Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Сущность цены

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 31.05.2012. Сдан: 2010. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


План
Введение ……………………………………………………………………стр. 3
Глава 1. Сущность цены и анализ проблем ее формирования
    1.1.  Количественный  и качественный подход к анализу цены ……стр. 4
    1.2.  Рыночные  факторы формирования цены ………………………стр. 6
ГЛАВА 2.   Ценообразование на различных типах рынка
    2.1.  Основы  методов ценообразования …………………………….стр. 12
       2.2.   Ценообразование на рынке  несовершенной конкуренции …..стр. 14
ГЛАВА 3.   Выбор метода ценообразования ……………………………стр. 17
      3.1 Схема расчета цены………………………………………………..стр. 19
Заключение ………………………………………………………………..стр. 25

Список литературы

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение 

         Перед всеми товаропроизводителями  как коммерческими, так и некоммерческими  встаёт задача – назначение  цены на свои товары или  услуги. Цена выступает во множестве видов разных отраслей.    
        В условиях рыночной экономики успех любого предприятия или предпринимателя во многом зависит от того, как правильно они будут устанавливать цены на свои товары и услуги. Но это не так то просто сделать, потому что на цены оказывает существенное влияние комплекс политических, экономических, психологических и социальных факторов. Сегодня цена может определяться количеством затрат на производство товара, а завтра ее уровень может зависеть от психологии поведения покупателей. Следовательно, предприниматель при установлении цены на товар должен учитывать все факторы, влияющие на ее уровень, и установить цену таким образом, чтобы получить прибыль.
Однако, в настоящее время значительная часть предпринимателей нашей страны не имеет необходимых теоретических и практических знаний сложного механизма ценообразования на товары и услуги. В результате они зачастую допускают серьезные просчеты при установлении цен, что ведет в ряде случаев к существенным убыткам, а иногда и к банкротству предприятий. Чтобы этого не случалось, каждый экономист, каждый предприниматель должен овладеть теорией и практикой ценообразования.           

     Цена  всегда была основным фактором, определяющим выбор покупателя. Это положение  до сих пор справедливо среди неимущих групп населения применительно к продуктам типа товаров широкого потребления. Однако в последние десятилетия на покупательском выборе относительно сильнее стали сказываться целевые факторы, такие, как стимулирование сбыта, организация распределения товара и услуг для клиентов.
     Глава 1. Сущность цены и анализ проблем ее формирования 

1.1  Количественный и  качественный подход  к анализу цены 

         Цена – это денежное выражение  стоимости товара. Она относительно  полно или ориентировочно отражает в денежном выражении затраты общественного труда, материала, на обязательные платежи, получение прибыли, с учетом прочих расходов на производство данного вида изделия, например: тонны железа, добычи угля, нефти, условных единиц измерения ткани, обуви, пищевых продуктов и т.д.
         На рынке товаров цены различаются  по видам: оптовые цены, возмещающие   издержки и обеспечивающие прибыль  предпринимателю (оптовые базы); розничные цены, по которым товары  реализуются населению в торговой  сети или отдельными продавцами (реализаторами); цена производства, которая, как и оптовая цена равна издержкам плюс максимальная прибыль на весь авансированный капитал (автозаправочные станции); закупочные цены на продукты сельского хозяйства, рыболовства, охоты, лесных угодий и др., закупаемых у населения, мелких предпринимателей; цена рабочей силы, выступающая в форме заработанной платы.
         В зависимости от района действия  цены могут быть едиными в  стране (стоимость доллара) или  дифференциальными по регионам. По срокам действия цены различаются: условно постоянные; временные; сезонные. Цены разнятся также по способу включения транспортных расходов и другим признакам, оказывающим влияние на ценообразование, о чем будет сказано ниже.
         Концепция цены, то есть суть ее понимания различными экономистами трактуется неоднозначно.
          
 

