На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Муниципальное образование и его характеристика как объекта управления (на примере Краснобаковского района Нижегородской области)

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 31.05.2012. Сдан: 2010. Страниц: 17. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


      Оглавление                                                     

                                                                                                                                                     стр.                                                                          
Введение 3
1 Теоретические основы управления муниципальным образованием. 5
1.1 Системы управления и их характеристика. 5
1.2 Функции и цели системы управления. 8
1.3 Системный анализ управления муниципальным образованием 16
2 Особенности системы управления Краснобаковским районом Нижегородской области. 20
2.1 Муниципальное образование и его характеристика как объекта управления 20
2.2 Основные  характеристики  Краснобаковского района 27
    2.3 Совершенствование структуры управления муниципальным образованием 32
Заключение 41
Список использованной литературы 42
Приложения 43 

 
     Введение
     Повышение эффективности работы предприятия  в значительной мере определяется организованностью  системы управления, зависящей от четкой структуры предприятия и  деятельности всех ее элементов в  направлении выбранной цели.
     Необходимость совершенствования системы управления на современном этапе определяется многими факторами. Это и оптимизация  численности аппарата управления, его  функций; внедрение автоматизированных систем управления и разработки систем принятия решения.
     Стратегия поведения ориентирована на поиск  оптимального решения между централизацией и децентрализацией властных функций, что обусловлено необходимостью: оперативно реагировать на изменения  во внешней среде; установить рациональные связи между звеньями и структурами  управления на всех уровнях, минимизировать число ступеней структуры управления; повысить оперативность принимаемых  решений.
     В современных условиях успех предприятия  определяется, прежде всего, рациональной организацией производства продукции, снижением издержек, развитием, т.е. воздействием управления на внутренние факторы производства. На первое место  выдвигается проблема гибкости и  адаптивности к постоянным изменениям внешней среды. Это, прежде всего, организации, которые связаны с данным предприятием в силу выполняемых им целей и  задач. Сюда относятся и социальные факторы и условия, которые, не оказывая прямого воздействия на оперативную  деятельность предприятия, предопределяют его стратегически важные решения. Значение факторов внешней среды  резко повышаются в связи с  возрастанием сложности всей системы  общественных отношений.
     Социально-экономическое  развитие муниципального образования  является управляемым процессом  качественного изменения социальной и экономической сфер, не ухудшающим состояние окружающей среды и  приводящим к улучшению условий  жизни населения. В качестве интегрального  показателя и главной цели социально-экономического развития рассматривается повышение  качества жизни населения, при этом преобразования в экономической  сфере выступают как средства достижения этой цели.
     Практическая  реализация новых подходов к управлению на местном уровне осложняется рядом  обстоятельств. В большинстве муниципальных  образований не в полной мере используется организационно-управленческий потенциал, существуют значительные резервы повышения  эффективности управления местным  развитием. Многие муниципальные образования  не владеют технологиями стратегического  планирования. В существующих планах и программах развития целевые ориентиры  зачастую не отвечают реальным потребностям местного населения. Отдельные планы  и программы развития, разработанные  местными организациями, не содержат проработанного механизма реализации, что приводит к возникновению противоречий в  системе целей и недостаточной  обеспеченности ресурсами процесса управления развитием. В условиях существенного  увеличения числа муниципальных  образований, сокращения местных налогов  и сборов и уменьшения доходной части  местных бюджетов, проблема эффективного использования собственного потенциала развития становится особенно актуальной. В этой связи, органы местного самоуправления нуждаются в инструментарии самоконтроля эффективности управленческой деятельности, обеспечивающей развитие муниципального образования.
     В курсовой работе уделяется большое внимание принципам и методам формирования, выбору типа структуры управления, изучению тенденции в их построении и оценке их соответствия решаемым задачам

1 Теоретические  основы управления муниципальным  образованием.

1.1 Системы управления и их характеристика.

