Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Власть как общественное явление. Особенности политической власти

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 31.05.2012. Сдан: 2010. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


      Тема: Власть как общественное явление. Особенности политической власти. 
 
План.  
 
Введение……………………………………………………………………………..                   
1.Многообразие определений власти, ее важнейшие аспекты трактовки………………………...…………………………… …………………………….. 
2.Сущность политической власти, ее основные компоненты 
2.1.Понятие «Политической власти»……………………..……………………….. 
2.2.Особенности политической власти…………..……….... …………………….. 
3.Основные компоненты политической власти………..…………………………. 
Заключение………………………………………………………………………….. 
Библиографический список…………………………………… ………………….. 
 

      Введение 

      Власть  – одно из фундаментальных понятий общества и политики. Она существует везде, где есть устойчивые объединения людей: в семье, трудовом коллективе, во всем государстве. В последнем случае мы имеем дело с верховной, политической властью. Как качество общества власть предстает как социальная власть. Определение понятия власти, её сущности и характера имеет важнейшее значение для понимания природы политики и государства, позволяет выделить политику и политические отношение из всей суммы общественных отношений. Многомерность социальной власти порождает неоднозначность в ее определениях. Наверное, невозможно дать однозначное полное определение  власти одной фразой – слишком сложен феномен власти, существует множество школ и течений, которые объясняют это понятие с различных позиций.
      Власть  в той или иной форме сопутствует  всему историческому развитию  человеческого общества от его возникновения до наших дней. Она возникает в виде семейно-родовых отношений  у кочевых народов. По мере развития оседлого образа жизни она преобразуется в племенную власть. Необходимость организации общественного производства и регулирования социальных отношений между людьми обуславливает формирование территориальной власти. С возникновением классового общества возрастает авторитет публичной власти, которая отделяется от общества и встает над ним.
      В данном реферате мы рассмотрим сущность политической власти, ее основные компоненты и способы ее функционирования.
        

      1. Многообразие определений власти, ее важнейшие аспекты  

      Как мы уже отметили, понятие власти в целом чрезвычайно многообразно и сложно. При попытке дать определение власти исследователи обычно акцентируют внимание на той или иной отдельно взятой стороне этого явления, используют разные концептуальные подходы.
      Первичным видом власти, по мнению многих западных политологов является власть индивидуальная. При этом она является производной  от естественного права на свободу  действия распоряжения собой, вещами. На этой основе строятся межперсональные конструкции отношений между двумя и более субъектами. Позитивистский подход к этому вопросу признает ассиметричность отношений между субъектами и признает на этой основе возможность одного субъекта воздействовать на другого субъекта. Согласно американскому политологу Г.Лассуелу, вся политическая наука сводится к изучению влияний. Власть начинается там, где реализуются информация, рекомендация, решения, переходя в достижение цели [1/Лассуел].
      Телеологические определения характеризуют власть как основание для достижения определенных целей, т.е. власть – это некое действие. Представителем этого направления был, например, Томас Гоббс, который определял власть как средство достижения блага в будущем. Он полагал, что по своей сути, почти каждый человек стремится к власти: мать, стремящаяся обеспечить будущее своего ребенка или директор маленького магазина, цель которого улучшить свое благосостояние и своих родных и т.д.
        Бихевиоризм (Макс Вебер) рассматривает власть как особый тип поведения, основанный на возможности изменения поведения людей, при этом предполагается, что одни люди командуют, а другие подчиняются. Отсюда власть трактуется, как стремление совершить свою волю вопреки чьему-то сопротивлению.
      Зигмунд Фрейд придерживался психологической интерпретации власти. Пытаясь раскрыть субъективную мотивацию поведения людей, он утверждает идею о том, что в психике человека заложено предпочтение рабства свободе ради собственного спокойствия [2].
      Согласно  системным трактовкам, власть рассматривается как средство социального общения для снятия конфликтов и обеспечения взаимодействия членов общества.
      Инструментализм предполагает возможность использования определенных средств (например, насилия). Карл Маркс и Фридрих Энгельс в качестве такого насилия рассматривали диктатуру победившего класса над классом, который потенциально несет угрозу завоеваниям революции. В частности, в результате осуществления социалистических революций, по их мнению, необходима диктатура пролетариата для окончательного преодоления сопротивления представителей буржуазных классов [3, Манифест КП].
      Структурализм власти определяют как особого рода отношения между управляющими и управляемыми. Структурно-функционалистические трактовки власти основаны на осознании разделения функций управления и реализации, т.е. власть представляется сложным механизмом для достижения цели, для разделения функции исполнения и управления.
        Реляционистские определения власти (Хана Хеллент) рассматривают власть как взаимодействие двух партнеров. При этом один из них оказывает определяющее влияние на другого, т.е. власть – это роль.
      Еще одна трактовка власти – конфликтологизм. Здесь власть трактуется как возможность принятия решений, регулирующих распределение благ в конфликтных ситуациях. Пример – нынешняя ситуация в Крыму, конфликт между властью и крымскими татарами.
      Все приведенные определения власти трактуют лишь какую-то сравнительно узкую  сторону взаимоотношений. Поэтому, по-моему, каждое из них имеет право  на существование, и каждое из них взаимодополняет друг друга. 
      Далее мы рассмотрим сущность политической власти, её основные компоненты и способы функционирования.
          .  
    2.Сущность политической власти, ее основные компоненты  