Марксисты под ценой понимают денежное выражение стоимости товара. Основой стоимости является труд, а его величина определяется теми затратами времени, которые общество при данных условиях признает необходимым. Цена может отклонятся от стоимости под воздействием спроса и предложения. Но в основе цены лежит стоимость товара. Следовательно, цена имеет объективную основу – стоимость.
Существует  количественная и качественная трактовка категории цены.
         Согласно количественному подходу цена определяется как соотношение определенной денежной массы к затратам труда на изготовление товара. С точки зрения качественного подхода – цена рассматривается, как соизмеритель затрат, то есть путем издержек производства, но, с учетом оценки полезности товара.
         В основе качественного определения  цены лежат два основных закона: закон стоимости и закон убывающей  предельной полезности товара.
         Закон стоимости. Выражает причинно-следственные связи между общественным трудом, стоимости и ценами товаров. Труд признается в качестве главного фактора пропорций, эквивалентности. Сущность закона стоимости  заключается в том, что товары производятся и обмениваются на основе общественно необходимых затрат труда. Этот закон действует через механизм цен, прокладывает себе дорогу в постоянном колебании цены вокруг стоимости.
         Закон убывающей предельной полезности товара. Согласно данному подходу цена на рынках складывается исходя из субъективной оценки продавцов и покупателя своего товара. При этом для продавца предельная цена соответствует минимальной оценки полезности. Для потребителя наоборот.  
 
 
 
 

