На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Детская агрессия

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 31.05.2012. Сдан: 2010. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


  В последние годы научный интерес к вопросам детской агрессивности существенно возрос. Продолжают шокировать известия о том, что дети забивают друг друга до смерти. Значительный рост агрессивных детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. Кроме того, агрессивный ребенок создает массу проблем не только окружающим, но и самому себе. Большое количество литературы и экспериментальных работ по данной проблеме позволяет утверждать, что в настоящее время создана обширная теоретическая база. На этот вопрос обращают внимание такие исследователи, как Р. Бэрон, Б. Крэйхи, К. Лоренц, Н. Миллер, Д. Доллард, Л. Берковиц, А. Бандура, Н. М. Платонова, С. Л. Колосова, В. С. Собкин, М. С. Жамкочьян, И. А. Фурманов, А. А. Реан, Л. М. Семенюк, А. В. Гриценко, Е. О. Смирнова, Г. Р. Хузеева. Работы ведутся в следующих направлениях: теоретикометодологические основы детской и подростковой агрессии, анализ агрессивного поведения личности в контексте педагогики ненасилия, социальная детерминированность агрессивного поведения, типология агрессивного поведения школьников, специфика агрессивного поведения учащихся различных половозрастных групп, соотношение биологического и социального как психофизиологическая основа агрессивного поведения. Значимое место в исследованиях детской агрессии занимают причины или факторы, вызывающие это явление, так как очень часто все многообразие проявлений агрессивности детей взрослые объясняют, ограничиваясь либо личностными качествами, либо взаимоотношением в семье, что, как следствие, затрудняет разработку путей своевременной профилактики или коррекции поведения ребенка.  

  В связи с этим, на наш взгляд, особенно важно рассмотреть возможные причины и факторы, влияющие на проявление агрессии в детском возрасте, более подробно. Исследуя причины, способствующие формированию агрессии в детском возрасте, многие исследователи (Б. Крэйхи, Н. М. Платонова, Р. Бэрон и др.) придерживаются мнения, что дети черпают знания о моделях агрессивного поведения из трех основных
источников. Первый источник — это семья, которая  может одновременно демонстрировать  модели агрессивного поведения и  обеспечивать его подкрепление. В  семье может проявляться прямое или сексуальное насилие, холодность, безразличие или враждебность со стороны родителей, оскорбления, негативные оценки, подавление, неуважение к личности ребенка, эмоциональное неприятие  ребенка, конфликтность, чрезмерный контроль или полное отсутствие его, избыток  или недостаток внимания со стороны  родителей, запрет на физическую активность, агрессивное отношение отца к  матери [8; 12]. Неадекватный стиль семейного  воспитания рассматривается как  одна из основных причин агрессивного поведения ребенка. Исследования показывают, что родителями агрессивных детей  очень часто являются люди, придерживающиеся в воспитании политики невмешательства  или предоставляющие слишком  много свободы, доходя до того, что  вообще не уделяют внимание ребенку. Неагрессивные дети в основном воспитываются  строго, но все же демократично. Дети, которые были оценены как чрезмерно агрессивные, напротив, часто испытывают авторитарное давление со стороны родителей и почти не
считаются со своими желаниями [4]. Кроме того, как отмечают А. Бандура и Р. Уолтерс, отцами сверхагрессивных и оказавшихся  в исправительных учреждениях подростков из относительно благополучных семей  среднего класса являются те, кто не терпит проявлений агрессии дома, но за его пределами поощряет и даже подстрекает своих детей провоцировать  других и нападать на них и позитивно  подкрепляет такого рода поведение [2]. Помимо подкрепления агрессивного поведения своих детей родители могут служить и образцом агрессивности. Так, С. и Э. Глюки установили, что  у подростков с отклонениями в  поведении родители в прошлом  с относительно высокой вероятностью имели судимость.
  Та же тенденция обнаруживается, когда дети наблюдают насилие и испытывают его на себе. В литературе о насилии в семье описывается целый «цикл насилия»; его суть в том, что дети, которые видели, как их родители «практиковали» физическое насилие по отношению друг к другу, склонны воспроизводить аналогичные ситуации во взаимоотношениях с другими [4, с. 108]. Усваивая эти образцы поведения, они приобретают убежденность в их эффективности, вначале на чисто вербальном уровне. Затем практическое освоение моделей агрессивного поведения, закрепление его в привычках, навыках и стереотипах происходят главным образом в неформальном общении. Навыки агрессивного реагирования осваиваются и закрепляются в личном опыте ответного насилия, так же отрабатываются и технические приемы агрессивного взаимодействия [5].
