На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Форма современного российского государства

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 31.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


   ПЛАН
Введение …………………………………………………………………….3
      I Форма правления современного российского государства……….…5
    Понятие и роль формы правления……………………………………...5
    Форма правления в Российской Федерации…………………………...7
    Особенности и проблемы формы правления…………………………12
      II Форма государственного  устройства современного российского  государства ……………………………………………………………………14
    Понятие и виды форм государственного устройства…………………14
    Федерализм в России……………………………………………………16
    Особенности и проблемы  форм государственного устройства……...22
Глава 3.Политический режим современного российского государства…..24
    Понятие политического режима…………………………………….24
    Особенности и проблемы   политического режима в России……..26
Заключение…………………………………………………………………..31
Список использованной литературы………………………………………33  

     
 
 

   ВВЕДЕНИЕ 

        Приступая к анализу современной  формы  российского государства,  прежде всего, следует иметь  в виду, что российское государство  и российское общество, утверждая  федеративную структуру  страны, должны рассматривать федеративное устройство не как самоцель, а как  средство более эффективного государственного управления. Иными словами, не федеративный принцип ради самого федеративного  принципа, а федерация ради обеспечения  социального и экономического прогресса.
        Конституция Российской Федерации  1993 года провозглашает  Россию  федеративным государством. Российский  федерализм - это далеко не беспроблемная  категория, это та реальность, которая имеет на сегодняшний  день ряд нерешенных аспектов. И это касается как формы, так и содержания федеративных отношений в России, сохранения ее территориальной целостности.
        Происходящие  в нашей стране  изменения вызваны  необходимостью  преодоления кризисных явлений  в политике и экономике, направлены  на поиск новой модели формы правления. Развитие республиканской формы правления современной России поставило перед теорией многие острые вопросы.
        Специфичность формы государственного  устройства в условиях Российской  Федерации осложнены рядом как  объективных, так и субъективных причин. Положительным моментом в процессе поступательного развития государственного устройства в России является учет мирового опыта федерализма и выработка оптимального пути для Российской Федерации. Практика совершенствования федеративных отношений в России испытывает сильное воздействие региональных факторов. Это в свою очередь говорит об уникальности российского федерализма по сравнению с классическими федерациями зарубежных стран.Все вышесказанное свидетельствует об актуальности данной темы курсовой работы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   I ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ  СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО  ГОСУДАРСТВА
   1.Понятие и роль формы правления 

          Термин  «форма государства» употребляется   в различных значениях. Во многих  науках - это понятие, используемое  для выделения данного явления (формы государства) из других явлений  государственности; в понятии взятые в виде абстракции признаки отражают существенные стороны формы государства  в их взаимосвязях, образующих определенную целостность.1
          Для действующего права той или иной страны, прежде всего для ее конституционного права, форма государства - это правовой институт (в разных характеристиках - комплексный институт или комплекс институтов), система внутренне согласованных норм данной отрасли права, регулирующих реальное явление (форму), в их правовых взаимосвязях.
          В различных странах государственные   формы имеют свои особенности,  характерные  признаки, которые  по мере общественного  развития  наполняются новым содержанием,  обогащаясь во взаимосвязи и  взаимодействии. Вместе с тем форма существующих государств, особенно современных, имеет  общие признаки, что позволяет дать определение  каждому элементу формы государства.
          Российская  Федерация представляет  собой демократическое  федеративное  правовое государство с республиканской формой правления.
          Форма правления является одной  из важнейших  частей формы  государства. Понятие  формы  государство зародилось еще   до нашей эры. Аристотель писал  о  разграничении формы правления   в зави-симости от того, «осуществляется ли верховная власть единолично (мо-нархия), ограниченным числом лиц (аристократия), всем населением (демократия)». 1 В принципе вплоть до сегодняшнего времени указанный критерий остался: формы правления различаются в зависимости от того, осуществляется ли верховная власть одним лицом или принадле-жит выборному коллегиальному органу.
          Таким образом, под формой правления  подразумевают  организацию верховной  государственной  власти, в особенности  высших и  центральных ее  органов, структуру, компетенцию, порядок образования  этих орга-нов, длительность и объем их полномочий, взаимоотношения с насе-лением, степень участия последнего в их формировании. В связи с этим выделяют монархические и республиканские формы правления
          Форма государственного правления дает возможность  уяснить:
     как создаются высшие органы  государства и каково их строение;
   как строятся взаимоотношения между  высшими и другими государственными органами;
   как строятся взаимоотношения между  верховной государственной властью и населением страны;
   в какой мере организация высших органов  государства позволяет обеспечивать права и свободы гражданина. 
 

