Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Социология личности

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 31.05.2012. Сдан: 2010. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
       СОДЕРЖАНИЕ 

       ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...2
    Понятие и структура личности………………………………………........3
    Теории личности в социологии……………………………………….......5
      Теория К. Маркса……………………………………………………….....5
      Теория З. Фрейда………………………………………………………......6
      Теория «зеркального Я»……………………………………………….......8
      Ролевая теория личности…………………………………………….......10
    Личность в системе социальных связей…………………………….........13
    Процесс социализации………………………………………………….....17
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………....20
    Список используемой литературы……………………………………….......21 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

       То, чего не достает рабу - это признание  личности;
       принцип же личности есть всеобщность.
       Гегель. 
 
 

       ВВЕДЕНИЕ 

       Любая социологическая теория всегда предлагает свой вариант ответа на вопрос о  том, как строятся отношения между личностью и обществом, каковы закономерности поведения личности и чем они определяются. Поэтому каждая школа в социологии либо создаёт свою объяснительную модель личности, либо явно или неявно пользуется уже существующими моделями. Понятие личность вводится для выделения, подчёркивания неприродной сущности человека и индивида, то есть акцент делается на социальном начале.
       В своём первоначальном значении личность – это маска, роль, исполнявшаяся  актёром в греческом театре. Для  древних греков личность вне общины, вне полиса не существовала. В христианстве личность понималась как особая сущность, как синоним нематериальной души, а эпоха Ренессанса выдвигает на передний план самосознание, и личность практически отождествляется с понятием «Я».
       Многомерная, сложноорганизованная природа человека, широта и многообразие его социальных связей и отношений определяют множество теоретических подходов и позиций в понимании этого феномена, множество различных моделей, образов человека в современной социологии. Один из них – образ человека как совокупность социальных ролей.
       В своей работе я попробую рассмотреть  такие вопросы: определения самого понятия личность, социализации личности и личность в системе социальных связей, а также опишу некоторые теории личности в социологии. 

       1. Понятие и структура  личности 

       Личность  изучается  рядом  наук. Социология в этом ряду выступает как решающая, определяющая наука. Социология опирается на размышления самых разных наук, но концентрирует свое внимание на одной стороне изучения личности – личность как источник, как неразделимый элемент социальной жизни и реальный  ее носитель.
       В социологии принято различать понятия  «человек», «индивид», «личность». «Человек»  означает принадлежность живого существа к роду человеческому.  «Индивид» включает неповторимые, уникальные свойства человека, отличающие его от другого человека. И только личность рассматривается в социологии как результат сложной и длительной биологической эволюции, субъект культурной эволюции.
       40 тысяч лет назад у человека сформировались те фундаментальные признаки, которые отличают его от животных: прямохождение, крупный мозг, наличие второй сигнальной системы, мышления, языка и сознания, более продолжительное детство, овладение оружием труда и многое другое. Они послужили условием перехода от биологической к культурной эволюции. Все, что человек приобрел, последние сорок тысяч лет связано не с биологией, а с культурой и обществом. Иначе говоря, не естественной, а искусственной средой, сущность которой лежит в системе социальных отношений.
       На  протяжении XIX века лучшие умы в области биологии полагали, что личность существует как нечто полностью сформировавшееся внутри «яйца» - подобно «микроскопической гомункуле», находящейся внутри человека. Личностные черты индивида долгое время приписывались наследственности. Семья, предки и гены определяли, будет ли человек заносчивым хвастуном, преступником или благородным рыцарем.
       В первой половине XX века накопилось такое количество новых фактов, что вынудило пересмотреть первоначальные взгляды на сущность человека. Оказалось, врожденная гениальность автоматически не гарантирует того, что из человека получится великая личность. Точно также родовая травма, недуг или иное неблагоприятное стечение биологических факторов автоматически не исключали возможности для человека стать полноценным членом общества, возможности принести человечеству огромную пользу. Решающую роль играет социальная среда и атмосфера, в которую попадает человек после рождения. Таким образом, давняя проблема соотношения биологического и социального в человеке, которую намеревались окончательно решить в XIX веке при помощи точных наук, так и не была решена. В XX веке она приобрела еще большую остроту. Сегодня ученые склоняются к тому, чтобы признать эту проблему в принципе решаемой. При изучении человеческой личности принято различать следующие уровни ее проявления:
       1) природное – существующее и  развивающееся в человеке независимо  от влияния на него других  людей;
       2) биологическое – общее по происхождению,  хотя и не обязательно тождественное у человека с животными;
       3) наследственное – существующее  и развивающееся на основе  генного фонда родителей; оно  биологическое (хотя и не все  биологическое наследственное);
       4) социальное – приобретенное человеком  в ходе социализации, общения и взаимодействия с другими людьми.
       Социальное  в широком смысле разделяют на три составляющие:
       а) собственно социальное – совокупность приобретенных черт, минимально необходимых  для нормального выполнения своих  социальных ролей;
       б) специфически культурное – совокупность норм и правил приличествующего поведения, которые соблюдаются автоматически, превратились в неотъемлемые  черты индивида и позволяют другим считать его воспитанным;
       в) нравственное – высшее проявление социального и культурного начала в человеке, связанное с соблюдением норм как абсолютных требований. 
 