  В целом агрессивное поведение в семье формируется через три механизма: подражание и идентификация с агрессором; защитная реакция; протестная реакция [1].
Агрессии  дети обучаются и при взаимодействии со сверстниками, зачастую узнавая  о преимуществах агрессивного поведения во время игр [4, с. 104]. Наиболее часто встречающаяся форма поведения с проявлением агрессий, особенно в дошкольном и младшем школьном возрасте, — это игры-потасовки. Хотя существует мнение, что даже если эти игры и сопровождаются ударами, преследованием друг друга и борьбой, они являются добровольной «возней» и приносят удовольствие. Кроме того, в них практически отсутствует стремление нанести друг другу ущерб [11].
  И, наконец, дети учатся агрессивным реакциям не только на реальных примерах (поведение сверстников и членов семьи), но и на символических, предлагаемых масс-медиа.Считается, для того чтобы понять условия жизни детей в современном обществе, их связи с семьей, школой и другими детьми, необходимо изучить влияние средств массовой коммуникации и, в частности, телевидения на них. Все психологи, занимающиеся данной проблемой (Л. Берковиц, Р. Бэрон, Э. Донерстайн, Д. Курт, Д. Ленц, С. Пепрод, В. С. Собкин, Т. В. Глухова, С. Н. Ениколопов), отмечают ее актуальность и важность. Данная тема тщательно исследуется, так как имеет большое социальное значение, особенно в настоящее время, когда телевизионные программы открыто рассказывают о насильственных преступлениях, телевидение постоянно демонстрирует различные репортажи об убийствах и фильмы с многочисленными сценами насилия [6]. Хотя исследователи и не придерживаются одинаковых взглядов на связь между просмотром телевизионных программ и агрессивным поведением детей, практически все отмечают важную роль средств массовой информации (в первую очередь телевидения) в распространении этих форм поведения, так как считается, что чем больше сцен насилия человек видел в детстве, тем более склонным к насилию он будет в юношеском возрасте и ранней зрелости [4]. Это не происходит с детьми сразу после просмотра передачи, но они принимают агрессию как эффективный способ решения проблем. И это значит, что при возникновении каких-либо проблемных ситуаций в школе или семье ребенок реализует имеющуюся у него модель поведения. Конечно, насилие на экране непосредственно не стимулирует агрессию, но оно формируют модель общественного поведения, при которой насилие становится способом взаимодействия с людьми и разрешения конфликтов.
  Учитывая все многообразие пагубного влияния телевидения, ученые пытаются решить, что может быть сделано для уменьшения этого воздействия. Так, на сегодняшний день предлагается два основных подхода:
1) критическое  видение, т. е. воспитание у  зрителей осознания асоциальной  и вредоносной природы агрессивного  поведения и помощь им в  создании ненасильственных альтернатив  разрешения конфликтных ситуаций;
2) инициативы  СМИ, т. е. применение медиа-изображений  с целью освещения пагубного  воздействия насилия [8]. Кроме  того, большую роль при разрешении  данной проблемы психологи отводят  родителям, которые должны объяснять  детям, что агрессия — не  единственный способ разрешения  конфликта, подбирать игры и  передачи более созидательного  характера, не менее увлекательные,  но и не развивающие агрессию. Одних только фактов наблюдения за насильственными формами поведения и испытания насилия на себе явно недостаточно для раннего формирования агрессивности, ведь в одной и той же семье, в сходных условиях воспитания могут вырастать совершенно разные по степени агрессивности дети [9].