2.Форма правления в Российской Федерации
     По  указанным признакам формы  государственного правления подразделяются  на:
     монархические (единоличные, наследственные)
     республиканские (коллегиальные,  выборные)
          Российская  Федерация представляет  собой республику смешанного  типа, поскольку формирование Правительства  РФ осуществляет Президент РФ  с участием Государственной Думы. Президент по предложению Председателя Правительства РФ назначает на должности заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров. Однако Председателя Правительства РФ Президент РФ может назначить только с согласия Государственной Думы.
          Республиканская форма правления в России имеет  особенности по сравнению с типичными  формами президентской и парламентской  республик. “Гибридный” характер новой  формы правления обусловлен спецификой исторической эволюции института главы российского государства, социально-политических и социально-экономических условий проведения реформ. Сочетая черты президентской и парламентарной республики, форма правления сохраняет большинство компонентов дуалистического режима с доминированием президента в системе органов государственной власти. 2
          Общими  признаками республиканской  формы  правления являются:
     существование единоличного и  коллегиального главы государства;
     выборность на определенный срок  главы государства и других  верховных органов государственной власти;
     осуществление государственной  власти не по своему велению,  а по поручению народа;
     юридическая ответственность главы  государства в случаях, предусмотренных  законом;
     обязательность решений верховной  государственной власти2
          Насчитывается несколько основных разновидностей республиканского правления. В свою очередь они делятся по форме  государственного устройства на:
   парламентарные
   президентские
          Парламентская республика - разновидность  современной формы государственного  правления, при которой верховная власть в организации государственной жизни принадлежит парламенту.3
          В такой республике правительство   формируется парламентским путем   из числа депутатов, принадлежащих   к тем партиям, которые располагают   большинством голосов в парламенте. Правительство несет коллективу ответственность перед парламентом в своей деятельности. Оно остается до тех пор у власти, пока в парламенте они обладают большинством. В случае утраты доверия большинство членов парламента, правительство либо уходит в отставку, либо через главу государства добивается роспуска парламента и назначения досрочных парламентских выборов4.
          Как правило, глава государства  в  подобных республиках избирается  парламентом либо специально  образуемой парламентской коллегией. Назначение парламентом главы государства является главным видом парламентского контроля над исполнительной властью. Процедура избрания главы государства в современных парламентарных республиках  неодинакова. В федеративных государствах участие парламента в избрании главы государства, разделяется с представителями членов федерации. Выборы главы государства в парламентарной республике могут осуществляться и на основе всеобщего избирательного права.
          Глава государства в парламентарной  республике обладает полномочиями: обнародует законы, издает декреты, назначает главу правительства, является верховным главнокомандующим вооруженными силами и т.д.
          Глава правительства (премьер  - министр, председатель совета  министра, канцлер) назначается,  как правило, президентом. Он формирует возглавляемое им правительство, которое осуществляет верховную исполнительную власть и отвечает за свою деятельность перед парламентом. Наиболее существенной чертой парламентарной республики является то, что любое правительство лишь тогда правомочно осуществлять управление государством, когда оно пользуется доверием парламента.4
          Главной функцией парламента  является законодательная  деятельность  и контроль за исполнительной  властью. Парламент обладает важными  финансовыми полномочиями, поскольку он разрабатывает и принимает государственный бюджет, определяет перспективы  развития социально-экономического развития страны, решает основные вопросы внешней, в том числе оборонной политики. Парламентарная форма республиканского правления представляет собой такую структуру высших органов государственной власти, которая реально обеспечивает демократизм общественной жизни, свободу личности, создает справедливые условия человеческого  общежития, основанные на началах правовой законности.
          Сильные стороны парламентской   республики — единство высших  эшелонов власти, поскольку глава  исполнительной власти и его  кабинет назначаются и контролируются  парламентским большинством.
          Слабые  стороны — фрагментарность  партийной системы, обрекающей правительство на неустойчивость; реальная угроза тирании, которую может создать парламентское большинство.
          Президентская республика - одна  из разновидностей современной  формы государственного правления,  которая наряду с парламентаризмом соединяет в руках президента полномочия главы государства и главы правительства.5
          Наиболее  характерные черты президентской   республики:
     внепарламентский метод избрания  президента и формирования правительства;
     ответственность правительства  перед президентом, а не перед парламентом;
     более широкие, чем в парламентарной  республике, полномочия  главы государства.
          Президентская форма правления  в различных  странах имеет  свои особенности. В России  президент избирается всеобщим  голосованием. Избранным считается кандидат, получивший абсолютное количество голосов. Такой порядок избрания президента установлен в России в 1991 г.
          Характерным для всех президентских  республик, несмотря на их разнообразие, является то, что президент либо  совмещает полномочия главы государства и главы правительства и участвует в формировании кабинета или совета министров. Президент наделяется и другими важными полномочиями: как, правило, он имеет право роспуска парламента, является верховным главнокомандующим, объявляет чрезвычайное положение, утверждает законы путем их подписания, нередко представительствует в правительстве, назначает членов Верховного суда.
          В цивилизованных странах президентскую   республику отличает сильная  исполнительная власть, наравне  с которой по принципу разделения властей  нормально функционирует законодательная и судебная власти. Эффективно действующий механизм издержек и противовесов, существующих в современных президентских республиках, способствует возможности гармоничного функционирования властей, позволяет избежать произвола со стороны исполнительной власти. Смешанная (парламентско-президентская) республика — это такая форма правления, в которой парламент и президент в той или иной пропорции делят свой контроль и свою ответственность по отношению к правительству. 
 
