На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Совокупный спрос и совокупное предложение. Потребление и сбережения

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 31.05.2012. Сдан: 2010. Страниц: 18. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Совокупный  спрос и совокупное предложение. Потребление  и сбережения. 

    Понятие совокупного  спроса и неценовые факторы совокупного  спроса.
    Понятие совокупное предложение и неценовые факторы совокупного предложения. Потребления и сбережения.
    Анализ и общая характеристика по данной проблеме в РК. Сравнительный анализ со странами дальнего и ближнего зарубежья.
    Пути оптимального использования факторов, воздействующих на совокупный спрос и совокупное предложение.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
     Введение 

     В условиях перехода Казахстана на рыночные отношения все чаще возникают вопросы о ходе и направлении экономических реформ, о тех экономических теориях, которые положены в их основу. На собственном опыте страна убеждается в необходимости квалифицированного макроэкономического анализа. Однако экономическая мысль еще не создала такого универсального метода исследования, который бы раскрывал содержание экономических процессов в рамках одной теории. Макроэкономический анализ рыночной экономики – сложный многоуровневый процесс, основу которого составляет изучение взаимодействия «совокупного производителя» и «совокупного покупателя». Закономерности равновесия совокупного спроса и совокупного предложения, так или иначе, входят в любую макроэкономическую модель.
     Современная теория равновесия совокупного спроса и предложения представляется моделью AD-AS. На рынках спроса и предложения механизм ценообразования решает три основных вопроса рыночного хозяйства: что, как и для кого производить. Но, равновесия на товарных рынках недостаточно для нормального развития экономики. Необходимо достижение равновесия и на денежном рынке. Только при одновременном достижении равновесия на товарном и денежном рынках экономика развивается бескризисно. Модель AD-AS является базовой для изучения колебаний объема выпуска товарного рынка в зависимости от уровня цен в экономике в целом; а также для изучения причин и последствий этих изменений. Исходя из этого, с помощью модели можно описать различные варианты экономической политики государства. Поэтому главная задача курсовой работы – определить структуры совокупного спроса и совокупного предложения; раскрыть принципы их взаимовлияния и равновесия; описать основные выводы, вытекающие из анализа модели AD-AS; доказать их необходимость и значимость для современного общества. 
 
 

    Понятие совокупного спроса и неценовые факторы  совокупного спроса.
 
      Издавна замечено, что количество благ, которое  покупатели запрашивают у продавцов  для приобретения (назовем его  величина спроса), прямо зависит  от уровня цены, по которой такая покупка возможна. Величина спроса — это количество товара конкретного вида (в натуральном измерении), которое покупатели готовы приобрести на протяжении того или иного периода времени (месяца, года) при определенном уровне цены этого товара. Зависимость величины покупок на товарном рынке от уровней цен экономисты назвали спросом. Спрос — сложившаяся в определенный период времени зависимость величины спроса на товарном рынке от цен, по которым товары могут быть предложены к продаже. Спрос характеризует состояние рынка, а точнее одну из его важнейших составляющих — экономическую логику поведения покупателей. Реально эта логика проявляется в том, какой оказывается величина спроса (количество покупок) при том или ином уровне цены.
      Изучая, как покупатели реагируют на изменения цен товаров, экономисты сформулировали закон спроса. Суть закона спроса состоит в том, что повышение цен обычно ведет к уменьшению величины спроса, а снижение цен — к ее увеличению (при прочих равных условиях).
      Проявление  закона спроса связано с рядом важных обстоятельств. Подавляющее большинство благ люди покупают, оценивая соотношение цена - полезность» по каждому конкретному благу. Если потребность человека в этом благе удовлетворена не полностью, то снижение цены ведет к росту оценки относительной желанности блага. А значит, ведет к росту спроса на него. Эта закономерность изменения желанности товара (блага) ведет к тому, что хотя снижение цены позволяет покупателю приобрести большее количество товара, но желанность каждой дополнительной единицы становится все меньше и меньше из-за постепенного насыщения потребности покупателей в этих товарах.
      Какие еще факторы, кроме полезности товара и его цены, влияют на формирование спроса? Таких факторов пять: доходы покупателей; цены на дополняющие или заменяющие товары; ожидания относительно динамики цен в будущем; численность и возраст покупателей; привычки, вкусы, традиции и предпочтения покупателей. Кроме того, на спрос могут влиять и некоторые другие факторы (сезонность, правительственная политика, равномерность распределения доходов, реклама и др.).
      Теперь  перейдем непосредственно к понятию  совокупного спроса. Можно сказать, что совокупный спрос (AD) - сумма всех индивидуальных спросов на конечные товары и услуги, предлагаемые на товарном рынке. Из этого вытекает также следующее: совокупный спрос - модель, представляющая различные объёмы товаров и услуг (т.е. реальный объём производства), которые потребители могут и готовы приобрести при любом уровне цен.
      Покупателями  на рынке благ являются четыре макроэкономических субъекта: домохозяйства, фирмы, государство и заграница. Следовательно, необходимо определить объём спроса каждого из них.
      Спрос домашних хозяйств доминирует на рынке  благ. На него приходится объём больше половины конечного совокупного спроса. Выделяют следующие факторы, определяющие спрос домохозяйств на рынке благ:
    доход от участия в производстве,
    налоги и трансфертные платежи,
    размер имущества,
    доход с имущества,
    степень дифференциации населения по уровню доходов и размеру имущества,
    численность населения.
      Два первых фактора объединяются в понятие  «располагаемый доход». Два последних  в коротком периоде являются экзогенными  параметрами. В зависимости от того, какой фактор считать наиболее значительным, можно построить разные виды функции спроса домашних хозяйств на рынке благ, которая называется «функцией потребления».
      Дж.М. Кейнс вывел четыре правила совокупного  потребления:
    Он исходил из так называемой гипотезы абсолютного дохода, в соответствие с которой потребление домашних хозяйств зависит от абсолютной величины их текущего дохода.
    Величина предельной склонности к потреблению (Су = DС/Dу) показывает, на сколько увеличится потребление при увеличении текущего дохода на единицу и находится в пределах от 0 до 1, т.е. 0<Cу< 1.
    По мере роста располагаемого дохода снижается средняя норма потребления ( доля потребления в доходе - С/у ) ( рис. 1 ).
      Отсюда  следует, что расширение производства потенциально содержит в себе возможность  возникновения перепроизводства, так  как уменьшение средней нормы потребления означает, что всё меньшая часть произведённой продукции потребляется домохозяйствами. 