  Поэтому вероятность возникновения агрессивного поведения детей может также зависеть от влияния множества агрессивных факторов, связанных как с самой личностью, так и с внешней средой. Так, психологи (Р. Бэрон, Б. Крэйхи, Н.М. Платонова, Д. Хорсанд и др.) выделяют социальные факторы (фрустрация, вербальное и физическое нападение, характеристики жертвы, подстрекательство со стороны окружающих, установки, предрассудки и система ценностей значимых для детей взрослых), внешние (жара, шум, теснота, загрязненный воздух), ситуационные (плохое самочувствие, переутомление, влияние продуктов питания),  индивидуальные, или  личные (подсознательное ожидание опасности, неуверенность в собственной безопасности, приобретенный отрицательный опыт, эмоциональная нестабильность, недовольство собой, повышенная раздражительность, чувство вины),  биологические причины (сходство генов, содержание тестостерона, реактивность симпатической нервной системы, родовая травма, влияние гормонов, травмы и органические заболевания мозга, психические заболевания, темперамент и особенности характера, его акцентуация, послеродовая депрессия матери). Особое внимание в современной литературе уделяется связи между личностными (индивидуальными) переменными и агрессивным поведением, так как черты характера играют важную роль в определении вероятности того, кем станут определенные дети — агрессорами или жертвами. Кроме того, существует мнение, согласно которому агрессивное поведение совпадает со специфической структурой личности ребенка и поэтому информация об этом может быть полезна для понимания и прогнозирования его поступков.
  В связи с этим были выявлены (Т. Мальти) определенные характеристики, имеющие отношение к агрессии. Так, агрессивные дети менее добросовестно выполняют свои домашние задания и обязанности, чаще ведут себя нервно и в контактах с другими детьми менее миролюбивы, чем их неагрессивные сверстники. При необходимости оценить ситуацию у агрессивных детей всех возрастов возникают трудности. Им трудно проникнуться чувствами других, понять их, переосмыслить действие с разных точек
зрения, мысленно предупредить возможные последствия. В случаях нарушения правил (воровство, толкание с качелей или нарушение  обещания) они хуже, чем неагрессивные  дети, представляют себя в роли преступника  или жертвы. В роли нарушителя они  намного реже, чем неагрессивные  дети, испытывают раскаивание.
  Психологи, изучающие причины проявления агрессии в детском возрасте, не ограничиваются только исследованием семейных и индивидуальных факторов, из-за которых вырастают склонные к жестокости дети. Они считают, что не менее важным является влияние школы как второго по значимости после семьи социального института, участвующего в формировании личности ребенка [7].
  Дети становятся агрессивными, когда их расстраивает что-то в школе, когда их обижают, оскорбляют, когда школа становится местом, где они не чувствуют себя комфортно. В этих случаях дети часто проявляют агрессию по отношению к одноклассникам.
  Проблемы балинга и агрессии, распространенные в настоящее время в школах, с нашей точки зрения, могут быть значительно смягчены педагогами, владеющими информацией о причинах подобного поведения детей, должным надзором, вмешательствами и микроклиматом в классах. Следует отметить, что и сама школа, ее составляющие могут послужить причиной агрессии учеников. Нередко именно школа провоцирует проявление насилия со стороны родителей по отношению к ребенку. Учитель сообщает родителям о том, что их ребенок нарушает дисциплину, получает двойки, и они должны принять меры. Зачастую характер этих мер ограничивается либо моральным воздействием, либо, в худшем случае, физическим.
  Кроме того, классическая система школьного образования способствует соревнованию среди детей:
постоянно определяется, кто лучше, кто хуже, а кто находится среди отстающих. А насилие, по мнению психологов, никогда  не исходит от лучших учеников в  школе, потому что школа проявляет  уважение к ним. Насилие всегда исходит  от неудачников.
  В последнее время современные исследователи, обсуждая вопросы школьных конфликтов, акцентируют свое внимание на взаимоотношениях учителя, ученика и родителей. Сравнительно меньше информации можно найти о конфликтах между учениками. Более тщательное изучение конфликтов между учителем, учеником и родителями, по нашему мнению, диктуется самой практикой повседневной жизни. Зачастую родители очень эмоционально реагируют на страдания собственного ребенка и в большинстве случаев винят школу. Они критикуют стиль преподавания учителя, его несправедливое отношение к ученикам, состав класса, требуют улучшения морального климата в школе и ужесточения наказания. Кроме того, часто родители с головой уходят в работу и свое невнимание к детям компенсируют лишь материально, потакая любым их желаниям.
  Учителя, подобно родителям, также исходят из объяснений, наиболее удобных для себя. По их мнению, причины агрессивного поведения детей, как правило, заключаются не в погрешностях преподавания или неустойчивости порядка в школе, а во влиянии на детей улицы или семьи, а также в неконтролируемом просмотре телевизионных программ. Учителя отвергают родительские обвинения в собственной некомпетентности, требуя сначала изменить подход к воспитанию. В то же время все чаще можно услышать о жестокости со стороны учителя. Особенно отмечают проблему психологического давления на ребенка, ведь дети беззащитны перед агрессией взрослого, они не обладают достаточным жизненным опытом и способностью к деловому осмыслению ситуации. К тому же их ролевое положение в системе школьного образования по сравнению с учителями далеко не равное.