 
     Порядок на земле, в частности на территории муниципального образования, можно  навести путем создания гибкой, активно  и эффективно действующей системы  управления.
     Система управления муниципальным образованием представляет собой упорядоченную  совокупность взаимосвязанных и  взаимодействующих элементов, предназначенную  для выполнения задач управления и достижения поставленных целей  социального характера[9].
     Управление  понимается как функция организованной системы (муниципального образования) обеспечивающая поддержания ее деятельности в устойчивом режиме или переводящее  ее в другое состояние.
     Муниципальное территориальное образование мы будем рассматривать с точки  зрения региональной структуры  Нижегородской  области.
     Структурное региональное образование, как элемент  административного деления области, представляет собой район с центром  управления в городе областного подчинения  или районом центре.
     Процесс управления муниципальным образованием характеризуется пространственными  и временными границами , а также  определенными критериями, характеризующими его состояние .
     Системы управления, используемые в муниципальных  образованиях имеют следующие  основные характеристики:
     -  они обладают материалистическими  свойствами и изменяются как  в пространстве, так и во времени;
     -  это системы открытого типа, которые  взаимодействуют как друг с  другом, так и с внешней средой;
     -  они имеют все признаки больших  систем, то есть, состоя из отдельных  подсистем  включают различные  материальные объекты 
     -  они содержат элементы самоорганизации  и могут адаптироваться к изменению  внутренних и внешних условий 
     -  они имеют обратную связь между  управляемыми и управляющими  элементами 
     Структура такой системы управления состоит  из взаимосвязанных элементов и  устойчивых (или временных) связей  между ними.
     Как и экономические системы управления, они в составе типовой структуры  содержат следующие элементы:
     -  управляющий орган
     -  исполнительный орган
     -  управляемый объект
     -  обратную связь и внешние связи
     Управляющий орган – это совокупность элементов системы, принимающих решения.
     Исполнительный  орган - элементы системы обеспечивающие реализацию принятых решений для  достижения поставленных целей.
     Управляемый объект – элементы системы, непосредственно  выполняющие принятые решения.
     Внешние связи обеспечивают взаимодействии системы управления с внешней  средой.
     В системах управления используются несколько  типов структур:
    Линейный (иерархический) тип, который характеризуется жестким подчинением элементов управления разных уровней снизу вверх.
    Линейно-функциональный тип (штабной), который наиболее часто встречается как в экономических, так и административных системах управления.
    Матричный тип, который включает структурно-функциональные подразделения или направления деятельности, имеющие каждое свою цель и состав исполнителей. Практически в каждом подразделение системы управления имеется группа исполнителей, занимающихся решением задач определенной направленности.
     Пример  такой структуры для системы  управления муниципальным образованием приведен в таблице:                                       Таблица 1
     Пример  структуры системы управления матричного типа
Направления работы Число работающих по направлениям Итого
  Экономический отдел Финансовый  отдел ОТС КУМИ КУС ОСАП ОУО
Промышленность 2 1 0,5 0,5 0,5 0,5 1,0 6
Сельское  хозяйство 1,0 0,5 0,5 0,2 0,2 0,5 0,5 3,4
Образование 1 0,5 0,5 0,3 0,3 0,5 0,5 3,6
Здравоохранение 0,5 0,5 0,5 0,3 0,3 0,5 0,5 3,1
Торговля  и малый бизнес 0,5 0,5 0,5 0,2 0,3 0,2 0,5 3,2
Транспорт 1 1 1 0,5 0,3 0,5 0,5 4,8
Социальное  обеспечение 1 1 0,5 0,2 0,2 0,3 0,5 4,7
  7,0 5,0 4,0 2,7 2,6 3,5 4 28,8
 
    Дивизиональная  структура системы управления используется, как правило, в крупных корпоративных  экономических структурах, филиалы  которых занимаются выполнением  определенного вида деятельности и  находятся на различных территориях. 
     Для разработки и реализации рациональных структур управления и успешного выполнения  их функций используется системный подход.
     Системный подход обеспечивает комплексное решение  задач управления по успешному функционированию экономических систем.
     В процессе управления подразумевается  выполнение одного из основных условий  – сохранения устойчивого функционирования и развития экономической организации. В случае возникновения сбоев  в работе, система управления принимает  необходимые меры и воздействия  для стабилизации функционирования объекта управления.
        Важными условиями реализации системного подхода являются взаимодействия  и единство различных плановых периодов.
         Предприятие  и его систему управления можно рассмотреть как систему взаимосвязанных блоков: вход, процесс управления, выход.
     Вход  – обеспечение сырьем трудовыми  и материальными ресурсами энергией  информацией  и т.д. Вход – определяется в основном внешними факторами и  мало зависит от непосредственной деятельности предприятия.
     Процесс- это работа подсистем предприятия  по выполнению главных функций и  обеспечению достижения глобальной цели, а также подцелей.
     Выход – отражает конечные результаты деятельности предприятия и включает:  готовый продукт, финансовые результаты, информационный поток, качество продукта или услуги .

1.2 Функции и цели системы управления.

