На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Бизнес-планирование как средство развития предприятия

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 31.05.2012. Сдан: 2010. Страниц: 18. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    Молодёжный Союз Экономистов и Финансистов России
                   Челябинская область                                                    
 
 
 

ДЕСЯТАЯ  ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА
РАЗВИТИЯ  НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА  РОССИИ  
 

“Бизнес-планирование как средство развития предприятия”   
 

               АВТОР:  Васильев Лев Вячеславович
                               Южно-Уральский государственный университет 

                           Курс  4
              
             Специальность:      « Менеджмент организации »  
 

             Адрес АВТОРА:    г.Челябинск  ул. Горького 43-1 

          
                       Научный Руководитель:   Шереметьев  Вячеслав  Алексеевич
                  кандидат  технических наук, доцент 
 
 
 
 
 
 
 

           

                      Практический Руководитель:   Шереметьев Вячеслав Алексеевич
                  кандидат  технических наук, доцент  
 
 
 
 
 
 
 
 

Челябинск
2009 г. 

 
    Содержание 

    Введение…………………………………………………………………3
    Глава 1. Теоретические  основы бизнес-планирования…………..…..5
    1.1 Роль бизнес-планирования  в стратегическом планировании экономической деятельности предприятия…………………………...5
    1.2 Понятие бизнес-плана. Цель, задачи и особенности составления……………………………………………………………...8
    1.3 Разработка  бизнес-плана с помощью программы 
    Project Expert 9.0……………………………………………………….10
    Глава 2. Структура  и содержание бизнес-плана………………….…19
    2.1 Механизм  разработки бизнес-плана……………………………..19
    2.2 Финансовый  план – важнейший раздел бизнес-плана………….27
    Глава 3. Разработка бизнес-плана деятельности ООО Центр  «ЭИМС»..................................................................................................31
    3.1 Характеристика  предприятия……………………………………..31
    3.2 Основные  направления бизнес-планирования  на ООО Центр «Электронная информационно-маркетинговая система» ………….32
    3.3 Выводы и предложения……………………………………….......51
    Заключение………………………………………………………….....54
    Библиографический список литературы……………………………..56
 

Введение.
Разработка бизнес-плана  – важное условие для начала организации  бизнеса и его функционирования. В идеале каждое предприятие должно иметь разработанный набор целей и задач, продумать стратегию преобразования целей в действия. В маркетинге принято считать, что наличие бизнес плана является одним из инструментов повышения доходности предприятия и защищает от неоправданных рисков.
Бизнес-план предприятия является одним из основных инструментов управления предприятием, определяющих эффективность его деятельности. Разработка бизнес-плана позволяет эффективно использовать планирование бизнеса для грамотного управления предприятием.
В условиях рынка  и жесткой конкурентной борьбы, а  тем более в послекризисном состоянии  предприятие должно уметь быстро и адекватно реагировать на изменения, происходящие во внешней среде и  внутри самого предприятия. Это становится возможным, когда выполняется несколько условий:
      руководство и инвестор правильно оценивают реальное финансовое положение предприятия и его место на рынке;
      существуют конкретные цели к достижению которых должно стремиться предприятие;
      при постановке целей предприятия менеджмент активно использует планирование, строго контролируется и выполняется каждый шаг плана для их достижения;
      руководство предприятия и инвестор понимают суть процессов происходящих на рынке, во внешней среде и внутри самой фирмы.
Бизнес-план составляется для внутренних и внешних целей. В подавляющем большинстве случаев, так уж сложилось в нашей стране, бизнес-план фирмы начинают составлять, когда необходимо привлечь инвестиции. Но дело в том, что это только одна сторона дела, на самом деле он составляется не только для внешних целей.
Внешние цели, для  которых составляется бизнес-план предприятия - обоснование необходимости привлечения дополнительных инвестиций или заемных средств, демонстрация имеющихся у фирмы возможностей и привлечение внимания со стороны инвесторов и банка, убеждение их в достаточном уровне эффективности инвестиционного проекта и высоком уровне менеджмента предприятия.
Каждый инвестор захочет оценить выгодность инвестирования в предлагаемый инвестиционный проект и оценить соотношение возможной отдачи от проекта и рискованности вложений, а лучший способ для этого - изучить и проанализировать бизнес-план инвестиционного проекта.
Бизнес-план инвестиционного проекта, это по сути - его визитная карточка. Он дает инвестору ответ на вопрос, стоит ли вкладывать средства в данный инвестиционный проект и при каких условиях он будет наиболее эффективен при допустимой для инвестора степени риска и верности допущений сделанных разработчиком инвестиционного проекта.
Грамотно составленный бизнес-план инвестиционного проекта является обязательным условием получения банковского кредита. Если у заемщика он отсутствует, это говорит о низком профессиональном уровне менеджмента предприятия, его невладении ситуацией, и делает получение кредита в банке практически невозможным, кроме того, в будущем банк будет оценивать выдачу кредита такому предприятию, как более высокорисковую операцию. Это означает, что банк, учитывая более высокий риск невозврата кредита, обязательно увеличит величину процентов по кредиту в сторону увеличения, а кредит соответственно - станет дорогим и невыгодным.
Гораздо более  важными для фирмы являются внутренние цели, для четкого видения и  понимания которых необходимо составить бизнес-план предприятия.
Внутренние цели - планирование бизнеса, обучение и проверка знаний менеджмента предприятия, понимания им рыночной среды и реального положения предприятия на рынке. Очень важны достижение понимания инвестором и администрацией предприятия стратегических целей, характеристик, конкурентной среды, слабых и сильных сторон конкретного инвестиционного проекта, его возможной эффективности при заданных условиях. Понимание того, как правильно составить бизнес план, становится обязательным требованием к подготовке любого менеджера, управленца и бизнесмена.
Цель работы: На основе анализа деятельности предприятия  по планированию провести бизнес планирование на базовом предприятии.
Задачи работы:
    Раскрыть сущность и значение планирования на предприятии;
    Раскрыть методику планирования на базовом предприятии.
    Разработать бизнес-план базового предприятия.
 
