На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Культура Руси XIV - начало XV вв

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 31.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 3. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
      КУЛЬТУРА РУСИ XIV – НАЧАЛО XV вв. 
 

      Под культурой Московской Руси подразумевается  период русской культуры XIV—XVI вв. Со второй половины XIV в. начинается подъем русской культуры, обусловленный успехами хозяйственного развития и первой крупной победой над иноземными завоевателями в Куликовской битве (1380) Это событие стало важным шагом на пути освобождения страны от монголо-татарского ига. Возрождаются старые и развиваются новые центры хозяйственной жизни и культуры. Определяется ведущая роль Москвы, привлекающей все новых жителей благодаря центральному расположению в северо-восточной Руси и наличию удобных речных и сухопутных торговых путей. Москва возглавляет борьбу за объединение русских земель. Целенаправленная и гибкая политика московских князей определила победу Москвы в борьбе за роль руководителя и политического центра единого Русского государства, московские князья принимают титул Великих князей Всея Руси. Возрастает влияние Москвы как одного из культурных центров. 
 
 

ИСТОРИЧЕСКАЯ  ОБСТАНОВКА
        Историю русских земель второй пол. XIII в. — XV в. можно разделить на три периода. Первый охватывает 40-е гг. XIII — нач. XIV в. Это время великих потрясений, связанных с завоеванием монголами большей части территории Киевской Руси, демографическим и экономическим кризисом. Второй период — это XIV в., когда оформляются ведущие политические центры русских земель, вступившие в борьбу за лидерство. Это время первых попыток покончить с иноземным игом. Третий — XV в., время подъема во всех сферах жизни Руси, которая формируется как государство в виде сословной монархии и к концу XV в. освобождается от монгольской зависимости. В пределах этого государства началось воссоединение бывших земель Киевской Руси.
      Монгооло-татарское нашествие и золотоордынское иго оказали отрицательное воздействие на темпы и ход культурного развития древнерусской народности. Гибель многих тысяч людей и пленение лучших ремесленников привели не только к падению мастерства, но и к полному исчезновению некоторых сложных видов ремесленной техники. Были утрачены навыки изготовления шиферных пряслиц, сердоликовых бус, стеклянных браслетов, амфор-корчаг, полихромной керамики, эмали, мозаики. Массовые разрушения почти на полвека задержали развитие каменного строительства. Разрушение основных культурных центров привело к сокращению исторически сложившихся связей между землями Северо-Восточной Руси. В ходе завоевания было уничтожено множество архитектурных и литературных памятников, произведений изобразительного и прикладного искусства. Общее ухудшение социально-экономического положения русских земель существенно замедлило темпы культурного развития.
      Возрождение русской культуры с конца XIV в. Более высокий уровень русской культуры способствовал сохранению ее самостоятельности и самобытности. Она не только выстояла под давлением чужеродной тюркской культуры, но и вобрала в себя ее достижения. Успехи хозяйственного строительства, начало процесса объединения русских земель и первая крупная победа над монголо-татарскими захватчиками способствовали началу возрождения русской культуры. Куликовская битва 1380 г. и более поздние победы над татаро-монголами способствовали подъему национального самосознания и сыграли важную роль в восстановлении прерванных монголо-татарскими завоеваниями связей с Византией и южнославянскими странами. Всенародная борьба с иноземными завоевателями обусловила доминирующую роль патриотической тематики в культурной традиции Руси этого периода.
      Возвышение  Москвы и собирание вокруг нее русских земель способствовали восстановлению разрушенных связей между русскими землями. К концу XV в., когда Москва превратилась в важнейший экономический, военно-политическихй и духовный центр, активизировался процесс складывания русской народности и усиливаются тенденции формирования единой общенациональной культуры.
      После завоевания в 1453 г. турками Константинополя  Русь стала оплотом мирового православия. В конце ХV в. в Изложении пасхалии митрополита Зосимы было впервые сформулировано представление об истории как смене мировых царств и о Москве как новом центре мирового христианства, новом граде Константина. Это способствовало росту международного авторитета Руси и дало новый импульс культурному развитию. 

