Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Особенности функционирования системы управления в АПК

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 31.05.2012. Сдан: 2010. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Введение
Анализ  современного состояния системы  управления позволяет  констатировать, что в региональном агропромышленном комплексе как объекте управления произошли существенные изменения. Во-первых, существенно деформировалась организационная структура АПК. Сложившаяся в дореформенный период интегрированная система (сельское, лесное, рыбное и водное хозяйство, агросервисное обслуживание, сельское строительство и другие отрасли народного хозяйства) утратила свою целостность. Во-вторых, произошло рассогласование производственно-экономических интересов не только за пределами, но и внутри АПК. Речь идет, прежде всего, об интересах сельских товаропроизводителей, с одной стороны, и переработчиков их продукции и агросервисных структур, с другой. В ходе приватизации во многих случаях контрольный пакет акций перешел к перерабатывающим и агросервисным предприятиям, которые диктуют сельскохозяйственным товаропроизводителям свои условия. В-третьих, происходит ускоренное разгосударствление ряда крупных структур, в продукции и услугах которых нуждаются федеральный и региональные рынки.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Современное состояние системы управления АПК  

Анализу современного состояния системы  управления АПК посвящены работы ряда экономистов-аграрников. Основной вывод, который делают исследователи, сводится к тому, что к началу 1990-х годов начался процесс
потери  управляемости АПК [1, 2, 3, 4, 7]. Этим во многом объясняются кризисные явления  в агропромышленном производстве. Органы государственного управления существенно  ослабили свое регулирующее воздействие, в результате стали развиваться негативные тенденции.
Для усиления роли государства в регулировании  экономических процессов необходимо выделение АПК в единый объект управления. Ныне основными причинами  слабой управляемости экономическими процессами в АПК являются:
– устранение государства от функций регулирования, особенно от воздействия на межотраслевые  отношения и эквивалентность  обмена между сельским хозяйством и  промышленностью;
– неадекватность фактически сложившейся системы управления требованиям рыночной экономики и региональной специфики;
– отсутствие этапности в осуществлении преобразований в аграрном секторе, недооценка социальных факторов.
Как известно, основная цель АПК – производство с наименьшими издержками конечной продукции в объеме и ассортименте, необходимом для удовлетворения потребностей населения региона.
В соответствии с этим основными функциями государственного управления АПК как на федеральном, так и на региональном уровне являются: реализация общих принципов проводимой аграрной политики; прогнозирование и выработка общей стратегии развития АПК; регулирование производства и сбыта сельскохозяйственной продукции; создание необходимого ресурсного потенциала; обеспечение соответствующей финансовой поддержки товаропроизводителей; внешнеэкономическая деятельность. К числу других функций относятся:
- индикативное планирование;
- разработка и реализация специальных программ развития комплекса;
- координация научных исследований в системе АПК, подготовка и повышение квалификации специалистов;
- организация и координация деятельности государственных служб и органов управления;
- экономическое регулирование производственных и социальных процессов через цены, кредитно-финансовый механизм, налоги, таможенные пошлины;
- поддержка новых форм индивидуального и коллективного хозяйства, сельскохозяйственных кооперативов;
- привлечение иностранных инвестиций для осуществления федеральных программ;
- проведение земельной реформы и рационализация землеустройства, создание земельного кадастра;
- регулирование процессов экологии, санэпиднадзора;
- осуществление информационно-консультативной деятельности и аудита в АПК.
На региональном уровне эти функции имеют свое продолжение, но в условиях разделения полномочий центра и субъектов Российской Федерации они приобретают относительно самостоятельное значение, «корректируя» общую систему государственного управления АПК с учетом местных условий и особенностей.
Функции на региональном уровне сосредотачиваются  в одном управленческом органе субъекта Российской Федерации и далее реализуются в управлениях сельского хозяйства районных АПК. Причем многие принципиальные управленческие решения осуществляются через постановления глав областных (краевых) и районных администраций.
В системе управления на региональном уровне происходит более предметное разграничение функций государственного и хозяйственного управления, причем органы последнего отличаются большим многообразием.
Особенно  это относится к разного рода ассоциациям, союзам, акционерным обществам, создаваемым на добровольных началах по инициативе самих товаропроизводителей. Соответствующие управленческие структуры выполняют функции как отраслевого, так и межотраслевого взаимодействия хозяйствующих субъектов.
В региональной системе управления АПК происходит конкретизация целевых программ развития отраслевого и межотраслевого характера, в формировании и реализации которых обычно сочетаются функции хозяйственного и государственного управления, хозяйственной инициативы, государственного регулирования и поддержки за счет финансовых ресурсов региона.
Особое  значение в связи с этим приобретает  разработка и реализация региональных моделей реформирования и функционирования АПК с адекватной управленческой системой. К числу таких моделей можно отнести области с теми или иными подходами к реформированию сельского хозяйства, применению новых решений в регулировании и стимулировании производства, разного рода интегрированные аграрные компании, корпорации, финансово-промышленные группы, внебюджетные фонды.
В каждой области разрабатываются системы  ведения агропромышленного производства, которые включают организационно-экономические, технологические, технические, экологические и социальные мероприятия.
Вся система  управления региональным АПК «узаконивается» соответствующими органами федеральной государственной власти и в принципиальных вопросах ее элементы не должны противоречить федеральному законодательству.
В своих  работах ученые разграничивают понятия  «государственное управление» и  «государственное регулирование» [6]. Управление как экономическая категория может выступать в двух формах: прямое и косвенное (рисунок 1). Прямое не может простираться дальше рамок государственной собственности. Косвенное же государственное управление укладывается в понятие «государственное регулирование» и предполагает воздействие на социально-экономические процессы экономическими методами.