      2.1. Понятие «политической власти»
       
      Как мы уже отмечали, понятие «власть» чрезвычайно широко и может быть использовано в различных смыслах. Различны трактовки этого понятия в быту и научной литературе. Одни считают, что власть означает реальную способность одного из элементов существующей системы реализовать собственные интересы в её рамках. В данном случае власть предстает как инструмент осуществления влияния на процессы, происходящие внутри системы. Другие полагают, что  власть является результатом целенаправленного влияния. По представлениям третьих - власть есть отражение взаимных отношений между людьми или группами людей, которые ведут к достижению равновесия [2].
      Подчинение  деятельности достижению определенных целей групп людей возникает в тех ситуациях, когда появляется необходимость в согласованных действиях людей, при этом определяются ведущие и ведомые, властвующие и подвластные, господствующие и подчиненные. Мотивы подчинения могут быть основаны на стремлении к поставленной цели, на авторитете лидера и, наконец, просто на чувстве страха перед нежелательными следствиями в случае неподчинения. Сами мотивы имеют большое значение для эффективности власти и её долговечности. Властные отношения являются своеобразной платой за жизнь в обществе, ибо жить в обществе и быть свободным от его правил невозможно. Без отношений власти человеческая цивилизация невозможна. Однако, следует отметить, что власть вовсе не является непременно результатом только насилия, подавление одной личности другой. Таким образом, власть можно определить как способность и возможность оказывать определенные воздействие на деятельность и поведение людей с помощью каких-либо средств – воли, авторитета, права, как специфические отношения между как минимум двумя субъектами, один из которых подчиняется распоряжениям другого. В  результате этого подчинения властвующий субъект реализует свою волю и интересы.
      Сама  власть выступает в виде управления, управление – в виде власти. Но нельзя полностью отодожествлять понятия «управление» и «власть». Власть – элемент управления, источник силы управления. Управление же является средством, при помощи которого целенаправленное воздействие власти из возможности превращения в действительность.
      Имеет место представление о власти как о форме принуждения. По мнению М.Байтина [4], власть безотносительно от форм своего внешнего проявления, в сущности, всегда принудительна, ибо, так или иначе, направлена на подчинение воле членов данного коллектива. Невозможно не согласиться с тем, что власть проявляется в процессе подчинения, принуждения воли какого-либо субъекта. Однако сводить сущность властных отношений только к насилию и принуждению было бы неправильно.
      Политическая  власть ограничена пространственными, территориальными границами. Она является средством обеспечения порядка на основе принадлежности человека, группы к данной территории, сообществу, социальной категории, приверженности идее. При неполитической власти нет жестких различий между управляющими и управляемыми. Политическая власть осуществляется всегда меньшинством, элитой и основана на взаимосвязи двух компонентов: людей, которые сосредотачивают в себе власть, и организаций, через которые власть концентрируется и реализуется, является ядром политической системы общества, её организационным и регулятивно контрольным началом. Она определяет все другие институты и отношения в самой системе общества. Прямо или косвенно политическая власть воздействует на развитие всех других общественных систем – экономической, социальной, духовной и др.
       
