На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Принцип разделения властей в РФ

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 31.05.2012. Сдан: 2010. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Уральский  юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации» 

Кафедра теории и истории государства  и права 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА
ПО
ТЕОРИИ  ГОСУДАРСТВА И ПРАВА 

Тема: Принцип разделения властей в РФ 

Выполнил:
Курсант 105 уч. группы
рядовой милиции  Маслов В.А. 

Научный руководитель:
К.ю.н. Старший  преподаватель кафедры
Теории и истории  государства и права
Орлов К.А. 
 
 
 
 
 

Екатеринбург 2007г.

Содержание

Введение           3

 
Глава 1 История  принципа разделения властей   4
      1.1Взгляды  Джона Локка       5
      1.2Взгляды  Шарля Луи Монтескье     7 

Глава 2 Принцип  разделения властей в РФ    10
     2.1 Законодательная власть      10
     2.2 Исполнительная власть      13
     2.3 Судебная власть        16
     2.4 Президент         17
     2.5 Прокуратура        20 

Заключение          22
Список использованной литературы     24

Введение

      Принцип разделения властей является важнейшим  элементом функционирования демократического государства, исключающим возможность соединения законодательной, исполнительной и судебной власти в одних руках. Концепция разделения властей зародилась во Франции в середине XVIII столетия и стала логическим продолжением развития политико-правовых идей, возникших в XVII столетии в Англии. Теория разделения властей была создана Дж. Локком, Ш. Монтескье, А. Гамильтоном, Д. Мэдисоном, Д. Джеем и др. Классической считается теория Ш. Монтескье (1689-1755).
      Цель  теории разделения властей - создание эффективного механизма функционирования государственных органов, безопасность граждан от произвола и злоупотреблений, обеспечение политических свобод.
      В данной курсовой работе я постараюсь рассмотреть историю принципа разделения властей и то, как он осуществляется в Росийской Федерации.
История принципа разделения властей
     Согласно  классическому принципу разделения властей в государстве действуют  три ветви власти: законодательная, издающая законы; исполнительная, осуществляющая управление на основании изданных законов; судебная, контролирующая соблюдение законов и осуществляющая правосудие.
       Согласно теории разделения властей:
      - законодательная, исполнительная  и судебная власть предоставляются  различным людям и органам  в соответствии с конституцией;
      - все власти равны перед законом  и собой;
      - никакая власть не может пользоваться  правами, предоставленными конституцией  другой власти;
      - судебная власть независима  от политического воздействия,  судьи несменяемы, независимы, неприкосновенны  и подчиняются только закону.
       Кроме того, разделение власти на три ветви в государстве обусловлено необходимостью:
     1) четкого определения функций,  компетенции и ответственности  различных государственных органов;
     2) обеспечения на конституционной  основе возможности контроля  государственными органами друг  друга;
     3) эффективной борьбы со злоупотреблениями  властью.1
     Принцип разделения властей влечет создание противовеса каждому виду власти. Поскольку государственная власть едина, то ее ветви постоянно взаимодействуют, что порождает борьбу, соперничество. Законодательная власть вторгается в полномочия исполнительной, и наоборот. Чтобы не произошло полного, абсолютного поглощения одной ветви власти другой, была выработана система сдержек и противовесов. Ее сущность состоит в том, чтобы уравновесить власти, не дать возможность каждой из них оставаться бесконтрольной.

