На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Постановка певческого и речевого голоса на основе резонансной техники пения

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 31.05.2012. Сдан: 2010. Страниц: 24. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МДОУ  детский сад № 67 «Рябинка» 
 
 
 
 

Постановка  певческого и речевого голоса на основе резонансной  техники пения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Актуальность
      Пение – это психологический процесс, связанный с различными эмоциональными состояниями ребёнка и значительными изменениями жизненно важных актов организма: таких, как дыхание, газообмен, артериальное давление, кровообращение, сердечный ритм, работа эндокринной системы и прочее.
          Правильное  пение сопровождается у ребёнка  ощущениями психофизиологического  комфорта, что способствует формированию положительного отношения к самому процессу, а следовательно к предмету в целом.
          В процессе пения у ребёнка развиваются  музыкальные способности: музыкальный  слух и музыкальная память, чувство  ритма, ладовое чувство, способность воспринимать мелодию голосом. Эти способности дают возможность проявить выразительность музыкального языка в собственном исполнении. В свою очередь, красивое пение вызывает удовлетворённость, веру в свои силы, возможности, то есть стимулирует музыкальное развитие ребёнка.
          С другой стороны, пение способствует физическому развитию ребёнка. Оно  формирует правильное дыхание, а  следовательно, укрепляет лёгкие и  голосовой аппарат. Когда ребёнок  поёт, он лучше вентилирует свои лёгкие, глубже дышит, укрепляет голосовые связки. По мнению врачей, пение является лучшей формой дыхательной гимнастики.
          Проблема  постановки певческого голоса ребёнка  дошкольника – это одна из наиболее сложных и наименее разработанных  в музыкально – педагогической теории и практике. В то же время это одна из самых важных проблем музыкального воспитания дошкольников. Её важность определяется сензитивностью этого возраста и отношении становления певческих навыков, связью со здоровьем ребёнка, значение вокализаций для развития музыкального слуха, внимание к певческой деятельности на формирование у ребёнка системы музыкальности в целом.  

2. Новизна
     Основой в постановке певческого голоса стала  методика А. Д. Демченко. Методика состоит из двух взаимосвязанных частей: работа над вокальной техникой (на этапе дошкольного детства можно говорить только о её пропедевтике) и работа над развитием музыкальных и исполнительских (актёрских) способностей.
     Вокальная техника, являющаяся основой исполнительского вокального искусства, в этой методике базируется на резонансной теории пения (РТП), разработанной профессором В. П. Морозовым.
      Основное  отличие РТП от других теорий заключается  в том, что в соответствии с  ней главным источником красоты  и силы певческого голоса является активность певческих резонаторов, особым образом организованных и настроенных.
      Уникальность  авторской программы "Развитие творческих способностей, постановка речевого и певческого голоса" А. Д. Демченко в комплексной методике развития певческой и речевой деятельности человека, ребёнка, которая опирается на полисенсорную природу невербальных коммуникаций. Ценность программы заключается в разработке техники вокала и речи. Суть техники основана на комплексном звукодвижении всего организма, как-единого целого. Основа певческого и речевого процесса базируется на развитии обшей пластики через основные двигательные ощущения человека, а общая пластика в соединении с ощущением звукодвижений формирует общую звукопластику, являясь фундаментом резонансной вокальной и речевой техники. 
 
 
 
 

    3. Трудоёмкость
    Значительные  временные затраты для изучения соответствующей литературы. Планирование работы, составление конспектов занятий, апробирование диагностических  методик К. В. Тарасовой, подбора  консультационного материала для  родителей. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

4. Адресная направленность
      Опыт  работы адресован музыкальным руководителям  ДОУ со средних групп, владеющими педагогическими умениями:
    гностическими;
    конструктивными;
    коммуникативными;
    организаторскими;
    специальными.
    И умеющими выделять принципы построения педагогического процесса в ДОУ:
    учитывать возрастные особенности детей, опираться на интересы ребёнка;
    решать воспитательные и образовательные задачи в их единстве;
    учитывать положение о ведущей деятельности, смене деятельности и компенсаторной взаимосвязи разных видов деятельности в едином педагогическом процессе;
    осуществлять взаимодействие воспитателя, с детьми при руководящей роли взрослого;
    создавать естественную непринуждённую обстановку, в которой будет развиваться свободная творческая личность;
    стимулировать в педагогическом процессе себя, как педагога и воспитанников к взаимному уважению и соблюдению «Декларации прав ребенка».
 
 
 
 
 
 
 
 
    Гипотеза
     Предполагается, что использование вокальных  игр будет эффективно в постановке певческого и речевого голоса детей дошкольного возраста. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