 
 

   3. Особенности и проблемы формы правления
   При подготовке новой Конституции России отчетливо высветились многие проблемы теории и практики государственного строительства, в том числе о  форме правления. Суть дискуссий  сводилась к альтернативе: президентская или парламентарная республика должна быть утверждена в нашей стране. Однако сторонники жесткой альтернативы не учитывали, что в современных условиях градации, сложившиеся в XIX в., изменяются, происходит взаимопроникновение элементов различных форм правления, возникают смешанные, «гибридные» формы. Данные процессы отражают новые тенденции современного политического развития, чаще всего вызванные необходимостью повысить уровень управляемости государства, придать большую самостоятельность и стабильность органам исполнительной власти.
   Форма правления, т.е. порядок организации  и взаимоотношений высших органов  государства, зависит от многих факторов: соотношения социально-политических сил, уровня правовой и политической культуры и т. д.
   Сложная обстановка перехода к рыночной экономике  и острая социальная напряженность  обусловили тот факт, что в Российской Федерации в качестве формы правления  установлена президентская республика, но обладающая по сравнению с традиционными  президентскими республиками рядом особенностей.
   Во-первых, наряду с признаками президентской  республики (это, в частности, контроль Президента за деятельностью Правительства) данная форма имеет (правда, незначительные) элементы парламентарной республики, состоящие в том, что Государственная Дума может выразить недоверие Правительству (хотя решать его судьбу и в этом случае будет Президент).
   Во-вторых, налицо дисбаланс между законодательной  и президентской властью, существенный перевес последней, что в какой-то мере нарушает необходимое равновесие и устойчивость государственной власти в целом. 

   Наконец, в-третьих, уникальность России как  федерации не может не быть отраженной в механизме государственной  власти, особенно с учетом того, что  в ряде ее республик также существует институт президентства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   II ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО  УСТРОЙСТВА СОВРЕМЕННОГО  РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА
   1.Понятие и классификация форм государственного правления 