       2. Теории личности  в социологии 

       Социологические концепции личности достаточно ясно оформились во второй половине  ХIХ - начале ХХ веков. Все они признают личность специфическим образованием, непосредственно выводимым из различных социальных факторов. Личность рассматривается как целостность социальных качеств человека, определенным образом реализованная в индивиде интеграция социальных отношений данного общества, как продукт исторического развития, результат включения индивида в социальную систему посредством активной предметной деятельности и общения. 

       Теория  К. Маркса
       К. Маркс один из первых создал концепцию  личности. В марксистской теории личности главный акцент смещен в сторону  взаимодействия личности и общества.
       Общие социальные условия определяют специфические  социальные условия жизни людей. К последним относятся, прежде всего, социальное положение индивидов, т.е. принадлежность к определенной социальной группе и место в системе социальных позиций. Социальное положение индивидов прямо связано с характером и содержанием труда и условиями его жизни, с его полом и возрастом, этнической и религиозной принадлежностью, семейным положением и т.д.
       Большое значение в марксистской социологии придается исследованию субъективных свойств личности, формирующихся в процессах предметной деятельности и выражающихся в определенных свойствах сознания, в разнообразных творческих проявлениях. Социальные условия сказываются на интересах индивида. Через социальный интерес осуществляется обратная связь – от субъекта к его социальному поведению, т.е. люди действуют, преследуя определенные социально обусловленные интересы. При этом на основе динамической системы потребностей и предшествующего опыта субъект формирует определенные и относительно устойчивые предпочтения к восприятию и способу действия в различных конкретных ситуациях. Формирование новых потребностей, интересов и предпочтений стимулирует творческое, нестереотипное поведение.
       Личность  как субъект социальных отношений, прежде всего, характеризуется автономностью, определенной степенью независимости от общества, способной противопоставить себя обществу. Личная независимость сопряжена с умением властвовать над собой, а это в свою очередь, предполагает у личности наличие самосознания, т.е. не просто сознания, мышления  и  воли, а способность к самоанализу, самооценке, самоконтролю.
       Самосознание  личности трансформируется в жизненную  позицию. Жизненная позиция представляет собой принцип поведения, основанный на мировоззренческих установках, социальных ценностях, идеалах и нормах личности, готовности к действию.
       Представленная  в марксистской социологии модель личности позволяет говорить о личности как  сложном, внутренне структурированном  образовании.1  