6. Условия формирования опыта
      Автор: Муркина Марина Сергеевна, 1982 года рождения, музыкальный руководитель девятого разряда МДОУ Детский сад № 67 «Рябинка». Педагогический стаж 2 года, образование – высшее, специальность: Педагогика и психология (дошкольная).
      Опыт  формировался в условиях типового детского учреждения МДОУ Детский сад № 67; расположенного в городе Бийске Алтайского края.
      Детский сад функционирует с 1980 года. В  настоящее время работает 5 групп: 4 группы – дошкольные, 1 группа – для детей раннего возраста, работает педагог дополнительного образования. Детский сад работает по типовой программе. Опыт формировался в условиях практической работы с детьми группы № 4 «Солнышко».
      Начиная со средней группы, происходили последовательные занятия по теме «Постановка певческого и речевого голоса на основе резонансной  техники пения». 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    7.Ведущая педагогическая идея
      Работа  с детьми по постановке певческого и речевого голоса показывает, что дети хорошо осваивают технологию, если строго придерживаться последовательности занятий, не нарушать систему, не форсировать проведение занятий. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    8.Сущность
    Вокальные проявления ребёнка – это движения голосового аппарата. В процессе онтогенеза развитие голосового анализатора коры связано с развитием слухового органа артикуляционного аппарата, гортани и органов дыхания, работа которых начинается с первого крика новорожденного.
    От  рождения у детей проявляются  индивидуальные особенности в использовании голосовых регистров, что делает различным звучание их голосов по звуковысотному расположению, интенсивности и тембру. Так как дети в процессе игры своим голосом от рождения проявляют склонность к использованию натуральных голосовых регистров.
    Таким образом, Звуковысотный диапазон ребёнка  зависит от используемых им голосовых  регистров. В последних исследованиях К. В. Тарасовой и И. Т. Владимировой были сделаны выводы о том, что голоса детей уже в дошкольном детстве делятся на три природных типа: высокие, средние и низкие, каждый из которых характеризуется присущими ему тембровой окраской, общим звуковысотным и примарным диапазонами. Деление детского хора на подгруппы, соответствующие природным типам певческих голосов, и адекватное им ведение певческой работы, приводят к значительно более высоким результатам в вокальном слуховом и общем музыкальном развитии детей.
    Для нормального развития певческого и  речевого голоса ребёнка, его звуковысотного слуха, музыкальности в целом необходимо, чтобы он пел в диапазоне и тесситуре, cooтветствующих природному типу его голоса. Только при этом условии ребёнок чувствует себя спокойно и комфортно, поёт с удовольствием, без напряжения и чище интонационно.
     А. Д. Демченко использует огромную физиологическую роль руки, как второго артикуляционного аппарата. Руки становятся чуткими и восприимчивыми к ощущению основных звукодвижений, формирующих резонансное форсирование и формирование звука.
      Методика  постановки детского певческого голоса на основе резонансной техники пения базируется на основных положениях:
    Постановка резонансного фокусирования - главная задача постановки певческого голоса;
    Постановка голоса в речи к пению естественна и доступна ребёнку любого возраста;
    Работа над голосом должна начинаться с примарных тонов и примарного диапазона;
    Речевой - грудной регистр является фундаментом певческого голоса;
    В связи с этим расширение диапазона от примарного вниз является природосообразным и ведёт к укреплению мышц связок, певческой выносливости, формирования тембра голоса и высоты регистра;
    Становление пластики певческого аппарата начинается с работы над общей пластикой;
    Поза "колок" в сочетании с резонансным фокусированием звука формирует певческое дыхание.
    У детей дошкольников начальные вокальные функции формируются в результате специальной организации движений всего тела и артикуляционного аппарата. Постановка певческого и речевого голоса должна осуществляться поэтапно. 
 
 
 
 
 
 