 
 
 
    Глава 1. Теоретические  основы бизнес-планирования
    1.1 Роль бизнес-планирования  в стратегическом  планировании экономической  деятельности предприятия 

    Успех любого бизнеса в первую очередь  зависит от того, насколько удачно выбрана сфера предпринимательства, правильно оценена рыночная конъюнктура, выбрана стратегия и разработана тактика ее реализации. При этом необходимо учитывать, что современные проекты требуют, как правило, крупных капиталовложений (инвестиций), не всегда имеющихся у предприятия.
    Принятие  решения об инвестициях (как внутренних, так и особенно внешних) является стратегической задачей, одной из наиболее важных и сложных задач менеджмента  фирмы. При этом следует учитывать, что в сфере интересов потенциального инвестора оказываются практически все аспекты экономической деятельности предприятия, начиная от окружающей социально-экономической макросреды, показателей инфляции, условий налогообложения, состояния и перспектив развития целевых рынков, наличия производственных мощностей, материальных ресурсов и заканчивая стратегией финансирования проекта.
    При привлечении внешних инвестиций предпринимателю необходимо учитывать, что потенциальных кредиторов (инвесторов) фирмы в первую очередь интересуют ответы на два самых главных для них вопроса: «Что они получат при успешной реализации проекта?» и «Каков риск потери ими вложенных денег?» Следовательно, предприниматель должен показать инвестору или партнеру суть своего бизнеса, подготовив ряд вариантов, демонстрирующих им преимущества предлагаемого партнерства и, самое главное, доходы (минимальные, наиболее вероятные и максимальные), которые они получат.
    Комплексность данной задачи предъявляет особые требования к создаваемому руководством фирмы  хозяйственному механизму, который должен обеспечить наиболее быструю адаптацию деятельности фирмы к изменяющимся внешним условиям макро- и микросреды за счет применения современных методов стратегического планирования.
    Стратегическое  планирование - это управленческая деятельность по созданию и поддержанию стратегического соответствия между целями фирмы, ее потенциальными материальными и технологическими возможностями и шансами в сфере маркетинга и по достижению стратегического преимущества перед конкурентами.
    Таким образом, смысл стратегического планирования состоит в:
    1) создании условий для сдерживания  стремления руководителей только  к максимизации текущей прибыли  в ущерб достижению долговременных  целей фирмы;
    2) ориентировании руководителей в  большей степени на предвидение будущих изменений макро- и микросреды фирмы, чем на реагирование на уже произошедшие изменения;
    3) определении условий для установления  обоснованных приоритетов распределения  обычно ограниченных производственных  ресурсов с целью их мобилизации  для достижения поставленных конкретных целей;
    4) уменьшении риска в хозяйственной  деятельности и обеспечении концентрации  имеющихся ресурсов на выбранных  приоритетных направлениях.
    Одним из ключевых элементов стратегического  планирования является бизнес-план.
    Бизнес-планирование позволяет менеджерам и экономистам не только обосновать необходимость разработки того или иного инновационного проекта, но и возможность его реализации в действующих рыночных условиях./7/
    Бизнес-план представляет собой документ, содержащий обоснование действий, которые необходимо осуществить для реализации какого-либо коммерческого проекта или создания нового предприятия. Бизнес-планы являются для наших производителей новым видом внутрихозяйственного или внутрифирменного планирования, получившим наибольшее распространение на малых и средних предприятиях.
    Разработка  бизнес-плана позволяет получить ответы на следующие вопросы: как начать бизнес, как эффективно организовать производство, когда будут получены первые доходы, в какие максимально быстрые сроки можно будет расплатиться с кредиторами, как уменьшить возможные риски.
    В рекомендациях некоторых разработчиков  бизнес-планов приводятся и другие разделы, например инвестиционный план./4/
    Бизнес-план, в отличие от внутрипроизводственного планирования, включает не весь комплекс общих целей предприятия или корпорации, а одну из важнейших задач, определяющих конкретное содержание планирования нового вида деятельности или бизнес-проекта, оценивая перспективную ситуацию как внутри фирмы, так и вне ее.
    Бизнес-план ориентируется главным образом  на разработку новой стратегии, или  тактики развития предприятия, тогда  как обычное планирование может  включать различные виды совместной текущей и перспективной деятельности.
    Бизнес-планы  разрабатываются непосредственно под руководством и при личном участии предпринимателя - учредителя фирмы.
    Отечественные специалисты пока не имеют научно обоснованных методик разработки бизнес-планов применительно к нашим условиях рыночных отношений.
    Таким образом, бизнес-план представляет собой специальный инструмент управления, широко используемый практически во всех областях современной рыночной экономики независимо от масштабов и сферы деятельности предприятия, формы собственности. 