  2.2. Особенности политической власти
 

      Отличительными  признаками политической власти являются: легальность использования силы в пределах государства, способность проникновения в общественные процессы, наличие одного центра принятия решений, всеобщность власти, многообразие ресурсов осуществления власти (принуждение, экономические и социальные стимулы, культурно-информационные ресурсы).
            Важное место в  понимании власти занимает понятие  легитимности власти. Государство, по М.Веберу, ? отношение господства людей над людьми, опирающееся на легитимное (признанное со стороны управляемых) насилие как средство [Вебер, Якуба с.122]. Легитимность – это социально-культурная характеристика власти, основанная на признании права носителя власти,  способность власти создавать условия для исполнения. В зависимости от мотивов подчинения Вебер выделил три главных типа легитимности власти: традиционная власть, харизматическая власть и рационально-правовая власть. Первая из них может приобретать законность благодаря традиции и имеет место в патриархальных обществах, организованных по подобию семьи, где повиновение отцу, главе рода, является естественной реакцией на политический порядок. Харизматическая власть предполагает наличие у властителя необычного личного дара – харизмы. М.Вебер отмечает, что харизмой следует, называет качество личности признаваемое необычайным, недоступное другим людям. В истории легко можно найти примеры харизматического авторитета: Юлий Цезарь, Чингиз-хан, Наполеон, Ленин, Сталин, Гитлер и др. Источником рационально правовой власти является опора на общепризнанный правовой порядок. В современном мире такая власть занимает главенствующее положение. Носители власти в этом случае приходят к своему положению на основе узаконенной процедуры, например, в результате выборов. Легитимность власти в этом случае покоится не на привычке, а на признании разумности, рациональности существующего политического порядка. Следует помнить, что в реальной жизни редко удается найти «чистые» типы легитимной власти. Как правило, процесс прихода к власти объединяет множество различных комбинаций, способов и путей, связанных с разными социокультурными традициями и влияниями. Можно лишь говорить об общей направленности этого процесса.
      Политическая  власть как, одно из важнейших проявлений власти характеризуется реальной способностью данного класса, группы, индивида проводить волю, выраженную в политике. Понятие политической власти шире понятия власти государственной. Известно, что политическая деятельность осуществляется не только в рамках государства, но и в других составных частях социально – политической системы: в рамках партий, профсоюзов, международных организаций и т.д.
           
    3. Основные компоненты политической власти

     3.1. Субъекты и объекты политической  власти 

      Основными компонентами власти являются: субъект; объект; средства (ресурсы).
      Субъект власти является активным началом власти. Им может быть личность, орган, организация и др. Для реализации властных отношений субъект должен обладать рядом таких качеств, как желание властвовать и воля к власти. Помимо этого субъект власти должен быть компетентным, должен знать состояние и настроение подчиненных, уметь использовать ресурсы, обладать авторитетом.
      Вторым  важнейшим компонентом власти является ее объект. Объект здесь выступает также в роли исполнителя воли субъекта политической власти. Власть, как уже отмечалось, никогда не является свойством или отношением лишь одного действующего лица. Власть в политологии – всегда двустороннее отношение и взаимодействие субъекта и объекта. Власть не мыслима без подчинения объекта. Где нет объекта, там нет власти. В качестве литературного примера можно привести короля из произведения Экзюпери «Маленький принц», страдающего от отсутствия подданных, и поэтому не ощущающего полноты власти. Границы отношения объекта к субъекту власти простираются в широких пределах от ожесточенного сопротивления до всенародного признания и добровольного  повиновения.
        Взаимодействие между ними и определяет, всю палитру отношений, выражаемых понятиями «господство» и «подчинение», «воля» и «сила», «контроль» и «распределение», «руководство» и «лидерство», «управление» и «давление», «властвование» и «влияние», «авторитет» и «насилие» и т.д. [5]. А это значит, что отношения «господства и подчинения» являются определяющими в вопросах социального общения между людьми.
        Понятно, что при всей сложности взаимоотношений в обществе, одна личность, какой бы выдающейся она ни была, не может управлять и контролировать все стороны жизни государства. Разделение властей облегчает взаимоконтроль деятельности государственных органов. Теорию разделения властей определяют и как систему контроля и равновесия. Получается, что каждая власть обладает своей сферой полномочия, закрытой для других, но влияет и на смежную сферу, так как есть вопросы совместного ведения. Рассмотрим назначение и место каждой ветви власти в осуществлении управления государством.
        
 3.2. Ветви власти
 

      3.2.1.Законодательная власть  

      В демократических государствах законодательная  власть основана на принципах Конституции и верховенства права, формируется путем свободных выборов. Ее функциями являются внесение поправок в конституцию, определение основ внутренней и внешней политики государства, утверждение государственного бюджета, принятие законов, обязательных для всех исполнительных органов власти и граждан, контроль их исполнения, обеспечения соблюдения прав граждан.  
Выборные законодательные, судебные и исполнительные органы власти подконтрольны избирателям. Контроль выполняется при помощи системы народного представительства и путем свободных демократических выборов. Носителем законодательной власти выступает парламент, который бывает двухпалатным и однопалатным. Двухпалатная парламентская система предполагает формирование одной из палат по результатам прямых выборов, второй ? на основе территориальной пропорциональности. В Украине в настоящий момент действует однопалатный парламент ? Верховная Рада.

и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.