    9.Задачи
      Формирование общей пластики, которая является фундаментом пластики певческого аппарата.
      Формирование фокусирования звука в «точке маски» - ведущего звена резонансной техники пения.
      Выстраивание на резонансной основе певческого голоса в пределах октавы, соответствующей природному речевому диапазону ребёнка; формирование певческих навыков.
      Развитие всей системы общих музыкальных способностей и вокального слуха.
      Развитие актёрских способностей.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
10. Теоретическая интерпретация опыта
      Детский голос имеет свои особые качества, отличные от голоса взрослых. Детские голосовые связки короткие и тонкие по сравнению со связками взрослых – отсюда особая звучность детских голосов, особенно в младших группах. Гортань с голосовыми связками в 2 – 3,5 раза меньше, чем у взрослого. Звук, образовавшийся в гортани – очень слабый. Он усиливается резонаторами. Различают верхний головной резонатор (полости глотки, рта и носа), и нижний грудной (полости трахеи и бронхов).
      У детей грудной резонатор слабо  развит, преобладает головной, поэтому  детский голос очень лёгкий, несильный, но звонкий.
      Детям дошкольного возраста характерно фальцетное пение. Детские лёгкие малы по своей  ёмкости – отсюда естественная ограниченность силы детского голоса. Чрезмерно громкое  пение гибельно отражается на голосовых  связках ребёнка. Малейшее форсирование, напряжение голоса приводит к тому, что голос теряет необходимую лёгкость, приобретает неприятный горловой характер и переходит в крик.
      Мышечная  сила детей дошкольного возраста ещё очень слаба, и при пении  значительная часть её затрачивается на преодоление инерции окружающего воздуха.
      Также существенным качественным отличием детского голоса является то, что он в естественном состоянии принадлежит к типу головного регистра, и только при  неправильной установке, при форсировании во время пения он приобретает неприятный, не свойственный ребёнку грудной тембр.
      Следует отметить богатство и тонкость интонаций  детского голоса, способных предать  малейшие оттенки ощущений и чувств.
      Вопросы о примарных тонах или зоне примарного звучания в переходных звуках и звуковысотном диапазоне детского голоса тесно взаимосвязаны между собой и имеют огромное значение для вокальной методики в работе с детьми.
      Примарными  называются такие певческие звуки, которые среди других тонов голоса звучат наиболее естественно и свободно.
      Природе детского голоса, как и необученным  взрослым певцам, свойственно использовать натуральные регистры с ярко выраженным переходом грудного голоса в фальцетный.
      Звуковысотный диапазон голоса ребёнка зависит  от используемых им голосовых регистров.
      В последних исследованиях К. В. Тарасовой  и И. Т. Владимировой были сделаны  выводы о том, что голоса детей  уже в дошкольном детстве делятся  на три природных типа: высокие, средние и низкие, каждый из которых характеризуется присущими ему тембровой окраской, общим звуковысотным и примарным диапазонами. Деление детского хора на подгруппы, соответствующие природным типам певческих голосов, и адекватное им ведение певческой работы, приводят к значительно более высоким результатам в вокальном, слуховом и общем музыкальном развитии детей.
      Для нормального развития певческого и  речевого голоса ребёнка, его звуковысотного слуха, музыкальности в целом  необходимо, чтобы он пел в диапазоне  и тесситуре, соответствующих природному типу его голоса. Только при этом условии ребёнок чувствует себя спокойно и комфортно, поёт с удовольствием, без напряжения и чище интонационно.
      О необходимости проведения специальной  работы по постановке голоса у детей  дошкольного возраста на музыкальных  занятиях в детском саду писали в разные годы многие педагоги (Н. А. Метлов, А. Д. Войнова, Н. А. Ветлугина, Р. Т. Зинич – Слепова, Т. Е. Ендовицкая, Т. А. Репина, А. И. Кантинене.)
      Во  всех исследованиях раскрывается взаимосвязь  развития голоса и слуха и подчёркивается существенная роль слуховой вокальной координации в развитии музыкальности детей.
      Педагоги  – практики такие, как Н. Френкель, В. Алексеев, Н. Попова, М. Лопатина, Г. Брыкина, в работе с дошкольниками большое внимание уделяют формированию певческих умений, предлагая очень интересные приёмы.  Они подчёркивали значение ладово – гармонической окрашенности, а также динамических оттенков не только мелодии в целом, но и любой её смысловой части. Особое значение придавали выразительному исполнению любой песни. Большое внимание уделял выразительному пению. Важнейшим компонентом выразительного пения считали образную передачу поэтического текста.
      Успешно использовали формирование певческих  навыков распевание и другие вокальные  упражнения, подбирая народные песни  с плавным голосоведением, и вокальные упражнения в разных темпах.
      Основное  направление в работе с дошкольниками  по пению педагогов – практиков  было посвящено развитию ладо –  высотного слуха, формированию певческих навыков.
      В исследованиях К. В. Тарасовой и  И. Г. Владимировой была выдвинута и доказана гипотеза о наличии ведущего звена в постановке певческого голоса. Им является такая организация певческого аппарата, при которой певческий звук становится позиционно высоким, приобретает звонкость, а значит – полётность. Негромкий и серебристый звук детского голоса характеризует его эстетический эталон. В исследовании было показано, что первым в постановке детского певческого голоса может быть речевой этап, предшествующий собственно певческому. Прежде чем высоко и звонко запеть, ребёнок должен научиться высоко и звонко говорить.
      В своей работе по постановке певческого голоса я основывалась на методике А. Д. Демченко.
      Методика  состоит из двух взаимосвязанных  частей: работа над вокальной техникой (на этапе дошкольного детства можно говорить только о её пропедевтике) и работа над развитием музыкальных и исполнительских (актёрских) способностей.
      Вокальная техника, являющаяся основой исполнительского вокального искусства, в этой методике базируется на резонансной теории пения (РТП), разработанной профессором В. П. Морозовым.
      Основное  отличие РТП от других теорий заключается  в том, что в соответствии с  ней главным источником красоты и силы певческого голоса является активность певческих резонаторов, особым образом организованных и настроенных.
      Голосовым связкам (складкам) отводится роль возбудителя  акустических колебаний в системе певческих резонаторов. Доминирующая роль певческих резонаторов проявляется также в сильном обратном влиянии акустического резонатора на характер колебания голосовых связок. Резонансная теория пения объясняет возможность достижения большой силы голоса при минимальном напряжении голосовых связок певца, высоких эстетических качеств тембра, прекрасной полётности голоса, мягкости и свободы голосообразования, певческого долголетия.
      Правильно организованные резонаторы усиливают  возникающие в голосовой щели высокочастотные обертоны, которые  придают голосу такое важнейшее  профессиональное качество, как звонкость, а значит полетность, и составляют область так называемой высокой певческой форманты (ВПФ).