       Теория З. Фрейда
       На  сложность и многоплановость   структуры    личности   обратил    внимание З. Фрейд в начале ХХ столетия. Если в марксистской социологии акцент делался на взаимодействия личности и общества, то З. Фрейд сделал попытку связать биологические начала и социальные.
       В структуре личности З. Фрейд выделил  три основных психических компонента – «Оно», «Я» и «Сверх Я», лежащие  в сферах бессознательного и сознательного.
       Подсознание («Оно») включает биологические потребности: сексуальные желания, отправление естественных надобностей, потребность в пище и т.д. «Оно» - зерно, из которого произрастают в процессе социализации «Я» и «Сверх Я». Это строительный материал личности, резервуар инстинктивной психологической энергии (либидо). Мы не можем заглянуть в наше подсознание иначе, как осознав его, сделав объектом мысли, рефлексии. Но слова, проникающие в подсознание, искажают первозданный образ. Бессознательное, согласно З. Фрейду, принципиально не может проявиться словесно, но лишь косвенно: в оговорках, снах, фантазиях, бреду. Нашим подсознанием правит принцип удовольствия. В каждом человеке сидит некий лодырь, который говорит: «Буду делать только то, что мне нравится». Это есть принцип удовольствия, нам приходится с ним постоянно бороться, часто делая то, что нам не нравится, что должен делать.
       Сознание, или «Я» (Эго) – компонента личности, управляющая нашими контактами с  внешним миром. Когда человек  появляется на свет, у него есть только биологические потребности. Они  требуют немедленного удовлетворения, которые доставляют организму удовольствие, однако, все больше и больше родители, а затем и окружающие приучают ребенка ограничивать проявление естественных потребностей, вести себя по правилам, сообразуясь с реальной обстановкой, делать то, что должен.
       Так в процессе воспитания человек приучается ограничивать себя. Постоянно формируется его «Я», которым управляет другой принцип – принцип реальности. Он вынуждает его во всем слушаться рассудка, логических аргументов, извлекать из всего выгоду, манипулировать обстоятельствами и людьми, все подвергать критике и сомнению, не доверять первому встречному, скрывать мысли от окружающих. Рациональное «Я» делает нас не только  черствыми, бездушными, прагматичными, но так же предприимчивыми, расчетливыми, способными добиваться успеха и выходить из трудных обстоятельств. Мы обязаны своему «Я» появлением самого современного орудия – логики мышления, механизма принятия решений. Достижения цивилизации во многом результат деятельности «Я».           
       «Сверх  Я» Фрейда – это пересаженные в голову человека культурные нормы, правила, требования, запреты, стереотипы, законы. «Сверх Я» - среда обитания нравственных чувств. Нравственные законы, составляющие содержание сверхсознания человека, абсолютны, в то время как законы логики и социальные нормы, которыми руководствуется в борьбе за существование наше «Я», лишь относительны. Когда абсолютное люди превращают в относительное, в обществе наступает хаос, и культура разрушается. Нравственно существование личности можно представить только как вертикальное восхождение вверх к Богу, в то время как обыденное существование «Я» разворачивается исключительно в горизонтальной плоскости – в мире относительных ценностей. В вертикальной плоскости размещены бескорыстная альтруистская любовь к ближнему и к Богу, сострадание, совесть, чувство вины и т.д., таким образом, сверхсознание – это нравственное сознание индивида, область идеальных ценностей. Силовое поле сверхсознания создано энергией альтруистской любви. Бескорыстная любовь к ближним труднодостижима, ибо противостоит столь естественному для человека эгоизму. Но без нее невозможно завершение строительства личности человека. Не все достигают вершин духа, многие сходят с дистанции очень рано. Великие духовные лидеры знали, что такое творческое вдохновение, озарение, нравственная жертва. Обыкновенные люди обладают не столь ярким самосознанием, совершая небольшие нравственные поступки, формируют свою личность и укрепляют стабильность общества.2 