    1.2 Понятие бизнес-плана.
    Цель, задачи и особенности составления 

    Бизнес-план – это документ, содержащий обоснование действий, которые необходимо осуществлять для реализации какого-либо коммерческого проекта или создания нового предприятия. Составлять его рекомендуется на 3-5 лет. Для первого и второго года показатели следует давать в помесячной и поквартальной разбивке, далее – в годовом разрезе.
    Бизнес-план необходим:
    для разработки концепции ведения бизнеса и генеральной стратегии развития предприятия;
    для выполнения функции планирования;
    для оценки и контроля процесса развития основной деятельности предприятия;
    для привлечения денежных средств;
    для привлечения частных инвесторов, эффективного использования инвестиций, конкурсного размещения государственных инвестиций в высокоэффективные проекты.
    Бизнес-план представляет собой результат комплексного исследования различных сторон деятельности фирмы (производства, реализации продукции, послепродажного обслуживания и  др.).
    Цель  разработки бизнес-плана - дать обоснованную, целостную, системную оценку перспектив развития фирмы, т. е. спрогнозировать и спланировать ее деятельность на ближайший период и перспективу, исходя из потребностей рынка и возможностей фирмы по их удовлетворению./7/
    Побудительными  причинами планирования предпринимателем своей деятельности можно считать следующие три:
    1) сам процесс бизнес-планирования, включая анализ идеи, заставляет  объективно, критически и беспристрастно  взглянуть на свой бизнес со  всех его сторон. План - это хорошо  проложенный маршрут, отражающий  очередность действий и приоритеты в условиях ограниченных ресурсов и способствующий предотвращению ошибок при его реализации;
    2) бизнес-план является тем рабочим  инструментом, который при надлежащем  использовании может помочь оперативно контролировать и управлять фирмой;
    3) законченный бизнес-план является  средством для доведения идей  своего бизнеса до всех заинтересованных  лиц (банковского менеджера, других  финансовых инвесторов, государственных  учреждений, профессиональных консультантов  и др.), включая работников фирмы./6/
    Бизнес-план помогает решить следующие  основные задачи:
    определить конкретное направление деятельности фирмы, целевые рынки и место фирмы на этих рынках;
    сформулировать долговременные и краткосрочные цели фирмы, стратегии и тактики их достижения;
    выбрать номенклатуру и определить показатели товаров и услуг, которые будут предлагаться фирмой потребителям, а также, оценить издержки по их созданию и реализации;
    оценить соответствие кадров фирмы и условий мотивации их труда требованиям по достижению поставленных целей;
    определить состав маркетинговых мероприятий фирмы по изучению рынка, организации рекламы, стимулированию продаж, ценообразованию, каналам сбыта и т. п.;
    обеспечить жизнеспособность своей фирмы в условиях жесткой конкуренции;
    добиться максимизации прибыли в конкретных условиях;
    оценить материальное и финансовое положение фирмы.
    Пренебрегая составлением бизнес-плана, предприниматель  может оказаться неготовым к  тем трудностям, которые могут  возникнуть на его пути к успеху, и будет лихорадочно импровизировать, что часто кончается плачевно как для него, так и для дела, которым он занимается.
    Поэтому лучше не пожалеть времени и средств  и заняться бизнес-планированием. Не следует пренебрегать составлением бизнес-плана даже в условиях, когда ситуации на рынке меняются достаточно быстро, так как разработка бизнес-плана – адаптивный процесс, в результате которого проводится регулярная корректировка решений, пересмотр системы мероприятий по выполнению конкретной программы и т. д. 