      Уникальность  авторской программы "Развитие творческих способностей, постановка речевого и певческого голоса" А. Д. Демченко в комплексной методике развития певческой и речевой деятельности человека, ребёнка, которая опирается на полисенсорную природу невербальных коммуникаций. Ценность программы заключается в разработке техники вокала и речи. Суть техники основана на комплексном звукодвижении всего организма, как единого целого. Основа певческого и речевого процесса базируется на развитии общей пластики через основные двигательные ощущения человека, а общая пластика в соединении с ощущением звукодвижений формирует общую звукопластику, являясь фундаментом резонансной вокальной и речевой техники.
      Свою  работу по постановке певческого и речевого голоса провожу поэтапно.
Подготовительный  этап
      Этот  этап в течение одного года проходят дети 5-го года жизни. На нём я не ставила задачи собственно формирования певческого голоса, его постановки. Он является сугубо подготовительным, но очень важным: на этом этапе у малышей формировала мышечную систему, необходимую для резонансной настройки певческого аппарата. Развивала общие музыкальные способности.
  К общим музыкальным способностям относятся:   
1.  Эмоциональная отзывчивость на музыку как эмоциональный отклик на настроение песни, попевки;
2. Мелодический интонационный слух: слушание и подпевание, проговаривание нараспев на примарных тонах слогов, слов, фраз в простейших песенках и попевках;
3. Чувство музыкального ритма, прежде всего восприятие и воспроизведение равномерной метрической пульсации с помощью простейших движений (хлопков в ладоши, шагов, прыжков, приседаний, переступаний с ноги на ногу и др.)
      К специальным, обеспечивающим будущую  вокальную работу относятся двигательные способности и способности, связанные с восприятием вокальных произведений и самого процесса пения.
      В процессе общедвигательного развития и развития специальных движений у детей формировала:
    Ощущение опоры корпуса – поза «колок» (Гордо поднять голову, спину выпрямить, отвести плечи назад и вниз, высоко держать грудь, руки можно ставить на талию и широки, развести локти, можно, чтобы руки свободно висели перед грудью. Поза «колок» составляет основу певческой осанки, определяя положение тела в процессе пения, в сочетании с движениями ног, поза «колок» способствует возникновению ощущения двигательного равновесия, необходимого для становления общей и певческой пластики.);
    Координацию простейших движений;
    Ощущение равновесия (в процессе переноса центра тяжести тела с одной ноги на другую);
    Чувство релаксации (умение расслабляться, чередовать напряжение с расслаблением);
    Активность верхней губы (полуулыбка "рот Буратино");
    Свободные движения нижней челюсти;
    Жесты:
      фонемные жесты использую в общей пластике, главным образом, крупные, так называемые "фонемные жесты": широкие для "линейных" согласных и гласных звуков – руки в стороны и узкие для "точечных" согласных и гласных руки соединены тыльными сторонами ладоней;
      контрольные  жесты   использую   в   пластике   вокального   аппарата.   Они помогают опустить  нижнюю  челюсть  и  подбородок,  физически  ощутить свободу  их движений;
    2-й, 3-й и 4-й пальцы рук ставятся на нижние зубы через щёки и уголков губ;
    Руки ставятся третьими пальцами в ямочки у козелков ушей;
    2-й, 4-й пальцы рук ставятся в выемку на подбородке, и дети опускают его вниз;
        управляющий кистевой жест моделирую, контролирую и помогаю сохранить необходимое для правильного звукоупора положение верхней губы и верхней челюсти, способствую выдвижению звука вперёд и удерживанию его в "точке маски". Звуки любой высоты оказываются в одном и том же месте в результате парадоксального движения, при котором высокие звуки пропеваются в "точке маски" с более низким звукоупором, а низкие - наоборот, с более высоким. Таким образом, те и другие звуки в результате оказываются в одном и том же месте, как бы "в одной плоскости", что позволяет сохранить естественное положение гортани.
      Управляющий кистевой жест включает несколько отдельных движений, каждое из которых способствует возникновению определённых вокальных ощущений:
    Правая рука вытянута вперёд, 3-й палец как бы выносит звук вперёд с корней верхних резцов;
    Правая рука выдвинутым вперёд вверх запястьем модулирует выдвижение вперёд вверх верхней челюсти;
    Правая рука вытянута вперёд, линия соединения пальцев с ладонью напряжены - модель положения верхней губы на естественной полуулыбке;
    Запястье вытянутой правой руки, опущенное вниз, - модель опущенных вниз подбородка и нижней челюсти.
Эти компоненты управляющего вокального жеста легко переходят один в другой зависимости от задачи, которую я ставлю перед ребёнком
   "Микрофончик": 3-й палец правой руки ставится в выемку над верхней губой. Ребёнок "собирает" звучание и произносит все звуки в "микрофончик". В качеств материала для чтения использую стихи, тексты песен, попевок.
      Так же использую в работе «Вокальные бусинки». Это три бусины разного размера, вверху - самая крупная, в середине - средней величины, внизу - самая маленькая. Они нанизаны на леску и разделены между собой бисеринками. Леска соединена с резиновым браслетом, который надевается на правую руку ребёнка. Длина верхней части лески должна позволить ему свободно брать пальцами самую крупную бусину.
      При каждом произнесении согласного ЛЬ 1-й, 2-й. и 3-й, пальцы крепко сжима бусину. Характер движения пальцев аналогичен движениям средних мышц верхней губы, которые тоже должны быть крепкими и цепкими. Ребёнок представляет себе бусину центре верхней губы, и как бы обхватывает её губой, как пальцами.
      Постепенно  мы переходим к всё более мелким бусинам, и движения его верхнее губы становятся более мелкими, тонкими и точными. Это необходимо для повышения чувствительности губ, которые участвуют в произношении слов.
      Задачи  этого этапа решаю в процессе разработанных автором вокальных  упражнений и игр-драматизаций.
      На  речевом подготовительном этапе провожу специальные игры-занятия, на которых дети выполняют речевые и звукоподражательные упражнения, связанные с близкими и понятными образами.
      На  этом этапе развиваю общие музыкальные способности и специальные, обеспечивающие будущую вокальную работу; двигательные способности и способности, связанные с восприятием вокальных произведений и самого процесса пения. Развиваю мимику общие пантомимические и артикуляционные движения и их координацию. Дети учатся слышать тембр и интонацию голоса, выразительно произносить слова.
      Я работаю и над развитие общемузыкальных способностей - это: эмоциональной отзывчивостью на музыку как эмоциональный отклик на настроение песни, попевки: вызываю желание выразительно подпевать; мелодическим интонационным слухом: слушание и подпевание, проговаривание нараспев на примарных тонах слогов, слов, фраз в простейших песенках и попевках; чувством музыкального ритма, прежде всего восприятие и воспроизведение равномерной метрической пульсации с помощью простейших движений (хлопков в ладоши, шагов, прыжков и пр.)
      В процессе общедвигательного развития и развития специальных движений формирую у детей: ощущение опоры корпуса - поза "колок", координацию простейших движений; ощущение равновесия (в процессе переноса центра тяжести тела с одной ноги на другую); чувство релаксации (умение расслабляться, чередовать напряжение и расслабление); активности верхней губы (полуулыбка - "рот Буратино"); свободное движение нижней челюсти; так называемые "контролирующие жесты", фонемные жесты.
