На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Эластичность спроса и предложения

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 31.05.2012. Сдан: 2010. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Оглавление
Введение 2
Закон спроса 3
Закон предложения 7
Эластичность  спроса 11
Эластичность  предложения 19
Заключение 22
Список  литературы 23 

 


Введение

 
     Любой рынок, независимо от его конкретного  вида, базируется на трех основных элементах: цене, спросе и предложении, конкуренции.
     Рынок — это единственная система отношений  купли-продажи, структурными элементами которой являются рынки товаров, капиталов, рабочей силы, ценных бумаг, идей, информации и т.д. Рынок —  основа рыночной экономики.
       У экономики есть очень действенный  инструмент для объяснения этих и  многих других изменений в экономическом  окружении. Он называется теорией спроса и предложения. Эта теория показывает, как потребительские предпочтения определяют потребительский спрос  на товары, в то время как затраты  предприятий являются основой предложения  товаров.
       Понятие предложения и спроса показывает, как они действуют на конкурентных рынках по отношению к отдельным  благам (товарам и услугам).
    Для того, чтобы понять рыночную экономику во всей ее полноте, необходимо хорошо усвоить два фундаментальных понятия:
   Спрос и предложение - взаимозависимые  элементы рыночного механизма, где  спрос определяется платежеспособной потребностью покупателей (потребителей), а предложение — совокупностью  товаров, предложенных продавцами (производителями); соотношение между ними складывается в обратно пропорциональную зависимость, определяя соответствующие изменения  в уровне цен на товары. 

 


Закон спроса

 
     Спрос — это платежеспособная потребность в каком-либо товаре или услуге.
     Величина  спроса   — это количество товаров и услуг, которое покупатели готовы приобрести в данное время, в данном месте, при данных ценах.
     Потребность в некотором благе подразумевает  желание обладать товарами. Спрос  же предполагает не только желание, но и возможность его приобретения по существующим на рынке ценам.
Виды  спроса:
    Индивидуальный спрос
    Рыночный спрос
    Спрос на факторы производства (Спрос производства)
    Потребительский спрос 
     На величину спроса влияет огромное количество факторов (детерминантов). Спрос зависит от: использования рекламы, моды и вкусов, ожидания потребителей, изменений предпочтений окружающей среды, доступности товаров, величины доходов, полезности вещи, цены установленной на взаимозаменяемые  товары, а также зависит от количества населения.
   Максимальная  цена, которую покупатели готовы заплатить  за определенное количество данного  товара или услуги называется ценой спроса (обозначают  )
   Различают экзогенный и эндогенный спрос.
   Экзогенный  спрос — это такой спрос, изменения которого вызывается вмешательством правительства, либо внедрением каких-либо сил извне.
   Эндогенный  спрос  (внутренний спрос) - образуется внутри общества благодаря тем факторам, которые существуют в данном обществе.
   Зависимость между величиной спроса и определяющими  его факторами называют функцией спроса. В самом общем виде ее записывают следующим образом   где:
 — величина спроса на рассматриваемый  товар;
 цены рассматриваемого и других товаров;
 — потребительский доход;
 — ожидания потребителей относительно будущих цен;
 — денежный доход потребителей;
 — количество потенциальных покупателей;
 — вкусы и предпочтения потребителей;
 — другие факторы.
     Если  все факторы, определяющие величину спроса считать неизменными для  данного периода времени, то можно  от общей функции спроса перейти  к функции спроса от цены:  .
     Изменения происходящие на рынке связанные  с количественным предложением товара всегда зависят от цены установленной на данный товар. Между рыночной ценой товара и тем его количеством, на которое предъявляется спрос всегда существует определенное соотношение. Высокая цена товаров ограничивает спрос на него, уменьшение цены на этот товар как правило характеризует возрастание спроса на него.
     При анализе рыночной конъюнктуры необходимо проводить четкое различие между  спросом и величиной спроса, а  также между изменениями величины спроса и изменениями в самом  спросе на данный товар.
     Изменение величины спроса наблюдается при изменении цены рассматриваемого товара и неизменности всех прочит параметров (вкусов, доходов, цен на другие товары). На графике подобное изменение отражается движением вдоль кривой спроса из точки (стрелка №1).
     Изменение спроса происходит при неизменности рыночных цен на рассматриваемый товар, т.е. под воздействием каких-либо неценовых факторов, и на графике отражается смещением кривой спроса вправо или влево (стрелка №2).

