На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Культура в XVI

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 31.05.2012. Сдан: 2010. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


                                                 ВВЕДЕНИЕ 

      Прошлое минуло безвозвратно. Но ушедшие поколения  не напрасно прожили свою жизнь. Плоды  их трудов, духовные подвиги составляют ценнейшее наследие народа. Восстановить это наследие помогают исторические источники, воплотившие в себе остатки прошлого.
      В данной работе рассмотрена культура XVI в. Эта тема актуальна для нашего времени, в ней рассматриваются все значимые события, оставившие отпечаток в истории, а также культура наших предков, живших в то время.
      От  древних периодов сохранились вещественные памятники – могильники, поселения, святилища, орудия труда и украшения, оружие и домашняя утварь.
      Фольклор  сохранил древние предания и легенды. Сказители и певцы передавали их из уст в уста.
      Письменные  источники XVI в. Отражают жизнь народа наиболее полно и всесторонне. Это писаные законы и договоры, летописи, сказания, записки иностранцев, жития святых.
      На  долю России выпало много бед и  страданий, славы и величия. Вам  предстоит оценить наследие предков, создавших высокую и яркую культуру. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                             ХУДОЖЕСТВЕННОЕ РЕМЕСЛО 

      1.1 Письменность и книга.
      Преодоление раздробленности ускорило формирование великоруской народности и русского языка. Основу разговорного языка составил ростово-суздальский диалект. (В книжной письменности сохранялся церковно-славянский язык.)
      Монастыри сохранили значение культурных центров, хранителей книжных богатств. Возвышение Москвы создало почву для расцвета московского летописания. В дни похода на Новгород Иван III взял с собой дьяка, умеющего говорить по старым летописям. Московские летописи приобретают значение политического документа, призванного обосновать претензии московских великих князей на общерусскую власть. Местные летописи изымались из старых княжеских столиц и их переделывали в Москве.
      Круг  чтения образованных людей XVI в. включал светскую литературу, в частности «Повесть о Петре и Февронии», лирическое произведение о любви муромского князя, победителя злокозненного дракона, и крестьянской девушки Февронии. В XV в. московская живопись пережила свой золотой век. Традиции Андрея Рублева создали прочное основание для дальнейшего развития московской художественной школы» Крупнейшим русским художником был Дионисий. Он родился в середине XV в., а умер в начале XVI в. Считается, что Дионисий работал преимущественно в Москве и был близок ко двору Ивана III. В действительности иконописец рано покинул столицу и переселился в Волоцкий удел. Там он работал по заказам князя Бориса Волоцкого и игумена Иосифа Волоцкого.
      В конце жизни Дионисий отправился на Север, где расписал Рождественский собор в Ферапонтовой монастыре. Фрески Дионисия проникнуты гармонией и изяществом. В центре его творений стоит обобщенно-идеализированный образ совершенного человека. 