          История существования государства  свидетельствует  о том, что  во всех века разные государства отличались друг от друга внутренним строением, т.е. способом территориального деления (административно-территориальные единицы, автономные политические образования, государственные образования, обладающие суверенитетом), а также степенью централизации государственной  власти (централизованные, децентрализованные, организованные по принципу демократического централизма). Все выше перечисленные  явления в современной юридической  теории принято объединять в один термин - форма государственного устройства, под которой понимается «территориальная орга-низация государственной власти, соотношение государства как целого с его составными частями». При всем многообразии форм государственного устрой-ства двумя основными среди них являются унитарная и фе-деративная. Третья форма государственного устройства - конфедерация, но на современной политической карте мира она фактически не встречается.
          Также необходимо добавить, что  форма государственного устройства  делится на две группы: внутренние и межгосударственные устройства. К внутренним можно отнести унитарную и федеративную форму государственного устройства, а к межгосударственным - конфедерацию. Конфедерация государств не рассматривается, как внутренняя форма государственного устройства, потому что является союзом государств, объединением международно-правового характера с международным договором. Также стоит заметить, что многие авторы полагают, что конфедерация не является самостоятельным государством, а всего лишь содружест-вом, «союзом абсолютно независимых государств, созданным для дос-тижения каких - либо конкретных целей (оборона от общего врага, экономическое развитие, политическое объединение и т. д.)».  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   2.Федерализм в Росси
          Федерализм  в России во многом уникален. Ему  трудно подобрать аналоги в истории  и современном мире. Он не сводится ни к национально-государственному устройству (что отличало советскую модель), ни к территориальному (свойственному многим странам). Попытки копировать опыт США, Германии и других государств не имели успеха, потому что расходились с российскими реалиями и противоречили интересам развития страны. Ассиметрия, присутствующая в конституционных положениях о федеративной организации России, отразила сложный состав и прошлое страны. В этой связи ссылки на международный опыт, примеры других государств, а тем более аргументы в пользу использования зарубежного опыта, - очень условно. Как правило, они используются российскими политиками и учеными для подкрепления идеологической позиции. Например, “развитие принципов федерализма, является укреплением принципов демократии”. В международной практике, однако, происходит наоборот.5
          Поскольку почти три четверти  субъектов  Федерации не обладают  статусом государства  в составе  РФ, а 32 субъекта образованы по этническому признаку, Россия, провозгласившая  федеративное устройство, оправданно сохраняет немало конструкций, присущих унитарному государству. При этом важно  подчеркнуть, что в мире более  типичны случаи, когда при формировании федерации субъекты объединяются, создают  центр и передают ему часть  своих полномочий. В России согласно Конституции полномочия передаются сверху вниз, от центра - субъектам, самостоятельность  которых неравномерно увеличивается. Причем предметы ведения и полномочия между органами государственной  власти Федерации и ее субъектов  разграничиваются Конституцией, Федеральным и иными договорами. “Иные договоры” так и остались бы гипотетической возможностью, не востребованной практикой, - как это и происходит в других федерациях, если бы в отношениях центра с отдельными субъектами Федерации не возникли серьезные проблемы.
          Сепаратистские  настроения в  регионах во многом зависят   от нестабильности центральной  власти. Но эта стабильность, в  свою очередь, обусловливается региональным сепаратизмом. Большей или меньшей самостоятельности хотят все. Каждый субъект РФ, исходя из своих возможностей давления на центр, выстраивает собственную модель взаимоотношений с ним, пытаясь закрепить ее двусторонним договором. Поэтому каждый субъект федерации  имеет аргументы и примеры, опираясь на международный опыт. Используется, однако, не все, а только то, что подходит под политическую задачу.
          Гражданство Российской Федерации  приобретается  и прекращается  в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения. Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации.
          В Российской Федерации по  Конституции (ч. 1 ст. 8) гарантируются  единство экономического пространства, свободное перемещение товаров,  услуг и финансовых средств,  поддержка конкуренции, свобода  экономической деятельности.
          Россия  внешне  сохранила  основную  схему  советского  федерализма. После принятия Декларации о государственном суверенитете в  1990  году  были внесены  соответствующие  дополнения  и  изменения  в  Конституцию   страны, повысился статус субъектов федерации, подписан Федеративный договор.  Однако поиск путей преобразования российского федерализма не прекращен. 

          Конституция Российской Федерации  является  крупным  шагом   на  пути законодательного оформления  российского  федерализма.  В   ней  зафиксировано федеративное  устройство  России,   хотя   российская   модель   федерализма полностью еще не сложилась. Она находится в  стадии  становления,  развития. Но  сейчас  уже  можно  определить  принципиальные  основы   и   особенности российского федерализма.
         Россия - единое, союзное государство, в основу  которого  заложены принципы федерализма.  Это закреплено  Конституцией  Российской  Федерации. "Российская  Федерация -  Россия,  -  говорится в   статье   1,   -   есть демократическое федеративное правовое государство с  республиканской  формой правления".
          Российская  Федерация является  федерацией договорно-конституционного  типа. Федеративный  договор был   подписан 31  марта  1992  г.,  его   основные положения вошли в  Конституцию  РФ. Государственная власть  осуществляется  на основе    договорно-конституционного    распределения    полномочий    между федеральными органами  государственной  власти  и  органами  государственной власти субъектов Федерации
        Одним из принципов российского  федерализма  является самоопределение народов.  На  основе  этого  принципа  формировалась  сама  Федерация,   что свидетельствует о свободном и добровольном  характере  создания  РФ.  Однако имеются случаи,  когда  отдельные  представители  национальной  элиты  вновь поднимают вопрос о "самоопределении народа" и требуют его  осуществления.  В связи с этим необходимо отметить два момента. 