  Таким образом, возникает замкнутый круг: учителя предъявляют претензии родителям, родители обвиняют учителей и своих детей, которые, в свою очередь, агрессивно реагируют и на родителей, и на учителей. Естественно, у таких детей нарушаются представления о ценностях и нравственные ориентиры. Несмотря на значительное количество исследований и монографий, посвященных детской агрессии, существуют ключевые вопросы, связанные с ее причинами, которые остаются открытыми. Анализ существующих на сегодняшний день психологических источников по проблеме показывает, что знание возможных причин и факторов, влияющих на проявление детской агрессии, позволит взрослым адекватно реагировать на подобное поведение ребенка, ведь зачастую детская агрессивность оказывается прямым следствием того, что взрослый не понимает причин и мотивов такого поведения и, следовательно, бессилен оказать ему своевременную помощь. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Литература 

1. Агрессия  у детей и подростков: Учебное  издание / Под ред. Н. М. Платоновой. СПб., 2006.
2. Бандура  А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия: Изучение влияния воспитания  и семейных отношений. М.,
    2000.
3.  Берковиц  Л. Влияние сцен насилия на  зрителей // Общественное животное. Исследования / Под ред.
     Э. Аронсона. СПб., 2003.
4. Бэрон  Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб., 2001.
5. Дышлевой  А. Ю. Агрессия как форма  противоправного сексуального поведения  // Международный                    медицинский журнал. 2002. Т. 8. № 4.  
6. Ениколопов  С. Н., Широкова О. Малолетние  преступники. Электронная версия:    http://www.svobodanews.ru/ articlete.aspx?exactdate=20061103140014387.
7. Жамкочьян  М. Агрессия не исчезает и  не появляется. Электронная версия: http://www.follow.ru/article/316.
8.  Крэйхи  Б. Социальная психология агрессии. СПб., 2003.
9. Смирнова  Е. О., Хузеева Г. Р. Психологические  особенности и варианты детской  агрессивности //    Вопросы  психологии. 2002. № 1.
10. Собкин  В. С., Глухова Т. В. Насилие  и эротика на телеэкране глазами  подростка // Телефорум. 2001. № 12.
11. Фурманов  И. А. Агрессия и насилие:  диагностика, профилактика и коррекция.  СПб., 2007.
12. Хорсанд  Д. Причины детской агрессивности.  Электронная версия: http://adalin.mospsy.ru/l_02_00/l_02_ 09e.shtml. 
 
 

§1. Важнейшие концепции  феномена детской  агрессивности
    Различными исследователями предложено множество определений и классификаций агрессии, но ни одни из них не могут быть признаны исчерпывающими и общеупотребительными. Проследим наиболее характерные тенденции в этом аспекте в контексте основных направлений психологии.
    Во–первых, под агрессией некоторые исследователи понимают  сильная активность, стремление к самоутверждению. Так, Л. Бендер [2, с.7] говорит об агрессии как тенденции приближения к объекту или удаления от него, описывает ее как внутреннюю силу (не объясняя ее происхождения), дающую человеку возможность противостоять внешним силам.
    Под агрессией понимаются также акты враждебности, атаки разрушения, т.е. действия, которые вредят другому лицу и объекту. В тоже время авторы разводят понятия агрессии как специфической формы поведения и агрессивности как психического свойства личности. Агрессия трактуется как процесс, имеющий специфическую функцию и организацию; агрессивность же рассматривается как некоторую структура, являющаяся компонентом более сложной структуры психических свойств человека.
    Давая определение агрессии, ряд  исследователей стремятся акцент  сделать на основе изучения  поддающихся объективному наблюдению  и измерению явлений, чаще актов  поведения.
     Наиболее общим определением  агрессии является поведение, причиняющее ущерб. Причем ущерб может быть как прямым (нападение), так и косвенным (распространение порочащих слухов). В качестве синонимов к понятию агрессии используются понятия «деструктивность», «напористость», «разрушительность», «жестокость». Термин агрессивность обозначает ситуативную или личностную склонность к разрушительному поведению. Н.Д. Левитов [22 с.18] описал состояние агрессивности как стеническое переживание гнева с потерей самоконтроля.
   По форме агрессии подразделяется на физическую (избиение, ранение) и вербальную (оскорбление, отказ общаться); прямую и косвенную.
