На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Управление транспортной системой России

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 31.05.2012. Сдан: 2010. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Федеральное агентство по образованию  Российской Федерации
Дальневосточный Государственный Технический Университет
(ДВПИ  имени В.В. Куйбышева)
Инженерно-экономический  институт 
 

Кафедра
Экономики и управления на предприятии (по отраслям) 
 

Курсовая  работа 

По дисциплине: Экономика и менеджмент при международных перевозках
    Тема: Управление транспортной системой России
    Специальность: 080502 “Экономика и управление на предприятии (по отраслям)” 
     
     
     
     

Студент: Азарова Татьяна Сергеевна 

Подпись: ___________________ 

Преподаватель: Смирнов Владимир Петрович 

Подпись: ___________________ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Владивосток
2010
Федеральное агентство по образованию  Российской Федерации
Дальневосточный Государственный Технический Университет
(ДВПИ  имени В.В. Куйбышева)
Инженерно-экономический институт 
 

Кафедра
Экономики и управления на предприятии (по отраслям) 

    Тема: Управление транспортной системой России
Задание 
 

Студент: Азарова Татьяна Сергеевна
Группа  № 7686
Содержание курсовой работы:
Введение
1.Общая характеристика  транспортной системы России
    1.1 Структура  транспортной системы
    1.2 Стратегии  социального развития транспортной  системы 
          РФ до 2020года
    1.3 Необходимость  совершенствования управления различной      транспортной системой
2.Современное  состояние транспортной системы РФ
    2.1 Нормативно  правовое регулирование транспортной деятельности
    2.2 Проблемы управления транспортной системой
3. Основные направление совершенствования управления транспортной системой России 

Преподаватель: Смирнов Владимир Петрович
 
 Подпись: ___________________ 
 

Регистрационный №________________         Дата получения курсовой работы
      «_____»_________________20   г.
                                                                     Дата возвращения курсовой работы      
Студент_ Азарова Татьяна Сергеевна                «_____»_________________20   г.
                                                                   
Группа_7686 специальность_080502___        Допуск к защите________________                                                                                                                                                                  

Дисциплина  Экономика и менеджмент
                    при международных перевозках            «_____»_________________20  г.                                                     Рецензент Смирнов Владимир Петрович        Оценка _________________        

                                                             

РЕЦЕНЗИЯ
на курсовую работу
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 
 

Замечания по оформлению
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 
 
 
 

      Подпись преподавателя ____________________________ 
 
 
 

                                                            Содержание 
 

Введение………………………………………………………………………………….5
1.Общая характеристика  транспортной системы России……………………………..6
    1.1 Структура  транспортной системы……………………………………….……...8
    1.2 Стратегии  развития транспортной системы РФ до 2020……………………..17
    1.3 Необходимость  совершенствования управления транспортной системой…………………………………………………………………….…….19
2.Современное  состояние транспортной системы  РФ………………………….…….21
       2.1 Нормативно  правовое регулирование транспортной деятельности………………………………………………………...…………….22
    2.2 Роль и функции государства в управлении транспортной деятельности……..25
    2.3 Проблемы управления транспортной системой………………………………...27
    3. Основные направление совершенствования управления транспортной системой   России……………………………………………………………………………...…33
Заключение……………………………………………………….……………………....36
Список используемой литературы……………………………………………………...38 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                          Введение
Россия - это, прежде всего, огромное пространство, крупнейшее по территории государство мира, требующее постоянного развития. Чтобы связывать это пространство, не давать ему превращаться в некую аморфную массу, лишенную динамики существования, необходимо наличие достаточного количества транспортных коммуникаций. Благодаря транспортной системе Россия может поддерживать связь с другими районами, областями, странами и государствами. Экономика страны сможет развиваться только за счёт этого направления. Транспортный комплекс обеспечивает получение около 8% ВВП, и в этой отрасли занято 4% работающего населения.
Хотелось  бы разобраться, что собой представляет  транспортная система России, каковы ее потенциальные возможности, сравнить её с другими странами.
Понимая актуальность данного вопроса, мне  хотелось бы изучить все виды транспортной системы, влияние которых в разные периоды истории России было определяющим, причем как при грузоперевозках, так и при пассажирском сообщении, - а именно: водный (речной и морской), железнодорожный, автомобильный, трубопроводный и  воздушный транспорт.
Задачи, данной работой, связаны в основном, с осмыслением того, что уже сделано в плане освоения географического пространства России, и того, что еще предстоит сделать.
Целью курсовой работы является рассмотрение транспортной системы России, ее современное состояние, проблемы и пути совершенствования  управления.
В этой работе внимание будет уделено каждому  виду транспорта. Здесь будут описаны общие черты транспортной системы, её развитие и усовершенствование с течением времени, формирование составных частей.  
 