     Джон  Локк

      Чтобы не допускать концентрации власти в  руках руководства, которое получило бы тем самым возможность обратить к своей выгоде и создания законов  и претворения их в жизнь, Локк предлагает не соединять законодательную и исполнительную власть и подчинить законодателей действию ими же созданных законов, осуществляемых исполнительной властью.
     Первой  научной работой, в которой говорилось о разделение властей можно считать  работу Дж. Локка (1632-1704). Дж. Локк считает, что государственная власть должна быть ограничена народным представительством и четко определена законом, обязательным для всех, в том числе и для монарха. Главная угроза свободы, считает Дж. Локк, состоит в неразделенности власти, в ее сосредоточение в руках абсолютного монарха, который сам устанавливает законы и принуждает к их исполнению.
      “Абсолютная деспотическая власть или управление без установленных постоянных законов не могут ни в коей мере соответствовать мерам правительства”, — констатирует Дж. Локк.2 Он пишет также о том, что власть по принятию законов и власть по их исполнению должны быть разделены. На первое место Дж. Локк выдвигает законодательную власть. Именно она и образует “первую ветвь власти”, но Локк отвел ей верховную, но все же не абсолютную власть, и в интересах народа ее следует ограничивать. Локк перечисляет четыре главных условия, ограничивающих законодательную власть:
1.Закон  должен быть равным для всех, для богатых и для бедных, для  фаворита при дворе и для  крестьянина за плугом.
2.Закон  создается не для подавления  людей, а для их блага.
3. Без  согласия народа нельзя увеличивать  налоги.
4.Законодатели  никому не могут передоверять  свои функции.3
     Кроме законодательной и исполнительной, Локк выделяет федеративную ветвь власти, которая представляет государство как целое в сношениях с другими государствами.
     Исполнительная  власть, считает Локк, является подчиненной  по отношению к законодательной. Главе исполнительной власти надлежит выполнять функцию верховного исполнителя закона. Когда же он сам нарушает закон, то не может притязать на повиновение членов общества, превращается в частное лицо без власти и без воли. Суверенитет народа выше и парламента, и короля.