      Задачи  этого этапа решаю в образной форме, на основе вокальных упражнений таких как: "Петушок", "Собачка", "Лягушка", "Кошечка", речевой игры "Гуси-гуси"  и вокальные игры-драматизации, таких, как: "Колыбельная зайчонка", "Ладушки", "Сорока-сорока", "Самолёт", "Паровоз".
В качестве репертуара на подготовительном этапе я использую народные попевки, песенки, короткие стишки, которые стали основой упражнений и игр-драматизаций. Эти произведения я исполняю, а дети мне подпевают (произнося нараспев на примарном речевом тоне) отдельные слоги, слова и небольшие фразы, воспроизводят их голосом и движениями.
      Эти упражнения и игры-драматизации дают мне возможность последовательно отрабатывать необходимые ощущения и навыки резонансной техники пения. В них включены специальные движения, с помощью которых формирую резонансное фокусирование звука - основу певческого голоса.
      В данных упражнениях и играх-драматизациях у детей формирую: общую пластику; общую звукопластику; ощущения резонансной техники пения; музыкально-слуховой и интонационно-образный опыт; музыкальный отклик на пение и интерес к нему.
      Перед каждым упражнением и игрой-драматизацией я провожу с детьми беседу, характеризуя тот или иной образ, необходимые движения и действия, которые помогали им в будущем приобрести определённые певческие ощущения и навыки. Беседа такого рода готовит их к овладению методикой, развивает художественное исполнительское воображение. Самое главное надо создать у детей радостное настроение, творческое отношение к тому, что будет исполняться. На первых занятиях я заметила, что дети очень быстро научились сохранять "рот Буратино", но в то же время им не всегда удавалось удерживать позу «колок», но после систематической работы этот навык у детей сформировался.
      В начале этого этапа дети испытывали трудность в умении правильно  держать и пользоваться вокальной бусиной, но к концу подготовительного этапа, они правильно работали с ней, свободно пользовались. Быстро освоили контрольные и фонемные жесты.
      Особый  интерес вызвал образ – лягушка, выполняли его выразительно, эмоционально, ярко.
Основной  этап
Формирование резонансной техники пения
Этот  этап имеет две ступени: речевая и вокальная.
      Речевая ступень - это собственная постановка у детей резонансных вокальных ощущений. После года общей подготовки к вокальным занятиям в начале 6 – го года жизни я перешла к собственно постановке у детей резонансных вокальных ощущений. Общие представления о музыкальных, вокальных и актёрских данных каждого ребёнка, степени сформированности его общей пластики сложились у меня в результате работы с детьми на – этапе общей подготовки к вокальным занятиям. Они возникли в результате наблюдений за ребёнком во время занятий и индивидуальных диагностических проб. Важно, чтобы были выявлены индивидуальные показатели, имеющие принципиальное значение для последующей работы по постановке голоса. К их числу я отнесла следующие:
    Общие поведенческие показатели (свобода или скованность в поведении; общительность или замкнутость; принятие или непринятие художественных заданий, желание подпевать);
    Особенности общей пластики (свобода или зажатость естественных движений, их координация);
    Особенности внешнего строения и пластики артикуляционного аппарата (размер и форма рта, в особенности верхней губы; тонуса мышц верхней губы и кончика языка; свобода движений подбородка и нижней челюсти);
    Вокальные данные тип голоса по характеру тембра в речевом примарном диапазоне; манера пения; примарный речевой тон (чаще всего ре или до 1 октавы, си или ля малой); примарный речевой и певческий диапазон;
    Музыкальные способности (Звуковысотный слух, чувство музыкального ритма);
    Актёрские способности (чувство образа, воображение, способность к импровизации).
Определила  задачами данного  этапа:
    развивать общую пластику;
    формировать резонансную технику гласных и согласных звуков;
    выравнивать звучание гласных звуков на руках;
    «завязывание» звучания гласных звуков на руках;
    формировать певческую кантилену.
      Вокальные ощущения отрабатываю в примарном – речевом регистре (ФА1 – ЛЯм, СОЛЬм, индивидуально). В дальнейшем на резонансную основу становится грудной, более низкий по сравнению с примарным, регистр, и только после этого - фальцетный и головной регистры.
Таким образом, моя общая последовательность работы - от примарного регистра вниз для овладения нижним, грудным регистром, затем, без какого бы то ни было напряжения вверх, через фальцетный (ФАГРЕ2) и головному (МИ2-и так далее).
      Работу над резонансной техникой пения начинаю с упражнений, которые готовят мышцы артикуляционного аппарата к поэлементной отработке фокусирования звука в "точке маски". Отработку фокусировки звука провожу на согласных звуках (Ль, Н. Т, Д, М, П, Б) с использованием запястья правой руки - моделирующий кистевой жест и специального пособия "Вокальные бусины", вокальную гимнастику в игровой форме ("дидактически сказки")только после резонансной отработки произнесения каждого согласного приступаю к постановке гласных звуков.
Работу  над резонансной техникой пения начинаю с упражнений, которые готовят мышцы артикуляционного аппарата к поэлементной отработке фокусирования звука в «точке маски».
      Сначала отрабатываю «выдвигание вперёд» верхней челюсти и постановку верхней губы на согласном ЛЬ, который произносится очень легко, остренько, кончиком языка. Одновременно вперёд выдвигается запястье правой руки — моделирующий кистевой жест. Добиваюсь полного совмещения этих двух движений. Звук ЛЬ в сочетании с этими движениями произносится многократно. Это упражнение активизирует работу мышц верхней челюсти и верхней губы. Затем, для дальнейшей отработки этих движений, ввожу специальное пособие, которое называется «Вокальными бусинками».
      Вслед за согласным ЛЬ в это упражнение включаю согласные Н, Т, Д и все остальные; в последнюю очередь — «точечные» согласные М, П, Б. Все движения на этом этапе осуществляю сначала в медленном, а затем постепенно в более быстром темпе. В результате этих упражнений у ребёнка активизируется верхняя губа, которую он при произнесении согласных научился удерживать на естественной полуулыбке, и возникло ощущение как бы выдвинутой вперёд челюсти.
      На  основном этапе в речевом режиме вырабатываю единое место упора звука для всех согласных и гласных. Начинается эта работа с согласных звуков, которые служат «берегом гласных». Только после резонансной отработки произнесения каждого согласного приступаю к постановке гласных звуков.
      Фокусирование всех звуков отрабатываю сначала в речи, на примарном речевом тоне, затем — на звуках примарного речевого диапазона. Примарный речевой диапазон — это тоны речевого голоса, которые используются в обычной спокойной речи. Речевой диапазон у детей чаще всего состоит из 3—4-х, иногда 5-ти звуков (от фа первой — до си, си бемоль, иногда ля малой октавы).
      Ориентиром  фокусирования служит место, которого касается кончик языка при произнесении эталонного согласного - звука ЛЬ. Внешне это место фиксируется прикосновением 3-го пальца правой руки к ложбинке над верхней губой. В процессе работы сочетание произнесения звука ЛЬ с этим движением многократно повторяется.
      Именно  такое начало моей работы над певческим  голосом является природосообразным и доступным детям, так как речь организуется у каждого человека естественно.