 
 
 
 
 
 

    Общая характеристика транспортной системы России
     Транспорт образно называют “кровеносной системой”  хозяйства. С его помощью осуществляется перемещение огромных масс грузов и пассажиров как внутри городов, так и в междугородном, межрайонном и международном сообщениях. Надежные транспортные связи являются необходимым и обязательным условием специализации любых территорий на производстве продукции, предназначенной для потребления за их пределами. Н.Н. Баранский писал: “Районы в экономическом смысле как специализированные ванные, дифференцированные части единого хозяйственного целого — мыслимы только при наличии достаточно уже развитого транспорта. Иными словами, транспортные связи — основа территориального разделения труда.
     Транспорт — самостоятельная отрасль хозяйства, которую следует отнести к производственной сфере. Перемещение грузов и пассажиров является одновременно и производственным процессом, и продукцией транспорта. В настоящее время в транспортном комплексе России занято около 4 млн. человек, на него приходится свыше 1/10 всех основных фондов экономики страны и валового внутреннего продукта. На транспорт выпадает, чуть ли не 1/З услуг, оказываемых населению [2]. Структура грузооборота и пассажирооборота показано на рис.1
     
                                                          Рис.1
               Структура российского грузо-  и пассажирооборота
     Для России с ее огромными пространствами, суровым климатом и крупными перевозками массовых грузов на большие расстояния первостепенное значение имеют всепогодные виды наземного транспорта, отличающиеся наименьшими издержками. К таким видам транспорта в первую очередь относятся железнодорожный и трубопроводный. Именно на них падает основной объем грузовой работы отечественного транспорта.
     Водный  и автомобильный транспорт играют в России значительно меньшую  роль, чем в экономически развитых странах Западной Европы, США и  Японии. Первый — из-за замерзаемости большинства морей и всех рек, имеющих относительно короткий навигационный период, второй — как из-за более поздней автомобилизации России, так и в силу более высоких удельных затрат на строительство и эксплуатацию автодорог и автотранспорта в суровых и сложных климатических условиях. Больше всего грузов (почти 1/2) перевозит автотранспорт. Однако его рол в общей тонно-километровой работе (грузообороте) транспорта России невелика. Это объясняется крайне незначительными средними расстояниями перевозки грузов (плечом): в основном в пределах городов и их ближайшего окружения, в карьерах открытых разработок полезных ископаемых, на лесовозных дорогах в районах лесозаготовок и т.д.
     По  суммарным объемам перевозки  грузов и тонно-километровой работе транспорта Россия, наряду с США, занимает лидирующие позиции в мире. Современное состояние транспортного комплекса страны определяется сложившимся положением, характеризующимся спадом производства снижением инвестиционной активности, ростом цен, нестабильностью внутриполитической обстановки. Это привело к снижению спроса на перевозки, сокращению их объемов, осложнению финансового положения транспортных предприятий и ускорению изношенности транспортных средств [4].
       
