На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Рынок спроса и предложения

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 31.05.2012. Сдан: 2010. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


План
     Задание на курсовую работу………………………………………………2
     План ………………………………………………………………………...3
     Введение 4
     Основные понятия теории предложения 5
     Функция предложения 6
     Совокупное предложение 7
     Ценовая эластичность предложения и ее измерение 9
     Определяющие факторы ценовой эластичности предложения 10
     Неценовые факторы предложения 13
     Издержки на создание предлагаемого блага 13
     Выгодность товаров-заменителей 18
     Выгодность дополняющих товаров 20
     Непредсказуемые события 20
     Ожидание будущих изменений цен 21
     Цены на импортные ресурсы 22
     Заключение 23
     Приложение 24
     Литература 30 

 

      Введение 

     Цены в рыночной экономике являются главными носителями информации. На рынке покупатель и продавец общаются посредством цен. Когда растет цена блага его предложение тоже, как правило, растет. В то же время, если растет общественная потребность в каком-либо благе, то ее удовлетворение за счет расширения производства нередко предполагает, что производитель «вознаграждается» более высокой ценой.
     Во многих случаях каждая дополнительная единица поставляемой на рынок продукции требует больших издержек по сравнению с предыдущей. В то же время рост цены при прочих равных условиях может делать более прибыльным для производителя расширение выпуска какого-либо блага. И, наконец, с течением времени, если цена в какой-либо отрасли остается высокой, в нее войдут новые производители. Таким образом, будет расширено рыночное предложение.
     В силу наличия ряда исключений из рассмотренной нами связи («выше цена - больше предложение») экономисты предпочитают воздерживаться от утверждений о наличии закона предложения.
     Но цены не единственный фактор предложения. Существует набор «неценовых» факторов [10].
     Цели работы:
     Ознакомиться и описать основные понятия теории предложения
     Дать определения функции, графика предложения и совокупного предложения.
     Привести основные неценовые факторы предложения.
     Дать некоторые примеры неценовых факторов предложения.
 

     Основные понятия теории предложения

 
     Предложение показывает различные количества блага, которое продавцы желают и способны поставить по различным ценам в данный период времени. Объемом предложения называют количество какого-либо товара, которое желает продать на рынке продавец или группа продавцов в единицу времени при определенных условиях. К числу этих условий относятся: цена данного товара, цена других товаров, характер применяемой технологии, наличие и размер налогов и дотаций, природные условия,  ожидания производителей. Сумма кривых предложения отдельных производителей - индивидуальные кривые предложения (тонкие линии) суммируются в кривую общего предложения (толстая кривая) (рис.1.) 

     
     Рис. 1. Индивидуальные и общая кривая предложения 

     Изменение величины предложения имеет место тогда, когда в результате изменения цены блага происходит движение по кривой предложения.

     Функция предложения

 
     Введем теперь понятие «функция предложения». Функция предложения выражена уравнением, показывающим количественную зависимость между предложением блага и всеми определяющими его факторами.
     Функцию предложения можно записать как [1]:
     QS = f(Pg, Cg, s1 … sn, c1 … cm, U, Peg),
     где QS - предложение блага, которое есть функция от Pg - реальной цены данного блага (ее изменения и порождают движение по кривой предложения), а также от Cg - издержек на создание предлагаемого блага, s1 … sn - выгодности товаров-заменителей, c1 … cm - выгодности дополняющих товаров, U - непредсказуемых событий и Pеg - ожидаемой цены данного блага (изменения которых определяют сдвиги самой кривой спроса).
     Функцию предложения можно представить в сокращенной форме, - только как зависимость от реальной цены данного блага. Функция предложения может быть представлена, например, как некая абстрактная линейная функция
     QS = -c + d*P   (1)
     или как такая же функция с некими условными числовыми значениями (рис.2.)
     QS = -20 + 4*P   (2) 