        Важнейшим  принципом  федерализма   является  равноправие  субъектов  федерации относительно федеральных  органов государственной власти,  а  также во  взаимоотношениях  друг  с  другом.  Это  важное  условие   прочности   и эффективности федеративных отношений.6
        В Конституции РФ записано, что  "во взаимоотношениях с   федеральными органами  госвласти   все   субъекты   Российской   Федерации   между   собой равноправны" (ст.5). Однако, это равноправие имеет формальный  характер.  С одной стороны, в Конституции  РФ  провозглашены  права,  которыми  в  равной степени обладают все субъекты Федерации. Например, в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта  Российской  Федерации,  независимо от размеров территории, численности населения и других  различий.  Граждане всех  субъектов   Федерации   участвуют   в   избрании   Президента   РФ   и Государственной Думы.  С другой  -  конституционные полномочия  субъектов Федерации заметно различаются.  Больше  прав  имеют республики  в составе Российской Федерации.
        Республики  имеют признаки и  атрибуты государств, а другие  субъекты являются  административно-территориальными  единицами.   Каждая   республика  имеет   свою  конституцию   и   законодательство.   Край,   область,   город федерального значения, автономная область,  автономный  округ  имеют  только свой  устав и законодательство.
     Известно, что некоторые  субъекты  Федерации  (автономная  область,  автономный округ) входят в  состав других субъектов. Согласно  Конституции  РФ (ст. 66) отношения автономных округов, входящих в состав края  или  области, могут  регулироваться  федеральным  законом  и  договором   между   органами госвласти автономного округа и, соответственно, органами госвласти края  или области.  Такая субординация  также не   свидетельствует   о   равноправии субъектов РФ. 

        В  результате  этого  федеративное   устройство   России   выглядит  ассиметричным: республики обладают  большими правами, нежели другие  субъекты Федерации. Более того, некоторые из республик (Татарстан,  Башкортостан)  на основе Договора с Российской  Федерацией  получили  дополнительные  права  и имеют особый статус. Сейчас образовалась "очередь" на  подписание  договоров между субъектами Федерации и Российской Федерацией  по  примеру  Татарстана. Если эта тенденция будет продолжаться,  то  све 89  субъектов будут иметь двусторонние договоры с Российской Федерацией и каждый  из  субъектов будет иметь свои "особые"  права.  Понятно,  что такая федерация станет  весьма запутанной и неуправляемой.
        В   Конституции   РФ   закреплен   принцип   трехчленной    системы разграничения предметов   ведения и полномочий. В статье  71  дается  перечень 18 позиций  находящихся в ведении Российской  Федерации; в статье  72  указано  14  позиций,  находящихся  в  совместном  ведении  Российской  Федерации   и субъектов РФ; статья  73  относит  к  полномочиям  субъектов  Федерации  все другие  вопросы,  в  решении  которых  субъекты   обладают   всей   полнотой государственной власти.
        В ведении Российской Федерации находятся: федеративное  устройство; основы   федеральной   политики   и   федеральные   программы   в    области государственного, экономического, экологического, социального культурного  и национального  развития;   основы   единого   рынка;   федеральный   бюджет, федеральные налоги и  сборы;  федеральные  энергетические  системы,  ядерная энергетика;     внешняя     политика      и     международные     отношения; внешнеэкономические   отношения;   оборона,   оборонное    производство    и безопасность;  определение  статуса  и  защита  госграницы;  судоустройство, прокуратура;   федеральная государственная служба;   система   федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти и другие  предметы ведения и полномочия. Указанные сферы имеют общегосударственное значение,  и  деятельность в их пределах преимущественно федеральных  органов  полезна  и выгодна как федерации в целом, так и ее субъектам.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.