 
 

     1.1 Структура транспортной системы
     Железнодорожный  транспорт — вид транспорта, осуществляющий перевозки грузов и пассажиров по рельсовым путям  помощью механической тяги (тепловозов, электровозов, паровозов) и являющийся в современной России основным.
      К основным преимуществам этого вида транспорта относятся большая перевозная способность железных дорог и сравнительно низкие удельные затраты на тонно- и пассажирокилометр при крупных масштабах перевозок, относительно высокие скорости транспортировки, а также возможность его использования практически в любых погодных условиях [5].
      Единое  централизованное управление железнодорожным  транспортом осуществляет МПС. Министерство состоит из департаментов. Для удобства каждый начальник имеет свой индекс, например, министр – Ц, зам. министра – З, начальник дороги – Н и т.д.
       Разработана программа транспорта России и различные подпрограммы (рис.2) 

                                                            Рис.2
                    Схема управление железнодорожным транспортом 

     Первая  железная дорога общего пользования в России протяженностью всего 26 км Санкт-Петербург — Царское Село — Павловск была введена в действие в 1837 г. и имела чисто демонстрационное значение.
     Полномасштабное начало формирования отечественной  железнодорожной сети относится к 1851 г., когда была сдана в эксплуатацию двухколейная железнодорожная магистраль Санкт-Петербург — Москва. Железнодорожное строительство в России приобрело особенно большие масштабы в конце прошлого и начале нынешнего столетия. К этому времени на всем своем протяжении функционировали Транссибирская магистраль (Москва — Владивосток) и железные дороги, соединяющие Москву с Кавказом и Средней Азией.
     К концу 80-х гг. железнодорожные магистрали Советского Союза были самыми грузонапряженными  во всем мире. На них приходилось около половины мирового грузооборота железнодорожного транспорта. На ее территории находится самая загруженная магистраль мира — Транссибирская магистраль.
     В перевозке грузов по железным дорогам  России всегда преобладали такие  массовые грузы, как лес и лесоматериалы, сельскохозяйственные грузы и в значительной степени зерно, уголь, а позже нефть и нефтепродукты, сырье, руды черных металлов, металлы и минерально-строительные материалы.
     В географии грузоперевозок преобладают  грузопотоки топлива и сырья из Сибири в западном направлении (в европейскую часть на Украину, в Белоруссию, Прибалтику, а также страны Восточной и Западной Европы). Велик также грузопоток сырья из Европейского Севера в среднюю и южную полосу России.
     В пассажирском сообщении особенно загружены Транссибирская магистраль в ее европейской части, дорога Москва — Санкт-Петербург, а также остальные радиальные магистрали, расходящиеся из Москвы. Пригородное пассажирское сообщение наиболее развито в окрестностях Москвы, Санкт-Петербурга и других крупных городов России [4].
      Трубопроводный  транспорт — один из видов транспорта жидких, газообразных и сухих (в измельченном состоянии) грузов по трубам под действием разности давлений, создаваемой компрессорными станциями. Это относительно молодой вид транспорта, быстрое развитие которого в России началось лишь в конце 50-х гг. нынешнего столетия. Тем не менее, сейчас это наиболее динамично развивающийся вид транспорта, оттеснивший в середине 80-х гг. по общему объему грузооборота железнодорожный транспорт на второе место.
      Важнейшими  грузами на отечественном трубопроводном транспорте являются сырая нефть, природный  и попутный газ [2]. Продуктопроводы, предназначающиеся для транспортировки нефтепродуктов, жидких и газообразных химикатов, пока не получили в России большого распространения, хотя их развитие весьма перспективно.
      По  общей протяженности магистральных  нефте- и газопроводов — 206 тыс. км (143 тыс. км — газопроводы, 48 тыс. км — нефтепроводы и 15 тыс. км — нефтепродуктопроводы) на начало Е 1995 г. — Россия занимала второе место в мире после США. Причем в противоположность США в России преобладают трубопроводы большого диаметра и гораздо большей протяженности. А по мере увеличения диаметра трубопровода уменьшаются удельные затраты на транспортировку нефти и газа.
      В России преобладают нефте- и газопроводы  широтного направления. Многие из них начинаются в Западной Сибири, на Урале и в Поволжье и, пересекая всю европейскую часть страны, заканчиваются на территории сопредельных государств СНГ, а также странах Восточной и Западной Европы.
      По  нефтепроводам нефть из районов  добычи подается на нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) России, стран СНГ, Восточной и Западной Европы, а также поступает в крупнейшие нефтеэкспортные порты — Новороссийск, Туапсе, Вентспилс, Херсон и др. [5].