    1.3 Разработка бизнес-плана с помощью программы Project Expert 9.0 

    В значительной степени процесс разработки бизнес-плана может быть облегчен за счет применения современных программных  средств, обеспечивающих автоматизацию  составления и корректировки  бизнес-плана (одной из ведущих компаний в этой области является фирма PRO-INVEST Consulting, разработавшая пакет Project Expert 9.0 for Windows
    Программа Project Expert 9.0 как инструмент финансового анализа выполняет две основные функции:
    во-первых, преобразует описание деятельности предприятия с языка пользователя в формализованное описание денежных потоков;
    во-вторых, вычисляет показатели, по которым  финансовый менеджер может судить о  результативности принятых решений.
    Важнейшим результатом применения программы Project Expert для разработки инвестиционного проекта является создание бизнес-плана, удовлетворяющего стандартам UNIDO.
    Построив  при помощи Project Expert 9.0 финансовую модель компании, представляется возможным решить следующие задачи:
    разработать детальный финансовый план и определить потребность в денежных средствах на перспективу;
    определить схему финансирования предприятия, оценить возможность и эффективность привлечения денежных средств из различных источников;
    разработать план развития предприятия или реализации инвестиционного проекта, определив наиболее эффективную стратегию маркетинга, а также стратегию производства, обеспечивающую рациональное использование материальных, людских и финансовых ресурсов;
    проиграть различные сценарии развития предприятия, варьируя значения факторов, способных повлиять на его финансовые результаты;
    сформировать стандартные финансовые документы, рассчитать наиболее распространенные финансовые показатели, провести анализ эффективности текущей и перспективной деятельности предприятия;
    подготовить безупречно оформленный бизнес-план инвестиционного проекта, полностью соответствующий международным требованиям на русском и нескольких европейских языках.
Работа с Project Expert 9.0 может быть представлена в виде следующих основных шагов:
    1) построение модели;
    2) определение потребности в финансировании;
    3) разработка стратегии финансирования;
    4) анализ финансовых результатов;
    5) формирование и печать отчета;
    6) ввод и анализ данных о текущем  состоянии проекта в процессе его реализации.
    Построение  модели
    Процесс построения модели является наиболее трудоемким и требует значительной подготовительной работы по сбору и  анализу исходных данных. Различные  модули Project Expert 9.0 независимы и доступны пользователю практически в любой последовательности. Однако отсутствие некоторых необходимых исходных данных может блокировать доступ к другим модулям программы. Независимо от того, разрабатывается ли детальный финансовый план или же производится предварительный экспресс-анализ проекта, необходимо в первую очередь ввести следующие исходные данные:
    дата начала и длительность проекта;
    перечень продуктов и/или услуг, производство и сбыт которых будет осуществляться в рамках проекта;
    две валюты расчета для платежных операций на внутреннем и внешнем рынках, а также их обменный курс и прогноз его изменения;
    перечень, ставки и условия выплат основных налогов;
    для действующего предприятия также следует описать состояние баланса, включая структуру и состав имеющихся в наличие активов, обязательств и капитала предприятия на дату начала проекта.
    Следующим этапом процесса построения модели является описание плана развития предприятия (проекта). Для этого необходимо ввести следующие исходные данные:
    инвестиционный план, включая календарный план работ с указанием затрат и используемых ресурсов;
    операционный план, включая стратегию сбыта продукции или услуг, план производства, план персонала, а также производственные издержки и накладные расходы.
    Определение потребности в  финансировании
    Для определения потребности в финансировании следует произвести предварительный расчет проекта. В результате предварительного расчета определяется эффективность проекта без учета стоимости капитала, а также объем денежных средств, необходимый и достаточный для покрытия дефицита капитала в каждый расчетный период времени с шагом один месяц.
    Разработка  стратегии финансирования предприятия
    После определения потребности в финансировании разрабатывается план финансирования. Пользователь имеет возможность  описать три способа финансирования:
    1) посредством привлечения акционерного  капитала;
    2) посредством привлечения заемных  денежных средств;
    3) путем заключения лизинговых  сделок.
    В процессе разработки стратегии финансирования проекта пользователь имеет возможность  промоделировать объем и периодичность выплачиваемых дивидендов, а также стратегию использования свободных денежных средств (например, размещение денежных средств на депозит в коммерческом банке или приобретение акций сторонних предприятий).
    Анализ  эффективности проекта
    В процессе расчетов Project Expert 9.0 автоматически генерирует стандартные отчетные бухгалтерские документы:
    отчет о прибылях и убытках;
    бухгалтерский баланс;
    отчет о движении денежных средств;
    отчет об использовании прибыли.
    На  основе данных отчетных бухгалтерских документов осуществляется расчет основных показателей эффективности и финансовых коэффициентов.
    Пользователь  может разработать несколько  вариантов проектов в соответствии с различными сценариями их реализации. После определения наиболее вероятного сценария проекта он принимается за базовый. На основе базового варианта проекта производится анализ чувствительности и определяются критические значения наиболее важных факторов, влияющих на финансовый результат проекта.
    Формирование  отчета
    После завершения анализа проекта формируется отчет. В Project Expert 6.0 предусмотрен специальный генератор отчета, который обеспечивает компоновку и редактирование отчета по желанию пользователя. В отчет могут быть встроены не только стандартные графики и таблицы, но также таблицы и графики, построенные пользователем при помощи специального редактора.
    Пользователь  имеет возможность встраивания  в отчет комментариев в виде текста./5/
    Правильно составленный бизнес-план показывает перспективу развития фирмы, т. е. в конечном счете отвечает на самый главный для бизнесмена вопрос, стоит ли вкладывать деньги в это дело и принесет ли оно доходы, которые окупят все затраты сил и средств. Поэтому важным моментом при составлении бизнес-плана является степень участия в этом процессе самого предпринимателя. Личное участие руководителя в составлении бизнес-плана настолько существенно, что многие зарубежные банки и инвестиционные фонды отказываются вообще рассматривать заявки на выделение средств, если становится известно, что бизнес-план был подготовлен консультантами со стороны, а руководителем был лишь подписан. Это не значит, конечно, что не надо пользоваться услугами консультантов, наоборот - привлечение экспертов весьма приветствуется инвесторами. Речь идет о другом. Составление бизнес-плана требует личного участия руководителя фирмы или человека, собирающегося открыть свое дело. Включаясь в эту работу лично, он как бы моделирует свою будущую деятельность, проверяя целесообразность и обоснованность своего замысла.
    Как показывает практика, потребность в подготовке бизнес-плана четко прослеживается при решении следующих актуальных задач деятельности фирмы:
    1. Подготовка заявок существующих  и вновь создаваемых частных  и акционерных фирм на получение  кредитов.
    2. Обоснование предложений по приватизации государственных предприятий.
    3. Открытие нового дела и определение  профиля будущей фирмы и основных  направлений ее коммерческой  деятельности.
    4. Перепрофилирование существующей  фирмы и выбор новых направлений  и способов осуществления ее деятельности.
    5. Получение государственных и  муниципальных дотаций.
    6. Составление проспектов эмиссии  ценных бумаг (акций и облигаций)  приватизируемых и частных фирм.
    7. Выход фирмы на внешний рынок  и привлечение иностранных инвестиций. 
 