      1.2 Архитектура.
      Новые черты, обозначившиеся в облике Успенского собора, еще ярче выразились в архитектуре  Архангельского собора, построенного итальянским архитектором Алевизом Новым в 1505—1508 гг. Собор служил усыпальницей московских государей.
      Старый  московский Кремль, воздвигнутый при Дмитрии Донском из «белого камня» — известняка, давно обветшал. Из-за множества заплат его полуразвалившиеся стены издали казались деревянными. Иван III нуждался в новой резиденции, отвечавшей мощи и великолепию его власти. Для перестройки Кремля он пригласил миланского инженера Пьетро Антонио Солари, Марко Руффо и других строителей. В 1487 г. Марко Руффо приступил к сооружению Беклемишевской башни. Антон Фрязин выстроил Тайницкую и Свибловскую (ныне Водовзводную) башни, завершив укрепление южной части Кремля. Пьетро Солари воздвиг башни у Боровицких и Константино-Еленинских ворот, а затем вместе с Марко Руффо заложил новую Фроловскую (ныне Спасскую) проездную башню. Солари вывел стену до Боровицкой башни, а также от Никольской башни до Неглинной, где построил Собакину (ныне Угловая Арсенальная) башню с родником. Новые укрепления Кремля были построены из кирпича. Башни получили шатровые надстройки в XVII в. После смерти Солари строительные работы продолжил инженер Алевиз из Милана. Он завершил строительство замка в 1515 г. Кремль стал не только резиденцией московского монарха, но и символом нарождавшейся Российской империи.
      Первая  половина XVI в. стала временем расцвета шатровой архитектуры. Первым шатровым храмом была церковь Вознесения, воздвигнутая в великокняжеской усадьбе — селе Коломенском в 1530-1532 гг. Этот придворно-княжеский храм являлся одновременно храмом-мемориалом. Церковь Вознесения явилась памятником в честь рождения в великокняжеской семье наследника, будущего царя Ивана Грозного.
      Блистательная эпоха итальянского Возрождения  оказала глубокое воздействие на всю Европу. В этом отношении Русь не была исключением. В конце XV в. казалось, что Россия, потеряв духовного пастыря в лице Византии, готова искать пути сближения с западным христианским миром. Однако разрыв с греками после Флорентийской унии и падения Византии, отказ от наметившегося поворота в сторону католического Запада положили начало кризису московской духовной культуры. Торжество официальной церкви и самодержавных начал, утверждение идеи исключительности Москвы — «третьего Рима» способствовали изоляции России в то время, когда она остро нуждалась в развитии культурных и прочих связей со странами Западной Европы.
      Наиболее  хорошо сохранились известные росписи  Ферапонтова монастыря. Для Дионисия и его круга свойственно богатство и праздничность декоративного убранства. Светлые и радостные краски фресок напоминают прозрачностью и нежностью полутопа акварелей. Как считают некоторые искусствоведы, в отличие от Андрея Рублева, которого интересовал прежде всего внутренний мир человека, у Дионисия больше стремления к внешней красивости и декоративности.
      Дионисий  и его ученики изготавливали  и житийные иконы. Государство начинает оказывать все большее воздействие на развитие живописи. Стоглавый собор 1551 г. возводит иконописапие Рублева в канон. Художники должны были работать под контролем церковной и светской власти, Живопись стали более тесно связывать с текстом библейских сюжетов, соответствия которым теперь стали требовать от художников гораздо настойчивее. Композиции становятся дробными, лаконизм художественных средств был утрачен.
      Довольно  характерным памятником живописи первой половины XVI в. являются фрески московского Благовещенского собора, выполненные под руководством мастера Феодосия, сына Дионисия. Здесь на стенах и столпах изображены византийские императоры и русские князья, что символизировало преемственность российской великокняжеской и византийской власти.
      Особенно  сильно государственные тенденции  стали проявляться в правление Ивана Грозного. В середине века была создана большая икона «Церковь воинствующая». Она была написана по случаю победы над Казанью и имела замысел подчеркнуть значение церкви и религии.
      К концу XVI в. выработалось своеобразное художественное направление, сосредоточившее главное внимание на живописной технике. По имени известных промышленников и купцов Строгановых это направление получило название строгановской школы. Она достигла замечательного мастерства в изображении фигур, одежды, прорисовки деталей. Техническое мастерство весьма ценилось, и работы перестали быть анонимными. Нам известны имена крупных мастеров строгановской школы: Прокопия Чирина, Никифора, Истомы, Назария и Федора Савиных. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                   ЭЛЕМЕНТЫ НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ 