Крупные нефтепроводы:
    Нефтепровод «Дружба» — крупнейшая экспортная магистраль России (АльметьевскСамараУнечаМозырьБрест и далее в страны Восточной и Западной Европы);
    АльметьевскНижний НовгородРязаньМосква;
    Нижний НовгородЯрославльКириши;
    СамараЛисичанскКременчугХерсон, СнегирёвкаОдесса;
    СургутТюменьУфаАльметьевск;
    НижневартовскСамара;
    СургутПолоцк;
    АлександровскоеАнжеро-Судженск;
    КрасноярскАнгарск;
    СургутОмскПавлодарЧимкентЧарджоу.
Крупнейшие газопроводы:
    газопровод Саратов — Москва — первый газопровод в России (840 км);
    СтавропольМосква;
    Краснодарский крайРостов-на-ДонуСерпуховСанкт-Петербург;
    Средняя АзияУрал
    МедвежьеНадымТюменьУфаТоржок;
    НадымПунгаПермь;
    УренгойСургутТобольскТюменьЧелябинск.
    крупнейшая в мире система газопроводов[3]УренгойПомарыУжгород — страны Восточной и Западной Европы (4451 км),
    газопровод, проходящий от Оренбурга через Украину в страны Восточной и Западной Европы.
      Морской транспорт — один из старейших  видов транспорта, использующий для массовой перевозки грузов и пассажиров преимущества дешевого естественного водного пути (океаны, моря и морские каналы) [1].
      Сегодня морской транспорт России обслуживает  в основном внешнюю торговлю; для  каботажных перевозок он используется в гораздо меньших масштабах. Общая протяженность морских судоходных линий, эксплуатируемых Россией, оценивается в настоящее время более чем в 1 млн. км. Наиболее крупные порты на Черном море — Новороссийск и Туапсе (экспорт нефти, импорт зерна), на Азовском море — Таганрог, на Балтийском — Санкт-Петербург (самые разнообразные грузы), Калининград и Выборг, на Белом — Архангельск (экспорт леса и лесоматериалов), на Баренцевом — Мурманск (экспорт апатитов, цветных металлов и других грузов), на дальнем Востоке — Владивосток, Находка, Ванино, Корсаков (разнообразные грузы, в том числе экспорт леса, лесоматериалов и угля в Японию).
      В целом морской транспорт России находится в очень тяжелом  положении, и для его “реанимации” требуются крупные капиталовложения как в береговую инфраструктуру, таки в сам торговый флот. Для оздоровления морского транспорта намечается коренная реконструкция имеющихся морских портов, а также новое строительство: на Балтике — крупнейшего в России порта в Усть-Луго с грузооборотом в несколько десятков миллионов тонн в год; крупного нефтеналивного порта в Приморске; значительное расширение Выборгского порта; создание на Черноморском побережье России 2—3 новых крупных портов, в основном экспортного значения; на дальнем Востоке — расширение и коренная реконструкция морских портов Японского моря, и в первую очередь Владивостока и Находки [5].                            
      Речной  транспорт — вид транспорта, осуществляющий перевозки грузов и пассажиров по внутренним естественным (реки, озера) и искусственным (каналы, водохранилища и шлюзованные участки рек) водным путям [2].
      Несмотря  на большую протяженность внутренних водных путей — 84 тыс. км, в том  числе 47 тыс. км с гарантированными глубинами — речной транспорт сегодня не играет существенной роли в грузоперевозках России, это объясняется следующими обстоятельствами:
    большая часть крупных судоходных рек России расположена в суровых, малоосвоенных районах с редким населением;
    ярко выражена сезонность перевозок;
    направление течения большинства рек не совпадает с географией преобладающих в стране грузопотоков (основные реки России текут в меридиональном направлении, а преобладающие грузопотоки направлены с востока на запад);
    в стране мало крупных, современных каналов и других гидротехнических сооружений, объединяющих различные речные бассейны в единую водную систему [5].
      Речной  транспорт России специализируется главным образом на перевозках минерально-строительных материалов лесных, нефтяных и сезонных грузов — зерна, овощей и бахчевых. Во многих районах Севера и Востока, где отсутствуют другие виды транспорта, реки, являются единственными надежными наземными путями сообщения, и от работы речного флота целиком зависит существование этих районов.
      Большинство программ и проектов дальнейшего  развития внутреннего водного транспорта России предусматривает реконструкцию существующих водных систем путем расчистки каналов и углубления фарватеров, восстановления и строительства новых каналов части страны с бассейнами крупнейших рек Сибири и дальнего Востока [5]. Необходимо также пополнение речного флота страны современными специализированными судами, в том числе и судами класса река — море. В таблице 1 приведены основные показатели, характеризующие место речного и морского видов транспорта в транспортной системе России (2004 г.), в % от всех видов. 