 

    Составлению бизнес-плана предшествуют следующие работы:
    - анализ  и оценка текущего состояния  предприятия;
    - анализ  потребностей и проблем рынка  (потребители, посредники, конкуренты, поставщики, положение предприятия  на рынке);
    - анализ  влияния на предпринимательскую деятельность состояния отрасли, к которой принадлежит предприятие, факторов макросреды предприятия (экономических, политических, демографических, научно-технических, природных, культурных);
    - определение  основных направлений и формулирование  количественно обоснованных целей деятельности предприятия на расчетный период;
    - разработка  планов действий, обеспечивающих  достижение установленных целей,  и определение необходимых для  этого ресурсов.
    Наиболее  важным среди предшествующих составлению  бизнес-плана этапов является выбор сферы предпринимательства и определение ее границ. Проблема рационального выбора осложняется тем, что сфер (или направлений) предпринимательской деятельности довольно много, так же как и критериев оценки их эффективности. Опыт быстрорастущих компаний показывает, что в настоящее время наиболее предпочтительными являются следующие виды бизнеса:
    - оказание  различных услуг;
    - общественное  питание;
    - торговля  потребительскими и продовольственными  товарами;
    - строительство  жилья;
    - туризм;
    - деятельность, связанная с недвижимостью и  др.
    Бизнес-план - документ перспективный и составлять его рекомендуется с прогнозом  на несколько лет. Для первого  и второго года основные показатели рекомендуется давать в поквартальной  разбивке (а при возможности даже в помесячном разрезе, особенно для первого года), и только начиная с третьего года можно ограничиться годовыми показателями.
    Структура бизнес-плана и его детализация  определяются направленностью и  масштабом задуманного дела, т. е. спецификой объекта, сферой деятельности фирмы, организационным состоянием, размерами предполагаемого рынка, наличием конкурентов и перспективами роста.
    Так, например, одно дело - открыть видеотеку, другое - организовать производство какой-либо продукции.
    В первом случае бизнес-план требует минимальной проработки, часть разделов может вообще отсутствовать: надо только выяснить, где снять и как оборудовать помещение, как приобрести аппаратуру, у кого и по какой цене приобретать видеозаписи, какую установить цену на входные билеты и т. п.
    Во  втором случае бизнес-план необходимо разработать в полном объеме, проведя  при этом достаточно трудоемкие и  сложные исследования.
    Однако  в большинстве случаев, несмотря на значительные внешние отличия, содержание бизнес-планов и общие требования к их оформлению практически совпадают.
    Так, при написании бизнес-плана необходимо учитывать следующие требования:
    1. Степень детализации должна соответствовать  целям плана, но не включать  ничего лишнего.
    2. Для удержания постоянного внимания  эксперта план нужно сделать интересным и легко воспринимаемым. Необходимо использовать разговорный язык, стараться избегать специальной технической терминологии; для технической и дополнительной информации использовать приложения (первоначально они будут лишь поверхностно интересовать незнакомого с техникой финансиста).
    3. Как можно чаще использовать  заголовки для разделения текста, чтобы он был ясным и легко  воспринимаемым.
    4. При обосновании прогнозов необходимо  использовать как можно больше  подтверждающих фактов (собственное мнение предпринимателя и его вера не являются доказательством). Прогнозы должны быть реалистичными, а посему не слишком «унылыми» и не слишком амбициозными.
 

     Глава 2. Структура и содержание бизнес-плана
    2.1 Механизм разработки  бизнес-плана 

    Бизнес-план - это документ, в котором описываются  все основные аспекты предпринимательской  деятельности, анализируются главные  проблемы, с которыми может столкнуться  предприниматель, и определяются основные способы решения этих проблем./1/
    В зависимости от конкретного характера и условий предстоящей деятельности - объема производства, вида продукции (услуги), ее новизны и т.п. - состав и структура бизнес-плана могут существенно различаться, но содержательная сторона должна быть одной и той же.
    Как правило, бизнес-план состоит из следующих разделов:
    резюме;
    описание продукта (услуги);
    анализ рынка сбыта;
    оценка конкурентов;
    стратегия маркетинга;
    план производства;
    организационный план;
    финансовый план.
    Резюме
    Многие  кредиторы и инвесторы любят  читать краткое содержание бизнес-плана, т.е. резюме, объем которого не превышает двух листов. Это дает им возможность увидеть важные особенности и преимущества данного проекта перед другими проектами. По содержанию резюме инвестор часто судит о том, стоит ли ему терять время и читать бизнес-план до конца, поэтому необходимо четко и весьма убедительно изложить основные положения предлагаемого проекта, чтобы кредиторы и инвесторы смогли получить ответы на вопросы: «Что они получат в случае успешной реализации этого бизнес-плана?» и «Каков риск потери ими денег?»
    Для ответа на поставленные вопросы в  этом разделе бизнес-плана определяются все направления и сферы деятельности фирмы. Границами сфер деятельности могут служить производимые товары, существующие сегменты рынка и технологические возможности самой фирмы. После определения сфер и направлений деятельности по каждому из них фирма устанавливает цели, к которым она стремится. Этими целями могут быть увеличение доли фирмы на сложившихся рынках до определенной величины или повышение общего объема продаж в несколько раз, увеличение роста чистого дохода, увеличение доли сервисных услуг или повышение качества продукции, а также снижение срока освоения новых видов продукции, проникновение на рынки и вытеснение старых товаров.
    В конце резюме отражаются финансовые результаты, которые ожидаются от проекта в будущем.
    Резюме  составляется после составления  бизнес-плана.
    Описание  продукта (услуги)
    Первый  раздел любого бизнес-плана - это описание того продукта (услуги), который предприниматель собирается производить или предоставлять. В этом разделе необходимо ответить на следующие вопросы:
    Какие потребности призван  удовлетворять данный продукт (услуга)?
    Какой полезный эффект можно  получить от данного  товара (услуги)?
    Чем отличается данный продукт (услуга) от товара конкурента?
    Полезный  эффект - это то, ради чего приобретается  товар. Отличительные особенности  товара - это то, что делает возможным получить полезный эффект. Однако не стоит уповать на исключительные достоинства товара. Лучше сделать упор на максимальное удовлетворение запросов рынка. Покупателю совершенно безразличны такие важные с точки зрения производителя свойства товара, как трудоемкость, материалоемкость, энергоемкость их изготовления, технологичность изделий в производстве, многие важные особенности их конструкции.
    Два элемента - потребительные свойства товара и цена - являются определяющими  для покупателя при совершении покупки  и главными составляющими конкурентоспособности  товара, отражающей его отличие от товара-конкурента.
    Производителю товара (услуги) всегда нужно помнить,  что в конечном итоге люди склонны покупать то, что им нравится, а не то, что им предлагают. Очень важный и очень часто упускаемый из виду момент - это наглядное изображение товара, или экземпляр изделия фирмы, или свидетельство хотя бы одного клиента, которого полностью устроили услуги, оказанные данной фирмой. Без этого и сама фирма-производитель не будет иметь полного представления о своих будущих проблемах и затратах, и его потенциальные кредиторы и партнеры не захотят дать деньги под идею, которая не привела к появлению хотя бы одного экземпляра товара или услуги. Поэтому всегда целесообразно иметь образ выпускаемой продукции, доведенный до товарного вида, фотографию либо рисунок товара, дающие о нем достаточно четкие представления, или детальное описание предоставляемых услуг.
    В этом же разделе следует охарактеризовать основные качества товара (услуги), его внешний вид, если необходимо - и упаковку, и сервисное обслуживание. На этом этапе целесообразно прикинуть цену товара и затраты, которые необходимо будет осуществить при его изготовлении, что позволит определить предполагаемую прибыль, а значит, и шансы на успех или неудачу. 