1.2  Рыночные факторы  формирования цены 

         В рыночной экономике всеобщим  инструментом механизма хозяйствования выступает цена. Все процессы планирования, регулирования и стимулирования экономической деятельности на всех стадиях воспроизводства осуществляется с помощью цен. Посредством цен достигается взаимосвязь всех элементов социально-экономической системы современного общества.
         Цена выполняет ряд функций.
         Учетно-измерительная – с помощью цены учитываются затраты производителей, устанавливается (измеряется) количество денег, необходимое для совершения товарных сделок, определяются масштабы денежной массы для осуществления платежей;
         Информационная – дает покупателям и продавцам информацию об изменениях в спросе и предложении, о потребностях в тех или иных товарах, дефиците при избытке ресурсов и т.п. Тем самым покупатели и продавцы ориентируют свои действия.
         Стимулирующая – стимулирует наиболее экономичные способы производства и наиболее рациональное поведение спроса;
         Распределительная – производители через цену ориентируются в распределении полученного дохода;
         Социальная – цены влияют на уровень жизни, структуру и объем потребляемых товаров и услуг. Манипулируя ценами, правительству регулирует уровень потребления различных слоев общества.
         Все функции тесно взаимосвязаны, и административное ограничение одной из них отрицательно сказывается и на других.
         В зависимости от ряда экономических  признаков в переходных период  все цены классифицируются по  видам и разновидностям.
         Первым и важнейшим признаком  классификации цен является их дифференциация в соответствии с обслуживаемой сферой товарного обращения.
         В зависимости от этого признака  цены подразделяются на следующие  основные виды:
    оптовые цены на продукцию промышленности;
    цены на строительную продукцию;
    закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию;
    тарифы грузового и пассажирского транспорта;
    розничные цены;
    тарифы на коммунальные и бытовые услуги, оказываемые населению;
    цены, обслуживающие внешнеторговый оборот (экспортные и импортные цены).
          Оптовые цены на продукцию промышленности – цены, по которым реализуется и закупается продукция предприятий, фирм и организаций промышленности независимо от форм собственности в порядке оптового оборота. Продукция продается и покупается оптовыми партиями со сменой форм собственности, чего не было при административном ценообразовании. В этом принципиальное отличие оптовых цен в условиях перехода к рыночным отношениям.
         Оптовые цены на продукцию  промышленности в свою очередь  подразделяются на два подвида:
    оптовая цена предприятия (отпускная цена);
    оптовая цена промышленности.
         Оптовая цена предприятия  (отпускная цена) – цена изготовителя продукции, по которой предприятие реализует произведенную продукцию оптово-сбытовым организациям или другим предприятиям. В условиях перехода к рынку эти цены призваны обеспечивать возможность дальнейшей хозяйственной деятельности предприятиям и организациям.
         Разновидностью оптовой цены  предприятия-изготовителя является  трансфертная цена. Она применяется при совершении коммерческих операций между подразделениями одной и той же фирмы или предприятия. Также может использоваться как в отношении готовых изделий, полуфабрикатов, сырья, так и отношении услуг, в том числе управленческих платежей и процентов за кредит. Использование трансфертных цен может оказывать существенное влияние на конкурентоспособность фирмы на рынке. Пониженные трансфертные цены иногда применяются также для уменьшения таможенных пошлин и др. Однако это противоречит антимонопольному законодательству и может быть наказуемо. В последние годы трансфертные цены получают большее распространение, поскольку внутрифирменная торговля становится все более важным элементом международной торговли.
         Оптовые цены промышленности  – цены, по которым предприятия и организации-потребители оплачивают продукцию снабженческо-бытовым (оптовым) организациям. Оптовая цена промышленности помимо оптовой (отпускной) цены включает в себя снабженческо-сбытовую (оптовую) наценку или скидку и НДС. Снабженческо-сбытовая наценка или скидка – это цена на услугу по снабжению и сбыту.
         Разновидностью оптовой цены  промышленности является цена  биржевого товара (или биржевых  сделок). Эта цена формируется  на базе биржевой котировки  и надбавок или скидок с  нее в зависимости от качества товаров, расстояния товара от места поставки, предусмотренного биржевым контрактом.
         Таким образом, цены различаются  в зависимости от того, на какой  стадии товародвижения они формируются.  Обычно массовый товар проходит  три стадии товародвижения:
    предприятие – оптовая торговля;
    оптовая торговля – розничная торговля;
    розничная торговля – потребители.
     Этим стадиям товародвижения  соответствуют три вида цен:
    оптовая цена предприятия (отпускная цена), ее еще называют ценой изготовителя;
    оптовая цена промышленности;
    розничная цена.
         Цены на строительную  продукцию. Продукция строительства оценивается по трем видам цен:
      сметная стоимость – предельный размер затрат на строительство каждого объекта;
      прейскурантная цена – усредненная сметная стоимость единицы конечной продукции типового строительного объекта;
      договорная цена, устанавливаемая по договоренности между  заказчиками и подрядчиками.
         Закупочные цены – это цены (оптовые), по которым реализуется сельскохозяйственная продукция сельскохозяйственными предприятиями, фермерами и населением. На практике закупочные цены для отдельных хозяйств трансформируются в средние цены фактической реализации, в которых учтены цены и количество продукции, проданной по различным каналам реализации. Закупочные цены – это договорные (свободные) цены, они устанавливаются в зависимости от соотношения спроса и предложения.
         По своему составу закупочная  цена состоит из: во-первых, себестоимости,  во-вторых, размера прибыли и,  в-третьих, НДС.
         Тарифы грузового и пассажирского транспорта – плата за перемещение грузов и пассажиров, взимаемая транспортными организациями с отправителей грузов и населения. Составные элементы тарифа – издержки и прибыль транспортных организаций и НДС.
         Особенностью формирования издержек  в этой отрасли является то, что затраты грузового транспорта  состоят из двух частей: ставки  за начально-конечные операции (погрузка  и выгрузка) и ставки за движенческую  операцию.
         Розничные цены – цены, по которым товары реализуются в розничной торговой сети населению, предприятиям и организациям, они являются конечными. По этим ценам товары выбывают из сферы обращения и потребления в домашнем хозяйстве или в производстве.
         Состав розничной цены характеризуется следующими экономическими элементами, ее образующими: оптовой ценой промышленности, НДС и торговой надбавкой или торговой скидкой, а также налогом с продаж. Торговая надбавка состоит из издержек торговых организаций и их прибыли для продолжения их деятельности. Торговая надбавка устанавливается предприятиями розничной торговли в процентах к ценам приобретения товаров (с НДС)
         Разновидностью розничной цены  являются аукционная цена. Аукционная  цена – цена товара, проданного  на аукционе. Она может существенно отличаться от рыночной цены, поскольку отражает уникальные и редкие свойства и признаки товаров и в значительной степени зависит от уровня профессионализма лица, проводящего аукцион.
         Цены на бытовые и коммунальные услуги – это плата за различного рода услуги, оказываемые населению бытовыми и коммунальными службами. К ним относятся: цены на услуги прачечных, парикмахерских, химчисток, цены на ремонт одежды и обуви, а также платы за квартиру, телефон и пр. Цены на эти услуги включают в себя себестоимость, прибыль и НДС.
         Цены, обслуживающие внешнеторговый оборот, обладают следующими специфическими чертами:
    отражают внешнеэкономические связи государства с другими странами;
    находятся в зависимости от цен мировых рынков, отражающих условия производства и реализации мирового хозяйства.
         Внешнеторговые цены используются  при экспорте товаров и их  импорте. Внешнеторговые сделки  осуществляются, как правило, на  базе цен мировых товарных  рынков.
         Мировая цена есть денежное выражение мировой интернациональной стоимости. Она формируется под воздействием спроса и предложения того или иного товара на мировом рынке, колебаний валютных курсов и т.д.
         Мировые цены находятся под  значительным влиянием государства, которое проводит регулирование внешнеэкономической деятельности через лицензирование, квотирование, субсидирование экспорта и импорта. На мировые цены большое влияние оказывает инфляция.
         Цена товара при рыночных взаимоотношениях  продавца и покупателя приобретает всеобщий характер. Распространяется она и на товары не имеющих собственной стоимости, цена земли, девственного леса, акций и другие объекты купли-продажи, принадлежащим частникам, монополистам. В основе динамики цен главную роль играют факторы, изменяющие величину стоимости товаров. К ним относятся: средства механизации и автоматизации технологических процессов; использование дешевых заменителей материала; совершенствование организационных и учет социальных факторов, в целях повышения производительности труда, изучение коньюктуры рынка, насыщенности его товарами. Особенность тех или иных факторов более подробно рассматривается нами в разделе ценообразования. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2.  Ценообразование на различных типах рынка 

