На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Валютная монополия государства

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 31.05.2012. Сдан: 2010. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ  РФ
Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования
ЧИТИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ
«ЧитГУ» 
 

Кафедра «Административного права и таможенного  дела» 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА
по  дисциплине «Финансовое право» 
 

Тема: «Валютная монополия  государства»

 
 
 
 
 
 
 
 
 
      Выполнил: студент  
 

Научный руководитель: старший преподаватель 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Чита 2009
Оглавление
 

Введение
    Политика как социальное явление имеет свойство определять тенденции и перспективы общественного развития. Основной формой реализации государственной политики является закрепление в праве норм, направленных на достижение ее целей. Содержание политики и права предопределяется единой системой природных (географическая среда, климатические условия и т. д.) и социальных (экономических, исторических, идеологических, религиозных и т. п.) факторов объективного и субъективного характера. Политика и право отражают потребности экономики и социальной системы в целом, тесно взаимодействуют друг с другом, оказывая активное влияние на экономические и социальные процессы.
    Валютное  право как один из государственных  регуляторов общественных отношений, возникающих в связи с проведением валютных операций, направлено на достижение целей валютной политики государства.
    Валютная  политика представляет собой составную  часть внутренней и внешней политической деятельности государства, направленной на валютное обеспечение социально-экономического развития страны и поддержание ее устойчивого международного валютно-финансового положения.
    Исходя  из указанных целей валютной политики законодатель установил частные цели валютного регулирования. В соответствии со ст. 6 Федерального закона № 173-ФЗ к таким целям относятся:
    предотвращение  существенного сокращения золотовалютных резервов;
    предотвращение  резких колебаний курса национальной валюты;
    поддержание устойчивости платежного баланса России.
    Основные  направления внутренней и внешней  политики государства формулируются в соответствии со ст. 84 Конституции РФ в ежегодных посланиях Президента РФ Федеральному Собранию РФ. В частности, в Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ на 2003 г. применительно к валютной политике было отмечено, что одна из самых крупных стратегических задач государства, которую надо решать, — «это достижение полной конвертируемости рубля. Конвертируемости не только внутренней, но и внешней. Не только по текущим, но и по капитальным операциям».
    Текущие цели валютной политики государства и инструменты их достижения фиксируются в основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики, которые ежегодно совместно с Правительством РФ разрабатываются Центральным банком РФ и представляются на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания РФ (п. 1 ст. 155 Бюджетного кодекса РФ (далее — БК РФ)).
    Цель  курсовой работы рассмотреть валютную монополию государства.
 