 
     Управление  как система представляет собой  совокупность главных основных, специальных  и частных (вспомогательных) функций  осуществляемых в различных масштабах  времени и охватывающих весь комплекс подразделений и процессов деятельности экономической системы. Каждая функция  содержит определенный вид работ (контроль, планирование, учет, анализ, прогнозирование, регулирование).
     Главной функцией системы управления является обеспечение достижения цели, например получение максимальной прибыли (основные виды деятельности).
     Основные  функции – управление технической  подготовкой производства, кадрами, трудом и заработной платой, материально-техническое  снабжение, управление основным и вспомогательным  производством (иногда они выступают  как вспомогательные).
     Специальные функции - присуще только данному  производству –например, обеспечение  безопасности плавания [7].
     Частные (вспомогательные) функции необходимы на определенных этапах развития производства – например управление капитальным  строительством, ремонт оборудования и другие.
     В целом же функции управления классифицируются по трем основным признакам:
- по  признаку иерархии (главная функция,  основные функции, вспомогательные  функции)
- по  вещественному признаку (первичные  – обеспечивают связи с внешней  средой, вторичные обеспечивают  связи внутри системы управления)
- по  методологическому признаку (действующие  функции – фактически реализуемы  системой, требуемые функции –  которые необходимо выполнять  системе управления для полного  достижения поставленной цели).
     В современных условиях деловое управление призвано выполнять четыре основные функции, отражающие фазы предпринимательского цикла:
     1. развитие;
     2. маркетинг; 
     3. производство;
     4.  управление;
     Развитие - предполагает разработку новых видов  продукции или полная, т.е. частичная  диверсификация и освоение новых  рынков. Оно означает процесс адаптации  к потребностям рынка.
     Маркетинг -  деятельность, нацеленная на изучения рынка, спроса на услуги.
     Производство  – включает весь процесс производства продукции и оказание услуги в  соответствии с потребительским  спросом (технологический процесс).
     Управление  – совокупность деятельности, связанной  с контролем движения ресурсов и  выполнения вспомогательных функций, необходимых для производственной деятельности ведения бизнеса, призвано для достижения определенной цели.
     Понятие «цель» - используется для обозначения  конкретных результатов управления и решения задач, а также в  качестве критерия оценки возможных  успехов в реализации функций  управления.
     Цели  должны отражать уровень, на который  необходимо вывести производственную деятельность по обслуживанию потребителей услуг.
     Цели  в современных условиях могут  быть определены в четырех направлениях:
            - экономические цели (максимальные  доходы или прибыль) 
            - количественные цели (максимальный  объем продаж)
            - качественные цели (количество  перевозок)
            - цели развития (освоение новых  услуг или технологий).
     В процессе системного анализа для  общего представления о целях  и функциях системы управления и  необходимых ресурсах, рекомендуется  разрабатывать цели и дерево ресурсов.
     Дерево  – это графы или схема, выражающая соподчинение и взаимосвязи элементов (целей и ресурсов).
     В качестве примера возьмем дерево целей для системы управления муниципальным образованием. Главная  или глобальная цель для этой системы , высокое благосостояние уровня жизни  населения данного территориального образования(района).
      В процессе разработки дерева целей  может возникнуть «состязательность  целей», что означает – достижение одной цели затрудняет приближение  к другой. Например: женитьба – получение  специальности; финансовое обеспечение  – культурное и духовное развитие. Также возникает понятие «взаимной  поддержки целей» (физическая подготовка помогает быть в хорошей форме  и быстрее достичь других целей).
     Кроме того, необходимо установить иерархию (значимость) целей . При этом определяется, какая из целей важнее, а какой  можно поступиться для достижения другой цели. В зависимости от важности целей 

     
       
 

       
 

     
       

     
       

     
     
       
 

Рис.1 Пример дерева целей в системе управления муниципальным образованием.
распределяются  ресурсы на их реализации. Строится дерево ресурсов, которые необходимы  для достижения целей.
         Связь между деревом целей и деревом ресурсов осуществляется посредством специальных программ, которые намечают порядок реализации каждой цели с учетом имеющихся ресурсов. Например, перспективная программа физической подготовки, которая должна предусматривать в динамике (по временным интервалам) подцели (уровень физической подготовки) и ресурсы, которые нужны для этого на каждом этапе реализации программы, сроки выполнения и, в случае необходимости, ответственных. 

       

       

     
       
 

     Рис. 2 Пример дерева ресурсов. 