 — Цена
 — Объем спроса
 — Кривая спроса
     К неценовым факторам влияющим на спрос относят:
    Изменения в денежным доходах населения
    Изменения в структуре и количестве населения
    Изменения цен на другие товары (особенно на товары заменители, или взаимодополняющие товары)
    Экономическая политика государства
    Изменение потребительских предпочтений, под воздействием рекламы, моды.
   Исследование  неценовых факторов позволяет сформулировать закон спроса.
   Закон спроса. Если цены на какой-либо товар  увеличиваются, и при этом все  прочие параметры остаются неизменными, то спрос будет предъявляться  на все меньшее количество данного  товара.
   Действие  закона спроса может быть объяснено  на основе действия двух взаимосвязанных  эффектов: эффекта дохода и эффекта  замещения. Суть этих эффектов в следующем:
   С одной стороны, рост цен сокращает реальный доход потребителя при неизменной величине его денежного дохода, снижает его покупательную способностью, что ведет к относительному сокращению величины спроса на подорожавший товар (эффект дохода).
   С другой стороны, этот же рост цен делает более привлекательными для потребителя  другие товары, побуждает его заменить подорожавший товар более дешевым  аналогом, что опять таки ведет  к сокращению величины спроса на него (эффект замещения).
   Закон спроса не действует в следующих  случаях:
   Парадокс  Гиффена (Рост цен на основную группу товаров первой необходимости приводит к откажу от более дорогих и качественных товаров, и к увеличению объема спроса на данный основной продукт (может наблюдаться в период голода). Например во время голода в Ирландии в середине 19 века объем спроса на картофель увеличился. Гиффен связан это с тем, что в бюджете бедных семей расходы на картофель занимали значительную долю. Повышение цен на данный товар приводило к тому, что реальные доходы этих слоев населения падали, и они были вынуждены сокращать покупки прочих товаров, увеличивая потребление картофеля, чтобы выжить и не умереть с голода)
   Когда цена является показателем качества (В этом случае потребитель может считать что высокая цена товара свидетельствует о его высоком качестве и увеличении спроса)
   Эффект Веблена (Связан с престижным спросом, ориентированном на приобретение товаром, свидетельствующих по мнению покупателю о его высоком статусе или принадлежности к "товарам-льготникам")
   Эффект  ожидаемой динамики цен (Если цена товара снижается и потребители ожидают сохранение этой тенденции, то размер спроса в данный временной период может уменьшаться и наоборот)
   Для редких и дорогостоящих товаров, являющихся средством вложения денег.

Закон предложения

 
     Анализ рыночного механизма будет односторонним без рассмотрения предложения, характеризующего экономическую ситуацию на рынке не со стороны покупателя, как спрос, а со стороны продавца.
     Предложение - это совокупность товаров и услуг, которые находятся на рынке, и которые продавцы готовы продать покупателю по данной цене.
     Величина  предложения — это количество товаров и услуг, которое продавцы готовы продать в данное время, в данном месте и при данных ценах, но величина предложения не всегда совпадает с объемом производства и объемом продаж на рынке.
     Цена  предложения — это прогнозная минимальная цена, по которой продавец согласен продать определенное количество данного товара.
     Объем и структура предложения характеризует экономическую ситуацию на рынке со стороны продавцов (производителей) и определяется размерами и возможностями производства, а также той долей товаров, которая направляется на рынок и при благоприятных экономических стечений обстоятельств может быть приобретена покупателями. К товарному предложению относят все товары, находящиеся на рынке, и в том числе относят товары находящиеся в пути.
     Объем предложения, как правило меняется в зависимости от цены. Если цена окажется низкой, то продавцы предложат мало товара, другую часть товара придержат на складе, если же цена будет высокой, то производитель предложит рынку максимальное количество товаров. Когда же цена существенно возрастет и окажется очень высокой то производители постараются увеличить предложение товаров, пытаясь сбыть даже бракованные изделия. Предложение товаров на рынке во многом зависит от издержек производства, то есть тех производственных затрат, которые напрямую формируют издержки связанные с процессом производства.
     Предложение исследуется по трем временным  интревалам:
    Краткосрочный — до 1 года
    Среднесрочный — от 1 года до 5 лет
    Долгосрочный — более 5 лет 
   Объемом предложения называют количество какого-либо товара, который желает продать на рынке отдельный продавец или группа продавцов в единицу времени при определенных экономических условиях
   Функция предложения от цены характеризует зависимость объема предложения товара от его денежного эквивалента
   Кривая  предложения показывает, какое количество продукции готовы продать производители по разным ценам в данный момент времени.
   Как и при рассмотрении спроса, не следует  смешивать изменения объема предложения  и изменения предложения:
   Изменение объема предложения наблюдается  при изменении цены рассматриваемого товара и неизменных прочих факторов рыночной конъюнктуры и предполагает движение вдоль кривой предложения (стрелка №1)
   Изменение предложения, напротив, означает изменение  всей функции предложения за счет изменения каких-либо неценовых фактор при неизменной цене на анализируемый товар (стрелка №2)