    Анализ  рынка сбыта
    Второй  раздел бизнес-плана - изучение рынка товара или услуги. Недостаточный анализ рынка и потенциальных потребителей, их вкусов, запросов, денежных возможностей и т.д. - одна из наиболее частых причин неудач в бизнесе. Поэтому прежде чем поставить дело на «широкую ногу» и заняться им всерьез, следует тщательно изучить рынок. Это даст возможность определить круг потребителей, емкость рынка товара (услуги) и, следовательно, объемы их производства и реализации, необходимые для этого ресурсы.
    Если  трудно провести достоверные исследования рынка либо они стоят достаточно дорого и не по карману начинающему предпринимателю, можно изготовить пробную партию товара, реализация которого даст ценную информацию о рынке, особенно если сам предприниматель примет непосредственное участие в продаже товара или оказании услуг.
    При этом предпринимателю целесообразно  обратить внимание на следующее:
    насколько часто и охотно покупатели приобретают его товар или обращаются в его фирму за услугами;
    кто именно покупает его товар или обращается к нему за услугами, что именно привлекло;
    сколько времени потребовалось для реализации всей партии товара или оказания одной услуги;
    как реагируют покупатели на цену его товара. Можно поиграть с ценой товара и посмотреть, повлияет ли ее снижение на скорость продажи и расширение круга потребителей.
    Таким образом, из пробной продажи необходимо получить максимум интересующей информации. Полезно поинтересоваться у потребителей, какие изменения внесли бы они во внешний вид, качественные параметры, упаковку, оказание сервисных услуг. При этом не обязательно стремиться удовлетворить интересы и запросы всех потребителей сразу. Необходимо нацелить товар или услугу на определенную группу покупателей, на их потребности и вкусы, направить совершенствование изделий и услуг, завоевать определенную нишу на рынке данного товара (услуги) и стараться ее удержать.
    Оценка  конкурентов
    Третий  раздел бизнес-плана посвящается  анализу конкурентов. Не следует думать, что в условиях нашего ненасыщенного рынка такой анализ является напрасной тратой времени, сил и средств. Ведь ситуация может измениться в любой момент, а ориентировать свой бизнес следует с расчетом на будущее. Так что стоит позаботиться и об этом разделе бизнес-плана. В нем необходимо ответить на следующие вопросы:
    Кто является конкурентом сегодня и в каком состоянии его дела: стабильны, на подъеме или идут на спад?
    Каковы  отличия данного  товара (услуги) от аналогичных  товаров (услуг) конкурентов?
    Каковы, хотя бы в общих  чертах, шансы и  возможности появления  новых конкурентов?
    В чем рассчитывается их превзойти?
    Цель  данного раздела - облегчить выбор  подходящей тактики конкурентной борьбы и предостеречь свою фирму от чужих промахов. К числу типичных ошибок можно отнести попытки внедриться на перенасыщенный рынок. Детальный анализ действий конкурентов может заставить сменить стратегию и внести коррективы в текущую деятельность, дабы успешнее противостоять своим соперникам. Причем такой анализ необходимо вести постоянно хотя бы потому, что рынки пребывают в постоянном изменении, и чей-то успешный дебют привлекает новых конкурентов.
    «Воевать  на два фронта» трудно. Поэтому  необходимо сделать акцент на те стороны  деятельности, где наблюдается определенное преимущество перед конкурентами (высокое  качество продукции и обслуживания, опытный персонал), попытаться сопоставить свои достоинства с уязвимыми моментами в деятельности соперника (конечно, при условии, что они известны).
    Если  четко ответить на вопросы указанных  трех разделов бизнес-плана, то должно сложиться определенное представление о той рыночной нише, которую хотелось бы заполнить, организуя свой бизнес.
    Следующий раздел бизнес-плана направлен на то, чтобы ответить на вопрос: какие практические шаги необходимо осуществить, чтобы реально занять определенное место на рынке?
    Стратегия маркетинга
    Четвертый раздел - это план маркетинга. В наиболее общем виде маркетинг представляет собой взаимосвязь двух сторон: всеобъемлющее  изучение рынка и потенциальных  потребителей и всестороннее продвижение  товаров (услуг) к этому потенциальному потребителю. «Производить то, что покупается, а не продавать то, что производится» - главная формула маркетинга. Поскольку в предыдущих разделах, так или иначе, была сделана оценка потребителей и конкурентов, в этом разделе бизнес-плана больше всего должна интересовать вторая часть маркетинга: как осуществить производство и довести продукт до потребителя.