       Теория  «зеркального Я»
       Кроме марксистской теории личности и фрейдистского понимания, среди основных западных социологических теорий личности можно назвать теорию  «зеркального Я».
       Авторы  этой теории - известные психолог и  социолог Дж. Мид и Ч. Кули. Личность ими рассматривалась как результат социального взаимодействия, в ходе которого индивид обучился смотреть на себя как на объект, глазами других людей. Личность трактовалась как объективное качество, приобретаемое человеком в процессе социальной жизни. Социальное зеркало - это мнение других людей о поведении, способностях и возможностях человека. Например, самый обычный ребенок, усилия которого оцениваются и вознаграждаются, будет ощущать чувство уверенности в своих силах и собственном таланте, в то время как поистине способный и талантливый ребенок, усилия которого воспринимаются ближайшим окружением как неудачные, ощущает себя некомпетентным, его способности не востребованы. Именно через отношения с другими, через их оценки каждый человек устанавливает, умный он или глупый, привлекательный или некрасивый, достойный или никчемный.
       Г. Кули определил три стадии в построении зеркального "Я":
       1) наше восприятие того, как мы  смотрим на других;
       2) наше восприятие   их   мнения  по  поводу   того,  как   мы   смотрим;
       3) наши чувства по поводу этого мнения, социальное зеркало постоянно действует и постоянно меняется. В детстве человек ориентирован на мнение тех, с кем постоянно находится в личном контакте, при достижении зрелости - на мнение компетентных специалистов. Зеркальное "Я", формирующее личность, иногда полностью не соответствует   действительному   положению   вещей.   Существуют значительные различия между мнением индивида о своих способностях (исходя из оценок других индивидов) и действительным уровнем этих способностей.  Причины таких различий в том, что личности отбирают выгодные для них мнения окружающих, и отличие в том, что они действительно о них думают.
       Личность  возникает внутри системы, состоящей  из трех моментов, раскрывающих суть человеческого  отношения:
       1) созданная для человека человеком  вещь;   
       2) другой  человек,  который  относится по-человечески  к этой вещи, а через неё – к другому человеку;
       3) сам человек, находящийся в  особом социальном отношении  к самому себе, но не прямо,  а опоследовательно через созданные  человеком орудия общения.
       Развитие  человека можно представить как  процесс вытеснения биологического начала иным, не биологическим.
       Личность  определяется не структурой мозга, а  системой социальных отношений человека к человеку, опоследовательно через  созданные ими вещи. В поле индивида реализует себя личность – как принципиально отличное от тела и мозга социальное образование.
       Реальное  отношение к самому себе возникает  только в процессе реального взаимодействия индивидов. Реальная личность убеждается в том, что на самом деле она  совсем не такова, какой сама себя мнила, что в ней скрыты такие силы, о которых она не подозревала. И нашлись они в составе личности, но не в её самосознании, в её представлениях о себе.  Отношения к самому себе опоследованно отношением к другому, с которым мы взаимодействуем, и составляет суть личностного пространства.
       Человек рождается без зеркала в руках, поэтому он сначала смотрится, как  в зеркало в глаза другого  человека. И лишь признав в другом человеке себя, он затем и к себе относится как к человеку.
       Индивидуальность человека проявляется в подробностях, например в фасоне пиджака или причёски, в манере, мимике, словах, то есть в тех бросающихся в глаза  деталях, которые призваны скрыть отсутствие личности. Действительно личность, напротив, обнаруживает себя в создании социально значимых результатов, которые называют ещё «всеобщим результатом».3  

