынка
Придать новую  динами- ку, переориентировав
промышленность  на
новые высокотехноло-
гичные  продукты с вы-
сокой добавленной
стоимостью.
Ивановский текстильный
кластер
Реструктурирующая Юг России Сельское хозяй- ство  и пищевая
промышленность
Создать из существую- щего  агрокомплекса
настоящий полный
производственный  цикл
от сырьевой базы до
глубокой  переработки.
Краснодарский сельскохозяй-
ственный
кластер
 
      Отметим, что в модели кластера независимо от ее вида, должны параллельно решаться две задачи: структурирование существующей промышленности (повышение производительности, конкурентоспособности, качества, соблюдение международных стандартов и т.п.) и разработка инноваций. В конечном счете с помощью государства будет, по-видимому, выведена рамочная модель, благодаря которой регионы смогут действовать и создавать свои местные сетевые структуры повышения конкурентоспособности – кластеры.
      Важнейшей задачей на пути развертывания кластерных инициатив является создание действенной нормативно-правовой и законодательной базы, без которой невозможно правильно проработать юридическую составляющую кластерных структур. У региональных властей отдельных субъектов единой матрицы построения таких структур на сегодняшний день нет. В отличие от европейской практики кластеризации, оформленной в виде конкретной и четкой системы организации и консолидации возможностей, производственных мощностей с целью повышения за счет инноваций конкурентоспособности отрасли и территории в целом, российские регионы выстраивают кластеры по собственному видению, изобретая каждый свой «велосипед».
      В 2008 г. Минэкономразвития России была принята Концепция кластерной политики в стране, в рамках которой были выделены три основные направления стимулирования процесса формирования кластеров:
      Содействие  институциональному развитию кластеров, в первую очередь – разработка стратегии их развития:
      – стимулирование инноваций и коммерциализации технологий;
      – содействие в предоставлении консультационных услуг;
      – мониторинг и прогнозирование потребностей рынка труда, планирование,
      участие в разработке государственного задания  на подготовку специалистов;
      – разработка и распространение руководств и пособий по организации управления на предприятиях с учетом отраслевой специфики.
      Меры, направленные на повышение конкурентоспособности  участников кластера:
      – содействие разработке программ долгосрочных партнерских исследований,
      кооперации  предприятий при финансировании и реализации НИОКР;
      – субсидирование части затрат предприятий  на создание промышленных образцов, регистрацию  и правовую охрану за рубежом изобретений;
      – установление льгот по уплате региональных и местных налогов и сборов, а также налога на часть прибыли, подлежащей уплате в бюджет субъекта РФ; создание особых экономических зон регионального уровня;
      – совместная реализация образовательных  программ (материально-техническое, технологическое  и кадровое обеспечение целевой  подготовки).
      Формирование  благоприятных условий для развития кластера:
      – инвестирование в развитие инженерной и транспортной инфраструктур, жилищное строительство с учетом задач  развития кластеров. Реализация мер  налогового регулирования для участников кластеров;
      – финансирование инноваций в рамках федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007 – 2012 годы»: обеспечение научным оборудованием центров коллективного пользования, поддержка проектов выполнения НИР и НИОКР;
      – программы Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической  сфере (Фонд Бортника): поддержка создания новых инновационных предприятий;
      – помощь в реализации инновационных  проектов, выполняемых малыми инновационными предприятиями на основе собственных разработок и при участии вузов;
      – поддержка НИОКР, в том числе  проводимых предприятиями для освоения лицензий на новые технологии и технические  решения, приобретаемых у российских вузов, академических и отраслевых институтов.
      Таким образом, промышленная политика стала ключевым механизмом реализации стратегии и программ социально-экономического развития российских регионов, в рамках которых получили ускорение процессы кластеризации. В ряде регионов были приняты отдельные программы развития кластеров или созданы организационные структуры по их развитию.
      Однако  повышенная активность в сфере формирования кластеров в большей степени напоминала «компанейщину». Зачастую регионы торопились просто отрапортовать о сформировавшихся кластерах, и это не могло не сказаться на качестве самого процесса. Под статус кластеров спешно подгонялись образования, ничего общего не имеющие с сущностью настоящих кластеров.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.