2.1  Основы методов ценообразования 

         Различают два подхода в методологии ценообразования: стоимостной или затратный, и полезностный. Затратный метод опирается на трудовую теорию стоимости Маркса. Согласно ей, цена опирается совокупностью затрат на производство, или издержками производства. К ним производители добавляют определенную сумму денег, составляющую, чаще всего, среднюю прибыль.
         Однако подход к ценообразованию  на основе трудовой теории  стоимости испытывает значительные  трудности в определении цены товаров и услуг, не имеющих трудового происхождения (например, цена земли, природных ресурсов в целом), являющихся естественным фактором производства.
         Полезностный подход к ценообразованию опирается в целом, на маржинализм. Этот подход исходит из субъективного желания потребителя извлечь максимум полезности из своих ограниченных ресурсов (бюджета).
         Механизм ценообразования включает  следующие технологические стадии: изучение допустимого уровня  цены и качества товара на  различных рынках; определение уровня издержек производства и реализации товара в зависимости от объема производства и с учетом фактора времени, а также уровня цен на оборудование, сырье и материалы; оценка возможной массы прибыли и чистой прибыли при различных объемах продаж с учетом выплаты налогов, процентов за кредит и других обязательных платежей из прибыли; оценка конкурентоспособности данного товара; согласование уровня надбавок и скидок к цене с основными покупателями товара; постоянное изучение конъюнктуры рынка и эффективности цены, своевременное ее снижение для расширения масштабов спроса. Механизм ценообразования требует наличия достаточного объема ценовой информации и компетенции работников.
         На современном этапе рыночных  отношений еще не сложился  приоритетный метод ценообразования. Рыночные цены осуществляются стихийно, в процессе конкуренции между различными товаропроизводителями.
         Совершенная (чистая) конкуренция – это соперничество многочисленных производителей, при котором влияние каждого участника экономического процесса на общую ситуацию рынка настолько мало, что им можно пренебречь. В условиях совершенной конкуренции существует очень большое число фирм, производящих стандартизированный продукт. Основными чертами совершенной конкуренции являются:
         1) Очень большое число независимо действующих продавцов, обычно предлагающих свою продукцию на высоко организованном рынке. Примером служат фондовая биржа и рынок иностранных валют;
          2) Стандартизированная продукция. Конкурирующие фирмы производят стандартизированную, или однородную продукцию. При данной цене потребителю безразлично, у какого продавца покупать продукт.
          3) «Соглашающийся с ценой». На чисто конкурентном рынке отдельные фирмы осуществляют незначительный контроль над ценой продукции. Это свойство вытекает из предшествующих двух. В условиях чистой конкуренции каждая фирма производит настолько небольшую часть от общего объема производства, что увеличение или уменьшение ее выпуска не будет оказывать ощутимого влияния на общее предложение, или, следовательно, цену продукта.
          4) Свободное вступление и выход из отрасли. Новые фирмы могут свободно входить, а существующие фирмы – свободно покидать чисто конкурентные отрасли. В частности, не существует никаких серьезных препятствий – законодательных, технологических, финансовых и других, - которые могли бы помешать возникновению новых фирм и сбыту их продукции на конкурентных рынках.
         В результате всего этого на  таком рынке ни один из продавцов  и покупателей не способен  оказать решающего влияния на  цену и масштабы продаж. Однако такая модель конкуренции и ценообразования практически не существует в реальности. 

 2.2  Ценообразование на рынке несовершенной конкуренции 

         Для современной рыночной экономики  характерна несовершенная (ограниченная) конкуренция – конкуренция в условиях, когда фирмы имеют возможность контролировать цены на продукцию, которую они производят. Она выступает обычно в трех   основных видах.
     –   Чистая монополия; 
     –   Монополистическая конкуренция;
     –   Олигополия. 