     Шарль Луи Монтескье

    Наиболее  полно и последовательно концепция разделения властей изложена в трудах Ш. Монтескье и особенно в его двадцатилетнем труде «О духе законов» (1748). Политическая свобода существует лишь в странах, как правило, умеренных, в которых не злоупотребляют властью. Между тем, вековой опыт подтверждает, что всякий человек обладающий властью, склонен к злоупотреблением ею.
    «Чтобы  не было возможности злоупотреблять властью, необходим такой порядок  вещей, при котором различные  власти могли взаимно сдерживать друг друга. Возможен такой государственный  строй, при котором никого не будут понуждать делать то, к чему его не обязывает закон, и не делать того, что закон ему дозволяет.»4
    В каждом государстве, писал он, «есть  три рода власти:
    1. Власть законодательная, 
    2. Власть исполнительная, ведающая  вопросами международного права,
    3. Власть исполнительная, ведающая  вопросами права гражданского».5
    В силу первой части государь или учреждение создает законы, временные или постоянные, и исправляет или отменяет существующие законы. В силу второй он объявляет войну или заключает мир, посылает и принимает послов, обеспечивает безопасность, предотвращает нашествия. В силу третьей власти он карает преступления и разрешает столкновения частных лиц. Последнюю власть можно назвать судебной, а вторую - просто исполнительной властью государства».
    На  первый взгляд, может показаться несколько  странным, что наряду с законодательной  фигурируют две исполнительные власти. Но объясняется это довольно просто. Вторая и третья власти (по перечислению, но не по значимости), в отличии от первой, сами законы не принимают, а обеспечивают их осуществление. В одном случае посредством правительственной деятельности, в другом- посредством судебной деятельности.
    В этом смысле можно говорить о том, что и та и другая обеспечивают исполнение закона. Но смешивать их не допустимо. Указания на то, что соединение различных властей в руках одного лица или органа неизбежно ведет к удушению политической свободы, составляет сердцевину самой доктрины разделения властей. Если, однако, соединение двух первых властей - это еще лишь потенциальная угроза тирании, то соединение их с судебной неизбежно ведет к гибельным последствиям.
    «Не будет свободы..., если судебная власть не отделена от власти законодательной  и исполнительной. Если она соединена  с законодательной властью, то жизнь и свобода граждан окажутся во власти произвола, ибо судья будет законодателем. Если судебная власть соединена с исполнительной, то судья получает возможность стать угнетателем.»6
    По  общему правилу вытекающему из разделения властей, законодательная и исполнительная власти и судебная не должны подменять друг друга и не должны вторгаться в осуществление функций, зарезервированных за каждой из них.
    Особое  значение Монтескье придавал своей  идее равновесия властей и системе  «сдержек и противовесов». Он считает необходимым установить такие взаимоотношения между выделенными им властями, чтобы они, самостоятельно решая государственные задачи, каждый своими правовыми средствами, могли в то же время уравновешивать друг друга, предотвращая возможность узурпации полномочий верховной власти каким-либо одним учреждением. Так, исполнительная власть, будучи, по мнению Монтескье, подзаконной, должна, однако, ограничивать действие законодательного собрания, которое иначе сосредоточит в себе деспотическую власть. Поэтому монарх, личность которого священна, наделяется правом вето при утверждении законопроектов, обладает законодательной инициативой, по его указу созывается и распускается парламент. Вместе с тем законодательная власть, хотя и не вправе, по терминологии Монтескье, «останавливать» требующую быстрых решений деятельность исполнительных органов, однако она полномочна контролировать, каким образом приводятся в исполнение созданные ею законы, и правительство обязано давать отчет парламенту о своем управлении.
Система разделения властей в Российской Федерации
Законодательная власть
    “Государственная  власть в Российской федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны”, гласит ст.10 Конституции РФ.
    По  Конституции РФ 1993 года (статья 94), Федеральное  собрание признается парламентом России. Согласно ч.1 ст. 95 Конституции Федеральное  Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы. Такая структура проистекает из федеративного государственного устройства, когда одна из палат является палатой общенародного представительства, а в другой палате реализуется представительство субъектов федерации.
    Двухпалатная  структура Федерального Собрания предполагает и значительную самостоятельность палат, что проявилось в их компетенции и в том, что они заседают раздельно.
    Статья 94 указывает, что Федеральное собрание является представительным и законодательным  органом России. Представительство – очень широкое понятие. В отношении государственных органов обычно полагают, что речь идет о представительстве интересов и воли избирателей, а мандат на такое представительство дают сами избиратели на выборах. В России в полной мере представительным органом является Государственная Дума, избираемая непосредственно гражданами.
    В отношении понятия “законодательный орган” в Конституции имеется  четкое представление. Законодательный  орган реализует законодательную  составляющую государственной власти, закрепленную в статье 10 Конституции. Сущность Федерального собрания как законодательного органа России состоит в том, что парламент РФ обладает правом принимать общеобязательные для исполнения на территории страны нормативно-правовые акты - федеральные конституционные законы  и федеральные законы по вопросам своей компетенции.
    Будучи  законодательным органом, Федеральное  собрание вместе с тем исполняет  и некоторые довольно ограниченные контрольные функции за исполнительной властью. Этот контроль осуществляется посредством утверждения федерального бюджета Государственной Думой, а также использование права отказывать в доверии к правительству, которое в этом случае может быть отправлено в отставку Президентом РФ.
    Также, для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную Палату, состав и порядок деятельности которой определяются федеральным законом.
    В этом проявляется принцип разделения властей, система сдержек и противовесов. Из этого мы видим, что законодательная власть имеет контроль, хотя довольно слабый в этом случае, за исполнительной властью в РФ.