        С/y
       
       
       C/y у 
 
 

      Рис. 1. График средней нормы потребления  как функции от дохода 

      4) С ростом дохода предельная  склонность к потреблению падает.
      Таким образом, характер зависимости потребления  от величины текущего дохода Кейнс  выводит из «основного психологического закона», который он формулирует  так: «люди склонны, как правило, увеличивать свое потребление с  ростом дохода, но не в той же мере, в какой растёт доход». И эта функция имеет вид:
      C = C0 + Cу y; C0 > 0; 0 < Cу < 1,    (1)
      где С0 - величина автономного (независимого от текущего дохода) потребления (при у = 0 автономное потребление осуществляется за счёт сокращения имущества), которое зависит от изменения процентной ставки и от инфляционных ожиданий, (численные значения С0 и у, как правило, однопорядковые величины); Cу - предельная склонность к потреблению.
      Для упрощения записи в формуле (1) и  последующих формулах вместо уv (располагаемый доход) используется у ( весь доход ) на том основании, что при заданной ставке подоходного налога (Ту) существует пропорциональность между этими величинами: уv =(1- Ту)у.
      Практическая  проверка функции (1) показала, что она  хорошо аппроксимирует статистические данные о доходах и потреблении домашних хозяйств в коротком (2-4 года) периоде. Так, в России зависимость между потреблением и доходом в период между 1985 и 1990 гг. выражалась формулой ( в млрд. руб.)
      С = 80.35 + 0.62у.
      В то же время расчёты, проводившиеся за более продолжительные промежутки времени, не показывают снижения средней нормы потребления. В случае долгосрочного планирования функция потребления должна иметь вид С = Су у, не соответствующий «основному психологическому закону».
      По  мнению сторонников абсолютного дохода, функция потребления c постоянной средней формулой неприменима, что проистекает из того, что «действительная» функция потребления типа (1) с течением времени сдвигается вверх (рис. 2). Точки M, N, L относятся к разным функциям потребления, а луч OL, соответствующий выражению С = Суу, не является графиком функции потребления. 

        С C t+2
        Сt+2 L C t+!
        N Ct
        Сt+1
        Сt M
        0 Уt Уt+1 Уt+2 У  
 
 

      Рис. 2. Временные сдвиги графика функции  потребления. 

      Другое  объяснение данного феномена дается на основе гипотезы относительного дохода Дж. Дьюзенбери (1949), в соответствии с которой потребление отдельного домашнего хозяйства ( Сi ) определяется покупками его ближайших соседей,т.е. не его абсолютным доходом ( уi ), а отношением его дохода к среднему доходу (`у ) того социального слоя, к которому принадлежит данный субъект. Формально это выглядит так:
      Сti / уti = а0 + а1 уt / уti ; a0 > 0; a1 > 0.   (2)
      Если  растёт доход i-го субъекта, то его средняя норма потребления снижается; если доход растёт у всех в одинаковом темпе, то доля потребления в доходе у субъекта не меняется. Кроме того, Дьюзенбери включил в число аргументов функции потребления привычку субъекта к достигнутому уровню потребления, в результате чего изменение в потреблении не находится в постоянной пропорции к доходу в коротком периоде.
      Эта гипотеза имеет свои недостатки. Во-первых, в краткосрочном периоде данная функция потребления описывается  только при падении производства и уменьшении располагаемого дохода, не рассматривая возможный рост экономики. Во-вторых, эта теория не рассматривает случаи длительного спада в располагаемом доходе.
      Ещё одно объяснение факту относительной  стабильности средней нормы потребления  в длительном периоде даётся в  теории перманентного дохода Фридмена (1957г.) посредством введения понятия перманентного дохода ( уP ), под которым понимается средневзвешенная величина из всех доходов, ожидаемых субъектом в будущих периодах. В целях упрощения возьмём только два периода с доходами у1 и у2. Тогда уP = у1 + q ( у2 - у1 ) = qу2 + ( 1 - q ) у1; 0 < q < 1, где q - доля приращения дохода в будущем, присоединяемая к текущему доходу.
      Если  текущий доход растёт, то перманентный тоже растёт, но с меньшей скоростью. Параметр весов (q ) принимает большее значение тогда, когда доход устойчиво растёт, чем тогда, когда уровень дохода колеблется. При стабильном доходе, т.е. при у1 = у2 = у* , уP = у*.
      В соответствии с гипотезой перманентного  дохода 

      Сt = Сt P) = Cyq уt + Сy ( 1 - q ) уt-1.     (3) 