                                                                                                                                Таблица 1
Вид транспорта Грузооборот, % Объем перевозимых  грузов, % Среднее расстояние перевозки 1 т груза, км
Речной  2,5 1,6 561
Морской 8,4 0,7 4 439
Итого 43,3 12,9 5000
         
                         Основные показатели речного и морского транспорта  
 
 

      Определенные  перспективы в развитии российского  водного транспорта (в условиях быстрого роста железнодорожных тарифов) связываются с более широким использованием всеевропейского транспортного кольца Волга — Дунай — Рейн, протянувшегося по руслам рек и нескольким морям. Известные недостатки речного транспорта (тихоходность, боязнь мелководья, с одной стороны, и морских просторов с другой, неизбежность Многократных перевалок там, где кончаются водные магистрали) в значительной степени могут быть устранены новейшим поколением судов класса “река — море” (так называемые суда на каверне), способные развивать автомобильную Скорость, близкую к 100 Км/Ч, не боящиеся мелководий, не создающие разрушающих берега волн, “чистьте” в экологическом отношении и расходующие меньше топлива, чем их предшественники [4].
     Автомобильный транспорт — вид транспорта, осуществляющего  перевозки грузов и пассажиров на автомобилях (грузовых, легковых, автобусах, автотягачах и прицепных повозках).
     Занимая первое место в мире по площади своей территории, Россия по средней плотности автодорог уступает не только высокоразвитым, но и большинству развивающихся стран. Общая протяженность в России автодорог с твердым покрытием на конец 1996 г. составляла всего 745 тыс. км, причем в подавляющем своем большинстве даже эти дороги не соответствовали общепринятым мировым стандартам.
      В России этим видом выполняется более 86% объема перевозок грузов внутри страны и более 50% всех перевозок пассажиров. В грузообороте – порядка 9 %, хотя в других странах намного больше. В США автотранспорт выполняет 24% грузовых работ. По пассажирообороту автотранспорт на внешних перевозках уступает только железнодорожному. В большинстве развитых стран с учетом индивидуальных автомобилей доля составляет 89-92 %, в России – 46%. "Вечная проблема" России – плохие дороги и их малое количество, что сдерживает социально-экономический прогресс. В России дорог с твердым покрытием – 750 тыс. км, из них общего пользования – 520 тыс. км. В США – 6330 тыс. км, На Украине – 255 тыс. км, в Японии – 1100 тыс. км, в Англии – 387 тыс. км.
      Густота дорог:
    в России – 45 км/1000 км2;
    в Японии – 3257 км/1000 км2;
    на Украине – 422 км/1000 км2.
      Из  наших дорог 15% - грунтовые, 47% - цементобетонные  и асфальтобетонные, 38% имеют недолговечное  щебеночное покрытие.
      Значительное  отставание должно быть преодолено в  будущем. Себестоимость перевозки  по нашим дорогам в 5-10 раз выше, чем по западным. На каждый рубль, вложенный  в строительство дорог, приходится 3 рубля чистого дохода.
      Действующая сеть автомобильных дорог по техническим и качественным
характеристикам делится на 5 категорий, которые приведены в табл.2. 