Глава 1 Валютная политика государства: цель, задачи

1.1. Валютное право

    Правовым  фундаментом валютного права являются цивилистические и гуманитарные идеи и принципы об имущественных сделках и обязательствах, свободе договора, соблюдении и реализации прав и свобод человека, имущественных прав хозяйствующего субъекта, ответственности за правонарушения, а также публично-правовые идеи об императивном методе регулирования, установлении обязанностей и мер ответственности. Мне думается, что правовой основой валютного права России должен быть Гражданский кодекс РФ и принятый в соответствии с ним закон о валютном регулировании и валютном контроле, определяющий виды имущества, признаваемого валютными ценностями, а также порядок и условия совершения сделок с ними.
    Источниками валютного права России они считают  международный опыт и практику валютного  регулирования и валютного контроля, международные соглашения России (в частности, Соглашение МВФ), выполнение задач и функций государства по защите национальной валюты, экономических интересов резидентов РФ.
    Что касается международного опыта и  практики валютного регулирования и валютного контроля то их ещё можно посчитать идеологическими источниками валютного права России. Однако, выполнение задач и функций государства по защите национальной валюты и экономических интересов резидентов РФ источником права быть не может. В настоящее время источниками валютного права России являются Гражданский кодекс РФ, в частности ст. 141 и 317, закон "О валютном регулировании и валютном контроле", и Договор о МВФ, в части обязательств, принятых на себя Российской Федерацией.
    По  утверждению авторов "валютное право является самостоятельной отраслью права, представляющая систему норм, регулирующих общественные отношения в сфере совершения валютных операций, а также в сфере валютного контроля и ответственности за валютные правонарушения.
    Объектами валютного права выступают:
    валютные  операции;
    юридические действия (акты и поступки), вытекающие из владения, пользования и распоряжения валютными ценностями (например, нормы  о порядке оформления и учёта  валютно-обменных операций);
    процессуальные отношения по применению норм права (лицензирование валютных операций, порядок применения ответственности за валютные правонарушения).
    Субъекты  валютного права:
    физические  лица, юридические лица;
    резиденты, нерезиденты;
    органы  валютного регулирования, органы валютного контроля, агенты валютного контроля;
    уполномоченные  банки, клиенты уполномоченных банков.
    Метод регулирования – в основном императивный (властно-централизованный, не допускающий  отклонений и усмотрения субъектов), что позволяет отнести валютное законодательство к публично-правовой сфере".
    Считаем возможным определить валютное право  как совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, с сфере  гражданского оборота валютных ценностей  в Российской Федерации.1 К валютному праву РФ можно отнести нормы, определяющие валютные ценности как объект гражданских прав, порядок совершения сделок с валютными ценностями (валютных операций), нормы гражданского права о праве собственности и способах его защиты, нормы обязательственного права, нормы о недействительности сделок, нормы о ценных бумагах и остальные нормы, регулирующие гражданский оборот объектов гражданских прав. Валютное право – это структурный элемент гражданского (частного) права.
    Эти же авторы относят валютное законодательство к публично-правовой сфере, так как основной государственный орган валютного регулирования – Центральный банк РФ использует императивные методы регулирования, запрещает или устанавливает разрешительный порядок заключения сделок с валютными ценностями. Но от этого данные сделки не становятся публично-правовыми договорами. В ст.71 Конституции РФ при определении компетенции Российской Федерации валютное и кредитное регулирование упоминаются в одном пункте, а гражданское законодательство в другом. Но и это не означает, что это разные сферы, так как и валютное, и кредитное регулирование осуществляются в рамках гражданского законодательства.
    Высказывается точка зрения, что валютное право  выросло из административного, так  как основной способ изложения норм в действующим законе о валютном регулировании и валютном контроле является бланкетным и основное нормативное регулирование осуществляется подзаконными актами.
    Правовой  вакуум, вызванный отсутствием нормального  закона о валютном регулировании, и  бланкетные нормы действующего закона о валютном регулировании являются недостатком законодательства. Но это не означает, что эта сфера общественных отношений должна регулироваться многочисленными, несистематизированными подзаконными актами государственного органа валютного регулирования – Центрального банка РФ, который не должен превышать свою компетенцию при регулировании этой сферы гражданского оборота, а действовать в рамках полномочий чётко определённых законом о валютном регулировании.
    Необходимо  чётко разделять законодательство о внешнеэкономической деятельности и валютное законодательство, и, соответственно, не отождествлять государственный контроль за внешнеэкономической деятельностью и контроль за валютными операциями, осуществляемыми на территории Российской Федерации (валютный контроль). Эти 2 вида государственного контроля призваны решать разные задачи.