    Статьи 102 и 103 также являются юридическим  выражением системы сдержек и  противовесов в построении и функционировании высших органов законодательной, исполнительной и судебной власти, эти статьи перечисляют вопросы, которые находятся в ведении соответственно Совета Федерации и Государственной Думы. Это означает, что окончательное решение по этим вопросам (постановление) принимает соответствующая палата. Тем не менее решение большинства из этих вопросов так или иначе пересекается с конституционными полномочиями других органов государственной власти, предопределяется их позицией, а по некоторым вопросам решение палаты может порождать правовые последствия, отнюдь не вытекающие из полномочия палаты решать этот вопрос (например, решение Государственной Думой вопроса о доверии Правительству фактически определяет судьбу не Правительства, а самой Государственной Думы). Также, ч. 4 ст. 111, в которой говорится, что « После трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации Государственной Думой Президент Российской Федерации назначает Председателя Правительства Российской Федерации, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы». Эта норма фактически ставит Государственную Думу в определенную зависимость от воли Президента.
    Тем не менее, назначение выборов Президента РФ и отрешение его от должности  также относится к ведению  Федерального Собрания, и это сильная возможность парламента, выражающая какой то противовес полномочиям Президента.
    Кадровые  назначения, осуществляемые Советом  Федерации, о которых говорится  в п.п.“ж” и “з” ч.1 ст.102 (назначение судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ) тоже входят в механизм сдержек и противовесов в отношениях между ветвями власти и в федеративных отношениях, однако не стоит забывать что назначаются они с представления Президентом РФ.
    Пункты  “а” и “б” ч.1 ст. 103 Конституции  раскрывают принцип ответственности  Правительства перед нижней палатой  парламента. Пункты “и” ч.1 ст. 102 и  “г” ч.1 ст. 103 дают полномочия Совету Федерации и Государственной Думе формировать на паритетных началах Счетную палату. Пункт “ж” ч.1 ст.103 позволяет Государственной Думе выдвигать обвинение против Президента РФ.
    Из  этого видно, что от законодательной  власти так или иначе зависят  исполнительная и судебная ветви  власти, а законодательная зависит в какой-то мере от исполнительной и судебной, поскольку в полномочия Конституционного суда РФ входит рассмотрение вопросов противоречия нормативных актов принятых Федеральным Собранием Конституции РФ.
Исполнительная  власть
      Важнейшей конституционно-правовой гарантией  обеспечения разделения властей и предупреждения злоупотреблений со стороны исполнительной власти остается механизм ответственного правления. Это значит, что Правительство РФ подконтрольно парламенту и несет политическую ответственность за свои действия.
      Правительство Российской Федерации обладает широкими полномочиями по осуществлению внутренней и внешней политики государства. Статья 114 Конституции перечисляет полномочия Правительства:
Правительство Российской Федерации:
     а) разрабатывает и представляет Государственной  Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной  Думе отчет об исполнении федерального бюджета;
     б) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики;
     в) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной  политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального  обеспечения, экологии;
     г) осуществляет управление федеральной  собственностью;
     д) осуществляет меры по обеспечению обороны  страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации;
     е) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности  и общественного порядка, борьбе с преступностью;
    ж) осуществляет иные полномочия, возложенные  на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации.
      Правительством  Российской Федерации осуществляется разработка государственного бюджета, проведение финансовой, социальной и экономической политики. Осуществляет меры по обороне страны и защите прав населения.
      Основы  взаимоотношений правительства  РФ и органов законодательной  власти.
      Правительству Российской Федерации принадлежит  право законодательной инициативы в Федеральном Собрании.
      Право законодательной инициативы Правительство  Российской Федерации осуществляет посредством внесения законопроектов в Государственную Думу.
      Правительство Российской Федерации вправе вносить  в Государственную Думу в соответствии с ее Регламентом поправки к находящимся на рассмотрении Государственной Думы законопроектам.
      Разрабатываемые Правительством Российской Федерации  проекты федеральных законов  по предметам совместного ведения  Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в обязательном порядке направляются Правительством Российской Федерации в органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
      Правительство Российской Федерации дает письменные заключения на законопроекты о введении или об отмене налогов, об освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства и на законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета. Заключение Правительства Российской Федерации направляется субъекту права законодательной инициативы и в Государственную Думу в срок до одного месяца со дня поступления законопроекта в Правительство Российской Федерации. По согласованию с соответствующим субъектом права законодательной инициативы этот срок может быть продлен.
      Правительство Российской Федерации может направлять в палаты Федерального Собрания официальные  отзывы о рассматриваемых палатами федеральных законах и законопроектах. Официальные отзывы Правительства  Российской Федерации подлежат обязательному оглашению или распространению при рассмотрении федеральных законов и законопроектов на заседаниях Совета Федерации или Государственной Думы.
      Члены Правительства Российской Федерации  вправе присутствовать и выступать  на заседаниях палат Федерального Собрания, их комитетов и комиссий в соответствии с регламентами палат.
      Основы  взаимоотношений Правительства  Российской Федерации и органов  судебной власти.
      Правительство Российской Федерации в пределах своих полномочий:
      производит  финансирование судов только из федерального бюджета и обеспечивает возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом;
      обеспечивает  исполнение судебных решений.
       