      2.1 Летопись
      Литература  рубежа веков в наибольшей степени  оказалась связана с общественно-политической мыслью.
      В посланиях Сильвестра развивались  мысли о высокой ответственности царя перед богом, высказывалась идея о необходимости ограничения монастырского землевладения, о «мудрых подвижниках царя».
      Сильвестр же написал (или отредактировал) знаменитый «Домострой» — своеобразную энциклопедию домашнего хозяйства и моральных норм XVI в.
      Выходец из русских земель Великого княжества  Литовского И.С. Пересветов служил долгое время польскому королю, затем чешскому и венгерскому. В конце 1550-х гг. он оказался на службе у великого князя московского. В своих челобитных он, ссылаясь на печальную судьбу Византии, предлагал в качестве образца мудрого и сильного правления турецкого Магмет-султана. Многое, о чем писал Пересветов, вовсе отсутствовало в Турции, но ему важно было обосновать идею централизованной дворянской монархии.
      Поддерживал царскую власть, но по-своему, и митрополит Макарий — сторонник идеи сильной церкви. Из круга его сподвижников вышел целый ряд произведений, направленных к прославлению и возвеличиванию церкви. Был создан грандиозный свод житий святых «Великие Четьи Минеи». Это была претензия на своего рода религиозную энциклопедию.
      Церковные идеи встречали сопротивление со стороны различных Кругов общества. Так, в середине XVI в. возникла «Беседа валаамских чудотворцев Сергия и Германа», в которой звучала резкая критика современного монашества и монастырского землевладения.
      Одним из ярчайших памятников общественно-политической мысли и литературы того времени была переписка Грозного и Курбского. Последний — крупный военачальник и близкий царю человек — в 1564 г. бежал в Литву. Он написал письмо Грозному с объяснением своего поступка, тот ответил. Завязалась переписка. Если Курбский был, как уже отмечалось, сторонником правления государя с опорой на знать, то Грозный старался доказать божественное происхождение самодержавной власти.
      Кроме послания Курбскому, Ивану Грозному принадлежит еще несколько посланий разным лицам. В них он старался обосновать осуществлявшиеся им мероприятия в области внутренней и внешней политики. Используя идею божественного происхождения царской власти, Грозный хотел поднять ее на недосягаемую высоту. Причем понятие неограниченной власти у него заметно отличалось от взглядов Пересветова по этому вопросу. Пересветов выдвигал идею сильной власти, которая управляла бы на основе определенных законов. Грозный же настаивал на абсолютной свободе воли самодержца, оправдывая любой произвол с его стороны.
      Очень интересны сочинения Ермолая  Еразма. Его сочинение «Благохотящим царем правительница и землемерие», пожалуй, впервые обращало внимание на тяжелое положение населения, предлагало изменить систему налогообложения.
      Одним из значительных произведений стала «Повесть о разорении Рязани Батыем», которая находится в одном из сборников XVI в. Это произведение воспевает мужество русских людей перед лицом страшной опасности, R нем идет речь о богатыре Евпатии Коловрате, который, узнав о нападении Батыя на Рязань, быстро прибыл из Чернигова и, догнав монголов в Суздальской земле, напал на них.
      Разорению Руси монголами посвящено и сочинение  Серафима Владимирского. «Повести об Александре Невском и псковском князе Довмонте» повествуют о борьбе с немецкими и шведскими захватчиками. Повесть об Александре Невском открывалась «Словом о погибели Русской земли» — произведением, изумительным по своему пафосу и поэтическому звучанию.
      По  мере роста Москвы и Твери на передний план выдвигается их литература. Яркие произведения: «Повесть об убиении князя Михаила Ярославича в Орде» и «Повесть о Шевкале» повествуют о драматических событиях, связанных с Тверью.
      Со  временем пальма первенства окончательно переходит к Москве. Вместе с ней русская литература вступает в полосу своего подъема. Это время значительного южнославянского влияния на Русь и ее культуру. Этим обусловлен новый, экспрессивно-эмоциональный стиль литературных произведений того времени.
      Целый цикл произведений возникает под  влиянием Куликовской битвы. Это и летописная повесть, вошедшая в состав многих летописей, и появившаяся в конце XIV в. «Задоншина», автором которой был «Софоний старец рязанец». Данное произведение идейно, да и стилистически тесно связано со «Словом о полку Игореве», оно показывает живую связь московского периода нашей истории с Киевской Русью.
      В следующем XVI столетии официальный характер московского летописания усилился. В нем широко используются различные официальные документы. По мнению Я.С. Лурье, летописание велось в этом столетии с большей тщательностью и полнотой, чем в предшествующее время, господствовало официальное и сугубо централизованное летописание. Летописи XVI в. почти никогда не «спорят» между собою; они лишь послушно реагируют на изменения в государственной политике.
      Одним из таких памятников официального московского  летописания является Воскресенская  летопись (по Воскресенскому монастырю  в Новом Иерусалиме), которая доведена до 1540-х гг.
      При Иване Грозном был составлен  «Летописец начала царства великого князя Ивана Васильевича», охватывавший события с 1534 по 1553 г. и посвященный обоснованию необходимости самодержавной власти.
      В начале 1550-х гг. была завершена работа над огромным компилятивным летописным сводом — Никоновской летописью, авторы которой весьма вольно обращались со своими источниками. В третьей четверти XVI в. при участии самого Ивана Грозного была составлена «Царственная книга» — большая, богато иллюстрированная рукопись.
      Но  в опричном 1568 г. официальное летописание  прекратилось. Вновь оно возобновилось через 60 лет, но уже не при царском, а при патриаршем дворе.
      Надо  отметить, что в области исторического  знания уже в XVI в. наметились изменения, которые свидетельствуют если не об изживании летописного жанра, то о прекращении его доминирования. Так, новой по форме изложения была составленная в третьей четверти XVI в. «Книга степенная царского родословия». Здесь изложение велось не по годам, а по «степеням» или «граням», т.е. исторический материал группировался по правлениям князей и митрополитов. Основная идея — союз великокняжеской власти с церковью, исключительное значение православия и церкви в истории России. Этой идее подчиняется изложение самого материала, которое начинается не от Ноя, а от первых христианских князей на Руси — Ольги и Владимира. Однако следует отметить, что многие события русской истории передаются неточно.
      Новый тип исторического сочинения  — «История о Казанском царстве», которая посвящена определенному сюжету — покорению Казани Иваном Грозным. Здесь также нет погодного изложения материала.
      Среди исторических сочинений, выпадающих из летописной традиции, надо назвать также «Повесть о прихождении Стефана Батория на град Псков» и «Историю о великом князе Московском» князя А.М. Курбского. Последний является, видимо, первым историком правления Грозного. Он делит это правление на два периода — первый, когда Иван правил вместе с мудрыми советниками, и второй, наступивший после падения Избранной Рады, когда из-за того, что он стал преследовать своих советников, его постигли неудачи во внутренних и внешних делах.
      С образованием единого государства  усилилось стремление осмыслить историю России в связи со всемирной историей. Вот почему получили дальнейшее распространение хронографы. Наиболее известен хронограф редакции 1512 г., описывающий события византийской, южнославянской и русской истории.
      Литературу  Древней Руси очень трудно отделить от исторических знаний, так как в основе литературных произведений лежали исторические факты, да и сами эти произведения нередко входили в качестве составных частей в летописи. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                     КРЕСТЬЯНСКИЙ БЫТ 