    Q —  кол-во продукции, которое готов  предложить производитель
    S —  предложение
     Закон предложения — объем предложения товара увеличивается при росте цены и уменьшается при ее снижении.
     К неценовым факторам предложения  относят:
    Изменение издержек производства в результате технических нововведений, изменения источников ресурсов, изменения связанные с налоговой политикой, а также характеристики, которые влияют на формирование стоимости факторов производства.
    Выход на рынок новых фирм.
    Изменения цен на другие товары приводящих к уходу фирмы из отрасли.
    Природные катастрофы
    Политические действия и войны
    Перспективные экономические ожидания
    Фирмы занятые в отрасли при увеличении цены задействуют резервные или быстровводимые новые мощности, что автоматически приводит к увеличению предложения.
    В случае продолжительного увеличения цены в эту отрасль устремятся другие производители, что еще больше увеличит производство и как факт возможно увеличение предложения.
   На  кривую предложения огромную роль оказывает  технический прогресс. Он позволяет  снижать издержки производства  и варьировать количество товаров на рынке. Анализ графика предложения во много обусловлен той технологией производства, которой пользуется производитель, наличием и доступностью сырья используемых при изготовлении товара. Если мобильность производства используемые в нем ресурсы высока, то кривая предложения будет иметь более пологий вид т.е. приплющена вниз.
   Воздействие изменения спроса и предложения  на величину равновесной цены и равновесное  количество продукта
   
 

Эластичность  спроса

 
     Важную  роль в изучении возможных реакций  со стороны экономических агентов  на изменение цены играет понятие  эластичности. 
     Эластичность  спроса относительно цены показывает относительное изменение объема спроса под влиянием изменения цены на один процент. 
     Практическое  значение при этом имеют не абсолютные величины, а относительные. И это  понятно. Когда мы говорим, что цена на "Сникерс" поднялась на 10 рублей — это слишком существенное для "Сникерса" изменение цены, его  нельзя не заметить. Оно вызывает значительное изменение величины спроса. Рост цен  автомобиля "Вольво" на 10 рублей практически  не ощутим для покупателей этой автомашины, поэтому изменение цены и величины спроса дается в формуле эластичности не абсолютно, а относительно: 
 

,где - эластичность спроса по  цене;
    DQ/Q — относительное изменение спроса;
    DP/P — относительное изменение цены.
     С увеличением цены объем спроса, как  правило, снижается и DQ < 0. Чтобы избежать отрицательных чисел, вводят знак минус:   


       Спрос называют эластичным, когда   >1 (это означает, что спрос растет или падает быстрее цены), и неэластичным (жестким), когда    <1, то есть спрос растет (падает) медленнее, чем изменяются цены.
     Если  изменение цены не вызывает никакого изменения спроса, то   = 0, если бесконечно малое изменение цены вызывает бесконечное расширение спроса, то Е = ? (см. рис. 1)
Крайние случаи эластичности
рис.1.  

     Различают точечную и дуговую эластичность.
     Точечная  эластичность может быть определена, если провести касательную к кривой спроса. Наклон кривой спроса в любой  своей точке, как известно, определяется значением тангенса угла касательной  с осью X (рис. 2)
     Точечная  эластичность
рис.2. 


     Значение  точечной эластичности обратно пропорционально  тангенсу угла наклона. 
      Дуговая эластичность — показатель средней реакции спроса на изменение цены товара, выраженной кривой спроса на некотором отрезке D1D2 .