             Таблица 2
            Категории дорожного  покрытия 

Категории Расчетная интенсивность движения автомобиля в сутки Расчетная скорость км/час Число полос Тип дорожного  покрытия
I 7000 и более 60-150 4-8 Капитальное, цементо, железо, асфальтобетонное
II 3000-7000 60-120 2-4 Капитальное, цементо, железо, асфальтобетонное
III 1000-3000 50-100 2 Облегченный щебень, гравий, обработанные вяжущие материалы
IV 100-1000 40-80 2 Щебеночное  и гравийное из местного материала
V До 100 30-60 1 Грунтовая, профилированная
 
      По  народно-хозяйственному и административному  значению дороги I и частично II категории называются федеральными, II категория и частично I – республиканские, III категория и IV – местные, V категория – сельские.
      Плохое  качество дорог увеличивает стоимость  перевозки на 30-40%, расход топлива  в 1,5 раза, стоимость эксплуатации в 2-3 раза, а срок службы автомобиля уменьшается  на 30%.
       Несмотря на высокие удельные затраты на перевозку грузов, автотранспорт более мобилен, чем другие виды транспорта, и позволяет осуществлять доставку грузов “от двери до двери”, что является неоспоримым его преимуществом. Пассажирский автотранспорт, помимо высокой мобильности и скорости сообщения, обладает и большим комфортом для пассажиров. Общая протяженность автобусных маршрутов оценивается в 2 млн. км.
     Сегодня автотранспорт в России занимает первое место по объёмам перевозимых  грузов и одно из последних мест по объему грузооборота в силу чрезвычайно коротких средних расстояний перевозки (немногим более 20 км). Основные перевозки грузов и пассажиров автотранспортом осуществляются в городах и их ближайшем окружении.
      Воздушный транспорт — самый скоростной и в то же время самый дорогой вид транспорта, что предопределило его весьма ограниченное применение для грузоперевозок. В основном этим видом транспорта перевозятся дорогие, скоропортящиеся грузы. И прогнозы, которые делались в 60-х гг. о том, что перевозки грузов воздушным транспортом приобретут преимущественное значение, пока не оправдываются. Гораздо большую роль играет авиасообщение в дальних пассажирских перевозках [2].
      В Советском Союзе большое развитие получил авиатранспорт. В 80-е гг. Аэрофлот являлся крупнейшей авиакомпанией мира. Помимо обслуживания отечественных трасс, он поддерживал связи со многими зарубежными странами. И сегодня Россия является одной из крупнейших авиационных держав, однако Аэрофлот с распадом СССР и отделением от него целого ряда мелких самостоятельных авиакомпаний потерял свое лидирующее положение. В 70-е — начале 80-х гг. Аэрофлот был укомплектован современными воздушными судами, в техническом отношении вполне сопоставимыми с лучшими зарубежными аналогами. Однако, начиная со второй половины 80-х гг. рёзко замедлились темпы обновления отечественного авиапарка. В годы экономического кризиса этот процесс почти полностью прекратился, в связи с чем главной и неотложной задачей авиационного транспорта России является замена отслуживших свой срок лайнеров новыми машинами.
      В России самые протяженные в мире авиатрассы (800 тыс. км), в первую очередь это трассы, соединяющие Москву и Санкт-Петербург с городами дальнего Востока.
    1.2 Стратегии развития  транспортной системы  РФ до 2020года
     В результате реформирования федеральных органов исполнительной власти, осуществленной в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», произошло слияние Министерства транспорта, Министерства путей сообщения и Министерства связи в одно общее Министерство транспорта и связи Российской Федерации.
Основные акты транспортного законодательства:
    Гражданский кодекс РФ;
      Транспортный устав железных дорог Российской Федерации от 8 января       1998 г.;
    Воздушный кодекс РФ от 19 марта 1997 г.;
    Кодекс торгового мореплавания РФ от 30 апреля 1999 г.;
      Устав автомобильного транспорта РСФСР, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 8 января 1969 г.;
      Закон «О транспортно-экспедиционной деятельности» от 30 июня 2003 г. N 87-ФЗ