      Отсюда  легко объяснить, почему предельная склонность к потреблению в коротком периоде меньше, чем в длительном: при повышении дохода в текущем году на единицу потребление увеличится на Сyq единиц в текущем году и ещё на Сy(1 - q) единиц в следующем году.
      Нужно заметить, что в концепции перманентного дохода имущество и доход не существуют сами по себе. Перманентный доход рассматривается как усреднённый доход от всех видов имущества, в том числе и от «человеческого капитала». С другой стороны, имущество есть не что иное, как источник дохода, и ценностную оценку этот источник получает через капитализацию дохода. Так, величина человеческого капитала есть приведённая к данному моменту посредством дисконтирования сумма всех ожидаемых доходов от труда.
      Итак, посредством гипотез относительного и перманентного доходов делается попытка логически обосновать наблюдаемый факт постоянства средней нормы потребления в длительном периоде при её изменчивости в коротком периоде.
      Тем не менее функция потребления, построенная  в соответствии с гипотезой абсолютного дохода, сегодня считается чрезвычайно упрощенной. Один из современных вариантов подходов к построению функции потребления заключается в том, что различают три вида этой функции: краткосрочную, долгосрочную и функцию потребления с учётом разных доходов населения (подоходная функция).
      Краткосрочное потребление вполне описывается  кейнсианской функцией потребления: С = С0 + Су у. Долгосрочная функция потребления имеет вид С = Су у , т.е. средняя и предельные нормы потребления равны.
      При построении всех рассмотренных до сих пор разновидностей функции потребления использовались две общие предпосылки:
      1) доход домашних хозяйств является экзогенной величиной;
      2) доля потребления в доходе определяется на основе привычек, традиций, психологических склонностей экономических субъектов.
      Экономисты  классической школы и современные  неоклассики используют принципиально  иной методологический подход при построении функции потребления. В концепции  классической школы доход является для домашних хозяйств эндогенным параметром. Экономический субъект сам определяет, какова будет величина его дохода, путем распределения календарного времени на рабочее и свободное, исходя из критерия максимизации полезности.
      Распределение дохода между текущим потреблением и сбережением осуществляется субъектом на основе учета, с одной стороны, степени предпочтения им текущего потребления будущему, с другой - сложившейся ставки процента. Рассмотрим бюджетные уравнения домашнего хозяйства в двух смежных периодах:
      y1+b 0 (1+i)=C 1 +b1,
      y2+b1 (1+i)=C 2 +b 2,
      где b t - реальная ценность облигаций, представляющих в данном случае все имущество субъекта на начало t-го периода; i-ставка процента. Определив из первого уравнения значение b1 и подставив его во второе, получим двухпериодное бюджетное уравнение субъекта:  

      С12/(i+1)=y1+y2/(1+i)+ b0 (1+i)-b2/(1+i). (3) 

      В левой его части представлена дисконтированная сумма потребления  за оба периода, а в правой - дисконтированная сумма имеющихся для потребления  средств. В последнюю, кроме доходов, получаемых за оба периода, включается также изменения объема имущества (фонда облигаций).
      В концепции неоклассической школы  объем потребления домашних хозяйств является убывающей функцией от ставки процента. В целях упрощения примем, что она линейна: 

      С(i) = -C0 + уv - ai,  

      где С0 - независимый от ставки процента объем потребления; уv - располагаемый доход; a - параметр, показывающий на сколько единиц сократится потребление (возрастет сбережение), если ставка процента увеличится на один пункт.
      Соответственно неоклассическая функция сбережений есть возрастающая функция от ставки процента:
      S(i) = -C0 + ai
      Графическое отображение неоклассических функции  потребления и сбережения представлено на рис.3.
      a б
        i
          С(i)        S(i) 

C S

 
 
      Рис.3 Графики неоклассических функций потребления (а) и сбережения (б) 

     НЕЦЕНОВЫЕ    ФАКТОРЫ   СОВОКУПНОГО     СПРОСА. 

           Мы  видели, что изменения в  уровне цен приводят к таким  изменениям уровня затрат  потребителей  внутри страны,  предприятий,  правительства, зарубежных покупателей, которые дают возможность прогнозировать изменения в реальном объеме национального производства. Это значит, что повышение уровня цен, при прочих равных условиях, приведет к уменьшению спроса на реальный обьем производства. И наоборот, уменьшение уровня цен вызовет увеличение объема производства. Это соотношение представлено на  графике как движение от одной точки до другой по стабильной кривой совокупного спроса. Однако если одно или несколько "прочих условий" меняется, то смещается вся кривая совокупного спроса. Эти "прочие" мы называем неценовыми факторами совокупного спроса.
           Как   показано на рисунке,  увеличение совокупного  спроса  представлено отклонением кривой  вправо - от ADI  к AD2.  Этот  сдвиг показывает, что при различных  уровнях цен желаемый  обьем товаров и  услуг возрастет. И наоборот, уменьшение  совокупного спроса показано как сдвиг кривой влево - ADI к AD3. Этот сдвиг говорит о том, что люди будут покупать меньший обьем продукта, чем прежде, при различных уровнях цен. 
 
 
 
 
 
 

     
     На  рисунке 4 показаны        Уровень
     изменения в  объеме совокупного          цен
     спроса, происходящие в том 
     случае, если изменяется один
     или  несколько факторов,
     или рычаги, сдвигающие                    AD2                                                AD1                                                    AD3
      совокупные спрос .    
                                                0
                     Реальный  объем производства
                         Рисунок 4.
     Таблица 1. НЕЦЕНОВЫЕ ФАКТОРЫ СОВОКУПНОГО СПРОСА: РЫЧАГИ, СМЕЩАЮЩИЕ КРИВУЮ СОВОКУПНОГО СПРОСА: 

     1 .Изменеия в потребительских расходах
     а)Благосостояние потребителя
     б)0жидания  потребителя
     в)3адолженность потребителя
     г)Налоги
     2.Изменения  в инвестиционных расходах
     а)Процентные ставки
     б)0жидаемые  прибыли от инвестиций
     в)Налоги с предприятий
     г)Технология
     д)Избыточные мощности
     3.Изменения  в государственных расходах
     4-Изменения  в расходах на чистый обьем  экспорта
     а)Национальный доход в зарубежных странах
     б)Валютные курсы 

     ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ      РАСХОДЫ.     Изменение одного или нескольких неценовых факторов  могут изменить хорактер расходов потребителей итем самым сместить кривую совокупного спроса. Как указано в таблице 1, такими факторами являются: благосостояние потребителя, ожидания потребителя, задолженность потребителя и налоги.
     БЛАГОСОСТОЯНИЕ      ПОТРЕБИТЕЛЯ.     Материальные ценности  состоят  из всех активов, которыми владеют потребители: финансовых активов, таких, как акции и облигации,  и недвижимости  (дома,замля).Резкое уменьшение реальной стоимости активов потребителей приводит к увеличению их сбережений (к уменьшению покупок товаров), как средству восстановления их благосостояния. В результате сокращения потребительских расходов совокупный спрос уменьшается и  кривая  совокупного спроса смещается влево. И наоборот, в результате увеличения реальной стоимости материальных  ценностей  потребительские расходы при   данном  уровне   цен возрастают Поэтому кривая совокупного спроса смещается вправо.В данном случае мы не имеем  в виду рассмотренный ранее  эффект  богатства, или эффект реальных кассовых остатков, который предполагает постоянную кривую совокупного спроса и является следствием изменения в уровне цен. В противоположность этому изменеия в реальной стоимости материальных  ценостей, о которых идет речь, не зависят от изменений уровня  цен;  это неценовой фактор,  который  смещает  всю кривую совокупного спроса.
     ОЖИДАНИЯ    ПОТРЕБИТЕЛЕЙ.     Изменения  в характере потребительских  расходов зависят от прогнозов, которые  делают потребители, например, когда  люди считают, что в будущем их реальный доход увеличится, они готовы тратить большую часть своего нынешнего  дохода. Следовательно, в это время потребительские расходы возрастают (сбережения в  это время уменьшаются)  и кривая совокупного спроса смещается вправо. И наоборот, если люди полагают, что в будущем их  реальные доходы уменьшаются, то их потребительские расходы, а следовательно, и совокупный спрос сократятся.
     ЗАДОЛЖЕННОСТЬ     ПОТРЕБИТЕЛЕЙ.    Высокий уровень  задолженности потребителя, образовавшийся в результате прежних покупок  в кредит, может заставить его сократить сегодняшние  расходы,  чтобы  выплатить   имеющиеся   долги.Вследствие этого потребительские расходы сократятся, а кривая совокупного спроса сместится влево.И наоборот, когда задолженность потребителей относительно невелика, они готовы увеличить свои сегодняшние  расходы, что  приводит  к увеличению совокупного спроса.
     НАЛОГИ.  Уменьшение  ставок подоходного  налога влечет за собой увеличение чистого дохода и количества покупок  при данном  уровне  цен.Это  значит, что снижение налогов приведет к смещению кривой совокупного спроса вправо.С другой стороны увеличение налогов  вызовет уменьшение потребительских расходов и  смещение кривой совокупного спроса влево.
     ИНВЕСТИЦИОННЫЕ       РАСХОДЫ.     Инвестиционные расходы,   то есть закупки средств производства, являются вторым неценовым фактором совокупного спроса. Уменьшение   объемов новых  средств производства, которые предприятия готовы приобрести при данном уровне цен, приведет к смещению кривой совокупного спроса влево.И наоборот, увеличение объемов инвестиционных товаров, которые предприятия готовы купить, приведет к увеличению совокупного спроса. Неценовые факторы, которые могут изменить характер инвестиционных расходов, перечислены в таблице 1. Мы  рассмотрим каждый из них в отдельности.
     ПРОЦЕНТНЫЕ    СТАВКИ.    При прочих равных условиях, увеличение процентной ставки, вызванное  любым  фактором, кроме  изменения уровня цен, приведет к  уменьшению инвестиционных расходов и  сокращению совокупного спроса. В  данном случае мы не имеем в виду так называемый эффект процентной ставки, который возникает в результате изменения уровня цен.
     ОЖИДАЕМЫЕ     ПРИБЫЛИ   ОТ ИНВЕСТИЦИЙ.    Более оптимистические прогнозы на получение прибылей на вложенный  капитал увеличивают спрос на инвестиционные товары и тем самым смещают   кривую  совокупного спроса вправо. Например, предполагаемый  рост потребительских расходов  может,    в  свою  очередь, стимулировать инвестиции в надежде  на будущие  прибыли. И  наоборот, если перспективы на получение прибылей от будущих инвестиционных программ довольно туманны  из-за ожидаемого снижения потребительских расходов, то затраты на инвестиции имеют тенденцию к понижению. Следовательно , совокупный спрос тоже уменьшится.
     НАЛОГИ   С  ПРЕДПРИЯТИИ.     Увеличение налогов с предприятий   приведет к уменьшению  прибылей (после вычета налогов) корпораций от капиталовложений, а следовательно, и к уменьшению инвестиционных расходов и совокупного спроса. И наоборот, сокращение  налогов увеличит прибыли   (после вычета налогов) от капиталовложений и, возможно, увеличит инвестиционные   расходы,   а также подтолкнет кривую совокупного спроса вправо.
     ТЕХНОЛОГИИ.    Новые  усовершенствованные технологии имеют  тенденцию  к стимулированию инвестиционных расходов и тем самым  к увеличению совокупного спроса.
     ИЗБЫТОЧНЫЕ     МОЩНОСТИ.      Увеличение  избыточных мощностей,   то   есть наличного неиспользуемого  капитала, сдерживает спрос на новые  инвестиционные товары  и  поэтому  уменьшает  совокупный   спрос. Попросту говоря, у  фирм, работающих не на полную мощность, нет достаточного стимула, чтобы строить новые заводы. И наоборот, если все фирмы обнаруживают, что их избыточные мощности уменьшаются, они готовы строить новые заводы и покупать больше оборудования. Следовательно, увеличиваются инвестиционные расходы  и  кривая  совокупного спроса смещается вправо.
     ГОСУДАРСТВЕННЫЕ       РАСХОДЫ.     Таблица  1 говорит  нам,   что  стремление правительства  покупать товары и услуги составляет  третий  неценовой фактор совокупного  спроса. Увеличение государственных закупок национального продукта при данном уровне цен будет приводить к возрастанию совокупного спроса до тех пор, пока налогове сборы и процентные ставки будут оставаться неизменными. И наоборот, уменьшение правительственных расходов приведет к сокращению совокупного спроса.
     РАСХОДЫ    НА ЧИСТЫЙ    ЭКСПОРТ.   Последним  неценовым фактором  совокупного  спроса  являются  расходы на  чистый экспорт. Говоря  о рычагах, сдвигающих совокупный спрос, мы имеем  в  виду изменения в  чистом экспорте, вызванные не изменениями в уровне цен,  а  другими факторами. Увеличение чистого экспорта (экспорт минус импорт), к  которому привели эти  "другие" факторы,  смещает кривую  совокупного спроса вправо. Логика этого утверждения такова. Во-первых, более  высокий уровень национального экспорта создает более высокий спрос на американские товары за  рубежом.   Во-вторых,  сокращение  нашего   импорта предполагает увеличение внутреннего спроса на товары отечественного производства.
        Прежде всего объем чистого  экспорта изменяют национальный доход зарубежных стран и валютные курсы.
     НАЦИОНАЛЬНЫЙ      ДОХОД   ДРУГИХ   СТРАН.  Возрастание  национального дохода иностранного государства увеличивает спрос  на товары нашей страны и поэтому  увеличивает совокупный спрос в  нашей стране. Так как когда уровень доходов в зарубежных странах повышается, то их граждане получают возможность покупать большее количество товаров как отечественного производства, так и произведенных в нашей  стране. Следовательно, наш экспорт увеличивается вместе с повышением уровня  национального  дохода  у  наших   торговых  партнеров.  Уменьшение национального дохода за рубежом имеет проитвоположный результат: чистый объем нашего экспорта сокращается, смещая кривую совокупного спроса влево.
     ВАЛЮТНЫЕ     КУРСЫ.   Изменения курса тенге по отношению к другим валютам являются вторым  факторам,  который оказывает влияние на чистый экспорт, а следовательно, и на совокупный спрос. Предположим,   что цена иены в рублях возрастет. Это значит, что тенге обесценится по отношению к иене. То есть, если цена тенге в иенах падает, это значит, что курс иены повышается. В результате нового соотношения рубля и иены японские потребители смогут получить больше рублей за определённую сумму иен. А потребители в РК получат меньше иен. Следовательно, для японских потребителей казахстанские товары станут дешевле, чем японские. Между  тем потребители в РК смогут купить меньше японских товаров за определенную сумму. При таких обстоятельствах можно ожидать, что наш  экспорт возрастет, а импорт уменьшится. Это означает увеличение чистого экспорта, которое, в свою очередь, приведет у увеличению совокупного спроса в РК. 
 