     
     Рис. 2. Линейная функция предложения

     Совокупное предложение

 
     Совокупное предложение - это модель представленная кривой, которая показывает уровень наличного реального объема производства при каждом возможном уровне цен. Более высокие уровни цен создают стимулы для производства дополнительного количества товаров и предложения их для продажи. Более низкие уровни цен вызывают сокращение производства товаров. Поэтому зависимость между уровнем цен и объемом этому зависимость между уровнем цен и объемом национального продукта, который предприятия выбрасывают на рынок, является прямой, или положительной [5].
     Существуют большие разногласия по поводу природы и формы кривой совокупного предложения. Эта кривая состоит из трех определенных сегментов, или отрезков (рис.3.).
     Форма кривой совокупного предложения отражает изменение издержек на единицу продукции при увеличении или уменьшении объема национального производства. Издержки на единицу продукции можно рассчитать путем деления производства при полной занятости. Это справедливо не только потому, что рабочий день и размеры рабочей силы иногда можно увеличить сверх нормальных пределов. Но и потому что периодически фактический ВНП превышает потенциальный ВНП. Так, в фазе процветания экономики ежедневный рабочий день и рабочая неделя могут увеличиваться. Рабочие могут также прибегнуть к совместительству, то есть к такой практике, когда человек работает в двух местах. Но нам достаточно сказать, что существует определенный реальный объем национального производства, который соответствует полной занятости.
     Три сегмента кривой совокупного предложения определяются как
     кейнсианский (горизонтальный)
     промежуточный (отклоняющийся вверх). На промежуточном отрезке между Q и Qf мы видим, что увеличение реального объема национального производства сопровождается ростом уровня цен. Это происходит потому, что вся экономика практически состоит из бесчисленного количества рынков товаров и ресурсов и полная занятость возникает неравномерно и неодновременною. Поэтому, когда реальный объем национального производства QQf, в некоторых отраслях промышленности может появиться дефицит и другие узкие места в производстве. Расширение производства также означает, что, когда оно станет работать на полную мощность, некоторым фирмам придется использовать более старое и менее эффективное оборудование. При увеличении объема производства на работу принимают менее квалифицированных рабочих. По всем причинам издержки на единицу продукции увеличиваются, и фирмы должны назначить более высокие цены на товары, чтобы производство было рентабельным. Поэтому на промежуточном отрезке увеличение реального объёма национального продукта сопровождается ростом цен.
     классический (вертикальный) отрезки.
     Форма кривой совокупного предложения вызывает большие споры. Некоторые экономисты, которых называют представителями классической или неоклассической школы, утверждают, что вся кривая является вертикальной, а изменения совокупного спроса сравнительно безобидны, поскольку оказывают влияние только на уровень цен и не затрагивают объема производства и занятость. Кейнсианцы, считают, что кривая совокупного предложения либо горизонтальная, либо восходящая и поэтому такое уменьшение совокупного спроса имеет отрицательные и очень дорогостоящие последствия для производства и занятости.

     Ценовая эластичность предложения и ее измерение

 
     С изменением цены блага меняется не только спрос на него, но и его предложение. Таким образом, имеет место ценовая эластичность предложения.
     Ценовая эластичность предложения есть реакция предложения блага в ответ на изменение цены. Ценовая эластичность предложения есть процентное (относительное) изменение в количестве предлагаемого блага деленное на процентное (относительное) изменение в цене блага [6].
     Это же можно выразить через очень простую формулу:
     ES = DQS%/DP%,   (3)
     где ES - ценовая эластичность предложения, а DQS% означает относительное изменение предложения, выраженное в процентах.
     Значения ценовой эластичности предложения положительны. Это связано с тем, что предложение блага и его цена меняются в одном направлении.
     Если ES > 1, то предложение эластично. Предложение является эластичным, когда на каждый процент изменения цены предложение изменяется более чем на один процент.
     Если ES < 1, то предложение неэластично. Предложение является неэластичным, когда на каждый процент изменения цены предложение изменяется менее чем на один процент.
     В силу положительного наклона кривой предложения цена и расходы покупателей (выручка продавца) меняются однонаправлено на всем протяжении кривой. Поэтому единица как значение ценовой эластичности предложения не играет той важной роли, о которой речь шла при рассмотрении ценовой эластичности спроса.
     Вертикальная линия предложения имеет нулевую эластичность, а горизонтальная кривая предложения имеет бесконечное значение эластичности. Из двух пересекающихся линий предложения та из них имеет меньшую ценовую эластичность, чей наклон круче. Если сравнить ценовые эластичности предложения у линий предложения, выходящих из начала координат, то независимо от угла наклона, значения эластичностей у всех из них будут равны единице. На рис. 4 изображены три кривые предложения, выходящие под различными углами из начала координат.
     
     Рис. 4. Кривые предложения с единичной ценовой эластичностью. 

     На каждой из них соотношение относительных изменений количеств предлагаемого блага и цены одинаково. Это еще раз подчеркивает то обстоятельство, что только по наклону кривой нельзя судить о значении эластичности.