Однако  в рыночных условиях, уже в переходный период, начинает действовать принцип  разграничения и тесного взаимодействия хозяйственного и государственного управления. По мере развития рынка должен усиливаться приоритет хозяйственно-экономического управления, разумеется, в сочетании с экономическими методами государственного управления. При этом различия между понятиями «государственное регулирование» и «государственное управление» практически нивелируются, если последнее осуществляется преимущественно экономическими методами.
Цели, принципы и функции государственного регулирования  подробно излагаются в Федеральном  законе «О государственном регулировании агропромышленного производства». На региональном уровне требуется практическое разделение функций государственного регулирования на административные и экономические (рисунок 2).  

 
 
 

Пути совершенствования системы управления АПК 

Как показывает анализ структур управления региональным АПК, особое внимание должно быть обращено на необходимость усиления использования экономических методов и рычагов, лучшей координации работы органов государственного и хозяйственного управления. Наряду с сохранением существовавших в то время специализированных органов управления сельским хозяйством и отраслями перерабатывающей промышленности, целесообразно создать новые управленческие формирования, охватывающие деятельность крестьянских (фермерских) хозяйств, предпринимательства и рыночных структур, маркетинга.
Необходима  общая ориентация системы управления на более эффективное хозяйствование и решение социальных проблем. Важно  создание единой системы государственного и хозяйственного управления региональным агропромышленным комплексом с полным циклом производства, переработки и реализации продукции.
По мере развития рынка на уровне регионального  АПК, совершенствования и укрепления государственного управления важно  в полной мере реализовать функции  хозяйственного управления, его ориентацию на принятие решений, которые бы способствовали рационализации использования имеющихся ресурсов, учитывая их общую ограниченность, особенно в условиях нынешнего переходного периода. Решающее значение здесь имеет экономическая свобода, предприимчивость при жестко корректирующей роли государства.
В связи  с этим одна из задач управления в регионе и тем более непосредственно  в хозяйствующих субъектах состоит  в активизации предприимчивости путем вовлечения в управление самих субъектов, особенно, если речь идет о крупных сельскохозяйственных предприятиях. В индивидуальном частном предпринимательстве такая активизация обусловлена самой природой хозяйства: фермер одновременно и производитель, и управленец, что позволяет в полной мере реализовать экономическую свободу в целях достижения наибольших производственных результатов, но при прочих равных условиях.
В аграрном секторе особенно важно реализовать  принцип функционального управления. Функциональная организация отличается
большей эффективностью по сравнению с линейной. «Функциональная администрация состоит в таком распределении работ по управлению, чтобы каждый служащий, от помощника директора до низших должностей, исполнял возможно меньшее количество функций» [5].
Одной из принципиальных особенностей подхода к управлению является изменение психологии руководителя и работника. Если при линейном типе администрирования руководитель требовал выполнить работу, а рабочий исполнял ее для руководства, то при функциональном подходе рабочий работает для себя, а руководитель помогает ему. В данном случае каждый несет только одну функцию, которой он обучен, за которую отвечает.
Целым рядом преобразований удалось добиться приведения к функциональной структуре  основных органов управления сельским хозяйством в ведущих странах Запада. В России же функциональный принцип организации управления АПК еще не в достаточной степени принимается во внимание. Все это требует пересмотра существующей системы и структуры управления региональным АПК и построения ее по функциональному и программно-целевому принципам, которые во взаимодействии отвечают адаптивному подходу к управлению.
Проведенный структурный анализ взаимоотношений  отдельного агропредприятия с отделами управляющей структуры свидетельствует о значительном несовершенстве взаимоотношений. Причины этого кроются в многолетнем противопоставлении управления как только контролирующей структуры и конкретного предприятия, которое психологически не готово сотрудничать с управляющими органами, не видит в них помощников. Задачи перестройки менталитета как управленцев, так и руководителей агропредприятий также являются актуальными в данный период.
Анализируя  практику государственного и хозяйственного управления АПК на региональном и районном уровнях, приходится констатировать, что именно из-за несовершенства экономического механизма, ценового диспаритета, перекосов в кредитно-финансовой и налоговой системах наблюдается подмена органами этого управления функций хозяйственного управления и самоуправления. Главам соответствующих администраций приходится принимать множество постановлений, в которых или преобладают распорядительные методы, или в определенной степени сочетаются административные и экономические методы, то есть вынужденно совмещаются функции хозяйственного и государственного управления, часто при явном преобладании последнего.
Учитывая, что инфраструктура поставок материально-технических  ресурсов для села, закупок и распределения сельскохозяйственной продукции в значительной степени была разрушена при реформировании АПК, а бюджетная поддержка должна быть максимально эффективна и контролируема со стороны государственных органов региона, необходим соответствующий механизм координации и управления этой деятельностью.
При этом требуется комплексно решить две  задачи. Во-первых, формирование самостоятельно хозяйствующего субъекта, несущего полную финансовую и юридическую ответственность  за свою деятельность, способного использовать преимущества крупнооптового покупателя и продавца, а во-вторых, обеспечение реальных возможностей регулирования со стороны органов государственной власти региона его снабженческо-сбытовой и тарифно-ценовой политики в соответствии с потребностями развития регионального агропромышленного комплекса.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.