    Нельзя  согласиться с точкой зрения, что "статьи 140-141 Гражданского кодекса  РФ переводят регулирование всех сделок с иностранной валютой  в сферу валютного законодательства, в связи с чем применение гражданского законодательства в рассматриваемой сфере – в тех случаях, которые не урегулированы валютным законодательством иначе (согласно п.3 ст.2 ГК РФ гражданское законодательство к подобным отношениям не применяется, если иное не предусмотрено российским законодательством)".
    Статьи 140-141 ГК РФ не переводят регулирование  сделок с валютными ценностями в  сферу публичного права.
    Н.В. Сапожников считает, что "правовое регулирование  валютных операций осуществляется через  установление правил их совершения, а именно последовательности определённых действий, направленных на возникновение, изменение и прекращение прав и обязанностей в отношении валютных ценностей.
    Целью правового регулирования валютных операций является создание эффективного механизма воздействия на участников валютных операций путём определения принципов осуществления валютных операций в Российской Федерации, полномочий и функций органов и агентов валютного контроля, прав и обязанностей юридических и физических лиц в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, ответственности за нарушение валютного законодательства. Принципы правового регулирования валютных операций:
    1) возможность участников валютных  отношений совершать без специального  разрешения (лицензии) уполномоченного на то государственного органа только валютные операции, исчерпывающе перечисленные в законодательстве;
    2) возможность осуществления валютных  операций только через уполномоченные  банки или при их непосредственном  участии;
    3) жёсткий валютный контроль органов  и агентов валютного контроля  за соблюдением законодательства  при осуществлении валютных операций."
    Во-первых, валютное законодательство – это  часть гражданского законодательства, регулирующего оборот валютных ценностей.
    Во-вторых, под валютным законодательством  нельзя понимать подзаконные акты органов  государственной власти, включая  и Центрального банка РФ, так как  гражданское законодательство состоит  Гражданского кодекса РФ и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов (п.2 ст. 3 ГК РФ). В соответствии с п.7 ст.3 ГК РФ "министерства и иные федеральные органы исполнительной власти могут издавать акты, содержащие нормы гражданского права, в случаях и пределах, предусмотренных Гражданским кодексом, другими законами и иными правовыми актами."
    В-третьих, закон о валютном регулировании  и валютном контроле регулирует имущественные  отношения, связанные оборотом особого  объекта - валютных ценностей, лишь в  рамках полномочий, делегированных Гражданским  кодексом РФ, по определению видов имущества, признаваемого валютными ценностями, установлению порядка совершения сделок с ними, а также порядка и условий использования иностранной валюты и платёжных документов в иностранной валюте при осуществлении расчётов на территории Российской Федерации. Этот закон не может регулировать имущественные отношения, определяющие недействительность сделок с валютными ценностями, право собственности на валютные ценности и способы его защиты и так далее.
    В-четвёртых, в соответствии с п.3 ст. 2 ГК РФ "к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством". Имущественные отношения, регулирующие оборот валютных ценностей, не основаны на властном подчинении. Это частно-правовые отношения, возникающие при обороте объектов гражданских прав. Юридическая природа данных правоотношений абсолютно иная по сравнению с бюджетными и налоговыми правоотношениями. Стороны при заключении сделок с валютными ценностями (валютных операций) являются равными субъектами, обладают автономией воли и имущественной самостоятельностью.
    В-пятых, закон о валютном регулировании должен определять не принципы осуществления валютных операций в РФ, а порядок совершения валютных операций в РФ.
    В-шестых, возможно осуществление валютных операций в РФ и без участия уполномоченных банков, что ранее мной уже было доказано.
    Высказывается точка зрения, что особенностью валютного  законодательства является изложение  основной массы норм в подзаконных  актах, что обуславливает непостоянство  и бессистемность правовой основы внешнеэкономической  и валютной деятельности. Существенные сведения разбросаны по десяткам и сотням постоянно изменяемых документов, ориентироваться в которых трудно даже специалистам.
    Мне представляется, что изложение основной массы норм в подзаконных актах  является не особенностью, а недостатком  действующего валютного и внешнеэкономического законодательства. Действующий закон о валютном регулировании с той ролью, которая ему определена Гражданским кодексом РФ, не справляется, так как он содержит более двадцати отсылочных норм по тем вопросам, которые он и должен регулировать. Некоторые из действующих норм этого закона отменены Конституционным судом РФ. Этот пробел в гражданском законодательстве Центральный банк РФ заполнил своими несистематизированными, противоречащими друг другу более чем трёмястами нормативными актами. Для того чтобы разобраться в хаосе нормативных актов по вопросам валютного регулирования, исходящем от Центрального банка РФ, он издаёт в форме информационных сообщений обобщения практики их применения. В этих обобщениях практики применения своих же нормативных актов Центральный банк РФ в форме ответов на конкретные вопросы разъясняет то, как следует применять его нормативные акты.