      3.1 Горький вкус крестьянского  хлеба
      В те далекие времена все больше не поля, а леса покрывали русскую землю. По весне под ударами топоров падали в лесу деревья. Те, что покрупнее, шли на строительство, остальные сжигали. Обгоревшие пни оставляли до времени, уголья же разбивали и удобряли ими почву. Так шаг за шагом человек освобождал от леса многие тысячи гектаров пахотной земли, которая становилась его кормилицей.
      С тех пор на Руси из года в год осенью и весной на полях начиналась пахота: тянет лошадка деревянную соху, а пахарь идет сзади, правит, чтобы борозда вышла ровная. В старинных русских былинах часто упоминается о сохе и пахаре (ратае):
      Орет  в поле ратай, понукивает,
      Сошка у ратая поскрипывает,
      Омешки  по камешкам исчеркивают,
      С края в край бороздки дометывают.
      В край он уедет — другого не видать,
      Коренья, каменья вывертывает,
      Великие те все каменья в борозду валит.
      Крестьянин  пахал землю сохой два-три раза, ибо плохо она рыхлила почву. После нахоты поле боронили. "Сито вито о четыре угла, пять пятков, пятьдесят прутков, двадцать пять стрел" - так описана борона в мудреной народной загадке. Действительно, борону связывали в виде решетки из продольных и поперечных планок с набитыми деревянными зубьями.
      Соха  и борона в поле словно соревновались  между собой, спор вели, кто важней. "Глубже да уже", — упрекала борона соху. "Шире да мельче", — отвечала ей соха.
      Вслед за осенним боронованием наступало  время озимого сева. После него земледельческие работы прекращались до самой весны. Но и зимой дума о хлебе не оставляла крестьянина: достаточно ли выпадет снега, не померзнут ли посевы. Зимой надо было привести в порядок износившиеся соху и борону, починить телегу, накопить навоз.
      А весной, как только сходил с полей снег, подсыхала и размягчалась земля, крестьянин распахивал яровое поле. Подростки подвозили навоз. Работа эта не очень приятная, но крайне нужная. Не случайно говорится: "Клади навоз густо, чтобы не было в амбаре пусто". По унавоженному полю вновь проходила соха, смешивая удобрение с истощившейся, обессиленной землей.
      Весна — пора ярового сева. По множеству  примет точно угадывали его срок — не раньше, не позже, иначе не будет доброго урожая. "На всякое семя — свое время": береза станет распускаться — сей овес, зацвели яблони — пора сеять просо, начала куковать кукушка — время сеять лен. Таковы народные приметы.
      А что нужно для хорошего урожая? Это крестьянин знал твердо: солнышка побольше, в меру дождей, а сорняков и вредных насекомых поменьше. Увы, природа далеко не всегда была благосклонна к людям. Один из самых страшных неурожаев пришелся на начало XVII в. Все лето 1601 г. шли проливные дожди. Хлеб не вызрел, а в августе его и вовсе побили ранние морозы. На следующий год ни озимые, ни яровые не дали всходов, а там, где они все-таки пробились, их уничтожили ранние холода. Начался страшный голод, какого еще не знали на Руси.
      Но  вернемся к севу. К ответственному этому делу крестьянин готовился особо: накануне мылся в бане, чтобы хлеб уродился чистым, без сорняков. В день сева надевал белую рубаху и с лукошком на груди выходил в поле. На сев приглашали священника совершить молебен и окропить поле святой водой. Сеяли только отборное зерно. "Лучше голодай, а добрым семенем засевай" — гласит народная мудрость. Забирал сеятель из лукошка пригоршню зерна и через каждые два шага размеренным движением руки разбрасывал его веером налево и направо. Поэтому-то для сева выбирался тихий, безветренный день.
      Что сеял крестьянин? Лишь то, что было отобрано и проверено вековым опытом: рожь, пшеницу, овес, ячмень, гречиху. Пшеница считалась самой прихотливой из всех злаковых культур. Чувствительная к любым изменениям погоды, она к тому же требовала особенно тщательной обработки почвы, которую сильно истощала. Повезет — будет добрый урожай и хороший заработок, ведь из благородной пшеничной муки пекли отменный белый хлеб для барского стола. А нет, так весь труд пойдет насмарку. Рожь — основная кормилица крестьян, наоборот, самая неприхотливая и надежная культура. На нее почти всегда урожай, а значит, и черный каравай на крестьянском столе. "Хлебец ржаной — отец наш родной, гречневая каша — матушка наша", — говаривали на селе. Удобно было иметь дело с гречихой. Посадишь ее на худой земле, она же ее и удобрит. Гречиха и траву сорную забьет, и почву сделает сочной и мягкой, поэтому любил крестьянин чередовать гречиху с другими культурами, зная, что после нее всякий хлеб хорошо родит. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      3.2 Крестьянское жилище  и утварь