    А. Басс [2, с.8] ввел понятие враждебной и инструментальной агрессии. Враждебная агрессия мотивируется негативными эмоциями намерением причинить зло. Под инструментальной агрессией преследуются цели, не связанные с причинением вреда, т.е. агрессия становиться инструментом личного обогащения или продвижения.
     Боле логичную картину агрессии, чем многие другие авторы, на  наш взгляд, предлагает Э. Фромм [50, с.35]. Э. Фромм разграничил злокачественную и доброкачественную агрессию. Так, доброкачественная агрессия способствует поддержанию жизни и является адаптивной. К доброкачественной агрессии относится самооборона, а также псевдоагрессия, при которой ущерб наноситься ненамеренно.
     Агрессивные действия могут быть  как произвольными, так и непреднамеренными. Неприемлемое непреднамеренное агрессивное поведение может быть как случайным, так и слабо осознаваемым. Паталогическая агрессия может быть следствием психотического состояния и требует медицинского вмешательства.
    А. Басс и А.  Дарки выделяют пять видов агрессии: [2, с.10]
    Физическая агрессия (физические действия против кого – либо).
    Раздражение (вспыльчивость, грубость).
    Вербальная агрессия (угрозы, крики, ругань и т. д.).
    Косвенная агрессия, направленная (сплетни, злобные шутки) и ненаправленная (крики, топанье).
    Негативизм (оппозиционное поведение).
     Ю. Б. Можгинский [28, с.24], в свою очередь, выделяет два вида патологической агрессии – психотическую и трансформированную. Психотическая агрессия, по его мнению, характеризуется нелепостью разрушительных поступков. При трансформированной агрессии  жестокое поведение в какой–то момент трансформируется в агрессивно – патологические действия с признаками немотивированного садистского насилия. Трансформированная агрессия часто является патологической компенсацией комплекса ущербности и обиды.
     В психоаналитическом подходе агрессия рассматривается как порождение инстинкта борьбы. Первые исследования природы   агрессии   принадлежат
З. Фрейду. Агрессивная энергия выбрасывается у индивида непрерывно и со временем ищет выход. Если с момента последнего открытого проявления агрессии прошло много времени, раздражителя вообще не требуется, взрыв агрессии происходит спонтанно [49, с.65].
     В этологическом подходе положение о врождённой природе агрессии находит свое развитие. К. Лоренц изучил врождённые сдерживающие агрессию начала, к которым относил родство, любовь и дружеские отношения [24].
      Согласно инстинктивным теориям,  агрессия является неотъемлемой  частью человеческой природы.  Согласно К. Лоренцу [24, с.68], агрессия берет начало, прежде всего, из врожденного инстинкта борьбы за выживание, который присутствует у детей. Агрессивная энергия генерируется в организме спонтанно, непрерывно, регулярно накапливаясь с течением времени. Чем большее количество агрессивной энергии имеется в данный момент, тем меньшей силы стимул нужен для того, чтобы агрессия выплеснулась вовне.
    В социобиологическом подходе основной акцент в изучении природы агрессии связывается с влиянием генов, т.к. они обеспечивают адаптивное поведение. Гены вносят свой вклад свой   вклад в успешность репродукции и гарантируют их сохранение у будущих поколений. Таким образом, индивидуумы, скорее всего, будут содействовать выживанию тех, у кого имеются схожие гены (т.е. родственники), проявляя альтруизм и самопожертвование, и будут вести себя агрессивно по отношению к тем, кто от них отличается или состоит в родстве.
      К ситуативной теории агрессии относится подход Дж. Долларда [10, с.37], который рассматривал агрессию как следствие фрустрации, аверсивной (крайне неприятной) стимуляции. Он считал, что фрустрация (помеха, раздражение) всегда приводит  к агрессии, а агрессия всегда является следствием фрустрации. У индивида, пережившего фрустрацию, возникает побуждение к агрессии. Агрессивный позыв может встречать внешние препятствия или подавляться страхом наказания.
     Н.Е. Миллер [2, с.13] выдвинул систематизированную модель, в тех случаях, когда индивидуумы проявляют агрессию, выбор жертвы обусловлен тремя факторами:
    силой побуждения к агрессии;
    силой факторов, тормозящих данное поведение;
    стимульным сходством каждой потенциальной жертвы с фрустрировавшим фактором.    