     Управление, в свою очередь включает в себя ряд функций.
     Функция планирования. Она предполагает решение о том, какими должны быть цели организации и что должны делать ее члены, чтобы достичь этих целей. По сути это подготовка сегодня к завтрашнему дню, определение того, что требуется и как этого добиться.
     Единого метода планирования, который бы соответствовал каждой ситуации, не существует. Тип  планирования и акцент, который делает менеджер в процессе планирования, зависит от его положения в  организационной иерархии фирмы, т.е. процесс планирования осуществляется соответственно уровням организации. Так, стратегическое планирование (высший уровень) - это попытка взглянуть  в долгосрочной перспективе на основополагающие составляющие организации [8].
     Функция организации.  Она состоит в установлении  постоянных и временных взаимоотношений между всеми подразделениями организации, определение порядка и условии ее функционирования. Это - процесс объединения людей и средств для достижения поставленных организацией целей.
     Функция мотивации. Поведение человека всегда мотивированно. Он может трудиться усердно, с воодушевлением и энтузиазмом, а может уклоняться от работы. Поведение личности может иметь и любые другие проявления. Во всех случаях следует искать мотив поведения.
     Функция контроля. Итак, составлен план организации, создана ее структура, заполнены рабочие места и определены мотивы поведения сотрудников. Остается еще  один компонент, который необходимо добавить к функциям управления, - это контроль.
     Окончательная цель контроля состоит в том, чтобы  обслуживать различные планы  и цели менеджмента [2].
     Конкретные  функции управления – это узко специализированные  виды управленческой деятельности по управлению конкретными объектами, организациями.
     Управление  персоналом. Управление персоналом включает в себя целую систему. Система работы с персоналом – это совокупность взаимосвязанных действий по обеспечению управления в труде определенного качества и количества. Такая система предполагает не только формальную организацию работы с персоналом (подбор, расстановка, контроль и пр.), но и совокупность факторов социально- психологического, неформального характера.
     Маркетинг – это система управления, которая  и в методологическом, и в организационном  отношении ориентирована на рынок [5]. Существует несколько признаков маркетинга:
    Состояние и динамика спроса и конъюнктуры рынка определяют все процессы функционирования и развития рынка.
    Обеспечение условий для максимального приспособления производства к требованиям рынка, структуре спроса, тенденциям его изменения.
    Активное воздействие на клиентов и потребителей посредством рекламы и формирования имиджа фирмы
    Поиск и реализация конкурентных преимуществ.
    Стратегия и тактика управления определяются условиями рынка. Чаще всего это максимизация потребления, высокая степень удовлетворения потребителя, формирование структуры потребностей, выбор потребителя.
     В итоге маркетинг является одним  из эффективных типов управления в современных условиях развития экономики.
     Управление  финансами. Управление финансами заключается в грамотном владении и распоряжении денежными средствами компании или организации.
     Каждая  функция менеджмента представляет собой сферу действия  определенного  процесса управления, а система управления конкретным объектом или видом деятельности - это совокупность функций, связанных единым управленческим циклом. В этом суть процессного подхода к исследованию функций менеджмента.
     Основные  функции обладают самостоятельностью и следуют одна за другой пока каждая конкретная не выполнится.

1.3 Системный анализ управления  муниципальным образованием

 
     Роль  руководства и принимаемых им решений резко возрастает с усилением  самостоятельности предприятий  и широким, быстро меняющимся спектром возможностей рыночных отношений. Расширение свободы выбора  развития предприятий  сопровождается расширением диапазона  результатов их работы, возрастает как возможность существенного  улучшения деятельности, так и  возможность банкротства.
     На  лицо ситуация о которой говорили в давние времена: свобода – это  дар, который обогащает сильных, но губит слабых (применительно к  современному рынку России).
     В состав системного анализа входят следующие  основные его части.
     1. Морфологический анализ (расшифровка  основных понятий и терминов, используемых в системном анализе).
     2. Функциональный анализ – определение  главной и вспомогательных целей  системы, а также функций, выбор  состава элементов и взаимосвязи  между ними (структура системы)
     3. Информационный анализ – определение  состава, типа и количества  связей между элементами системы,  формирование количественных и  качественных информационных характеристик, как системы в целом, так и её элементов.
          4. Процессуальный анализ – обеспечение получения характеристик протекающих в системе процессов, направленных на достижение поставленной цели.
     5. Проблемный анализ – выявление  проблем, стоящих перед системой  на пути к достижению главной  цели, их характеристик, свойств  целей.
     6. Статистический анализ – выявление  общих свойств и характеристик  однородных явлений и объектов, составляющих систему и на  базе этого построение математических  моделей прогнозирование и синтеза  её развития.
     7. Факторный анализ – выявление  факторов, влияющих на те или  иные элементы системы, разработка  мероприятий по снижению отрицательных  факторов и увеличению положительных.
     Системный анализ является необходимой методической базой для проведения исследований, предметом которых могут быть различные объекты, процессы и связанные  с ними проблемы.
     Системные исследования предполагают решение  двух видов (классов) задач управления:
     - задачи анализа предметов исследования
     - задачи синтеза (поиска) наилучшего  варианта (для заданных условий)  решения проблемы.
     Системный анализ, как научная теория или  направление, базируется на следующих  основных принципах: системность, иерархичность, интегральность, формализм.
     Принцип системности требует всестороннего  и многоаспектного целенаправленного  подхода к исследуемому предмету, представляя его как единое целое (то есть мы должны изучить все его свойства и характеристики в единстве, которое обеспечивает для него достижение поставленной цели).
     Принцип иерархичности предопределяет –  многоуровневое рассмотрение исследуемого объекта или явления, в частности  рассматриваются следующие уровни:
     - уровень естественно – исторических  проявлений нескольких поколений  данного объекта, относящегося  к определенному виду, то есть  рассмотрение всех объектов данного  вида в их историческом развитии (регрессионный анализ);
     - уровень проявлений (свойств) объектов  данного вида, входящего в состав  некоторой более общей системы  или метауровень (транспортные  системы как объекты всей системы  народного хозяйства страны);
     - макроуровень или индивидуальные  свойства объекта в одном классе (например, среди транспортных систем  – речные транспортные системы);
     Микроуровень, рассматривающий свойства конкретного  объекта (внутренние свойства АО «ВОЛГА – ФЛОТ»).
     Принцип интегральности подразумевает выявление  и изучение, в первую очередь,  общих  свойств объекта, дающих о  нем наиболее целостное представление.
     Он  означает, что свойства системы в  целом не есть простая сумма свойств  составляющих её частей. Нельзя получить адекватное представление о всей системе на базе изучения её компонентов  отдельно друг от друга (нужно учитывать  взаимосвязи между ними).
     Принцип формализма предполагает построение формализованных  моделей исследуемого объекта, позволяющих  получить конкретные выводы и результаты о его функционировании.
     Системный анализ следующим способом трактует основные понятия, используемые в управлении:
     Система – это совокупность взаимосвязанных  элементов (подсистем), обладающая свойствами структурной целостности, открытости и целесообразности (имеющая цель).
     Анализ  существующей системы управления перед  её изменением необходимо начинать с  четкого определения целей и  результатов, ради достижения  которых  создано, функционирует и развивается  данное предприятие, каковы критерии оценки его развития.
     Глобальной  целью работы всех предприятий можно  считать подъем уровня жизни (благосостояния людей, работающих на них.
     Глобальную  цель можно определить как среднее  потребление работающих, уровень  которого исчисляется делением фонда  оплаты труда в сумме с фондом социального развития на численность  работающих (с учетом роста стоимости  жизни  - индекса цен).
     Руср = (ФОТ + ФСР) / mр * Киц
     Где ФОТ, ФСР – фонды оплаты труда  и социального развития;mр - численность работающих; Киц - коэффициент индекса цен (стоимости жизни), Киц ? 1 (как правило).
     В качестве уровня жизни Руср (среднего потребления) можно выбрать и друнгие показатели – среднюю зарплату, удельный фонд оплаты труда (на одного работающего), удельную прибыль.
     Наиболее  перспективным путем роста уровня жизни является повышение эффективности  использования ресурсов предприятия (повышение производительности  труда, увеличение фондоотдачи и  снижение материалоемкости производства).