    Понятие совокупное предложение  и неценовые факторы  совокупного предложения. Потребления и  сбережения.
 
      Предложение на товарном рынке отражает зависимость между ценой товара и объемами его производства (поставок в торговлю), возможными при различных уровнях цен. Строго говоря, предложение позволяет ответить на два вопроса: «Какова будет величина предложения при различных уровнях цен» и «Как изменится величина предложения при некотором изменении цены?»
      Допустим, что рынок характеризуется неизменностью  всех факторов, кроме цены. Тогда, как  свидетельствует опыт, рост цен будет  вызывать увеличение предлагаемых к  продаже (изготавливаемых) товаров, а снижение цен — их уменьшение. Такую закономерность поведения производителей (продавцов) на рынках большинства товаров экономисты называют законом предложения, суть которого состоит в том, что повышение цен обычно ведет к росту величины предложения, а снижение цен — к ее уменьшению (при прочих равных условиях).
      Что стоит за логикой поведения производителей (продавцов), почему они реагируют  на цены именно таким, а не иным образом? Ответ вполне очевиден — чтобы  заработать себе на жизнь.
      Действительно, изготовление любого блага требует затраты различных ресурсов. Все эти ресурсы, как правило, могут быть получены только путем их покупки на рынке. Поэтому любое благо, предлагаемое к продаже на рынке, обошлось своему производителю в определенную сумму денег. Очевидно, что никто не станет предлагать товар к продаже по цене, не покрывающей хотя бы общей суммы затрат на изготовление этого товара. А раз так, то становится ясно, что важнейший (хотя и не единственный) фактор формирования предложения — затраты на производство товаров. Они образуют нижнюю границу цены.
      Затраты по своей природе неодинаковы. Прежде всего, отдельные их виды по-разному  изменяются в зависимости от масштабов  производства товаров или услуг. Именно подобные различия обусловили классификацию всех видов затрат на две группы: постоянные затраты; переменные затраты.
      Постоянные  затраты — это те затраты, которые практически не меняются при изменении масштабов производства товаров или услуг. К ним относятся, например, арендная плата за помещения, затраты, связанные с использованием оборудования, выплаты в счет погашения ранее полученных ссуд, а также всевозможные административные и иные накладные расходы.
      Переменные  затрать/ — это те затраты, сумма которых изменяется в связи с изменениями масштабов производства. И это естественно, поскольку в эту группу затрат входят затраты на материалы, энергию, комплектующие изделия, заработную плату.
      Зачем нам нужен такой детальный  анализ изменения затрат фирмы? Затем, что только на его основе мы можем подойти к пониманию того, как фирмы определяют основу установления цен на свои товары и масштабы производства товаров или услуг. Решения такого рода принимаются на основе изучения закономерностей изменения средних и предельных (маржинальных) затрат фирмы.
      Средние затраты — это затраты на изготовление единицы продукции, получаемые делением общей суммы затрат за определенный период времени на количество изготовленной за этот период продукции.
      Предельные (маржинальные) затраты – это величина, на которую возрастает величина общих затрат фирмы при увеличинии количества выпускаемых изделий на единицу.
      Теперь  перейдем непосредственно к понятию  совокупного предложения.
      Совокупное  предложение - это модель, которая  показывает уровень наличного реального  объема производства при каждом возможном уровне цен. Более высокие уровни цен создают стимулы для производства дополнительного количества товаров и предложения их для продажи. Более низкие уровни цен вызывают сокращение производства товаров. Поэтому зависимость между уровнем цен и объемом национального продукта, который предприятия выбрасывают на рынок, является положительной.
      Три сегмента кривой совокупного предложения  определяются как 
    кейнсианский (горизонтальный)
    промежуточный (отклоняющийся вверх)
    классический (вертикальный) отрезки.
      Форма кривой совокупного предложения  отражает изменение издержек на единицу  продукции при увеличении или  уменьшении объема национального производства. Издержки на единицу продукции можно  рассчитать путем деления стоимости  общих использованных затрат (ресурсов) на объем продукции. Другими словами, издержки на единицу продукции при данном уровне выпуска продукции - это среднее издержки на данный объем продукции. 