1.2. Валютная политика

    Валютная  политика — совокупность мероприятий, проводимых государством в сфере  валютных отношений. Целью валютной политики является воздействие на валютные курсы, валютные расчеты.
    По  длительности решения задач различают  текущую валютную политику и долговременную валютную политику.
    Текущая валютная политика направлена на оперативное  регулирование валютно-рыночной конъюнктуры с помощью валютной интервенции, валютных ограничений, валютного субсидирования, диверсификации валютных резервов и т. д.
    Долговременная  валютная политика предполагает долгосрочные меры по последовательному изменению  валютного механизма с помощью  межгосударственных переговоров и соглашений, а также валютных реформ.
    Валютная  политика осуществляется главным образом  в двух формах: учетной политики и девизной политики.
    Учетная политика в сфере международных  валютных отношений направлена на регулирование  валютного курса изменением процентных ставок за кредит. Повышение процентных ставок привлекает капиталы из стран, где существуют более низкие процентные ставки, что улучшает состояние платежного баланса данной страны и повышает курс ее валюты. Напротив, понижение процентной ставки приводит к отливу капитала в другие страны и понижению курса валюты данной страны.
    Девизная  политика направлена на регулирование  валютного курса покупкой и продажей иностранной валюты. При падении курса национальной валюты центральный банк страны обычно продает на валютном рынке крупные суммы иностранной валюты, что приводит к повышению курса национальной валюты в отношении иностранных валют и, наоборот, скупка иностранной валюты влечет за собой падение курса национальной валюты.
    Валютная  политика государства формируется под воздействием ряда внешних и внутренних факторов.
    Основным  внешним фактором, формирующим валютную политику, является объективная потребность  в интеграции российской национальной валюты в международную валютную систему в соответствии с реальным экономическим потенциалом Российской Федерации. Решение такой задачи будет способствовать повышению роли России в системе мировых хозяйственных связей и исключению дискриминации рубля как средства международных расчетов.
    Национальные  хозяйства связаны цепью взаимных обязательств, и в этом смысле валютные отношения представляют собой ключевую форму международных экономических связей. Данный факт предопределяет усиление тенденций к валютной интеграции экономически развитых стран по мере роста таких связей. Наглядным примером проявления такой тенденции является создание Европейского валютного союза на базе евро.
    Очевидно, что Российская Федерация как  часть мирового сообщества не может  оставаться в стороне от этого  процесса. Концепция национальной безопасности РФ провозгласила стремление России к более широкой интеграции в мировую экономику, расширение сотрудничества с международными экономическими и финансовыми институтами. Движение Российской Федерации в направлении вступления во Всемирную торговую организацию, участие Российской Федерации в Международном валютном фонде (далее — МВФ), Международном банке реконструкции и развития, Международной ассоциации развития свидетельствуют о стремлении нашей страны играть активную роль в международных экономических отношениях. Однако такая роль предполагает не только ее участие в международных экономических и финансовых институтах, но и наличие в национальных экономике и законодательстве условий для включения российской валюты в международную валютную систему. Приоритетное значение в этом процессе следует признать за экономическими предпосылками, поскольку отмена законодательных ограничений в валютной сфере сама по себе не достаточна для появления у участников международных экономических отношений доверия к рублю и желания использовать его в международных расчетах.
    Доминирующим  внутренним фактором, формирующим валютную политику государства, является относительная  слабость рубля по отношению к  ведущим мировым валютам, потребность  в защите его покупательной способности  на внутреннем валютном рынке как экономическими, так и административными мерами. Проблема интеграции российской валюты в международную валютную систему может быть эффективно решена только при наличии твердых позиций рубля на внутреннем валютном рынке. Задача укрепления рубля, как следует из Концепции национальной безопасности РФ, должна решаться путем создания условий для прекращения расчетов в иностранной валюте на внутреннем валютном рынке и предотвращения бесконтрольного вывоза капитала.
    Совокупность  факторов, формирующих валютную политику, нашла свое отражение в валютном законодательстве РФ. Так, согласно преамбуле Федерального закона № 173-ФЗ целью валютного законодательства РФ является обеспечение реализации единой государственной валютной, политики, устойчивости валюты РФ и стабильности внутреннего валютного рынка РФ как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества.
    Очевидно, что цели валютной политики, сформулированные в валютном законодательстве РФ, преимущественно направлены на решение экономических задач. Таким образом, связка экономики, политики и права как естественной цепи взаимосвязанных социальных процессов наглядно отражается в нормах валютного права. Необходимо отметить, что валютное право представляет собой совокупность основополагающих, общеобязательных, формально определенных норм, которые выражают государственную волю в области общественных отношений, возникающих по поводу валютных операций. С этой точки зрения валютное право является проявлением и концентрированным выражением валютной политики государства, основополагающим образом обусловленной экономическими факторами.
    В Российской Федерации валютная политика направлена на обеспечение устойчивости рубля (валюты Российской Федерации) и  стабильности внутреннего валютного рынка как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества.
    Диверсификации  валютных резервов — политика государства, направленная на регулирование структуры  валютных резервов путем включения в их состав разных иностранных валют с целью обеспечения международных расчетов и защиты их от валютных рисков.
    Действенным инструментом реализации валютной политики является валютный контроль.
 