      Веками  крестьяне приспосабливали жилище к своему образу жизни. В "Повести временных лет" много слов, имеющих отношение к русскому народному жилищу XII в. — "изба", "печь", "клеть", "сени", "полати". Прошли столетия, а слова эти по-прежнему живы и знакомы не только сельским жителям.
      Росло хозяйство, и жилище крестьянина становилось больше. В IX-X вв. хватало семье избы да сеней. В XVI-XVII столетиях обычной стала "изба, да клеть, да меж ими сени".
      Сени  — своеобразный тамбур между улицей и жилой частью дома, защищающий его от холодного воздуха. Летом в сенях спали. Кроме того, сени соединяли жилую и хозяйственную части дома. Через них можно было выйти в сарай, на скотный двор, на чердак, в подпол. Не случайно сени в деревнях по сей день называют мостом. В другой части крестьянского дома — клети — хранилась разнообразная крестьянская "рухлядь": одежда, обувь, домашняя утварь. Но нередко в клети жили молодые семейные пары. Главной же частью любого крестьянского дома была комната с печью. Она-то и дала название всей постройке — "изба". "Догадлив крестьянин, на печи избу поставил" — гласит русская пословица. Действительно, печь — душа крестьянского дома. Она и кормилица, и поилица, и тела согревательница. Без печи нет избы. Само слово "изба" произошло от древнего "истба", "истопка". Изначально избой называлась отапливаемая часть дома.
      Сложить хорошую печь — дело непростое. Лишь специалист-печник брался за эту ответственную работу. Сначала прямо на земле устанавливали опечье -небольшой деревянный сруб, служивший фундаментом печи. На него настилали доски и выкладывали на них днище печи — под, ровный, без наклона, иначе выпекаемый хлеб получался кособоким. Над подом сооружали из камня и глины свод печи.
      Мастер-печник до тонкостей знал свое дело. Опасно было обидеть его, не накормить как следует или недоплатить при расчете. Возьмет да и вставит из мести в кладку трубы гусиное перо или замурует горшок отверстием наружу. Как затопят печь, так начнет она стонать или свистеть, хоть из дома беги. А то кирпичом еще трубу заложит, и пойдет печь дымить, хозяев морить.
      Однако все эти байки о печных трубах более позднего происхождения. В старину избы топились по-черному — печь не имела трубы. Конечно, дым в доме — не самое приятное, но старая пословица учит: "Горечи дымной не претерпев, тепла не видать". Хотя стены и потолок покрывались сажей, с этим приходилось мириться: печь без трубы была дешевле в строительстве и требовала меньше дров. К тому же дым хорошо дезинфицировал жилище, в нем не заводились насекомые. Если же крестьянин занимался рыболовством и под потолком в курной избе развешивали сети, то служили они, прокоптившиеся, в несколько раз дольше.
      Русская печь со временем приобрела массу  удобных приспособлений. Например, шесток-полочку перед устьем (отверстием) печи, на котором хозяйка могла держать в тепле приготовленную пищу. На шестке в сторонку сгребали раскаленные угли для следующей растопки. В боковой стене печи делали неглубокие нишки — печурки, где обычно сушили мокрые рукавицы, лучину. В теплом опечье в зимнее время держали домашнюю птицу.
      Русская печь — удивительное изобретение. Каких только профессий она не знает! Главная из них — давать людям тепло. Ведь мороз в тридцать градусов не был редкостью на Руси. Печь, занимавшая почти четверть площади жилища, несколько часов протапливалась, но, нагревшись, держала тепло и обогревала помещение в течение целых суток. В печи готовили пищу: пекли хлеб и пироги, варили кашу, щи, пиво, тушили мясо, рыбу, овощи. И все получалось удивительно вкусным и питательным. Кроме того, в печи сушили грибы, ягоды, рыбу. На печи, на самом теплом местечке, обычно спали старики, а на пристроенных сбоку полатях дети. И наконец, самое неожиданное применение русской печи — парная. Если у крестьянина не было бани, печь в какой-то степени могла заменить ее. После топки из печи удаляли угли, хорошенько подметали и настилали солому. Любитель попариться залезал в печь ногами вперед и ложился на солому. За ним закрывали заслонку. Если надо было поддать пару, прыскали водой на раскаленный свод. Парясь, похлестывали себя березовым веником. Правда, обмываться водой приходилось в сенях.
      С печью связано немало любопытных преданий и народных обычаев. Считалось, что за печью живет домовой — хранитель домашнего очага. Во время сватовства за печью по традиции прятали невесту. В русских народных сказках печь часто неотъемлемо связана с главным персонажем: Емеля, например, разъезжал на печи по городу, а богатырь Илья Муромец много лет просидел на печи беспомощным, пока не обрел силу 
 