       Ролевая теория личности
       Основные  положения этой теории были сформулированы американскими социологами Дж. Мидом  и Р. Минтоном, а также активно  разрабатывались Т. Парсонсом. Основные положения этой теории.
       Ролевая теория личности описывает её социальное поведение двумя основными понятиями: «социальный статус» и «социальная  роль».
       Каждый  человек в социальной системе  занимает несколько позиций. Каждая из этих позиций, предполагающая определённые права и обязанности, называется статусом. Человек может иметь несколько статусов. Но чаще всего только один определяет его положение в обществе. Этот статус называется главным или интегральным. Часто бывает так, что главный статус обусловлен его должностью (например, директор, профессор). Социальный статус отражается как во внешнем поведении и облике (одежде, жаргоне), так и во внутренней позиции (в установках, ценностях, ориентациях).
       Социологи отличают предписанные и приобретённые статусы. Предписанный - значит, навязанный обществом вне зависимости от усилий и заслуг личности. Он обуславливается этническим происхождением, местом рождения, семьёй. Приобретённый (достигнутый) статус определяется усилиями самого человека (например, писатель, секретарь). Выделятся также естественный и профессионально-должностной статусы. Естественный статус личности предполагает существенные и относительно устойчивые характеристики человека (мужчины и женщины, детство, юность). Профессионально-должностной - это базисный статус личности, для взрослого человека, чаще всего, являющийся основой интегрального статуса. В нём фиксируется социальное, экономическое и производственное положение.
       Социальный  статус обозначает конкретное место, которое  занимает индивид в данной социальной системе. Совокупность требований, предъявляемых индивиду обществом, образует содержание социальной роли.
       Социальная  роль - это совокупность действий, которые  должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе. Каждый статус обычно включает ряд ролей.
       Одна  из первых попыток систематизации ролей  была предпринята Т. Парсонсом. Он считал, что каждая роль описывается 5 основными  характеристиками:
       - эмоциональной - одни роли требуют  эмоциональной сдержанности, другие - раскованности;
       - способом получения - одни предписываются, другие завоёвываются;
       - масштабом - часть ролей сформулирована  и строго ограничена, другая - размыта;
       - нормализацией - действие в строго установленных правилах, либо произвольно;
       - мотивацией - на личную прибыль,  на общее благо.
       Социальную  роль следует рассматривать двух аспектах:
       - ролевого ожидания – ожидаемая  модель поведения, ассоциируемая  с данным статусом, т.е. типичное поведение (в рамках норм и стандартов) для людей данного статуса в данной социальной системе, иначе говоря, это то поведение, которого ждут от нас окружающие, зная наш социальный статус;
       - ролевого исполнения – это фактическое, реальное поведение человека, занимающего ту или иную социальную позицию (социальный статус).
       Между ними никогда не бывает полного совпадения. Но каждый из них имеет большое  значение в поведении личности. Наши роли определяются, прежде всего, тем, чего ожидают от нас другие. Эти  ожидания ассоциируются со статусом, который имеет данная личность.
       В нормальной структуре социальной роли обычно выделяются 4 элемента:
       - описание типа поведения, соответствующего  данной роли;
       - предписание (требования), связанные с данным поведением;
       - оценка выполнения предписанной роли;
       - санкции - социальны последствия  того или иного действия в  рамках требований социальной  системы. Социальные санкции по  своему характеру могут быть  моральными, реализуемыми непосредственно  социальной группой через её  поведение (презрение), или юридическими, политическими, экологическими.
       Следует отметить, что любая роль не является чистой моделью поведения. Главным  связующим звеном между ролевыми ожиданиями и ролевым поведением служит характер индивида, т.е. поведение  конкретного человека не укладывается в чистую схему.4 