2 Особенности системы управления  Краснобаковским районом Нижегородской  области.

     2.1 Муниципальное образование и его характеристика как объекта управления

 
     Муниципальное образование - городское, сельское поселение или иная территория, на которой в соответствии с законом осуществляется местное самоуправление, действуют выборные и иные органы местного самоуправления.
     В соответствии с Федеральным законом  от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих  принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в Российской Федерации существуют 5 видов муниципальных образований:
     - сельское поселение - один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления
     - городское поселение - город или поселок, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления
     - муниципальный район - несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации
     - городской округ - городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации
     - внутригородская территория города федерального значения - часть территории города федерального значения, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления
     Муниципалитет — административная единица, всегда четко определяет территорию и проживающее на этой территории население (обычно город, поселок, деревня или небольшая группа населенных пунктов). Обычно органами управления являются мэр и городской совет (или муниципальный совет).
     В большинстве стран муниципалитет — наименьшая административная единица, управляемая выборными органами. В России применяется термин муниципальное образование.
     В некоторых странах синоним слова  муниципалитет — коммуна (например, во Франции и Испании).
     Прилагательное  муниципальный применяется к объектам городской собственности также в России, Украине, других постсоветских странах.
     В связи с проводимой муниципальной реформой в России складывается двухуровневая система местного самоуправления. По смыслу законодательства о местном самоуправлении территория всех субъектов Российской Федерации поделена на территории муниципальных районов и городских округов, а территория муниципальных районов - на территории городских и сельских поселений, причем в малонаселенных местностях могут образовываться межселенные территории. В городских округах не может быть других муниципальных образований, такие муниципальные образования упразднены с 2006 года. Территории городов федерального значения разделяются на территории внутригородских территорий (внутригородских муниципальных образований).
     Территории  муниципальных образований в  большинстве субъектов Российской Федерации совпадают с административно-территориальным делением, при этом городскому округу соответствует город республиканского, краевого, областного, окружного значения, городскому поселению - город или поселок районного значения, сельскому поселению - сельсовет или сельский округ, но во многих регионах имеются расхождения.
     В гражданских правоотношениях муниципальные  образования выступают наравне  с другими участниками гражданских  правоотношений - гражданами, юридическими лицами, а также Российской Федерацией и ее субъектами. От имени муниципального образования выступают уполномоченные органы местного самоуправления.
     Глава муниципального образования - высшее должностное лицо муниципального образования, возглавляющее деятельность по осуществлению местного самоуправления на его территории.
     В российских регионах применяются разные наименования должности главы муниципальных  образований - "глава города (района, поселка, села)", "мэр города (района)", "глава местного самоуправления", "руководитель муниципального образования" и т.п.
     С 2006 ввелась следующая классификация муниципальных образований:
- Субъекты  РФ (республики, края, области, автономные  округа) — всего 86
- Городской округ — состоит из одного городского поселения — соответствует нынешнему городу областного подчинения
- внутригородские территории городов
- Муниципальный район — соответствует нынешнему району
- Городское поселение или Сельское поселение — входит в муниципальный район
- поселки, деревни, сёла,
- межселенные территории
- Города  федерального подчинения (Москва и Санкт-Петербург) ? всего 2
- Внутригородские  муниципальные образования городов  федерального значения (Управы в Москве и округа в Санкт-Петербурге)
     В некоторых субъектах федерации  областными законами устанавливаются  новые наименования представительных органов муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации. Так, в городских  муниципальных округах представительные органы предлагается называть Думами, в сельских муниципальных районах — Собраниями депутатов, в городских и сельских поселениях — Советами депутатов. Руководители исполнительной власти муниципальных образований в случае принятия закона станут называться главами городского округа, муниципального района, городского и сельского поселений. В некоторых — Собрание муниципального района; Собрание городского округа; Собрание городского (сельского) поселения
     Глава муниципального образования:
     - представляет муниципальное образование  в отношениях с органами местного  самоуправления других муниципальных  образований, органами государственной  власти, гражданами и организациями,  без доверенности действует от  имени муниципального образования; 
     - подписывает и обнародует в  порядке, установленном уставом  муниципального образования, нормативные  правовые акты, принятые представительным  органом муниципального образования; 
     - издает в пределах своих полномочий  правовые акты;
     - вправе требовать созыва внеочередного  заседания представительного органа  муниципального образования. 