     Если  кривая спроса задается линейной функцией Q = а — bР, то ее наклон совпадает с наклоном касательной во всех точках на кривой спроса и равен AQ/AP = -b. Точечная эластичность линейной функции может выражаться тогда как

где b — наклон кривой спроса.
     Хотя  наклон для линейной функции неизменен, значение эластичности Ер будет различным  в разных точках кривой и принимает  любые значения. Эластичность линейной функции спроса изменяется от 0 (в  точке D1) до ? (в точке D2) (см. рис. 3)
 


Свойства  эластичности
рис.3.
      Это обстоятельство легко объяснить  чисто арифметически. Дело в том, что в левом верхнем углу процентное изменение количества продукции  велико, каждый шаг означает значительное (в процентном отношении) изменение. Наоборот, процентное изменение цены представляет довольно скромную величину, так как база, с которой осуществляется сравнение, относительно высока. Отсюда становится понятным, почему первоначально    > 1, а в правом нижнем углу     < 1.
     Взаимосвязь изменения эластичности по цене и  совокупной общей выручки показана на рис.4.
Совокупная  выручка равна произведению количества проданной продукции на ее цену:
TR = P x Q,
где TR - совокупная (общая) выручка (доход);
P— цена;
Q — количество.  
Эластичность  и общая выручка

      Если спрос по цене эластичный ( >1), то снижение цены вызывает рост совокупной выручки (TR). И наоборот, если спрос по цене эластичен, то рост цены приведет к снижению совокупной выручки. Противоположная ситуация складывается в нижнем левом углу: процентное изменение количества продукции мало, а процентное изменение цены — велико.
     Если  спрос по цене неэластичен (< 1), то снижение цены приведет к падению  совокупной выручки. И наоборот, если спрос по цене неэластичен, то рост цены приведет к росту общей выручки. Влияние цены на совокупную выручку  в условиях эластичного и неэластичного  спроса отражено в табл. 1.
 

Таблица 1
 
      Ценовая эластичность, как мы увидим, имеет  важное значение для фирм-ценоискателей, то есть фирм, пытающихся найти такую цену, которая обеспечит максимум прибыли (чистая монополия, монополистическая конкуренция, ценовая дискриминация и др.) 
Факторами, влияющими на эластичность, являются:
     1. Наличие заменителей: чем больше товаров-субститутов, тем эластичнее спрос на данный товар. Однако при этом следует учитывать, насколько узко определены границы данного экономического блага. Если мы возьмем в качестве примера соль, то ей трудно найти адекватную замену. Однако соль "Экстра" имеет в качестве заменителя соль грубого помола, которая не украшает праздничный стол, но в ней больше йода и она с успехом может использоваться для засолки продуктов. Таким образом, в первом случае практически отсутствуют товары-заменители, во втором заменителей (отдельной марки соли) можно найти гораздо больше (особенно если учесть разновидности соли, производимые в разных странах).
     2. Удельный вес товара в бюджете потребителя (обычно чем выше удельный вес, тем выше ценовая эластичность спроса).
     3. Размер дохода.
     4. Качество товара: является ли данный товар предметом роскоши (спрос на такие товары, как правило, эластичен) или предметом необходимости (спрос на большинство из которых неэластичен). Расчеты ценовой эластичности, произведенные в США, дали следующие результаты: эластичность спроса по цене таких предметов первой необходимости, как хлеб, равна 0,15; электричество, потребляемое в домашнем хозяйстве, — 0,13; одежда и обувь — 0,20. В то же время такие предметы, как автомобили, имели эластичность, равную 1,87; фарфор — 1,54.
     5. Размеры запаса: чем больше запас, тем более эластичен спрос.
     6. Ожидания  потребителя. Если в краткосрочном периоде потребление электроэнергии неэластично (Ер=0,13), то в долгосрочном — довольно эластично и равно 1,89. 1акое значительное различие объясняется тем, что в краткосрочном периоде вы не можете быстро отказаться от имеющихся электроприборов (холодильников и другой энергопотребляющей бытовой техники). Однако, если цена за электричество стремительно растет, вы при покупке новых электроприборов будете учитывать их энергоемкость и постепенно замените энергоемкие приборы на более экономные.  
Эластичность  спроса на одно благо относительно цен на другое благо называется перекрестной эластичностью

Если   > 0, то перед нами взаимозаменяемые блага (субституты), если     < 0 — взаимодополняемые.  
     Чем больше эластичность спроса на благо X, тем выше степень заменяемости благ (в крайнем случае, когда Еху = + °°, перед нами совершенные субституты) и, наоборот, чем меньше эластичность, тем больше взаимодополняемость (если Ех = - , то мы имеем пример жесткой взаимодополняемости). 
     Однако  это правило, характеризующее взаимозаменяемость и взаимодополняемость благ, может использоваться лишь при небольших ценовых изменениях. Например, если цена на хлеб значительно снизится, то это повлечет повышение спроса не только на хлеб, бутербродное масло, тостеры, но и на другие товары, в том числе и на мебель. Тогда Ех < 0 для хлеба и мебели, что не характеризует их взаимодополняемость, а отражает лишь эффект дохода. При исключении эффекта дохода можно получить по значению перекрестной эластичности более точную оценку дополняемости или заменяемости благ (выявить взаимозамещаемые блага по Хиксу). Коэффициент эластичности спроса можно разложить на два компонента, характеризующие эффекты дохода и замещения (уравнение Слуцкого в коэффициентах эластичности).  
      В современной экономической науке  используется также показатель эластичности спроса относительно дохода:

     Если  показатель эластичности спроса относительно дохода является отрицательным (EI < 0), то увеличение дохода приводит к падению спроса на данное благо, и можно сказать, что оно является низкокачественным. Потребитель, став богаче, считает возможным и необходимым заменить его другим, более качественным товаром. Например, снизить потребление маргарина, заменив его маслом, отказаться от потребления части картофеля, заменив его другими овощами (огурцами, помидорами и т. д.).
     Если  показатель эластичности спроса относительно дохода положителен (EI > 0), благо является нормальным.
     Если 0 < ЕI < 1, то спрос на благо растет медленнее дохода, что типично для благ первой необходимости (хлеб, соль, спички). При ЕI > 1 спрос на благо опережает рост доходов и не имеет насыщения (предметы роскоши). Такое деление допустимо при фиксированном уровне дохода по группам потребителей, так как в зависимости от дохода одни и те же блага могут давать численные значения эластичности по доходу как меньше единицы, так и равные единице или больше нее (например, мебель). Положение, что для каждого блага с эластичностью спроса по доходу, меньшей единицы (0 < ЕI< 1), должно существовать благо с ЕI > 1 для конкретного потребителя, называется законом Энгеля.

Эластичность  предложения

    Эластичность  предложения по цене показывает относительное изменение объема предложения под влиянием изменения цены на один процент. 

     Как было сказано ранее, для понимания  эластичности предложения важное значение имеет фактор времени.
     В условиях кратчайшего рыночного  периода предложение совершенно неэластично (= 0). Поэтому повышение (понижение) спроса приводит к повышению (понижению) цен, но не отражается на величине предложения.
     В условиях короткого периода предложение  более эластично. Это выражается в том, что повышение спроса обусловливает  не только рост цен, но и увеличение объема производства, так как фирмы  успевают изменить некоторые факторы  производства в соответствии со спросом.
     В условиях длительного периода предложение  почти совершенно эластично, поэтому  увеличение спроса приводит к значительному  росту предложения при постоянных ценах или несущественном повышении  цен.
     Теория  эластичности имеет важное значение для определения экономической политики фирм и правительства. Это наглядно видно на примере налоговой политики государства. Допустим, государство вводит определенную (фиксированную) сумму налога на единицу товара, что равносильно смещению кривой предложения S вверх до S'.
     Распределение налогового времени
 
     Сумма налога распределяется между потребителями  и производителями, а также включает избыточное налоговое бремя, являющееся омертвленными издержками, которые  представляют чистую потерю для общества. Эластичность при этом играет большую  роль, так как позволяет определить, какую часть налога выплачивают  предприниматели, а какую — потребители.   
     В случае эластичного спроса большая  часть налога выплачивается производителем, в случае неэластичного спроса —  потребителем (сравним разделение отрезка  АЕ' на АВ и BE' в первом случае и во втором на рис. 5). 
     Подобное  явление легко объяснить, так  как в случае эластичного спроса потребители при росте цены на данный товар будут стремиться переключить  свой спрос на товары-субституты. В  случае неэластичного спроса это  будет сделать гораздо труднее.  
     Наоборот, если предложение эластично, большая  часть налога падает на потребителей, а если неэластично — то на производителей (см. рис. 6).
     Эластичность  предложения означает, что производители  без труда смогут переключить  свои ресурсы на производство какого-либо другого товара или услуги. В случае неэластичного предложения переаллокация ресурсов происходит медленнее и с большим трудом, поэтому больше всего от налога пострадают производители.
     Эластичность  спроса и распределение налога с  продаж
      рис.5. 
     Эластичность  предложения и распределение  налога с продаж
      рис.6.

Заключение

 
   Взаимодействие  спроса и предложения, колебательное  движение цен как его результат  выражают сущность закона спроса и предложения.
   А.Маршалл правильно считал, что закон спроса и предложения есть результат действия более фундаментальных причин, способ реализации единства производства и потребления в рыночной экономике. Этот закон -  всеобщая форма, через которую реализуется действие основных факторов, определяющих движение производства и цен.
 


Список  литературы

 
    Основы  рыночной экономики. Терминологический  словарь. Москва, издательство МАИ, 2009 год.
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.