       3. Личность в системе социальных связей  

       Социальный  статус - это положение индивида или группы в  социальной  системе, система  его  социальных   функций   и вытекающих из них определенных прав и обязанностей.
       Различают статус прирожденный (социальное происхождение, пол, национальность) и достижимый (образование, профессия, квалификация и т.д.). Человек  имеет несколько статусов, но только один определяет его положение в  обществе. Чаще ведущий статус обусловлен должностью личности,    профессией.    Профессионально-должностной   фиксирует социальное, экономическое и производственно-техническое (банкир, инженер, адвокат).
       Выделение главного статуса важно, так как  определяет человека социально. Не всегда тот статус, который в качестве главного выделяет общество у личности, совпадает с тем статусом, который определяет как главный сама личность. Так, предприниматель может считать, что главное в его социальной характеристике имущественное положение. Но в общественном мнении, среди его знакомых, решающее значение может приобрести уровень его образования, культуры.
       Когда речь идет об иерархии статусов, то имеется  в виду социальный престиж функций, закрепленных за данным статусом. Престиж  представляет собой иерархию статусов, разделяемую обществом и закрепленную в культуре, в общественном мнении. В бюрократизированных обществах, где роль государства традиционно высока - статус начальника, руководителя, чиновника всегда более значим, чем в странах, где роль государства менее заметна.
       Общество, в котором существует необоснованная престижность одних статусов и, напротив, необоснованная заниженность других, неспособно обеспечить свое нормальное функционирование. Утрачено равновесие статусов. Наличие необоснованно-высокого престижа статуса означает, что люди, выполняющие его, вознаграждаются системой социальных связей мудрее, чем платят ей.
       Социальный  престиж статуса играет огромную роль в распределении социальных желаний, в особенности, у молодежи. Это своеобразный монолит. В зоне влияния престижного статуса создается особое социальное напряжение, сосредотачиваются наиболее активные, подготовленные, амбициозные члены общества. И в этом плане престиж того или иного статуса оказывает существенное влияние на самовосприятие, утверждение собственного "Я". Самовосприятие есть своеобразное зеркало восприятия человека со стороны окружающих.
       Социальный  статус характеризует социальное значение человека, его прав и обязанностей. Дополнением этой категории служит социальная роль.
       Например, статус преподавателя вуза - это вполне определенные права и обязанности, большинство из которых зафиксированы юридически. Социальная же роль преподавателя включает в себя и то, как он должен вести себя со студентами, коллегами, уровень общей культуры и т.д. и, таким образом, представляет собой ожидание логически, внутренне связанных друг с другом поступков, черт личности. Социальная роль, следовательно, представляет собой образец поведения, закрепившийся, утвердившийся, отобранный как целесообразный для людей данного статуса в данном обществе. Иначе говоря, это деиндивидуализированные нормы поведения личности, представленные как необходимые черты личности, включая эмоциональные и психологические качества.
       Каждый  статус включает несколько социальных ролей. Директор завода в одной роли выступает перед вышестоящими руководителями, в другой - перед подчиненными. Во всех ролях он выступает в новом ракурсе.
       Совокупность  ролей, вытекающих из данного статуса, называется ролевым набором. Человек  обладает сразу несколькими статусами, и исполняет при этом бесконечное множество ролей. Ролевой набор, как правило, включает формальные и неформальные роли, связанные с соответствующим статусом. Так, от преподавателя вуза будут ожидать не только по форме высокой квалификации, научной степени и т.д., но и неформального стиля взаимоотношений, принятого в научной среде, манер и т.д. При этом необходимо отметить, что каждая личность обладает лишь ей присущим набором ролей.
       Многообразие  исполняемых личностью социальных ролей порождает ее внутренние конфликты. Можно выделить несколько   основных типов ролевых конфликтов:
       1) внутриролевой конфликт. Примером  такого рода конфликта может  служить положение руководителя  или общественного деятеля, публично  провозглашающего одну точку  зрения, а в узком кругу объявляющего себя сторонником противоположной, или личности, которая под давлением обстоятельств исполняет роль, не отвечающую ни его интересам, ни его внутренним установкам. Во многих ролях, исполняемых личностями - от сантехника до преподавателя вуза - существуют так называемые конфликты интересов, в которых обязанности быть честным по отношению к традициям или людям входят в конфликт с желанием "делать деньги". Опыт показывает, что очень немногие роли свободны от внутренних напряжений и конфликтов. Если конфликт обостряется, он может привести к отказу от выполнения ролевых обязательств, к внутреннему стрессу;
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.