      Широкое, растянутое положение верхней губы, на полуулыбке, прикрывающей зубы, помогает формированию и удерживанию правильного места звукоизвлечения, выдвижению звука вперёд. Отработка резонансного фокусирования согласных звуков алфавита, начиная с эталонного согласного ЛЬ и близких ему по типу звукоизвлечения согласных Н, Т, Д, провожу постепенно в специальных упражнениях.
      Звук  направляется в корни верхних  резцов вместе с выдыхаемой струёй воздуха. В этих условиях работа внутренней мышечной системы артикуляционного аппарата формируют необходимое узкое выходное отверстие предрупорной камеры в полость рта. Организация узкого выхода из предрупорной камеры является самым важным в моей работе над вокальной техникой: так как с ним связано возникновение певческого резонанса. Только в режиме резонанса создаются все необходимые условия для естественной работы певческих связок, их развития и физического здоровья.
      «Положительный  акустический эффект активизации резонаторов основан на их свойстве как усилителей звука, значительно повышать эффективность (коэффициент полезного действия) голосового аппарата. В рамках «Резонансной теории и техники искусства пения» В. П. Морозов впервые определяет и рассматривает семь важнейших функций певческих резонаторов: 1) энергетическая, 2) генераторная, 3) фонетическая, 4) эстетическая, 5) защитная (по отношению к голосовым связкам), 6) индикаторная и 7) активизирующая». Звук в резонансном пении полностью «снят со связок» и не форсируется. Он становится таким же естественным и непринуждённым как в речи и звучит гибко, светло и полётно.
      В тембре детей начинает появляться «серебряный звоночек», что является показателем наличия высокой певческой форманты (ВПФ) — высокочастотных обертонов, которые придают голосу звонкость, полётность, делают его звучание профессиональным. Резонанс создаёт естественные условия для саморегуляции голоса, подобные природной постановке.
      На  основном речевом этапе провожу  знакомство с правильным фокусированием согласных звуков. Начинаю вводить в работу вокальную гимнастику, цель которой — включение в этот процесс общей пластики человека, являющейся необходимой основой, фундаментом собственно вокальной пластики — пластики певческого аппарата. Задачей вокальной гимнастики является развитие общей пластики как основы пластики певческого аппарата. В упражнениях вокальной гимнастики на фоне общей пластики отрабатываю движения двух артикуляционных аппаратов – певческого и рук. В результате возникает вокальное ощущение, являющееся ведущим звеном резонансной вокальной техники – ощущение фокусирования звука в «точке маски».
      На вокальной гимнастики с детьми провожу упражнения на согласные звуки – темы: «Стрекоза», «Жучок», «Кобра», «Филин», «Лев», «Дятлы». На гласные звуки – темы: «Дерево в бурю», «Листопад».
Данные  упражнения обязательно начинаю с игрового момента, чтобы вызвать интерес у детей. Самый любимый образ у детей стал образ: «Кобры», «Льва».
  Также занятия с детьми по вокальной гимнастике провожу на материале сказок «Дремундия», «О трудолюбивом слонёнке» и «О лакомке медвежонке». Эти занятия очень нравятся детям, так как они всегда проходят в образной и понятной для детей тематике.
Только  после отработки единого места  фокусирования всех согласных звуков начинаю работу над фокусированием гласных. В этой работе сохраняю ту же последовательность, что и в работе с согласными: вначале отрабатываю с детьми «линейные» гласные Я—А, Е, И, Э, Ы, а затем — «точечные» О—Е, У—Ю. После того, как в речи отработано резонансное фокусирование согласных и гласных звуков, начинаю работу над слоговой и пассажной (произнесение слов и фраз) речевыми техниками.
      Речевая резонансная техника прямо переносится  в пение, являясь его «речевым режимом» — начальным моментом, когда произносится слог. Большое внимание уделяю речевому режиму пения, так как он должен быть отточен особо. Являясь начальным моментом пения, он играет определяющую роль в сохранении резонансной установки. Близкое, чёткое произнесение всех согласных и гласных звуков в точке маски, у корней верхних резцов — это «тонкий вход» в певческий звук. При нём рот почти не открывается, кончик языка работает очень активно. Если этот момент звукоизвлечения удалить из пения, потеряется дикция (В.П. Морозов).
      При отработке «тонкого входа» в певческий звук особое внимание уделяю постановке артикуляционного аппарата: стабильному положению верхней челюсти, которая как бы выдвинута вперёд, положению верхней губы на полуулыбке и работе языка. Каждый согласный звук должен произноситься утрированно, как бы многократно, серединой верхней губы, равной по размеру «маковому зёрнышку», и кончиком языка. Верхняя челюсть мысленно выдвигается вперёд вверх и сохраняет это положение до конца пения; а нижняя работает свободно, раскрепощено.
        При работа над слоговой и пассажной речевыми техниками ставлю перед ребёнком новые задачи, связанные с приобретением умения соединять линейные и точечные согласные и гласные между собой в словах и фразах, сохраняя при этом единый звукоупор и единый принцип формирования.
      Начинаю эту работу с последовательной отработки в речи гласных в сочетании с согласными звуками — речевая резонансная слоговая техника. При многократном повторении одного и того же согласного звука ребёнок, хорошо ощутив место звукоизвлечения, точно переносит в него звукоизвлечение гласного. Таким способом отрабатываю сочетания всех согласных и гласных звуков. При этом сначала на примарном речевом тоне проговариваются слоги, включающие гласные Я и А, затем другие линейные гласные в сочетании с согласными ЛЬ, Т, Д, Н.
      На  данном этапе разделила детей по голосам: низким, средним, высоким, и при распевании, мелодию транспонировала вниз и вверх. Детям очень интересно слушать товарищей, и я заметила, что они стали петь без напряжения, особенно дети с низкими голосами, так как по программе все песни написаны в среднем и высоком регистрах, а детям с низкими голосами данные песни петь сложно.
      При разучивании песен, большое внимание уделяю речевому этапу, произносим слова  утрированно, каждый слог, проговаривая, и используя контролирующие жесты.
      Также  использую разнообразные стихотворения, потешки, которые с детьми обыгрываем, и рассказываем с использованием линейных, и точечных жестов, и координации  движения всего тела.
      Данную  работу я планирую продолжать в подготовительной группе, она включает в себя вокальную ступень.
      Вокальная ступень - это начало фокусирования звука в пении, то есть собственно певческий этап. Целью данного этапа я определила следующую –  отрабатывать у детей резонансную слоговую технику пения.
      Вокальная столбица
Нотный  знак Ступень Вербальный  знак Ручной  знак
ДО I МУ Кисти рук над  головой соединены запястьями.
СИ VII РИ Кольца из 1 –  го и 3 – го пальцев рук над  головой.
ЛЯ VI ЛЕ Пальцы обеих  рук согнуты во второй фаланге, кисти  надо лбом.
СОЛЬ V ЛЁ Кисти рук, опираясь на 2 – 3 – 4 – й пальцы, располагаются поперёк лба (в середине).
ФА IV ЗЭ Кисти рук, опираясь на 2 – 3 – 4 – й пальцы, располагаются  на висках параллельно полу.
МИ III НА Кисти рук, опираясь на 2 – 3 – 4 – й пальцы, располагаются  над верхней губой.
РЕ II ВЕ Кисти рук ладонями вниз располагаются под подбородком, прилегая к нему.
ДО I МУ Кисти рук, опираясь на 2 – 3 – 4 – й пальцы, располагаются  вдоль грудины.
СИ VII РЫ Кольца из 1 –  го и 3 – го пальцев рук располагаются  перед грудью.
 