     Определяющие факторы ценовой эластичности предложения

 
     Ценовую эластичность предложения определяют следующие факторы [4].
     Изменение издержек по мере роста выпуска. Восходящая форма кривой предложения определяется изменениями дополнительных издержек предприятия на каждую последующую единицу продукции. Если темпы прироста их велики, то эластичность предложения будет невысокой. Однако если эти темпы сравнительно низки, то эластичность предложения, напротив, будет высокой. Темпы же изменения затрат на единицу продукции, в свою очередь, определяются способностью предприятия вовлекать в производство дополнительные ресурсы. Если это возможно без повышения оплаты услуг этих ресурсов, то, при прочих равных условиях, предложение будет бесконечно эластичным (графически оно представлено прямой горизонтальной линией). Однако когда привлечение дополнительных ресурсов требует все больших издержек, то эластичность предложения снижается (кривая предложения становится все круче).
     Временной период. Ценовая эластичность предложения в решающей мере определяется тем, какой временной период мы рассматриваем.
     Мгновенный период. Здесь предложение неспособно отреагировать на изменение в спросе. Выпуск не меняется. Приспособление к изменению в спросе осуществляется только за счет повышения равновесной цены с Р1 до P2. Ценовая эластичность предложения равна нулю.  Даже если у предприятия имеются в наличии свободные, неиспользуемые ресурсы, то оно не сможет мгновенно среагировать расширением выпуска и предложения на увеличение в спросе.
     Короткий период. Здесь предприятие в состоянии как задействовать ранее неиспользуемые ресурсы, так и увеличить некоторые ресурсы (например, нанять дополнительных работников или закупить дополнительное количество сырья). Таким образом, выпуск увеличивается с Q1 до Q3, предложение в коротком периоде расширяется, его ценовая эластичность становится больше нуля. равновесная цена снижается с Р2 до Р3.
     Длительный период. Здесь предприятие в состоянии увеличить любые ресурсы (например, закупить и установить новое оборудование, построить новый цех). В результате выпуск увеличивается с Q3 до Q4. Эластичность предложения в длительном периоде выше, чем в коротком. Равновесная цена снижается с Р3 до Р4.
     Можно даже предположить, что при определенных условиях равновесная цена вернется на прежний уровень, а выпуск тогда расширится за пределы Q4.
 

     Неценовые факторы предложения

 
     Предложение блага определяется не только ценой этого блага, но и отличными от нее факторами (так называемыми “неценовыми факторами предложения”).

     Издержки на создание предлагаемого блага

 
     Эти издержки могут меняться под воздействием:
     Изменений в технологии. Сегодня каждый знаком с тем, насколько компьютеры и компьютерные сети сокращают время расчетов. Поэтому затраты времени на проведение бухучета с использованием компьютера многократно ниже той же операции без него [8].
     Изменений в ценах используемых ресурсов. Издержки на создание блага растут (снижаются), если растут (снижаются) зарплаты работников, цены на сырье и оборудование, процентные и арендные ставки. Например, в России рост железнодорожных тарифов на 10% вызывает рост цен в промышленности приблизительно на 3%, примерно такое же влияние на цены оказывает и изменение энергетических тарифов.
     Пример: приведем пример того, как себестоимость производства картофеля сказывается на его предложении в 2001, 2002, 2003, 2004г. Данные (табл. 1 в приложении) получены с официального сайта министерства сельского хозяйства http://www.mcx.ru/
     Проведем регрессионный анализ по областям РФ за каждый из годов. Для этого будем пользоваться статистическим пакетом E-views
     Так в 2001г. можно проследить закономерность (рис.5)
     SBOR2001 = -0.07913829844*SEBEST2001 + 50.12288754
     Т.е. сбор уменьшается на -0,079 единиц при увеличении себестоимости на 1ед.
     
     Рис 5. Зависимость сбора в 2001г. картофеля от себестоимости
     В 2002г. можно проследить закономерность (рис.6.)
     SBOR2002 = -0.04813324172*SEBEST2002 + 39.96091274 

     
     Рис 6. Зависимость сбора в 2002г. картофеля от себестоимости 

     Т.е. сбор уменьшается на -0,048 единиц при увеличении себестоимости на 1ед.
     В 2003г. можно проследить закономерность (рис.7.)
     SBOR2003 = -0.04739770454*SEBEST2003 + 43.20420845
     
     Рис 7. Зависимость сбора в 2003г. картофеля от себестоимости 

     Т.е. сбор уменьшается на -0,047 единиц при увеличении себестоимости на 1ед.
     В 2004г. можно проследить закономерность (рис.8.)
     SBOR2004 = -0.05307263802*SEBEST2004 + 47.43081516
     