Судебная  власть
    По  Конституции РФ судебная власть является трехзвенной. Высшими судебными органами являются Верховный суд РФ, Высший Арбитражный Суд, Конституционный Суд.
    Верховный суд РФ – является высшим судом  судов общей юрисдикции. Суды общей  юрисдикции – это районные суды, суды субъектов РФ, военные суды и сам Верховный суд РФ. Надо отметить, что судьи судов общей юрисдикции, кроме Верховного суда, назначаются Президентом РФ самостоятельно. И это уже нарушает принцип независимости властей. Судья же Верховного суда назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ. Суды общей юрисдикции рассматривают главным образом гражданские, административные и уголовные дела.
    Третьим звеном судебной системы Росси является Конституционный Суд. Конституционный  Суд играет огромную роль в системе  разделения властей. Конституционный Суд имеет большие полномочия в области конституционного контроля. Конституционный Суд Российской Федерации является судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства.
    Согласно  действующему законодательству Конституционный  Суд Российской Федерации состоит  из 19 судей, назначаемых на должность  Советом Федерации по представлению  Президента Российской Федерации.
    Конституционный Суд располагает широкими полномочиями. В целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации на всей территории Российской Федерации. Лишь в этом выражается принцип разделения властей. 

Президент
      Не  смотря на то, что теория разделения властей содержит в себе деление  на три ветви власти, я считаю необходимым рассказать также и  про Президента, поскольку он играет далеко не маловажную роль в России. Ведь не даром возникло выражение, что Россия это «суперпрезидентская республика».
      Прежде  всего Президент Российской Федерации  является главой государства. Также  он: определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, является Верховным Главнокомандующим Вооруженных Сил, осуществляет руководство внешней политикой, в случае угрозы агрессии вводит военное положение, а при иных особых обстоятельствах - чрезвычайное положение. Он решает вопросы гражданства, представляет кандидатуры для назначения на высшие государственные должности. Он формирует Совет Безопасности и Администрацию Президента, назначает полномочных представителей Российской Федерации, высшее командование Вооруженных сил.
      Взаимодействие  законодательной  власти и Президента
      Совет Федерации назначает выборы Президента РФ, производит отрешение от должности Президента РФ после выдвижения против него обвинения Государственной Думой.
      Условия:
      Обвинение должно быть либо в государственной измене либо совершении тяжкого преступления;
      Заключение Верховного Суда РФ о наличии в действиях Президента РФ признаков преступлений;
      Заключение Конституционного Суда о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения;
      Две трети голосов от общего числа членов каждой из палат о выдвижении обвинения;
      Инициатива одной трети депутатов Государственной Думы;
      Заключение специальной комиссии, образованной Государственной Думой.
      Как видно немалое число условий  довольно таки затрудняет если не сказать  делает невозможным отрешение Президента от должности.
      Участие Президента в законодательном процессе заключается в следующих действиях:
 а)  внесение законопроекта о праве  законодательной инициативы;
 б)  возможность постоянного участия  в процессе законотворчества  при обсуждении закона в палатах  Федерального Собрания или в  согласительных комиссиях;
 в)  подписание и обнародование закона  в соответствии с ч. 1 и 2 ст. 107 Конституции России;
        г) отклонение федерального закона ("президентское вето") в соответствии  с ч. 3 ст. 107 Конституции.
      Президент РФ назначает выборы в Государственную Думу
      Президент РФ распускает Государственную Думу в случаях, предусмотренных Конституцией. Таких случаев два.
      Первый  случай закреплен в ст.111 Конституции, которая гласит: после трехкратного отклонения предоставленных кандидатур Председателя Правительства РФ Государственной думой Президент РФ назначает Председателя Правительства РФ, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы.
      По  сути это статья закрепляющая главенство Президента над законодательной  ветвью власти.
    Есть  однако статья которая не позволяет Президенту более четырех месяцев находится без парламента, однако нет статьи которая помешает ему снова распустить выбранную народом снова Государственную Думу.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.