       AS  
 

      О  Оf 
      Рис.5. Кривая совокупного предложения
      Кейнсианский (горизонтальный) отрезок. На рисунке 5 Qf обозначает потенциальный уровень реального объема национального производства при полной занятости. При этом объеме национального продукта возникает естественный уровень безработицы. Горизонтальный отрезок кривой совокупного предложения включает реальный объем национального производства, который значительно меньше, чем объем национального производства при полной занятости, Qf. Следовательно, горизонтальный отрезок свидетельствует о том, что экономика находится в состоянии глубокого спада, или депрессии, и что не используется большое количество машин, оборудования и рабочей силы. Эти неиспользуемые ресурсы, как трудовые, так и материальные, можно привести в действие и при этом не оказать или почти не оказать никакого давления на уровень цен. Когда на этом отрезке объем национального продукта начинает увеличиваться, то ни дефицит, ни узкие места в производстве, могущие способствовать повышению цен, не возникают. Так как производители могут приобрести трудовые и другие ресурсы по твердым ценам, производственные издержки при расширении производства не возрастут, а, следовательно, не будет оснований для повышения цен на товары. И наоборот, этот отрезок также предполагает, что если реальный объем производства сократится, то цены на товары и ресурсы останутся на том же уровне. Это значит, что реальный объем производства уменьшится, но цены на товары и заработная плата останутся неизменными.
      Классический (вертикальный) отрезок. Сдвигаясь вправо по кривой, мы увидим, что экономика достигла полного, или естественного, уровня безработицы при объеме производства, Qf. Экономика при данном объеме производства находится в такой точке кривой своих производственных возможностей, когда за короткий срок невозможно достичь дальнейшего объема производства. Это означает, что любое дальнейшее повышение цен не приведет к увеличению его реального объема, поскольку экономика уже работает на полную мощность. При полной занятости отдельные фирмы могут попытаться расширить производство, предложив более высокую цену на ресурсы, чем другие фирмы. Но ресурсы и дополнительный объем продукта, который получит одна фирма, другая потеряет. В результате этого цены (затраты) на ресурсы и в конечном счете цены на товары увеличатся, но реальный объем производства останется неизменным.
      Промежуточный (восходящий) отрезок. Наконец, на промежуточном отрезке между Q и Qf мы видим, что увеличение реального объема национального производства сопровождается ростом уровня цен. Это происходит потому, что вся экономика практически состоит из бесчисленного количества рынков товаров и ресурсов и полная занятость возникает неравномерно и неодновременно. Поэтому, когда реальный объем национального производства QQf, в некоторых отраслях промышленности может появиться дефицит и другие узкие места в производстве. Расширение производства также означает, что, когда оно станет работать на полную мощность, некоторым фирмам придется использовать более старое и менее эффективное оборудование. При увеличении объема производства на работу принимают менее квалифицированных рабочих. По всем причинам издержки на единицу продукции увеличиваются, и фирмы должны назначить более высокие цены на товары, чтобы производство было рентабельным. Поэтому на промежуточном отрезке увеличение реального объема национального продукта сопровождается ростом цен.
        Форма кривой совокупного предложения  вызывает большие споры. Некоторые  экономисты, которых называют представителями  классической или неоклассической  школы, утверждают, что вся кривая  является вертикальной, а изменения совокупного спроса сравнительно безобидны, поскольку оказывают влияние только на уровень цен и не затрагивают объема производства и занятость. Другие (кейнсианцы) считают, что кривая совокупного предложения либо горизонтальная, либо восходящая и поэтому такое уменьшение совокупного спроса имеет отрицательные и очень дорогостоящие последствия для производства и занятости.
        Анализ кривой совокупного предложения  показал, что реальный объем  национального производства увеличивается,  когда экономика движется слева направо, проходя кейнсианский и промежуточный отрезки совокупного предложения. Эти изменения в объеме национального производства являются результатом движения по кривой совокупного предложения, то есть мы рассматривали зависимость между реальным объемом национального производства и уровнем цен при прочих равных условиях. Но когда одно или несколько из этих "прочих условий" изменяются, смещается сама кривая совокупного предложения. Смещение кривой от AS1 к AS2 на рисунке 4 указывает на увеличение совокупного предложения. На промежуточном и классическом отрезках кривой совокупного предложения она сдвигается вправо, указывая на то, что все вместе взятые предприятия будут производить больший реальный объем национального продукта, чем прежде, при данном уровне цен. На кейнсианском отрезке кривой совокупного предложения увеличение совокупного предложения означает снижение уровня цен при различных уровнях объема национального производства (нисходящая кривая совокупного предложения).
      