      ЛИТЕРАТУРА 
      XIV и XV столетия, для литературы бывшие  «темным периодом», были в то  же время «золотым веком» для русской религиозной живописи.
      Борьба  русских людей с иноземными захватчиками стала темой ряда литературных произведений. Среди них — летописная «Повесть о взятии Батыем города Владимира», «Слово о погибели Русской земли», «Повесть о разорении Рязани Батыем». В них рассказывается о гибели русских городов, а также о смелости и мужестве русских воинов. Созданные народом легенды, былины, сказания звали русских людей к борьбе за свержение ненавистного ига. Одна из самых известных легенд этого периода - Сказание о невидимом граде Китеже, городе, ушедшем на дно озера, но не сдавшемся врагу.
      Летописание не утратило в этот период своего значения, несмотря на разрушение почти всех его центров, за исключением Новгорода, где оно не прерывалось. Уже в конце XIII-нач. XIV вв. возникли новые летописные центры (Тверь, Москва), начался новый подъем летописного жанра.
      В это период летописание имело свои особенности.
    Обострение политической борьбы обусловило существенные отличия в политических концепциях местных летописных сводов.
    Но при всем различии политических тенденций и стиля изложения во всех летописях XIV-XV вв. отчетливо проявляется их общерусский характер. Патриотизм и идея единства русских земель являются характерной чертой всего русского летописания.
      Наиболее  распространенным литературным жанром этого периода были исторические повести. В них рассказывалось о деятельности реальных исторических лиц, конкретных исторических фактах и событиях. Нередко повести становились частью летописного текста. Борьбе с иноземными завоевателями до Куликовской битвы посвящены повесть О битве на Калке, Повесть о разорении Рязани Батыем, Повесть о Щелкане, рассказывающая о восстании в Твери в 1327 г.  

      Литературным  памятником того времени стало «Житие Александра Невского», в котором в поэтической форме рассказывается о Невской битве, Ледовом побоище, об отношениях Александра Невского (ок. 1220—1263) с Золотой Ордой и о смерти князя. Воспеваются его подвиги во славу Русской земли. В «Сказании о граде Китеже» повествуется о том, как после гибели защитников город Китеж стал невидимым, чтобы его не захватили враги. Лишь изредка город возникает как отражение в озере Светлояре, при этом слышится звон городских колоколов. Победе на Куликовом поле над Золотой Ордой посвящено наиболее выдающееся произведение того времени «Задонщина» (от места битвы — «за Доном»). Оно написано в жанре исторической повести рязанцем Сафонием в конце XIV в. Автор воспевает героя Куликовской битвы князя Дмитрия, сопоставляет события современной ему жизни с событиями, описанными в «Слове о полку Игореве». Победа на Куликовом поле — это отмщение за поражение войск Игоря Святославовича. Эта победа восстановила славу и могущество Русской земли. Автор «Задонщины» призывает русских людей к объединению.
      Возвышение Москвы предопределило и особую роль московского летописания. После Куликовской битвы его содержание определяется идеей единства русских земель под главенством Москвы. Это проявилось как Троицкая летописи (начало XV в.) - общерусском летописном своде московского происхождения, так и в собственно Московском летописном своде конца XV в., призванный обосновать историческую роль Москвы.
      Многие  из названных исторических повестей нередко относят к произведениям  устного народного творчества, что  обусловлено их народно-поэтической основой и общностью тематики.
      Расцвет житийной литературы того времени также в значительной степени связан с процессом объединения русских земель и с необходимостью обосновать богоизбранность Москвы. Талантливые писатели Пахомий Лагофет и Епифаний Премудрый составили жизнеописания крупнейших церковных деятелей Руси: митрополита Петра, перенесшего центр митрополии в Москву; Сергия Радонежского, поддержавшего великого московского князя в борьбе за престол и в борьбе с монголо-татарами. Преподобный Сергий жил в переломный момент в истории русского народа, когда формировалось его национальное самосознание. Будучи духовным лицом, он сыграл видную роль в политической жизни. Сергий дал понять русским воинам, что предстоит не очередная схватка с татарами, а священная война. Став родоначальником нового направления монашеской жизни, он утвердил в русской жизни эталон нравственности. Лишь в силу этого он мог стать вдохновителем и государственного, и культурного строительства, духовным учителем, символом России. Житийная литература в этот период представлена житиями не только подвижников церкви, но и государственных деятелей, что сближает ее с историко-героическими произведениями.
      Дальнейшее  развитие получила литература путешествий - хождения. В последней четверти XV в. появилась новая разновидность этого жанра - светские хождения, наиболее яркий ее образец - записки тверского купца Афанасия Никитина, описывающие его путешествие в Индию (Хождение за три моря). Это был первый европейский письменный труд о хозяйстве, обычаях и религии Индии.
      Интерес к всемирной истории, стремление определить свое место среди народов  мира вызвали появление хронографов - своеобразной всемирной истории того времени. В сер. XV в. Пахомием Лагофетом был составлен первый русский хронограф, в котором история Руси представлена в связи с историей всех славянских народов. 
 