Глава 2 Правовые инструменты воздействия на валютные отношения

2.1. Структура механизма  валютного регулирования:  правовые основы     
    Переход российской экономики на рыночные отношения, ее постепенная интеграция в мировое  хозяйство и международные валютно-финансовые организации, последовательная децентрализация внешнеэкономических связей российских предприятий с зарубежными партнерами делают крайне актуальными знания механизма регулирования валютных отношений на территории России и за ее пределами. Данный механизм, имеющий экономическую природу (в его основе лежат объективно обусловленные экономические процессы), выступает в любом государстве в правовой форме.
    Существующая  система нормативных правовых актов  представляет собой юридический  механизм регулирования валютных отношений, имеющий двойное функциональное назначение. Во-первых, он выполняет статическую функцию, закрепляя уже сложившийся комплекс валютных отношений; во-вторых, ему присуща динамическая функция, которая выражается в том, что создаются предпосылки для дальнейшего развития и трансформации данного комплекса, т.е. возможность его эволюционирования и изменения. Вне рамок существующей системы нормативных правовых актов вообще невозможно говорить о механизме регулирования валютных отношений в любом государстве. В научной литературе вышеупомянутая система получила название "валютное законодательство". Этот термин употребляется в широком смысле и охватывает не только законы, но и любые другие подзаконные акты нормативного характера (указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, инструкции Центрального банка РФ и т.д.). Механизм валютного регулирования можно представить на следующей схеме: 
      

 

          
Валютное  законодательство Регулятивное  воздействие  Валютные  отношения 
Акты  валютного законодательства (нормативный аспект) 
      
      
      
     Органы, издающие акты валютного законодательства (институционный аспект)
Валютное законодательство осуществляет регулятивное воздействие  на валютные отношения в форме  предписаний, дозволений и запретов, осуществления валютного контроля и возложения ответственности на субъекты валютных отношений за нарушение ими норм валютного законодательства 
     
Субъекты валютных отношений 
      
      
      
     Объекты валютных отношений 
      
      
      
     Валютные операции
        
     
Как видно  из схемы, механизм валютного регулирования  включает в себя три структурных  элемента:
    - валютное законодательство, принимаемое  различными государственными органами;
    - валютные отношения, складывающиеся  между различными субъектами  по поводу совершения ими валютных операций с различными объектами; 
     - регулятивное воздействие валютного законодательства на валютные отношения, осуществляемое в различных формах.

    Структурные элементы механизма валютного регулирования  находятся в постоянном взаимодействии и взаимовлиянии, что предполагает их системообразующее видоизменение и функциональное эволюционирование. Статичные по сути валютные отношения, представляющие собой константу механизма валютного регулирования, перманентно находятся в состоянии развития в силу регулятивного воздействия на них со стороны динамичного по сути валютного законодательства, играющего роль двигателя в данном механизме. 
     Валютное законодательство представляет собой первый структурный элемент механизма валютного регулирования, и именно оно выполняет регулятивную функцию в этом механизме. Валютное законодательство РФ в настоящее время представляет собой крайне неоднородный нормативный комплекс, включающий акты различной юридической природы, принятые государственными органами, которые находятся на различных ступеньках государственной иерархии. Согласно
Конституции РФ от 12 декабря 1993 года валютное регулирование находится в ведении Российской Федерации (п."ж" ст.71).2 Это означает, что принятие валютного законодательства входит в исключительную компетенцию федеральных государственных органов и не находится в компетенции субъектов Федерации.
    Основной  акт валютного законодательства - Федеральный закон от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" в редакции от 18 июля 2005 года* (далее - Закон). Закон состоит из пяти глав, логически связанных между собой (глава 1 "Общие положения"; глава 2 "Валютное регулирование"; глава 3 "Репатриация резидентами иностранной валюты и валюты РФ и обязательная продажа части валютной выручки"; глава 4 "Валютный контроль" и глава 5 "Заключительные положения"). Закон содержит большое число новелл правовой регламентации, что позволяет говорить о введении в России кардинально иного механизма валютного регулирования взамен существовавшего ранее.  
     Во-первых, в

и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.