         Чистая монополия. Абсолютная, или чистая, монополия существует, когда одна фирма является единственным производителем продукта, у которого нет близких заменителей. Это конкуренция потребителей (электроснабжение, газоснабжение, железнодорожные перевозки…).
      Суть ее составляют – 
         Единственный продавец. Чистый, или абсолютный, монополист есть отрасль, состоящая из одной фирмы. Одна фирма является единственным производителем данного продукта или единственным поставщиком услуги; следовательно, фирма и отрасль – синонимы;
         Нет близких заменителей. Из первого признака следует, что продукт монополии уникален в том смысле, что не существует хороших или близких заменителей. С точки зрения покупателя, это означает, что нет приемлемых альтернатив. Покупатель должен покупать продукт у монополиста или обходиться без него.
         То, что не существует близких  заменителей монополизированного  продукта, имеет важное значение  для рекламы. В зависимости  от типа предполагаемых продукта  или услуги монополист может заниматься или не заниматься широкой рекламой и деятельностью по стимулированию сбыта.
         Заблокированное вступление. Чистый монополист не имеет прямых конкурентов. Причина такому отсутствию конкуренции есть. Это экономические, технические, юридические и другие, определенные препятствия, чтобы удерживать новых конкурентов от вступления в отрасль. Вступление в условиях чистой монополии заблокировано. 

         Монополистическая конкуренция. Монополистическая конкуренция – представляет собой рыночную структуру с элементами совершенной конкуренции и чистой монополии. Она характеризуется следующими чертами: дифференциация продукта. Каждая фирма производит товары, отличные от других фирм; обладание некоторой доли монопольной власти, полученной производителем в результате дифференциации продукта; устойчивость клиентуры. Если цена продукта повышается, фирма не теряет всех своих покупателей; игнорирование соперников, независимо действующих на рынке; отсутствие серьезных преград для вхождения в отрасль.
         Таким образом, в условиях монополистической конкуренции экономическое соперничество сосредотачивается не только на цене, но и на неценовых факторах. Вход на рынок монополистической конкуренции достаточно свободен и определяется, главным образом, размерами капитала. Однако по сравнению со свободной конкуренцией он не настолько легок и может ограничиваться патентами фирм на свою продукцию, авторскими правами на торговые знаки и др. Основная сфера деятельности этого вида монополий – конкурентная розничная торговля.
         Различия между монополистической  и чистой конкуренцией весьма  значительные. Для монополистической  конкуренции не требуется присутствия  сотен или тысяч фирм, достаточно  сравнительно большого их числа,  скажем 25, 35, 60 или больше, но не  тысячи.
         Из наличия такого числа фирм  вытекает несколько важных признаков  монополистической конкуренции.  Каждая фирма обладает относительно  небольшой долей всего рынка,  поэтому она имеет очень ограниченный  контроль над рыночной ценой.  

         Олигополия. Олигополия – имеет место на рынке с господством немногих фирм, оказывающих существенное влияние на цены, по которым продается товар множеству покупателей. Фирмы находящиеся в таких условиях, являются взаимозависимыми, поведение любой из них оказывает непосредственное воздействие на конкурентов и само испытывает на себе влияние с их стороны. На олигополистическом рынке проникновение в отрасль ограничивается как величиной капитала, необходимого новой фирме для внедрения в отрасль, так и контролем действующих производителей над новейшей техникой и технологией производства.
         Выдающаяся черта олигополии  – «немногочисленность». Когда относительно  малое число фирм господствует  на рынках товаров или услуг,  отрасль является олигополистической.
        Есть две взаимосвязанные черты олигополистического ценообразования. С одной стороны, олигополистические цены имеют тенденцию быть негибкими, или «жесткими». Цены при олигополии изменяются реже, чем в условиях чистой конкуренции, монополистической конкуренции и в некоторых случаях чистой монополии. С другой стороны, олигополистические фирмы изменяют свои цены все вместе, одновременно. Олигополистическое ценовое поведение предполагает наличие стимулов к согласованным действием, или тайному сговору, при назначении и изменении цен. 
 

Глава 3.  Выбор метода ценообразования 

         Максимальная цена определяется  спросом, а минимальная – издержками. Это общий, простой, но достаточно  широко распространенный смысловой  подход к ценообразованию. Однако  цена товара устанавливается в конечном счете с учетом социально – экономических, организационно – технических и других факторов. В предыдущих разделах данной темы мы рассмотрели основы ценообразования, виды цен в различных типах производства и рыночных отношений. Переход к рыночной экономике потребовал новых методов, принципов и подходов к ценообразованию и формированию модели цены, которые коренным образом отличаются от принципов построения цен в централизованной экономике.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.