     Рис 8. Зависимость сбора в 2004г. картофеля от себестоимости 

     Т.е. сбор уменьшается на -0,053 единиц при увеличении себестоимости на 1ед.
     В примере можно видеть, что по всем областям за каждый из годов сбор картофеля уменьшается при увеличении себестоимости производства, что и подтверждает указанный пункт.
     Изменений в организации производства. Новые прогрессивные методы управления предприятием и персоналом могут значительно снизить издержки на единицу выпуска даже при неизменной технологии, ценах и количестве используемых ресурсов.
     Изменений в политике государства. Так, повышение налогов, расширение лицензирования ведут к росту издержек предприятий, и наоборот, снижение налогов, сокращение лицензирования уменьшают их издержки.
     Наличие внутренних ресурсов. При увеличении наличных ресурсов кривая производственных возможностей общества смещается вправо, что влечет за собой смещение кривой совокупного предложения тоже вправо. Увеличение предложения внутренних ресурсов снижает цены на них, и в результате уменьшаются издержки на единицу продукции. Следовательно, при любом уровне цен все фирмы будут производить и выбрасывать на рынок больший реальный объем национального продукта, чем раньше. И наоборот, уменьшение предложения ресурсов приведет к увеличению цен на них и смещению кривой совокупного предложения влево.
     Земля. Земельные ресурсы могут увеличиться, например, благодаря открытиям полезных ископаемых, орошению, новым техническим усовершенствованиям, которые позволяют нам превратить то, что раньше было «нересурсом», в ценные факторы производства. Увеличение предложения земельных ресурсов приводит к уменьшению затрат на землю и тем самым к снижению издержек на единицу продукции и, как следствие, к увеличению совокупного предложения. И наоборот, увеличение затрат на землю приведет к увеличению издержек на единицу продукции и снижению совокупного предложения.
     Пример: рассмотрим пример того, как ввод новых земель под засев картофелем меняет объем производства. Опять воспользуемся данными с сайта Минсельхоза www.mcx.ru за 2003г. (данные в приложении в таблице 2.). Проведем регрессионный анализ, где в качестве регрессора будет ввод посевных площадей, а в качестве объясняемой переменной - сбор картофеля (рис.9). Результат оценивания приведен ниже.
     POSEV2003 = 0.1405714276*SBOR2003 + 37.5217054 

     
     Рис 9. Зависимость сбора в 2003г. картофеля от посевной площади 

     Видно, что сбор картофеля увеличивается на 0,14 ед при увеличении земель на 1 ед. Таким образом, ввод новых земель влияет на предложения картофеля, что и доказывает идею этого пункта.
     Трудовые ресурсы. Около 70% затрат предприятий идет на заработную плату рабочим и служащим. Следовательно, при прочих равных условиях, изменения в заработной плате оказывают существенное влияние на издержки на единицу продукции и на характер кривой совокупного предложения. Увеличение имеющихся в распоряжении трудовых ресурсов приводит к уменьшению цены на рабочую силу, а их уменьшение - к увеличению этой цены.
     Капитал. Совокупное предложение имеет тенденцию к повышению, когда общество наращивает запасы капитала. Это произошло бы, например, если бы общество решило сэкономить большую часть своего дохода и направить свои сбережения на покупку инвестиционных товаров. Точно таким же образом при улучшении качества капитала издержки производства уменьшаются, а совокупное предложение увеличивается. Например, фирмы в течение нескольких лет заменили оборудование плохого качества новым, более совершенным оборудованием. И наоборот совокупное предложение сократится, если уменьшится количество и ухудшится качество капитала страны.
     Предпринимательские способности. Количество предприимчивых людей в экономике с течением времени изменяются, и поэтому кривая совокупного предложения смещается. Вполне возможно, что особое внимание, уделяемое средствами массовой информации в последнее время тем, кто нажил состояние благодаря своей предприимчивости, увеличит количество людей, стремящихся к предпринимательской деятельности, и это сместит кривую совокупного предложения вправо.

     Выгодность товаров-заменителей

 
     Товары-заменители имеются не только в потреблении, но и в производстве. Понятно, что рост цены или сокращение издержек на товар-заменитель ведут к тому, что производитель увеличивает его выпуск в ущерб выпуску другого блага. Легко догадаться, как поведет себя производитель в случае снижения цены или увеличения издержек на товар-заменитель.
 