    Произвести  товар, по своим параметрам соответствующий  запросам покупателя, это лишь полдела. Его нужно доставить потенциальному потребителю и создать условия для превращения потребности в реальный спрос. Коммерческий успех фирмы в большей степени зависит от того, насколько рационально организовано движение продукции в сфере обращения. По мнению маркетологов, товародвижение по значению уступает только качеству продукции как основной причины выбора поставщиков.
    Основные  элементы здесь следующие.
    1. Схема распространения  товара: самостоятельно, через оптовые организации, магазины и т.д.
    2. Ценообразование: как определять цену товара (услуги), каков уровень предполагаемой прибыли, в каких пределах возможно уменьшить цену, чтобы она давала возможность окупить расходы и получить достаточную прибыль.
    3. Реклама: сколько средств возможно выделить на это, в какой форме и какими средствами рекламировать свой бизнес.
    4. Методы стимулирования потребителей: как и за счет чего  привлечь новых покупателей - расширять районы сбыта, увеличивать производство, совершенствовать товар (услугу), предоставлять гарантии или дополнительные услуги клиентам и т.д.
    5. Формирование и поддержание хорошего мнения: как и какими средствами возможно добиться устойчивой репутации своих товаров (услуг) и самой фирмы.
    План  производства
    Пятый раздел бизнес-плана - план производства - содержит описание всего производственного  процесса. Он готовится только теми предпринимателями, которые собираются заниматься производством какой-либо продукции или услуги.
    Главная задача раздела - подтвердить расчетами, что создаваемая фирма в состоянии реально производить необходимое количество товаров (услуг) в нужные сроки и с требуемым качеством.
    Здесь, прежде всего, нужно ответить на следующие  вопросы:
    Где будут производиться  товары - на действующем  или на вновь создаваемом  предприятии?
    Какие для этого потребуются  мощности сегодня  и в дальнейшем?
    Где, у кого, на каких  условиях будут закупаться сырье, материалы  и комплектующие  детали?
    Предполагается  ли производственная кооперация и с  кем?
    Какое оборудование потребуется  и где намечается его приобрести?
    Одновременно  решается вопрос о контроле за качеством выпускаемой продукции.
    Если  предполагается создать не производственное предприятие, а торговую точку, то данный раздел можно назвать «торговый план» и описать в нем процедуру закупки товаров, систему контроля за уровнем товарных запасов и план складских помещений. В этом случае надо ответить на следующие вопросы:
    У кого предполагается закупать товар?
    Есть  ли подходящее помещение  для магазина и  для склада?
    Завершить данный раздел бизнес-плана необходимо оценкой возможных издержек производства и их изменений в перспективе.
    Организационный план
    Шестой  раздел бизнес-плана - это организационный  план, в котором речь идет о том, с кем организуется дело и как  планируется наладить его бесперебойное  и успешное функционирование. В этом разделе необходимо решить следующие вопросы:
    Какие специалисты понадобятся  для успешного  ведения
    дела?
    На  каких условиях будут  привлекаться специалисты - на постоянную работу, по контракту, в качестве совместителей?
    Как будет оплачиваться труд каждого работника  фирмы, на каких принципах  и условиях будет  осуществляться стимулирование?
    Следует отметить, что к найму дополнительных работников нужно прибегать только в том случае, если это повысит  доходность фирмы. Поэтому прежде чем принимать на работу новых людей, необходимо подумать, насколько это оправдано. Только тщательный отбор кандидатуры на место может дать желаемый результат.
    Заработная  плата служащих относится к разряду  постоянных издержек, поэтому необходима твердая уверенность в их целесообразности.
    Другой  важной проблемой предпринимательства  является вопрос о том, с кем иметь  дело, кого взять в компаньоны. Опыт показывает, что вступать в бизнес, организовывать свое дело следует только с хорошо известными людьми, единомышленниками, инициативными, стремящимися к успеху, на которых вы можете положиться и доверить любой вопрос совместного предпринимательства. Лучше, если компаньоны в различных сторонах своей деятельности будут дополнять друг друга. Это хороший залог успеха вашей фирмы.
    В целях четкости и согласованности  работы необходимо определить организационную  схему фирмы, указать, кто и чем  будет заниматься, кто и как будет осуществлять координацию, контроль и взаимодействие всех работников фирмы.
    Нередко этому разделу бизнес-плана не уделяется должного внимания, и организационная неразбериха служит одной из причин неудач в бизнесе./1/ 