     Глава муниципального образования избирается представительным органом муниципального образования из своего состава, а глава местной администрации назначается представительным органом по конкурсу - такая структура получила распространение в последнее время, при такой структуре глава муниципального образования является лишь номинальной фигурой, а реальная власть сосредоточена у главы местной администрации, на которого примерно равное влияние могут оказывать представительный орган муниципального образования и администрация региона, от которых в различной степени зависит его назначение и смещение.
     Глава муниципального образования избирается представительным органом из своего состава, возглавляет представительный орган и является главой местной администрации - такая структура допускается только в сельских поселениях, потому что там управленческий аппарат невелик и нет необходимости разграничения полномочий главы местной администрации и председателя представительного органа [11].
     Местное самоуправление — одна из форм реализации народом принадлежащей ему власти. Местное самоуправление — децентрализованная форма управления, предполагающая известную самостоятельность, автономность местных органов, которые выступают органами местных самоуправляющихся территориальных сообществ. Теоретические основы учения о местном самоуправлении разработаны в первой половине 19 века французским государственным деятелем и историком Токвилем, немецкими учёными-юристами Гнейстом, Штейном и другими.
     Развитию  местного самоуправления в дореволюционной  России положили начало земская (1864) и  городская (1870) реформы Александра II. Положением о земских учреждениях 1864 года создавались выборные губернские и уездные земские собрания, которые  заведовали местными хозяйственными делами. Организация городского самоуправления определялась Городовым положением 1870 года, органами городского самоуправления были городские думы и управы. Наряду с губернскими, уездными, городскими органами самоуправления действовали государственные органы. При Александре III органы местного самоуправления были поставлены под контроль правительственных чиновников. Муниципальная реформа 1917 года не была проведена в жизнь.
     После октябрьской революции 1917 года в  основу организации власти был положен  принцип единство системы советов  как органов государственной  власти снизу доверху, местное самоуправление отвергалось. К идее местного самоуправления вернулись в конце 1980-х годов  в связи с реформой государственной  власти в стране. Закон СССР «Об  общих началах местного самоуправления и местного хозяйства» (1990), Закон  РСФСР «О местном самоуправлении» (1991) сыграли большую роль в становлении  местного самоуправления. Были разграничены полномочия между местными советами и администрациями, введены судебные и некоторые иные гарантии местного самоуправления. В 1993 году в период поэтапной конституционной реформы  Президент РФ провёл реформу местного самоуправления. Деятельность местных  советов была прекращена, распорядительные полномочия переданы местным администрациям, а выборы новых представительных органов местного самоуправления были отложены на 1994 год. Конституция РФ, принятая 12 декабря 1993 года, закрепила  местное самоуправление и его  самостоятельность, в том числе  и при определении структуры  органов местного самоуправления. В 1995 году принят Федеральный закон  «Об общих принципах организации  местного самоуправления в РФ». В 1997 и 2000 годах к нему принимались  существенные поправки о местном  самоуправлении в городах федерального значения и об ответственности органов  местного самоуправления и их должностных  лиц.
     Местное самоуправление является одной из основ  конституционного строя Российской Федерации, признается и гарантируется  Конституцией Российской Федерации.
     Правовую  основу местного самоуправления составляют:
    общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации,
    Конституция Российской Федерации,
    федеральные конституционные законы,
    Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, другие федеральные законы,
    издаваемые в соответствии с федеральными законами иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти),
    конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации,
    уставы муниципальных образований,
    решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан,
    иные муниципальные правовые акты.
     Органы  местного самоуправления не входят в  систему органов государственной  власти. В структуру органов местного самоуправления, устанавливаемую уставом  муниципального образования, входят следующие  органы и должностные лица местного самоуправления:
     представительный орган муниципального образования
     глава муниципального образования
     местная администрация
     контрольный орган муниципального образования 
     иные  органы местного самоуправления
     В муниципальном районе допускается  такой вариант структуры органов  местного самоуправления: представительный орган местного самоуправления формируется  из глав и делегатов представительных органов поселений.
     В сельских поселениях глава муниципального образования может независимо от способа его избрания возглавлять  и местную администрацию, и представительный орган. В сельских поселениях с численностью менее 100 человек глава муниципального образования является главой местной  администрации и избирается населением, а функции представительного  органа осуществляются сходом граждан [12].
     Система управления Краснобаковского района как  муниципального образования состоит  из четырёх основных частей: администрации  района; земского собрания района; органов  местного самоуправления административных субъектов района (поселков городского типа, поселков и деревень); населения  района.
     Краснобаковский район Нижегородской области  – муниципальное образование, состоящее  из 2 городских и 9 сельских поселений, объединенных общей территорией, границы  которой установлены законом  Нижегородской области.  В соответствии с Законом Нижегородской области «О наделении муниципальных образований – районов Нижегородской области статусом муниципального района» Краснобаковскому району присвоен статус муниципального района.