      Это промежуточное звено между речью  и пением - "вокализированная речь" или речь нараспев, которая образуется за счёт пропевания отдельных гласных звуков, в то время как все остальные проговариваются в речевом режиме.
      На  этом этапе планирую проведение работы над "вокальной столбицей" - моделью ладовых звуковысотных отношений, высокоэффективной в плане развития звуковысотного, мелодического и вокального слуха. В ней учтены не только ладовые звуковысотные отношения, но и особенности вокального интонирования устойчивых (А, О, У) и неустойчивых (Е, И, Ы, Э) гласных, речевой и вокальный режим.
     После того, как дети овладевают "вокализированной речью", перейду к пению. Можно петь попевки на одном звуке (I ступень лада, с ладотональным жестом), затем (после введения III и V ступеней) - песни на трёх, позже - пяти звуках.
     Формированию  резонансных певческих ощущений способствует работа над пластикой вокального аппарата и, одновременно, над общей пластикой.
      В общей пластике использую, главным образом, крупные, так называемые "фонемные" жесты: широкие и узкие.
     В пластике вокального аппарата использую контрольные жесты и управляющий кистевой жест правой руки, который моделирует, контролирует, помогает сохранить необходимое положение для правильного звукоупора положение верхней губы и верхней челюсти, способствует движению звука вперёд и удерживает его в "точке маски".
     Для создания интереса у детей к пению  буду использовать дидактическую сказку «Хрустальный дворец звуков». Где рассказывается о всех звуках, и где они живут в этом дворце, тем самым будет происходить знакомство с вокальной столбицей.
     В качестве дополнительных наглядных  пособий, моделирующих расположение ступеней лада с соответствующими названиями, планирую подготовить: «Лестницу - чудесницу», «Волшебное дерево звуков», а также сделать по сказке «Хрустальный дворец звуков» схемы рисунки с изображением положения губ в речи и пении.
      Проведя данные занятия, я считаю, что в  дошкольном возрасте можно и нужно  начинать работу по установке певческого голоса на природосообразной – резонансной основе. Раннее начало вокальных занятий позволило легко сформировать у детей необходимые движения и резонансные ощущения, без которых невозможно дальнейшее развитие речевого и певческого голоса.
      Пение является самым доступным средством музыкального воспитания, влияющим и способствующим развитию музыкальных способностей в дошкольном детстве. Ребёнок, слыша мелодию, пытается её воспроизвести, то есть пытается петь, учится петь. А в процессе деятельности развиваются его музыкальные способности - музыкально-слуховые представления, ладовое чувство, музыкально-ритмическое чувство. С помощью пения взрослые активно воздействуют на развитие музыкального слуха и активизируют работу слуховых анализаторов. Пение, помимо его значения, как средства музыкального воспитания, является средством гармонического воспитания. Оно способствует формированию будущего мировоззрения, воспитанию морального облика ребёнка. Обучение ребёнка пению осуществляется на песнях, отражающих окружающую действительность, на народном творчестве на произведениях композиторов – классиков и советских композиторах. В ходе обучения ребёнка, его моральные качества: воля, внимание, чувство коллективизма, гуманное отношение к окружающему миру и стремление к его познанию, живое активное отношение к искусству, музыке и. кроме того, ими усваиваются певческие умения, и они учатся эмоциональному, эмоционально – художественному исполнительству. 
 