           AS1 AS2 AS3 
 
 
 
 

      Рисунок 6. Изменение совокупного производства
 

       Ниже перечисляются такие "прочие условия", при изменении которых  смещается кривая совокупного предложения. Эти факторы называются неценовыми факторами совокупного предложения, потому что все они вместе взятые определяют положение кривой совокупного предложения. Они имеют одну общую черту: при их изменении меняются и издержки на единицу продукции. Предприятия стремятся к прибыли, которая представляет собой разницу между ценой продукта и издержками на единицу продукции. Вследствие повышения цен на товары, то есть более высокого уровня цен, предприятия увеличивают реальный объем производства. А узкие места в производстве означают, что издержки на единицу продукции имеют тенденцию к повышению, когда производство расширяется по направлению к полной занятости. Поэтому кривая совокупного предложения на промежуточном отрезке отклоняется вверх.
        Неценовые факторы совокупного  предложения (факторы,
         смещающие кривую совокупного предложения)
      1. Изменение цен на ресурсы
        а) Наличие внутренних ресурсов (земля, трудовые ресурсы, капитал, предпринимательские способности);
        б) Цены на импортные ресурсы;
        в) Господство на рынке.
      2. Изменение в производительности
      3. Изменение правовых норм
        а) Налоги с предприятий и  субсидии
        б) Государственное регулирование 

     НЕЦЕНОВЫЕ    ФАКТОРЫ   СОВОКУПНОГО     ПРЕДЛОЖЕНИЯ  

     Анализ  кривой совокупного предложения  показал, что реальный объём национального  производства увеличивается,  когда  экономика  движется слева направо, проходя кейнсианский и промежуточный  отрезки совокупного предложения. Эти изменения в объёме национального  производства являются результатом движения  по  кривой совокупного предложения , то есть мы рассматривали зависимость между реальным объёмом национального производства и уровнем цен при прочих равных условиях. Но когда одно  или  несколько из этих "прочих условий" изменяются, смещается сама кривая совокупного предложения.Смещение  кривой   от ASI к AS2  на рисунке 4 указывает на увеличение совокупного предложения. На промежуточном и классическом отрезках кривой  совокупного предложения она сдвигается вправо, указывая на то, что все вместе взятые предприятия будут производить больший реальный   объем нацио-нального продукта,   чем   прежде, при   данном  уровне  цен.  На кейнсианском отрезке кривой совокупного предложения  увеличение  совокупного предложения   означает  снижение  уровня   цен при различных  уровнях объёма национального производства (нисходящая кривая совокупного предложения).
            В таблице 2 перечисляются такие "прочие условия", при изменеии которых смещается   кривая    совокупного предложения. Эти    факторы   называются
     НЕЦЕНОВЫМИ     ФАКТОРАМИ     СОВОКУПНОГО    ПРЕДЛОЖЕНИЯ,     потому что  все они вместе взятые определяют положение кривой совокупного предложения. Факторы, указанные в таблице 2, имеют одну общую черту: когда они изменяются, то меняются и издержки  на единицу продукции. Предприятия  стремятся к прибыли, которая представляет собой разницу между  ценой  продукта и издержками  на единицу продукции. Вследствие повышения цен на товары, то есть более высокого уровня цен, предприятия увеличивают реальный объем производства. А узкие места в производстве означают, издержки на единицу продукции имеют  тенденцию  к повышению,когда производство  расширяется по направлению  к полной занятости. Поэтому кривая совокупного предложения на промежуточном отрезке отклоняется вверх.
            Важно  отметить, что кроме   изменеии в реальном объеме  национального производства  есть  и   другие  факторы,  изменяющие   издержки  на  единицу продукции.Эти факторы перечислены в таблице 2. Когда один или несколько факторов изменяются, происходят изменения и в издержках на единицу продукции при данном уровне цен. Уменьшение издержек на единицу продукции   такого типа  смещает кривую  совокупного предложения вправо.  И наоборот, увеличение издержек на единицу продукции смещает кривую совокупного предложения влево. То есть, когда издержки  на  единицу  продукции изменяются  под  воздействием определенных факторов, кроме изменеии в объеме  национального производства, все фирмы, вместе взятые,  изменяют  объем национального    производства, который они производят при данном уровне цен.
     ТАБЛИЦА   2.  Неценовые  факторы совокупного  предложения. Факторы, смещающие кривую совокупного предложения.
     1 .Изменение цен на ресурсы
       а) Наличие внутренних ресурсов
         1)земля
         2)трудовые ресурсы
         3)капитал
         4)предпринимательские способности
       б) Цены на импортные ресурсы
       в) Господство на рынке
     2.Изменение  в производительности
     3.Изменение правовых норм
       а) Налоги с предприятий и  субсидии
       б) Государственное регулирование
     ЦЕНЫ   НА РЕСУРСЫ.  Цены  на ресурсы - в  отличие от цен на готовую продукцию -являются важным неценовым фактором совокупного предложения. При прочих равных условиях, повышение цен на ресурсы приводит к увеличению издержек на единицу продукции и тем самым к сокращению совокупного предложения. Снижение цен на ресурсы приводит к противоположному результату. Ниже рассматриваются факторы, влияющие на цены на ресурсы.
     НАЛИЧИЕ   ВНУТРЕННИХ     РЕСУРСОВ.   При увеличении наличных ресурсов кривая производственных возможностей общества смещается вправо, что влечет за собой смещение кривой совокупного предложения  тоже вправо. Увеличение предложения внутренних ресурсов снижает цены на них, и в результате уменьшаются издержки на единицу  продукции.Следовательно,при любом  уровне  цен  все  фирмы  будут производить  и  выбрасывать  на рынок больший  реальный объем национального продукта, чем раньше. И  наоборот, уменьшение предложения ресурсов приведет к увеличению цен на них и смещению кривой совокупного предложения влево.
         1. Земля.     Земельные ресурсы  могут  увеличиться, например, благодаря        открытиям   полезных    ископаемых,  орошению,   новым   техническим        усовершенствованиям, которые позволяют нам превратить то, что раньше было        "нересурсом", в ценные  факторы производства. Увеличение предложения        земельных ресурсов приводит к уменьшению затрат на землю и тем самым к        снижению издержек на единицу продукции и,  как слествие, к увеличению        совокупного предложения. И наоборот, увеличение затрат на землю приведет к        увеличению издержек  на  единицу продукции  и  снижению  совокупного        предложения.
         2. Трудовые    ресурсы.    Около 70% затрат предприятий идет на заработную        плату рабочим и служащим. Следовательно, при прочих  равных условиях,        изменения в заработной плате оказывают существенное влияние на издержки        на   единицу   продукции    и   на   характер  кривой   совокупного        предложения. Увеличение имеющихся   в распоряжении  трудовых ресурсов        приводит к уменьшению   цены на  рабочую силу, а их  уменьшение -  к        увеличению этой цены.
         3. Капитал.    Совокупное предложение  имеет тенденцию к повышению, когда        общество наращивает запасы капитала. Это произошло бы, например, если бы        общество решило сэкономить большую часть своего дохода и направить свои        сбережения на покупку инвестиционных товаров.Точно таким же образом при        улучшении качества  капитала   издержки производства уменьшаются,  а        совокупное предложение увеличивается.Например,фирмы в течение нескольких        лет заменили оборудование плохого качества новым, более совершенным        оборудованием. И  наоборот  совокупное предложение   сократится, если        уменьшится количество и ухудшится качество капитала страны.
         4. Предпринимательские способности.        Количество предприимчивых людей   в экономике с течением времени  изменяются,и поэтому   кривая совокупного  предложения  смещается.Вполне        возможно, что особое внимание, уделяемое средствами массовой информации в        последнее время тем, кто нажил состояние благодаря своей предприимчивости,        увеличит количество людей, стремящихся к предпинимательской деятельности,        и это сместит кривую совокупного предложения вправо. 