      Закон «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» от 10 января 2003 г.
    Конвенция о договоре международной перевозки грузов
Важным элементом транспортного законодательства являются правила перевозок и тарифы [11].
     Транспортная  стратегия Российской Федерации основывается на положениях Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации, посланий Президента России Федеральному Собранию, Стратегии развития Российской Федерации до 2010 года, других программных документов.  Количественные оценки основаны на показателях современного состояния экономики и прогнозах социально-экономического развития страны и ее регионов на среднесрочную и более отдаленную перспективу, а также на соответствующих научных разработках.  
     Транспортная  стратегия Российской Федерации определяет приоритеты государственной транспортной политики Российской Федерации, основные направления развития опорной транспортной инфраструктуры страны, приоритетные задачи институциональных реформ на транспорте, а также основные задачи развития транспортной системы и направления их решения на отдельных видах транспорта с учетом их специфики на период до 2020 года.  
     В первом разделе определена миссия  государства в сфере функционирования и развития транспортной системы  и пять стратегических целей, направленных на ее реализацию, а также показатели, характеризующие достижение поставленных целей.
     Во  втором разделе сформулированы приоритетные направления государственной транспортной политики обеспечивающие достижение стратегических целей по следующим  основным аспектам регулирования и управления: 
     - управление транспортной системой;
     - совершенствование финансирования и  инвестиционной деятельности;
     - повышение эффективности использования  государственного имущества;
     - регулирование рынка транспортных  услуг;
     - развитие транспортной инфраструктуры;
     - международная деятельность;
     - совершенствование транспортной техники, транспортных технологий
     и развитие транспортного машиностроения;
     - гармонизация развития транспортной  системы и повышение ее безопасности.  
     В третьем разделе разработаны  основные направления государственной  политики и необходимые структурные преобразования на отдельных видах транспорта.  
     В четвертом разделе разработаны  основные принципы формирования опорной  транспортной сети, направления развития инфраструктуры отдельных видов  транспорта и крупнейшие инфраструктурные проекты, непосредственно связанные с реализацией социально-экономических приоритетов общегосударственного значения, а также региональный разрез развития инфраструктуры.
     В пятом разделе представлены этапность  и механизм реализации транспортной стратегии.
     В Приоритетах военной безопасности в Транспортной стратегии Российской Федерации определены приоритеты государственной военно-транспортной политики Российской Федерации, основные задачи развития транспортной системы и направления их решения на отдельных видах транспорта с учетом их специфики в решении задач обороны государства[39].
     Транспортная  стратегия является основой для  разработки целевых программ в области  транспорта и смежных с транспортом  отраслях экономики, решения социальных, оборонных и других зависящих  от транспорта проблем развития отдельных отраслей, регионов и экономики  в целом.
     Положения транспортной стратегии являются базой  для единого понимания роли транспорта и перспектив его развития органами исполнительной и законодательной  власти различных уровней, бизнесом, пользователями транспортных услуг, всеми слоями общества.
    1.3 Необходимость совершенствования  управления транспортной системой
  Целью государственной политики в сфере транспорта является обеспечение динамичного развития этой отрасли, способной удовлетворить потребности граждан и жителей России в услугах транспорта для бытовых и производственных нужд экономически эффективным образом и с надлежащим уровнем безопасности, как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе.