    2.2 Финансовый план  – важнейший раздел  бизнес-плана 

    Седьмой раздел бизнес-плана - финансовый план. Он обобщает в стоимостном выражении возможные результаты принятых решений по предыдущим разделам бизнес-плана.
    Финансовый  план включает: расчет величины и определение  источника получения средств, необходимых  для организации дела, прогноз  объемов реализации, баланс денежных расходов и поступлений, таблицу доходов и затрат, сводный баланс активов и пассивов предприятия, график достижения безубыточности.
    В том случае, если собственных средств  для организации дела не хватает, приходится прибегать к кредитам. Однако прежде чем взять кредит, необходимо просчитать свою потребность в заемных средствах и соизмерить ее с возможностями своевременного погашения ссуды, тем более что кредит сейчас выдается в основном на короткий срок и под высокие проценты.
    Прибегая  к ссуде или вкладывая собственные средства, необходимо знать, как «сработают» эти деньги, какой доход принесут. Важно убедиться, что прибыль от использования кредита окажется выше затрат по его привлечению.
    Другой  способ привлечения необходимых  средств - найти партнера, желающего вложить свои деньги, тот или иной капитал (здание, оборудование и т.д.) в дело. Правда, в этом случае возникает так называемая партнерская собственность, и доход от бизнеса делится либо поровну, либо в зависимости от величины вложенного капитала, в том числе и акционерного.
    Прогноз объема реализации даст представление  о доле рынка, которая будет охвачена выпускаемой продукцией.
    Баланс  денежных доходов и расходов - это  документ, определяющий сумму денег, вкладываемых в проект с разбивкой  по времени от момента начала организации фирмы. Главной задачей баланса является проверка синхронности поступления денежных средств от реализации продукции и их расходования, т.е. определение достаточности этих средств на каждый момент времени.
    Таблица доходов и затрат показывает: доходы от продажи товаров, издержки от их производства, суммарную прибыль от продаж, общепроизводственные расходы (по видам), чистую прибыль.
    Сводный баланс активов и пассивов фирмы  составляется на начало и конец первого  года существования проекта. Он служит основой для оценки специалистами коммерческих банков добротности источников финансирования и целесообразности вложения капитала.
    Раздел  рекомендуется заканчивать графиком безубыточности. График дает возможность определить объем производства (критическую программу), при котором фирма начнет получать прибыль./1/
    Квалифицированное решение финансовых вопросов - одна из самых ответственных проблем  для предпринимательства. От этого  в значительной степени зависят  прибыльность деятельности предпринимателя, успех дела.
    Однако  нередко стремление предпринимателя  все сделать самому, нежелание  перепоручить что-либо кому-либо приводят не к самым лучшим результатам. А  поскольку речь идет о таком специфическом  вопросе, как финансы, где требуются  специальные знания, то неудачные решения в этой области могут привести к плачевным результатам или к потере части прибыли.
    Чтобы избежать такого нежелательного варианта, целесообразно в случае необходимости прибегать к услугам толкового финансиста. Конечно, это дополнительные расходы, но они с лихвой окупятся нахождением с помощью специалиста более выгодного варианта действий.
    Таким образом, в результате проделанной  работы составлен план действий по достижению поставленных целей.
    Разработка бизнес-плана дает возможность трезво оценить свое предприятие, выявить его слабые и сильные стороны, определить, что потребуется для осуществления деятельности фирмы, оценить открывающиеся перспективы, предвидеть возможные трудности, не дать им перерасти в серьезную проблему, докопаться до причин затруднений, а значит, найти пути их устранения. Если затеваемое дело находится на грани банкротства, план объяснит, почему дешевле отказаться от сомнительной затеи, чем на собственном опыте учиться тому, чему план научил бы в течение нескольких часов сосредоточенной работы по его составлению.
    Истинный  предприниматель тем и отличается, что не пасует перед трудностями, сохраняет веру в себя и свое дело при неудачах, не боится в очередной раз начать все сначала. Неутомимость, наличие и использование своеобразного внутреннего подзавода позволяют ему справиться с собственной неопределенностью и спадом в настроении и работе и, в конечном счете, добиться желаемого результата, испытывая на своем пути не только огорчения, но нередко и огромное удовольствие, ведь деньги не являются единственным мотивирующим фактором для предпринимателя./7/
 

Глава 3. Разработка бизнес-плана  деятельности ООО  Центр «Электронная информационно-маркетинговая  система» 

3.1 Характеристика предприятия 

    Общество  с ограниченной ответственностью электронная информационно-маркетинговая система «ЭИМС» по оказанию услуг информационно-маркетингового и телекоммуникационного обеспечения субъектов рынка. Деятельность предприятия будет осуществляться руководителем проекта и двумя наемными специалистами.
    В связи с быстрым устареванием справочной информации, нецелесообразностью  размещения в справочниках конкретных деловых предложений, неразвитостью  сети Интернет на территории России и  неполнотой содержащихся в глобальной сети данных о российских производителях товаров и услуг позволяют сделать вывод о том, что специализированная информационная система, содержащая полную и оперативную информацию о российском рынке и обладающая инструментами прямого информационного обмена, будет востребована российскими производителями.
    Основная  идея - Центр ЭИМС на платной основе предоставляет предприятиям и организациям доступ к информационному ресурсу и инструментам ЭИМС. Каждому клиенту-пользователю устанавливается программное обеспечение ЭИМС.
    Основные цели:
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.