 


11. Структура перспективного  планирования 

Перспективный план работы с детьми средней группы
1 – подготовительный  этап
1 квартал. Сентябрь, октябрь, ноябрь. 

Название Тема Задачи Информация  для педагогов  и родителей.
Вокальные упражнения «Петушок» Развивать ощущение опоры корпуса – поза «колок», развивать активность верхней губы (полуулыбка); развивать свободное движение нижней челюсти; учить детей использовать «фонемные» и «контролирующие» жесты, учить пользоваться «вокальной бусиной». Выступление на родительском собрании на тему: «Пение – важный компонент развития речи ребёнка». (см. Приложение 1)
«Собачка»
«Лягушка»
«Кошечка»
«Гуси - гуси»
 
 
2 квартал. Декабрь, январь, февраль. 

Название Тема Декабрь Задачи
Информация  для педагогов  и родителей.
Вокальные игры – драматизации 1. «Колыбельная  зайчонка» 
2. «Ладушки»
Вызвать у детей настроение, соответствующее характеру песни. Консультация  для родителей «Любимые песни  дома». (см. Приложение 2)
 
 
1. «Сорока  - сорока» 
 
2. «Петушок»
Январь  
Развивать ощущение заложенной в музыке метрической  пульсации, передать её движениями рук и голосом при подпевании слогов.
 
1. «Жучка» 
2. «Дождик»
Февраль Консультация  для родителей «Чтобы научиться петь – надо петь» (см. Приложение 3)
Продолжать  учить детей пользоваться «вокальной бусиной», развивать ощущение позы – «колок».
 
 
 
3 квартал. Март, апрель, май. 

Название Тема Март Задачи
Информация  для педагогов  и родителей.
Вокальные игры – драматизации 1. «Дождик» 
2. «Белые  гуси»
Учить детей  использовать «фонемные» и «контролирующие» жесты, продолжать учить пользоваться «вокальной бусиной».  
 
1. «Самолёт» 
 
 
2. «Паровоз»
Апрель  
Консультация  для воспитателей «Пути развития голоса и слуха у детей» (см. Приложение 4)
Вызвать у детей настроение, соответствующее  характеру песни; развивать ощущение заложенной в музыке метрической пульсации, передать её движениями рук и голоса при подпевании слогов. Добиваться чёткого их произнесения, активизируя верхнюю губу.
(На  повторение) 1. «Лягушка» 

2. «Гуси  - гуси»
Май  
Развивать ощущение опоры корпуса – поза «колок», развивать активность верхней губы (полуулыбка); развивать свободное движение нижней челюсти; продолжать использовать «фонемные» и «контролирующие» жесты, а также пользоваться «вокальной бусиной».
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Перспективный план работы с детьми средней группы
1 – основной, речевой,  этап
1 квартал. Сентябрь, октябрь, ноябрь. 

Сентябрь
Название Тема Репертуар Задача Информация  для педагогов  и родителей
Дидактические сказки и вокальная  гимнастика «Дремундия» А. Барто «Бычок», «Зайка». «Дождик»
сл. Н. Френкель
муз. М. Красева.
 Развивать  у детей общую пластику; формировать резонансную технику согласных звуков; выравнивать звучание согласных звуков на руках;
формировать певческую кантилену; продолжать пользоваться «вокальной бусиной» средней величины; использовать фонемные и контролирующие жесты.
 
 
 
 
 
 
 
Октябрь
Название Тема Репертуар Задача Информация  для педагогов  и родителей
Дидактические сказки и вокальная  гимнастика «О трудолюбивом Слонёнке» А. Барто «Мишка», «Спать пора». «Простая песенка»
сл. М. Ивенсен
муз. Ан. Александрова.
 Развивать  у детей общую пластику; формировать резонансную технику пения; развивать «выдвигание вперёд» верхней челюсти, а так же постановку верхней губы на согласном ЛЬ. Учить детей пользоваться управляющим кистевым жестом; продолжать учить детей рассказывать стихи, используя фонемные и контролирующие жесты, а так же правильно пользоваться «вокальной бусиной»; развивать у детей пластику певческого аппарата.  

 
 
Ноябрь
Название Тема Репертуар Задача Информация  для педагогов  и родителей
Дидактические сказки и вокальная гимнастика «О сладкоежке Медвежонке» А. Барто «Лошадка», «Самолёт». «Где был, Иванушка?» 
Русская народная песня
 Развивать  у детей общую пластику; формировать резонансную технику пения; развивать «выдвигание вперёд» верхней челюсти, а так же постановку верхней губы на согласном ЛЬ. Учить детей пользоваться управляющим кистевым жестом; а так же правильно пользоваться «вокальной бусиной»; Учить детей петь попевки, выполняя при этом разнообразные движения руками, ногами и всем телом. 

Консультация  для воспитателей «Разучивая  с детьми песню, помните…»
(см. Приложение 5)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Диагностика исследования уровня сформированности интонационной  выразительности  речи и диапазона  певческого голоса детей. 

Методика  К. В. Тарасовой. 

     ЦЕЛЬ. Выявить уровень певческого развития, общую характеристику певческого голоса и диапазона, наличие высокой певческой форманты.
      Для определения речевого и певческого диапазона использовалась следующая  методика:
      Индивидуально с каждым ребёнком проводилась беседа на интересную для него тему «Домашние любимцы». В разговорной речи выявляли речевой диапазон, то есть звучание голоса в естественной для него тесситуре.
      Певческий диапазон от нижнего до крайнего верхнего звука – это общий звуковой диапазон; его середина (1 – 2 тона), звучащая лучше и свободней всего, является примарным диапазоном.
      и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.