 

      
                                            ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

      Судьба  русской культуры и прекрасна, и драматична. Прекрасна потому, что оставила заметный след в отечественной истории. Трудно представить нашу культуру без "Слова о полку Игореве", рублевской "Троицы", Московского Кремля, собора Василия Блаженного, сокровищ Оружейной палаты и многого другого.
      Драматична  же потому, что, как всякое явление  своего времени, культура средневековья  исторически была обречена. С началом петровских реформ изменился ее характер — она лишилась своего религиозного содержания и стала по преимуществу светской. Словно забыв свои византийские корни, русская архитектура, живопись, декоративное искусство стали осваивать западный художественный опыт. Получила развитие скульптура, почти неизвестная в Древней Руси. Изменился облик городов. Да и сами горожане преобразились — стали иначе одеваться, питаться, усвоили новые нормы поведения.
      Немало  воды утекло с того далекого времени, культуре которого посвящена эта книга. Растеряв много ценного на этом пути, люди, наконец, становятся мудрее и бережливее. Возрождаются из небытия многие русские традиции и обряды. Растет интерес к народной культуре и быту. Хочется надеяться, что это не временное увлечение, не дань мимолетной моде, а серьезное желание восстановить прерванную связь времен, освободиться от проклятого комплекса "Ивана не помнящего своего родства". 

                                    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 

      Скрынников  Р. Г. Русь. X-XVII века. С-Петербург: 1999. 352 с.
      Дворниченко А. Ю., Кащенко С. Г., Флоринский М. Ф. Отечественная история (до 1917 года). М.: 2002. 445 с.
      Рябцев Ю. С. История русской культуры XI-XVII века. М.: 1997. 336 с.
      Мунчаев Ш. М., Устинов В. М. История России. М.: 2000. 656 с.

и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.