2.2 Основные  характеристики  Краснобаковского района

 
     Краснобаковский район расположен в северо-восточной  части Нижегородской области  и занимает территорию  1766 квадратных километров. Протяжённость района с севера на юг - 49 км, с запада на восток - 68 км. Граница района извилиста и везде проходит по суше. Почти на равные части - западную и восточную - район делит река Ветлуга, текущая в южном направлении. С юга на северо-восток через территорию района проходят линия железной дороги  и автомобильная дорога Н.Новгород - Киров.
     Районный  центр - Красные Баки - расположен на высоком правом берегу реки Ветлуги, при впадении в нёё речки Баковки, протекающей по южной окраине  посёлка. Координаты Красных Баков - 57'8" северной широты и 45'11"восточной  долготы. От районного центра до ближайшей  железнодорожной станции (ст. Ветлужская) - 7 км, до областного центра - по автомобильной дороге 146 км, по железной дороге - 123 км, от Красных Баков до Москвы - 525 км. По реке Ветлуге до р. Волга - 226 км,
     Краснобаковский район граничит с Варнавинским, Воскресенским, Семеновским, Тонкинским и Уренским районами Нижегородской области.  
     Климат  района умеренно континентальный. Средняя  температура воздуха в январе   -12 С, в июле  +19С. Осадков выпадает около 450-550 мм в год. Климатические условия способствуют возделыванию большинства сельскохозяйственных культур, распространенных в средней полосе европейской части страны [16].
     Рельеф  территории района преимущественно  равнинный. Исторические особенности  освоения территории района определили структуру его земельных угодий. Всего земель в Краснобаковском  районе 176677 га, из которых 23509га – сельскохозяйственные угодия, в том числе пашня – 19949 га. На сегодняшний день  не используется 5880га пашни.
     Земли лесного фонда составляют 139424 га, межхозяйственных лесов - 22980 га, площади под водой – 2031 га. В р.п.Красные Баки 37,5 % земель занимают строения, 16,7% отведено для коллективного и индивидуального садоводства, 2,9% территории находится под улицами,  дорогами и площадями.
     Таблица 2
     Краткие сведения о Краснобаковском районе
     Административный  центр      п.г.т. Красные Баки
      Численность населения      24,663 тыс.чел.
     Площадь района      1,8 тыс. кв. км
Электрические сети, по всем видам собственности км 621,3
Трансформаторные  подстанции, по всем видам собственности Ед. 279
Водопроводные сети, по всем видам собственности км 185,9
Водозаборы, по всем видам собственности Ед. 97
Мощность  водозаборных сооружений тыс. м3/сут. 11,1
Очистные  сооружения канализации Ед. 5
- пропускная способность м3/сут. 1,15
Канализационные сети, по всем видам собственности км 12,4
Тепловые  сети (в двухтрубном исчислении) км 36,6
Котельные, по всем видам собственности Ед. 74
- мощность Гкал 15,47
Газопроводы км 57
Число телефонных станций общего пользования Ед. 11
Численность телефонных аппаратов (номеров) сети общего пользования, всего Ед. 4034
 