     ЦЕНЫ   НА  ИМПОРТНЫЕ     РЕСУРСЫ.     Ресурсы,  будь то отечественные  или импортные, увеличивают  наши  производственные мощности. Импортные  ресурсы снижают затраты и поэтому уменьшают издержки на  единицу  реального объема национального  производства в нашей стране. Отсюда можно сделать следующий вывод:  снижение цен  на импортные   ресурсы увеличивает наше  совокупное реальные объемы произведенного и купленного продукта будут равны в экономике наступит равновесие.
            Кривая совокупного спроса пересекает кривую совокупного предложения на кейнсианском  отрезке, то  есть  там,  где кривая расположена горизонтально. В этом конкретном случае уровень цен не играет никакой роли в образовании равновесного реального объёма национального производства.Если бы промышленный   сектор произвел больший  объём национального  продукта,Q2, его нельзя было бы продать. Совокупного спроса не хватило бы, чтобы скупить на рынке весь национальный  продукт. Столкнувшись  с нежелательными  запасами  товаров, предприятия сократили бы производство до равновесного уровня Qe (что показано стрелкой, направленной влево), и рынок бы опустел. И наоборот, если бы фирмы производили объём   национального производства, обозначенный Q1,  их запасы быстро  бы уменьшились,   потому что   объём продаж был бы  больше объема производства. Поэтому фирмы расширили бы производство, и объем национального продукта увеличился, как показано стрелкой, направленной вправо. 

    Анализ  и общая характеристика по данной проблеме в РК. Сравнительный  анализ со странами дальнего и ближнего зарубежья.
 
     Производство  товаров и услуг. Объем производства товаров и услуг в экономике - ВНП - зависит от двух параметров: факторов производства и производственной функции. Рассмотрим каждый из них по очереди.
        Факторы производства. 
         Факторы производства - это ресурсы,  необходимые для производства  товаров и услуг. Основными  факторами производства являются  труд и капитал. Капитал (К) - это орудия производства, используемые работниками: строительный кран для строителя, калькулятор для бухгалтера. Труд (L)- это время, которое люди посвящают работе.
        Производственная функция.
       Существующая производственная  технология определяет, какой объем  продукции производится при данных  количествах капитала и труда.  Математически, экономисты выражают существующую технологию, используя производственную функцию, показывающую, каким образом факторы производства определяют объем выпускаемой продукции. Обозначая объем выпускаемой продукции Y, мы можем записать производственную функцию как:
Y = F (K, L)
       
     Объем выпускаемой продукции  является функцией количества  капитала и количества труда.  Производственная функция отражает  существующую в данный момент  технологию, т.е. набор существующих  технологических способов производства неявно выражается в функциональной зависимости между затратами капитала, труда и выпуском продукции. Изменения в технологии изменяют и производственную функцию.
           Многие производственные функции  имеют свойства, которые называется  постоянная отдача от масштаба. Производственная функция имеет постоянную отдачу от масштаба, если относительный прирост всех факторов производства на одну и ту же величину приводит к относительному приросту объема выпускаемой продукции на ту же самую величину.
zY= F(zK,zL)
для любого положительного числа z.
                  Фиксированное предложение товаров  и услуг.
       Факторы производства и производственная  функция вместе взятые определяют  предложение товаров и услуг,  которое равно объему производимой  данной экономикой продукции. Выражая это математически, запишем:

Y = F (K, L) = Y

В каждый отдельный момент времени, объем  производимой продукции фиксирован, так как предложение капитала и труда, а также технология преобразования труда и капитала в товары и  услуги неизменны. Однако, с течением времени, объем производимой продукции меняется по мере того, как меняются предложения факторов производства или технология производства. Чем больше количество капитала или количество труда, тем больше объем выпускаемой продукции. Чем лучше существующая технология, выраженная производственной функцией, тем больше объем выпускаемой продукции. 

         Распределение национального дохода  по факторам  производства
 
                  Цены факторов производства.
                 Распределение национального дохода определяется ценами на факторы производства. Цена фактора производства представляет собой количество денег, уплаченное за единицу фактора производства - заработную плату работников, или доход, полученный собственниками капитала. Так как мы исходим из предложения, что количества факторов производства в экономике не известны, кривая предложения фактора приобретает вид вертикальной линии. Точка пересечения наклонной вниз кривой спроса на фактор производства с вертикальной кривой предложения определяет равновесную цену этого фактора производства. 

                  Чтобы понять, как формируются  цены на факторы производства, и происходит распределение дохода, мы должны изучить спрос на  факторы производства. Спрос на  факторы производства предъявляют тысячи фирм, их использующие.
 

                  Проблема, стоящая перед конкурентной  фирмой.
                  Самое простое предложение, которое  можно сделать относительно типичной  фирмы, - это то, что она конкурентна.  Конкурентная фирма - это фирма, которая мала по сравнению с рынками, на которых она торгует, и поэтому практич
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.