     Выгодность дополняющих товаров

 
     В производстве можно встретить не только товары-заменители, но и взаимодополняющие блага (их иногда называют “блага совместного предложения”). Примером могут быть мясо и шкуры животных. Допустим, если растет спрос на кожаные куртки и их цена, и, соответственно, спрос на шкуры и их цена тоже растут, то предложение шкур не может быть увеличено без увеличения производства и предложения мяса, хотя ни цена, ни какие иные неценовые факторы его предложения (кроме рассматриваемого) не меняются [9].

     Непредсказуемые события

 
     К ним можно отнести, прежде всего, природные явления. Например, снег во Флориде может привести к сокращению предложения цитрусовых, а его отсутствие зимой в Центрально-Черноземном районе России - погубить озимые, и, следовательно, сократить предложение пшеницы [3].
     Пример: рассмотрим сбор картофеля по федеральным округам в 2000-2003г.
     Таблица 3. Сбор картофеля по округам РФ в 2000-2003гг. 

     
Округ 2000 2001 2002 2003
Российская Федерация 146 155 152 169
Центральный 167 160 155 171
Северо-Западный 213 219 204 221
Южный 88 102 110 123
Приволжский 168 178 169 193
Уральский 150 177 159 196
Сибирский 186 205 204 218
Дальневосточный 124 127 133 143
 
     Источник: сайт министерства сельского хозяйства
     На графиках ниже можно видеть резкий спад в 2002г. сбора картофеля по всем округам (кроме Южного и Дальневосточного). 

     
     Рис 10. Сбора в 2003г. картофеля в округах РФ 

     Это обусловлено тем, что в этом году по большинству округов погодные условия были неблагоприятными для картофеля (www.mcx.ru раздел аналитические материалы). В связи с этим предложение на рынке было сокращено.

     Ожидание будущих изменений цен

 
     Ожидание понижения цен в будущем увеличивает предложение в настоящем, и наоборот. Например, в крупных городах России зимой 1998-99 гг. агентства по недвижимости увеличили предложение жилья, ожидая дальнейшее снижение цен в долларовом эквиваленте в силу прогнозируемого ими падения реальных доходов населения и ужесточения контроля над крупными расходами [2]. Изменения в неценовых факторах приводят к изменениям в предложении, отражающимися соответствующими сдвигами кривой предложения (рис. 4) 

     
     Рис. 4. Изменения в предложении Старое предложение (тонкая линия) сдвигается вправо (толстая линия) 

     Если наблюдается увеличение предложения, то кривая сдвигается вправо, если уменьшение, - то влево. Цена самого блага остается прежней.

     Цены на импортные ресурсы

 
     Ресурсы, будь то отечественные или импортные, увеличивают наши производственные мощности. Импортные ресурсы снижают затраты и поэтому уменьшают издержки на единицу реального объема национального производства в нашей стране. Отсюда можно сделать следующий вывод: снижение цен на импортные ресурсы увеличивает наше совокупное реальные объемы произведенного и купленного продукта будут равны в экономике наступит равновесие [7].
 

     Заключение

 
     Соотношение между ценой товара и его предложением может быть представлено как в табличной форме, так и графически, в виде кривой предложения. Колебания в цене товара приводят к изменениям величины предложения, выражающимся в движении по кривой предложения.
     Функция предложения показывает влияние на него как реальной цены данного товара, так и «неценовых факторов» (издержек производства товара, выгодности товаров-заменителей и дополняющих товаров, непредсказуемых событий и ожидаемой цены данного товара). Влияние «неценовых факторов» приводит к изменениям в предложении, выражающимся в сдвигах кривой предложения.
     Эластичность есть мера реакции спроса или предложения на изменения одной из их детерминант. Она определяется как соотношение процентного изменения спроса или предложения, с одной стороны, к процентному изменению соответствующей детерминанты, - с другой.
     Ценовая эластичность предложения измеряет реакцию предложения на изменение в цене. Поскольку кривые предложения имеют, как правило, положительный наклон, то ее значения - положительны. Предложение тем более эластично, чем меньше прирост издержек на дополнительную единицу продукции и чем длиннее временной период.
     В работе показана роль неценовых факторов и приведены примеры с использованием регрессионного анализа, подтверждающие их значимость.  

 

     

     Приложение

 
     Таблица 1.
     
РЕГИОН Себестоимость валовый сбор в сельхозпредприятиях
  2001 2002 2003 2004 2001 2002
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.