     Краснобаковский район – это район перспективный  для самых разных видов туризма: культурно-познавательного, лечебно- рекреационного экологического и приключенческого, сельского и системы частных гостиниц, охоты и рыбалки.
     В 1923 г. селу Бакам присвоено название Красные Баки. В 1947 г. село Баки отнесено к Рабочим Поселкам.
     Географическое  и административное расположение района в составе региона Нижегородской  области представлено  на рис. 3 

     
     Рис. 3  Общее расположение Краснобаковского района
     В районе функционирует 36 образовательных  учреждений.
     Из  них: 8 – средних школ, 3 – основные школы, 1 – начальная школа, 2 –  начальных школы детских сада, 1 – вечерняя школа, 1 – специальная (коррекционная) школа-интернат для  детей-сирот, 1- детский дом, 16 – детских  садов, 3 – учреждения дополнительного  образования (Центр детского творчества, детско-юношеская спортивная школа, подростковый клуб «Чайка») - 2229 учащихся – обучаются в школах района, 758 человек – воспитывается в  детских садах, 95 человек –  обучается и  проживает   в  специальной   (коррекционной)  школе-интернате, 80 человек -   взрослого населения получают  образование   в вечерней школе  при  ИТК-17, 25 человек – проживает в детском доме.  
       Улучшается материально-техническая  база школ. Это стало возможным  благодаря реализации областных  и федеральных программ, в которых  непосредственное участие принимал  и  район.
 
Поликлиники 4
Стационары 4
Количество  коек 255
Количество  врачей 29
Количество  среднего медицинского персонала 170
           С  1 января 2005 года лечебные учреждения работают по ФЗ №122 в результате чего отмечается значительное улучшение лекарственного обеспечения льготной категории граждан района.
     В районе работают 16 клубных учреждений, 15 библиотек (10 в сельской местности) с книжным фондом 270,5 тыс. экз. 1 –  районный исторический музей.  Также  функционирует 39 спортивных сооружений: 1 стадион, 11 спортивных залов. С 1978 года работает с детьми и молодежью детско-юношеская спортивная школа.

2.3 Совершенствование структуры управления муниципальным образованием

        Муниципальное территориальное образование, каким и является Краснобаковский район, и отдельные его составляющие в современных экономических условиях должно вырабатывать стратегию долгосрочного выживания, которая обеспечила бы ему устойчивое положение в регионе.  Для него исключительно важным становится осуществление такого управления, которое обеспечивает его адаптацию к условиям  динамичной окружающей среды. Одно из основных правил маркетинга предполагает, что на неустойчивом экономическом рынке лучшие шансы победить в конкурентной борьбе имеют предприятия, более быстро реагирующие на изменения рынка и приспосабливающиеся к ним.
     Для муниципального образования большое  значение приобретают новые запросы  и изменяющиеся требования его населения. Поэтому перед ним возникает  проблема по выбору такой стратегии  управления, которая не только обеспечивает его устойчивое развитие, но и удовлетворяет  перспективные запросы проживающего в нем населения.
     Муниципально-территориальное  образование состоит из уникальных, в определенной степени, элементов, поэтому для них необходимо отыскивать также уникальные, адекватные особенностям их работы, стратегии управления, методы их разработки и выбора наиболее рациональной. Практика работы в рыночных условиях и проводимые научные исследования показали, что не существует типовой  стратегии управления, единой для  всех территориальных образований. Выбираемое стратегическое управление не является универсальным, хотя некоторые  его элементы и положения могут  быть использованы в практике работы других муниципальных и территориальных образований.
     Имеется несколько определений понятия  «стратегическое управление» [8]. Исходя из особенностей муниципальных образований определение этого понятия можно сформулировать следующим образом: «стратегическое управление-это совокупность решений и действий по формированию и реализации стратегий, разработанных для достижения целей территориального образования в долгосрочной перспективе с учетом получения конкурентных преимуществ в условиях взаимодействия с рыночным окружением». Стратегия, в свою очередь, определяет цели и задачи территориального образования, направления достижения поставленных целей, выделяет наиболее важные сегменты или факторы в его деятельности.  Одной из основных особенностей стратегии является наличие правил, определяющих деятельность муниципального образования в рассматриваемых экономических условиях и обеспечивающих решение поставленных задач. Необходимо отметить и такую важнейшую особенность стратегии управления, как негативные последствия для муниципального образования ошибочность её выбора. Ошибки в выборе стратегии развития особенно тяжелы для административных структур в случае безальтернативного её определения.
     На  выбор вида стратегического управления влияет и степень нестабильности внешней среды.
    Выделяют  следующие виды стратегического  управления, используемые в зависимости  от степени нестабильности внешней  среды [10]:
    управление на основе экстраполяции, применяющееся в условиях сравнительно невысокой степени нестабильности (долгосрочное планирование);
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.