ЗОДЧЕСТВО
      Развитие  градостроительства на Руси было приостановлено монголо-татарским завоеванием. Разрушенные  в ходе сражений города долгое время  невозможно было восстановить вследствие тяжелого экономического положения и отсутствия опытных мастеров. Но древние традиции в области зодчества не прервались. Новый подъем русской архитектуры начинается в конце XIV-нач. XV вв.
      Первым  городом Северо-Восточной Руси, возобновившим каменное строительство была Тверь, где уже в 1285-1290гг. был возведен храм Спаса-Преображения. Тверские мастера опирались на архитектурные традиции, установившиеся во владимиро-суздальском зодчестве. Разгром города после восстания 1327г. надолго ослабил его и приостановил развитие каменного строительства. Новгород и Псков меньше других русских земель пострадали от монголо-татарского нашествия и ранее других восстановили каменное строительство в широком масштабе. Культовое строительство. Опираясь на архитектурные традиции домонгольского периода, новгородские и псковские мастера возводили на средства крупных бояр и купцов десятки небольших храмов.
             
      Старые  традиции сочетались с новыми творческими  исканиями. Переход к новому стилю, отличающемуся обилием декоративных украшений, отразился в наиболее известных храмовых постройках этого  периода: церкви Федора Стратилата и церкви Спаса на Ильине (конец XIV в.) в Новгороде. В Пскове новый стиль не получил большого распространения. Вся архитектура города носила облик крепости. Большинство псковских храмов, ранним из которых была церковь Василия на Горке (нач. XV в.), выдержаны в суровом и лаконичном стиле, почти лишены украшений.
      Одновременно  с культовым в Новгороде и  Пскове велось и крупное гражданское строительство. В 1302 г.в Новгороде был заложен каменный Кремль, который впоследствии неоднократно перестраивался. Для торжественных приемов и заседаний Совета господ новгородские мастера совместно с немецкими построили Грановитую палату (1433). В XV в. каменный Кремль был построен в Пскове.
Начало  каменного строительства в Москве относится ко второй четверти XIV в. Московская архитектурная школа складывалась на основе традиций владимиро-суздальского зодчества, но впоследствии проявилось влияние и других архитектурных школ: псковской, черниговской, новгородской. Как и в предыдущий период, основным направлением в архитектуре было культовое строительство. Древнейшими сохранившимися памятниками московского зодчества являются: Успенский собор в Звенигороде (ок. 1400), Рождественский собор Саввино-Сторожевского монастыря близ Звенигорода (1405), Троицкий собор Троице-Сергиевой Лавры (1422), Спасский собор Андроникова монастыря (1410-1427). Крупнейшей работой этого времени стало строительство Московского Кремля, история которого начинается еще в XII в., когда на Боровицком холме были построены деревянные кремлевские стены, разрушенные монголо-татарами в 1237 г. При Иване Калите территория Кремля была расширена, построены новые дубовые кремлевские стены, создан первоначальный архитектурный ансамбль Соборной площади с каменными соборами, не сохранившимися до наших дней. Первые белокаменные стены Московского Кремля были возведены в 1367 г. Во второй половине XV в., когда Москва стала центром единого Русского государства началась перестройка Кремля с участием итальянских мастеров, занимавших тогда ведущее место в Европе. Создание ансамбля Московского Кремля, в основном сохранившегося до наших дней, завершилось в конце XV-начале XVI вв. и стало символом могущества и величия столицы Российского централизованного государства.
       Объединение русских земель вокруг Москвы способствовало взаимопроникновению и взаимообогащению архитектурных традиций русских земель. Начался процесс слияния местных архитектурно-художественных школ в единую общерусскую архитектурную школу. 

ЖИВОПИСЬ
       Русская живопись XIV—XV вв. так же, как и зодчество, стала естественным продолжением живописи домонгольского периода. Особое распространение получила иконопись. Поскольку на Руси возводились деревянные храмы, не приспособленные к стенной росписи, иконы служили заменой стенной живописи. Новгородская иконопись в XIV в. развивалась медленно. На иконах, как правило, было изображение одного святого. Но если писалось несколько святых, все они изображались строго в фас, не были связаны между собой. Такой прием усиливал воздействие. Иконы этого периода новгородской школы характеризуют лаконичная композиция, четкий рисунок, чистота красок, высокая техника. С конца XIV в. икона в новгородской живописи занимает ведущее место, становится главным видом изобразительного искусства.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.