     В соответствии с этой целью критериями успеха государственной политики в сфере транспорта являются:
     - обеспечение динамичности развития  отрасли, снятие препятствий на  пути этого развития;
     - обеспечение баланса между интересами  производителей и потребителей, отвечающего потребностям развития  общества;
     - экономическая эффективность, означающая  прибыльную работу предприятий  отрасли, минимизацию расточительства  в использовании ресурсов транспортного  хозяйства и его услуг;
     - обеспечение общественно приемлемого  уровня безопасности функционирования  транспортных систем для жизни и здоровья людей;
     - удовлетворение потребностей государства  в транспортных услугах при  осуществлении им функций по  обеспечению общественной безопасности; 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Современное состояние транспортной системы России
     Состояние и развитие транспортной системы имеют для Российской Федерации исключительное значение. Транспорт, наряду с другими инфраструктурными отраслями, обеспечивает базовые условия жизнедеятельности общества, являясь важным инструментом достижения социальных, экономических, внешнеполитических и других целей. В современных условиях транспорт является одним из определяющих функциональных факторов повышения темпов экономического роста
     В настоящее время транспортная система  в целом удовлетворяет спрос  на перевозки пассажиров и грузов. Начиная с 2000г., рост транспортных услуг в среднем в год составляет для грузовых перевозок 3,8%, для пассажирских перевозок 6,7 % при ежегодном экономическом росте в среднем около 6,1%. При этом рост транспортных услуг распределен неравномерно между различными видами транспорта. Это связано с проблемами развития отдельных видов транспорта и значительную региональную неравномерность.
     Так, в последнее десятилетие происходило  ускоренное старение гражданского морского и речного флота, гражданской авиации России, связанное с износом судов, не сопровождающимся адекватным обновлением их парка. Это грозит вытеснением с рынка отечественных перевозчиков, ростом безработицы среди специалистов этих областей [38].
     Без комплексного и системного решения проблем развития транспортной инфраструктуры, невозможно добиться удвоения ВВП, осуществить качественный прорыв в экономике, повысить экономический потенциал регионов и конкурентоспособность отечественных производителей, обеспечить достойное качество жизни для российского населения.
     В последние годы в сфере законодательного обеспечения этой сферы произошли  существенные изменения, направленные на повышение экономической эффективности  ее деятельности.
     В результате реформирования федеральных  органов исполнительной власти, осуществленной в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 г. №314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти", произошло слияние трех таких важных федеральных министерств, как Министерство транспорта, Министерство путей сообщения и Министерство связи в одно общее Министерство транспорта и связи России, которое положило начало проведению, одной из самых сложных и ответственных реформ в экономике страны. Главный выигрыш должен быть получен от улучшения взаимодействия на стыках различных видов транспорта, в первую очередь в местах перевалки грузов из вагонов в трюмы судов, на автомобили и т.д.
     Главными  нормативными документами, доработкой которых в 2004 году занималась, в основном, исполнительная ветвь власти - это "Стратегия развития транспорта в РФ до 2020 г." и федеральная целевая программа "Модернизация транспортной системы России”. Одобренная Государственным Советом и Правительством Российской Федерации Транспортная стратегия, доработана с учетом послания Президента, концепции реформирования бюджетного процесса и проведенной административной реформы. Это основополагающие программные документы, определяющие приоритетные направления развития транспортного комплекса страны на долгосрочную перспективу [39].
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.