    Л. Берковец считал [6, с.37], что фрустрация вызывает гнев, который создаёт готовность реагировать агрессивно, однако открытая агрессия может не проявляться. Роль посылов к агрессии   могут играть провоцирующие реплики, страх и податливость жертвы.
     Теория социального научения агрессии А. Бандура [4, с.39],  постулирует, что агрессивное поведение представляет собой сложную систему навыков, требующую длительного и всестороннего научения. Чтобы усвоить способы разрушительных действий, человек должен наблюдать их социальные образцы. Поощрение и наказание являются регулятором агрессивного поведения, отвечают за усиление  или сдерживание деструктивных тенденций.
     По формальным характеристикам  в психологии выделяют следующие  формы агрессивных действий: [2, с.15]
    Негативные – позитивные (деструктивные – конструктивные).
    Явные и латентные  (внешне наблюдаемая агрессия – скрытая агрессия).
    Вербальные – физические  (словесное нападение – физическое нападение).
    Прямые – косвенные (непосредственно направленные на объект – смещенные на другие объекты).
    Враждебные – инструментальные (с целью причинения вреда, боли другому человеку – с иными целями).
    Эго – синтонные (принимаемые личностью) – эго-дистонные (чуждые для «я», осуждаемые самой личностью).
     Наиболее привычными, явными  выражениями агрессивного поведения считаются: повышение тона и громкости голоса, аффекция (бурное проявление негативных эмоций), принуждение, негативное оценивание, оскорбления, угрозы, использование физической силы (кусание, царапание, удары). Скрытые формы агрессивного поведения выражаются в уходе от контактов, бездействии с целью навредить кому – то, причинении вреда.
      Агрессия  может быть направлена на: [4, с.16]
    окружающих людей вне семьи (на педагогов, сверстников)
    близких людей (без проявления агрессии вне семьи, например, на бабушку)
    животных (птиц, кошек, насекомых)
    себя (своё тело или личность, например, в форме выдергивания волос, сдирания кожи, кусания ногтей)
    внешние физические объекты (например, в форме поедания несъедобного, разрушения предметов, порчу имущества)
    символические и фантазийные объекты (в форме серийных агрессивных рисунков, увлечения компьютерными играми агрессивного содержания).
     Особую опасность для общества  представляет агрессия, направленная  на других детей. Психологической целью агрессии может быть как собственно причинение страдания (вреда) жертве (враждебная агрессия), так и использование агрессии как способа достижения иной цели (манипулятивная или инструментальная агрессия) [3].
     Наиболее распространёнными целями агрессивного поведения, не связанного с психическими расстройствами, в переходе от враждебности к манипулятивности могут быть:
    причинение боли жертве, её страдания;
    месть за перенесенное страдание;
    причинение ущерба;
    доминирование, власть над другим человеком;
    получение материальных благ;
    аффективная разрядка, разрешение внутреннего конфликта;
    самоутверждение (повышение самооценки, сохранение самоуважения);
    защита от реальной или воображаемой угрозы, от страдания;
    отстаивание автономии и свободы;
    завоевание авторитета в группе сверстников;
    удаление препятствий на пути к удовлетворению потребностей;
    привлечение внимания.
      Однако чаще всего агрессия  вызывается словами и поступками, т.е. имеет социальный контекст. Чем выше уровень фрустрации, т.е. переживания неудачи, обиды, чем неожиданнее эта помеха, тем сильнее агрессия пострадавшего. Под фрустрацией понимается эмоционально тяжёлое переживание человеком своей неудачи, сопровождающееся чувством безысходности, крушением надежд в достижении определённой желаемой цели[34,с.682]. Фрустрация может вызвать две взаимоисключающие эмоции – страх или гнев и, соответственно два вида реагирования – бегство (уклонение) или нападение. Выбор стратегии реагирования зависит от личностных особенностей, состояния человека, а также от внешнего стимулирования того или иного вида поведения. Вербальная агрессия чаще распространена, чем физическая. Чем более несправедливым кажется проступок другого, тем выше вероятность агрессивной реакции.
     Навязывание моделей агрессивного  поведения реализуется в масс-медиа  и референтными группами. Сцены  насилия в средствах массовой  информации провоцируют агрессивность  зрителя, если выглядят реальными  и захватывающими, если зритель отождествляет себя с агрессором или ассоциирует враждебную персону с жертвой агрессии из фильма. Особенно сильно влияние фильмов на рост агрессивных настроений у раздражённой личности.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.